Страшные истории про гроб

Чем страшные истории пугают и почему не всегда вызывают страх

Идеального рецепта создания действительно страшной «страшной истории» нет. Я уже не говорю о том, что существуют большие сомнения в том, что тексты подобных детских историй действительно имеют отношение к такой эмоции, как страх. На деле здесь замешан гораздо больший спектр эмоций и их оттенков: это может быть волнение, тревога, интерес, возбуждение, любопытство, удивление и даже смех.

Тем не менее, существуют попытки понять, какие из этих историй больше, а какие меньше эмоционально воздействуют на участников «страшной» практики. В своей работе я выделяю «лексические маркеры страха», то есть слова, словосочетания, в некоторых случаях полноценные предложения, которые сообщают о реакции человека, чаще всего главного персонажа событий, на эмоциональный раздражитель: «у него душа ушла в пятки», «от страха он не мог сказать ни слова», «ему было так страшно, что волосы встали дыбом» и прочее.

Отрывок из крипипасты про клоунов:

«Я не успел толком рассмотреть его, как увидел на земле записку. Мое сердце сжалось, а душа ушла в пятки. В записке было написано: „БЕГИ!“. Я побежал что есть мочи к этому сараю. А за мной бежали они. Трое людей в масках клоунов. Они бежали и смеялись, размахивая ножами. Я едва успел укрыться в этом сарае, но я знаю, что это ненадолго. Они найдут меня. Они смеются и говорят о том, что сделают с моим телом. Мне страшно. Вот один из них подобрался очень близко к месту моего обитания. Это конец».

Согласно моим наблюдениям, так как эти элементы можно спокойно включать и выключать из текста, их количество в речи рассказчика увеличивается соразмерно степени его включения в ситуацию рассказывания. Чем он больше ориентирован на эмоциональный отклик слушателей, тем вероятнее в его словах будут присутствовать «маркеры страха».

Их выделение, на мой взгляд, могло бы помочь при разграничении текстов, которые, по мнению рассказчика, способны вызвать эмоциональную реакцию, от текстов, которые в рамках конкретно взятой ситуации не выполняют функцию, предусмотренную жанром, то есть пугания.

Тем не менее до тех пор, пока не будет изобретен способ, позволяющий нам мерить эмоциональную реакцию рассказчика или слушателя страшной истории на исполняющийся текст, все рассуждения о лексических маркерах, о «страшном» и «нестрашном», по-видимому, действительно могут звучать голословно. В этом случае даже наблюдение за исполнением практики не совсем релевантно, так как мы имеем дело с игровой формой взаимодействия, при которой слова и действия не всегда соответствуют реальным эмоциями участников.

В гробу

Знаете какая самая страшная смерть на свете? Оказаться живым в гробу и понимать, что тебе конец. Всё. Не выберешься..Над тобой тонна земли, щедро утрамбованная, чтобы ты не вылез. И кроме того, что дышать тебе нечем, и ты задыхаешься, становится невероятно жарко, от чего муки увеличиваются многократно и нестерпимо. Отчаянный крик всё снова и снова вырывается из груди, но кто его услышит? Может другие мертвецы по соседству? Скоро ты успокоишься и уснёшь так же, как они. Тебе приходит мысль в голову, что может кто-то засомневается, не поверит в твою смерть, потребует эксгумацию. Как за спасательную соломинку, ты цепляешься за это. Мозг не хочет умирать, тело ещё проживёт очень долго, только дайте ему простора и свет, но солнце где-то в другом конце вселенной и первый раз ты начинаешь понимать, как оно ценно для тебя. Пробейся через толщу земли!!! Я не хочу темноту! Но темнота, липкая и страшная, не хочет уходить. Как осязаемая и живая, она поглотит тебя и будет с тобой вечно.
Насекомые и личинки уже приготовились пировать. Горбатая муха уже спешит через толщу земли, и скоро настойчиво начнёт искать щели в твоём гробу. Слышишь? Здесь ты не один. Враньё, что на кладбище всегда тихо. Это для глухих. Стоит прислушаться и ты услышишь звуки пира глубоко под землёй.
Как несправедливо устроен мир, что нужно умирать именно так. Ведь есть же другая смерть, более милосердная и не такая мучительная!
А зачем ты притворился мёртвым, а? Но это не ты виноват! Врач не захотел тебя смотреть, справка легла на стол быстро и без проблем, и даже в морге ты не пробыл и дня.
Всё это история твоей последней жизни. Никчёмной. А ты думал, что в ней есть смысл. Как смешно! Да тебя просто кинули в землю, как бродячего пса, и скули теперь на здоровье. Скули и вой на луну. Плач мёртвого, одетого в дорогой с галстуком костюм.
А может это всё затянувшийся сон? Ну бывает же так: долго и мучительно ты стремишься вырваться из его липких объятий, наконец открываешь глаза, и на смену ужасу приходит внезапное облегчение, это только приснилось, а реальность другая: нет никакого гроба, мёртвых по соседству и голодной горбатой мухи, ползущей через толщу земли.
Конечно, хотелось бы так. Но почемуто ни в этот раз. Сон затянулся и никак не проходит, и он удивительно реален. Никто не толкает тебя и не будит, и не спрашивает тревожно: «Что тебе снилось?» Ничего этого нет. Но всё-таки ты надеешься, хотя понимаешь: сны такими не бывают.
Ты думаешь о тех кто закончил так же. Ты вспоминаешь жертв землетрясений, придавленных бетонной плитой. Но там можно ждать спасателей и их проворных собак — здесь ждать некого. Всё. Наверху наверно стоит деревянный крест, водружённый на холме земли. Скоро его уберут и поставят памятник. Может из мрамора. Ты будешь смотреть с фотографии и улыбаться. Смотрите, вот какой покойный был, когда был жив и полон сил. Не правда-а-а!!! Там лицо должно быть искаженно мукой и страданием — это больше похоже на правду!
А может помолиться Богу? Но вот незадача: Ты не знаешь ни одной молитвы. Да и помогут ли они? Ты что думаешь, произойдёт чудо и с неба спустится ангел, и разверзнется земля?
Но должен же ведь кто-то услышать! Всегда есть надежда! Так говорят в любом отчаянье. И что-то делают. Но что можно сделать, чтобы разбить крепкие доски, придавленные сверху?
Мёртвых так запирают, словно опасаются, что они вновь заявятся домой. Надёжно, чтобы не выбрались. Но бывают же могилы не глубоко? Надейся, надейся. Может, тебя и вовсе не закапывали, а закрыли крышкой и ты стоишь где-нибудь в тихой комнате, а думаешь, что под землёй. Сейчас ты услышишь шаги, гулкие голоса, надо будет только закричать, стукнуть вверх и темнота отпустит, сменится светом — добро пожаловать обратно в мир живых.. Но никого нет. Они ушли, оставив тебя одного. Сходить с ума и орать до хрипоты, смешивая пот со слезами, изорвать дурацкий галстук и рубашку в клочья и разбить все руки в кровь. Боли нет, хотя возможно все суставы уже выбиты. Жаль, что нельзя вцепиться в доски зубами, искрошить их, лишь бы вернуться назад. Кто сильней: темница или ты? Твои руки и воля или прочная дверь и надёжный замок? Вот теперь это и есть борьба. Самая настоящая. Возможно, если бы ты всегда так отчаянно боролся в жизни, ты стал бы королём мира и желать тебе было бы уже нечего!
Победить смерть. Вырвать у неё из жадного рта свою жизнь, из её гнилых зубов. Старухи с косой.
Никто не думает о том, что сегодня возможно он умрёт. Его последний час пробил и развязка близка. Тело, полное жизни и сил, внезапно погаснет, как свеча при резком порыве ветра: был свет и внезапно его не стало.Те, кого ты любил, исчезли в этой темноте. Их плач и слёзы ты не услышишь. Холодный и безчувственный будешь лежать, и нет никого, кто бы мог тебя разбудить и сказать твоим родным: он вернулся к жизни…

Красные перчатки

Одна девочка пошла в магазин за перчатками. Мама сказала, чтобы она купила любые, но только не красные. Но девочка, увидев в магазине красные перчатки, не смогла пройти мимо, так они ей понравились. Когда она подошла к своему дому, то обнаружила, что тот горит. Приехали пожарные. Но никак не могли погасить пожар. Вдруг из-за дерева появилась женщина с красным лицом. Все, кто ее увидел, испугались и убежали. Девочка осталась одна. Женщина сказала, что сможет потушить дом, если девочка потом выполнит ее просьбу. Девочка согласилась. Пожар был потушен. Женщина сказала девочке, чтобы та ночью пришла на кладбище и положила на могилу в центре кладбища свои перчатки. Девочка испугалась, но еще больше она боялась не выполнить приказ. Поэтому она сделала все, что от нее требовалось. Вдруг одна могила раскрылась, с гроба съехала крышка, и из него выскочила краснолицая женщина. Она хотела схватить девочку за руку, но та убежала.

Тогда женщина закричала: «Ты просто так от меня не отделаешься! У тебя умрет бабушка!»

Так и случилось. Бабушка умерла. Когда ее хоронили, девочка опять встретила на кладбище ту женщину. И она велела ей снова прийти на кладбище. Девочка пришла, и женщина с красным лицом и в красных перчатках сказала, что этой ночью та умрет. Девочка пришла домой, легла спать и умерла. Ее похоронили. Она лежит и вдруг понимает, что находится под землей. Она увидела там своих маму и бабушку и побежала к ним. А потом вдруг заметила, что у них красные лица. И у нее тоже было красное лицо. Потом они сами стали приходить к людям, которые покупали красные перчатки.

Как определить «градус пугания»

– Считаете, что ужастики, страшные сказки и участие в Хеллоуине не могут ничем психологически грозить ребенку? Риски есть?

– Конечно. Но лично я в практике имел дело лишь с гипервозбуждением как реакцией на страшные сказки и фильмы, но не празднование Хеллоуина. Бывает, что произведение, с которым сталкивается ребенок, оказывается не подходящим по возрасту или по устройству нервной системы.

Однажды с дочкой мы смотрели пиксаровский мультфильм «Корпорация монстров». На мой взгляд, в нем изображены очень милые монстры, которые сначала жили за счет энергии детского крика ужаса, а потом за счет энергии детского смеха. Классная и интересная психотерапевтическая история. Выяснилось, что для моей пятилетней дочки эта история не смешная, не веселая, а пугающая. В тот вечер она дольше засыпала, просила стереть мультфильм с флешки.

Эмпирическим путем было показано, что интенсивность стимула оказалась для ее психики избыточна. Она не «побоялась всласть», как я ожидал, не чувствовала про себя «как здорово, что я побоялась и оказалась такая смелая». Сигнал оказался превышающим ее возможности. Очевидно, что это может произойти в любом возрасте.

Тогда речь идет о необходимости родителей следить за экологией и градусом пугания. Порой нужно вовремя убрать из поля зрения и из жизни ребенка те виды произведений искусств (сказки, мультфильмы, праздник), которые ему пока не по силам. Например, про Бабу-ягу под силу, а про монстров – не по силам.

– А каковы маркеры?

– Когда ребенок признается, что слишком страшно, когда неожиданно уходит, прячется, закрывает глаза, прижимается к родителям, когда перед сном на вопрос, как прошел день, ребенок вдруг выделяет книжку, мультфильм, событие, которое его слишком напугало.

Вообще, избыточность эмоций – это видимая вещь. Перед вами не розовощекий ребенок, который с довольной физиономией говорит: «Ух, классный и очень страшный фильм. Там такой монстр, просто ах».

Классические страшилки

Красное пятно

Одна семья переехала в новую квартиру. Все было хорошо, только на стене в комнате было красное пятно. Вот легли все спать. Вдруг из пятна вылетела рука и задушила папу. На следующую ночь красная рука задушила маму. Дети очень испугались. Они решили не ложиться ночью спать. Как только стемнело, рука показалась из пятна. Она была красная и светилась. Она полетала по комнатам, не нашла детей и вернулась в пятно. Утром дети позвали милиционера. Он пришел и выстрелил в пятно из пистолета. Оно тут же исчезло. Но когда милиционер пришел домой, на стене он увидел красное пятно…

Красные сапожки

Одной девочке купили красные сапожки. Продавщица сказала, что их можно одевать только по праздникам. Но девочка решила пойти с подружками гулять и одела красные сапожки. Девочка домой не вернулась. Ночью ее мама открыла дверь. Она открыла и увидела на полу красные сапожки.

Чёрные занавески

Однажды мама девочку послала в магазин купить розовые занавески. Но дочка купила черные занавески. Дома мать повесила их, и они легли спать. И вот ночью занавески заговорили, обращаясь к отцу: «Отец, вставай!». Он встал. «Надевай тапочки», — он надел. «Подойди к столу». Он подошел, и занавески удушили его. То же они сделали с матерью и братом. Осталась одна дочь. Занавески говорят: «Дочь, вставай!» – она лежит. «Одевайся!» – она только встает. «Иди к столу!» Она одевается. Занавески и не удушили ее.

Старое пианино

Жили-были мать, отец, сын и дочь. Дочь говорит: «Мам, мам, купи мне пианино». Мать раз – купила ей пианино в магазине. Она ночью стала играть. Играет, играет, руки такие протягиваются: раз – задушили. На другой день стал брат играть. Руки показались: раз – тоже задушили. На следующий день отец стал пианину разбирать. Разобрал: там руки на иголках волшебные висели. Отец их взял, изломал и выкинул. Пошли в магазин отдавать пианину. Смотрят – а эта старуха, продавец, без рук.

Зелёная пластинка

Жила одна девочка. Когда у нее умирала бабушка, то сказала ей: «Не включай зеленую пластинку». Но девочка не послушалась, и, когда дома никого не было, включила пластинку. И голос с пластинки запел: «Бегут, бегут по стенке Зеленые глаза. Сейчас они задушат, Да, да, да!» Потом в дверь позвонили, и девочка выключила пластинку. Она открыла дверь, и вошла мама без одной руки. На следующий день все повторилось, и мама пришла без двух рук. Потом без ног. Мама сказала девочке: «Теперь ты погибнешь сама. Не включай зеленую пластинку». Но девочка все равно включила опять. Пластинка еще не кончилась, как девочка услышала звонок в дверь. Она посмотрела в глазок, но никого не увидела. Девочка открыла дверь. На пороге стояли Зеленые Глаза. Они сказали: «Ты не послушалась мать и теперь погибнешь». И они задушили девочку.

Чёрные башмачки

Одна девочка пошла с мамой в обувной магазин. Ей там понравились черные башмачки. Мама купила ей башмачки, но сказала, что если она умрет, пусть девочка черные башмачки не надевает. Скоро мама у девочки умерла. Девочка забыла и один раз надела черные башмачки. Ночью ее мама пришла и задушила девочку.

Таинственный пирожок

Старуха продавала пирожки с мясом. Однажды у одной женщины пропала дочь. Милиция долго искала ее, но не нашла. А когда мать купила у старухи пирожок с мясом, то обнаружила в мясе ноготок своей дочери. Она сообщила об этом в милицию. Милиция произвела обыск в доме старухи и обнаружила подвал, в котором стояли большие мясорубки. 

Синие ногти

Одна учительница носила на одной руке всегда перчатку. В этом городе рассказывали, что по ночам летают синие ногти и всех душат. Эта учительница говорит одному мальчику: «Если хочешь увидеть синие ногти, выйди ночью, но спрячься за угол сарая». Ночью ногти летят, увидели его и задушили. Мальчика нашли. В школу пришла милиция и спросила у учительницы, кто велел мальчику выйти ночью. Она говорит: «Я». Тогда ей велели снять перчатку и увидели у нее синие ногти. Ее сразу забрали в милицию.

Чему учит «гробик на колесиках»

Петр Дмитриевский. Фото: Facebook

– Вы встречали детей, травмированных Хеллоуином?

– Не встречал никогда.

– Почему же детей тянет к страшному?

– Детям и подросткам важно и интересно бояться. Маленький человек очень многого боится в этом мире

Игры, в которых можно пугать – для ребенка это возможность побыть на стороне не того, кто хронически испуган, а на стороне того, кто сам может пугать.

Существование сказок «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», в Европе – «Мальчик с пальчик», «Кот в сапогах», для более позднего возраста – страшилок про «Гробик на Колесиках» и прочих историй о смерти – это игровой способ приучить детскую психику проживать страх и найти собственные способы совладания с ним.

– И как сказки или празднование Хеллоуина помогает?

– Есть две естественные реакции, доставшиеся нам от животного мира: атака на обидчика и бегство. И не стоит пугаться этой формы психической тренировки. Если взрослые не дают этот опыт детям в виде сказок, дети сами организуют его себе в виде страшилок в пионерском лагере.

Даже фильмы ужасов – это возможность взрослому встретиться со своим страхом в моделируемой игровой ситуации. Встречаться с ним в реальной ситуации насилия, землетрясения, аварии куда страшнее.

– То есть это эксперимент?

– Да. Когда вы читаете ребенку сказку, то он может сказать: «Стоп. Мама, закрываем книжку, больше читать сегодня не хочу». Если подросток слышит страшную историю в пионерском лагере, он может сказать: «Ребята, здорово, но мне хватит, я пошел».

Это ситуации, когда дозирование страха находится во власти ребенка. При этом даже рассказы про Кота в сапогах – это область, где подросток овладевает стратегиями поведения в ситуации страха.

– Как это происходит?

– Через персонажей, конечно. Учимся у них. Одни убегают, другие находят способы дать отпор. Например, в случае с людоедом Кот в сапогах применил хитрость, а обычно персонажи убегают от угрозы смерти.

Убегать, давать отпор и звать на помощь – это три стратегии, которым нужно и важно учиться. Любому человеку важно уметь выдерживать страх, а не падать сразу в обморок

Сказки, да и участие в Хеллоуине можно сравнить с игрой тигрят, которые мутузят друг дружку по-игрушечному, но в этой игре научаются реальному поведению в охоте, от которого в будущем будет зависеть их жизнь.

В игровой форме человек получает навык. Когда ситуация наступает в реальной жизни, ребенок, который читал страшные сказки и рассуждал про них, имеет чуть больше вероятности среагировать на угрозу эффективным способом.

Удивительный гроб

Напишу от первого лица (как мне рассказывала бабушка):
“Мы с ребятами только-только окончили археологический институт и приехали в Псковскую область к реке Великой, т.к. ходило много слухов, что в ее песчаных обрывистых берегах много древних захоронений. С нами приехал наш преподаватель – это был пожилой мужчина, который весьма ловко “управлял” нашей командой копальщиков. Мы взяли лопаты и принялись за работу.
Не прошло и получаса, как мы наткнулись на гроб. Причем кто-то из ребят копнул – раз! И песок сам расступился перед нами, обнажив черный деревянный ящик. У нас были фотоаппараты, и мы, не вытаскивая его, принялись фотографировать. Сделав необходимое количество кадров, наш преподаватель дал сигнал вытаскивать гроб. Он был легкий и сделан из очень странного материала – то ли дерево, то ли еще что-то выкрашенное в черный цвет. Гроб красиво отливал серебром. Опять же мы со всех сторон его сфотографировали. Здесь наш старик дал сигнал открыть гроб, что, как потом оказалось, было огромной ошибкой.
Надо заметить, что погода в тот день стояла летняя и жаркая. Мы находились на берегу совершенно беззащитные от палящих лучей солнца, соответственно, наша находка тоже.
Нам не пришлось прикладывать больших усилий, чтобы открыть гроб. Мы лишь слегка приподняли крышку, она будто сама открылась. Тут нашим глазам предстала удивительная картина: в гробу лежала девушка, очень красивая. Глаза ее были закрыты, на голове шикарный кокошник. Ее тела было не видно – она была укрыта какой-то накидкой. Мы тут же начали ее фотографировать. И тут произошло чудо – ее губы зашевелились, и она улыбнулась. Это видели все, а нас там было человек пятнадцать. Мы все так и встали с открытыми ртами. Здесь солнце сделало свое черное дело – кожа девушки прямо у нас на глазах начала превращаться в труху, и вскоре перед нами лежал скелет. Все произошло так быстро, что никто не успел опомниться. Солнце так же повлияло и на гроб – его серебристый оттенок пропал, насыщенный черный выгорел.
Наш преподаватель очень долго корил себя за то, что не додумался сделать какой-то навес над гробом, прежде чем вскрывать. Кто знает, возможно такую реакцию вызвал еще и воздух – никто не мог сказать наверняка. У нас остались снимки этой прекрасной девушки, и на них было ясно видно, что ее губы плотно сжаты. Однако не могла же улыбка привидеться всем и сразу, включая взрослого преподавателя. Этот необъяснимый случай потряс всех нас.
То, что девушка сохранилась в таком состоянии до наших дней, удивило нас меньше всего. Ведь еще в древнем Египте люди научились делать мумий и т.п. Чем русские плохи?
В тот день мы откопали еще несколько гробов, и при их вскрытии уже не повторили прежней ошибки, но к сожалению в них мы нашли лишь очень плохо сохранившееся останки, ничего более”.

Новые страшные истории. Гроб на колёсиках

Гроб на колёсиках

    Был первый день весенних каникул. Девочка осталась дома одна. Мама ушла на работу, а девочка стала развлекаться: играть в куклы, мазаться маминой косметикой, смотреть телевизор. Там как раз шли какие-то новости.
    Вдруг показали какое-то кладбище. Ворота кладбища открылись, а из них выкатывается гроб. Такой красивый, чёрный и блестящий гроб. Что интересно, он выкатился без всякой посторонней помощи. И тут чей-то голос в телевизоре сказал:
    — Девочка, а девочка! Гроб на колёсиках ищет твою улицу. Скоро он найдёт её.
    Девочка испугалась, выключила телевизор. Она решила спрятаться. Убежала на кухню. Залезла под стол. Вся сжалась чтобы её не было видно. А тут радио сообщает:
    — Девочка, а девочка! Гроб на колёсиках нашел твою улицу. Сейчас он ищет твой дом.
    Девочка побежала к телефону звонить маме на работу. А в трубке тот же голос говорит:
    — Девочка, а девочка! Гроб на колёсиках нашел твой дом. Сейчас он ищет твой подъезд.
    Девочка стала метаться по квартире, не зная куда спрятаться. Она схватила свой сотовый телефон и залезла в стиральную машину. Только она собралась позвонить маме, как телефон сам заиграл. И мелодия была — «Похоронный марш». В телефоне заговорили:
    — Девочка, а девочка! Гроб на колёсиках нашел твой подъезд. Сейчас он ищет твою квартиру.
    Девочка посмотрела кто же это ей звонил. В телефоне было написано: «Хозяин Кладбища». И тут от Хозяина Кладбища пришла эсэмэска:
    — Девочка, а девочка! Гроб на колёсиках нашел твою квартиру. Сейчас он ищет твоё убежище.
    И тут весь мир завертелся. Вечером мама нашла свою дочку в стиральной машине. Девочка была такая вся из себя умытая и свежепостиранная. И ещё она была немного дохленькая. А во рту у неё было чёрное колёсико.

———
Сайт «Страшные истории»
strah@karmanov.su

Что особенного в современных страшных историях и как крипипаста проникает в устную среду

В XXI веке классические страшные истории за редким исключением бытуют в естественной для них ситуации — по-видимому, в среде младших школьников. Можно предположить, что такие истории перестали удовлетворять детскую потребность в «страшном», подводя к постепенному обновлению репертуара: тот же гроб на колесиках из-за того, что пересказан несколько раз за множество лет, уже не так пугает.


Слендермен — безликий персонаж в черном костюме с галстуком и длинными конечностями, обитающий в лесу и промышляющий кражей детей при помощи своих щупалец. Был создан участником интернет-форума Something Awful на конкурсе Create Paranormal Images в 2009 году

В своем изначальном виде термин «крипипаста» использовался для обозначения крипи-текстов, опубликованных на соответствующих тредах и далее путем репостов распространяющихся по соцсетям. Согласно этой логике, любые тексты — истории про призраков в заброшенных домах, бесплотных духов, отвратительных зомби, безумных маньяков и прочих характерных для страшного фольклора персонажей — могут именоваться крипипастой, если будут постоянно поститься и репоститься в интернете. Снова и снова.

Отрывок из крипипасты про Слендермена:

«С замиранием сердца я подошла и сорвала записку. На ней огромными буквами было написано единственное слово: „БЕГИ“. Кровь застыла в жилах, и сердце начало учащенно биться, когда я поняла, что сзади меня стоит ОН. Лесную тишину прорезал громкий крик; фонарик с камерой вывалились из рук. Я повернулась, чтобы убежать. Он стоял передо мной. И я поняла… это конец. Последнее, что я помню, это резкое головокружение и дикую боль, пронзившую всё мое тело. И лицо. Холодное, пустое, страшное лицо».

Наряду с большим количеством ничем не примечательных текстов в крипипасте выделяют некоторых персонажей, ассоциирующихся в устной среде в первую очередь с видом сайтов, на которых их распространяли. И это при том, что очень часто персонаж или сюжет — заимствование из других отслеживаемых источников.

Так, Слендермен — безликий персонаж в черном костюме с галстуком и длинными конечностями, обитающий в лесу и промышляющий кражей детей при помощи своих щупалец, был создан участником интернет-форума Something Awful в 2009 году в рамках конкурса Create Paranormal Images. Образ в том числе благодаря крипипасте приобрел широкую известность, он стал персонажем компьютерных игр, фан-артов.

Теперь довольно часто при упоминании крипипасты дети вспоминают именно Слендермена, а также не менее знаменитых Джеффа Убийцу, Смеющегося Джека, Оффендрмена и Бена-утопленника.

Однако если в самом начале практика подразумевала письменный обмен историями, в какой-то момент они вместе с модой на термин «крипипаста» начинают проникать в устную среду, рассказываться детьми наравне с другими текстами страшного фольклора. Здесь непонятно только, что теперь сами дети начинают подразумевать под крипипастой, которую так активно рассказывают.

Мы насмехаемся над смертью на Светлой Седмице

– Есть ли границы, которых нужно держаться, чтобы это не стало проблемой?

– Родители всегда имеют власть устанавливать правила дома. Они главные и вполне могут сопротивляться попыткам посягнуть на эти правила. Например, они могут не хотеть праздновать Хеллоуин, не хотеть, чтобы кухня была украшена паутиной, летучими мышами и светящимися тыквами…

Власть дома должна быть реализована в твердой, но дружелюбной форме. «Пойми, сынок, вот это мы поддерживаем, а это – нет». К тому, что творится вокруг: на улице, в магазине, даже в школе – родитель может и должен показать свое отношение, но не рваться в бой, пытаясь закрыть и отвлечь ребенка от всего этого.

– Считаете, не стоит вставать в позу: «Ты мой сын, ты православный, не пущу на Хеллоуин».

– Авторитарность, директивность всегда замешана на собственном страхе. Большой страх, который стоит за родительской авторитарностью, – это тот вид пугания, который для психики совсем не полезен. Считать, что мир полон опасностей и чуть не туда наступил, как тут же пропал – это наивно.

Учите: у нас дома так, у этих ребят – эдак, и мы сосуществуем. До ребенка нужно донести, что с собственной идентичностью, с собственным пониманием того, что ему подходит или не подходит, он может в этом мире выдерживать разницу между собой и другим. Он способен выдержать различие, оставаясь верным себе, не ужасаясь и не падая в обморок от того, что кто-то считает по-другому.

– А как с подростками говорить об этом? Сегодня мы идем в храм, а завтра в школе Хеллоуин?

– Нужно делать акцент на то, почему мы это не поддерживаем дома. Не стоит нагнетать градус паники. Стоит рассказать про людей, которые дергают тигра за усы и пытаются совладать со своим страхом смерти, но… стоит вместе с тем рассказать, что наш аналог Хеллоуина – Пасха. Именно тогда мы говорим: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» Мы насмехаемся над смертью на Светлой Седмице.

Что такое страшные истории и как они появились

Говоря о страшных историях, нужно начинать с так называемых пионерских страшных историй, которые еще называют классическим корпусом. Впервые их зафиксировала в середине 1960-х годов О.Н. Гречина. Позже их ввели в научный оборот вместе с термином «страшная история», куда и вошли многим знакомые истории про гробы на колесиках, желтые шторы, черные утюги и прочее.

Классический корпус сюжетно ограничен и более-менее фиксирован. Однако точное время и место его возникновения до сих пор не известны исследователям.

Отрывок из страшной истории про леггинсы-убийцы из архива Эсты Матвеевой:

«В общем, жила-была девушка, ей было лет 18. У нее была одна проблема: она была весьма полной. Ну то есть жирной, девушка жирной была жутко. Как-то раз она идет по городу и думает, как у нее все плохо, она жирная, и что нет у нее возлюбленного, ее гнобят. В общем, ей плохо, и тут она заходит в подворотню и видит там цыганку. А цыганка ей говорит: „Я смотрю, ты страдаешь, и смотрю, от избытка жира, я подарю тебе такие леггинсы, ты ходи в них на дискотеку и похудеешь“. Надела девушка эти леггинсы и пошла в клуб. Танцевала она там, танцевала, приходит домой, снимает их, смотрит в зеркало и понимает, что стала совсем худой. Она подумала, что это круто, и снова пошла на дискотеку. Но так получилось, что она опять зашла в подворотню. Там снова цыганка, и она обращается к девушке: „Ты похудела, так что теперь леггинсы не надевай“. Не послушалась девушка цыганку, надела леггинсы и пошла танцевать. Приходит домой, снимает леггинсы, смотрит в зеркало, а она скелет. И она умерла».

Еще есть масса, в том числе и по своей неоднородности, других историй той же жанровой прагматики, которые в классический корпус исследователями до некоторых пор не включалась.


Фото: wikimedia

До момента фиксации первых текстов в 60-х нет ни одного источника, в котором мы могли бы их найти. На самом деле, их просто не записывали: наука того времени не признавала и не видела пользы в изучении детских коллективов и бытующего в них фольклора. Тогда изучались лишь игры, сказки, песни и прочее.

При этом по косвенным источникам можно сказать, что жанр существовал и в первой половине XX века: информация о них зафиксирована в литературных мемуарах, воспоминаниях пожилых людей, чье детство приходилось на 40–50-е годы, газетах и журналах того времени, в некоторых случаях в художественной литературе. Однако их недостаточно для того, чтобы проследить истоки формирования корпуса этих историй.

3 вариант страшилки: Гроб на колесиках

Одна девочка сидела дома и играла. Вдруг по радио объявляют:

“ПО ГОРОДУ ЕЗДИТ ГРОБ НА КОЛЁСИКАХ. ВСЕ ЗАКРОЙТЕ ОКНА И ДВЕРИ!”

Девочка не послушалась. Через минуту радио снова объявляет:

“Девочка, девочка, гроб на колёсиках нашёл твой дом. Он ищет твой подъезд!”

А девочка играет. Радио снова объявляет:

“Девочка, девочка, гроб нашёл твой подъезд, он ищет твою квартиру!”

Девочка не обращает внимания. А радио снова объявляет:

“Девочка, девочка, гроб на колёсиках нашёл твою квартиру, он въезжает!”

Чёрный гроб в квартиру заехал! Девочка рассердилась и пнула гроб.

Гроб и развалился. Оттуда выбежала Баба Яга и закричала!:

“Последнюю коляску сломали!”

Читать страшилки на ночь:

  • ➩ Ниночка
    ➩ Красный рояль
    ➩ Avemortuus.ogg
    ➩ Юный некромант: страшилка для детей
    ➩ Ужин в гостях
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector