Княгиня ольгаисторический портрет

Происхождение и молодость

Доподлинно точно неизвестна дата рождения княгини киевской Ольги, так как разные летописные источники указывают расхожие числа. Например, в «Степенной книге» указывается, что родилась она в конце IX века, однако прочие источники, где зафиксированы даты её свадьбы, рождения сына и смерти, совершенно противоречат этим утверждениям.

Так, в «Архангелогородском летописце» сказано, что она была выдана замуж в возрасте десяти лет, а умерла на 75 году жизни, из чего напрашивается вывод о дате её рождения примерно от 893 до 928 года. Официальные источники и историки всё же считают, что Ольга родилась в 920 г.

О родителях равноапостольной княгини также ничего доподлинно не известно. Одни утверждают, что Ольга была из знатного рода, другие считают, что будущая правительница Руси воспитывалась простолюдинами, потому и неизвестны имена её родителей. Есть также смелое предположение, что княгиня киевская Ольга была дочерью самого Вещего Олега, но это лишь версия, не подтверждённая фактами. В «Повести временных лет» местом рождения княгини значится деревня Выбуты, находившаяся в Псковской области.

Если верить этой же непроверенной версии, то Вещий Олег познакомил князя Игоря Рюриковича с Ольгой, но, скорее всего, это вымысел. В более точных источниках и житии святой равноапостольной княгини Ольги говорится, что со своим будущим мужем она познакомилась на переправе, где работала, переодевшись в мужскую одежду.

Молодому князю понадобилось переправиться через реку во время охоты и он заприметил лодку. Когда княжич раскусил подлог и понял, что перед ним не мужчина, а прекрасная девушка, то попытался оказать ей некие знаки внимания, получив на это жёсткий отпор. Такая своенравность поразила Игоря не меньше, чем красота девушки.

Когда настала пора князю Рюриковичу искать себе жену, то вспомнил он о прекрасной паромщице, так сильно растревожившей его душу. Тогда и послал он своих гонцов в ту деревню отыскать девицу, что было несложно, потому как Ольга отличалась особой красотой, твёрдостью характера и мудростью, несоразмерной её годам. Так впоследствии и заключился союз между князем Игорем и княгиней Ольгой, которому, однако, не суждено было просуществовать долго.

Доклад на тему Княгиня Ольга

Княгиня Ольга — одна из самых известных правительниц Древнерусского государства, бывшая регентшей при своём сыне Святославе Игоревиче, первая среди правителей Руси принявшая христианство и ставшая равноапостольной святой Русской православной церкви.

Происхождение

Несмотря на такой почтенный статус, множество деталей её биографии остаются загадкой для потомков. Первой такой деталью является её происхождение — до сих пор место и время её рождения является предметом споров среди историков. Некоторые историки во главе с Карамзиным считают датой рождения Ольги 893 год, другие склоняются к 920-м годам. Общепринятая версия гласит, что Ольга родилась в деревне Выбуты, неподалёку от Пскова в семье незнатных крестьян варяжского происхождения.

Брак и начало правления

Легенда, изложенная в «Степной книге» гласит, что Ольга и её будущий муж князь Игорь Рюрикович познакомились на переправе под Псковом. Игорю нужно было переправиться через реку, и поэтому он сел в первую же лодку. Лишь после он заметил, что его лодочник- прекрасная девушка в мужской одежде. Игорь «разгорелся страшным желанием» и стал приставать к ней, на что Ольга отвечала ему отказом. Уже после, когда князю нужно было выбрать себе невесту, он послал к ней гонцов с предложением руки и сердца. Ольга согласилась и стала его женой, чуть позже у них рождается сын, которого они называют Святославом.

Убийство Игоря и месть Ольги

В 945 году, князь Игорь отправился в полюдье (объезд князем подчиненных земель с целью сбора дани). После посещения земель древлян, забрав богатства, разграбив деревни и надругавшись над их жителями, Игорь решился с малой дружиной вернуться к ним еще раз и еще раз собрать дань. Но древляне поняли, что войско князя стало намного меньше, и напали на него, убив Игоря.

Узнав о смерти мужа, Ольга решается мстить. Будучи мудрой женщиной, она решила не идти напролом против древлян, а, собрав силы, выжидать. В скором времени от них пришли послы с предложением свадьбы для того, чтобы объединить древлянские и русские земли. Ольга согласилась, но обманом убила послов. Во второй раз пришли уже другие послы, с которыми он поступила точно так же. Дальше Ольга вместе со своим войском подошла к Искоростени, столице древлян, и, хитростью выманив его жителей, изрубила там около пяти тысяч человек. В 946 году Ольга вновь пошла в земли древлян, разрушив там города и собрав обязательные, уже строго зафиксированные в размере, подати. Но один город не сдался ей — это был Искоростень. Тогда она попросила от его жителей воробьев и голубей в качестве дани. Обрадованные древляне отдали ей требуемое. Она же привязала к птицам горящую ткань и отпутила их обратно. Так Ольга отомстила убийцам своего мужа.

Правление Ольги

Но не только жестокой местью запомнилась княгиня Ольга. После смерти мужа, она стала регентшей при своём малолетнем сыне Святославе, который должен был унаследовать престол. Когда же Святослав повзрослел, Ольга всё равно фактически продолжила правление, поскольку сын её мало интересовался внутренней политикой, проводя ей всё время в военных походах. Ольга осуществила несколько преобразований (в том числе ввела четкую систему сбора дани),основала несколько городов, а так же укрепила связи с другими государствами. Способствовало это и то, что примерно в 957 году во время поездки в Константинополь Ольга принимает христианство, став первой русской правительницей, принявший эту религию и отказавшись от язычества.

Последние годы

Вернувшись, Ольга пытается приобщить к христианству своего сына, но тот остается язычником, боясь осуждения своей дружины. Однако, по некоторым предположениям, именно факт того, что она занималась воспитанием детей Святослава, в том числе и Владимира, мог повлиять на дальнейший выбор религии для Руси наследником престола Святослава.

В 968 году, во время отсутствия Святослава, печенеги нападают на Русь и осаждают Киев. Вернувшись домой, он разбивает врагов, но Ольга просит сына не уходить в очередной поход, поскольку предчувствует скорую смерть. В 969 году она умирает.

Ссылки

  • Ольга (княгиня Киевская) — статья в Циклопедии

  Правители России

Древняя Русь  РюрикОлег ВещийИгорь I СтарыйОльга МудраяСвятослав I ХрабрыйЯрополк IВладимир I СвятойСвятополк I ОкаянныйЯрослав I МудрыйИзяслав IВсеслав I ЧародейСвятослав IIВсеволод IСвятополк IIВладимир II МономахМстислав I ВеликийЯрополк IIВсеволод IIИзяслав IIЮрий I Долгорукий
Владимирская Русь  Андрей I БоголюбскийВсеволод III Большое ГнездоКонстантин I МудрыйЮрий II ВладимирскийЯрослав ВладимирскийАлександр НевскийЯрослав ТверскойВасилий КостромскойДмитрий ПереяславскийАндрей ГородецкийМихаил ТверскойЮрий МосковскийДмитрий ТверскойАлександр Тверской
Московская Русь  Иван I КалитаСимеон I ГордыйИван II КрасныйДмитрий I ДонскойВасилий IВасилий II ТёмныйИван III ВеликийВасилий IIIЕлена ГлинскаяИван IV ГрозныйФёдор I БлаженныйБорис I ГодуновФёдор II ГодуновВасилий IV ШуйскийМихаил I РомановАлексей I ТишайшийФёдор III РомановЦаревна СофьяПётр I Великий
Российская Империя  Пётр I ВеликийЕкатерина IПётр IIАнна I СтрогаяЕлизавета IПётр IIIЕкатерина II Великая • Павел I • Александр I • Николай I • Александр II ОсвободительАлександр III Миротворец • Николай II • Временное правительство
Советская Россия  Владимир ЛенинИосиф СталинГеоргий МаленковНикита ХрущёвЛеонид БрежневЮрий АндроповКонстантин ЧерненкоМихаил Горбачёв
Современная Россия  Борис Ельцин • Владимир Путин • Дмитрий Медведев

Княгиня Ольга и Владимир – креститель Руси

Поделиться


Равноапостольная княгиня Ольга. Художник Юлия Горяная.

Бабушка. Когда мы произносим это слово и закрываем глаза, то видим добрую улыбчивую старушку, которая печёт пирожки и возится на природе со своими внуками, пока их родители работают. И всё же угощение сладостями и маленькие послабления в дисциплине, пока мама с папой не видят, не могут восприниматься как главная роль бабушек

Самое важное, чего мы от них ждём, – это помощь в воспитании наших детей. Бабушки и дедушки вместе с матерью неотступно находятся рядом с ребёнком в первые годы его жизни

И в немалой степени именно от них человеку передаются первые представления о мире, о добре и зле.

Княгиня Ольга вряд ли была доброй бабушкой, которая прощала внукам все шалости. После трагической гибели мужа, князя Игоря, от руки древлян, она не только отомстила убийцам, но одна, крепкой рукой управляла большой страной, дожидаясь, пока вырастет её младенец-сын Святослав. Однако и когда он стал мужчиной, забот у Ольги не убавилось. Святослав почти всё время проводил в военных походах, оставив правление Русью на мать.

Она была мудрой и властной женщиной, страна процветала благодаря её решениям. Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианскую веру. Правила княгиня соответствующе – никто из подданных не мог пожаловаться на её несправедливость, жестокость или неразумность.

Такими же Ольга хотела видеть наследников, среди которых был и Владимир, будущий креститель Руси. Пока отец Владимира, князь Святослав, завоевывал новые земли, Ольга воспитывала в своих внуках уверенность, твёрдую волю и, главное, прививала представления о справедливости и честности. Больше всего она хотела, чтобы её дети и внуки придерживались христианской веры. Ведь Ольга на собственных ошибках узнала, каковы различия между разрушительным язычеством с его человеческими жертвоприношениями и созидающим, стойким христианством.

Владимир почти всё детство провёл в Киеве, рядом с бабушкой. В Ольге он, несомненно, видел не только заботливую и добрую старушку, но уверенную и мудрую правительницу. Он наблюдал за последствиями решений, которые принимала княгиня, и за радостью её подчинённых. Посещал маленький Владимир и храмы, возведённые греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал всё, что рассказывала внукам бабушка.


Равноапостольный князь Владимир — креститель Руси. Художник Юлия Горяная.

Воспитание Ольги действительно не прошло даром для Владимира. Правда, сначала он не был идеальным правителем. Воцарившись в Киеве, он возгордился и пошёл по стопам отца и стал приносить жертвы Перуну. Однако князь быстро понял, что это гибельный путь и что Ольга не зря отринула ложную языческую веру. Только спустя годы Владимир смог по достоинству оценить проницательность своей бабушки. И когда он выбирал, в какую веру креститься самому и крестить свой народ, её пример сыграл не последнюю роль.

По легенде, Владимир выслушал послов разных вероисповеданий – иудеев, мусульман, католиков… Больше всего ему приглянулись православные греки. Однако князь спросил совета у бояр, кто им по душе. «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», — сказали бояре. Тогда у Владимира не осталось сомнений.

Все слышали истории о Крещении Руси в 988 году и Владимире Красно Солнышко. Но мало кто задумывается о том, какую роль в этом сыграла его бабушка – княгиня Ольга. Сегодня и внук князь Владимир и бабушка княгиня Ольга почитаются Православной церковью как святые. А ведь у каждого из нас есть бабушки и дедушки, и они занимают не последнее место в нашей жизни. Они нянчатся с нами, наставляют и внушают доброе отношение к жизни – совсем как когда-то княгиня Ольга своему внуку Владимиру. И в каждом великом человеке — в каждом из нас — обязательно есть частичка того, что с любовью заложили бабушки и дедушки.

Память о святой княгине Ольге

  • В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня, а также два памятника княгине.
  • Со времен Ольги и до 1944 г. на реке Нарве существовал погост и деревня Ольгин Крест.
  • В Киеве, Пскове и в городе Коростень поставлены памятники княгине Ольге. Фигура княгини Ольги присутствует на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.
  • 3 января — День памяти святой княгини Ольги.
  • В честь княгини Ольги назван залив Ольги Японского моря.
  • В честь княгини Ольги назван посёлок городского типа Ольга Приморского края.
  • Ольгинская улица в Киеве.
  • Улица Княгини Ольги во Львове.
  • В Витебске в центре города при Свято-Духовом женском монастыре находится Свято-Ольгинская церковь.
  • В Соборе Святого Петра в Ватикане, справа от алтаря в северном (русском) трансепте, помещено портретное изображение княгини Ольги.
  • Свято-Ольгинский собор в Киеве.
  • Ольгинский храм в городе Коростень.
  • Ордена:
    • Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги — учреждён императором Николаем II в 1915.
    • «Орден княгини Ольги» — государственная награда Украины с 1997.
    • Орден святой равноапостольной княгини Ольги (РПЦ) — награда Русской Православной Церкви.

Памятник княгине Ольге и Владимиру в Пскове, автор Вячеслав КлыковПамятник княгине Ольге, Св. Апостолу Андрею Первозванному и равноапостольным Кириллу и Мефодию в КиевеСобор Святой Ольги в КиевеХрам Святой Ольги в ПриморьеОльгинская часовня в ПсковеЗалив ОльгиНа почтовой марке Украины, 1997 годКнягиня Ольга на украинской памятной монетеОльжины купальни, Коростень

В художественной литературе

  • Антонов А. И. Княгиня Ольга : . — М. : ТЕРРА — Кн. клуб, 1999. — 350 с. — (Избранницы судьбы). (переизд. 2006, 2007, 2011)
  • Борис Васильев. Ольга, королева русов. — М.: Вагриус, 2002. — 304 с. X.
  • Виктор Грецков. «Княгиня Ольга — болгарская принцесса».
  • Михаил Казовский. «Дочка императрицы».
  • Алексей Карпов. «Княгиня Ольга» (серия ЖЗЛ) — М.: Молодая гвардия, 2009.
  • Светлана Кайдаш-Лакшина. (роман).»Княгиня Ольга»
  • Алексеев С. Т. Аз Бога ведаю! : Роман. — М.: ОЛМА-Пресс, 2000. — 557 с. — 5000 экз. (переизд. 2003, 2004, 2007, 2008, 2010)
  • Николай Гумилёв. «Ольга» (стихотворение).
  • Симона Вилар. «Светорада» (трилогия).
  • Симона Вилар. «Ведьма» (4 книги).
  • Елизавета Дворецкая «Ольга, лесная княгиня», «Ольга, княгиня русской дружины» (ЭКСМО, 2015 г.)
  • Олег Панус «Щиты на вратах» (Спутник, М. 2013 г.)
  • Олег Панус «Властью единые» (Спутник, М. 2016 г.)
  • Миладин Апостолов «Великата княгиня Елена-Олга» (Български писател, София, 2009)

Кинематограф

  • Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Ольги Людмила Ефименко
  • Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой (2005; Россия) режиссёр Булат Мансуров, в роли Ольги Элина Быстрицкая.
  • «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко», Россия, 2005. В роли Ольги Элина Быстрицкая

В мультфильмах

  • Страницы Российской истории. Земля предков (1994; Россия) режиссёр Александр Гурьев, Ольгу озвучивает Наталья Ченчик.
  • Князь Владимир (2006; Россия) режиссёр Юрий Кулаков, Ольгу озвучивает Анна Каменкова.

Балет

«Ольга», музыка Евгения Станковича, 1981 год. Шёл в Киевском театре оперы и балета с 1981 по 1988 год, а в 2010 году поставлен в Днепропетровском академическом театре оперы и балета.

Отношения с соседними княжествами

Особого внимания заслуживает внешняя политика Ольги. Таблица, приведенная ниже, содержит основные деяния княгини.

Когда правительница наладила положение дел внутри Киевской Руси, она принялась за укрепление международного престижа своей страны. Внешняя политика княгини Ольги была дипломатичной, в отличие от ее мужа.

В начале своего правления она приняла христианство, а ее крестным отцом стал византийский император. Эти события способствовали повышению авторитета Киевской Руси среди правителей других стран, ведь получить в крестные отцы такого человека казалось нереально.

В основном, внешняя политика княгини Ольги была направлена на улучшение отношений с Византией. И это у нее хорошо получалось. Ради чего часть русской дружины участвовала совместно с византийской армией в боевых действиях, одновременно сохраняя независимость своего государства.

В 968 году Киев подвергся нападению со стороны печенегов. Обороной города руководила сама княгиня, благодаря чему он был избавлен от осады.

Во времена правления Ольги были сформированы условия, создававшие преимущество ведения мирной внешней политики перед военной, если в таковой была необходимость.

Что сказано в житии?

Продолжая рассмотрение вопроса о крещении Руси и Ольге как ее правительнице, первой в стране, официально принявшей христианство, нужно сказать, что о ее трудах в житии говорится следующее. Правила она подвластными землями как разумный и сильный мужчина. Она твердо держала в руках бразды правления и мужественно защищала страну от вражеских набегов. Недруги боялись ее, а свои люди любили. Во всех управленческих делах она проявляла мудрость и дальновидность.

Ольга была в душе милосердной, помогала малоимущим, убогим и нищим. Справедливые просьбы быстро доходили до ее сердца, и она их исполняла. Под ее руководством государство росло и укреплялось. Шло строительство городов, которые окружались дубовыми и каменными стенами.

Во время правления Ольги были установлены первые государственные границы Киевской Руси. Богатырские заставы, о которых говорится в былинах, охраняли мирную жизнь и от кочевников, нападавших с востока, и от западных набегов. На Русь с товарами ехали чужеземные купцы. В русское войско с большой охотой вступали скандинавские наемники. Постепенно Русь превращалась в великую державу.

Святая Ольга и ее образ: о чем просить

Иконы небесной покровительницы страны имеются во многих храмах, ведь это иконописное напоминание о том, кому в огромной степени обязана Русь тем, что обрела наименование Святой.

Поскольку равноапостольная княгиня явилась первой на Руси правительницей-христианкой, будет логичным молиться ей об укреплении и распространении веры православной, об усилении оборонных возможностей державы. Это, так сказать, в глобальном масштабе.

Что же касается личных проблем, то святая Ольга, как покровительница вдов и матерей, помогает вот в чем:

  • утешении вдов и защите их от обидчиков;
  • умягчении сердец недругов;
  • помощи в деле воспитания детей-внуков;
  • создании благочестивой семьи (как девицам в замужестве, так и молодым людям — в женитьбе);
  • сохранении чувств супругов на протяжении всей семейной жизни;
  • возвращении в семью заблудшего мужа.

К иконе святой обращаются с просьбой уберечь от беды, особенно детей; оградить дом от людей с недобрыми помыслами.

Зафиксированы случаи помощи иконы душевнобольным. Молитва перед ней также помогает справиться с болью от потери близкого человека; разрешить споры и достойно выйти из конфликтных ситуаций.

Очень полезно молиться св. Ольге, когда только пришел к православной вере, принял Таинство Крещения — чтобы:

  • укрепила на пути праведном,
  • наполнила сердце Божией благодатью, чтобы достойно противостоять повседневным искушениям,
  • помогла обрести духовную и житейскую мудрость,
  • способствовала вразумлению неверующих или же заблудших близких, поддавшихся сектантским учениям,
  • наставляла на справедливые деяния.

Защитницей и пособницей она становится по молитвам помочь в совершении любого достойного дела. Можно сказать, что ее заступления и помощи уместно просить абсолютно во всем, особенно если учесть, что молишься сердечно и с живой верой.

Имя и прозвище

Имя

Русское имя Ольга произошло, вероятно, от скандинавского имени Helga, мужская форма — Helge или Helgi, что изначально означало «святой» (на протошведском — Hailaga), «обладающий даром исцеления». По смыслу это имя близко славянским княжеским именам Святополк и Святослав (женский вариант — Святослава). По одной из гипотез, Helgi или Helga было не имя, а скандинавское прозвище или особый титул князя или княгини (который, в рамках той же гипотезы, носил также князь Олег Вещий и мог носить князь Игорь I Старый), хотя распространённость данного имени в Скандинавии и наличие славянских аналогов свидетельствует о том, что достаточно рано оно стало обычным популярным именем. Родство имён Ольги и Вещего Олега привело к предположениям об их кровном родстве: Типографская летопись конца XV века и более поздний Пискаревский летописец сообщают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега: «Нѣцыи жє глаголютъ, ѩко ѻльгова дщєри бѣ ѻльга». В рамках этой версии, Олег, как опекун Игоря, намеренно поженил его на Ольге для упрочения своего влияния.

Имя указывает на весьма вероятное скандинавское происхождение Ольги. Согласно «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова (др.-рус. Плесковъ, Пльсковъ). Житие святой великой княгини Ольги утверждает, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км выше Пскова по реке Великой. В Житии имена родителей Ольги не указаны, но утверждается, что они были незнатного рода, «ѿ ѩꙁыка варѧжска» (из народа варягов). Впрочем, нельзя исключать, что она была, скажем, дочерью варяга и славянки, что очень часто имело место на Руси.

Известно древнечешское имя Olha, что даёт сторонникам антинорманизма основание говорить о славянском происхождении Ольги. При этом замену начального «О» на «Э» в греческой передаче Элга в византийских источниках объясняют по типу славянских именных пар Осень=Есень, Олень=Елень. В связи с этим интересно, что при крещении Ольга получила созвучное имя Елена, хотя по всей видимости, этоо связано с тем, что её, по сообщению летописи, лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом Феофилактом: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».

Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги и об её изначальном славянском имени:

Прозвище

Прозвище Мудрая было присвоено Ольге в работах историков XIX—XX веков на основе летописных эпитетов. «Новый Владимирский Летописец» конца XV века пишет о ней «вельми мудра», а спорная Иоакимовская летопись говорит о «мудрости» Ольги. Более известен отрывок их Повести временных лет, где вернувшиеся из Константинополя руские посланники убеждают князя Владимира принять именно православное христианство:

Согласно летописи, именно этот аргумент окончательно убедил Владимира принять крещение.

Княжеский титул

В летописи чаще всего Ольгу называют либо по просто по имени, либо княгиня Ольга (именно так её называют в большинстве светских текстов по истории). Также её называют с употреблением земельного титула — Ольга Киевская.

Канонический титул

После канонизации Ольга стала известна как Ольга Святая, а с 1547 года — как Ольга Равноапостольная (святая равноапостольная княгиня Ольга). Как святая она также известна с титулом Ольга Псковская, что отражает её происхождение и особое почитание в Пскове (входит в Собор Псковских святых, а также в Соборы Киевских и Волынских святых).

Второй визит Ольги к императору – после крещения в Константинополе

Повторное путешествие в византийскую землю Ольга совершила, уже будучи истинной христианкой. Княгиня отправилась к своему крестному отцу на корабле. Дорога в Константинополь заняла более месяца. Сохранились сведения о том, что ко двору Ольгу приняли не сразу: перед приемом княжне пришлось ожидать около двух месяцев, что было обусловлено определенными правилами.

С собой Ольга привезла роскошные дары

Император встретил свою заморскую крестницу со всеми подобающими почестями и вниманием. В честь ее прибытия состоялась пышная церемония в Золотой палате дворца

Из Царьграда княгиня вернулась с богатыми византийскими иконами, священными христианскими книгами.

Выбуты: брод и разрушенные мосты

Под Выбутами веками находилось очень важное для Пскова место — брод. Смотришь с берега — кажется, что вот он, его видно. Только, кроме мелководной переправы, есть тут и пороги

Не зная брода, соваться в воду мы не стали, хотя рассказывают, будто местные жители пользуются им до сих пор, а нам было как раз нужно на другую сторону

Только, кроме мелководной переправы, есть тут и пороги. Не зная брода, соваться в воду мы не стали, хотя рассказывают, будто местные жители пользуются им до сих пор, а нам было как раз нужно на другую сторону.

В старые времена во время военной опасности псковичи посылали сюда заставы. Например, тут в 1407 году псковичи встретили немцев, поставив для заграждения («затвора») бродов переносные ограды из жердей. Такие ограды в старину назывались «вор», «ворон», или «воры» («а броды всибяху затворены ворами»). Здесь же, по преданию, князь Игорь впервые увидел свою будущую жену Ольгу.

Гораздо легче, чем брод, найти тут разрушенные мосты. Выше и ниже по течению стоят могучие остовы опор, когда-то по этим мостам могли ездить весьма габаритные фуры. Может быть, даже танки. Въезд на один из таких мостов кончается огромной воронкой: явно разрушился он не от запущенности, а от снаряда или мины. Местные рассказывают, что ближайший к погосту Выбуты мост— немецкий, взорванный советскими войсками.

Деятельность правительницы

Казалось, что месть уже совершена, но княгиня видела всё в долгосрочной перспективе и не могла больше подвергать себя и Святослава смертельной опасности от набегов со стороны древлян. Она собрала немногочисленную дружину и отправилась в стан врага самолично, дабы внушить им, что её устраивают выдвинутые условия мира. В честь этого события сторонами было устроено большое празднество. Опоив оппонентов, Ольга отдала приказ своим воинам уничтожить древлян. Количество изрубленных киевлянами противников достигало пяти тысяч.

Не давая врагу опомниться, княгиня предприняла военный поход на древлянскую столицу, город Искоростень. Кстати, в этом походе участвовал и малолетний Святослав. Осадив со своей дружиной стены Искоростеня, княгиня предприняла несколько попыток штурма, не увенчавшихся успехом. Но и тут Ольгу не подвела смекалка. Приказав выловить всех голубей и воробьёв, она привязала к их лапкам горящие тряпочки и выпустила в город. Возвращавшиеся в свои гнёзда птицы устроили в крепости пожар, уничтоживший её практически до основания. Так завершилась месть княгини Киевской за своего мужа.

Благодаря этому Ольга проявила все свои сильные стороны, упрочив положение среди воинов и простого народа. Далее следовало несколько лет успешного княжения, перемежавшегося немногочисленными и успешными походами на ближайших соседей. Своей политикой княгине удалось:

  • подчинить себе близлежащие владения;
  • устроить относительно развитую систему управления и сбора налогов.

Теперь каждая область в годы правления Ольги обязана была платить дань в определённом размере и в установленную дату, что не только усиливало экономическое благосостояние Киева, но и не нарушало развитие облагаемых налогом земель.

Можно сказать, что Ольга впервые применила и ввела в обращение усовершенствованную налоговою систему, позволившую ускорить развитие Киевской Руси и принадлежащих ей земель. Во многих учебниках по истории не уделяют должного внимания характеру и воле княгини Ольги, краткая биография которой опускает кровавую месть древлянам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector