Подробная иерархия ангелов и архангелов в православии: таблица

Вид ангелов на иконах

Нельзя понять, как выглядят ангелы на небе, но как тогда получилось передать их образ на иконах? Это просто объяснить. На иконе просто передают символы, каждый из них имеет свое обозначение.

Например:

  • крылья обозначают проникновенности и выступают символом быстроты;
  • наличие посоха на иконе передает посланничество;
  • сфера в руке на вершине которой есть крест — это зерцало обозначающее дар предвидения;
  • ленты золотого цвета в волосах означают послушание воли Божией и являются символом особого слышания;
  • лик прекрасного молодого человека передает совершенство, их чаще изображали в светлых одеяниях.

Низшие ангелы в христианстве

По своей сути низшие ангелы являются совсем не низшими. Так их называют только потому, что на лестнице между Богом и его человеческими созданиями они стоят ближе к самому низу, рядом со смертными. Их миссия – защищать именно царство людское от сил падших. Их чины – Начала, Архангелы и рядовые Ангелы.

Начала – это воплощенные высшие духи самого мира. Они заведуют природой, планетами, явлениями. Родились на земле, прошли путь самопознания и продолжают познавать мир путем его развития, попутно оберегая его от гибельных мыслей.

Можно сказать, что Начала заведуют наукой. Верующие знают о них умеренно. Но вот тех, кого божественная иерархия поставила на 8 чин, знают и обожают буквально все по-настоящему просвещенные и религиозные создания божьи. Речь о прекрасных архангелах.

Самые ярые людские защитники, способные уберечь их даже от гнева самого Отца, настолько тесно вжились в мир своих подзащитных, что получили свои имена.

Восемь ангельских вестников, сопровождающих все без исключения души, от рождения до смерти тела, в рай, известны в Православии под именами:

  1. Михаил – тот, который, как Бог. Предводитель всех архангелов (архистратиг). Бессменный враг Люцифера, наравне со своей армией вечный воин в борьбе против падшего войска. Находится рядом во время отхода умирающего в иной мир и переводит его душу в небеса.
  2. Гавриил – левая рука Творца, его глашатай, его «уста» перед смертными. Появление архангела Гавриила предваряло рождение Христа. Он являлся перед Моисеем. Защищал родителей Девы Марии и саму Марию с ее необычным сыном. Имя Гавриила связано с чудесами.
  3. Рафаил – добрый целитель, защитник больных, врачей, путешественников, изгнанников, тех, кто далеко-далеко от дома.

Это самые яркие архангелы в Христианстве, которых знают все адепты.

Однако остальные не уступают им в силе:

  1. Варахиил – связывает смертных с Господом и передает божье благословение на праведные дела. Покровитель праведников.
  2. Селафиил – проводит людские молитвы к Создателю. «Уши» Господа. Ходатайствует о праведных молитвах смертных.
  3. Иегудиил – определяет, кто грешен, кто чист и направляет на путь истинный заблудших.
  4. Уриил – светлый архангел, зажигающий в душах надежду, веру.
  5. Иеремиил – возвращает отступников к Отцу, сопровождает души на пути к нему.

Архангелы главенствуют над последним чином ангельской иерархии – рядовыми Ангелами. Это бессметное количество созданий, что называются ангелами-хранителями, и есть у каждого человека в качестве личного защитника и наставника.

Иерархия демонов

Фрагмент картины страшный суд, 1570, Мартин де Вос.

Идентификация демонов с мятежными ангелами постоянно наблюдается в Новом Завещании. Согласно Переводу Церкви, мятежные духи провинились грехом гордости, желая быть равными Отцу и независимыми от Него. Они узурпировали Божьи права и препятствовали плану спасения и самому мировому порядку. Состояние отделения мятежных духов от Господа через их непринятие Божьего господства имеет окончательный характер.

Поскольку их выбор — безотзывный, безвозвратный. Это потому, что они являются чистыми духами и для своих решений не нуждаются длинных размышлений. Их решение и выбор интуитивны, мгновенны и безвозвратны. Необратимость выбора, а не недостаток Божьего милосердия является причиной того, что их грех не может простить. Для них нет раскаяния после падения, как нет раскаяния для людей после смерти.

Изменить дьявола невозможно, разве только Бог уничтожил бы его и создал нового светлого духа. Но это тоже невозможно, потому что Бог не кается в своих решениях и не отказывается от своего создания. Поскольку существует иерархия у ангелов, существует иерархия и у демонов. В Новом Завещании вспоминается о Сатане, «князе бесовскому», который со своими демонами воевал против Михаила и его войска.

Однако среди добрых духов иерархия базируется на взаимном служении в любви. В то время как среди злых духов иерархический уклад держится на их взаимной злобе и естественной силе. Поэтому высшие по силе демоны руководят ниже от себя, держа их в страхе и повиновении. Точного числа мятежных духов ни Святое Письмо, ни Отдание не указывают. Однако есть отдельные намеки на очень большое число мятежных духов, которых потянул за собой Сатана, когда восстал против Бога.

Таким образом, как у ангелоподобных существ, так и у бесов, существует своя определенная иерархия. Хотя, разумеется, они сильно друг от друга отличаются. Надеемся, что этот материал помог вам разобраться в этом вопросе.

Чины ангелов — что это и зачем они нужны

Царство божье подобно любой организации. Если вам эти слова кажутся кощунственными, то задумайтесь — откуда люди взяли свою структуру общества? Бог сделал человека по образу и подобию своему, а значит передал нам иерархию. Тем более вспомним, что Архангел Михаил носит звание Архистратига, то есть главнокомандующего небесным воинством. Уже одно это может сказать, что чины ангелов действительно существуют.

Старинная икона Образ Святого Михаила Архистратига предводителя воинства небесного. Россия XIX век.

Для чего же они созданы? Как в любой организации, так и на небесах, должна быть структура подчинения. Без неё в организации будет царить беспорядок, анархия. А как раз за отказ подчиняться был изгнан ангел Люцифер. И вспомним, что у каждого из ангелов есть своё, так сказать, поле деятельности. Так что без чёткой иерархии установить порядок в такой структуре просто невозможно. В общем, девять ангельских чинов были созданы Богом именно для того, что бы как можно более эффективно управлять небесным царством.

Создатель, естественно, наделён безграничной силой и возможности — как по другому он создал бы весь мир? Но стоит понимать, что даже ему иногда нужно отвлечься от одной проблемы, что бы заняться другой. Тем более реальный мир слишком хрупок, что бы выдерживать прямое вмешательство божества. Не забываем об Архангеле Гаврииле, который является Гласом Божьим. Ведь если Создатель обратится к человеку напрямую, то тот просто не выдержит силы истинного голоса и умрёт. Вот потому-то Богу и нужна помощь. Излишек силы накладывает свои ограничения.

Девять ангельских чинов

Да, в этой казалось бы монолитной организации есть свои проблемы. Как минимум один раз среди ангелов назревал раскол. Но случился он из-за первого падшего ангела, который смог привлечь на свою сторону немногих бунтовщиков. Отсюда можно сделать вывод, что основа проблем не в разумности иерархии, которую никто не ставит под сомнение. Проблема в том, что совершенным в этом мире может быть только сам Господь. Даже Адам и Ева, его любимые дети, поддались на соблазны Змея. Да, можно сделать скидку на подаренную им свободу выбора. Но если бы их души были полностью чисты, то льстивые речи Врага не оказали бы своего губительного воздействия.

Если просуммировать всё вышесказанное, то получается, что без иерархии на Небесах никак. Всё как у людей. Но стоит ли этому удивляться? Навряд ли. Любая организация призвана исключить, так сказать, человеческий фактор. В нашем случае — ангельский. Получается не всегда, но как может быть по другому? Даже у такого совершенного существа, как Бог, могут быть промашки.

Херувимы

Именно эта каста в ангельской иерархии следует за Серафимами. Их основное предназначение заступаться за род человеческий и молится за души перед Богом. К тому же, считается, что они служат памятью и являются охранниками Небесной Книги Знаний. Знания Херувимов распространяются на все, что только может знать существо, сотворенное. В переводе с еврейского херувим — заступник.

В их власти таинства Божьи и глубина его мудрости. Считается, что именно эта каста ангелов — самые просвещенные среди всех. В их ответственности лежит открывать в человеке познание и видение Бога. Серафимы и Херувимы наряду с третьими представителями первой триады взаимодействуют с людьми.

Исполнители воли Творца

Следующую ступень средней триады занимают силы. Из трактата Псевдо-Дионисия известно, что эту категорию составляют ангелы, одарённые несокрушимой божественной крепостью и способные в мгновения ока исполнить волю своего Творца. Именно они являются проводниками благодати Божьей, даруемой людям по их молитвам и прошениям.

Все чудеса, которые Господь являет своим чадам, происходят при их непосредственном участии. Являясь проводниками божественной энергии, силы несут благочестивым христианам избавление от недугов и исполнение их сокровенных желаний. Они же помогают избранным сынам Божьим прозревать будущее

Важной особенностью сил является способность укреплять дух человека, придавать ему мужество и облегчать скорбь. Благодаря ангелам, стоящим на этой ─ пятой по счёту иерархической ступени, люди справляются со своими жизненными проблемами и преодолевают невзгоды

Борцы с тёмными силами

Завершают среднюю триаду власти. На них возложена необычайно важная миссия — хранить ключи от подземелья, в котором заточён дьявол, и ставить преграды на пути его неисчислимой рати. Они ограждают род людской от бесовских наваждений и помогают бороться с искушениями, насылаемыми врагом рода человеческого.

Не прекращая борьбу с падшими ангелами, являющими собой воплощение зла, власти в то же время оберегают благочестивых людей, утверждая их в добродетели и исполняя сердца любовью к Богу. На них возложена обязанность отгонять от них дурные помыслы, укреплять в добрых намерениях, а тех, кто преуспел в служении Богу, препровождать после кончины во Царствие Небесное.

Миссии Ангелов − хранителей

  • Представляют собой проводников, связывающих человека и Небесные Силы, за счет энергетической и духовной связи. Передают небесам все обращения с просьбами, будь то мольба или мысль.
  • Кармические задачи, выполняемые человеческой Душой, не проходят без содействия Ангелов — хранителей. Они сопровождают Душу по судьбе. Именно невидимые Покровители, подсвечивают путь человеку, предостерегая от падений, промахов. Дают подсказки.
  • Тонкий мир не существует без Зла, поэтому миссия Ангелов, предоставлять максимальную защиту человеку от преднамеренных негативных влияний.
  • Обучение человеческой Души, посредством собственных фантомов, находящихся в Тонком Мире светлых энергетический потоков.

Первая сфера

Серафимы — высшие ангелы, которые находятся прямо у престола Бога. Их имя переводится как «огненный, пылающий». Серафимы пламенеют почитанием и любовью к Господу, их задача — передавать эту любовь более низким ангельским чинам.

Херувимы — носители великой мудрости, их имя означает «обилие премудрости». Они знают все, что только может знать сотворенное Господом существо. Основная задача – хранить и сообщать эти знания ангельским ликам и людям.

Престолы — основа для божьего трона. Создатель изрекает свой суд, восседая на них. Задача престолов — даровать славу Бога более низким иерархиям.

Престолы

Их расположение перед сидящим Богом. Их называют Богоносными, но не в прямом смысле этого слова, а по благости внутри них и потому, что они предано служат Сыну Божьему. Кроме того, в них сокрыта эволюционная информация. В основном именно они совершают Божье правосудие, помогают земным представителям власти справедливо судить свой народ.

По мнению средневекового мистика Яна ван Руйсброку, представители высшей триады ни при каких обстоятельства не вмешиваются в человеческие конфликты. Но при этом они находятся рядом с людьми в моменты прозрения, любви к богу и познания мира. Считается, что они способны нести высшую любовь в сердца людей.

Девять чинов

Иерархия необходима для поддержания жизни во Вселенной. И в нашем мире все строится по принципу иерархии: Солнечная система, человеческое общество или муравейник. Стоит помнить, что физическая реальность является проекцией более высоких измерений. Значит, земная иерархия повторяет божественную систему, хотя несовершенный человеческий разум вносит свои искажения.

Небесное царство было создано как стройная система, где каждый элемент играет специфическую роль, определенную божественным замыслом. Это создает гармонию мироздания. Если порядок нарушен, возникает хаос, ведущий к гибели и разрушению.

Бог создал систему четкого распределения функций, чтобы творение было совершенным. Люцифер был низвергнут с небес, потому что он нарушил установленный порядок и хотел жить по собственным правилам, отбросив в сторону божественные законы.

Христианские богословы выделяют в небесной иерархии девять чинов, распределенных по трем группам. Эти чины, иначе именуемые ступенями, были описаны многими христианскими авторами, в их числе можно назвать Иоанна Златоуста, Фому Аквинского, Бонавентуру и Данте Алигьери.

При некоторых разногласиях большинство теологов придерживается системы, включающей три группы ангелов. В отдельных системах принято название сферы, круга или триады (поскольку каждая группа представлена тремя видами ангелов).

Что нужно делать в День ангела

В этот день принято молиться тому святому, в честь которого назван человек. В идеале лучше всего посетить церковь, тем более что во время службы в эту дату, как правило, упоминают вашего небесного покровителя. Можно также, кроме молитвы угоднику, читать дома специальную церковную песнь, посвященную жизни и подвигам святого, которая называется акафистом.

Однако стоит помнить о том, что поклоняться можно одному только Господу Богу, так как лишь Он имеет власть над всем миром. Святые небесные покровители только служат Ему в деле спасения людей.

Дни ангела по именам — это та дата, когда человек должен в молитвах прославлять своего заступника, а также обращаться к нему за помощью в духовных вопросах. То есть христианин в этот день, как правило, молится о заступничестве своему небесному покровителю, который находится в Царстве Небесном и в непосредственной близости от Господа Бога. Однако стоит помнить, что прошения и похвалы можно обращать не только к тем праведникам, в день которых вы родились, но и ко всем другим, так как святые одинаково угодны Творцу.

Многие пользователи Интернета на различных форумах задают вопросы о Днях ангелов женских имен. Обычно православные священники комментируют их следующим образом. Для ангелов женских имен нет особого правила. Их определяют точно так же, как и в случае с мужчинами. То есть почитается небесным покровителем та святая, которая носит ваше имя и прославляется в День рождения. Если же в церковном календаре не обнаружено ангела-хранителя по дате рождения, то таким заступником считается та святая, память которой воспевается в ближайшую дату и которая носит ваше имя.

Ангелы Небесные

Чтобы увидеть все 9 чинов ангельских, стоит обратить внимание на «Успению» Боттичини. На ней располагаются три триады ангелов

Прежде чем сотворить наш мир, видимый и физический, Бог создал небесные, духовные силы и назвал их ангелами. Именно они стали выполнять посредническую роль между Творцом и людьми. Перевод этого слова с еврейского дословно звучит, как «посланник», с греческого – «вестник».

Ангелами называют бесплотных существ, у которых есть высший разум, свободная воля и большое могущество. Согласно информации из Ветхого и Нового Заветов в Ангельской Иерархии существуют определенные ангельские чины, так называемые ступени. Большинство иудейских и христианских богословов занимались созданием единой классификации этих чинов. На данный момент больше всего распространилась ангельская иерархия Дионисия Ареопагита, которая была создана в пятом веке и названа «девятью чинами Ангельскими».

Старшие Архангелы Гавриил и Рафаил

Архангел Гавриил идет вторым по старшинству, он собой олицетворяет «силу божию». Он возвещает простым смертным о великих делах Божьих. Его изображают держащим в руке райскую ветвь, он принес ее Деве Марии. К тому же у него в правой руке может быть фонарь, который светится, а в левой – зеркало из яшмы.

Архангел Рафаил олицетворяет собой исцеляющую силу Божию, он является целителем и врачом от Бога. Его изображают в руках с сосудом, в котором целебный бальзам. А рядом с ним изображают легендарного Товия. Согласно легенде, Рафаил провожал юношу в город Экбатана за долгом, а по дороге Архангел помог этому молодому человеку устроить свою судьбу, и тот сыграл свадьбу. К тому же Рафаил излечил его слепого отца.

Архангел Уриил, он дает людям Божий свет и огонь. Он шлет им просвещение и зажигает в их сердцах любовь к Богу. Обычно его изображают в правой руке с обнажённым мечом, а в левой у него горит пламя.

Архангел Салафиил отвечает за то, чтобы молитвы людей доходили до самого Бога, его по традиции изображают молящимся.

Какие бывают ангелы: предназначение, внешность, виды

Согласно христианской религии, Бог сотворил ангелов раньше, чем Вселенную, и дал им большую власть над миром и людьми. Их предназначение заключается в том, чтобы следить за выполнением законов, установленных Господом, прославлять Его и помогать людям, направляя их на благие и разумные дела. По природе своей они мудры, добры, бесплотны и бессмертны.

Многим интересно, как выглядят ангелы. У них нет физического тела — следовательно, они невидимы. Тем не менее, им дана способность принимать видимый облик. Выглядеть они могут по-разному. В Библии есть описания ангелов, лик которых напоминает молнию, голос громогласен, а глаза горят, как факелы. Но чаще всего к людям они являются в облике прекрасных юношей с белыми крыльями за спиной. В христианских источниках не упоминается ни одного случая, чтобы ангел принял образ женщины.

Иерархия ангелов

Ангельский мир не только велик, но и многообразен. В V-VI веках нашей эры неизвестным автором был написан труд «О небесной иерархии», в котором он описал три триады чинов, занимаемых ангелами:

Первая триада (епархия) — высшая. В неё входят серафимы, херувимы и престолы. Они находятся ближе всего к Богу и строго следят за исполнением Божественных законов.

Вторая триада (метархия) — средняя. Её занимают господства, силы и власти. Они могут наказывать или, наоборот, осыпать благодатью целые народы.

Третья триада — низшая. Она включает в себя начала, архангелов и ангелов, чьё предназначение заключается в том, чтобы быть для людей советчиками и хранителями.

Краткое обозначение ангельских чинов

  • серафимы — заботятся о Божественном престоле;
  • херувимы — полны высшей мудрости, имеют возможность видеть Бога;
  • престолы — исполняют Божественную волю на небесах и на земле;
  • господства — учат людей побеждать зло внутри себя;
  • силы — наделяют праведников умением творить чудеса во славу Господа;
  • власти — активно борются со злом, держат под контролем бесов;
  • начала — помогают целым народам и странам прийти к Богу;
  • архангелы — укрепляют веру людей в Бога, несут Божественную истину;
  • ангелы — оказывают помощь и поддержку всем без исключения людям.

Средняя или вторая степень ангельской иерархии

Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Лаодикийском Соборе

Вторую степень иерархии господства занимают Господства, Силы и Власти. Они охраняют города, села, светскую и духовную власть, церкви, монастыри. Таким образом они служат Своему Творцу, выполняя Его святую волю. Господства, силы и власти назначены Богом не только оберегать города, епископов, церкви, земных правителей, а даже целые страны, государства.

Господство дарит земным правителям мудрость в управлении земными делами. Он учит владеть чувствами, избавляться от ненужных желаний и страстей, подчинять плоть духу. Также он помогает главенствовать над своей волей и преодолевать любое искушение.

Силы наполнены Всевышней крепостью и осуществляют Высшую волю. Они создают и пребольшие чудеса и посылают благодать чудес угодникам Божьим. С их помощью они могут излечивать болезни, предсказывать грядущее и помогать тем, кто в этом нуждается. Силы укрепляют любого христианина во времена скорби и бед.

Власть имеет влияние на темные силы, укрощает дьявольскую силу. Также они защищают людей от насылаемых искушений. Власти не позволяют темным силам наносить кому-нибудь вреда в такой степени, в котором бы они того желали. Ещё духи способствуют труженикам в духовных делах и трудах. Власти защищают их, дабы они не потеряли духовного царства. Борются со искушениями и соблазнами, помогают отразить злые замыслы и клевету врагов.

Кто такие

В русский язык слово «херувим» пришло из иврита, где оно звучало как «керувим» («крувим»). Одно из значений этого слова – «подобный юноше». Другие исследователи видят созвучие с греческим словом, которое обозначает грифонов – крылатых созданий с телом льва, головой орла и огненными глазами. Еще одна версия находит корни имени в ассирийском языке, где имеется слово karibu — «благословляющий». Так в клинописных источниках именовались стражи миропорядка, имеющие вид огромных крылатых быков.

В самом начале Ветхого Завета описан херувим с огненным мечом, сторожащий Райский сад. В Псалтыре царь Давид упоминает херувимов, которые служат Господу как летающие создания для перемещения по воздуху. И самого Бога в Библии часто называют «Сидящий на херувимах».

Херувим с огненным мечом

Книга пророка Иезекииля пишет о Тирском царе, сравнивая его по мудрости, красоте и величию с херувимом. Судя по описанию, херувим – это высшее существо из Эдемского сада, чья одежда сияет драгоценными камнями. Но царь Тирский впал в грех гордыни и утратил свое величие.

Херувимам уделяется особое внимание в описании Ковчега Завета, который был создан по прямому указанию Господа. Крышку Ковчега украшали две отлитых из золота фигурки, установленные друг напротив друга

Крылья херувимов были раскрыты, словно оберегая священную реликвию иудеев.

Мудрый израильский царь Соломон распорядился изготовить из масличного дерева двух огромных херувимов и покрыть их золотом. Эти статуи достигали пяти метров в высоту, таким же был размах их крыльев. Крылья смыкались и образовывали нечто вроде защитного покрова для святилища. В Храме Соломона изображения херувимов были нанесены на стенах, дверях, занавесях и покрывалах.

Эти образы упоминаются пророком Иезекиилем в его видении, там приводится описание херувимов, которые обладали двумя лицами: человеческим и львиным.

Упоминания в священных книгах

Об ангелах Библия упоминает как в Новом, так и в Старом Завете. Тем не менее, нет подробного рассказа о том, как они живут и что собой представляют. Ветхозаветные ангелы часто являлись праведникам и пророкам, как во сне, так и наяву, чтобы дать нужный совет или предостеречь от несчастий. В Ветхом Завете упоминается также падший ангел, который впал в грех гордыни и за этой был низвергнут с небес самим Богом.

В Новом Завете тоже не раз говорится про ангелов. Внушительного вида ангел с огненными ногами и радугой над головой явился пророку Иоанну Богослову, чтобы рассказать о событиях будущего и об Апокалипсисе и Страшном суде. Когда Иисусу Христу задали вопрос про ангелов, он ответил, что они не женятся и не выходят замуж, а пребывают рядом с Богом на небесах.

Ещё больше информации можно найти в иудаизме. В Тенахе (Библии евреев) упоминаются имена ангелов и архангелов. Самыми главными из них считаются Рафаэль, Габриэль и Михаэль. В апокрифе Ветхого Завета «Эфиопской книге Еноха» также есть упоминания об ангельских существах. Иудеи верят, что Бог поручил охранять четыре стороны света своим главным архангелам — Михаэлю, Габриэлю, Ориэлю и Рафаэлю.

Высшая или первая небесная иерархия ангелов

Первый уровень, или же степень иерархии, принадлежит наивысшим ангельским чинам — это серафимы, херувимы и престолы. Серафимы в переводе из иврита значит«подобные огню». Это божественные сверхъестественные существа, которые имеют шесть крыльев. Они крыльями закрывают свои лица, руки и ноги, летая перед Творцом. Пророк Исайя видел, как серафимы носились над Ковчегом Завета и пели ангельскую песню.

Серафимы на фрагменте фрески Феофана Критского, XVI век, Афон

Херувимы так же, как и серафимы, являются божественными существами и находятся близко возле Творца. Они относятся ко второму ангельскому чину. В Библии они изображаются с пламенными мечами. Так, например, херувим с пламенным мечом охраняет вход к Эдемскому саду.

Пророк и псалмопевец Давид в семнадцатом псалме описывает херувимов в качестве средства передвижения для Творца. В Книге Царств очень часто используется эпитет «Тот, который сидит на херувимах». В Книге Исхода также идет речь о литых золотых херувимах. Они были изображены на Ковчеге Завета, обращенные лицом друг к другу.

За херувимами идут престолы. Это — небесные Разумы, которые открывают Божественную истину и служат Божьему правосудию. Потом перед Тем, Кто Сидит на престоле возвышенном, стоят богоносные престолы. На них, как на разумных престолах отдыхает Бог. Отдыхая на них, Бог вершит Свой праведный суд.

Так что в основном правосудие Божье вершится через них. Они слушают Его волю, прославляют Его и выливают силу Божью на престолы земных судей, дабы цари и владыки вершили праведный суд.

Трое младших Архангелов

Архангел И­егу­ди­ил, это имя означает: тот, кто славит Бога. Он покровительствует священнослужителям и христианским праведникам. Его, как правило, изображают в одной руке держащим золотой венец, а в другой – трехконечный кнут, это для грешников, в то время, как венец полагается святым.

Архангел Варахиил олицетворяет Божие благословение и несет людям милость Божию. Его изображают несущим белые розы. Это символ того, что человека после смерти ожидает райское блаженство.

Архангел И­ере­ми­ил, который несет людям посыл, что Бог Всевышний и Всемогущий, а также справедливый владыка, поэтому его изображают с весами в руках.

Иудаистские ангельские иерархии

Исследователи иудаизма полагают, что многие аспекты древнееврейской религии были заимствованы из мифологии Древнего Вавилона. Именно знания вавилонских жрецов о нижних и верхних духах легли в основу еврейской системы мироустройства. В дальнейшем эта система претерпела эволюцию, но сам принцип классификации, подразумевающий десять ступеней иерархии, остался неизменным. В различных традициях свой порядок ангельских чинов. Приведем для примера систему, описанную в книге «Мишне-Тора».

  1. На самом верху стоят ангелы, которые называются «хайот ха-кодеш». В переводе на русский язык термин означает «святые живые создания».
  2. Далее идут офаним («колеса»).
  3. Ступенькой ниже – арелим («доблестные, мужественные»).
  4. За ними следуют хашмалим («янтарные»).
  5. Название серафим означает «пылающие, горящие». Впоследствии оно перекочевало и в русский язык.
  6. Группа малахим олицетворяет «вестников, посланников».
  7. Следующая ступень получила имя Элохим. Это древнееврейское слово означает «благочестивые существа, боги».
  8. Ступенью ниже расположились бне элохим («сыны благочестивых существ»).
  9. Керувим («подобные цветущей юности»), в русском языке это название звучит как «херувим».
  10. Ангелы, именуемые ишим («человекоподобные»), замыкают систему.

Ангелы небесные

Ангелы живут в тонких мирах и не имеют плотного тела. При этом их возможности гораздо выше человеческих: эти создания, обладающие высшим разумом, могут следить за материальным миром, а иногда даже корректировать ход событий. По сути, они посредники между Богом и людьми, между духовным и физическим миром.

Для обычного человеческого глаза ангелы невидимы. Впрочем, священные тексты содержат немало свидетельств, когда ангел представал перед праведником или святым, чтобы сообщить ему повеление Божье.

Ангелы являют собой две стихии: воздух и огонь. С помощью огня они карают грешников либо очищают их души от скверны. Воздух же символизирует легкость и чистоту невинной ангельской души, а также полет как самый быстрый способ передвижения.

Само слово «ангел» происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «вестник», «посланник». Ангелы в представлении большинства людей – это прекрасные существа в длинных белых одеяниях, символизирующих чистоту, и с крыльями за спиной.

Перед обитателями небесных сфер стоят разные задачи, каждая группа ангелов исполняет свою функцию. Некоторые заняты созданием галактик, другие отвечают за отдельные планеты, деятельность третьих сосредоточена на эволюции живых существ. Богословы утверждают, что каждый человек, живущий на Земле, имеет своего ангела-хранителя.

Иудаистические ангельские иерархии

Благодаря тесным контактам еврейского народа в древности с Вавилонией и её системой «верхних» и «нижних» духов, приток новых элементов в еврейскую ангелологию можно проследить. Это подтверждается раввинской традицией: «Имена ангелов были принесены евреями из Вавилона» (Иерусалимский Талмуд, Рош Хашана I, 2; Берешит рабба, 48).

Свои иерархии постбиблейские богословы строили уже на обширной мифологии, изложенной в Танахе, Талмуде, обширной апокрифической и раввинистической литературе, а также традиционной иудейской литургии. Ангельские существа классифицировались в различные иерархии:

Маймонид в «Мишней Тора» или «Яд ха-Хазака: Йесодех ха-Тора» (раздел «Основы Торы» II, 7) насчитывает десять ангельских чинов, начиная с наивысшего:

В каббале иерархия ангелов, праотцов и сфирот образует Древо Жизни: Михаил — Авраам — хесед, Гавриил — Исаак — гвура, Рафаил — Иаков — тиферет.

Ранг

Ангельский чин (наименования во мн.ч.)

Наименование на др. еврейском

Традиционный перевод

Источник, примечание

1

хайот ха-кодеш

חיות הקדש

«святые живые создания»

Иез. 1 и Иез. 10

2

офаним

אופנים

«колёса»

Иез. 1:15—20; Иез. 10:12—13; 1 Енох 71:7; 3 Енох 1:8; 3 Енох 7:1; 3 Енох 25:5—6 и т. д.

3

арелим

אראלים

«доблестные, мужественные»

Ис. 33:7

4

хашмалим

חשמלים

«янтарные, электрические (?)»

Иез. 1:4, см. Раши к Иез. 1:4, объясняются в Талмуде (Талмуд, трактат Хагига 13b), как Хайот, которые иногда молчат (Хаш), и иногда говорят (маллел) — «они молчат кода слово исходит от Святого, благословен Он! они говорят, когда Он перестает говорить»

5

серафим

שרפים

«пылающие, горящие»

Ис. 6:1—8; 1 Енох 20:7; 1 Енох 60:10; 1 Енох 70:7

6

малахим

מלאכים

«вестники, посланники»

Быт. 16:07; Быт. 28:12

7

элохим

אלהים

«благочестивые существа, „боги“»

Быт. 32:31; Пс. 82:6, см. Мидраш Раба на Быт. 78:3

8

бне элохим

בני האלהים

«сыны благочестивых существ»

Быт. 6:2; Иов. 1:6; Иов. 38:7, Пс. 29:1

9

керувим

כרבים

«подобные цветущей юности»

Быт. 3:24; Исх. 25:22; Иез. 10:7—15, см. Талмуд, трактат Хагига 13b

10

ишим

אשים

«человекоподобные»

Быт. 18:2; Быт. 32:25—33; Быт. 37:15; 1Цар. 10:6; Иез. 10:6; Дан. 10:5

Ангельская иерархия
Иудаистические ангельские иерархии
Христианские ангельские иерархии
Первая сфера
Вторая сфера
Третья сфера
Исламские ангельские иерархии
Ангельская иерархия в оккультизме

В книге «Бахир» ( 8, 166) вводятся понятия цура (форма) и кома (структура, тело) и чины манхигим (лидеры) и пкидим (служители). А «Зогар» (на Книгу Исход, гл. Бо, 43а) вводит категории таршишим и шинанним и использует иной порядок иерархии:

Ранг

Ангельский чин (наименования во мн.ч.)

Наименование на др. еврейском

Традиционный перевод

Источник, примечание

1

арелим

אראלים

«с Михаэлем во главе

2

ишим

אשים

с Цефаньяху во главе

3

бней элохим

בני האלהים

с Хофниэлем во главе

4

малахим

מלאכים

с Уриэлем во главе

5

хашмалим

חשמלים

с Хашмалом во главе

6

таршишим

תרשישים

с Таршишем во главе

Дан. 10:6; см. Талмуд, трактат Хулин 91b, «блистающие»

7

шинанним

שיננים

с Задкиэлем (Цадкианом) во главе

Пс. 68:18

8

керувим

כרובים

с Керувом во главе

9

офаним

אופנים

с Рафаэлем во главе

10

серафимы

שרפים

с Йехоэлем (Иаэлем) во главе

Авраам бен Исаак из Гранады в своем труде «Берит Менуха» («Завет покоя»; ок. 1391—1409), высоко оцененном Ицхаком Лурией, приводит свою классификацию, опять же отличную от ранее разработанных, с другим порядком:

Ранг

Ангельский чин (наименования во мн.ч.)

Наименование на др. еврейском

Традиционный перевод

1

малахим

מלאכים

2

эрелим

אראלים

3

серафим

שרפים

4

хайот

חיות

5

офаним

אופנים

6

хашмаллим

חשמלים

с Самаэлем во главе

7

элим

אלים

8

элохим

אלהים

9

бене элохим

בני האלהים

10

ишим

אשים

В «Массехет Ацилут» десять чинов ангельских даны в нижеследующем порядке. А возглавляющие эти чины ангельские князья — это ангелы созданные первыми, и над ними поставлен Метатрон — Енох, преобразованный из плоти и крови в пылающий огонь.

Ранг

Ангельский чин (наименования во мн.ч.)

Наименование на др. еврейском

Традиционный перевод

1

серафим

שרפים

с Самуэлем (Кемуэлем) или Йехоэлем во главе

2

офаним

אופנים

возглавляемые Рафаэлем и Офаниэлем

3

керувим

כרובים

с Херувиэлем (Керувиэлем) во главе

4

шинанним

שיננים

возглавляемые Цедекиэлем и Гавриэлем

5

таршишим

תרשישים

возглавляемые Таршишем и Сабриэлем

6

ишим

אשים

с Цефаниэлем во главе

7

хашмаллим

חשמלים

с Хашмалем во главе

8

малахим

מלאכים

с Уззиэлем во главе

9

бене элохим

בני האלהים

с Хофниэлем во главе

10

арелим

אראלים

с Михаэлем во главе

Ещё более сложной системой является схема, приведенная в «Соде Раза» (цит. в Ялкут Реувени к Быт. 1:1) и описывающая семь небес с их ангельскими начальниками. Ангелы в этой иерархии распределены по двенадцати градусам вместо десяти.

Высокая чувствительность

Конечно, ангелы приходят на Землю с высокой целью, но спасти планету довольно трудно. Такие люди чувствуют огромное давление со стороны всего того негатива, который творится вокруг. Ангел в обличие человека даже может чувствовать отчаяние, оттого что мир лежит во зле. Ему не нравится находиться в толпе, потому что энергетика многих людей сбивает его тонкие настройки. Кроме того, толпа редко бывает благодушной, а ангел чутко реагирует на негатив. По этой же причине он сторонится СМИ и старается не смотреть новости.

Женщина поняла, почему муж хочет развода, когда заглянула в тетрадь сына

Все на виду и место не занимают: мама применила органайзер для обуви для игрушек

Как дети в возрасте 2-3 лет: как быстро собаки учат значения новых слов

Поэтому, если вдруг у вас общий информационный поток не вызывает энтузиазма, как знать, может быть вы – ангел.

Ангелы предпочитают одиночество бурлящему и пузырящемуся миру. Что говорит, конечно, об их природном уме. Все великие события свершаются тихо, а не громко. А толпы надо сторониться, ведь в ней все равно никого не спасти и никому не помочь. Даже толком не поговоришь с человеком. Вы, например, пробовали общаться с кем-то в ночном клубе? Как думаете, сколько ангелов посетят это место?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector