Дмитрий смирнов: биография и причина смерти
Содержание:
- «Все происходит внутри»
- Ленивые вопросы протоиерею Дмитрию Смернову
- О пути к священству и служении
- Блог
- Димитрий Смирнов сейчас
- Непосредственно праздник
- Протоиерей Димитрий Смирнов обрушился на мужчин, признаваясь женщинам в любви
- «Неохота сказать, что „я бесплатная проститутка“, поэтому говорят: у меня гражданский брак»
- Убеждения
«Все происходит внутри»
СВот, допустим, 30-летний человек. Он ежедневно проводит по четыре часа в интернете, сидит в соцсетях, работает, но что-то в его жизни не ладится, он чувствует отчаяние, не находит утешения в привычной среде — и он идет в церковь. И что он там видит? Штамповку made in sofrino — я имею в виду утварь, которая блекло копирует эклектический стиль эпохи Николая I и Александра III . И в качестве икон ему с высокой долей вероятности предлагают целовать подделку под академическую живопись XIX века, условную Третьяковку. Как этот мир мертвых, бездушных по большей части знаков связан с миром, в котором этот человек живет?
Дело в том, что знаки имеют две составляющие. Первая — видимая часть, вторая — невидимая.
СДля многих все начинается через видимое.
Нет, друг мой. Все начинается с невидимого. А когда у вас будет сформировано невидимое, тогда и видимое изменится, вы смените свое видение на прямо противоположное.
СЯ попробую проиллюстрировать свое заблуждение примером из истории католической церкви. Когда случился Лютер и все, что последовало за ним, произошел невероятный дизайнерский переворот в католической церкви. Я имею в виду искусство Контрреформации — барокко, которое оказалось главным стилем в искусстве, настолько мощным и настолько воздействующим на сознание человека, что этот стиль, его дыхание, мощь и энергия, покорил, например, целиком Южную Америку, он до сих пор воздействует на человека. Почему ничего не происходит в русской церкви с осмыслением языка знаков?
Давайте сейчас сделаем перерыв, потратим 10 минут и зайдем в наш храм.
Мы проходим под руку с о. Дмитрием Смирновым метров 100 по улице и заходим в Храм Богородицы у Петровского замка в Москве. С иконами и утварью в приходе отца Дмитрия, действительно, все очень хорошо. У батюшки хороший вкус. Видно, что обстановка выбиралась больше глазами, чем сердцем. Невидимое пришло из видимого.
СХорошо, когда у батюшки есть вкус, взгляд на мир широкий. У вас ведь есть художественное образование?
Да, я кинооператор.
СВ Римском музее современного искусства «Макси» я видел выставку «Новая культовая архитектура». Там были выставлены проекты церквей, которые в ближайшее время будут построены в итальянских городах. И там нет никаких попыток построить еще один собор Святого Петра или Санта-Мария делла Салюте.
Куда идет русская культовая архитектура, понять совершенно невозможно. Она пятится. Вот, например, новая церковь в Петербурге.
Понимаете, какое дело: я не могу сказать, что мне это нравится. Но я всегда к объектам искусства подхожу немножко по-другому. Я всегда ищу замысел. Церковь православная создана из катакомбы. Если вы видели Святую Софию снаружи, то это такое странное, почти нелепое сооружение. Но когда ты заходишь внутрь… Это как будто пещера, катакомба, где все происходит внутри. И оно внутри и есть.
СТо есть не нужно строить красивых церквей, не нужно придумывать жизнь канона русской архитектуры в XXI веке?
Сейчас вообще вся русская жизнь разрушена. У нас нет великого русского писателя, великого русского поэта, великого русского архитектора, ученого, композитора. У нас сейчас нет ничего, поэтому — что вы хотите?
СЗнаки, стиль, эстетика культовой архитектуры, работа с канонами. Это каким-то образом обсуждается в Русской православной церкви, это формулируется как задача?
Конечно. Даже на документальном уровне. Всему свое время.
СКак вы прокомментируете общее суждение в либеральной среде — о слиянии церкви и государства?
Это выдумка журналистов. 90% храмов в руках государства, нам они даны в пользование, в любой момент их можно забрать, после того как мы их все отреставрируем. У нас до сих пор нет своего канала на центральном телевидении, нет своей радиостанции и т. д. Все, что мы имеем — только благодаря благодетелям и личным связям. Тот народ, который образовался в результате семидесятилетнего коммунистического пленения, не может даже Войковскую переименовать.
Фото: Дмитрий Шумов
Ленивые вопросы протоиерею Дмитрию Смернову
— Отец Дмитрий, последние 20 лет несколько раз в неделю, а иногда и каждый день вы отвечаете на вопросы телезрителей, радиослушателей и духовных чад. Скажите, от каких вопросов вы больше всего устали?
— Есть вопросы, которые условно можно назвать ленивыми, которые можно выяснить в газетном киоске и еще где-то. Вот человек спрашивает, до какого числа будет такая-то икона в таком-то монастыре. Также бывает, например, что даешь объявление в храме, кто-то не расслышал. Вместо того чтобы спросить у соседа, кричат, спрашивают опять у меня.
– А каких вопросов вам не хватает? Чего вы сами ждете от своих прихожан? Вы часто говорите: «Вот человек не понимает, что…» Чего мы не понимаем?
– Самое грустное, что люди не понимают, что такое христианство. Я большую часть энергии трачу на то, чтобы разрушить «религиозные» представления человека. Потому что он воспринимает христианство как некую систематическую религию, освоив которую, человек получает для себя блага: здоровье, успех, деньги и благополучие детей.
А у меня задача наоборот: показать, что все, чего ты ждешь от «своей» религии, несостоятельно. Это не то, для чего Христос приходил на землю.
Мне больно, неприятно и для меня неприемлемо то, что подавляющему большинству людей Христос не нужен вообще. Получается такая странная религиозность на нашей этнической почве, которая Христа не берет ни в какой расчет.
Люди считают себя верующими так глубоко, что на этой глубине не разглядишь христианства. Мне бы хотелось рассказать о Христе Иисусе, но это не очень востребовано: люди спрашивают о молитве, но они забывают о том, к Кому эта молитва. И так далее и тому подобное. Одним словом, очень не хватает вопросов о Господе нашем Иисусе Христе.
Как до человека это донести, я пока не нашел слов.
– Что может служить толчком в изменении мировосприятия человека?
– Скорби. Потому что от таких радостей, которые с ног сшибают, редко бывает обращение к Богу, а большинство людей даже на красоту не очень реагируют.
– А как вы отвечаете на один из самых распространенных вопросов: «Где в нашей жизни Бог, где же Христос, если в мире столько страданий?»
– Он как раз рядом со страдающими. У меня умер друг на днях, я его в воскресенье отпевал. Когда я приходил к нему в больницу, то ясно ощущал присутствие Христа. Поэтому я всегда с охотой и иду в больницу – чтобы побыть втроем, вместе.
Если бы Христа не было рядом, то страдание было бы непереносимо. С Христом это можно пережить. И в такие минуты люди обращаются к Церкви. Это говорит о том, что они Его ищут, чтоб Он дал возможность открыть в себе внутренние возможности это все пережить.
– Часто люди уходят из Церкви, если не получают просимого.
– Даже если получают, уходят. Почему? Потому что им не Христос нужен. Им нужно утешение и возможность пережить. Они пережили и все. Потому что жизнь не Христоцентрична, а эгоцентрична.
– Сегодня часто можно наблюдать поиск некой религиозной идеологии, когда люди говорят «я русский, значит, я православный». Часто слова о православии соседствуют с ожесточенными лозунгами, политическими призывами. Как разграничить настоящую веру и идеологию?
– Зачем? У Церкви другая задача. Церковь продолжает совершать дела Христовы. Христос же пришел не разграничивать фарисеев и саддукеев. Он пришел не менять политическое устройство. Он пришел для того, чтобы людям дать Царство Божие. Церковь по-прежнему этим занимается, а все остальное — на здоровье, что хотите.
О пути к священству и служении
— Почему Вы после школы не пошли в семинарию?
— Тогда не думал об этом. Колебался между физикой (быть как папа) и искусством (как мама). Поступил на оба факультета. Выбрал художественный. В 19 лет женился, родилась дочка. Работал в Доме пионеров, преподавал лепку, рисование. И вот тогда стал задумываться. Поехал к старцу Тавриону в Спасо-Преображенскую пустынь в Латвии, он сказал: тебе надо служить в Церкви. Спросил у жены, она поддержала. Но я знал, что после вуза в семинарию не берут.
— Как же вас приняли?
— В 1978 году там был первый набор людей с высшим образованием. И мне удалось. За два года, экстерном. А потом Духовная академия, тоже экстерном, за полтора. В 80-м году меня назначили вторым священником в Крестовоздвиженский храм села Алтуфьево. Он стал для меня родным с первого дня. Райское место: пруд, лес, в алтаре слышно, как птицы поют. Рядом святой источник преподобного Макария Желтоводского, откуда мы всегда брали воду. Мечтал служить там всю жизнь. Однажды даже мысленно выбрал там себе место для будущей могилы. Эдакий самовлюбленный романтизм… А в конце 80-х начал узнавать о своих предках, поехал к сестре моего покойного деда, и она открыла новость: оказывается, именно этот, Крестовоздвиженский храм – наш родовой, в нем до революции служили пять священников Смирновых и здесь же, около храма, они похоронены.
— Поразительное совпадение!
— Не совпадение. Есть присловье: кто верит в случай – не может верить в Бога. Всё по молитвам предков.
Фото из книги «Протоиерей Димитрий Смирнов Проповеди. Книга 2»
— Настоятель у вас был строгий?
— Отец Михаил создал для меня как начинающего тепличные условия. Все хозяйственные заботы были на нем. За десять лет мы повздорили два раза: в первый помирились через полчаса, во второй – на следующий день.
— В 90-м году вас назначили настоятелем в храм святителя Митрофана Воронежского – без колокольни и купола, рядом помойка. Контраст с «райской жизнью» в Алтуфьеве был разительным. Это не вызвало уныния?
— Нет, воспринял новое назначение удивительно легко. Думаю, попал в митрофаниевский храм по молитвам святого Макария Желтоводского, в честь которого позже был освящен престол Алтуфьевского храма. Между святыми существовала особая духовная связь: святитель Митрофан в 17-м веке стал настоятелем Унженского монастыря, основанного в 15-м веке святым Макарием, а незадолго до кончины принял схиму с именем Макарий. Тут промысел Божий. Позже стало известно, что до революции здесь, в церкви Митрофана Воронежского, служил настоятелем дядя моей бабушки.
— Вам удалось восстановить этот храм, а потом вы стали настоятелем еще семи храмов. Плюс работа в Патриархии, в совете по биомедицинской этике, телевидение, радио, блог в Интернете… Удается ли создавать внутри себя светлую тишину?
— Чтоб создать внутри себя тишину, нужно несколько секунд… У каждого свой темперамент. Мне всегда хотелось воссоздать всё, что было в Церкви. Здесь, при храме святого Митрофана, до революции действовал приют, в нем 80 детей. А у нас сейчас три детских дома, 50 детей. Правда, тогда приюту помогала сама княгиня Елизавета Федоровна. Она бывала здесь, где мы сейчас сидим, ходила… А нашим детским домам власть не помогает.
— Есть что-нибудь неприятное в вашем служении?
— Самое неприятное – взаимодействие с миром.
— С властями?
— Власти разные. Некоторые неплохо относятся. Но большинство к народным проблемам равнодушны. Надо бы так: «О, батюшка пришел! Чем помочь?» Я ж не дачу себе строю. А они вместо помощи присылают всякие комиссии. «Это у вас не так, тут не так, фасад покрасьте». Дайте денег – покрашу. Никак наши чиновники не могут понять, что они должны быть как священники – служить людям.
Блог
Блог Дмитрия Смирнова
Так, священник выступает за нерушимость семейного очага, рьяно настаивает на запрещении абортов. Также отец Дмитрий неоднократно высказывался за запрет гомосексуальных отношений и педофилии. Не оставило никого равнодушным и высказывание Дмитрия Смирнова о неверующих людях. По мнению протоиерея, жизнь тех, кто не придерживается православной веры, бессмысленна, поэтому им стоит покончить с собой.
Позже Смирнов будет настаивать на том, что журналисты неверно истолковали его слова. Стоит отметить, что официальный представитель пресс-службы Московского патриарха поспешил заявить, что подобное отношение к атеистам — только частное мнение Дмитрия Смирнова, которое ни в коем случае нельзя рассматривать как официальную позицию церкви.
Дмитрий Смирнов
В целом, священник неоднократно позволял себе и более жесткие и эмоциональные высказывания. Чего только стоит выраженное Смирновым «чувство глубокого удовлетворения» в ответ на известие о кончине известного ученого, социолога и психолога Игоря Семеновича Кона. Неоднозначно и высказывание Смирнова, призывающее верующих громить витрины магазинов секс-атрибутики.
Однако несмотря на столь эксцентричное поведение священнослужителя, представители православной церкви считают отца Дмитрия истинно верующим человеком и подвижником христианских ценностей. Да и сами верующие зачастую горячо поддерживают точку зрения своего духовного пастыря.
Интервью Дмитрия Смирнова
Множество комментариев вызвало и мнение Смирнова по поводу ювенальной юстиции. Священник полагает, что представителям ювенальных служб разрешено противостоять с оружием в руках. Дмитрий Николаевич признает, что это незаконно, однако считает, что для защиты собственной семьи подобное действие вполне оправдано.
Еще одним обсуждаемым в блоге и на других площадках высказыванием стало заявление Дмитрия Смирнова о том, что необходимо запретить доступ к интернет-ресурсам всем людям, которые не достигли возраста 21 года. Это обосновано тем, что Интернет, по мнению священника, способен развратить неокрепшие умы юношей и девушек и подтолкнуть молодых людей к неправедным поступкам.
Дмитрий Смирнов на выступлении
В 2015 году Дмитрий Смирнов озвучил мнение по поводу советской власти. По словам священника, «Гитлер отдыхает» по сравнению с тем, какие преступления совершили коммунисты по отношению к жителям страны. В частности, Дмитрий Николаевич уверен, что Ленин виновен в том, что сегодня аборты стали столь распространенным явлением.
Более того, пятью годами ранее, в 2010-м, Смирнов выразил поддержку неизвестным преступникам, которые попытались взорвать памятник Ленину в городе Пушкине. Подобная выходка священника даже стала поводом для обращения в прокуратуру, однако никакой реакции от официальной власти не последовало.
Дмитрий Смирнов на радио
В том же 2015 году Смирнов доказал, что может не только рассуждать и осуждать, но и силой отстаивать интересы церкви, как таковые ему видятся. 4 июля священник собрал группу верующих, которые в прямом смысле ворвались на концерт по случаю 20-летия радио «Серебряный дождь» и выключили аппаратуру, сорвав тем самым торжественный концерт. Столь решительные действия христиан, как выяснилось позже, стали ответной реакцией на музыку, якобы мешавшую совершать молитвы.
Подобное действие вызвало шквал осуждения как со стороны представителей церкви, так и из уст мирских журналистов. В частности, эта хулиганская акция сравнивалась с действиями скандально известной группы “Pussy Riot”. Кроме того, руководство радиостанции выразило сомнения, что музыка из закрытого помещения могла быть слышна в храме, расположенном на расстоянии километра, да еще и через лесной массив.
Димитрий Смирнов сейчас
Помимо занятости на телевидении и написания блога, Димитрий Смирнов выпускает книги. Сейчас имя и фото священника украшают семь печатных изданий с избранными проповедями и беседами, а почитатели Димитрия Николаевича с нетерпением ожидают новых трудов батюшки.
Сейчас священник продолжает пополнять коллекцию проповедей, в которых старается наставить неверующих на христианский путь, а верующим помочь укрепиться в вере. Свои взгляды он излагает в программах на канале «Спас» и эфире радио «Радонеж». Димитрий Смирнов — постоянный гость передач «Диалог под часами» и «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз». Также у священнослужителя есть свой сайт dimitrysmirnov.ru, на котором он выкладывает свои статьи о православии и отвечает на вопросы пользователей о жизни и смерти, христианских ценностях, правилах поста и других волнующих проблемах.
В 2019-м Смирнов стал спикером Гиппократовского медицинского форума, где высказался о вопросах репродуктивной этики. По его мнению, аборты сопоставимы с фашизмом, а в сложившемся отношении к этой медицинской процедуре виноват Владимир Ленин, который в свое время пропагандировал аборты не только как допустимое, но и желательное явление.
Димитрий Смирнов и Владимир Познер Летом 2020 года стало известно, что у Димитрия Смирнова проблемы с сердцем: немолодой священнослужитель был госпитализирован в кардиологическую реанимацию. Представители РПЦ поспешили успокоить почитателей, заверив, что опасности уже нет и текущее состояние здоровья батюшки оценивается как удовлетворительное.
В начале 2020-го в прессе наделало шума еще одно высказывание Смирнова о гражданских женах. По его мнению, женщины, соглашающиеся на незарегистрированные отношения, могут быть приравнены к «бесплатным проституткам», мужчины не воспринимают всерьез гражданские браки, считая их «временной утехой». Запись скандального разговора со священником появилась на ютьюб-канале «Россия 24».
Цитата из интервью глубоко возмутила публику, особенно женскую ее часть. Руководство РПЦ на это ответило, что не стоит понимать сказанное Смирновым буквально, потому что мысль была сформулирована в «свойственной ему образной манере». Протоиерей Андрей Ткачев и актер Иван Охлобыстин заявили, что согласны со Смирновым. Заступился за Димитрия Николаевича и Владимир Соловьев, отметив, что не разделяет позицию священника, но считает, что тот вправе высказать свое мнение в рамках существующей свободы слова.
Большинство известных лиц, однако, восприняли слова Смирнова неприязненно. Оксана Пушкина назвала высказывание провокацией и «набрасыванием ладана на вентилятор», а Сергей Шнуров посвятил теме стихотворение, полное нецензурных слов.
Сам Смирнов позже заявил через «Комсомольскую правду», что журналисты исказили его слова, а критика направлена была в первую очередь против мужчин, их «беспардонного» отношения к противоположному полу и нежелания жениться. Пытаясь исправить ситуацию, Смирнов наговорил еще больше резких вещей, заявив, что современные мужчины — «маменькины сынки», не способные стать главой семьи и опорой для женщины, а их инфантильность уже вылилась в национальную катастрофу.
Непосредственно праздник
Вход в столичный отель Marriott, где проходила свадьба Евгении Тимошенко и Артура Чечеткина, был перекрыт огромным ограждением белого цвета прямоугольной формы. В послеобеденнее время начали прибывать первые гости свадьбы на шикарных автомобилях в вечерних нарядах и с подарками. Музыкальным оформлением свадьбы Тимошенко и Чечеткина стал голос Тины Кароль и Ингрид, играл ансамбль «Киевские солисты».
Много новостей и нюансов сегодня можно легко узнать из социальных сетей, люди выкладывают туда информацию, даже не задумываясь, что она может кому-то очень пригодиться. Предположительно, стиль свадьбы Евгении и Артура был воспроизведён по новелле Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби».
Точных данных по этой информации не имеется, так как вход журналистам на свадьбу Евгении Тимошенко был воспрещён, но с помощью интернет-ресурса и фотографий гостей свадьбы можно нарисовать общую картину свадьбы Тимошенко-Чечеткина. Букет Евгении Тимошенко состоял из белых роз и орхидей, он удачно гармонировал с аналогичным оформлением отеля к свадьбе.
Протоиерей Димитрий Смирнов обрушился на мужчин, признаваясь женщинам в любви
18:27 / 17 Февраля 2020 / Общество
Протоиерей Димитрий Смирнов
Глава патриаршей комиссии по делам семьи Протоиерей Димитрий Смирнов, говоря о своём отношении к так называемым гражданским бракам, сказал, что женщины в них являются, по сути, «бесплатными проститутками». В СМИ тут же поднялась волна критики в адрес священнослужителя. Что на самом деле имел в виду отец Дмитрий, он рассказал Царьграду.
Было у меня общение с молодёжью, такая беседа по душам. Дедушка и внуки. И кто-то задал вопрос о гражданском браке, потому что в молодёжной среде это развивается бешеными темпами. Даже мне об этом рассказывают пожилые женщины, у которых вдруг сын ушёл и живёт с девушкой. Я не представляю, как это с девушкой можно жить, если девушка — это девственница в переводе на русский язык. Журналисты взяли и из этого сделали новость. И получилось совершенное искажение замысла того, о чём мы говорили.
У меня фабула вся построена на том, чтобы защитить женщину. Потому что тот мужчина, который тащит её в койку, не предложив руки и сердца, — это не мужчина. Это негодяй, который хочет съесть лучшие годы её жизни. И ничего взамен. Максимум через пять лет такие мужчины бросают женщин. И они к нам приходят в церковь в слезах, совершенно несчастные.
Меня как мужчину, который вступил в 50-летие своего супружества, это возмущает. Во-первых, возмущает, что это называется браком. Да ещё гражданским. Гражданский брак установило советское правительство в виде регистрации. Церковь отделена. А что получается в итоге? А в итоге мужчина просто пользуется женщиной, всей сладостью семейной жизни, а потом её бросает, иногда с детьми.
Я был членом общественного совета судебных приставов, и там говорили: до 90 процентов мужчин не платят алименты. На своих собственных детей. Это же возмутительно. У меня совершенно не было ни цели, ни тем более желания оскорблять женщин, но это просто уже подготовлено заголовками. «Дмитрий Смирнов оскорбил женщину». Какую женщину я оскорбил? Моё сердце полно сочувствия, любви. Я очень многим женщинам помогаю разводиться. Потому что многие мужчины в отместку женщине отнимают у неё детей. То есть это люди, с которыми они связывают свою жизнь на несколько лет. Вообще бессовестные. Это безобразие просто.
Любой объект собственности они регистрируют очень быстро — автомобиль, дом. Даже страхуют. А здесь они не готовы подать заявление в ЗАГС. Обладать женщиной готов, а нести за это ответственность — материальную, юридическую — он не готов. На мой взгляд, это несправедливо. Потому что именно этим мужчины из добропорядочных женщин делают содержанок. А это не что иное, как бесплатная проститутка.
Я против унижения современными мужчинами, мамиными сынками женщин, которые в этом не виноваты. Каждая психически нормальная женщина хочет замуж. Это естественно. Нас такими создал Бог.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Подписывайтесь на канал Царьград в Яндекс Дзен, чтобы не пропускать интересные новости и статьи
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER
Теги: семья, брак, гражданский брак, СМИ, Защита женщины, Церковь и общество, Россия
Обсудить
Читать комментарии
-
Профессор кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ
Новости партнёров
«Неохота сказать, что „я бесплатная проститутка“, поэтому говорят: у меня гражданский брак»
Выступая на встрече с участниками православного сообщества «OrthodoxBRO», священнослужитель раскритиковал женщин, состоящих в так называемом «гражданском браке»: «У нас женщины сами не понимают, что такое брак. Неохота сказать, что „я бесплатная проститутка“, поэтому говорят: у меня гражданский брак. Здрасьте! Да нет, ты просто бесплатно оказываешь услуги — и все, а так тебя никто за жену не считает… Те мужчины, про которых говорят, что они женаты гражданским браком, они не считают их за жен, это просто временная утеха. Потому что если бы он относился к ней как к жене — ну что, трудно зарегистрироваться, что ли? Да нет, никакого труда».
Эксперты отмечают, что количество россиян, готовых официально зарегистрировать семейные отношения, ощутимо снижается с начала XXI века. Это связывают с общим кризисом современной формы брака, еще ярче проявившимся в западных странах, где регистрация брака заменяется совместным проживанием, которое признается государством как более упрощенная система отношений.
Статья по теме
Покрыто браком неизвестности. Можно ли научить счастливой семейной жизни? Если протоиерей Смирнов рассчитывал своими словами вызвать широкую дискуссию, то своей цели он, несомненно, добился.
Убеждения
Смирнов – ярый защитник традиционных семейных ценностей и борец с пропагандой гомосексуализма и проявлениями педофилии. Очень интересно он выразился по поводу атеистов, которых, по его мнению, немного. Дмитрий Смирнов считает, что для таких людей нет смысла жить, бороться и учиться, поэтому, по идее, они должны закончить жизнь самоубийством, ведь все равно на месте их смерти лопух вырастет. Но этого нет, и скорее всего, атеисты эти не настоящие и боятся все же чего-то. Его сарказм не всегда понимают люди. Однако для многих отец Дмитрий этим еще более приятен. А кто принимает все за чистую монету, ну пусть мучаются, раз не хотят мыслить глубже и читать между строк.