Игумен иоанн самойлов. о поминовении самоубийц

Содержание:

Значение молитвы об умерших

Существует ли православная молитва за самоубиенного? Почему невозможно церковное поминовение самоубийц и как помочь их душам? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, необходимо разобраться в значении православной молитвы об усопших.

Христианство учит, что человек состоит из бренного физического тела и нематериальной бессмертной души. При жизни, когда эти сущности составляют одно целое, мы имеем свободу воли и способность к покаянию. Но после смерти тела душа разлучается с ним и переходит в духовный мир, в Вечность. Она уже не способна измениться и повлиять на свою участь. Если человек не стремился к Богу и не трудился над своим спасением, то в загробном мире его душа страдает во власти тёмных сил.


Молитва за самоубиенного

Однако душам умерших помогают любовь и сострадание живых людей. Православные христиане возносят Богу церковную и домашнюю молитву за своих ушедших близких, а также совершают добрые дела во упокоение их душ. Милосердный Господь не оставляет без отклика горячую мольбу за усопшего и облегчает его загробную участь. Святитель Иоанн Златоуст учит:

Правила чтения

Следует понимать, что чтение данной молитвы не является общецерковной практикой — духовенство Православной Церкви запрещает осуществлять моления за души, которые совершили самоубийство. При этом люди, которые лишь формально относят себя к православным, думают, что без совершения панихиды душа будет обречена на вечные мучения в аду. Доподлинно это не известно, Господь милующий и благой, вполне возможно, что Он помилует и простит человека, но утверждать это с точностью никто не может.

Важно! Суд Божий отличается от человеческого, никто не знает, кого спасает Господь, а кого наказывает, ибо Он Единый знает душу и сердце каждого. Как читать молебен? Следует знать, что перед началом чтения надо обязательно взять благословение у священника на совершение такой молитвы дома! Лучше всего взять пост сразу в день похорон и держать его на протяжении 40 дней, в течение которых будет совершаться молебен

Он довольно длинный, поэтому надо заранее планировать свое время, чтобы чтение не вышло скомканным или некачественным. Каждое слово обязательно надо прочувствовать

Как читать молебен? Следует знать, что перед началом чтения надо обязательно взять благословение у священника на совершение такой молитвы дома! Лучше всего взять пост сразу в день похорон и держать его на протяжении 40 дней, в течение которых будет совершаться молебен. Он довольно длинный, поэтому надо заранее планировать свое время, чтобы чтение не вышло скомканным или некачественным. Каждое слово обязательно надо прочувствовать.


Для утешения души усопшего рекомендуют дома читать молитвы Льва Оптинского о самоубиенном

Некоторые священники рекомендуют на время пожить в монастыре и совершать келейные чтения — молитвы читаются в отдельной келье, каждый день. Это полезно не только умершему (ведь за него все же совершаются молитвы), но и родственнику, который пережил трагедию — смерть близкого, при этом совершенную добровольно. Это всегда горе для родных и близких.

Молебен читать в тишине, перед зажжённой лампадой в красном уголке:

После молебна рекомендуется читать и молитву Оптинских старцев:

Чтение следует совершать каждый день, в любое удобное время, но желательно одно и то же. При этом настоятельно следует посещать воскресные собрания и раздавать милостыню. После окончания поста и 40 дней следует исповедаться и причаститься, а после раздать милостыню просящим.

Важно! Если во время чтения приходят серьезные искушения и дурные мысли, то практику следует прекратить и обратиться за советом к священнику.

Как молиться за самоубийц и некрещеных?

Рубрика «вопрос-ответ»

Можно ли отпевать, если перед смертью самоубийца покаялся?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Случаев, когда самоубийцы успевали покаяться, мало, т. к. чаще всего осознание поступка приходит слишком поздно. Однако покаяние может избавить душу от вечных мук, если рядом оказался священник, который отпустил грехи усопшему. Тогда его можно отпевать. В остальных случаях, даже если родственники говорят, что покойный раскаялся, священнослужитель вправе отказать в проведении Чина погребения, т. к. нет документа, подтверждающего это, как и тех, кто может свидетельствовать беспристрастно.

Покаяние

Можно ли отпевать тех, кто совершил грех по неосторожности?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Священники не совершают Чин погребения над самоубийцами, не стремятся отмолить их души. А вот А. Осипов заявляет, что смерть от своей руки происходит вследствие воздействия множества причин. Значит, нельзя так однозначно судить самоубийц

Например, тех, кто совершил такой грех по неосторожности, можно отпевать, т. к

они не принимали осознанного решения уйти из жизни.

Что будет с некрещеным самоубийцей?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Крещеный, как и некрещеный, самоубиенный человек попадает в ад. Здесь он пребывает целую вечность. Нет прощения такому греху. Но тем, кто попал в ад, могут помочь молитвы родных: о муже, матери или ребенке, брате и т. д.

Можно ли ставить свечку за упокой суициднику?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

В церкви не совершают никаких обрядов, действий с целью прощения самоубийцы и облегчения пути его души. Это грех, а значит, родственники могут зажигать свечу только у себя дома, перед ней читать молитву.

Молитва в храме

Как молиться за самоубийцу, в какой позе, стоя, сидя, на коленях?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Согласно канонам православия, верующие обращаются к Господу стоя, а также в позе на коленях. Более комфортно молятся католики (сидя). Такая разница обусловлена тем, что вера православных христиан предполагает некоторые ограничения в удобстве, отказ и аскезу прихожан. Это позволяет отрешаться от земных благ, более искренно молиться Богу.

Когда и по каким праздникам можно молиться за самоубиенных?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

В церкви невозможно отмолить грех самоубийцы ни в один из дней, тем более по великим религиозным праздникам. Мать может молиться за сына или дочь, как и за брата, отца, а также других родственников, совершавших подобное деяние, но только дома. Причем обращаться к Богу можно на любом языке, в любое время: сразу после смерти вплоть до 40-го дня и позднее. Для этого существует молитва Льва Оптинского о самоубиенных, священный текст, обращенный мученику Уару, а также Чин молитвенного утешения для родственников самоубийцы.

Как отмолить самоубиенного сына через любовь матери?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Считается, что сила любви творит чудеса. Также и мать может помочь ребенку на том свете. Чтобы отмолить грех самоубийцы, необходимо отрешаться от земного, совершать аскезы, поститься, помогать нуждающимся, а также изменить свой характер. Только искренняя молитва и великая сила любви к Богу помогут спасти душу грешника.

Чтение молитв о покойном

Когда можно молиться за самоубиенных в церкви?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Церковью не определены дни поминовения самоубийц. Молиться за них во храме также нельзя, как и ставить свечу за упокой. Все молитвенные тексты произносят келейно, дома. Причем не ограничивается частота их произнесения.

Каковы причины запрета

Каковы же причины того, что Церковь запрещает молиться за тех, кто убил себя? Дело в том, что Православие вообще не признаёт саму идею самоубиения. Интересен тот факт, что Иуда, который предал Иисуса перед распятием, был возненавиден не за это, а за то, что решил самостоятельно уйти из жизни.

Даже в стенах храма нельзя произносить имя человека, который покончил с собой. Церковь считает, что люди, уйдя из жизни добровольно, слишком сильно были привязаны к земле, и предпочли отказаться жить в Господе.

Полагать, что Церковь отворачивается от самоубийц, было бы неправильно. Просто святые отцы предоставляют самому Богу принять решение о прощении или непрощении его грешной души.

Это интересно: Православная молитва Матроне московской на покупку квартиры, приобретение жилья

За самоубиенных есть также молитва Льва Отпинского и молитва святому Уару

По благословению священника можно читать и другую молитву. Её автор — преподобный старец Лев Оптинский.

Молитва Льва Оптинского:

«Взыщи, Господи,

погибшую душу раба Твоего (имярек):

аще возможно есть, помилуй.

Неизследимы судьбы Твои.

Не постави мне в грех молитвы сей моей,

но да будет святая воля Твоя».

 преподобный старец Лев Оптинский

А можно ли молиться за самоубиенных так, чтобы облегчить их участь? Православная традиция знает такие примеры, но для этого необходимо совершить настоящий молитвенный подвиг.

Для таких целей существует молитва святому Уару. Она не только о самовольно ушедших из жизни, но и о тех, кто не крещён в православную веру и о вероотступниках.

Для чтения молитвы мученику Уару нужно взять благословение у священника.

Читать молитву Уару следует дома, перед иконой святого. Но отношение к этой молитве в церкви неоднозначное. Кто-то одобряет её, кто-то нет. Перед чтением лучше взять благословение у священника.

Мученику Уару молятся за самоубийц, но только дома, не в церкви

Тропарь, глас 4-й:

Воинством святых страстотерпец страждущие законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:

Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша

Молитва:

О, святым мучениче Уаре досточудный,

ревностию по Владыце Христу разжигаемь,

Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси,

и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы,

и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу,

и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися,

воспомяни и наших сродников томление,

умерших в нечестии, приими наше прошение,

и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси,

тако воспомяни елицы противобожне погребенныя,

умершия некрещенными,

потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление,

да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Помимо молитв для облегчения участи самоубийцы православная традиция рекомендует совершать добрые дела: помогать нуждающимся, заботиться о тех, кто испытывает лишения, и т.д.

80% случаев самоубийств совершаются без всяких видимых причин

— «Разрешение на отпевание самоубийцы» — что это за документ, кому и по какой причине он выдается?

— К огромному сожалению, количество суицидов с каждым годом увеличивается. И очень часто родственники, скорбя о душе своего близкого, стремятся похоронить его надлежащим образом, то есть, с совершением церковного чинопоследования.

Но Церковь может благословить отпевание по полному чину только в том случае, если человек совершил самоубийство в состоянии невменяемости, ведь он не противился сознательно воле Божьей и не мог контролировать свои действия. Основанием для такого разрешения служит документальное подтверждение того, что самоубийца находился на лечении в соответствующих психоневрологических заведениях. Обычно выдается справка, что такой-то человек с таким-то диагнозом проходил лечение в такой-то клинике. Если есть такое подтверждение, дается благословение на отпевание.

Бывали случаи — хотя я лично не сталкивался, но слышал от старых священнослужителей — что люди приобретали подобные справки, желая, во что бы то ни стало, поступить по-своему — похоронить самоубийцу по православному чину.

Но нужно понимать, что если здесь, на земле, можно обмануть священника, епископа, то Господа не обманешь

Родственники, которые обманом хотят совершить погребение, не приносят никакой пользы душе этого несчастного человека, и к тому же вредят своей душе, потому что идут на сознательную ложь в таком серьезном и важном деле, касающемся вечности

Если же человек совершил самоубийство, не имея психических заболеваний, а по иным причинам — из-за алкоголизма, наркомании, долгов, неразделенной любви или любой иной причины, Церковь отпевать его не благословляет. Во время отпевания мы молимся: «Со святыми упокой раба Твоего». Но сложно назвать рабом Божьим человека, который отрекся от воли Божьей, тем более дерзновенно — просить Господа упокоить его со святыми.

В данном случае мы можем просить только милости у Господа к этому человеку и к его родным. Ведь если человек заканчивает жизнь самоубийством, то в этом часть вины лежит и на людях, которые его окружали — они не поддержали, не помогли ему, быть может, остались равнодушны к его пребыванию в состоянии уныния, отчаяния.

В таких случаях погребение совершается по особому чину, в котором Церковь не просит, чтобы Господь упокоил со святыми, а просит только о милости к этому несчастному человеку и к его близким.

Этот чин священнослужитель не может совершать самовольно, только по благословению епископа. За этим благословением родственники и приходят на прием

Люди хотят, чтобы хоть какие-то молитвы были произнесены над телом покойного, ведь дело касается такого важного вопроса, как посмертная участь нашего ближнего

— Каковы причины самоубийств — исходя из тех случаев, с которыми приходят люди к епископу?

— Совершающие самоубийство люди — абсолютно разных возрастов, социального положения и достатка, как молодые, так и пожилые. Каких-то особых тенденций не наблюдается.

Что прискорбно и даже страшно: очень много, до 80% случаев самоубийств совершаются, как правило, без всяких видимых причин.

Стандартная ситуация, о которой рассказывают родственники: человек пришел с работы, посмотрел телевизор, поужинал. Пообщался, собрал вещи ехать завтра с друзьями на рыбалку. Буквально через несколько минут заходят к нему в комнату и видят, что он повесился. Без всяких видимых и объяснимых причин…

Трагично, что в день приема бывает от 1 до 3 случаев обращения по этому поводу! И это только Киевская епархия, и только те, кто обратился в Церковь. Какая же тогда статистика по всей Украине? Сколько погребено людей вообще без всякой молитвы?..

Предисловие

Церковные каноны запрещают «приношение и
молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно
отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого
правила подтверждается духовным опытом подвижников,
которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали
непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея
Александрийского было направлено против отпадших членов
Церкви. Однако в настоящее время большая часть
покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие
ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они
прерывают свою жизнь не вследствие сознательного
противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя
это не зафиксировано медицинскими свидетельствами.
Священнику, который не знал умершего в его жизни,
невозможно решить, как относиться к такой смерти, а
родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ
священника совершить отпевание, еще далее отходят от
Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской
Православной Церкви благословляет, в целях духовного
окормления паствы и единообразия пастырской практики
предлагает, не совершая отпевания самоубийц и
«приношения» о них, то есть поминовения в храме,
преподавать близким и родственникам таких умерших
следующие утешительные молитвы.

Кроме совершения предложенного чина
родственники и близкие могут взять на себя, с
благословения священника, келейное чтение молитвы
преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего
таким умершим помогает раздача милостыни за них и
благочестивая жизнь их родных и близких.

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не
яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, яко
немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй
нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

Псалом 50-й.

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас,
яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, Любвеобильне,
Человеколюбче, Милостив, милостив, милостив буди нам,
о, вся Объемлющий и всех Приемлющий! (Кондак прп.
Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть
Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, Любвеобильне,
Человеколюбче, Милостив, милостив, милостив буди нам,
о, вся Объемлющий и всех Приемлющий!

Слава:

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и
покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх
тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища
Твоего! (Вел. Пок. Канон. Чт., п. 8, тр. 4).

И ныне:

Не имамы иныя помощи,  не имамы иныя
надежды,  разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на
Тебе надеемся  и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби,
да не постыдимся.

Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Что ещё нужно делать родственникам самоубийцы

Душе самоубийцы можно помочь не только молитвой, но и совершением добрых дел за его упокой. Например, раздачей милостыни или угощения. Иерей Роман Присыпкин советует:

Родным самоубиенного следует помнить, что также важна их личная благочестивая жизнь: стремление исполнять Божьи Заповеди, регулярное посещение богослужений и участие в Церковных Таинствах. Господь облегчит участь души усопшего, если увидит усердные духовные старания его близких.

Таинствами называются наиболее значимые церковные священнодействиях, в которых невидимо участвует Сам Господь. Основными Церковными Таинствами для крещёных православных христиан являются Исповедь и Евхаристия (Причастие). Исповедь – искреннее покаяние перед Богом в своих грехах, совершаемое в присутствии свидетеля-священника. Подлинное покаяние подразумевает деятельное изменение своей жизни и твёрдое противостояние греху. В Таинстве Исповеди Господь прощает человека и даёт ему духовные силы для борьбы со страстями. Святой преподобный Паисий Святогорец наставляет:

Таинство Причастия заключается в спасительном приобщении ко Христу через вкушение Его Крови и Тела под видом хлеба и вина:

Это не символическое, а реальное соединение с Господом, освящающее и преображающее человека. Через Причастие Всевышний восстанавливает падшую человеческую природу, исцеляет её от смертельной язвы греха. Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает:

Молясь, готовься к серьезным искушениям

Настоящая молитва — это не
экстатическая медитация, это труд, а
молитва за самоубийц, некрещеных людей и великих грешников —
это тяжкий труд! Во время которого вы столкнетесь с
сильными духовными искушениями и ухудшением здоровья не
только самого молитвенника, но возможно всех членов его семьи.

Есть основания считать, что,
воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем
делается как бы общником и его душевного состояния, входит в
область его душевных томлений, соприкасается с его грехами,
неочищенными покаянием.

Если усопший был православным
христианином и когда-то в земной жизни обращался к Богу с
молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о
нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и
прощение. А если душа перешла в иной мир в настроении,
враждебном к Церкви? Как можно, молясь за некрещеного или
крещенного, но отошедшего от веры, допустить себя до
некоторого прикосновения к тому богоборческому настроению,
которым душа их была заражена? Как воспринять в свою душу
все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, коими были
полны их души? Не значит ли это — подвергать свою душу
опасности заражения такими настроениями? Обо всем этом
должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.

Показателен случай из жития святого
преподобного Серафима Саровского, он рассказывал, что ему
удалось вымолить какого-то великого грешника, так вот после
этого, он великий праведник, монах, тяжко проболел несколько месяцев.

Что же ожидает не столь праведных
христиан, как св. Серафим Саровский, взявшихся своими
молитвами «спасать» дорого им родственника, убившего самого себя?! Большие искушения и проблемы со здоровьем.

Опыт свидетельствует, что с
началом келейного молитвенного поминания даже не о
самоубийце, а об некрещеных родителе,
умершем, увы, в безверии, практически чуть не сразу накатывалась болезнь на
молящегося, потом на жену (мужа), а далее — на детей. Господи, помилуй! Мне известна женщина, которая усердно
молилась за своего некрещеного отца во время беременности – дело закончилось выкидышем.

Один из уфимских священников мне
рассказал случай, когда в уже далекие советские годы молодой
человек, начавший усердно воцерковляться, по своему
чрезмерному усердию, решил спасать души покойников, чьи тела
лежат на Демском кладбище около г. Уфы. Там он составил
большой список с именами усопших, и молился об упокоении
всех подряд. В семье начались дикие скандалы между ним и
женой, дело доходило до развода, его уже взрослые дети
пустили во все тяжкие грехи; конечно, появились болезни, не
в лучшую сторону изменилась духовная жизнь этого человека.
Святой преподобный Моисей Уфимский, к которому этот
христианин тогда обратился за советом, первым делом спросил
его, за кого он молится. Когда тот рассказал о своем
молитвенном «подвиге», первые слова преподобного были совсем
не библейские: «Ты что дурак?!», и после строго запретил ему
это делать, указав на то, что там много тяжких грешников:
самоубийц, безбожников, пьяниц и т.п.

Кого обманываем себя или Бога?

Однако, как показывает практика, народ
наш, особенно из маловеров, церковных «захожан»
придает чрезмерное и ложное
значение церковному отпеванию, как к некоему магическому
действию, после которого усопший автоматически попадает в рай.

Между тем, по учению Церкви, душа человека на третий
день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа
усопшего имеет большую нужду в молитвенной помощи
родственников и Церкви. Чтобы
облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом
родственниками читается канон и псалтырь, а в храме
совершается чин отпевания. Первейшее значение этой службы – утешение души
усопшего
, и уже потом испрашивание милости у Господа для
души, прошение грехов, которые, увы, автоматически абсолютно
во всех случаях не прощаются.

Тяжко видеть с каким просто
маниакальным упорством родители чуть ли не выбивают у
священноначалия благословение на отпевание своих
детей-самоубийц, которые никогда не страдали психическими
расстройствами. Кого обманываем? Священник, обращаясь к
Господу, поет: «…со святыми упокой…». Кого со святыми
упокой?! Самоубийцу?! Который к тому же годами презирал
Церковь Христову, равно как и его родители, начавшие
креститься, только когда грянул страшный гром?

Святитель Иннокентий Иркутский,
согласно, между прочим, апостольским правилам, спрашивал
родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников:
«А когда он в последний раз был на службе?» —
«Где-то полгода назад».– «Берите гроб. Мы таких
отпевать не имеем права».

Церковь молится только о своих членах,
но практически всегда до самоубийства доходят люди, давно самовольно
отсекшие себя от тела Церкви. Господь говорил: «Я есмь лоза, а вы
ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много
плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет
во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие
ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают»

(Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан,
и страшное предупреждение для маловеров и отступников.

Вот два письма архимандрита
Иоанна Крестьянкина, духовника Псковско-Печерского монастыря:

«Дорогая о Господе А.! Поминать и
молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны,
которые преслушать нельзя. Преслушание повлечет за собой
страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во
власть врагу. А вот что возможно — об этом пишет владыка
Вениамин. И мы посылаем Вам Канон о самовольно живот свой скончавшем. Почитайте дома 40 дней ежедневно этот канон, а
молитву Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь. Еще
подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего
сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на
молитву в церкви, то это будет во вред и маме и Вам самой
,
ибо каноны Церкви никто отменять не может. А послушание им
преклонит Господа на милость к Вам и к маме. Храни Вас
Господь!».

«Раба Божия В.! Нельзя
безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате
молиться в церкви Вы не можете. Зря хлопотали Вы о его
отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову
гнев Божий
. О самоубийцах молиться можно только дома, и ни
как нельзя подавать о них в церкви ни на Литургию, ни на
панихиду. Господь им судья, а Вы страдаете на
непослушание».

Маниакальное упорство сродников
самоубийц нередко вызнано подсознательным желанием
переложить всю ответственность за дальнейшую судьбу своего
убившегося чада на Церковь. Между тем наибольшая вина лежит,
прежде всего на родителях, живущих в безверии, и
не давших должную веру с малого возраста своему ребенку, на
которую он мог бы легко опереться в трудную минуту.

Поэтому правильнее самим взять на себя
ответственность, и самим келейно (в домашних условиях) взять
на себя молитвенный подвиг (но не самочинно, а благословения
и при определенных условиях)
, с верою, что Господь даст
определенное облегчение душе самоубийце.

Однако здесь не все так просто…

Епископ Обуховский Иона об отпевании самоубийц и развенчаниях

Человек слаб, потому на прием к епископу Обуховскому Ионе часто приходят люди, желающие развенчаться или можно ли отпеть самоубиенного. По поводу первой беспокоящей людей проблемы, Церковь занимает однозначную жесткую позицию – не развенчивать. Заключенный церковный брак не расторгается, но у желающего это сделать есть возможность написать прошение о вступлении во второй брак. Если целью расторжения брачных уз не является повторное заключение брака, то для получения разрешения не называться больше мужем и женой, проситель обязан предоставить вместе с прошением ходатайство от своего духовника.

В третий брак вступают только после отбытия епитимьи. При этом над брачующимися, если церемония происходит в стенах храма, не держат венчальных венков, являющихся символами победы над страстями (когда вступают во второй брак, также не держат венков).

Церковнослужители убиенных не отпевают, если они решились на этот шаг в здравом уме. Делает это только при наличии свидетельства об их невменяемости. Алкогольное опьянение, прием наркотиков, долги или неразделенная любовь служить оправданием самоубийце не могут.

Самоубийц в церкви не отпевают и на кладбище не хоронят. Молитв по ним также не читают. Подобное отношение Церкви связано с тем, что покончивший с собой человек пошел против воли Бога, разорвал с ним всякие связи. Исключения делаются для сумасшедших, чья болезнь подтверждена соответствующим документами. Убийство себя приравнивается к обычному убийству, более подробно о том, как вести себя родным такого человека, почему суицидников не отпевают в лоне церкви, нужно узнать в храме.

Будьте внимательны к своим ближним, любите их, заботьтесь о них!

— Что вы говорите родственникам?

— Люди, которые приходят с подобными прошениями, естественно, находятся в состоянии шока и ужаса от произошедшего, не могут адекватно воспринимать информацию. Поэтому мы издали небольшую брошюрку со словами утешения и наставления, и даем ее с собой — чтобы, придя в себя, человек мог почитать и передать другим родственникам. В том числе, чтобы люди знали, как помочь душе почившего.

А помочь, в первую очередь, можно милостыней. Многие святые говорили о том, что милостыня может избавлять от очень многих грехов, в том числе и от такого страшного греха, как самоубийство.

Также в брошюре помещена молитва одного из оптинских старцев, которую преподобный благословил читать своему духовному чаду.

А так, если честно, тяжело подобрать слова — в очереди на прием сидят люди с заплаканными глазами, в черных косынках, они спешат дальше по своим скорбным хлопотам. Вот сегодня, к примеру, было 3 случая самоубийств и около 12 обращений по второму браку. Стараюсь не обременять их расспросами или наставлениями.

Но что хотелось бы сказать всем: будьте внимательны к своим ближним, любите своих ближних, заботьтесь о них! Если видите, что человеку тяжело, что он страдает, постарайтесь как-то облегчить его страдания — или добрым словом, или советом, или действием. Постарайтесь не оставить человека одного со своей немощью и унынием. Потому что демон уныния может ввести человека в такое жуткое состояние.

И тем, кто вступает во второй брак, хотел бы сказать — помните о важности таинства венчания, относитесь к нему максимально серьезно и ответственно! Все-таки венчание – это не красивое приложение к росписи в ЗАГСе, это таинство, в котором молодым людям подается благодать жить по-христиански, помогать друг другу, спасаясь вместе, идя ко Господу

Церковь и самоубийцы

Запрет в чтении молитвы о самоубийцах заключается в том, что они осознанно отторгли общение с Господом. Те, кто ослушивались его отмечали, что испытывали бесовские искушения и тяжесть душевную. Ранее данное правило касалось тех, кто не был приверженцем церкви. В наше же время большая часть тех, кто покончил жизнь самоубийством, были крещеными. Но за всю свою жизнь они не получили должного христианского воспитания и не стали полноценными церковными прихожанами.

Завершая свою жизнь они совершают этот поступок не из-за противоречий с церковью, а будучи в состоянии внутренних противоречий с самим собой. Священник, который не был знаком с умершим и не знает всех особенностей его жизни даст отказ на отпевание, в следствии чего убитые горем родственники еще больше отстраняться от церкви. Так как не получат утешения.

К самоубийцам относят и тех:

  • кто был убит на дуэли;
  • те, кто дал разрешение на применение к нему эвтаназии;
  • убитые при разбое;
  • подозреваемые в самоубийстве и прочих.

Их запрещено отпевать в храме, поминать в церковной молитве и на панихидах. Самоубийц также не принято хоронить на кладбище возле храма. также к самоубийцам относят и любителей экстремальных видов спорта. Ведь они осознанно шли на риски реально осознавали смертельную опасность таких занятий. По факту сюда также можно причислить и алкоголиков, наркоманов и токсикоманов. Они также осознанно губят свою жизнь.

Исключение в данном случае есть люди, которые страдают психическими расстройствами и стоят на учете в специальном медицинском учреждении. В таком случае необходимо предоставить справку из этого медучреждения правящему архиерею Вашей епархии. А также написать прошение о благословление церковного поминовения такого человека. В основном такое разрешение дается.

Противоположные пути

Самоубийцы становятся великими отступниками, противостоя воле Всевышнего. Мы должны жить для спасения души, но не для суицида. Верующий человек понимает своё положение в мире и отдается Господу, который имеет могущество построить для него лучшие условия. Жизнь православных людей становится вечной, потому что они осознали истинность христианского учения.

Вопреки грехам и несчастьям, слуги Господа никогда не сходят с праведного пути, они даже не рассматривают вариант тщедушного и отвратительного суицида, если испытывают страдания.

  • Случается, что человек доходит до крайней черты и совсем не понимает положения вещей, его сознание искажается. Наступает состояние одержимости демоном отчаяния, жертва не способна адекватно оценивать собственные поступки и через некоторое время приходит к мысли о суициде. Неверующие часто впадают в гордыню и считают, что могут справиться с проблемами только собственными усилиями без помощи свыше. Перед самоубийством человек будто закрывается от земной жизни, убегает и думает, что все методы испробованы, а лекарства найти невозможно.
  • Однако существует праведный путь, суть которого демонстрируют истинные христиане. Даже зная о смертельном заболевании, верующий не впадает в отчаяние и доводит земные дела до конца с чистой совестью, без отчуждения и страха. Смиренная смерть (когда человек не перечит провидению) открывает врата вечного бытия в Небесных сферах. Именно такое мировоззрение дает шанс на спасение души.

На заметку! Самоубийцу нельзя обвинить в том, что он совершил гражданское преступление, наложив на себя руки и вызвав огромную печаль в сердцах близких людей. Однако такой человек нарушил Закон Божий, отвернувшись от религиозной благодати. В настоящее время число суицидов увеличилось за счёт упадка веры и озлобления нравов. Теряется основа для борьбы с искушением и люди принимают позицию нигилизма, считая жизнь бесцельной и пустой. Изменить положение может только добровольное принятие Бога и Его всемогущества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector