Канон святому священномученику антипе, епископу пергамскому

Аристократы – прихожане храма

Когда в 1737 году в Москве вспыхнул один из самых страшных в её истории пожаров, храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе стал жертвой огня, как и большинство городских построек. Его восстановление по разным причинам затянулось и было завершено в 1741 году. Благодаря щедрой финансовой помощи князя С. А. Галицина удалось полностью перестроить предел святителя Николая Чудотворца, а позже добавить ещё один – в честь великомученицы Екатерины. На протяжении долгих лет в числе прихожан храма были представители самых громких аристократических фамилий, а в начале XX века одним из них стал замечательный русский художник Валентин Серов.

Церковь возле государевых конюшен

Во времена правления Ивана Грозного к северо-западу от Кремля находились царские конюшни. Издревле это место именовалось Чертольем, а в последующие годы получило название Колымажного двора, хотя государевы кареты едва ли походили на колымаги. Известно, что впервые оно упоминается в исторических документах, датируемых 1365 годом.

Поскольку ничто не делалось в те годы без Небесного покровительства, то были там возведены две церкви – во имя Зачатия Иоанна Крестителя и в честь святого великомученика Антипия Пергамского. Первая до наших дней не сохранилась (разобрана в XVIII веке), а вторая стоит и поныне, напоминая москвичам о днях давно минувшего прошлого.

Вначале храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе был деревянным, о чём свидетельствует запись, сделанная в 1530 году. Но после того как в 1547 году с его западной стороны появились конюшни с лошадками, на которых ездил (шутка ли!) сам государь, её перестроили, и стены возвели из камня. Главный же престол, а она была двухпрестольная, освятили, как и прежде, во имя верного ученика Иоанна Богослова – епископа Пергамской церкви Антипия, мученической кончиной прославившего Господа. Его память и по сей день отмечается православной церковью 24 апреля.

Архитектура

В настоящее время храм представляет собой комплекс объёмов, сложившийся в несколько этапов; формирование его завершилось к концу XVIII века. Ядром сооружения является одноглавый бесстолпный храм на подклете, возведённый предположительно в 1530-х годах. Размеры основного объёма — 8,2 х 8,29 м, вместе с апсидой длина составляет 13,3 м. Изначально его обходила с трёх сторон (южной, западной, северной) галерея-гульбище. Для московских приходских церквей той эпохи наличие подклета и гульбища было нехарактерным. Над западным фасадом возвышалась звонница.

С южной стороны к ней примыкает Никольский придел, построенный в XVII на месте галереи и перестроенный в 1739—1741 годах. С северной части располагается придел Рождества Иоанна Предтечи, с запада — церковный притвор и двухъярусная колокольня; все эти сооружения возведены в 1798 году. В XVIII веке в храме появился ещё один придел — великомученицы Екатерины. Вертикальными доминантами всего сооружения выступают колокольня, а также барабаны храма и северного придела.

Основной объём имеет небольшие размеры, перекрыт крестчатым сводомК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1425 дней

] и отличается от других храмов XVI века тем, что имеет двухчастный алтарь. Стены четверика были расчленены пилястрами на три прясла каждая. Средние части стен вынесены на полкирпича вперёд, поэтому в плане четверик имеет слегка крестообразную форму, в настоящее время это не так очевидно, так как скрыто за позднейшими пристройками. Прясла завершаются большими кокошниками килевидной формы, которые своими архивольтами «опираются» на капители пилястр. Кокошники северного и южного фасада соответствовали аркам гульбища. Над кокошниками прясел возвышается второй ряд из восьми кокошников. Кровлю, повторяющую форму крестового свода храма, венчает стройный барабан с главой в форме шлема.

Особенность храма, выделяющая его из ряда бесстолпных храмов — соответствие пилястр интерьера, разделяющих стены до уровня свода, фасадным пилястрам.

В XIX века потолок южного придела был разобран. В 1841 году в подклете южного придела была сооружена овальная колоннада. Позднее построена круговая колонная галерея при алтаре Николая Чудотворца. В середине столетия на своде и в нишах северного придела была выполнена стенопись, сохранившаяся до настоящего времени.

Конец Колымажных конюшен

В 1830 году придворная конюшня на Колымажном дворе была упразднена. Сами постройки — ещё достаточно крепкие — использовались вначале в качестве манежа для обучения верховой езде, а затем в них была размещена пересыльная тюрьма, известная главным образом тем, что в своё время из неё благополучно сбежал польский революционер Ярослав Домбровский.

К началу XX века находившиеся в ней арестанты были переведены в Бутырку, а само здание разрушено. В 1912 году на освободившемся месте был торжественно открыт Музей изобразительных искусств, которому в 1937 году присвоили имя А. С. Пушкина. Его основателем был профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев – отец известнейшей русской поэтессы Марины Цветаевой.

История создания храма началась в 17 веке

Одно из ранних известных названий церкви Антипы Пергамского – «что в Чертолье» – относится к 1625 году. Чертольем звалась местность, рядом с впадением ручья Чертолье (Черторый) в Москву-реку.

По легенде, на этом месте был Конюшенный двор (здесь хранились средства царского передвижения), впоследствии получивший название Колымажный двор из-за близости к царским конюшням.

Первую деревянную церковь (для царских конюхов) построил итальянский архитектор и придворный зодчий Василия III – Алевиз Фрязин (создатель архитектуры Кремлёвского Большого Дворца, башен и стен Кремля).


Церковь Антипия на Колымажном дворе. Архивное фото

Заказ на постройку храма поступил от Скуратовых – в XVII веке к Антипьевской церкви с восточной стороны вплотную примыкала их родовая усадьба, принадлежавшая потомкам Ивана Скуратова (брата Малюты) и служившая их фамильной усыпальницей.

По одной из версий, храм строил и сам Малюта Скуратов (Григорий Лукьянович Вельский).


Малюта Скуратов. Именно от рода Скуратовых поступил заказ на строительство храма

История храма на Колымажном дворе связана с множеством прославленных имён Российской империи.

Царь Алексей Михайлович часто бывал на богомолье «у Антипия», а однажды даже положил к образу чудотворца «два зубка серебряных» – по обычаю к иконе святого Антипы приносили подвески с изображением зуба или пробитые насквозь мелкие монеты, которые перед этим некоторое время держали на больных зубах.

В разное время прихожанами Пергамской церкви были владельцы близлежащих дворянских усадеб: Глебовы, Голицыны, Лопухины, Апраксины, Оболенские.

В начале XX века в приходе храма жил известный русский художник Валентин Серов.

В 1737 году в Москве произошёл большой пожар и храм Антипы Пергамского не избежал участи большей части городских строений, его восстановление было завершено лишь к 1741 году.

В 1830 году царскую конюшню упразднили, а в её зданиях разместилась пересыльная тюрьма.

1929

год закрытия Пергамской церкови

Пергамская церковь была закрыта в 1929 году, но, в отличие от многих других островков Православия в Москве и России, она не была разрушена.

По решению Президиума Моссовета от 28 августа 1929 года здание передали Центральным Художественным Курсам Ассоциации Художников Революции. Затем, в нем предполагалось открыть неофилологическую библиотеку.

Одно время в здании церкви располагались жилые помещения, пока оно не было передано Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина под подсобные помещения.

С конца 1960-х годов велась реставрация церкви.

К 1983 году были внешне отреставрированы все три основные части церкви.

Лишь спустя 76 лет, 25 февраля 2005 года, состоялось долгожданное возвращение Антипьевского храма Русской Православной Церкви, после чего началась его масштабная реставрация.

В 2006 году приход храма священномученика Антипы на Колымажном дворе и Стоматологическая Ассоциация России (СТАР) заключили соглашение о сотрудничестве, а в 2007 году по инициативе Ассоциации частных стоматологических клиник г. Москвы и по благословению настоятеля храма протоиерея Владимира Волгин было основано «Общество православных стоматологов столицы».


Внутреннее убранство церкви Антипы

Примечания[править | править код]

  1. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. — Москва, 1980.
  2. ↑ Памятники архитектуры Москвы. Белый город / Гл. ред. Макаревич Г. В. — М.: Искусство, 1989. — С. 46. — ISBN 5-210-02548-9.
  3. ↑ , с. 145.
  4. Предположение Михаила Александровского, которое поддерживал и Давид.
  5. «Старые конюшни» и «старый конюшенный двор» располагались в Кремле. В начале XVI века двор находился у Боровицких ворот, недалеко от строений, возведённых Алевизом.
  6. ↑ , с. 146.
  7. Копия с первого глазомерного плана города, обнаруженного в канцелярии Петра I.
  8. ↑ , с. 149.
  9. Паламарчук П. Центр Москвы. — Ymca-Press, 1988.
  10. ↑ Церковь Антипия на Колымажном дворе / П. Н. Шармин // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 января 2016.
  12. Баталов А. Московское каменное зодчество конца XVI века : Проблемы художеств. мышления эпохи. — М.: Изд. фирма «Мейкер», 1996. — С. 123.
  13. По результатам исследований, проведённых Л. А. Давидом
  14. Баталов А. Московское каменное зодчество конца XVI века : Проблемы художеств. мышления эпохи. — М.: Изд. фирма «Мейкер», 1996. — С. 146.
  15. , с. 46—47.
  16. Баталов А. Московское каменное зодчество конца XVI века : Проблемы художеств. мышления эпохи. — М.: Изд. фирма «Мейкер», 1996. — С. 386.

Конец Колымажных конюшен

В 1830 году придворная конюшня на Колымажном дворе была упразднена. Сами постройки — ещё достаточно крепкие — использовались вначале в качестве манежа для обучения верховой езде, а затем в них была размещена пересыльная тюрьма, известная главным образом тем, что в своё время из неё благополучно сбежал польский революционер Ярослав Домбровский.

К началу XX века находившиеся в ней арестанты были переведены в Бутырку, а само здание разрушено. В 1912 году на освободившемся месте был торжественно открыт Музей изобразительных искусств, которому в 1937 году присвоили имя А. С. Пушкина. Его основателем был профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев – отец известнейшей русской поэтессы Марины Цветаевой.

Усадьба Лопухиных

Еще одно интересное строение в Малом Знаменском переулке — городская усадьба Лопухиных. Сейчас здесь располагается музей Рериха. Несмотря на свой классический вид, основной объем здания был построен в XVII веке. Если подойти поближе, то можно увидеть белокаменные наличники. А в подвале (где сейчас находится магазин «Оазис») сохранились старинные своды. Здание обновлялось в 1774 году, когда был стесан декор XVII века, прорублены новые окна. На рубеже XVIII-XIX вв. появился портик из шести колонн под массивным фронтоном, украшающий главный фасад. Помимо интересной экспозиции, внутри сохранились интерьеры второй половины XVIII века.


Усадьба Лопухиных — ныне Музей Рериха


Усадьба Лопухиных — ныне Музей Рериха

Необычная картина — пустынный Малый Знаменский переулок. Слева — здание Музея изобразительных искусств. Справа — одно из помещений этого же музея. Впереди, уже на другой стороне Волхонки — музей художника Ильи Глазунова.


Малый Знаменский переулок

Ближайшие похожие организации

Часовня Александра Невского при Музее современного искусстваГоголевский бульвар, 10 стр.1320 метров

Храм Воскресения Словущего на АрбатеФилипповский переулок, 20 стр.1470 метров

Пророка Илии Храм, Что в Обыденском Переулке2-й Обыденский переулок, 6/3 стр.1650 метров

Храм Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом двореРоманов переулок, 2/6 стр.8710 метров

Храм Преподобного Симеона Столпника на ПоварскойПоварская ул., 5 стр.1800 метров

Святой Мученицы Татианы Домовый ХрамБольшая Никитская ул., 1840 метров

Священномученика Власия Храм в Старой Конюшенной СлободеГагаринский переулок, 20 стр.1870 метров

Собор Анны Праведной Зачатия в Зачатьевском монастыре2-й Зачатьевский переулок, 2 стр.5980 метров

Храм Вознесения Господня (малое)Большая Никитская ул., 181 000 метров

Храм Спаса Преображения Господня на ПескахСпасопесковский переулок, 4А1 100 метров

Храм Святителя Николая в Голутвине1-й Голутвинский переулок, 141 200 метров

Храм-музей святителя Николая в ТолмачахЛаврушинский переулок, 10 стр.11 200 метров

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском ВражкеГазетный переулок, 151 200 метров

Покровский собор, Храм Василия БлаженногоКрасная площадь, 21 200 метров

Храм-музей святителя Николая в ТолмачахМалый Толмачевский переулок, 91 300 метров

Заиконоспасского и Никольского Монастырей в Китай-Городе Патриаршее ПодворьеНикольская ул., 7 корп.9 стр.11 400 метров

Просвещённые варвары

Несмотря на то что со временем были разобраны главный купол и один из пределов, храм Антипы на Колымажном дворе всё же постигла не самая худшая участь – могли бы и вовсе разрушить, как сделали это с тысячами церквей и монастырей по всей России. Но, тем не менее, творческие работники, в ведение которых была передана церковь, обошлись с ней по-варварски.

Из описания, составленного в 1966 году, видно, что постройка приобрела к этому времени заброшенный и неряшливый вид. Крыша на колокольне отсутствовала, а со стен свисали куски прогнившей обрешётки. В сохранившихся до той поры куполах зияли дыры, и всюду виднелись следы обвалившейся штукатурки. При этом частично храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе использовался под жильё художников-певцов новой жизни, а в остальной его части размещался склад.

Одна из любимых церквей Ивана Грозного

Согласно преданию, в этой церкви венчался с одной из своих жён царь Иван Грозный, вот только когда и с какой именно — неясно, на это счет существуют разные мнения. Несмотря на то что церковный устав допускает не более четырёх бракосочетаний, любвеобильный государь умудрился сделать это семь раз – царям ведь закон не писан. Впрочем, возможно, что последние три жены были с ним не венчаны.

Храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе не случайно пользовался особым вниманием грозного царя – святого великомученика Антипу он считал одним из своих небесных покровителей, и среди наиболее почитаемых семейных реликвий хранил его зуб, оправленный в серебро

Курсы пролетарских художников

После октябрьского переворота храм Антипы на Колымажном дворе ещё несколько лет оставался открытым. Известно, что в 1922 году в нём был рукоположен в сан диакона будущий новомученик российский Илья Громогласов, через несколько месяце после этого расстрелянный по обвинению в организации сопротивления изъятию церковных ценностей.

Закрыт храм священномученика Антипы на Колымажном дворе был в 1929 году. Его здание вначале планировали использовать для размещения в нём библиотечных фондов, но затем приняли решение о передаче его в распоряжение курсов, готовивших так называемых «художников революции», призванных кистью и резцом воспеть великие свершения народа-победителя.

Святой Антипа

Священномученик Антипа, епископ Пергамский (память 11/24 апреля)

«И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа»

(Откр. 2, 12 — 13)

вященномученик Антипа (I в. по Р.Х.) был одним из учеников святого апостола и  евангелиста  Иоанна Богослова, ближайшего ученика  и  наперсника Господа,

и возглавлял епископскую кафедру в городе Пергам в Малой Азии. Господь поставил его на это служение, видя величие его духа, и сообщил ему благодатные дары, имеющие силу противостоять самому начальнику духов злобы поднебесной в одном из его земных уделов.

Ко времени появления святого Антипы в Пергаме, этот город являлся третьим по величине после таких городов античного мира, как Рим и Александрия. Пергам славился своей великолепной архитектурой, библиотекой, которая соперничала с александрийской, музеем скульптуры, научными школами и крупнейшим центром театрального искусства.

Пергамский алтарь — алтарь Зевса — одно из грандиозных сооружений Древнего мира. В библиотеке Пергама во множестве хранились рукописи по медицине, ведь город считался центром медицинской науки и врачевания. Горожане возвели за стенами города лечебницу и украсили ее многозначительной надписью: «Во имя богов, смерти вход запрещен». Больные принимали ванны в отделанных бронзой бассейнах, пили целебные воды, а руки искусных массажистов и благовонные притирания возвращали силу ослабевшим мускулам. В здравнице можно было отдохнуть в тени галерей, сидя на каменных скамьях или прислонившись к колонне. Под сводами здесь были скрыты особые рупоры, и через них доносились голоса невидимых врачей-психотерапевтов. Они убеждали больных забыть свои недуги, не думать о горестях и физических страданиях, подавлять болезнь силой собственного духа.

Дворцы и храмы Пергама были построены с изяществом и роскошью. Здесь был огромный театр, размерами и архитектурой напоминающий стадион, где в духе времени проводились жестокие игрища — бои гладиаторов.

В центре города стоял языческий храм Артемиды — богини охоты, известной своим коварством, которую более других богов почитали местные жители.

С приходом в Пергаму епископа Антипы бесы не смогли выдержать его духовной силы и бежали вон из града. Молитва старца жгла их словно огонь и гнала прочь, а его пламенное слово и святость жизни обращали ко Христу множество язычников. Жители Пергама перестали приносить жертвы в языческие храмы. Не имея ни силы, ни власти искусить святого, бесы стали являться своим земным слугам — волхвам и жрецам, жалуясь, что уже не обоняют жертвенного курения, не слышат восхвалений, так как их прогоняет начальник христиан.

Разгневанные язычники схватили святого и привели на капище. «Не ты ли тот Антипа,  который  ни  одному  из  богов не дает  насытиться  туком  жертвенным? Из-за тебя боги оставили наш город и не хотят более охранять его! Подчинись нашим законам или подвергнешься достойному наказанию», — потребовал правитель. «Если ваши боги не могут сами наказать за причиненное им оскорбление, и признав себя побежденными от одного старика, сами ищут вашей помощи, то как могут охранять город?» — ответил Антипа.

В ярости языческие жрецы повлекли святого мужа в храм Артемиды и бросили в раскаленного медного вола, в котором приносили жертвы. Святой Антипа долго молился в раскаленном воле, а затем мирно предал дух в руце Божии, как бы уснув. Христиане взяли святые мощи его и с честью погребли их в Пергаме, и от них истекло миро, исцелявшее все болезни. С тех пор верующие, прибегая к священномученику Антипе, как скорому помощнику в скорбях и болезнях, неизменно получают утешение и исцеление. Имеет он и особую благодать быть скорым помощником страждущим от зубных болезней.

Молитвенный покров священномученика Антипы особенно необходим в наше апостасийное время. В предсмертной молитве святой просил Господа, «дабы те, кто будет жить после меня, соделались причастниками Милости Его». Сегодня он предстательствует за христиан, обнажая сокровенные козни лукавого и наставляя на путь спасения. Будучи тайнозрителем судеб Божиих и победителем бесов еще при жизни, святой Антипа имеет особую благодать охранять от заблуждений и покрывать от бесовских искушений последних времен.

Жизнеописание священномученика Антипы Пергамского

Пребывая на острове Патмос, апостол Иоанна написал послание Пергамской церкви (Откр. 2: 13).

Это откровение апостол получил от самого Господа во время пребывания около его престола, в окружении семи светильников. Творец назвал епископов первых христианских храмов ангелами церкви. Своим посланием Господь укрепил веру мучеников, отдельно упомянув и о епископе Пергамы, сказав, что знает, что Антипа живет там, где стоит сатанинский престол.


Священномученик Антипа Пергамский

В жилище сатаны и окружении его поклонников священник, епископ Пергамский был светильником, рассеивающим тьму. Всевышний Бог наполнил священника особым блаженством, непоколебимостью, добродетельностью крепко стоять против язычников. Не обращая внимания на запреты императора и угрозы физической расправы, подобно сиянию чистого света Антипа нес слово Божье в массы язычников, выходя на площади.

Он на физическом уровне видел, как бесы разбегаются из Пергамы, что не нравилось жрецам, теряющим силу и власть. Бесы посещали языческих идолопоклонников и жаловались, что не могут жить в Пергаме, где для них нет пищи, жертвы и курения сатане уничтожаются молитвами христианского начальника.

Разгневанные эллины схватили священника Антипу и потащили к правителю. Император Домициан обвинил священномученика в том, что бесы или идольские боги покинули город, лишив его своей защиты. Правитель твердо верил, что идолы во время обладания городом даруют жителям защиту, попечительство, охрану, поэтому, препятствуя им, священник совершает преступление против общества.

Император Домициан предложил епископу раскаяться и принести жертвы идолам, на что получил достойный ответ. Священник сказал, что человеческое решение для него ничего не значит. Если он является простым смертным, по утверждению правителя, то почему от него бегут бесы, покидая город, при этом, всесильные жрецы оказываются бессильными.

Священномученик просил объяснить, каким образом бесы, бегущие от одного человека, христианина, могут спасти город. Епископ предложил императору отказаться от заблуждений и принять истинную, спасающую веру во Христа, который пришел на землю спасти человечество, ибо только Спасителю будет дано право судить род человеческий по окончании века сего.

Чувство свое бессилие и правоту слов священника разъяренная толпа потащила святого в храм Артемиды, где стоял медный вол — место жертвоприношения. Стоя перед лоном раскаленного вола, св. Антипа Пергамский перекрестился и прочитал молитву:

Молитвы святого были слышны и после того, как его бросили в костер. Палачи не дождались криков молитвенника, он просто уснул вечным сном и был встречен на небе венцом мученика.

Жители Пергамы, ставшие свидетелями удивительной смерти святого, массово стали отказываться участвовать в жертвоприношениях созданным человеческими руками идолам, стараясь узнать больше о Сыне Божьем, Пресвятой Богородице, вечной жизни и путях спасения.

После того, как металл остыл, христианам было разрешено взять останки, но вместо пепла они достали не тронутое огнем тело, которое и похоронили в Пергаме. Гробница со святыми мощами время от времени покрывается благовонным миром, обладающим силой исцеления от самых тяжелых болезней.


Икона святого мученика Антипы Пергамского

Принявший смерть в 95 году епископ Пергамский был почитаем со времени своего погребения. Феодосий Великий, правивший в конце 3-го века, распорядился перевести в Царьград жертвенник — медного вола.

Архитектура[ | ]

В настоящее время храм представляет собой комплекс объёмов, сложившийся в несколько этапов; формирование его завершилось к концу XVIII века. Ядром сооружения является одноглавый на подклете, возведённый предположительно в 1530-х годах. Размеры основного объёма — 8,2 х 8,29 м, вместе с апсидой длина составляет 13,3 м. Изначально его обходила с трёх сторон (южной, западной, северной) галерея-гульбище. Для московских приходских церквей той эпохи наличие подклета и гульбища было нехарактерным. Над западным фасадом возвышалась звонница.

С южной стороны к ней примыкает Никольский придел, построенный в XVII на месте галереи и перестроенный в 1739—1741 годах. С северной части располагается придел Рождества Иоанна Предтечи, с запада — церковный притвор и двухъярусная колокольня; все эти сооружения возведены в 1798 году. В XVIII веке в храме появился ещё один придел — великомученицы Екатерины. Вертикальными доминантами всего сооружения выступают колокольня, а также барабаны храма и северного придела.

Основной объём имеет небольшие размеры, перекрыт крестчатым сводом[источник не указан 956 дней

] и отличается от других храмов XVI века тем, что имеет двухчастный алтарь. Стены четверика были расчленены пилястрами на три прясла каждая. Средние части стен вынесены на полкирпича вперёд, поэтому в плане четверик имеет слегка крестообразную форму, в настоящее время это не так очевидно, так как скрыто за позднейшими пристройками. Прясла завершаются большими кокошниками килевидной формы, которые своими архивольтами «опираются» на капители пилястр. Кокошники северного и южного фасада соответствовали аркам гульбища. Над кокошниками прясел возвышается второй ряд из восьми кокошников. Кровлю, повторяющую форму крестового свода храма, венчает стройный барабан с главой в форме шлема.

Особенность храма, выделяющая его из ряда бесстолпных храмов — соответствие пилястр интерьера, разделяющих стены до уровня свода, фасадным пилястрам.

В XIX века потолок южного придела был разобран. В 1841 году в подклете южного придела была сооружена овальная колоннада. Позднее построена круговая колонная галерея при алтаре Николая Чудотворца. В середине столетия на своде и в нишах северного придела была выполнена стенопись, сохранившаяся до настоящего времени.

Священномученик Антипы епископ Пергамский почитается как покровитель стоматологов


Священномученик Антипа епископ Пергамский Святой Антипа, Священномученик Антипа епископ Пергамский издревле почитался на Руси, как исцелитель от зубной боли и покровитель стоматологов, древние храмы в его честь есть в Суздале и в Вологде. Его день памяти празднуется 24 апреля.

24 апреля

день памяти Священномученика Антипы епископа Пергамского

Согласно житию, Антипа являлся учеником апостола Иоанна Богослова, был епископом Пергамской Церкви в правление императора Нерона (54-68 гг.).

Своей твёрдой верой в Сына Божия он достиг того, что жители Пергама (территория современной Турции) стали уклоняться от жертвоприношений идолам.

Антипа отказывался прекратить свои проповеди о Христе и приносить жертвы языческим богам.

Разъярённые жрецы бросили Антипу в раскалённого медного вола в храме Артемиды – куда обычно бросали жертвы идолам, но и там священномученик продолжал молится Богу. Его тело было тайно погребено местными христианами в Пергаме.

В V веке над его гробницей в Пергаме был возведен храм, а в IX веке во имя священномученика построили храм в Константинополе.

Чудотворные мощи небесного покровителя дантистов ныне хранятся на греческом острове Патмос, в монастыре святого апостола Иоанна Богослова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector