Поездка в дивеево. пять святых источников

Что посмотреть в Дивеево за один день?

А вот дальнейший выбор маршрута будет зависеть от того, есть ли у вас личный транспорт или нет. Например, три источника на Северном поселке хоть и находятся территориально в самом Дивеево, будут труднодоступны для пеших прогулок в зимнее время, а также людям пожилым или слабым здоровьем. Проще говоря, до них далеко идти. А вот источник матушки Александры в центре села по силам посетить даже бабушкам.

Желанный для многих источник батюшки Серафима находится не в Дивеево, а в 15 км от него в деревне Цыгановка. Пешком до него точно не добраться. И если в вашем распоряжении всего один день, а вы очень хотите попасть именно на этот родник, вам придется делать выбор. И если у вас нет личного транспорта, то возможно, придется отказаться от посещения Дивеевских источников в пользу Серафимовского.

Добраться в д. Цыгановка можно на личном транспорте, на такси, с монастырской экскурсией и районными автобусами.

Такси доступно не для каждого, районные автобусы доезжают именно до деревни, а от нее до источника еще пешком идти 3 км. Получается, если вы паломничаете своим ходом, без машины, наилучшим вариантом может стать монастырская экскурсия.

В паломническом центре Серафимо–Дивеевского монастыря ежедневно совершается экскурсия на источник батюшки Серафима. В дороге вам расскажут историю этого места и правила поведения на его территории. Обязательно отводится время на купание, после чего экскурсантов собирают и отвозят назад в монастырь. Время отправления около 13, 14 часов, поездка занимает примерно 2 часа.

Подобные услуги – сопровождение на святые источники – предлагают и многие Дивеевские гостиницы.

Таким образом, всего за один день вы сможете посетить множество Дивеевских святынь, и этот насыщенный событиями день надолго останется в вашей памяти.

Канавка Богородицы

Канавка – одна из главных святынь Дивеевской обители. По преданию Преподобному Серафиму явилась Богородица и наказала обнести святую обитель канавой и валом.

«Тут стопочки Богородицы прошли. Во веки будет вам стена и защита, не сможет антихрист перейти ее» – гласит пророчество старца.

По завету канавка должны была быть выкопана силами монахинь, миряне помогали с насыпкой вала. Работы велись ежедневно и всесезонно и были закончены к празднованию Рождества Христова 1933 года.

Не во все годы Канавка почиталась как святыня. После смерти Серафима Саровского уход за ней был прекращен, но возобновлен при настоятельнице Марии в 1862 году. Особо пострадала святыня при советской власти: вал был срезан, значительная часть Канавки засыпана, а на ее месте были проложены коммуникации. Восстановление началось в 1997 году. В настоящее время Канавка полностью расчищена, тропа облагорожена тротуарной плиткой и кованым забором, установлены поклонные кресты из мрамора.

По поверью, тот, кто пройдет весь путь (777 м), прочитав за это время молитву Богородице 150 раз, избавится от душевных и телесных мук. Совершать ход лучше с 3 до 4 часов ночи. В это время избранным является сама Царица Небесная.

Чудодейственными свойствами обладают земля из травы из Канавки. Использовать их можно по разному:

  • как питье, добавляя в святую воду;
  • прикладывать к больным местам;
  • закапывать возле дома в качестве оберега.

По свидетельствам очевидцев люди избавлялись от самых страшных недугов, даже от онкологических заболеваний в стадии метастазов.

Правила посещения в Дивеево канавки Пресвятой Богородицы

Среди православных, Канавка Пресвятой Богородицы почитается как одна из великих святынь христианского мира. Но в отличии от других святынь, Канавка имеет свои сугубые свойства, которые выделяют её из сонма других предметов поклонения. Намоленные иконы, мощи святых праведников и даже огромные храмы, можно перемещать, а Богородичная Канавка навсегда привязана к Дивеево, ибо связана с чудесным явлением.

Как описывал преподобный Серафим Саровский, ему явилась Пресвятая Богородица, и вместе с ним прошла по земле, обозначив место основания Мельничной Девичьей Общины. «Стопочки Пречистой Богоматери ступали по грешной земле в этом месте» — такими словами характеризовал этом место великий старец Серафим Саровский.

Разумные ограничения

Существуют такие понятия и правила, которые нигде не изложены, но как писал св. апостол Павел: «написаны на плотяных скрижалях сердца» (2Кор 3:3). У любого человека, при трезвенном рассуждении, есть границы и рамки допустимого. Эти категории впитываются с молоком матери, и должны руководить людьми всю жизнь. На этих основаниях и зиждется правило посещения Богородичной Канавки.

Как напоминание для инославных и невоцерковлённых туристов, эти правила в виде рекомендаций изложены в памятках постояльцам гостиничных комплексов, например «Дивеевская слобода». Ничего сложного в этих рекомендациях нет, они очень похожи на требования, которые все соблюдают при посещении «Могилы Неизвестного Солдата» у Кремлёвской Стены, или заходя на Красную Площадь:

  • Не шуметь;

  • Не бегать;

  • Быть опрятно одетым в чистую одежду;

  • Не курить и быть трезвым и т.п.

В общем это обычные правила благопристойного поведения воспитанного человека. Но если в светских местах за порядком следят правоохранительные органы, и при многократном нарушении спокойствия могут применить законные меры, то на святых местах принципиально другой подход. В Послании Галатам апостола Павла (6:7) прямо сказано: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает».

Как подготовиться к посещению святыни

Дивеево, это не просто географический объект, а место где в течении многих веков, миллионы православных людей возносили свои молитвы к Богу. Сама местность располагает паломников и туристов соблюдать благочестивые традиции и правила. Если не сопротивляться велению сердца, то человек органически вписывается в эти критерии, и пребывание в Дивеево проходит без недоразумений.

Однако перед тем как подойти к таким великим святыням как Канавка Пресвятой Богородицы, было бы очень хорошо, если человек в молитве обратиться к Господу. Пусть даже это будет молитва не из церковных книг, а сотворённая от сердца, своими словами. Главное, чтобы это была искренняя и чистая просьба.

Святые источники в Дивеево

Православные люди устремляются сюда в любое время года. На карте России это село обозначено как Дивеево. Источники, расположенные вблизи него, в этих местах были известны задолго до войны. И сегодня паломники со всех концов света за помощью приезжают именно сюда. Приезжающие в Новгородскую область знают, что каждый из источников, которых всего более двадцати, обладает чудодейственной силой. Какие-то источники очень старинные, некоторые сравнительно молодые, но вся местность, которая предназначена для паломничества, буквально усыпана родниками, будто эти россыпи слетели, как семена в почву, с чьей-то доброй руки.

Божественная сила снисходит на всех без исключения: на взрослых и новорожденных, мужчин и женщин. Чтобы полностью погрузиться в исцеляющую энергию источников, нужно приехать на любой из них. Выпив чистой освященной воды, а может быть, и окунувшись в нее, вы ощутите прилив жизненных сил, телесные болезни уйдут, душевная боль утихнет. Святые источники в Дивеево славятся своими явлениями людям святых, знамений и чудесами исцеления.

Чудесные свойства святой воды

Для успокоения души, для исцеления недугов, для очищения от скверны страждущие прибегают к помощи святой воды. Физические, химические и биологические свойства самого простого и необъяснимого на земле соединения водорода и кислорода до сих пор не изучены полностью. А между тем опыт поколений уверенно говорит в пользу святой воды, которая в любых жизненных обстоятельствах поможет невероятным образом.

Взрослый человек свои проблемы поручает воде, если верит в ее силу. Даже неверующие несознательно прибегают к помощи обычной воды, смывая невзгоды дня под душем. Вода расслабляет и освежает, а это часто первое средство для снятия утомления и сонливости. Ученые доказали, что святая вода имеет особое строение молекул, их действие направлено на благополучие и укрепление здоровья, нормализацию эмоционально-духовного фона человека, гармонизацию пространства вокруг него. Возможно, и до таких открытий людям было известно действие святой воды, но объяснений они не требовали.

Многие добавляют святую воду в ванночку для купания малышей, чтобы детки крепче и спокойнее спали, а наиболее «сильная» вода помогает и от сглаза маленьким детям. Святая вода известна как средство для исцеления болезней духовных и телесных, верующие часто выпивают несколько глотков из серебряных чанов, в которых вода хранится в храмах. Обряд Крещения включает погружение в святую воду или хотя бы омовение ею, не только символизируя очищение от грехов, но и совершая таинство улучшения энергетики.

А самый сильный целебный эффект люди давно заметили у воды из источников святых. Православные верующие обращаются к ним, когда чувствуют упадок сил жизненных и физических, когда сомнения гложут душу и духовные силы на исходе. Но слава источников, которые помогают преодолеть телесные немощи, говорит сама за себя.

И к ним устремляются нуждающиеся с надеждами и верой, вверяя воде свои тела и мысли.

Где и чем здесь можно питаться?

Итак: вы добрались до святой обители и нашли ночлег в селе или в монастырской ограде… Но прежде чем рассматривать сами святыни, затронем ещё один немаловажный вопрос – вопрос питания.

Если вы поселились в гостевом доме, то у вас будет два варианта: включить питание в стоимость номера или покупать себе что-нибудь в магазине. Также можно поступить и если вы снимаете дом или квартиру.

Если же вы поселились в монастырской гостинице, то скорее всего пойдёте питаться в трапезную для паломников – платную или бесплатную (впрочем, этими вариантами вы можете воспользоваться даже проживая в селе).

Здесь можно дать два совета. Первый: ни в коем случае не обедайте в платной трапезной! Дорого и невкусно. Второй: обязательно хотя бы раз поешьте в бесплатной трапезной монастыря. Пища там без особых изысков, но удивительно, просто невероятно вкусная. Видимо потому, что готовят её на святой воде и с молитвой… В общем, туда сходите обязательно!

Бесплатная трапезная расположена в Александро-Невском храме монастыря. Если не хотите питаться там просто так, можете свою кашу отработать и попроситься на какое-нибудь нужное монастырю послушание.

Если вы планируете попасть на ужин или на обед в бесплатную трапезную, то лучше приходить туда сразу после богослужения. После литургии – с 11.00 до 13.00, после всенощного бдения – с 19.00 до 20.00.

Святой источник святителя Спиридона, епископа Тримифунтского

Этот необычный источник находится близ села Суворово. История возникновения родника интересна тем, что записал ее школьник со слов старой женщины, а та в свою очередь пересказала услышанное от бабушек.

«В дореволюционные времена выдался как-то очень жаркий год, так что сушь стояла кругом, и траву на сено почти негде было косить. Возвращались крестьянки с поля домой, и каждая из них про себя молилась, чтобы Бог послал хоть немного воды жажду утолить. Идут и вдруг видят, в овражке вода блеснула. Смотрят, а там родничок, а в нем икона святителя Спиридона Тримифунтского. Достали женщины икону и в церковь отнесли. Ямку раскопали, деревянный сруб поставили и крест поклонный и стали к этому источнику ходить за водой. А когда церкви стали закрывать в безбожное время, то к роднику все равно ходили Крестным ходом, чтобы о ниспослании дождя в жаркое лето молиться».

А дивеевская блаженная Мария Ивановна говорила о будущем источнике: «Будет колодец до скончания века, все источники посохнут, а этот нет, и все в нем пить будут».

Спиринский источник, как его ласково называют в народе, выглядит необычно. Воду здесь необходимо накачивать насосом. В 2010 году его благоустроили, освятили часовню и возвели купальню.

Некоторые правила

На территории источника не принято громко разговаривать и мешать молящимся, ругаться и вольно себя вести.

Женщинам лучше погружаться в сорочках. Перед источником есть торговые палатки, где можно приобрести сорочки для купания и емкости для воды.

В часовне можно поставить свечки и помолится перед иконой. Душеполезно будет перед погружением прочитать Акафист Серафиму Саровскому и попросить у него помощи.

Погружаются в источник троекратно, осенив себя крестным знамением. Также с молитвой и пьют воду. Надо помнить, что святая вода требует от нас благоговения и молитвы, и только тогда по вере нашей она принесет нам пользу душевную и телесную. Воду, которую вы увезете с собой отсюда, также дома принимайте с молитвой, каждый день по чуть чуть.

В праздник обретения мощей Серафима Саровского 1 августа и на Крещение Господне, на Серафимовский источник совершается Крестный ход. Принять в нем участие, помолится на молебне и увидеть освящение воды может каждый желающий. И это благодатное событие запомнится надолго.

Дивеевская обитель

Со всей России сюда приезжают паломники, особенно в праздники памяти святого. Монахини организуют крестный ход, во время которого произносится молитвенное правило в честь Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся!» — поют православные. Они твердо уверены в том, что подобное молитвенное действие поможет им в самых разных бедах. Нельзя передать словами духовную радость, которую несет даже краткое пребывание в этом святом месте.

История монастыря тесно связана с житием святого батюшки. Именно он стал основателем женской общины, взял под свою духовную опеку всех сестер, которые приходили к нему за советом. По наущению Матери Божией батюшка поселил отдельно молодых девиц и вдов. Чтобы женщины были обеспечены пропитанием, при монастыре построили мельницу. Возле нее и жили девушки, в так называемой Мельничной общине.

Именно здесь находится Богородичная канавка, где явилась Пречистая Дева. По легенде, батюшка сам начал рыть ее, поскольку сестры не торопились выполнять его благословение. Сегодня многие берут землю отсюда для исцеления от недугов. Считается, что надо пройти по ней, 150 раз прочитав молитву Божией Матери, тогда будет исполнена любая просьба.

После смерти праведника монастырь продолжал свое существование. Считается, что сама Богородица является его личной покровительницей, молитвенницей за сестер. Здесь хранятся великие православные святыни:

  • нетленные мощи святого Серафима Саровского;
  • икона Божией Матери «Умиление», которая принадлежала лично батюшке Серафиму.

Именно перед ней он молился перед тем, как отдать Богу душу. Так и умер — преклонив колени перед образом.

  • Икона Серафима Саровского — значение;
  • Смотрите тут в чем помогает икона Божьей Матери «Умиление» ;
  • Икона преподобного Сергия Радонежского — значение: https://bogolub.info/ikona-sergiya-radonezhskogo-v-chem-pomogaet-znachenie-istoriya/.

Канавка

В конце своего жизненного пути Серафим Саровский решил исполнить просьбу Божьей Матери и вырыть канавку вокруг монастыря, по обоим бокам которой будет насыпан вал. Канавка – это дорожка, по которой ходила Царица Небесная – покровительница Дивеево. Сестры помогали старцу прокладывать Канавку до самой его смерти. Совершая молитву, верующие неспешно идут по ней 777 м и наполняются чувством большой благодати. Сегодня Канавка благоустроена: насыпь обсажена деревьями, кустами крыжовника, травой и полевыми цветами. Считается, что по Канавке еженощно проходит Божья Матерь, поэтому, по мнению Серафима Саровского, каждый, кто сюда приезжает, должен пробыть здесь сутки, чтобы получить ее благословение. Особую милость получит тот, кто во время прогулки по Канавке, прочтет 150 раз молитву Богородице.

История возникновения

С источником Явления Божией Матери связаны древние легенды.

Одна из них повествует о том, что в октябре 1670 года местные жители видели чудо – вода в роднике обагрилась кровью, а в ней отразился Лик Самой Богородицы. В тот момент шло сражение между царскими войсками и вольницей Степана Разина, и Матерь Божия оплакивала тех, кому было суждено погибнуть.

Хранит народная молва и другое предание. Как то остановились передохнуть крестьянки на пригорке и вдруг увидели, как седой старец-монах как бы подзывает их в свою сторону. Подошли крестьянки ближе и были поражены: Старец как будто парил над землей, а под ним из земли бил ключик.

Старец рассказал крестьянкам о Святой Дивеевской Канавке, по которой Богородица каждые сутки ходит. А перед тем, как совершить Свой ход, Она умывается водой из этого родника. С тех пор источник в народе именую Явленным, и некоторые благочестивые люди иногда видят в воде родника Лик Богородицы.

У этого источника – по третьему преданию – делал краткую остановку Государь Николай II, когда вместе с семьей в 1903году следовал на торжества обретения мощей Серафима Саровского. И местные старожилы помнят и хранят историю о том, как их предки подносили хлеб-соль самому Царю и святую воду из Явленного источника в ковше. Императору Николаю II вода понравилась, и он оценил ее чудесный вкус. А крестьянам подарил икону святого Серафима Саровского.

Источник Явления Божией Матери считается в народе тоже «сильным», так часто здесь происходят исцеления. Вода в роднике отличается по вкусу от воды Серафимовского источника в д. Цыгановке. Среди людей Явленный источник пользуется особой, какой–то нежной любовью, и все чаще сюда добираются не только своим ходом, но и привозят экскурсии с желающими искупаться в святой воде источника.

Источники

Источник преподобного Серафима открылся на берегу реки Сатис в первой половине XX века, когда саровские источники Батюшки стали недоступны для посещения, потому что там разместился военный объект. Сохранилось предание, что в 60-х годах ХХ века солдаты-охранники однажды увидели старца в белом балахончике, с посохом в руке. Он стоял на том месте, где ограждение подходило к самой реке Сатис. Старец трижды ударил посохом о землю — и из трех мест забили родники. Несомненно, что на них перешли сила и слава знаменитых саровских Серафимовых источников. В 1994 году русло реки отвели и устроили искусственное озеро из святой ключевой воды. Часовню 17 июля 2009 года освятил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в честь преп. Серафима Саровского. На праздник Крещения здесь совершается великий чин освящения воды. На источник батюшки Серафима от Паломнического центра отправляется автобус (билеты можно приобрести в Паломническом центре не ранее, чем за 1 день до предполагаемой поездки).

Летом бывает несколько поездок:в 10.00, 12.00, 14.00 — в будние дни, в 11.00, 13.00, 15.00 − в воскресные и праздничные дни. Осенью, зимой и весной поездки совершаются: в 12.00, 14.00 – в будние дни, в 13.00, 15.00 – в воскресные и праздничные дни.

Где находятся источники, можно посмотреть здесь.


Источник прп. Серафима Саровского


Источник прп. Серафима Саровского


Источник прп. Серафима Саровского

Казанский источник за Голубиным оврагом — самый старинный из дивеевских источников. Источник был почитаем еще в XVIII веке при первоначальнице Дивеевской обители матушке Александре. Предание сохранило память о троекратном явлении в давние времена на этом месте Царицы Небесной. Издавна в Дивееве над Казанским источником стояла большая часовня, которая была разрушена в 1939 году. В 1991 году над источником были устроены часовня и купальня. Здесь совершается таинство Крещения. На праздники Крещения и Казанской иконы Пресвятой Богородицы на этом источнике освящается вода. В начале ХХI века рядом с Казанским источником устроили и освятили еще два источника — в честь великомученика Пантелеимона и в честь иконы Божией Матери «Умиление».

Где находятся источники, можно посмотреть здесь.

Источник Казанской Иконы Божией Матери

Источник Казанской Иконы Божией Матери

Источник вмч. Пантелеимона

До 60-х годов XX века источник матушки Александры находился на берегу реки Вичкинзы. По дивеевскому преданию, он истек из могилы матушки Александры, похороненной у алтаря Казанской церкви. При устройстве запруды на реке Вичкинзе в начале 60-х годов источник был затоплен. Современный источник возник под горою за аптекой сам; есть мнение, что сюда перешел прежний источник, когда сдвинулись доломитовые плиты под давлением воды в запруде. На Крещение, на праздники иконы Божией Матери «Живоносный источник», Преполовение Пятидесятницы сюда совершаются Крестные ходы и освящается вода.

Где находятся источники, можно посмотреть здесь.


Источник прп. Александры Дивеевской

Источник прп. Александры Дивеевской

Источник прп. Александры Дивеевской

Иверский источник находится на юг от источника матушки Александры, на берегу старого русла реки Вичкинзы. Так же, как и на других дивеевских источниках, здесь устроены колодец и купальня. На праздник Преполовения Пятидесятницы на Иверском источнике совершается освящение воды.

Где находятся источники, можно посмотреть здесь.


Источник Иверской Иконы Божией Матери

Источник Иверской Иконы Божией Матери

Источник Иверской Иконы Божией Матери

Явленный источник. Источник находится примерно в километре от села Кремёнки. 9 октября 1670 года в этих местах произошла кровопролитная битва между царским войском и крестьянами из войска Степана Разина. Накануне этого сражения в источнике проявился лик Божией Матери, Которая оплакивала погибших. С тех пор, по явлению в нем лика Божией Матери, и стали называть источник «Явленным». По преданию, Пресвятая Богородица, прежде чем пройти по Канавке, водой этого источника умывает Свое лицо.

Где находятся источники, можно посмотреть здесь.


Явленный источник

Явленный источник

Явленный источник


Явленный источник

В трех километрах от села Автодеева, где находится один из Дивеевских скитов — Никольский, в оврагах прячется источник, освященный во имя Святой Троицы. До революции в престольный праздник Святого Духа отправлялся Крестный ход на источник. После того, как в Автодееве обосновался дивеевский скит, возобновилась традиция ходить Крестным ходом на источник и совершать там молебен.

Где находятся источники, можно посмотреть здесь.

Святые источники

Для записи чудес, по тщательной их проверке, была заведена особая тетрадь под наблюдением иеросхимонаха отца Симеона. Вот некоторые из них.

Крестьянский мальчик Василий Иовлев, 12 лет, пришедший в Саров из села Илисского Енисейской губернии вместе со своей бабкой, был немой от рождения, в чем имел удостоверение от местного приходского священника. На источнике преподобного отца Серафима он искупался и начал говорить.

Учитель народного училища в Нижнем Новгороде господин Андреевский исцелился у источника от малярии.

Крестьянка Симбирской губернии села Тазнеева Агриппина Елизаровна Табаева, 18 лет от роду, слепая от рождения, искупалась три раза в источнике преподобного Серафима и после уже второго купания начала видеть солнечный свет, деревья и другие предметы.

Послушница Кутузовского монастыря нижегородской епархии Анастасия, 52 лет, исцелилась от тяжелой формы лихорадки, которой страдала несколько месяцев.

Крестьянка Нижегородской губернии села Вертьянова Настасья Михайловна Костюкова два года страдала каменной болезнью; никакие средства не помогали; лечилась она и в больнице, но пользы не было никакой. По совету своих знакомых она пришла в Саров и искупалась в источнике святого Серафима, после чего болезнь тотчас же прошла.

Считается, что именно благодаря купанию в источнике у Ближней пу- стынки императрица Александра Федоровна родила долгожданного наследника престола. Царь с царицей были на источнике дважды. Первый раз они посетили его в сопровождении свиты, второй — одни, чтобы искупаться.

Свое исцеление в источнике преподобного Серафима описывал известный духовный писатель Сергей Нилус: «Я пошел к источнику о. Серафима, этой русской Вифезде, целительная сила которой дана свыше по молитвам о. Серафима и от которой я и себе ждал чудесного исцеления. От монастыря до источника версты три или четыре. Я, последнее время дома еле таскавший ноги, прошел это расстояние без малейшего признака утомления. Уж это было чудо.

В устроенную у самого источника купальню я вошел — платье, бывшее на мне, хоть выжми. Не дав себе времени остыть, весь, как был разгоряченный быстрой ходьбой и палящим зноем, я разделся, спустился под кран, из которого сребристой струйкой текла ледяная вода источника, перекрестился: «Верую, Господи!» — и троекратно дал этой воде облить всего себя и больные члены. Первое мгновение я совсем задохнулся: ледяная вода меня обожгла — дух захватило. Но какое дивное чувство наступило по выходе из купальни! Точно новая струя новой жизни была влита во все мои жилы — далекая юность, казалось, вернулась вновь».

А вот свидетельство другого известного писателя — Евгения Поселянина, который присутствовал при открытии мощей святого в 1903 году: «Я только что вошел в монастырские ворота, как между колокольней и соборами встретил толпу народа, окружавшую старуху с мальчиком, исцелившимся поутру у источника. Я в первый раз видел близко только что исцеленного. Мальчик лет 8-9, с умными глазами, весело подпрыгивал. Чрезвычайная радость и оживленность светятся на его лице. Мальчика этого зовут Петр Ильич Зобнин; он родом из Моршанского уезда, из села Бодина. Он два года не ходил, и у него была искривлена шея.

Недавно матери его во сне Царица Небесная сказала: «Веди его к старцу Серафиму, и он будет исцелен». Его привели в Саров. На ночь мальчик сильно плакал и наконец уснул. Утром, после ранней обедни, его купали, и он тут же закричал: «Я хочу бечь», — и шея у него выпрямляется. Старушка 2014г бабушка его плачет, рассказывая об этом событии, а мальчик, держа ее за руку, радостно смотрит на людей и на весь мир Божий».

В советское время часовню и купальню разрушили, а источник забетонировали. Но еще долго вода находила себе выход и появлялась под горой. Позже чуть ниже купальни по течению реки Саровки насыпали плотину, уровень воды поднялся, и источники оказались под водой. В 1947 году бывший Саровский монастырь стал закрытой зоной, ее посещение было строжайше запрещено.

Но Господь не оставил верующих без утешения. На краях обширного Саровского леса, облагоуханного подвигами преподобного Серафима, открылись новые источники — близ деревни Цыгановка (источник Серафима Саровского близ Цыгановки) и в поселке Сатис. На них перешла сила и слава закрытых ключей. Помимо этих новоявленных источников народ посещал и другие, расположенные в Дивееве и его окрестностях.

Медведь на березе

В Серафимо-Дивеевский женский монастырь едут паломники со всей России, чтобы поклониться святым мощам, постоять у икон, искупаться в целебных источниках. Родников и ключей в этом краю много — есть даже путеводитель по святым источникам Дивеевского района. Но и без путеводителя всем известно, что главный источник находится на реке Сатис недалеко от деревни Цыгановка. Несколько ручьев сливаются в одном месте, образуя небольшое озеро. Где-то здесь, в дремучем лесу, жил в келье батюшка Серафим. Ему посвящена нарядная часовня, построенная на берегу.

Вдоль берега стоят нарядные бревенчатые избушки для тех, кто хочет погружаться втайне от лишних глаз. Температура воды в источнике Серафима Саровского даже в самые жаркие дни не превышает 4°С. Окунуться в святую воду три раза с головой — значит совершить подвиг во имя веры и прогнать нечистых духов. Это не просто купание, а целый ритуал. Женщина в знак чистоты и покорности должна заходить в воду в простой сорочке, с косынкой на голове. На рубашке не может быть легкомысленных рюшечек, бантиков, тесемочек — за них, как утверждают знающие люди, могут зацепиться бесы. Некоторые паломники погружают в святую воду детскую одежду. Говорят, что на ребенка, который будет носить эти вещи, непременно сойдет Божья благодать.

В советское время по Дивееву прошел слух о том, что местные власти будто бы решили засыпать источник. К воде подогнали трактор, но мотор сразу заглох. Перед трактористом воочию предстал сгорбленный седой старичок. Он попросил не зарывать чудодейственный водоем. Рабочий послушался и не стал это делать. Вскоре свершилось чудо — тракторист выиграл в лотерею автомобиль «Лада». А партийного деятеля, приказавшего уничтожить родник, через некоторое время выгнали с работы.

В Дивееве постоянно случаются какие-то чудеса. То на ночном небе проявятся силуэты соборов и очертания куполов, то на стенах неотреставрированной церкви проступят древние фрески, то на березе возникнет нарост в виде медвежьей морды — точь-в-точь такого же косолапого мишки, какого кормил с руки батюшка Серафим!

Как вести себя на источниках

  1. На святых родниках необходимо вести себя благоговейно, не кричать, не ругаться, терпеливо дожидаться своей очереди в купель.
  2. Набирать воду в оборудованных колодцах специальными ведрами и только потом переливать в свою посуду.
  3. Нельзя выливать остатки воды обратно в колодец, а также кидать в колодец монеты и другие предметы.
  4. Женщинам следует окунаться в воды источника в сорочке (их можно приобрести в торговых палатках на всех крупных источниках).
  5. Перед тем как испить святой воды, или окунуться, необходимо помолиться и осенить себя крестным знамением. Слова молитвы, если вы не знаете наизусть можно прочитать в часовенках, или на щитах, установленных на территории источников.
  6. Как правило, территория благоустроенных источников открыта весь световой день, с 7-8.00 утра до 20.00 вечера. А в праздник Крещения Господня – всю ночь.

Все эти правила желательно исполнять ради нашего же блага. Ибо давно подмечено в народе, если источник оскверняется, вода из него уходит – попросту исчезает. Не лишайте себя благодати. Благодарите Бога за его дар нам и приходите к святым родникам получить исцеление души и тела.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

Источник матушки Александры

По словам старожилов этот родник не раз менял свое местоположение и существуют местные легенды (повествующие об этом), не вошедшие в официальные источники. Но мы все-таки остановимся на общепризнанной версии.

Ранее источник матушки Александры бил прямо из берега реки Вичкинзы, но в 60-х годах 20 века на реке решили устроить плотину, и источник затопило. А через какое-то время родник забил на новом месте, выше берегом, где впоследствии и устроили купальню, колодец для забора воды и возвели часовню для молитвы.

Про этот источник в народе говорят, что он от самых стен монастыря начинается. Оценивая расстояние, обычные люди пожимают плечами, не особо веря в подобное заявление. Но оказывается, для этого есть свои основания.

Ученые гидрогеологи, изучая феномен Дивеевских источников, обнаружили большое количество подземных чистейших вод. Но источник матушки Александры имеет и еще одну особенность. Вся дождевая и снеговая вода, образующаяся на территории монастырских храмов, уходит в доломитный слой земли. Там она очищается от грязи, и, смешиваясь с подземными водами, выходит как раз в роднике матушки Александры. Вот и получается, что тут действительно вода, истекающая от самых стен монастыря.

Вода в роднике вкусная и целебная. В монастыре хранится много свидетельств исцеления от всевозможных болезней, в том числе и от раковых.

На праздники Крещения Господня, преполовения Пятидесятницы и в день празднования Георгия Победоносца (6 мая) из монастыря на источник совершается Крестный ход и служится молебен.

Надо отметить, что про силу Крещенской воды знают даже не верующие люди, а вот про особенность водоосвящения в день Георгия Победоносца  ведают не многие. В старину, сельские жители прибегали к этому святому за помощью и благословением в сельскохозяйственных работах.  И поныне, воду с источника матушки Александры, освященную в этот день разносят сельчане по своим участкам. С молитвой окропляют землю, теплицы, сады и огороды, а также посевной материал, прося у Бога и святых урожайного года.

Как одеться в Дивеево?

Один из важных пунктов посещения монастыря – это одежда! Монашествующие, поступая в монастырь, дают определенные обеты Богу, и надевают особенную одежду. Также им полагается вести скромную жизнь и избегать искушений, которые мешают молитве. Но когда монастырь становится центром паломничества, это становится все сложнее.

Большинство людей приезжает в Дивеево и даже не задумывается о том, что по сути нарушают правила. Даже те, кто знает, какая одежда более приличная для посещения храмов, не стремятся ее одевать. И это прискорбно.

Дорогие паломники, давайте все же соблюдать нехитрые правила, и уважать чужое мировоззрение, тем более, что чего- то непосильного от нас не требуется – всего лишь, быть прилично одетым. Мужчинам быть в мужской одежде, женщинам – в женской. Шорты, майки недопустимы для обоих полов, а женщинам еще не стоит одевать мини-юбки (юбка должна быть не выше колена), а вот голову надо покрыть платком (маленьким девочкам тоже).

Еще один нюанс – в Дивеево бывает очень ветрено. Причем, порыв ветра может подняться совершенно неожиданно. Кроме того, на соборной площади монастыря располагается роза ветров – там иногда дует, даже если во всем селе марево от жары. Так что позаботьтесь о ветровке, кофточке или жилетке, даже если вы отправляетесь в паломничество в самый пик жаркого лета.

Женщинам! Если вы собираетесь купаться в источнике, возьмите с собой ночную сорочку. Именно такое благословение существует для всех женщин без исключения. Конечно, в жизни случается всякое, но если вы собираетесь на источник заранее, то зачем искушать себя? Рядом с купелями, конечно, продаются рубашки для купания, но не все хотят тратить на них деньги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector