Главное меню

Как добраться паломникам

Чтобы посетить храм, необходимо сначала доехать до поселка Боголюбово, который от Владимира отделяют 13 км. Сейчас в этом направлении следуют автобусы маршрутов NoNo 18с, 53 или 102. Можно добираться по железной дороге, станция будет ориентиром для дальнейшего пути.

Выезжая из Владимира на автомобиле, нужно направляться по трассе М7 в сторону Нижнего Новгорода. Когда позади останется Боголюбский монастырь, следует на светофоре повернуть направо. После этого путь резко пойдет вниз до станции «Боголюбово». В этом месте машину придется оставить на стоянке. Храм окружен заповедной территорией, автотранспорт там использовать категорически запрещается.

Интересный фактПо отдельной договоренности может быть организована встреча на конной повозке.

Дорога к храму

От железной дороги маршрут пролегает по дорожке, вымощенной камнем, через Боголюбовский луг. Длина ее составляет около полутора километров. Есть еще одна дорога, которая продолжена вдоль берега Нерли. Она шире, но путь по ней будет более продолжительным.

Интересный фактПо отдельной договоренности может быть организована встреча на конной повозке.

При весеннем разливе церковь становится практически отрезанной от «большой земли». В это время нужно будет договариваться с местными жителями о том, чтобы добраться до церкви на лодке. Многие паломники выбирают именно этот период, потому что посещение храма, окруженного поднявшейся водой, производит особое впечатление.

Дворец и палаты князя Андрея Боголюбского

Палаты великого владимирского князя являют собой уникальный памятник архитектуры 12-го столетия.

К сожалению, дворец не сохранился, за исключением лишь части построек. Комплекс был возведен почти одновременно с храмом Рождества Богородицы. Это первые строения, которые появились на берегу реки Нерль.

Дворец князя Боголюбского – единственное гражданское строение домонгольской Руси, дошедшее до наших дней и сохранившееся хотя бы частично.

Единственные фрагменты замка, которые сохранились до сегодняшнего дня, — это галерея и лестничная башня, ставшая местом гибели Андрея Боголюбского.

В своей загородной резиденции князь провел 17 лет. Здесь же летом 1174 года был убит своими политическими противниками, боярами Кучковичами. Заговорщики незаметно пробрались в спальню к князю, и начали избивать его, пока тот спал. Предатель-слуга заранее выкрал меч, лежавший под подушкой хозяина, из-за чего Андрей Боголюбский не мог отбиваться от противников. Решив, что с жертвой покончено, заговорщики покинули место преступления. Князь остался жив, но в тот момент, когда спускался по лестнице, он был замечен слугой и сброшен в бурьян.

Дворец и палаты князя Андрея Боголюбского

Замок долгое время считался утраченным. О том, что здесь располагались княжеские палаты, стало известно случайно. В 1954 году археолог Н.Н. Воронин обнаружил винтовую лестницу, которая вела в башню, а также полуразрушенный переход в церковь Рождества Богородицы. Храм составлял единый комплекс с замком, но сейчас от него осталась лишь цокольная часть.

О величественной красоте княжеских палат можно судить только по древним чертежам и записям. Благодаря многолетнему труду Н. Воронина облик княжеского замка перестал быть тайной. Согласно исследованиям, княжеский дворец был двухэтажным величественным зданием из белого камня, украшенного декоративной резьбой.

Дворец располагался на берегу реки Клязьмы, в южной части города. С этого места открывался чудесный вид на устье реки Нерли, что впадала в Клязьму, близлежащие леса и красоту бескрайних полей.

Помимо дворца и храма архитектурный ансамбль включал каменный киворий и оборонительные стены. Дворцовые постройки тянулись небольшими группами вокруг площади. Княжеские палаты соединялись с храмом арочными переходами с башнями. Внутри последних находились винтовые лестницы, по которым князь вместе со своими приближенными мог переходить прямо на церковные хоры.

Собор, также возведенный из белого камня, украшали резные рельефы, медная плитка, украшенная позолотой, оконные витражи. На храмовой площади располагался «святой шатер» с ликами Богородицы, под которым стояла чаша, предназначенная для освящения воды в память о явлении князю образа Богоматери. Дворцовый ансамбль окружали высокие (до 6 метров) земляные валы, на которых возвышались белокаменные стены и сторожевые башни.

Сейчас место гибели Андрея Боголюбского украшают картины, запечатлевшие это ужасное событие. После смерти князя дворец был разграблен, а в начале 13-го века здесь обосновался мужской монастырь. Когда, по указанию настоятеля, начались работы по расширению окон храма, монастырские своды не выдержали и обрушились. Спустя время на этом месте был заложен новый храм, а двухъярусная башня с галереей с тех пор являются частью Боголюбовского монастыря. На данный момент здесь установлена ниша в честь князя Андрея Боголюбского, который в 18-ом веке был причислен к лику святых. В нише стоит каменный стул, на котором всегда лежат свежие цветы.

Место убиения Андрея Боголюбского

Адрес: ул. Ленина, д. 51, территория Боголюбского женского монастыря.

Подробную информацию об этом месте можно узнать на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Секрет холма

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, — лишь

основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.

После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда затоплялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Палестинское монашество
  • Непокоренное монашество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector