Как забыть обиду: советы психологов, как простить и забыть

Как простить обиду? Можно ли себе представить Спасителя обиженным?

– Отец Александр, что же такое обида? Только внутренняя боль или удерживание в себе зла, памяти на злое?

– Я сначала не отвечу на эти вопросы, а сам вас спрошу: можно ли себе представить обиженного Спасителя, или обиженную Божью Матерь?.. Конечно, нет! Обида – это свидетельство духовной слабости. В одном месте Евангелия сказано, что иудеи хотели возложить на Христа руки (то есть схватить Его), но Он прошёл посреди них, сквозь толпу агрессивную, кровожадную… Не написано в Евангелии, как Он это сделал, возможно, Он так гневно на них посмотрел, как говорится, молнию метнул глазами, что они испугались и расступились. Я себе так это представляю.

– Нет ли противоречия? Глазами сверкнул – и вдруг смиренный?.

– Нет, конечно. Слово Божие говорит: «Гневайтесь и не согрешайте». Господь не может грешить – Он Единый Безгрешный. Это мы маловерные и гордые, если гневаемся, то с раздражением и даже со злобой. Потому и обижаемся, что думаем, что и на нас злятся. Гордый уже внутренне готов обижаться, потому что гордость – это искажение человеческой природы. Она лишает нас достоинства и тех благодатных сил, которые Господь щедро дарует каждому. Гордый же человек сам от них отказывается. Смиренного человека обидеть невозможно.

– И всё-таки, что такое обида?

– Во-первых, это, конечно, острая боль. Действительно очень больно, когда обижают. Мы по своему неумению отражать физическую, словесную и духовную агрессию постоянно удар пропускаем. Если любого из нас посадить играть в шахматы с гроссмейстером, то ясное дело, что мы проиграем. И не только потому, что не умеем играть, но ещё и потому что гроссмейстер очень уж хорошо играет. Так вот, лукавый (как сатану называют) играет отлично. Он знает, как ходить, чтобы человека зацепить за самые болевые точки. Обиженный может думать об обидчике: «Ну, как он мог? Откуда он знал, что мне это причинит боль? Почему именно так сделал?» А человек, может, даже ничего и не знал, просто лукавый его направил. Вот кто знает, как нам боль причинить. Апостол Павел говорит: «Наша брань не против плоти и крови, а против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». Лукавый двигает нами, и мы ему, пусть неосознанно даже, по своей гордости, подчиняемся.

Гордый человек не умеет различать добро и зло, а смиренный умеет. Я, например, по своей гордости могу сказать нечто, что человека очень больно ранит. Не потому, что я хочу причинить ему боль, а потому, что лукавый в мою горделивую душу вкладывает такие слова и в такое время, когда тот, с кем я общаюсь, наиболее беззащитен. И я действительно попадаю в очень для него болезненную точку. Но все-таки эта боль оттого, что человек не умеет смиряться. Смиренный человек скажет себе твёрдо и спокойно: «Это я получил по своим грехам. Господи помилуй!» А горделивый начнёт возмущаться: «Ну, как же так можно?! Как же можно ко мне так относиться?»

Когда Спасителя привели к первосвященникам, и слуга ударил Его в ланиту, с каким достоинством Он ему ответил. Разве Он обиделся или расстроился? Нет, Он явил поистине царственное величие и абсолютное самообладание. Ну, опять-таки, можно ли себе представить, что Христос на Пилата или на первосвященников обиделся?.. Смешно. Хотя Его мучили, издевались, клеветали… Не мог Он обижаться совершенно, никак не мог.

– Но Он же Бог и человек, батюшка.

– Так, Господь и нас зовёт к совершенству: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен есмь сердцем». Он говорит: «Хочешь, чтобы тебя обида не касалась, хочешь быть выше любых обид, значит будь кроток и смирен сердцем, как Я».

– А если обида не по заслугам?

– А Его по заслугам обижали?

– Но это нечестно, если какая-то неправда, клевета, то ты просто кипишь, потому что не согласен с этим.

– Мне кажется, что может быть ещё больнее, если тебе правду скажут: «А-а-а, вот, ты какая!» «А я ведь, действительно, такая… Вот гады!»

– В точку попали!

– Попали в точку. Да ещё при всех сказали! Нет, чтобы потихонечку, чтобы деликатно как-нибудь сказал, по головке погладил или бы подсластил. Прямо при всех!.. Это ещё побольнее будет. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Это хорошо, когда незаслуженно злословят. Когда незаслуженно – блаженны, а когда заслуженно – надо каяться и просить прощения.

Откуда берётся искажённое восприятие информации?

Даже если кто-то другой стремиться сделать гадость, один человек воспримет это как значимое событие, а второй – нет. Ещё хуже обстоит дело, если никто не собирался делать ничего плохого, но ситуация была воспринята неадекватно. Почему? Потому что каждый человек имеет свою «идеальную картинку». И чем она более чёткая и не гибкая, тем чаще человек будет ощущать обиду, как рассогласование между тем что «должно быть» и тем, что «есть на самом деле». Человек предполагает. Что ответом на свои усилия, которые он оценивает, как «добро» обязательно будет такой же ответ и обижается. Если реальность не оправдывает ожидания. Именно поэтому все конфликты начинаются с предъявления претензий: «я для тебя и еду готовила, и детей нянчила, и от карьеры отказалась. А ты…» «А я все деньги домой отдавал, а в ответ никакого уважения…». Знакомая картина?

Но, во-первых, почему мы считаем, что ответ должен быть всегда таковым? Потому, что не можем расстаться с «идеальной картинкой». А во-вторых, кто тебя заставлял делать всё выше перечисленное? Тоже, «идеал» в голове. Отсюда и следует, что вся обида заключена в самом обиженном человеке. Родители отрекаются от радости во имя детей, а затем упрекают их в этом; жёны отказываются от своей жизни (карьеры, друзей, увлечений), а затем упрекают. Но, что они хотят взамен, такого же отречения? То есть, если рассмотреть это в комплексе, получается, что один становится несчастным, чтобы потом второй ради этого тоже стал несчастным? Странная картина мира.

Выходит, что вы отдаёте почётную миссию «осчастливить» себя за счёт ущерба другого человека, этому же человеку. Не удивительно, что он просто не хочет этого делать! И вы чувствуете обиду, как следствие растраченной энергии, которая не вернулась. Но, зачем заполнять эту пустоту другими, если это ваше личное внутреннее дело.

Если вы понимаете, что обида зависит только от вашего восприятия, давайте попробуем её отпустить. Для этого стоит:

  • понять откуда у вас взялся такой способ реагирования;
  • понять, как больше не обижаться;
  • отпустить прежние обиды.

Есть ли выгода в обидах

После того, как мысли были зафиксированы на бумаге, следует оценить записанное с точки зрения имеющихся выгод.

Дело в том, что обиженному человеку не только неприятно испытывать это чувство, но есть еще и определенные плюсы в том, чтобы держать эту обиду в себе. Чаще всего, это нежелание принимать ответственность за произошедшее на себя, нежелание меняться и решать свои проблемы самостоятельно.

Если есть виновник ваших бед, на которого можно повесить чувство вины и свою обиду, то зачем же самому что-то делать в сложившейся ситуации? Пусть этот «злодей» исправляет все и старается изменить вашу жизнь. А вашей задачей будет просто принять или не принять его работу в этом плане.

Так ведь проще всего, правда?

Проще. Но — не эффективнее.

Больше того, это, чаще всего, не приносит никакого эффекта — или даже имеет обратное действие. Обидчик делает не то, или не делает того, что Вы ждете — и становится еще большим «злодеем», чем раньше.

Вы сами загоняете себя в угол и обкладываетесь еще большими обидами, обрастая ими, как кочан новыми листами.

Поэтому стоит честно оценить ситуацию — и, если обида действительно выгодна Вам, то принять это, и начать работать с ней. Поскольку обидчик в этой ситуации — как бы он ни старался — так и останется обидчиком, а Вы так и оставите внутри себя это разрушающее чувство.

Как простить обиду? Можно ли себе представить Спасителя обиженным?

– Отец Александр, что же такое обида? Только внутренняя боль или удерживание в себе зла, памяти на злое?

– Я сначала не отвечу на эти вопросы, а сам вас спрошу: можно ли себе представить обиженного Спасителя, или обиженную Божью Матерь?.. Конечно, нет! Обида – это свидетельство духовной слабости. В одном месте Евангелия сказано, что иудеи хотели возложить на Христа руки (то есть схватить Его), но Он прошёл посреди них, сквозь толпу агрессивную, кровожадную… Не написано в Евангелии, как Он это сделал, возможно, Он так гневно на них посмотрел, как говорится, молнию метнул глазами, что они испугались и расступились. Я себе так это представляю.

– Нет ли противоречия? Глазами сверкнул – и вдруг смиренный?.

– Нет, конечно. Слово Божие говорит: «Гневайтесь и не согрешайте». Господь не может грешить – Он Единый Безгрешный. Это мы маловерные и гордые, если гневаемся, то с раздражением и даже со злобой. Потому и обижаемся, что думаем, что и на нас злятся. Гордый уже внутренне готов обижаться, потому что гордость – это искажение человеческой природы. Она лишает нас достоинства и тех благодатных сил, которые Господь щедро дарует каждому. Гордый же человек сам от них отказывается. Смиренного человека обидеть невозможно.

– И всё-таки, что такое обида?

– Во-первых, это, конечно, острая боль. Действительно очень больно, когда обижают. Мы по своему неумению отражать физическую, словесную и духовную агрессию постоянно удар пропускаем. Если любого из нас посадить играть в шахматы с гроссмейстером, то ясное дело, что мы проиграем. И не только потому, что не умеем играть, но ещё и потому что гроссмейстер очень уж хорошо играет. Так вот, лукавый (как сатану называют) играет отлично. Он знает, как ходить, чтобы человека зацепить за самые болевые точки. Обиженный может думать об обидчике: «Ну, как он мог? Откуда он знал, что мне это причинит боль? Почему именно так сделал?» А человек, может, даже ничего и не знал, просто лукавый его направил. Вот кто знает, как нам боль причинить. Апостол Павел говорит: «Наша брань не против плоти и крови, а против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». Лукавый двигает нами, и мы ему, пусть неосознанно даже, по своей гордости, подчиняемся.

Гордый человек не умеет различать добро и зло, а смиренный умеет. Я, например, по своей гордости могу сказать нечто, что человека очень больно ранит. Не потому, что я хочу причинить ему боль, а потому, что лукавый в мою горделивую душу вкладывает такие слова и в такое время, когда тот, с кем я общаюсь, наиболее беззащитен. И я действительно попадаю в очень для него болезненную точку. Но все-таки эта боль оттого, что человек не умеет смиряться. Смиренный человек скажет себе твёрдо и спокойно: «Это я получил по своим грехам. Господи помилуй!» А горделивый начнёт возмущаться: «Ну, как же так можно?! Как же можно ко мне так относиться?»

Когда Спасителя привели к первосвященникам, и слуга ударил Его в ланиту, с каким достоинством Он ему ответил. Разве Он обиделся или расстроился? Нет, Он явил поистине царственное величие и абсолютное самообладание. Ну, опять-таки, можно ли себе представить, что Христос на Пилата или на первосвященников обиделся?.. Смешно. Хотя Его мучили, издевались, клеветали… Не мог Он обижаться совершенно, никак не мог.

– Но Он же Бог и человек, батюшка.

– Так, Господь и нас зовёт к совершенству: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен есмь сердцем». Он говорит: «Хочешь, чтобы тебя обида не касалась, хочешь быть выше любых обид, значит будь кроток и смирен сердцем, как Я».

– А если обида не по заслугам?

– А Его по заслугам обижали?

– Но это нечестно, если какая-то неправда, клевета, то ты просто кипишь, потому что не согласен с этим.

– Мне кажется, что может быть ещё больнее, если тебе правду скажут: «А-а-а, вот, ты какая!» «А я ведь, действительно, такая… Вот гады!»

– В точку попали!

– Попали в точку. Да ещё при всех сказали! Нет, чтобы потихонечку, чтобы деликатно как-нибудь сказал, по головке погладил или бы подсластил. Прямо при всех!.. Это ещё побольнее будет. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Это хорошо, когда незаслуженно злословят. Когда незаслуженно – блаженны, а когда заслуженно – надо каяться и просить прощения.

Религия о прощении

В Библии есть слова о том, что нужно любить своих врагов и благодарить их за те злые деяния, которые они творят. Христианские проповедники учат тому, что ударившему по щеке следует подставить и другую щеку для удара, а тому, кто отнимает верхнюю одежду, отдать и рубашку. На первый взгляд кажется, что данные изречения безрассудны. Как можно не сопротивляться ударам и благодарить врагов своих за побои? Но это кажется бредом только на первый взгляд

Человеку важно научиться прощать других ради сохранения своего собственного здоровья. Обиженный, расстроенный, разгневанный человек находится в состоянии напряжения, постоянно прокручивая в голове подробности ссоры и возможные способы отмщения. Негативные мысли лишают его радости бытия

Простив своих обидчиков, он обретает спокойствие и умиротворение. Больше не надо мучиться и страдать. Можно жить дальше и творить благие дела. Жизнь и так слишком коротка, чтобы тратить ее на такие мелочи, как скандалы и ссоры

Негативные мысли лишают его радости бытия. Простив своих обидчиков, он обретает спокойствие и умиротворение. Больше не надо мучиться и страдать. Можно жить дальше и творить благие дела. Жизнь и так слишком коротка, чтобы тратить ее на такие мелочи, как скандалы и ссоры.

Зачем размышлять над тем, как простить обиду? На мать и отца вообще не следует обижаться. Это те люди, чья любовь к детям безразмерна. А что касается врагов, то здесь у многих людей могут закрасться такие вопросы: «Зачем мне прощать своего врага? Зачем делать ему хорошее? Ведь он этого недостоин». В Библии есть одно замечательное место, в котором говорится следующее: «Ежели враг твой голоден, то накорми его. Ежели он испытывает жажду, то напои его: ибо, делая это, ты собираешь на голову ему горящие уголья». В этих словах есть глубокий смысл. Нельзя победить зло злом. Плохое можно искоренить только добром. И тогда, как знать, может быть, ваш злейший враг станет вашим лучшим другом. Не зря говорят: «От ненависти до любви – один только шаг». Библия подскажет ответ на вопрос о том, как научиться прощать обиды. Старайтесь быть истинным христианином и выполнять все заповеди, изложенные в ней. Тогда в вашей жизни не будет места обидам, ненависти, мести.

Советы психолога

Алгоритм прощения обиды следующий: мысленно проговариваем обидчику, в чем он
виноват, не скупясь на фразы. Озвучиваем весь список обид. Говорим ему, как он
должен был поступить. Перечисляем причины, по которым он не поступил так, как
мы хотели. Говорим о своей обиде и сообщаем о решении простить его и отпустить.
Вызываем образ прощения и с ним мысленно соединяемся. Образ прощения может быть
любым, но позитивным: радуга, облако, ветер и так далее.

Альтернативный способ прощения —
медитация. Зажигаем ароматическую свечу, наслаждаемся горением несколько минут,
закрываем глаза и вспоминаем лицо обидчика. Если их несколько, то они пройдут
чередой перед вами. Мысленно говорим каждому из них, что он прощен, отпускаем
обиду и желаем ему счастья.

Коварные объятия

Не прощать — это не значит мстить и сводить счёты. Ни в коем случае. Признать невозможность прощения — это отказаться от иллюзий. В них часто есть что-то наивное, детское, инфантильное. Ведь иногда в стремлении понять-простить присутствует тайное упование, что обидчик раскается, придёт в объятия к простившему и всё будет хорошо. Особенно сильны такие надежды, если страдания причиняли близкие люди.

Не задвигайте негатив вглубь, проживите свою боль Фото: Depositphotos

Бывает, что обидчик в объятия приходит — но с тем, чтобы воспользоваться всепрощением жертвы и нанести новые раны. И снова страдалец старается простить, в результате цикл повторяется. Агрессору выгодно, чтобы пострадавший жаждал примирения. А отказ от прощения как раз помогает закрыть деструктивные отношения и разорвать порочный круг.

И нужна определённая скромность, чтобы признать свою неспособность растворить добром безнравственность. Не врать себе, что якобы к агрессору чувствуется только любовь. Часто за этим стоит задвигание негативных эмоций вглубь сознания и подсознания, что приводит к ухудшению самочувствия даже на физическом уровне. Это замечали не только врачи и психологи, но и просто наблюдательные люди. Мнимое прощение — не гарантия облегчения. Напротив — оно может сыграть злую шутку.

Как же все-таки простить обиду и отпустить?

Осознать суть вещей! Чем сильнее обида, тем сильнее забылась истина. Между тем, проявленная уже обида, как и любая деструктивная эмоция, всё равно является другом. Обида — это страх, а он, в свою очередь, является сигналом незнания или отсутствия Божественной памяти о том, что всё всегда хорошо и благостно. Обида — это союзник, её глупо пестовать, упиваться ей, подавлять, не замечать, избегать, отворачиваться. Её просто надо использовать по назначению и всё тут!

Ещё интереснее ситуация, когда один человек выбирает обижаться, а другой выбирает бояться обидеть. Один возложил ответственность на другого за то, что сам вогнал себе занозу и не хочет её вытаскивать. А другой, до краёв наполненный чувством вины, к своим ста процентам ответственности за свой опыт, тянет ещё сто процентов чужой. Тяжело, ножки от непосильной ноши разъезжаются, чувство вины гнетёт и душит.

И ведь тщетно всё, рвёт пупок себе зазря. Потому как то, что за человека можно что-то решить, заставить, убедить его что-то сделать  — абсолютная иллюзия. Те, взваленные дополнительно сто процентов якобы «чужой ответственности», имеют огромный вес. Но являются по сути чем угодно, но только не возможностями что-то изменить в другом человеке. Эти двое напоминают двух задыхающихся карасей в авоське из ниток перепутанных ответственностей друг друга. Как же все-таки отпустить обиду и простить? В этой ситуации нужно вернуть своё себе. А чужое попросту отдать обратно, вот и весь выход.

Если человек выбрал вас для того, чтобы обратить своё внимание на своё же воспаление — позвольте ему это, позвольте этому быть. Но при этом сами останьтесь на волне лёгкости и правильности

Это лучшее, что вы можете сделать для обижающегося. Ведь тогда у него появится выбор — присоединиться к вашей лёгкости или остаться в страдании.

Почему люди обижаются друг на друга

Обида считается вторичным чувством, возникающим в случае удерживания внутри себя недовольства и гнева. Люди теряют спокойствие, сталкиваясь с неожиданным, непредсказуемым поведением других по отношению к себе. Они уверены: окружающие должны вести себя так, как хочется им, не желая признавать право на самостоятельные действия, имеющееся у каждого. Попытка влиять на других, стремление руководить их действиями и мыслями, закончившаяся неудачей, трансформируется в обиду.

Дуть губы можно на резкое высказывание, публичное высмеивание каких-то действий и слов, незаслуженное оскорбление, другое. Обидеть могут как близкие, так и малознакомые люди, но в любом случае, обижаясь, человек пытается изменить отношение к себе, добиваясь любви, нежности, жалости или понимания. 

Порой люди считают: они достойны большего и должны получить этот как можно быстрее, в готовом виде, без лишних усилий. Вместо того, чтобы начать действовать, стремясь к заветной цели, обижаются, если ожидания и мечты не совпали с реальностью. Каждый человек несет ответственность за происходящее с ним, поэтому винить в неудачах нужно себя, а не маму, мужа, начальника, правительство или злую судьбу.

Важно ли уметь прощать?

Почти во всех религиозных и философских течениях говорится о благе любви, смирения и прощения. Казалось бы, за множество веков просвещения человечество должно было бы научиться «отпускать» обиды и прощать тех, кто нанес нам вред. Но в реальности, мы так этому и не научились – почему же?

Дело в том, в глубинах человеческой души все же вершится справедливость по «закону джунглей»: око за око, зуб за зуб. Поэтому каждый раз, когда нам наносят вред и обиды, внутри начинают играть глубинные гармоники, взывающие к мести. Вы никогда не замечали, как спокойно дети относятся к жестокости в сказках, когда она является «оправданной»? То, что злодею «воздается по заслугам» кажется таким естественным и справедливым, а негативного сказочного персонажа обязательно должна постичь страшная кара. А ведь на самом деле мы так и остаемся такими же детьми, маленькими «Маугли» в страшном мире джунглей – обидчик должен быть наказан, а за «преступление» нужно заплатить «кровью».

Так сложно отказаться от собственной обиды еще и потому, что переживаемый из-за несправедливости и жажды возмездия гнев воспринимается как часть человека. А значит, отказавшись от этих чувств, ты как бы предаешь себя. Гудение в голове, стук крови в висках – это состояние готовности для борьбы с обидчиком, хоть оно и крайне неуместно в современных реалиях – не будет же человек лезть в драку из-за каждой обиды.  И пусть даже приходит понимание разрушительного действия гнева, но «отпустить» болезненную ситуацию все равно оказывается выше всяких сил.

Но о гневе всегда следует помнить следующее: он является инструментальной эмоцией. То есть гнев может быть очень полезен, когда мы можем исправить ситуацию. Гнев может дать нам силы для действий, но он не поможет изменить то, что уже случилось, не поможет смириться с прошлым и простить. Гневаясь на обидчика, не имея возможности что-либо изменить, мы всего лишь бередим старые раны.
В таких ситуациях вы как бы остаетесь один на один с агрессивно настроенным тигром в клетке, вот только этот тигр – тоже вы.

Гнев не признает реальности прошлого, того, что все плохое уже свершилось – он уверен, что месть все исправит, и справедливость восторжествует
. На самом же деле, выбирая гнев вместо прощения, человек просто отвергает лекарство от обиды. Ведь прощение означает, что прошлое уже свершилось, и другое прошлое нам получить не дано. Остается лишь жить со шрамами от старых обид.

Но кое-что все же зависит от человека: он не может изменить прошлое, но может помочь самому себе «затянуть раны» от обид. Стать на путь самовосстановления, а не разрушения, возвращение личной ответственности за свою жизнь – вот что обещает прощение.

При этом прощение вовсе не предполагает вселенское принятие своих обидчиков и симпатию к ним – для прощения не обязательно становится «святым». Это означает принятие того, что случилось, прекращение ожидания «торжества справедливости» и расплаты за нанесенные обиды. Это означает понимание того, что дальнейшая жизнь – под своей собственной ответственностью, и что обиды больше не определяют твой жизненный путь.

Как справиться с обидой и негативными эмоциями

Нужно понять, как научиться прощать обиды психология, чтобы чувствовать себя великолепно. На самом деле, это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Просто нужно совладать со своими эмоциями, чтобы избавиться от всего негатива.

Негатив может долго накапливаться, а потом в один момент выплеснуться

  1. Определить источник раздражения

В самом начале стоит понять, что же раздражает вас настолько сильно. Быть может, это разбросанные вещи мужа или же надоедливый коллега по работе. Никогда не копите эмоции в себе, поскольку рано или поздно они вырвутся наружу огромным потоком претензий и обид.

Если речь идет о вашем любимом человеке, который что-то делает не так, постарайтесь с ним поговорить. Разговор должен быть спокойным и дружественным. Объясните, почему вам не нравится тот или иной его поступок. В большинстве случаев все можно исправить, не накапливая внутри себя негативные эмоции.

Если вас обидел коллега по работе, то постарайтесь побеседовать с ним. Если все безуспешно, не пересекайтесь или же сведите встречи к минимуму. Не копите в себе обиду, ведь она обязательно выплеснется наружу потоком негативных эмоций.

  1. Понять причину

Чтобы понять, как научиться прощать людей и отпускать обиду, разберитесь в себе. Почему вы обижаетесь на окружающих? Быть может, дело в вашей низкой самооценке? Вы не умеете справляться со своими эмоциями?

Обида — что это такое, ее истоки

Начнем с того что обида — это переживание жалости к себе и гнева к обидчику, осуждение его.

Откуда берется обида?

Обида рождается в детстве. У младенцев есть чувство гнева, а не обиды. Обиде ребенок учится в дошкольном возрасте. Вспомните, как обычно говорят маленькие дети: «Тогда я на тебя обижусь». Они учатся, что надо обидеться, в случае если кто-то сделает не так, как они хотят. Хотя и не обижаются, пока просто это говорят.

Обида — это просто заученная реакция. В детстве все за нас решают родители. Нам всего мало (внимания, игрушек и т.д.) Обида — хорошее средство для манипуляции. Получения желаемого в обход интересов другого человека. Один обижается, другой чувствует вину. Часто люди пользуются этим всю жизнь.

Обида возникает, если наши ожидания не совпадают с действительностью, все произошло не так, как вы хотели, вы услышали не то, что хотели бы. И другие обижают нас, потому что их ожидания от наших действий или слов не совпадают с тем, что ожидали они.

Как избавиться от обидчивости

Обидеть могут как нечаянно, так и умышленно, стремясь задеть за живое. Если это случилось преднамеренно, доставлять удовольствие врагу, замкнувшись в себе и испортив отношение со всем миром, ни в коем случае нельзя. Но чаще всего люди обижают других случайно и достойны прощения.

Излечиться от обиды поможет несколько простых правил:

  1. никто никому ничего не должен. Ожидая, что парень придет на свидание с роскошным букетом роз, нельзя обижаться, если он принес ромашки или коробку конфет. Молодой человек мог прийти с пустыми руками, ведь он, по сути, не должен ничего, а ситуацию можно было предотвратить, предварительно намекнув любимому на свои предпочтения;
  2. каждый имеет право на свое мнение. Стремясь к долгожданному повышению, люди обижаются, не получив его, начиная копить злость на более успешного коллегу. Придется понять, что руководству виднее, кто может занять высокий пост. Научитесь прислушиваться к критике, ведь она часто бывает справедливой, помогает разобраться в себе, избавиться от некоторых недостатков и комплексов при правильной оценке.

Как взять ситуацию под контроль

  1. Понять, что культивирование проблемы, ее подпитка отрицательными эмоциями – тупиковый путь, ведущий только к саморазрушению.
  2. Рассмотреть ситуацию с разных сторон и извлечь уроки, взять обиду в качестве самомотивации. Например, похудеть, прочитать книги, выучить язык, усовершенствовать профессиональные навыки (в зависимости от того, с чем связана проблема).
  3. Определить для себя, почему человек нанес обиду: если это было сделано не нарочно, то стоит простить друга, а если специально – разорвать отношения. И вообще, по возможности, избегать токсичных людей.
  4. Работать впредь на опережение: предупреждать ситуации, которые могут закончиться негативными эмоциями, не давать втянуть себя в них. Улыбаться, игнорировать и молчать. Сначала сделать это очень трудно, но если потренироваться – все получится.

Как простить любимого и отпустить?

Сколько слез бывает пролито тогда, когда уходит любовь! Очень сложно после такого забыть предательство второй половинки и начать жизнь заново. Особенно тяжело в таких ситуациях приходится женщинам.

• отдайте ему все его вещи, уберите все совместные фотографии, чтобы ничто не напоминало вам он нем;

• возьмите отпуск недели на две и летите в теплые страны, чтобы отдохнуть;

• постарайтесь не замыкаться в себе, ходите в кино, кафе, клубы, куда-нибудь, где много людей, где жизнь бьет ключом;

• призовите на помощь лучшую подругу, выговоритесь ей, поплачьтесь, вам сразу полегчает;

• напишите на листке все недостатки своего бывшего возлюбленного, вспомнив все плохое, что связано с ним, разорвите листок и мысленно попрощайтесь с этим «негодяем».

Взгляд в будущее

Специалисты уверяют, что практически все дамы, и те, кто выступает в роли инициатора разрыва, через время начинают думать о другом развитии отношений. Они забывают о боли и обидах, которые причинял муж.

Относитесь к подобным мыслям с осторожностью. Только взгляд в будущее даст шанс забыть мужа, избавиться от такого чувства

Конечно, есть пары, которые через какое-то время снова сходились и расходились, но потом жили счастливо друг с другом. Дабы точно увериться в выборе, подождите не менее 6 месяцев после разрыва. Если вы все же хотите вернуть мужчину, то предпринимайте попытки. В противном случае забудьте о нем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector