Кабардинцы

Содержание:

Город “Подкова”

Известнейшим местом в Кабардино-Балкарии стал город Нальчик. Располагается он в окружении гор, причём из-за этого приобрёл весьма специфическую форму полукруга. В переводе с местного наречия “нал” значит “подкова”, причём Нальчик действительно похож на этот предмет.

Однако у исследователей есть и другая версия. Согласно ей, некогда в этих местах располагалось непроходимое болото. Грязь в нём была настолько вязкой, что у лошадей срывало подковы. Быть может, кабардинцы именно поэтому так назвали город?

Как бы то ни было, но сегодня на месте прежних топей сияют широкие проспекты и горят огнями современные здания. Однако подкова сохранилась — на эмблеме города.

Кабардинский парк в Нальчике

Религия

С XV-XVI вв. Кабарду захватывает ислам. Ряд исследователей полагает, что ранее в регионе исповедовали православие, другие говорят о преобладании язычества. До наших дней сохранились отголоски традиционных верований, например, обряд вызывания дождя. Почитали бога громовержца Шибле: после первого грома весной обливали водой зернохранилища с просьбой обильного урожая в новом сезоне.
Одним из наиболее почитаемых в пантеоне считался бог земледелия и плодородия Тхашхо. С ним связан полный цикл земледельческой обрядности: народные гулянья с жертвоприношениями животных перед пахотой, праздник первой борозды, окончание пахоты, уборки урожая. Существовал культ деревьев, сакральным животным считался волк: кости, зубы, жилы животного считались оберегами.

Кабардинцы [ править ]

  • Алегуко Шогенуков
  • Александр Александрович Черкасский
  • Алексей Черкасскийканцлер в Российской империи во время правления императрицы Елизаветы
  • Александр Бекович-Черкасский — князь Кабардинский
  • Александр Николаевич Бекович-Черкасский
  • Амирхан Шомахов
  • Атажуко Атажукин
  • Арманде Кумпал Кабартай Альтай-Маджини
  • Асланбек Хуштов — депутат парламента Кабардино-Балкарской Республики и спортсмен, завоевавший золотую медаль на летних Олимпийских играх 2008 года.
  • Авенир Чемерзин — полковник российской императорской армии и математик, прежде чем стать библиографом.
  • Bidar KADIN — Имперский консорт Абдул Гамида II в Османской империи
  • Борис Черкасский
  • Дмитрий Черкасский
  • Доамна Екатерина Черчеза — принцесса-супруга воеводы Молдавии в качестве жены Василия Лупу
  • Эльмирза Бекович-Черкасский
  • Федор Александрович Бекович-Черкасский
  • Федор Николаевич Бекович-Черкасский
  • Григорий Черкасский
  • Идар Кабардинский
  • Инал Великий — князь Кабардинский
  • Исмаил бек Атажукин
  • Иван Амашук
  • Иван Борисович Черкасский — двоюродный брат Михаила I в России
  • Иван Евгеньевич Черкасский
  • Якоп Черкасский
  • Касбулат Черкасский
  • Касей Атажукин
  • Камбулат Черкасский
  • Келемет Черкасский
  • Куденец Черкасский
  • Кургоко Атажукин
  • Ладислас дю Луар, графиня Лейла Хагондокоффкавалер Национального ордена за заслуги и Национального ордена Почетного легиона (командир), модель французского дома высокой моды Chanel
  • Людмила Моник Черина
  • Махидевран — Императорский супруг Сулеймана Великолепного Османской империи
  • Мамстрюк Черкасский
  • Мария ТемрюковнаЦарица из царизма России в качестве жены Ивана Грозного
  • Михаил Александрович Черкасский I
  • Михаил Александрович Черкасский II
  • Михаил Т. Черкасский
  • Михаил Юрьевич Черкасский
  • Муцал Черкасский
  • Никита Егупов-Черкасский
  • Петр Амашуков-Черкасский
  • Петр Борисович Черкасский
  • Росланбек Атажукин
  • Русудан Черкесскаякоролева-консорт Грузии (Картли) как жена Вахтанга Законодателя
  • Серветсеза Кадын — первая жена Абдулмеджида I Османской империи
  • Шолох Черкасский
  • Симон Черкасский
  • Сунчалей Черкасский
  • Темрюк — князь Кабардинский
  • Василий Амашуков-Черкасский
  • Василий Карданукович Черкасский
  • Владимир Черкасскиймэр Москвы (1868–1870)
  • Ефим Бекович-Черкасский
  • Юрий Темирканов — музыкальный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского филармонического оркестра с 1988 года.
  • Заур Тутов

Свадьба

Обычаи кабардинцев включают много интересных обрядов. Одним из самых ярких является свадьба. С решением вступить в брак кабардинцы не торопятся, подходя к этому делу очень серьезно. Зачастую между выбором будущей супруги и днем бракосочетания проходит несколько месяцев и даже лет. Свадебную церемонию предваряют следующие ритуалы:

  1. Сватовство. Поиск подходящей кандидатуры родственниками жениха занимает не один день. Когда находится достойная невеста, в ее дом отправляются сваты. Иногда ходят по несколько раз, пока согласие на брак не будет получено.
  2. Согласование суммы калыма. Семьи жениха и невесты обсуждают калым. Часто этот разговор сопровождается спорами, торгами и длится столько, пока стороны не придут к обоюдному согласию.
  3. Смотрины. Знакомство будущих супругов происходит в доме невесты. В назначенный день жених приходит в гости, там же проводят обряд обручения в соответствии с мусульманскими традициями.
  4. Выплата части калыма. Когда большая часть выкупа за невесту собрана, он передается ее родственникам. После этого назначается дата свадьбы.
  5. Вывод невесты из дома. После внесения доли калыма жених имеет право вывести свою невесту. За нею обычно приезжает целый свадебный поезд, состоящий из друзей жениха. Красиво наряженную невесту родственники отпускали под шуточный выкуп.
  6. «Укрывание» в чужих домах. Согласно традиции кабардинцев, молодых расселяют по чужим (разным) домам. C этого момента общение жениха и невесты прекращается.
  7. Переезд в дом жениха. Невеста привозится в жилье жениха тайком. Первым делом она осматривает комнату, где ей предстоит жить, и не покидает ее целую неделю. В это время она ни с кем не общается.
  8. Обряд примирения. Родители жениха примиряются с невесткой, когда она выходит из своего временного «заключения». После этого устраивается свадебное торжество, длящее несколько дней.

Есть несколько обычаев, которые неукоснительно соблюдаются. Жениха сажают за стол с другими мужчинами, после этого выключают свет и стараются стянуть с него головной убор. Жених должен не позволить этого. Для невесты на полу расстилают шкуру барана, ставят на нее невесту, а потом резко пытаются выдернуть шкуру из-под ног девушки. Задача новобрачной – сохранить равновесие. После всех испытаний наступает черед танцев и осыпание молодоженов пшеном и монетами.

Постепенно обычаи утрачиваются, и теперь самая красивая свадьба кабардинцев не включает в себя полный набор обрядов. Современная интерпретация традиций сводится зачастую только к распространенным элементам – традиционным нарядам, музыке, пению, напутственным словам. Изменилось место празднования. Если раньше это был дом, то теперь часто торжество отмечают в кафе/ресторане. Девушка вправе просто вернуться к родителям, если она не желает брака.

Исторические памятники и достопримечательности Кабардинки

История этого поселения достаточно глубока. Здесь можно не только поплавать в чистой морской воде, но и посетить православную святыню.

Церковь Святого Пантелеймона

Греки, бежавшие от турецких янычар, вывезли с собой редкую икону юного лекаря Пантелеймона. В 1875 году было начато строительство храма этого святого. Редкой красоты храм быстро превратился в место посещения паломников.

Церковь Святого пантелеймона в Кабардинке. Фото: http://svpanteleimon.prihod.ru/files/2013/01/foto01-1024×768.jpg

В 1937 году церковь была разрушена. Однако икона была сохранена. В 1994 были начаты работы по восстановлению церкви. Святая чудодейственная икона вновь обрела свой дом.

Батарея Зубкова

Мемориал, посвященный защитникам села – матросам и артиллеристам. Действует с 1975 года.

Батарея Зубкова в Кабардинке. Фото: deletant-company

Старый парк

Необыкновенный туристический объект, который стремятся посетить многие отдыхающие Черноморского побережья. К 2007 году художник Алексеев разместил в парке копии или подобия многих архитектурных памятников мира.

Здесь есть пирамида и египетский сфинкс, древнегреческий храм, действующий акведук, подобный римскому, Дом востока, Японский уголок. Посетив парк, можно совершить практически кругосветное путешествие.

Дом народов Кавказа

Отдельный этномузей в парке, рассказывающий о быте и культуре многонационального населения края.

Дом Кавказа в Старом Парке. Автор фото: Наталья Филатова, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=59113762

Мастерская стекла

Наиболее крупный музей подобного вида. В галерейных залах представлены изделия из хрусталя российских заводов, стеклянные фигурки героев сказок и знаменитых мультфильмов, историю стеклодувного промысла.

Инсталляция “Бабочки”Фото: http://steklovkabardinke.ru

На мастер-классе можно попробовать самостоятельно изготовить изделие, которое станет необычным сувениром.

Океанариум и экзотеррариум

Небольшие уютные залы познакомят с красивыми рыбками , обитателями южных морей, а также пресмыкающимися – небольшими крокодилами и крупными пауками.

Достопримечательности

Музеи
  • Мастерская стекла (ранее — галерея художественного стекла): открыта в июне 2011 года, с мая 2015 года работает в новом выставочном зале. В экспозиции — уникальные предметы из стекла, с тематическими инсталляциями.
  • Музей «Город кубанских мастеров»: открыт в 2013 году в парке у морского побережья. Ориентирован для ознакомления с традициями промысла и быта жителей Кубани. В экспозиции представлены символичные жилища казаков — мазанки с предметами быта и традиционными нарядами; дворики, на территории которых разместились колодцы, конюшни, старинные глиняные печь.
Памятники и монументы
  • Мемориальный комплекс «Батарея Зубкова». Посвящён событиям Великой Отечественной войны и расположен на месте, где больше года велись активные боевые действия по защите Цемесской бухты и порта Новороссийск. В 1990-х годах мемориал был практически разрушен, а в 2015 году открыт после генеральной реконструкции. Занимает территорию площадью 800 квадратных метров, где расположено 18 важных военных объектов.
  • Поклонный крест. Десятиметровый каменный крест, являющийся символическим оберегом села, установлен в 2009 году на въезде в село со стороны Новороссийска.
  • Памятник погибшим на пароходе «Адмирал Нахимов». Установлен на высоком обрыве мыса Дооб 31 августа 1987 года, ровно через год после трагедии, унесшей более 400 человеческих жизней.
Досуговые объекты
  • «Старый парк». Является первым на Черноморском побережье тематическим архитектурным парком. В одном зелёном пространстве представлены различные архитектурные стили и культуры разных эпох. На территории «Старого парка» открыты музеи, построены синтоистская и православная часовни, установлены скульптуры, устроены фонтаны. С 2017 года в сооружении, созданном по канонам античности, работает Театр Старого Парка — первый частный театр в России.
  • Дельфинарий. Расположен на территории центрального пляжа.
  • Океанариум и экзотариум. В зоне водных обитателей тропического климата представлено более 40 видов экзотических животных с разных уголков планеты, среди которых зубастые пираньи, лобстеры, морские звезды, раки-отшельники.
  • Дом вверх дном. Построен в 2013 году в центральной части села. Имеет два этажа с пятью комнатами, вмещающими много предметов домашней обстановки.

Одежда

Кабардинские князья считались законодателями мод Кавказа. Традиционный костюм состоял из шаровар, сафьяновых чувяков, рубахи с высоким воротом на пуговицах, бешмета, черкески, папахи. Обязательный элемент костюма — богато украшенный наборный пояс или сабельное опоясье для холодного оружия: кинжала, шашки, сабли. Черкеска черного, коричневого, красного, белого цвета дополнялась газырями, нагрудником. В холодное время года и в походах носили бурки, для повседневного ношения использовали овчинные шубы.
Женский костюм состоял из туникообразной, доходящей до пола, рубахи, шаровар, распашного платья. Последнее могло быть повседневным и праздничным: торжественные наряды декорировались золотым и серебряным шитьем, искусно выделанным серебряным поясом, украшениями из драгоценных металлов. Девушки дополняли наряд высокой шапкой с золотым шитьем. После замужества ее заменяли на черный платок, концы которого оборачивали вокруг шеи, завязывая на голове. Сверху надевали изящный ажурный платок светлого оттенка.

Интересные обычаи и приметы

Кабардинцы считали, что от выбора места для строительства дома зависит благополучие их семьи. Подходящим местом считался тот участок земли, на котором находили любые железные предметы, с густой растительностью и водой поблизости. Пригодность места также проверяли следующим методом: на ночь в нем оставляли ведро либо чашку молока. Если к утру количество молока не менялось, место признавалось хорошим. Обычай этот сохраняется и поныне.

У кабардинцев существовало много различных примет, связанных с домов. Главным местом жилища считался очаг, расположенный в самой большой комнате. Его почитали как святыню. Слово, произнесенное у очага, становилось священным. Было запрещено переступать порог дома левой ногой, вбегать или запрыгивать в дом. По обычаю предков это приносило несчастье. Также нельзя было приветствовать друг друга через окно.

Гостю запрещалось касаться веника, который находился в углу, около входной двери. Считалось дурной приметой, когда веник падал перед входящим в дом гостем. Подметать или выбрасывать мусор ночью было нельзя. Передавать нож, швейную иглу и прочие острые предметы острием вперед так же запрещено. Нельзя выплескивать воду, в которой купался, через порог − это считалось плохой приметой.

С погребением умерших у кабардинцев тоже связано много обычаев. Веря в загробную жизнь, они заботились, чтобы у покойного на том свете имелось все, что ему нужно. С этой целью на могильных камнях и памятниках изображали необходимые вещи. В гостевом доме обязательно устраивались поминки. Там же на протяжении года хранилась одежда усопшего, вывернутая наизнанку – это означало, что родственника всегда ждут обратно.

Традиции и обычаи кабардинцев приписывали к смерти равнодушное отношение. Поэтому в годовщину поминок по усопшему не горевали, а устраивались состязания по стрельбе в цель, скачки с призами, детские соревнования.

Свадебные обычаи

Немало интересных традиций кабардинцев связано с заключением брака

Надо сказать, что народ Кабардино-Балкарии не любит проявлять спешку – тем более, в таком важном вопросе. Раньше считалось, что молодой человек не сможет правильно выбрать себе будущую жену, а потому поисками занимались родители

О кандидатках в невесты семья жениха собирала всю имеющуюся информацию, расспрашивая родственников.

Девушка должна была соответствовать главным идеалам кабардинцев, а именно – быть скромной, трудолюбивой, воспитанной, здоровой. Очень важным аспектом было возможное родство с семьёй жениха. Допустить такой брак было нельзя, а потому рассматривались все родственники невест до седьмого колена.

После сватовства родители невесты начинают раздумывать, подходит ли им жених. Иногда такие размышления затягиваются на 4-5 месяцев. Если все нюансы удовлетворяют обе стороны, начинается подготовка к свадьбе.

Важнейшим ритуалом становится выведение девушки из отчего дома. Этот обряд называют “схождение с подушки”. После него невеста и жених поселяются в разных домах во дворе жениха, а родственники девушки получают калым.

Кабардинцы в традиционных нарядах

Кабардинцы особенно внимательно смотрят на то, как невеста переступает порог нового дома. Сделать это следует с правой ноги, причём легко и решительно. Тогда, как гласит предание, семейная жизнь тоже будет счастливой и успешной. Если же невеста споткнулась на пороге нового дома, это считается дурным знаком.

Интересно, что исследователи такую традицию относят к одним из самых древних в культуре кабардинцев. В далёком прошлом этот народ верил, что под порогом находится прах предков. Их духи защищали дом, указывая на людей, что не принесут счастья семье.

Кабардинская свадьба

Внешность

 

Антропологически кабардинцы относятся к так называемому пятигорскому миксу, представляющему смесь кавкасионского и понтийского типов. К отличительным особенностям внешности относят:

  • высокий или средний рост;
  • атлетическое телосложение;
  • широкое лицо;
  • выступающие скулы;
  • прямые брови;
  • горизонтальное расположение глаз;
  • нос прямой или с горбинкой, горизонтальное расположение кончика;
  • глаза карие, серые, черные;
  • прямые жесткие волосы;
  • развит волосяной покров.

Исследователи XVI-XIX вв. отмечали привлекательную внешность кабардинцев, называя представителей народа одними из красивейших на Кавказе. Мужчины отличались атлетическим телосложением, широкими плечами, ловкостью, проворностью. С раннего возраста мальчиков учили обращению с оружием и лошадью, борьбе, джигитовке. Благодаря этому дети вырастали в физически сильных, выносливых, подтянутых юношей.
Девочки с 12 лет начинали использовать корсет с деревянными вставками в передней части. Предмет одежды носили днем и ночью, снимать его полагалось в первую брачную ночь. Использование корсета обеспечивало идеальную осанку, стройную фигуру с тонкой талией и небольшой грудью: подобная внешность считалась на Кавказе эталонной.

Численность и расселение

Численность кабардинцев в России по результатам переписи населения в 2010 году составляет 517 тыс. чел. Ныне в России компактно проживают в Кабардино-Балкарии, а также в Моздокском районе Северной Осетии и в южных приграничных районах Ставропольского края.

Данные переписи населения Российской Федерации 2010 года

Субъект Федерации Численность кабардинцев чел.
Кабардино-Балкария 490 453
Ставропольский край 7993
Москва 3698
Северная Осетия 2802
Московская область 1306
Санкт-Петербург 1181
Краснодарский край 1130

Доля кабардинцев по районам и городам Кабардино-Балкарии (по переписи 2010 года)

(указаны муниципальные образования, где доля кабардинцев в численности населения превышает 5 %):

Доля кабардинцев по районам и городам России
муниципальный район, городской округ Субъект РФ % кабардинцев
Баксанский МР Кабардино-Балкарская 95,7
ГО Баксан Кабардино-Балкарская 93,3
Зольский МР Кабардино-Балкарская 90,9
Лескенский МР Кабардино-Балкарская 90,2
Терский МР Кабардино-Балкарская 87,9
Урванский МР Кабардино-Балкарская 79,1
Чегемский МР Кабардино-Балкарская 73,7
ГО Нальчик Кабардино-Балкарская 48
Черекский МР Кабардино-Балкарская 34,5
Прохладненский МР Кабардино-Балкарская 28
Эльбрусский МР Кабардино-Балкарская 9,6
Майский МР Кабардино-Балкарская 5,2

Кабардинская диаспора

Основная часть современных адыгов (включая кабардинцев) проживают за рубежом. Таким оказался результат окончания Русско-Кавказской войны, после которой большая часть адыгов за неподчинение русскому царю была изгнана с исконных мест своего проживания, некоторая часть добровольно покинула Кавказ, предпочтя жить в мусульманской стране, чем в подчинении иноверцам. На Кавказе осталась лишь малая часть от населявших его когда-то адыгов (черкесов). Ныне за рубежом они известны как черкесы.

На сегодняшний день самой крупной страной проживания адыгов является Турция, где представлена самая большая адыгская диаспора в мире. Но и там многолетняя целенаправленная политика государства по отуречиванию нетурецких народов привела к ассимиляции и последующей туркизации некоторой части адыгов. Ныне в Турции адыги являются третьим по величине народом страны после самих турок и курдов (по некоторым данным численность адыгов сопоставима с проживающими в стране арабами и ираноязычным народом заза).

Также кабардинцы в составе адыгской диаспоры проживают в странах Ближнего Востока (в частности в Иордании, Сирии, Саудовской Аравии, Ливане) и Северной Африки, а также в Европе (в основном в Германии) и Северной Америке.

численность населения

Кабардинцы — самое крупное черкесское (адыгейское) племя в мире в целом и составляют крупнейшее черкесское племя в России, Турции, Египте и некоторых других странах региона. По состоянию на 2002 год в Кабардино-Балкарии , Россия, кабардинцы насчитывали около 520 000 человек . и около 50 000 человек в Карачаево-Черкесии , Россия. В Турции, где проживает более 1 миллиона из них, они сосредоточены на плато Узуньяйла в провинции Кайсери и вокруг (Центральная Турция), хотя есть кабардинские деревни в Балыкесире , Дузче , Эскишехире (Северо-Западная Турция), Чоруме , Самсуне и Токат (Черноморский регион) и многие другие. Значительные группы кабардинцев также проживают в Иордании ; и есть сообщества в Соединенных Штатах. Однако в Израиле и Иордании племена шапсугов и абзах соответственно являются самыми многочисленными.

Этнография

Традиционные занятия кабардинцев — пашенное земледелие и отгонное скотоводство, главным образом коневодство (всемирную известность получила кабардинская порода). Развиты промыслы и ремесла: мужские-кузнечное, оружейное, ювелирное, женские-сукновальное, войлочное, золотошвейное. Традиционные мотивы шитья — стилизовованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки.

Планировка поселений до середины XIX в. кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей — кунацкая.

Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырехскатной соломенной крышей. Саманные и каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй половине XIX в. Жилище разделено на несколько помещений с отдельными входами — по числу сегментов большой семьи.

Традиционный мужской костюм — черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхний — бурка, овчинная шуба, башлык. Традиционная женская одежда — шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки.

Традиционная пища — вареная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушеная и копченая баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подается паста (круто сваренная пшенная каша). Напиток — махсыма изготовляется из пшенной муки с солодом.

Система родства арабского типа. В сфере духовной культуры особое место занимает адыгэ хабзэ — совокупность традиционных норм и правил обхождения и поведения (этикет). Традиционные игры и зрелища носили военизированный характер (стрельба по подвижным и неподвижным мишеням, стрельба в мишень на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооруженных палками пеших и др.). Богат фольклор: нартский эпос, историко-героические песни и др.

Народы мира. Историко-этнографический справочник. — М., 1988.

Язык и письменность[править | править код]

Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке (адыгэбзэ), относящемся к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказских языков. Некоторые лингвисты склонны считать современные кабардино-черкесский и адыгейский языки диалектами единого общеадыгского языка. Сами же кабардинцы, черкесы и адыгейцы называют свой язык адыгэбзэ, что означает адыгский язык, и считают его единым языком.

До середины XIX века письменности не существовало, так как не найдено ни одного достоверного письменного источника, хотя устанавливались попытки создания письма на арабской основе[источник не указан 1743 дня].

14 марта 1855 года Умар Берсей, адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель, поэт-баснописец, составил и издал первый «Букварь черкесского языка» (на арабской графике). Этот день все адыги отмечают как «День рождения современной адыгской письменности».

С 1924 по 1936 года для письма использовались латинские буквы. С 1936 года используется кириллица.

Подавляющее большинство кабардинцев России (96,8 %) владеет также русским языком, который выполняет роль межнационального языка общения с народами бывшего СССР. В других странах проживания в качестве второго языка используется государственный язык данной страны.

Название

У исследователей нет единого мнения относительно происхождения названия народа. Одни связывают версию появления этнонима с Идаром Кабардеем — полулегендарным князем, под предводительством которого народ занял территории бассейна Терека в XV столетии. По другой версии, князя звали Кабарда Тамбиев — его считают основоположником этноса кабардинцев. Согласно легенде, князь переселился с Западного на Северный Кавказ вместе с одной из ветвей адыгов. Сами себя кабардинцы, как и другие черкесы, называют адыгэ. Этноним имеет древние корни, исследователи не смогли прийти к единому мнению относительно его появления. Согласно одной из версий, слово обозначает «дети солнца».

Обычаи и традиции кабардинцев: верность принципам Адыгэ Хабзэ

Ученый-энциклопедист Петер Симон Паллас, в конце 18 столетия исследовавший южные губернии России, писал, что главная особенность кабардинского этноса – доведенная до крайности вежливость

Почитание старших, уважение к женщине, внимание к гостю – для кабардинца все это не просто соблюдение этикета. Будучи наиболее многочисленной ветвью единого народа адыгов, кабардинцы руководствуются в повседневной жизни древним морально-этическим кодексом Адыгэ Хабзэ

Семейные устои кабардинцев: власть старшего равна власти Бога, жену творит муж, а мужа творит жена:

Семья для кабардинцев – самое важное. Именно в ней традиции и обычаи кабардинцев почитаются свято и нерушимо

Уважение к старшим – одна из главных заповедей у адыга. Не оказать старикам должных знаков уважения не позволит себе ни один юноша. Даже кабардинские застольные традиции преимущественно обусловлены семейной иерархией.

Столь же велико почитание в народе брачных уз. И хоть муж-мусульманин имеет право на развод даже без объяснения причины, жениться, по мнению кабардинцев, можно только единожды, в противном случае нарушается иерархия семейных ценностей. Одна из народных мудростей гласит: «Первая жена тебе жена, второй жене ты жена».

Много обрядов связано у кабардинцев и с появлением на свет детей. Среди них обычай «завязывания в люльку», соревнования по случаю рождения сына, праздник Лъэтеувэ, посвященный первым шагам.

Гость адыга в крепости сидит

Традиции кабардинцев, касающиеся гостеприимства, обеспечивают каждому пожаловавшему на порог, абсолютную защиту. Обычаями были предусмотрены значительные штрафы, измеряемые десятками голов крупного рогатого скота, за оскорбление гостя или нанесение ему тяжкого вреда.

Даже злейшего врага кабардинец примет со всеми почестями. Самая нарядная и дорого обставленная комната в кабардинском доме – кунацкая, щедро украшенная коврами, посудой, оружием. Чрезвычайно умеренные в еде, кабардинцы для гостя поставят на стол все, что найдется в доме. Наиболее почетный гость садился за стол один, хозяин мог присоединиться к трапезе только после длительных уговоров. Вместе приступали к еде лишь абсолютно равные по положению.

Брата лишнего не бывает: кабардинские традиции аталычества

Известный кавказский обычай – аталычество, или прием в семью мальчиков, – был распространен и у кабардинцев. Но хотя ребенка, взятого на воспитание, и принято было называть сыном, не стоит путать аталычество и усыновление. Достигший совершеннолетия воспитанник возвращался в родные пенаты, обеспеченный конем, одеждой и оружием. Родственники юноши в ответ щедро одаривали аталыка. Иногда на воспитание аталыкам передавались и девочки. И несмотря на то что после совершеннолетия они опять проживали в родительском доме, калым, выплачиваемый женихом, передавался не отцу, а аталыку.

Что малая, что большая свадьба – одно и то же: традиции кабардинских свадеб

Соблюдением множества ритуалов всегда отличались и кабардинские свадьбы, традиции предписывали не торопиться: часто между выбором невесты и торжеством бракосочетания мог пройти не один год. Предваряли свадебную церемонию следующие этапы:

– сватовство;

– согласование суммы калыма;

– смотрины и обручение;

– выплата доли калыма;

– обряд вывода невесты из родного дома;

– «укрывание» невесты и жениха в чужих (разных) домах;

– переезд невесты в дом будущего мужа;

– обряд примирения жениха с родными.

Само свадебное празднество длилось, как правило, несколько дней. Продолжением же торжеств становились многочисленные церемонии знакомства с обретенными родственниками.

Кому сделают люльку, тому и гроба не миновать

Умерших кабардинцев принято хоронить в соответствии с мусульманскими обрядами. Уверенные в существовании загробной жизни, адыги всегда заботились, чтобы на том свете у родного человека было все, что может ему понадобиться: с этой целью памятники украшались изображением необходимых покойному вещей. Обязательно организовывались поминки и коллективное чтение Корана. Словно заверяя близких в готовности всегда принять их обратно, на протяжении целого года кабардинцы хранили одежду умерших родственников, развешивая ее наизнанку. Один из старинных поминальных обычаев кабардинцев – проведение в годовщину смерти своеобразной тризны с призовыми скачками и состязаниями в стрельбе.

Рождение ребенка

Обычаи кабардинцев, относящиеся к рождению детей, очень любопытны. При появлении на свет сына на доме вывешивался красный либо белый флаг, при появлении дочери – пестрый флаг. В честь младенца обязательно сажали фруктовое дерево. Это делал дед по линии отца.

Если рождался мальчик, это радостное событие отмечали «подвязыванием копченого сыра». Для игры-состязания на двух высоких столбах привязывали копченый сыр и смазанную маслом кожаную веревку. По ней соревнующиеся мужчины добирались до сыра, откусывали кусок и получали за это небольшой приз.

Вскоре после рождения малыша устраивалось «завязывание в люльку». Детская колыбель изготавливалась из боярышника. Согласно поверию кабардинцев, это хорошее дерево. Сначала в люльку укладывали кошку, чтобы ребенок в дальнейшем спал так же хорошо и безмятежно. Спустя две недели после рождения укладывали и младенца. Обряд проводила бабушка по отцовской линии. Иногда эту процедуру доверяли знакомой многодетной женщине.

Для первых шагов малыша также устраивали специальный праздник – Лъэтеувэ. Ножки ребенка перевязывали ленточкой, потом старшая женщина в семье разрезала ее с помощью ножниц. Это символизировало, что в будущем ничто не помешает ребенку идти вперед.

Таким образом, рождение ребенка отмечалось как народный праздник − торжественно и пышно. Воспитанием нового члена общины занимались и женщины, и мужчины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector