Капитанская дочка

Адаптации[править]

  • Чёрно-белый фильм 1958 г. (реж. В. Каплуновский, Петруша — великолепный секс-символ и герой-любовник Олег Стриженов, Маша — Ия Арепина, Швабрин — Вячеслав Шалевич).
  • Телеспектакль 1976 г. (реж. П.Резников, Петруша — Александр Абдулов, Маша — Елена Проклова, Швабрин — Леонид Филатов, Пугачев — Владимир Самойлов, Савельич — Лев Дуров, Екатерина II — Наталья Гундарева)
  • «Русский бунт», (2000 г., реж. А. Прошкин, по мотивам собственно повести и «Истории…»). Среди сценаристов — С. Говорухин и В. Железников, а главные роли почему-то отдали полякам (Матеуш Даменцкий и Каролина Грушка); Пугачёв — Владимир Машков. Фильм был номинирован на Берлинском кинофестивале, получил несколько премий «Ника» и призов на «Кинотавре».
  • Отсылка в песне «Тулупчик заячий»:

По заснеженной белой обители
Вдаль кибитка по полю мчит.
Вас за то, что меня вы обидели,
Емельян Пугачев не простит.

— «Любэ»

Главные герои и их характеристика

Вот здесь перечислены главные образы в романе «Капитанская дочка».

  1. Пётр Гринёв — молодой дворянин и офицер. Превыше всего ценит свою честь. Лично знал Пугачёва, и проникся к нему уважением, оставшись при этом убеждённым противником вооружённого мятежа. Позиционируется Пушкиным как образец для подражания. Этот образ раскрывается в возрастных метаморфозах: сначала Петр был безответственным и весьма ограниченным недорослем, даже по пути на фронт он совершает детские ошибки и попадает в курьезные ситуации; потом любовь преображает героя, он становится сильным и гордым; затем штурм крепости и смертельная опасность показывают истинного Петра — мужественного, храброго и честного; в финале перед нами не недоросль, а ответственный и готовый ко всему солдат, знающий не понаслышке, что такое честь.
  2. Марья Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Отказалась выйти за Швабрина, готова была умереть голодной смертью, оставшись верной Петру. Приложила все усилия для спасения любимого даже после того, как на него махнул рукой собственный отец. Идеал женщины (для Пушкина). Ее характер украшают бескорыстие, смелость, преданность и сила духа. Даже несмотря на то, что шанс выйти замуж без приданного был минимален, она не согласилась стать супругой нелюбимого человека.
  3. Иван Миронов — бедный офицер, отдавший армии 40 лет жизни. Честный, добрый, исполнительный человек, но мягкосердечный и уступчивый в быту (поэтому многие из его людей не были готовы к осаде, а кое-кто и вовсе перешел на сторону мятежников). Самоотверженно оборонял крепость и принял смерть от рук мятежников, отказавшись изменить присяге. Вот эссе, которое поможет Вам узнать капитана получше.
  4. Василиса Миронова — властная и хозяйственная жена коменданта. Почтенная старушка. Заботливая мать и добросовестная супруга, которая отказалась покинуть крепость, ведь не хотела бросать мужа. Была безжалостно убита восставшими. Подробнее о ее характере расскажет эссе.
  5. Емельян Пугачёв — мятежный казак, лидер восстания, самозванный император Пётр III. Безжалостный убийца и бескомпромиссный бунтарь. Не лишён благородства, способен помнить добро. Уважает Петра Гринёва за его честность и простоту. Изначально понимая печальные перспективы своей авантюры, идёт до самого конца, смиряясь со своей судьбой. Вот его описание, таблица с характеристикой и образ.
  6. Алексей Швабрин — молодой и талантливый офицер. Вопреки внешнему сходству с Гринёвым, оказывается его полной противоположностью. Подлый и низкий человек, который стремиться лишь к собственному благополучию и выживанию. Изменяет присяге, подвергает мучениям Марию Миронову, после ареста клевещет на Петра в мелочном желании навредить тому, кто лучше, чем он.
  7. Екатерина II — императрица России. Приятная и сострадательная женщина. Милосердно снимает с Гринёва все обвинения и обеспечивает счастье его и Маши.
  8. Савельич — старый слуга Петра Гринева, ставший его верным спутником и другом. Это хозяйственный и ворчливый старик, привыкший экономить и во всем блюсти барские интересы. В то же время этот человек искренне предан Гриневу и любит его как сына. Вот его сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию его образа.

Глава 12. Сирота

Пугачев едет с Гриневым в Белогорскую крепость, там они встречают Алексея, ставшего вылитым казаком. Швабрин, притворно приняв Петра, унижается, юлит и хитрит, даже называет девушку своей женой и объясняет ее отговорки болезнью, но атаман открывает дверь сильным ударом и находит узницу, которую Алексей держал на хлебе и воде. Швабрин бросается на колени и просит милости. Пугачев дает ему прощение, но Марью отпускает вместе с Петром. Однако Алексей, обезумев от злобы, выдает секрет капитанской дочки. Тогда Гринев говорит, что не мог выдать тайны при свидетелях, боясь, что на Марье отыграются его слуги еще до их приезда.

Атаман освобождает девушку, Гринев и Миронова уезжают из крепости, а вслед за ними и Пугачев. Петр решает отправить невесту к родителям, говоря, что никакая сила их больше не разлучит. Марья говорит, что выйдет за него только после благословения. Согласие скрепили долгим поцелуем.

Работа над произведением

А. С. Пушкин начал работать над произведением в 1833 году. Постепенно роман Пушкина с документальной основой перерастал в художественную повесть, где основные действия происходили на фоне пугачевского бунта. Когда писатель проработал весь исторический материал, он стал осмыслять все события через художественную форму.

Из-за цензуры А. С. Пушкину пришлось множество раз переписывать свой роман. Первоначально автор хотел, чтобы в центре повествования находилась противоречивая личность – дворянин, который по собственному желанию перешел на сторону пугачевцев; однако позже А. С. Пушкин приходит к созданию двух образов-антиподов, подчеркивая при этом положительные качества Гринева и отрицательные черты Швабрина. На протяжении работы над историческим романом менялись имена главных героев, у которых были реальные прототипы.

Для автора произведения был важен образ Емельяна Пугачева. А. С. Пушкин показывает его не столько как лицо историческое, сколько личность со всеми ее особенностями характера. Если говорить кратко, самое главное для автора: показать Пугачева не только как предводителя восстания, но и как обычного человека.

Лишь в октябре 1836 года А. С. Пушкин закончил работать над последней редакцией повести. «Капитанская дочка» была напечатана в журнале «Современник» в декабре того же года.

Композиция

Прежде всего, стоит отметить «чистоту» и стройность произведения, в нём нет ни одной лишней сцены, ни одного лишнего персонажа. Все элементы романа гармонично связаны друг с другом.

Всё повествование построено на контрасте. Положение героев по отношению друг к другу меняется по ходу сюжета. Вначале зависимый от Гринёва простой казак Пугачёв в середине романа сам получает неограниченную власть над судьбой молодого человека. Мария Миронова, которая в начале романа была несравненно ниже Гринёва, в конце романа становится уважаемой дочерью героя, в то время как Пётр становится бесправным заключённым, обвиняемым в измене.

Персонажи[править]

  • Петруша (Пётр Андреевич) Гринёв, главный герой, от лица которого и ведётся повествование, молодой офицер, наследник отцовского поместья.
  • Андрей Петрович, его отец, премьер-майор в отставке, симбирский помещик средней руки (300 душ). В дополнительной главе показано что он еще весьма боевой.
  • Авдотья Васильевна, его мать.
  • Стремянной Савельич (Архип Савельев), его дядька, верный слуга.
  • Мосье Бопре, его гувернёр-outchitel, смешной иностранец.
  • Иван Иванович Зурин, гусарский ротмистр, которого Петруша встретил в Симбирске (при второй встрече повышен до майора).
  • Емельян Пугачёв, донскойказак, лидер мятежников. При второй встрече «лицо его показалось мне знакомо».
  • Андрей Карлович Р., старый друг Гринёва-отца, живущий в Оренбурге генерал, начальник Петруши. Прототип — губернатор Оренбурга И. А. Рейнсдорп.
  • Иван Кузмич Миронов, армейский капитан, комендант Белогорской крепости, гарнизон которой составлял «130 солдат, не считая казаков, на которых плоха надежда». Проводил учения «в колпаке и в китайчатом халате».
  • Василиса Егоровна, капитанша. При первой встрече с Петрушей «разматывала нитки».
  • Маша (Марья Ивановна) Миронова, их дочь, заглавная героиня — «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели».
  • Палашка, их крепостная девка. «Петр Андреич! Алексей Иваныч! подавайте сюда ваши шпаги. Палашка, отнеси эти шпаги в чулан».
  • Иван Игнатьич, кривой старичок-поручик. Помогал капитанше мотать нитки, нанизывал грибы для сушения на зиму.
  • Алексей Иванович Швабрин, переведённый в крепость и выписанный из гвардии за убийство на дуэли. При знакомстве с Петрушей «описал Машу совершенною дурочкою», позже Ивану Игнатьичу приписал непозволительную связь с капитаншей. Вообще бяка и антагонист. Перешёл на сторону Пугачёва.
  • Максимыч, урядник, молодой и статный казак.
  • Отец Герасим, священник в Белогорской крепости.
  • Акулина Памфиловна, попадья.
  • Семён Кузов, мужик, в избе которой разместили на постой Петрушу с Савельичем.
  • Старый инвалид, слуга Мироновых.
  • Степан Парамонов, полковой цирюльник, исполнявший в крепости обязанности лекаря.
  • Юлай, крещёный калмык, сказавший Миронову, что отправленный на разведку Максимыч ему наврал.
  • Башкирец с возмутительными листами, задержанный солдатами. У него были отрезаны уши, нос и язык.
  • Соратник Пугачёва, человек лет пятидесяти, которого он называл «то графом, то Тимофеичем, а иногда его дядюшкою», товарищ по взятию Белогорской крепости.
  • Ещё два соратника, встреченных в Бердской слободе («господа енаралы»):
    • Беглый капрал Белобородов (Наумыч), которого Пугачёв величал фельдмаршалом, старичок. Носил голубую ленту через плечо, как будто он был награждён высшим орденом — Андрея Первозванного.
    • Афанасий Соколов (Хлопуша), ссыльный преступник, три раза бежавший из сибирских рудников.
    • И он не единственный беглец.
  • Члены следственной комиссии — молодой офицер, старый генерал и секретарь.
  • Анна Власьевна, жена смотрителя почтового двора в Софии, она же племянница придворного истопника.
  • Дама лет сорока, которую Маша встретила на прогулке в царскосельском парке, имевшая, по её словам, влияние при дворе.
  • Камер-лакей, приехавший из дворца за почтовую станцию за Машей.
  • Массовка из правительственных солдат и восставших.

Глава 1. Сержант гвардии

Повествование идет от лица Петра Гринева, главного героя произведения. Он повествует о своей семье. В Симбирской деревне проживает его отец — Андрей Петрович Гринев, премьер-майор в отставке, женившийся на дочери местного дворянина Авдотье Васильевне Ю. У Петра, их единственного сына, было много братьев и сестер, но все они умерли во младенчестве. Когда матушка только забеременела наследником, он уже был записан в Семеновский полк благодаря связям. Если бы родилась девочка, отец объявил бы о смерти сына, и бронь в элитные войска была бы снята. Но вот родился Петр, и протекция родственника понадобилась, а пока он воспитывался дома до наступления 16-летнего возраста.

Мальчик находился под присмотром Савельича — крепостного крестьянина, пожалованного «в дядьки» к барскому сыну за трезвое поведение. Но потом отец выписал для него гувернера француза, чтобы тот обучил его всем наукам. Однако Бопре оказался гулящим пьяницей, неспособным к преподаванию. Пока он отсыпался после безумной ночи, Петр занимался своими делами: тем и ограничилось его образование. Однажды отец, получив жалобу от дворовых девок (француз обольстил их), ворвался прямо посреди урока и застал гувернера мертвецки пьяным, а своего сына — за странным занятием: он делал из карты воздушного змея. Тогда дворянин выгнал Бопре, чем обрадовал Савельича, которому не нравился иностранный учитель.

Петруша рос недорослем: играл в чехарду и гонял голубей, пока отец не поинтересовался возрастом сына: шел 17 год, а значит, ребенка пора было отправлять на службу. Мать расплакалась, узнав о решении мужа, но он был тверд в своих убеждениях и не уступил сентиментальности. Более того, вместо Семеновского полка, о котором так мечтал сын (в его сознании служба в Петербурге была дорогой к свободе), он решил отправить его на реальную службу в Оренбург, вместе с Савельичем. Отец решил, что недоросль должен «понюхать пороха», а в столице его только испортят, сделав мотом и пьяницей. Петр сильно расстроился, рухнули все его надежды, но спорить с отцом он не мог. На следующий день на него надели тулуп и шубу и отправили в путь. Он обливался слезами. Отец дал ему такое наставление:

На пути в Оренбург они остановились в Симбирске, и Савельич пошел покупать вещи. Оставшийся в трактире Гринев познакомился с ротмистром Зуриным, который угостил молодого человека, научил его играть в бильярд и предложил партию на деньги. По его представлению, служба в армии состояла из азартных игр, пьянства и мотовства. Разгоряченный пуншем Петруша проиграл сто рулей, и его, пьяного и не стоящего на ногах, доставили к Савельичу. Наутро Петру пришла записка с просьбой отдать деньги. Савельич отказал. Гринев понял, что ему необходимо переспорить старика, чтобы в дальнейшем не зависеть от него. Он грубо напомнил слуге, что он — всего лишь холоп, и должен слушаться барина, иначе вылетит со службы. Старик расстроился и стал умолять его не делать этого, но Петр был неумолим. Савельич отдал сто рублей и поспешил увезти подопечного из трактира. Гриневу было ужасно стыдно за грубость.

Проблемы

Проблематика произведения «Капитанская дочка» многогранна и интересна даже современному читателю: в ней раскрываются вечные нравственные проблемы человечества.

  • Бесчестье. Человек, предавший честь, превращается в безнравственное животное, стремящееся лишь к выживанию. Так, автор описал деградацию Швабрина. Из гордого и достойного офицера Алексей превратился в холопа, который валялся в ногах у беглого казака, вымаливая прощение. В финале главный герой видит поседевшего и осунувшегося Швабрина (а ведь ему не было и 30 лет!), который уже ни ни что не годен.
  • Совесть. Тот, кто действует в согласии со своей совестью, всегда поступает правильно. Но голос совести не всегда легко разобрать. Так, Гринев оскорбляет верного слугу, чтобы выплатить «долг чести», но позже осознает, что поступил не по совести и мучается угрызениями.
  • Милосердие. Несмотря на жестокость нашего мира, по-настоящему благородный человек всегда готов проявить милосердие, какое Пугачёв проявил у Гринёву и его невесте. Кем бы мы ни были, кем бы нас не считали, никогда не поздно научиться сочувствию и гуманности.
  • Воспитание и становление личности. Именно благодаря воспитанию своего консервативного отца Гринёв стал образцом офицера. Местами читателю могло показаться, что старик Гринев перегибает палку и зря гробит будущее сына, отказываясь от места в Семеновском полку. Однако его решение обеспечило то, чего не может дать столичная военная выправка, — нравственное созревание личности.
  • Нравственный выбор. Перед лицом смерти каждый человек обнажает своё истинное нутро и поступает сообразно своей нравственности. Так, комендант Миронов между бесчестьем и смертью выбрал смерть, а Швабрин — бесчестье.
  • Война. Пушкин демонстрирует всю бессмысленную жестокость, на которую способны люди во время войны, причем, с обеих сторон. Так, перед бунтом Миронов пробует допросить пленного башкирца, но обнаруживает следы от тяжких увечий, которые он получил от властей в наказание за прошлый бунт: у него не было ушей, носа и языка.
  • Власть. Обладая огромной властью, прежде всего, необходимо сохранить в себе человечность, что и показывает Пушкин на примере Пугачёва и Екатерины II.Однако в то же время писатель не оправдывает этих исторических фигур, подробно описывая их жестокость и равнодушие к судьбе людей. Так, Пугачев хладнокровно приказывает убить Василису Егоровну за ее крики, хотя и так сделал ее вдовой. Екатерина Вторая не отдает таких приказов в тексте книги, но зверская казнь Пугачева, ее нежелание вникать в дело Петра, пытки и жестокое подавление восстания — все это никак нельзя объяснить ее неведением.
  • Дворянство. Писатель показывает дворянство неоднородным, наряду с отважным и честным Гринёвым оно породило предателя Швабрина. Пушкин считает, что дворянство Российской империи должно непрерывно самосовершенствоваться, чтобы в будущем не познать ужасов Пугачёвщины.
  • Справедливость. Народ, уставший от бедности и притеснений, видит свою правду в бунте, и его сложно за это винить. В то же время справедливы и действия правительства, ведь они направлены на защиту других людей от гибели и грабежа мятежников. В данном случае виноватых нет, как и невиновных.

Главные герои

Петр Андреич Гринев с самого начала предстает в произведении малообразованным, добрым молодым человеком 16 лет. Но “Капитанская дочка” – это рассказ о взрослении. Влюбившись в дочь капитана крепости – Марью Миронову – Гринев открывает в себе мужественность, честность и отвагу. Образ героя преображается: из мальчика он превращается в мужчину.

Подробная характеристика Гринёва.

Дочь коменданта крепости, где проходил военную службу Петр Гринев. Она в первых главах повести предстает перед читателями юной девушкой восемнадцати лет.Впоследствии, когда Пугачев захватил крепость и казнил ее родителей, она проявляет все свои лучшие качества: находит в себе смелость отправиться в Петербург и молить саму императрицу о милости к “предателю” Гриневу.

Подробная характеристика Маши Мироновой. 

В “Капитанской дочке” герои восхищают не только доблестью, но и своей человечностью. Доброта  и верность – качества, которые покоряют Пушкина и читателя своей “мягкой” силой. У него большое сердце, за добротой которого кроется великая отвага: Савельич не боится смерти и просит у грозного Пугачева сохранить жизнь Гриневу. Пугачев не казнил старика, потому что такая самоотверженность вызывает в нем чувство глубокого уважения. Также он пощадил и Петра.

Подробная характеристика Савельича.

Анализ образа Пугачева необходимо производить, памятуя о том, что историю пишут победители. В глазах власти он – государственный преступник. Но Пушкин не живописует его образ сугубо темными красками. Он восхищается силой духа Пугачева, его честностью и отвагой, сохранив у литературного героя черты реального прототипа. 

Подробная характеристика Пугачёва.

На протяжении повести описание героя Алексея Швабрина меняется. Вначале Алексей и Петр, казалось, имели схожие характеристики. Оба офицеры, оба бездумно прожигают молодость. Но после ряда событий становится очевидно, что персонажи совершенно разные. Швабрин всего добивается лишь хитростью и подлостью. Он высокомерен и злобен. Он, не колеблясь нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева.

Подробная характеристика Швабрина.

ЧЕМУ УЧИТ МЕНЯ ПОВЕСТЬ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»?

Каждый раз, перечитывая произведения Александра Сергеевича Пушкина, не перестаю удивляться его гениальности. Меня поражает простота и дружеское, доверительное отношение к читателю. Сказки великого русского поэта мне читали в раннем детстве. Их я могла слушать сколько угодно, они помогали мне входить в удивительный мир книги. Когда я подросла, научилась читать, то «Повести Белкина» открыли мне мир человеческих чувств, переживаний. Любимым же моим произведением стала повесть «Капитанская дочка».

Интерес к личности Пугачева, одного из главных героев повести, у меня был всегда, и именно Пушкин раскрыл мне черты характера этой незаурядной, яркой личности. Впервые мы знакомимся с ним во время страшного бурана в степи. Его сметливость, способность найти выход из тяжелейшей ситуации, чувство самообладания поражают меня. Я испытываю уважение к этому необыкновенному человеку, простому мужику, который сумел увлечь людей. Шаг за шагом вместе с героем повести Гриневым я прохожу через все испытания, встречаюсь с «бунтарем», слышу его яркую, образную речь, понимаю, а порой не понимаю его пословиц, но каждый раз поражаюсь их мудростью: «Будет дождик, будут и грибки», «Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте».

Вот погибает капитан Миронов, льется кровь, народ бежит за Пугачевым, приветствуя своего «царя»… А мне грустно… А я вижу жестокость Пугачева, слышу плач Василисы Егоровны. Так неужели он только разбойник и злодей?! И я пытаюсь, неоднократно перечитывая произведение, разобраться в сложной судьбе этого непростого героя.

Вот он на «военном совете», и я чувствую, что под маской «царя» скрывается человек с ранимой душой, понимающий обреченность своего положения, понимающий, что дни его сочтены, и все это поражает меня «пиитическим ужасом». И я в конце концов все-таки вижу те черты характера, те достоинства, благодаря которым люди тянутся к нему, доверяют ему жизнь и головы, и я начинаю понимать, почему с таким уважением и доверием к нему относится другой любимый мною герой, Петр Гринев. В нем меня привлекает Мягкость, добросердечность, порядочность, доверчивость, в некоторой степени ироничность. Ведь не случайно Пугачев доверяет Гриневу свою тайну и рассказывает калмыцкую сказку. И хотя Гринев простодушно отвергает эту сказку, не понимая ее смысла, между ними возникает какая-то духовная связь, духовное понимание. И когда он отказывается присягать «смутьяну», тот отпускает его с миром, уважая его как человека, выполняющего свой долг служения Отечеству.

Мне также интересен Петр Гринев и тем, как он понимает чувство долга, верности, как он может любить;

Александр Сергеевич Пушкин всегда ценит своих героев по их умению любить. И страницы повести «Капитанская дочка», посвященные нежным отношениям Маши Мироновой и Петра Гринева, дают мне жизненные уроки любви и чистоты отношений.

Я восторгаюсь душевной стойкостью, цельностью натуры, чуткостью, чистотой каждого порыва, светлыми устремлениями Маши Мироновой. Она, как и Татьяна Ларина, является «милым идеалом» Пушкина.

Это произведение учит Меня тому, что, как мне кажется, необходимо в жизни: искать свою правду, свой жизненный путь, оставаться верным своим взглядам и принципам, быть стойким и мужественным человеком до конца… Я знаю, это трудно. Как было трудно Гриневу, Маше Мироновой, ее отцу, капитану Миронову, то есть всем тем людям, для которых честь превыше всего. И могу с уверенностью сказать, что эпиграф к повести «Береги честь смоло-ДУ» будет для меня и моих сверстников путеводной звездой. Глубокий след в моей душе оставил и многогранный характер Пугачева.

За то, что Александр Сергеевич Пушкин смог увлечь меня в необычайный мир своего повествования, заставил испытать чувство горечи и печали, радости и восторга, задуматься над смыслом жизни, я и люблю это гениальное произведение.

Глава 6. Пугачевщина

В те времена степь была заселена дикими и необузданными народами, которые не желали покоряться царю. Для их усмирения были построены крепости, заселенные казаками, которые должны были подавлять мятежи и беспорядки. Но после многочисленных притеснений со стороны власти защитники превратились в нападавших и устроили бунт, подавленный картечью и другими жестокими мерами. Но мятежники лишь схоронились до поры до времени, чтобы в удобный час вновь пойти против власти.

В такой обстановке до Белогордской крепости доходит известие о сбежавшем донском казаке Емельяне Пугачеве и его злодейской шайке. Враги собираются идти на крепость, все начинают готовится.

Постепенно о проблеме узнают все, несмотря на секретность. Оказалось, что даже в Белогорской крепости нашлись те, кто захотел предать отечество и переметнуться к бунтовщикам. Так, был захвачен урядник, но ему помогли сбежать единомышленники. Потом захватили в плен башкирца с прокламацией, но он оказался без языка, носа и ушей (уже бунтовал и был наказан пытками и увечьем). В итоге прибежал работник отца Герасима и рассказал, что пугачевцы взяли соседнюю крепость: перевешали всех офицеров и разграбили их добро. Петр предложил эвакуировать женщин, но Василиса Егоровна отказалась уезжать (не захотела покидать мужа): «Вместе жить, вместе и умирать». Но Марью нужно было увозить, на том и порешили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector