Воскресная школа
Содержание:
Осмотр монастыря
Кроме величественных храмов обители, таковыми являются еще несколько исторических памятников ушедших веков. Прежде всего это поклонный крест в честь Кирилла и Марии, отца и матери Сергия Радонежского.
Семья поселилась в обители после обнищания купеческого рода, тогда еще допускалось совместное проживание супругов в монастыре. Их старший сын уже был здесь послушником после смерти жены, а младшему Варфоломею суждено было стать преподобным Сергием Радонежским.
Отмечено памятным знаком и место захоронения святых мощей Кирилла и Марии в период большевистской власти. Небольшой обелиск отмечает это место – аккуратное надгробие из нескольких каменных плит с покровным барельефом.
Сооружение размещено возле приметного дерева на холмике из природных глыб, поверху украшенном декоративными растениями
Мощи в настоящее время находятся в Покровском соборе и содержатся в подобающем виде, однако и место их временного пребывания, достойное почитания, вниманием не обделено
Редкой достопримечательностью женского Покровкого Хотькова монастыря является наземная колокольня, более похожая по конструкции на парковую беседку или павильон.
Колокольня восстановлена в том состоянии, в каком она была в XIX веке, во время перестройки Покровского собора с обретением храмом каменного обличья. В звоннице подвешены на деревянных перекладинах 11 колоколов различного размера, языки которых соединены системой веревок.
Одна из монастырских послушниц, обученных искусству колокольного звона, управляла всей звуковой конструкцией и единолично выполняла функции звонаря.
Колокола до наших дней содержатся в рабочем состоянии, мастерство управления ими можно посмотреть воочию без подъема на колокольню.
На старой Троицкой дороге
Покровский Хотьков монастырь с его удивительной планировкой словно частица старинного русского города. Вот его главная улица, по обеим сторонам которой стоят двух- и трехэтажные каменные дома. Она представляет собой сохранившийся кусочек старинного тракта, что некогда вел к Троице-Сергиеву монастырю.
Границу территории монастыря по этому тракту обозначали Святые ворота, расположенные «с приезду от троицкия лавры». Их возвели в середине XVIII века, тогда еще Хотьков монастырь находился в подчинении Троице-Сергиева монастыря, а сама Троицкая обитель только-только получила почетное право именоваться лаврой.
Поэтому вид воротам придали торжественный: монументальная арка с тремя пролетами. Через несколько лет над аркой возведут надвратную церковь, посвященную Рождеству Иоанна Предтечи, которая много лет прослужит всей Хотьковской округе в качестве приходского храма.
Если мы на минуту перенесемся в XIX век, то увидим на месте каменных домов россыпь разнокалиберных деревянных келий, при них возделанные огороды и ничем не ограниченный сквозной проезд через всю монастырскую территорию. Увидим бойкую торговлю всяким товаром, что идет вдоль дороги как внутри, так и вне обители. Ароматно пахнут калачи, розовеют боками яблоки, высятся горки коричневых орехов…
Здесь же стоят монахини и предлагают купить свои рукоделья. Здешние инокини были замечательные мастерицы, умели и прясть, и шить, стегали одеяла, плели кружева и вышивали златом, серебром, жемчугом. В музее Свято-Троицой лавры хранятся замечательной красоты церковные облачения, сделанные руками хотьковских рукодельниц.
Из оставшихся лоскутков мастерили игрушки – маленьких тряпичных куколок с раскрашенными лицами, белочек и зайцев с глазами-бусинками. А еще делали красивейшие тканевые мячики «гремотушки». Их украшали витой канителью, бисером, вышивкой, ленточками, набивали высушенным мхом, а внутрь прятали берестяную коробочку с сухим горохом. Весело гремели в руках ребятни мячики, похожие на граненые мозаичные шары! Несколько штук таких лоскутных поделок хранится в музее игрушки Сергиева Посада.
Вы спрашиваете, что за нужда заставляет этих искусниц стоять в рядах селян, торгующих на рынке? Вот именно, что нужда. Дело в том, что Хотьков монастырь имел особножительный устав по которому государственное содержание обители было минимальным. Каждая инокиня должна была сама заботиться о себе: вести собственное маленькое хозяйство, на свои средства кормиться, выстроить келью и поддерживать ее в порядке.
Только к середине XIX века происходит переход к новой форме существования – к монастырскому общежитию. При нем порядки такие: содержание его насельниц идет за счет монастыря, живут все с общей трапезой и трудом уже на благо всей обители, а не только для себя, с проживанием в предоставленных обителью кельях. Для этого возводятся каменные келейные корпуса.
В это время прокладывают объездную дорогу вокруг монастыря и из обители исчезает рыночное многолюдство, выкрики, гомонящий шум торгующихся.
Что интересно, в этом красивом и спокойном месте мы не заметили ни обилия туристов, ни присутствия торгашей от туризма. Зато в церковной лавке у проворных и доброжелательных молодых монахинь можно купить свечи, книги, календарики, сувениры, выпечку.
В центре Покровского Хотькова монастыря — два красивых храма. Покровский собор в камне сооружен в XIX веке, он заменил собой деревянный храм XVII века. Второй храм – громада из красного кирпича — собор Николая Чудотворца, его построили в начале XX века на месте его предшественника XVIII века. Своим роскошным великолепием напомнил нам византийские храмы Стамбула…
ПОКРОВСКИЙ ХОТЬКОВ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
В житии Сергия Радонежского говорится, что преподобный и брат его Стефан приняли монашеский постриг именно в Хотькове, «у Покрова». Произошло это вскоре после основания обители в 1308 г. (по преданию, родителями прп. Сергия Радонежского — Кириллом и Марией
И сами они в 1335-1336 гг. постриглись в Хотькове монастыре и были здесь похоронены в 1337 г.
В 1609 г. монастырь сожгли поляки, но обитель возродили. В 1640-х годах здесь выстроили первый каменный собор. Самостоятельным Хотьков монастырь стал в 1764 г., когда был возведен в 3-й класс со штатом в 17 монахинь, хотя жило в нем более 100 сестер. Здесь процветало золотошвейное искусство.
В 1916 г. в монастыре было 70 монахинь и 67 послушниц.
Главными святынями обители помимо гробницы родителей прп. Сергия Радонежского были четыре иконы Богоматери, хранившиеся в Покровском
соборе: Толгская и Смоленская, подаренные царицей Прасковией Феодоровной, Знаменская и Тихвинская, перед которой служились еженедельные молебны в память избавления обители от чумы в 1771 г. и холеры в 1848 г.
Покровский собор построен в 1816 г. с 2 приделами: во имя прп. Сергия Радонежского и во имя митр. Алексия. Храм свт. Николая Чудотворца построен в 1768 г., возобновлен в 1904 г. с 2 приделами: правым — во имя свв. апп.
Петра и Павла (освящен в 1835 г.) и левым — в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (освящ. в 1853 г.). Церковь над северными
вратами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи построена в 1791 г. Церковь над южными вратами во имя свт. Митрофана Воронежского — в 1833 г.
Раньше существовал благочестивый обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву Лавру, в память о завещании прп. Сергия старались посетить Хотькову обитель и поклониться гробнице родителей великого Радонежского чудотворца.
В сентябре 1918 г. монастырь был ограблен, в декабре 1919 г. часть зданий отдали детской колонии, в начале 1921 г. он был закрыт. После своего
закрытия монастырь фактически существовал под именем трудовой артели кустарных изделий. Монастырские здания перестраивались, разрушались, снесена была колокольня.
В марте 1989 г. в возрожденном Покровском соборе состоялся первый
молебен. С этого началась новая жизнь Покровского Хотькова ставропигиального монастыря. На его территории находятся: Покровский собор
(1810-х гг.); Никольская церковь (1902-1904 гг.); надвратные храмы Иоанна
Предтечи и свт. Митрофана Воронежского (XVIII-XIX вв.), кельи и службы (XIX в.).
Богослужение:
Праздники:
1/14 окт. — Покров Божией Матери; 24 июня/7 июля — Рождество св. Иоанна Предтечи; 9/22 мая, 6/19 дек. — свт. Николая Чудотворца;
23 нояб./б дек. — свт. Митрофана Воронежского.
Настоятельница
игумения Олимпиада (Баранова).
Адрес:
Россия, 141350, Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, г.
Хотьково, ул. Кооперативная; тел. (254) 3-00-05.
Проезд: с Ярославского вокз. Москвы на пригородном электропоезде до
ст. Хотьково, далее пешком.
История
Дата основания Покровского Хотькова монастыря неизвестна, но первая запись о нем относится к 1308 г. Поначалу монастырь был мужско-женским. В 30-х годах XIV в. насельниками обители были не только родители преподобного игумена Сергия Радонежского, но и его брат Стефан, который впоследствии ушел в пустынножитие.
Монастырь был очень беден более двух веков, пока в 1506 г. он не получил великокняжескую ругу, жалование из государственной казны в виде продовольствия. В начале XVI века в Покровском монастыре в Хотькове проживало всего 17 иноков и инокинь. К середине века обитель стала полностью женской и перешла под управление Троице-Сергиевой лавры. Покровская Церковь в те времена была деревянной. Вблизи нее в 1580 г. была построена Никольская.
Во время Смуты Троице-Сергиева лавра подверглась осаде. Хотьковская обитель была разорена, и восстанавливалась на средства Сергиева монастыря в 1620-х годах. Вскоре на средства патриаршего боярина Василия Янова началась постройка каменного Покровского храма в Хотькове. Оконченное в 1648 г., это строение было первым и долгое время единственным каменным зданием монастыря. В это время в обители постоянно жило около 40 насельниц и около 70 готовящихся к постригу мирянок.
Весь XVIII век в Покровском монастыре в Хотькове активно шло строительство. В 1745 г. построили святые ворота, обращенные к Троицкому монастырю, «первенствующему в России». Позже была построена ограда с башенками и надвратная церковь с престолом во имя Рождества Иоанна Предтечи.
В 1764 г. Покровский монастырь был отписан от Троицкого, получил самостоятельность. Началось время расцвета. Всего за 50 лет количество инокинь и прочих жителей обители достигло 400. В начале XIX в., при игуменье Евпраксии, началось возведение каменных келий и прочих строений. В те времена Покровский Хотьков монастырь был особножитным: каждая инокиня жила своей кельей, вела отдельное хозяйство. На территории обители располагался рынок, где монахини и белицы торговали выращенными продуктами с жителями окрестных деревень. Также насельницы монастыря славились великолепными рукодельными работами. Они пряли, занимались кружевоплетением, вышивкой золотом и жемчугом. Церковные облачения работы хотьковских инокинь можно увидеть в экспозиции Сергиево-Посадского музея.
В середине XIX в. было решено постепенно переходить к общежительному устройству. Через 30 лет все монахини жили в предоставленных кельях и за счет обители. Торговля также была вынесена за монастырские стены. Перед революцией в ведении Покровского монастыря была иконописная мастерская, школа для мальчиков и девочек на 70 человек, богадельня и больница.
Покровский монастырь в советское время (в 1922 г.) закрыли. Здесь располагался склад и промышленная артель. Во время пожара в 1985 г. были утеряны фрески храма, а сам он был в полуразрушенном состоянии. Мощи преподобных Кирилла и Марии в этот период были захоронены. В 1989 г. начались восстановительные работы, возобновились богослужения и монашеская жизнь. Сейчас реставрированы оба собора. При монастыре есть воскресная школа, пансионат для девочек и богословские курсы.
Материалы для Воскресных школ
Пасхальный сценарий для младшей группы Воскресной школы
Медведица и Мишутка
Сцена 1.
Медведица: С добрым утром, Мишутка!
Мишутка: Никакое оно и не доброе: дождь идёт.
Медведица: Иди скорей умываться, сейчас будем завтракать.
Мишутка: Зачем умываться, я и так чистый.
Медведица: Ох, Мишутка, Мишутка! Когда ты научишься слушаться?
Мишутка: А я разве не слушаюсь? Вот видишь – кушаю!
Зайчонок: Тетя Медведица! Можно Вас на минуточку? Наша мама заболела, а мы не знаем, как ей помочь.
Медведица: Ей поможет малиновое варенье. Идём, я тебе баночку дам.
Мишутка: А мне мама не даёт малинового варенья. Ну и пусть.… Пойду-ка я погуляю, пока мама не пришла.
Я люблю гулять по лужам –
Ни одной не пропущу!
А потом лежу простужен
И по улице грущу.
Ой, бабочка! Какая ты красивая! Можно я с тобой поиграю?
Бабочка: Я лечу на луг – там цветов много. А здесь в лесу – темно, и не видно ни одного цветочка. Хочешь, айда со мной на луг.
Мишутка: Конечно, хочу.
Медведица: Мишутка, ты где? Пропал куда-то…. Добрые соседи, помогите!
Сцена 2.
Мишутка: Я по травке на лугу
Час – второй уж бегу.
Ой, трава щекочется –
Мне смеяться хочется!
Мышонок 1-й: Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Мишутка: Возьмите и меня в игру, пожалуйста!
Мышонок 2-й: Ладно, становись.
Мышонок 3-й: Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Надо зайчика ловить.
Кто же будет догонять?
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ну, попробуй нас догнать!
Мишутка: Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи. Мы так бегать умеем – лошадь догоним. Ой, куда же вы?
Сцена 3 (перед занавесом).
Сорока: Вы слышали? Вы слышали?
Ёж: Что такое?
Белочка: Что случилось?
Сорока: Медвежонок убежал из дому! Он, наверное, уже заблудился! Поможем тёте Медведице отыскать Мишутку?
Волчонок: Поможем!
Сцена 4.
Пчёлка 1-я: Пчёлки гудят – в поле летят.
Пчёлка 2-я: С поля идут – медок несут.
Мишутка: Как вкусно пахнет мёдом! А мне так есть хочется…
Пчёлка 3-я: А где твоя мама? Почему ты один?
Мишутка: Я хотел погулять и вот потерялся.
Пчёлка 2-я: Ай-яй-яй! Ушёл без спроса! Маму надо слушаться и не огорчать!
Пчёлка 3-я: Мы не можем терять времени. Нас ждёт работа.
Пчёлка 1-я: Возьми медок, покушай, Мишутка!
Мишутка: Спасибо.
Лиса: Послушай, Мишка,
Не кушай лишка.
Живот разболится,
Где будешь лечиться?
Дай попробовать медок!
Мишутка: Угощайся.
Лиса: Ой, и вкусный был медок, только маловато. А пойдём, Мишутка, рыбу в пруду ловить.
Мишутка: Мы медведи воды не боимся. Пошли!
Лиса: Раз – карасик, два – карасик. Ну, а это – целый карп.
Молодец, Мишутка. Настоящий ты рыбак.
Ой, сорока прилетела,
Весточку мне принесла:
Отлучиться я должна.
Сиди тут, Мишутка, и лови рыбку ещё, да побольше. Посмотрим, выйдет из тебя настоящий медведь или нет.
Сцена 5 (перед занавесом).
Белочка: Сюда, все сюда! Я узнала, где наш Мишутка: мне пчёлки рассказали. Он сейчас на пруду возле луга.
Волчонок: Спешим туда!
Сцена 6.
Ласточка – мама:
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орёл домой;
Солнце скрылось под водой:
Ветер, после трёх ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?»
«Я дитя оберегал.
Колыбелечку качал!»
Мишутка (плачет): Я тоже к маме хочу…. У – у – у!
Сорока: Вот наш Мишутка!
Белочка: Не плачь, Мишутка!
Ёжик: Мы тебя отведём домой, к маме.
Волчонок: Зачем ты, Мишутка, маму обидел?! Она очень сильно переживала за тебя.
Мишутка: Я всё понял. Простите меня.
Ёжик: Мы тебя прощаем, а ты перед мамой повинись.
Белочка: Попроси у неё прощения.
Сцена 7.
Мишутка (подбегает к маме): Мамочка, прости меня, я больше так не буду. Я буду тебя всегда слушаться и не обижать.
Медведица: Я надеюсь, глупый мой малыш!
Мишутка:
Господи, помилуй! Господи, прости!
Не послушал маму…. Грех мне отпусти!
К маме прибегаю, слёзы не тая,
Вот и помирились: мама, Бог и я.
Возрождение
Наступил 1989 год, Московский патриархат получил разрушенный и оскверненный Покровский собор. С этого момента началось возрождение одной из древнейших святынь — Хотьковского монастыря.
В 1993 году игуменьей обители была назначена монахиня Олимпиада. Она вместе с первыми насельницами и начала поднимать монастырь из руин.
На сегодняшний день в монастыре действует пансион для девочек, работает духовная библиотека, посещать ее может каждый горожанин. Обитель опекает дом престарелых и детское отделение Московской областной психиатрической больницы.
В монастырь приезжают тысячи паломников, желающих понести здесь послушания и просто прикоснуться к великой святыне земли русской.
Храмы и архитектура
Покровский собор
Деревянный соборный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы существовал в 1337 году, когда в обители преставились преподобные Кирилл и Мария Радонежские. В то время они были погребены в трапезной части храма.
Собор стал первым зданием обители отстроенном в камне в 1644-1648 годах. Он был возведен и убран на средства царского стольника Феодора Василтевича Янова. Этот храм простоял до 1811 года.
В 1811-1816 годах вместо прежнего построили более просторный собор с двумя приделами: во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя святителя Алексия Московского. Пятиглавый (однокупольный с четырьмя декоративными главками), бесстолпный собор построен в стиле классицизма, из оштукатуренного кирпича с белокаменными деталями. Стены были расписаны в 1893 году. Собор был закрыт в 1935 году, росписи забелены, использовался в хозяйственных целях. Возвращен верующим в 1989 году и вновь отреставрирован — тогда были восстановлены утраченные детали фасадов, главы, внутреннее убранство, пол из каменных плит. Иконостас и утварь были выполнены в конце 1980-х — начале 1990-х годов.
Храм во имя святителя Николая Чудотворца Хотьковского Покровского монастыря, 2015. Фото Юрия Булкина |
Никольский храм
Храм во имя святителя Николая Чудотворца был выстроен в 1765-1768 годах. Это был небольшой теплый храм. В 1835 году в нем были освящены два придела: во имя апостолов Петра и Павла и в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
В 1900-1904 годах взамен прежнего был выстроен новый крупный храм на 1200 человек в русско-византийском стиле по проекту архитектора А. А. Латкова. Был расписан в 1911 году артелью Сафоновых. Кирпичный собор побелен по обмазке. Храм был закрыт в середине 1920-х годов. В 1980-х годах реставрировался, на стенах сохранились незначительные фрагменты росписи.
Святые ворота и Иоанно-Рождественский храм
Трехчастные Святые ворота с северной стороны были сооружены из кирпича в середине XVIII века. В 1791 году их надстроили церковью в честь Рождества Иоанна Предтечи. Двухсветный одноглавый храм с пониженными объемами алтаря и притвора завершен фронтонами, в нем сохранились балочные перекрытия. Святые ворота — единственный сохранившийся к началу XXI века памятник барокко в монастыре.
Южные ворота Хотьковского монастыря. Фото Анны Попковой. |
Колокольня
Была сооружена в 1834 году. Один из её колоколов весил 20 пудов и был отлит в 1694 году в Москве. Колокольню разрушили в 1934 году.
Прочие постройки
Южные Водяные ворота, два двухэтажных симметричных корпуса богадельни 1826 года постройки, и две угловые квадратные башни в два яруса 1780 года образуют южный фронт монастырских стен. К началу XXI века ограда сохранилась частично.
Трапезный, Рукодельный, Общежительный корпуса были построены в середине XIX века. Кирпичные оштукатуренные здания снаружи имеют черты позднего классицизма. В корпусах — коридорная планировка. В Трапезном корпусе находились игуменские кельи.
Монастырская больница по планировке напоминает монастырские кельи. Одноэтажное с холодным мезонином рубленое здание обшито тесом и поставлено на кирпичном цоколе; прослеживаются черты архитектуры ампира.
Дом настоятельницы и гостиница — краснокирпичные двухэтажные здания с имитацией форм древнерусского зодчества — были построены в 1900-х годах по проекту А. А. Латкова.
Об игуменье
Прошло 25 лет с того момента, как матушке Олимпиаде был вручен игуменский посох, а вместе с ним — разрушенный монастырь. На сегодняшний день обитель возродилась, славится своей красотой. Матушка игуменья продолжает возглавлять ее.
Будущая настоятельница родилась во Владивостоке, но ее семья в скором времени переехала в Саратовскую область. Когда матушке Олимпиаде исполнилось 20 лет, она покинула отчий дом, уехав в Сергиев Посад, поступила в медицинское училище. Жила в Москве, училась, после получения диплома вернулась в Сергиев Посад, где трудилась на должности медицинской сестры около 10 лет.
Бог привел будущую игуменью в Ригу, где она 13 лет прожила в Троице-Сергиевом монастыре. Обителью управляла в те годы игуменья Магдалина, ныне покойная. Матушка вспоминает о ней как о проницательном человеке, имеющем большую любовь к людям. Эта любовь покорила будущую настоятельницу Хотьковского монастыря, продолжительные и доверительные беседы со своей наставницей запомнились на всю жизнь.
В Риге матушка Олимпиада была благочинной, как выше написано, жила там на протяжении 13 лет. Затем приехала в Хотьково, где по распоряжению святейшего патриарха Алексия II стала настоятельницей обители. Через полтора года приняла сан игуменьи, в котором находится и по сей день.
На сегодняшний день в обители проживает 80 сестер, 50 из них приняли монашеский постриг. Матушке приходится нелегко, ибо у каждой насельницы свой характер, необходим индивидуальный подход. Она старается учитывать характер сестер, давая им послушания, смотрит на склонность к тому или иному делу, а также на образование. К примеру, если насельница хорошо поет, ее могут поставить на клирос, при наличии соответствующего образования — точно будет там.
В помощь паломнику
Что необходимо знать, собираясь пожить в монастыре? Во-первых, ориентироваться на собственное здоровье, ибо тяжелые послушания при наличии определенных заболеваний запрещены. Во-вторых, стоит учитывать наличие свободного времени, в период которого паломник хочет потрудиться в обители. Заранее предупреждают об этом гостиничную сестру, обговаривая сроки пребывания в доме паломника.
При заселении в монастырскую гостиницу необходимо иметь паспорт. Без документа, подтверждающего личность, могут отказать в поселении. Одеваться следует скромно, желательно в длинную темную юбку, кофту с длинным рукавом и без декольте, на голове обязательно наличие платка.
Послушание в монастыре не выбирают, куда пошлют, там паломник и трудится. Во время работы не стоит громко переговариваться с другими паломниками или насельниками обители. Праздные разговоры запрещаются, равно как и беспричинный смех.
На территории монастыря нельзя сквернословить, распивать спиртные напитки, вести себя распущенно, заигрывая с мужчинами-паломниками (увы, встречается и такое). Запрещено слушать музыку, грызть семечки, употреблять резко пахнущую пищу. В общей келье, куда селят паломников, есть нельзя, для этого в гостинице должно быть специальное помещение. Трудников кормят, как правило, дважды в день в специальной трапезной. Те, кому мало двухразового питания, могут перекусить в монастырском кафе за свой счет.
Собираясь потрудиться в обители, созваниваются с ней и заранее обговаривают свой приезд.
Монастырь сегодня
В 1992 году монастырь начал свое новое возрождение, потому что его передали опять Православной Церкви. Реставрировались и постройки обители.
Самым древним возрожденным объектом на территории монастыря стали Святые ворота с Предтеченским храмом. Он был построен в 1799 году. Еще одно из старейших сохранившихся зданий Хотькова монастыря — Покровский собор.
Своей архитектурой он представляет образец пятиглавого храма, которые возводились в эпоху классицизма. Сегодня он является главным украшением обители. В 2011 году собор был заново расписан, над ним возведен новый купол.
Сейчас, кроме собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в монастыре действуют Никольский собор, Надвратный храм святителя Митрофана Воронежского, трехчастные Святые ворота с надстроенной над ними церковью Рождества И. Предтечи и многие другие постройки. В монастыре живут монахини и послушницы. Там действуют детский приют, воскресная школа, иконописная и швейная мастерские, имеется подсобное хозяйство.
Паломники, которые направляются в Троице-Сергиеву лавру, всегда посещают и обитель в Хотьково (Московская область), чтобы поклониться мощам Кирилла и Марии.