Ishtar

Богиня-воительница

Но ещё одна сущность богини — кровожадная воительница, демон жестокости и распрей. Очевидно, причиной столь широкой трактовки образа стали отголоски матриархата и легенд об амазонках.

Кроме того, богиня Иштар считается женой самого Ваала — верховного божества древних израильтян, шумеров, ассирийцев и многих других народов. Он символизировал начало мужское, создателя всего сущего, считался богом-оплодотворителем. Религиозные обряды, посвящённые Ваалу и Астарте, часто превращались в настоящие сексуальные оргии, сопровождались «свальным грехом», человеческими, в том числе и детскими жертвоприношениями.

Древнейшие варианты

В этом виде от вавилонян миф о воскрешающем и умирающем боге был заимствован другими народами. Однако более ранние версии преданий о путешествии Иштар в подземный мир рассказывают о богине вовсе не как об отчаявшейся жене.

В этих преданиях Иштар оказалось мало власти над живыми людьми. Она захотела повелевать и мертвыми. Чтобы достичь этого, она решила спуститься в царство Эрешкигаль, заранее предупредив своего слугу, чтобы он был готов в случае опасности выручить ее. Далее история повторяется. По пути к престолу Эрешкигаль слуги владычицы мертвых срывают с Иштар украшения и одежду. Уже без помощи Нергаля Эрешкигаль убивает Иштар, а ее слуги прибивают мертвое тело гвоздями к стене.

Слуга обратился за помощью к богам, но все проигнорировали его просьбы кроме Энки, божественного гончара. Тот слепил из глины двух вестников, которые отправились в подземное царство и потребовали освобождения Иштар. Эрешкигаль с насмешкой отдала им труп.

Астарта — богиня, олицетворяющая женское начало

Культ Астарты, как богини возник в глубокой древности там, где зарождалась цивилизация — в Месопотамии. Первые письменные и документальные свидетельства существования этой богини во многом совпадают с самим появлением письменности, поэтому можно легко предположить, что сама традиция поклонения Астарте существовала намного дольше. В целом, несмотря на крайне различные имена Астарты в разных культурах и изменение её роли, можно отметить общие черты, благодаря которым она предстает в едином общем архетипе Богини. А именно — она всегда олицетворяла собой плодородие, женское начало, любовь и красоту.

Также, первоначально Астарта была покровительницей не только традиционно женских «стихий», но и непосредственной власти — это было весьма серьезным отголоском более древних матриархальных традиций. Побороть эти традиции вавилонские, шумерские и аккадские цари смогли лишь в течение двух тысячелетий, постепенно уменьшая роль Астарты в своих пантеонах и, соответственным образом, угнетая роль женщин в обществе.

Архетипичность этого образа можно легко проследить в мифологии практически любого европейского народа. Так, образ Астарты ясно демонстрируется в славянской Ладе, скандинавской Фрейе, древнегреческих Церере, Афродите и Гекате. В целом, наиболее похожей на нее богиней является викканская Богиня-Мать, отождествлявшаяся с Луной и Венерой и символизирующая все женские качества одновременно. Конечно, впоследствии этот образ претерпел крайне серьезные изменения, особенно с учетом различий между народами, принявшими Астарту в свои пантеоны.

Символика богини Астарты практически всегда была одинаковой — ее знаком была трапеция, верхняя грань которой перечеркивалась толстой прямой линией, на которой располагался круг. Многие считают, что знаменитый египетский символ анкх произошел именно от знака Астарты. Также, за счет роли утренней звезды или богини Луны, ее изображения опционально дополнялись или знаком октограммы — восьмиконечной звезды, или полумесяцем.

Мама-Инанна и мать-Тиамат

В самом древнем литературном произведении, которое называется «О всё видавшем», повествуется о шумерском правителе, которого завали Гильгамеш. Он со своим другом Энкиду ищет приключений и находит их в большом количестве. Этому клинописному экшену около 3700 лет. Из повествования мы узнаём картину мира наших древнейших предков, включая сверхъестественную её часть. Все более ранние свидетельства заключаются в археологических находках, которые не раскрывают знаний древних людей так, как это делает связный текст.

В эпосе «О всё видавшем» мы встречаем шумерскую богиню по имени Нана. Она известна по своим именам в разных языках Ближнего Востока и Средиземноморья: Иштар, Истар, Ашторет, Астарта, Анунит, Инанна. По звучанию имени нетрудно догадаться, что её имея означает «мать», «мама». По-ингушски слово «мама» так и произносится «нана».

Но в древнем эпосе её образ далёк от идиллического. Она предстаёт перед нами кровожадной и коварной. Она посылает страшного плотоядного быка, чтобы уничтожить людей.

Эта богиня, без сомнения, олицетворяет Великую Мать, которая присутствует в древних религиях. Образ Наны восходит к ещё более древним культам, которые выражались в использовании фигурок «палеолитических Венер». Но была ли Великая Мать кровожадна и коварна с самого начала – мы не знаем. Мы можем предполагать лишь то, что этот образ был связан с землёй или водой, то есть с материей (слово «материя» образовано от слова мать), из которой Бог-Творец создал людей. Согласно мифологии, аккадская Иштар (шумерская Инанна) является дочерью Бога-Творца Эля (Иль, Эллохим, Аллах) и супругой бога Баала (Ваала), отстранившего Эля от правления миром в результате переворота.

О культах, связанных с Великой Матерью во времена Гильгамеша, мы можем почерпнуть из эпоса. Сказание нам сообщает, что в её честь девушки в храмах занимались проституцией. Из более поздних источников известно, что Иштар покровительствовала гетерам, храмовым блудницам (проституткам) и гомосексуалистам. Последние также использовались в оргиастических храмовых обрядах в честь богини.

Все последующие источники подтверждают и дополняют этот нелицеприятный образ Великой Матери.

Мардук убивает Тиамат

Более поздним, но также очень древним произведением, которому около 3000 лет, является эпос Энума Элиш. Это сказание было зафиксировано также в Месопотамии, но уже во времена Вавилона. Из эпоса мы узнаём, что мифология Вавилона отличается от шумеро-аккадской, но там также присутствует Великая Мать и тоже в нелицеприятном образе. Здесь её зовут Тиамат. В этом имени отчетливо звучит слово «мать». Она предстаёт в образе чудовищного змея (дракона).

Отождествления и эпитеты

Иштар на рельефе Анубанини. Аккадский или старовавилонский период

Иштар Аккадская, Вавилонская, Ниневийская и др.

  • И́штар Акка́дская или Бе́лет-Аккаде́ (аккад. Bēlet-Akkadê: «Госпожа Аккаде») — Иштар города Аккаде, столицы Аккадского царства;
  • Иштар Арбельская — Иштар города Арбелы; часто упоминается в текстах новоассирийского времени в связи с прорицательской спецификой: к ней обращались за советом ассирийские цари перед принятием важных политических и военных решений; в отличие от других ипостасей, связанных со звездой Венера, Иштар Арбельская отождествлялась с Сириусом;
  • Иштар Ашшурская (аккад. Ištar Aššuritum) — Иштар города Ашшур, супруга бога Ашшура — главного бога древнеассирийского государства; основной культовый центр — в одноименном городе;
  • И́штар Вавило́нская или Бе́лет-Ба́били(м) (аккад. Bēlet-Bābili: «Госпожа Вавилона») — Иштар города Вавилон, почиталась там же;
  • Иштар Ниневийская (аккад. Ištar kakkabu: «госпожа звезды (Венеры)») — Иштар города Ниневии, одной из столиц Ассирийского царства, где располагался её культовый центр. Изначально хурритская богиня Нину или Нино.

Инанна

Инанна (согласно этимологии периода III династии Ура — от шум. dnin.an.na: «госпожа (владычица) небес») — одно из важнейших шумерских божеств, впоследствии фигурировавшее под именем «Иштар».

Ануннит

Анунни́т(ум) (от аккад. Ištar-anunnitum: «Иштар-воительница») — изначально эпитет Иштар, отражавший военный аспект образа; к воинственной богине взывали цари Саргоновской династии в формулах проклятий. Впоследствии эпитет трансформировался в образ самостоятельного божества войны, каким Ануннит предстаёт в старовавилонском эпосе о Нарам-Суэне. В указанные период богине был посвящен храм в городе Кисурра, однако её культ был установлен также в Сиппаре, Ниппуре, Уруке и Уре (под именем Ульмашитум).

Прочие

  • Агушайя — одна из ипостасей (см. «Гимн Агушайе»);
  • А́нту(м) — супруга бога Ану, в вавилонских текстах касситского времени названа «звездой Иштар».
  • Бе́лет-Эа́нна (аккад. Bēlet-Eanna) — Иштар Урукская;
  • Миллиту — имя богини, супруги верховного бога Энлиля; в ассирийском пантеоне этим именем иногда называли Иштар как супругу местного верховного бога Ашшура;
  • Нинсианна — изначально шумерская богиня, персонификация планеты Венера; позднее слилась с Иштар;
  • Ульмашитум — эпитет богини Ануннит, почитавшейся в Уре; происходит от названия соответствующего местного храма (Эульмаш, É-ulmaš).

Раскопки и реконструкция достопримечательности

В конце XIX века немецкий археолог Роберт Кольдевей смог добиться финансирования раскопок на территории Древнего Вавилона.

Интересный факт: раскопки длились около 17 лет и были прерваны лишь вступлением британских войск в Багдад.

Среди руин некогда великого города археологи нашли обрушившуюся часть ворот Иштар. Ученые собрали и вывезли в Германию около 100 000 хорошо сохранившихся кирпичей. Из них в Пергамском музее Берлина возвели копию вавилонских ворот, полностью сохранив пропорции, но уменьшив размер. Высота реконструкции составляет 14 м, а длина — 10 м. Также посетители музея могут увидеть восстановленную часть Дороги процессий.

В музеях Парижа, Детройта, Нью-Йорка, Бостона, Стамбула и других крупных городах мира хранятся отдельные обломки от вавилонских ворот.

В музее Ирака есть свои ворота Иштар, однако их возвели из современного строительного материала, стилизованного под знаменитый синий кирпич.

Реконструкции ворот богини Иштар дают почти полное представление о том, как выглядел оригинал в древнем городе. Они поражают своим величием даже в уменьшенном варианте.

Смерть Думузи

Легенда о внезапной гибели божественного пастуха принадлежит уже к вавилонскому периоду, однако именно она была воспринята другими народами и странами. Богиня Иштар в этих мифах предстает уже не только женой, но и сестрой Думузи. Потрясенная его внезапной смертью — а в этих мифах она ничем не мотивирована — богиня решает спуститься в подземный мир, где правят Эрешкигаль и ее муж Нергаль.

Далее миф повествует об оскорблениях и унижениях, которые пришлось пережить богине во время ее путешествия. У нее отобрали все украшения, сорвали одежду. Едва Иштар добралась до престола подземных владык, как Нергаль поразил ее шестьюдесятью страшными болезнями, а Эрешкигаль объявила, что назад непрошеную гостью уже не выпустит.

Лишь вмешательство других богов вынудило Эрешкигаль освободить Иштар. Из подземного мира богиня вынесла сосуд с волшебной водой. Омыв ею тело Думузи, она вернула его к жизни.

Демоница Астарта — путь от верховной богини к олицетворению зла

Определение Астарты как демоницы было положено в истоках авраамических религий и, в первую очередь — иудаизма. Долгое время, до того, как монотеистическая вера евреев была сформирована, практически все семитские народы почитали Астарту в качестве верховной богини. Более того — корень «астар» в этом слове даже впоследствии обозначал ничто иное, как «богиня» и применялся по отношению ко всем другим божествам женского пола. При распространении иудаизма же началась жестокая борьба нового жречества с языческими традициями и пантеонами. Тем не менее, вера в Астарту существовала еще крайне долгое время — даже в легендах про Соломона, создателя знаменитых соломоновых ключей, сказано, что под конец своей жизни, попав под влияние одной из жен, знаменитый мудрый царь впал в безумство и установил огромный жертвенник, посвященный именно Астарте. Учитывая реально подтверждённые находки о существовании жертвенников Астарты, датируемых приблизительными временами правления Соломона, неудивительно, что эта богиня начала демонизироваться.

При этом, в отличие от демоницы Лилит, олицетворение демона Астарты даже в монотеитической традиции было куда более сильным. Супругом богини Астарты стал Астарот — один из верховных демонов Ада, который подробно описывался во множестве магических гримуаров, особенно в Средние Века. Именно тогда всплыло множество практически забытых в древности богов, ангелов и демонов, к которым известнейшие маги и инквизиторы обращали свои взоры в надежде прикоснуться к новым запретным знаниям.

В итоге получившейся метаморфозы, Астарта в роли демоницы продолжила свой путь соблазнительницы, повелительницы суккубов и злых замыслов. В отличие от Лилит, она стала олицетворять не простую похоть и низменную страсть, а целенаправленную жестокость и хитрый расчет. Поклонение ей во многих местах начало жестоко наказываться — вплоть до смертной казни, но, след, оставленный этой богиней в истории отчетливо прослеживается и до сих пор.

Происхождение богини Астарты

Первые упоминания о богине, найденные в северной Сирии, датированы еще XIV веком до н.э. В Израиле в период с X по VII век до н.э. был известен ее культ, истоки которого уходят в древнюю Месопотамию – колыбель зарождения цивилизации.

Существование богини впервые подтверждается письменными и документальными свидетельствованиями, которые совпадают с возникновением письменности. Это дает основания допускать, что обычаи поклонения этому божеству появились еще раньше.

Культ Астарты в древней Месопотамии связан с семитскими племенами, которые вобрали ярчайшие и сильнейшие образы основных божеств из религиозных традиций шумеров, и ввели их к себе в пантеон. Это было следствием тесных торговых взаимоотношений народов, а также необходимой мерой взаимного естественного сосуществования. Упоминание о культе неоднократно встречается в тексах Библии.

В культурах разных народов Астарта имела многообразные имена, и играла разные роли. Однако есть универсальные черты, которые представляют ее в единодушном архетипе богини – олицетворение собой плодородия, женского начала, любви и красоты. В ее общем образе содержатся три ключевые формы – царицы, девы, матери.

Изначально богиня являлась защитницей не только женских стихий, а непосредственной власти – отпечаток более ранних матриархальных принципов. Традиции смогли побороть спустя два тысячелетия аккадские, вавилонские и шумерские цари с целью упразднения и угнетения роли женщины в обществе.

Мифология большинства европейских народов позволяет проследить архетипичность обличия божества. Например, образ богини ярко продемонстрирован в древнегреческой Афродите, Церере, Гекате, скандинавской Фрейе и славянской Ладе. Наиболее схожие черты с Астартой имеет викканская Богиня-Мать – символ всех женских качеств единовременно, отождествляемая с Венерой и Луной.

Под влиянием отличий между народами, которые приняли богиню в пантеоны своей культуры, сильные изменения претерпел ее облик. С формированием и распространением иудаизма, а впоследствии христианства, ее образ связали с темными силами. Она стала известна как демоница Астарта.

Трапеция, с перечеркнутой толстой прямой линией (на ней расположен круг) верхней гранью, всегда являлась символом богини. Возможно, именно эта символика стала прототипом знаменитого египетского анкха.

Images

Stage 1

Stage 2

Stage 3

Stage 4

April Fool

Ereshkigal’s April Fool Art

Stage 2 (Fate/Grand Order Arcade)

Stage 1

Stage 2

Stage 3

Stage 4

Portrait (Stage 1)

Portrait (Stage 2)

Portrait (Stage 3)

Stage 1

Stage 2

Stage 3

Command Card (Stage 1)

Command Card (Stage 2)

Command Card (Stage 3)

NP Logo

Stage 1 (No Maanna)

Stage 2 (No Maanna)

Stage 3 (No Maanna)

Stage 1 (Old)

Stage 2 (Old)

Stage 3 (Old)

Command Card (Old Stage 1)

Command Card (Old Stage 2)

Command Card (Old Stage 3)

Stage 1 (No Maanna, Old)

Stage 2 (No Maanna, Old)

Stage 3 (No Maanna, Old)

Weapon (Old)

Heavenly Boat Maanna (Old)

Heavenly Boat Maanna (Stage 3, Old)

Gems (Old)

Venus (Old)

Official Render (Stage 2)

Stage 1

Stage 2

Stage 3

Mini Ishtar (Babylonia Story)

Super Ishtar (Christmas 2017 and Battle in New York 2019 Story)

Super Ishtar (Hologram)

Seven-Headed Warhammer Sita (Max Bond CE)

Jewel-Cut Stars (Valentine CE)

Heroic Spirit Formal Dress

2 Gods 3 Legs

Starry Nights

Fate/Grand Order Arcade (CE)

Giant Babbage

Silver-Glittering Snow Goddesses

Bitter Sweet

Absolute Demonic Battlefront Babylonia

A Graceful Heaven, A Magnanimous Earth

Heroic Spirit Travel Journal: Ishtar

Flower Sunshine

Heroic Spirit Tour: Ishtar

Mistress of the Heavens (Command Code)

FGO MyCraft April Fools

Stage 2 (Fate/Grand Order Arcade)

Character Design of Fate/Grand Order -Babylonia-

Fate/Grand Order -Babylonia- Art

Illustration by Kouzuki Kei for F/GO Babylonia Anime Campaign

Fate/Grand Order 5th Anniversary: under the same sky

Servant Details Ishtar

Трансформация роли Астарты

Великая Астарта предстала как древнейшее божество, занимающее главенствующую роль в большинстве пантеонов. Она постепенно трансформировалась из покровительницы цариц в защитницу проституток, объявлялась из великой матери в богиню лжи и обмана. Цари то жаждали олицетворять ею верховного жреца, то, наоборот, упраздняли матриархальный строй, считая не уместным проявление женской царственности и силы. Подобная трансформация прослеживалась в большей части культур.

С формированием и распространением иудаизма, а затем и христианства поклонение Астарте стало носить запретный характер, так как ее образ начали демонизировать. Ее провозгласили одной из верховных демониц.

Подтверждением ее темной сущности служит то, что одним из ее имен было Люцифер или Анунит, что означает утренняя звезда, а в более поздней христианской теологии – дьявол.

Трудности шумерской теогонии

Легенды о происхождение богов древней Месопотамии и их деяниях относятся к числу древнейших преданий мира. Их сложность характеризуется наличием особой номовой организации, в которой отдельный город представлял собой самостоятельное государство. Общие для шумеров культы почитались в этих городах-государствах с некоторыми отличиями. Нельзя сказать, в какой стране богине Иштар приносились жертвы и где к ней обращались с молитвами: такой страны попросту не существовало.

В связи с этим существуют разные мифы о происхождении богини. Согласно одним, Иштар — дочь Ану, бога Неба. В других же говорится, что родителями Иштар и Уту (в более поздних преданиях носит имя Шамаш), бога Солнца, были Нанна (или ассоциировавшийся с ним Син) — божество Луны — и Нинлиль.

Иштар и гомосексуализм

Почему богиня Иштар, фото изображений которой можно встретить в разнообразных пособиях по древним религиям и другой культурологической литературе, считается покровительницей не только куртизанок, но и гомосексуалистов? Причина столь широкой «сферы влияния» кроется, опять-таки, в религиозных обрядах и культах шумерской и более поздних цивилизаций. В Ханаане, об этом пишется в Библии, при храмах Иштар церемонии совершали не только женщины, но и юноши. Они вступали в связи с мужчинами, таким образом воздавая богине почести и славя её. Обряд олицетворял священное плодородие и торжество жизни во всех её проявлениях. Что тоже вполне соотносится с сакральностью образа.

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

Ishtar  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Ishtar»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Ранний период жизни

Эти Зак родился 10 ноября 1968 года в Кирьят-Ате , недалеко от Хайфы, и вырос в Израиле. Она родилась от матери -египтянки-еврея и отца -марокканца-еврея , которые иммигрировали в Израиль ранее. Она говорит на 4 языках (арабском, английском, французском и иврите).

Она поет на арабском , иврите , французском , испанском , болгарском , русском и английском языках . Вдобавок она говорит, что «наполовину говорит по-мароккански по-арабски».

Иштар начала выступать в клубах в 14 лет и продолжала выступать даже в Армии обороны Израиля . Хотя она была рождена Эти Зак, она выбрала имя Иштар , месопотамская богиня , потому что бабушка звала ее Эстер, что «с ее египетским акцентом звучало как Иштар », — сказала она.

Примерно в это же время друг попросил ее поехать к ней во Францию. Вскоре она полюбила эту страну и решила сделать ее своим домом.

Возрождение Астарты в магической традиции

Определенные попытки обратиться к образу Астарты прослеживались у человечества с самых древних времён. Еще древнегреческие и древнеримские историки внимательно исследовали остатки культов этой богини, и именно благодаря им возникло само по себе имя Астарты, так как оно является греческой адаптацией других шумеро-аккадских, вавилонских и финикийских племен. Тем не менее, древние греки и римляне лишь констатировали факт существования этого образа и проводили параллели с имеющимися в их пантеонах божествах.

Снова свои взгляды к Астарте начали направлять различные маги, эзотерики, предсказатели и колдуны в 15-16 веках. Эпоха Возрождения подстегивала интерес к познанию древности и сокровенных тайн бытия. Именно тогда были написаны самые знаменитые гримуары, подробнейшим образом описывающие самых разнообразных ангельских и демонических существ. В некоторых из таких книг фигурировала и Астарта.

Конечно, в одном из самых сохранившихся к сегодняшнему моменту магических пособий — Малом Ключе Соломона, имя Астарты отсутствует, несмотря на то, что сам Соломон значительную часть своей старости посвятил поклонению этой богине. Впрочем, многие исследователи склоняются к тому, что в этих гримуарах просто-напросто вообще нет женских имен различных демониц, духов или же древних богинь.

Следует отметить, что в отличие от большинства других демонов, Астарта сохранила свою божественную силу и мощь, поэтому никаких практических ритуалов относительно её непосредственного вызова, или же эвокации не осталось. Единственный ритуал непосредственного призыва заключался в вызове теней Астарты. Для этого ритуала необходимо было начертить октограмму, расставив по восьми лучам получившейся звезды свечи. Делать этот ритуал необходимо исключительно в день Сатурна — субботу. После расстановки свечей, в центре звезды разжигается костер, которому необходимо прогореть до углей. После этого в угли бросается фимиам, сделанный самостоятельно из большого комплекса трав, а именно:

  • 1 доли белого ясенца;
  • 1 доли гнездовки настоящей;
  • ½ доли корня душистой фиалки;
  • ¼ доли пятнистого ятрышника;
  • ½ доли цветков серебристой акации;
  • ½ доли корня мандрагоры;
  • 1 доли ягод и листьев падуба;
  • ¼ доли ядовитого веха;
  • 1 доли ягод черного паслена.

После вдыхания фимиама, по классическому ритуалу приносятся в жертву белый и черный голубь, а их кровь открывает в этот мир Врата Астарты, через которые проходят её тени. Следует отметить, что в данном ритуале взывание обращено именно к тёмной и демонической ипостаси богини. Проводится ритуал в низинах, предпочтительно — на месте сильных пожарищ или кровавых сражений. Сила вызванных теней позволит вам получить благословение на практически любые дела, нацеленные на ваше обогащение, личную месть или просто успех в любых начинаниях за счет страданий других людей.

Также существуют практики вызова и других ипостасей Астарты — воительницы, небесной матери, покровительницы мореходов или земной богини. Так, для людей опасных профессий, связанных с воинским делом, будет очень полезно обращение именно к Астарте-Воительнице:

В целом, об Астарте сейчас известно далеко не всё, что знали люди в древности, но обилие магических практик, а также археологических источников позволяет довольно точно реконструировать образ этой богини и сущность основных культов поклонения ей. И применение этой информации в магическом смысле способно обеспечить быстрого достижения практически любых целей, начиная от налаживания семейной жизни и заканчивая причинением кому-либо зла и страданий.

Сейчас имя Астарты можно встретить во многих отраслях человеческой культуры. Так, это имя взяла себе одна гадалка, которую часто ищут как Астарту Ленорман, что само по себе является путаницей. Есть несколько культовых музыкальных коллективов тяжелой направленности, использующих в своей музыке песни и мотивы, связанные с историей этой богини. А одна из греческих групп, полностью состоящая из женщин, полностью взяла себе имя этой богини. В честь богини назван астероид, про неё написано множество книг, она фигурировала в самых разнообразных фильмах, поэтому говорить о её забытьи неуместно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector