Уния
Содержание:
- «Новая идентичность»
- Структура
- Библиография
- «Ложь во спасении» и множество вопросов к униатам
- Различия между терминами «соборная» и «кафолическая»
- Прекурсоры
- Ядра
- Термин «кафолическая церковь» содержится в Апостольском Символе Веры
- Появление Украинской греко-католической церкви
- История
- Прекурсоры
- Католики об отличиях католической и православной церквей
«Новая идентичность»
После того как по договору 1667 года Западная Украина официально вернулась под контроль Варшавы, польские власти усилили поддержку унии на Галичине и Волыни. Православных священников заставляли переходить в унию под угрозой жестоких репрессий.
Также по теме
«Инструмент политических игр»: в МИД России призвали Киев не вмешиваться в дела церкви
Украинские власти используют новую церковь в качестве политического инструмента. Об этом заявили в МИД России. В ведомстве призвали…
Однако после раздела Речи Посполитой на землях, вошедших в состав России, начался обратный процесс. Екатерина II была настроена категорически против унии, и только вмешательство папского нунция уберегло грекокатолических священников от серьёзных неприятностей.
Павел I и Александр I были более лояльны к грекокатоликам. При них униатам вернули часть храмов и даровали самостоятельное управление. Ситуация снова изменилась при Николае I — по результатам собора в Полоцке 1839 года православной церкви переподчинили 1607 униатских приходов, а в 1875 году униатство в Российской империи было полностью ликвидировано.
В конце XIX столетия Папский Престол воспользовался ухудшением отношений между Россией и Австро-Венгрией, контролирующей Галичину. Местные грекокатолики пользовались лояльным отношением со стороны Вены и участвовали в активной украинофильской пропаганде, фактически навязывая местным восточным славянам новую национальную идентичность.
Униатское духовенство активно поддерживало создание на Галичине военно-спортивных организаций, на базе которых затем были сформированы проавстрийские воинские части «сечевых стрельцов».
В 1920—1930-е годы по итогам советско-польской войны Западная Украина оказалась под властью официальной Варшавы. Украинская грекокатолическая церковь пользовалась поддержкой власти. Возглавлявший УГКЦ Андрей Шептицкий поддерживал хорошие отношения с поляками и некоторое время даже публично осуждал Организацию украинских националистов, боровшуюся с польским влиянием. Однако вскоре у него завязались дружеские отношения с Андреем Мельником — родственником основателя ОУН Евгения Коновальца.
- Андрей Шептицкий
После начала Великой Отечественной войны Шептицкий поддержал нацистов. Он приветствовал германские войска и лично поздравил Адольфа Гитлера со взятием Киева. В свою очередь, Берлин дал указание нацистским спецслужбам, действовавшим на советских территориях, поддерживать УГКЦ. Сотрудники абвера жили прямо в резиденции Шептицкого, а сам митрополит помогал немцам угонять на работы в Германию украинскую молодёжь. Правда, в то же время Шептицкий обращался с рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру с призывом остановить холокост.
В дальнейшем Шептицкий защищал УПА* от обвинений в геноциде поляков на Волыни и призывал бандеровское руководство ввести в своих подразделениях институт военных капелланов. Однако осенью 1944 года Шептицкий приветствовал уже советские войска, называя их освободителями.
В 1946 году прошёл Львовский собор, в котором принимали участие униатские священники, но не епископы. Собор принял решение о присоединении УГКЦ к Русской православной церкви. С этого момента на территории СССР униаты действовали только подпольно. Одновременно с началом холодной войны Рим начал активно создавать новые структуры УГКЦ за рубежом, среди выходцев с Западной Украины, сотрудничавших с нацистами и бежавших в Европу и Америку в 1944—1946 годах.
Структура
В связи с религиозной свободой, возникшей после падения коммунизма, немногочисленные русские католики призвали назначить экзарха на давно существующую вакансию. Подобный шаг вызвал бы резкие возражения со стороны Русской православной церкви, из-за чего Святой Престол не действовал из соображений экуменизма. Однако в 2004 г. рука Ватикана была вынуждена, когда собрание русских католических священников на территории вакантного экзархата использовало свои права по каноническому праву для избрания отца. Сергей Голованов как временный администратор. Затем Ватикан быстро заменил отца Сергея епископом. Джозеф Верт, то Латинская церковь Апостольский администратор Сибири, базирующийся в г. Новосибирск. Он был назначен Папа Иоанн Павел II как обычный для всех Восточные католики в Российская Федерация. По состоянию на 2010 год в органах власти зарегистрировано пять приходов. Сибирь, пока в Москва два прихода и пастырский центр действуют без официальной регистрации. Есть также сообщества в Санкт-Петербург и Обнинск. К 2018 году было зарегистрировано 13 приходов и пять пастырских пунктов в Сибири, семь приходов и три пастырских пункта в европейской части России. Некоторые приходы обслуживают украинскую общину. Ординариата имеет минимальную структуру. А Византийский католик митральный протоиерей служит секретарем ординарного. Есть священник-координатор для приходов в Сибири, литургическая комиссия и катехизическая комиссия.
За пределами России есть русские католические приходы и религиозные общины в Сан-Франциско, Нью-Йорк, Эль Сегундо, Денвер, Мельбурн, Буэнос айрес, Дублин, Meudon, Париж, Chevetogne, Лион, Мюнхен, Рим, Милан, и Сингапур.[нужна цитата] Все они находятся под юрисдикцией соответствующих местных епископов римского обряда. Общины в Денвере, Дублине и Сингапуре не имеют русского национального характера — они существуют для местных католиков, желающих поклоняться в русско-византийском стиле.[нужна цитата]
По состоянию на 2014 год два экзархата Россия и Харбин все еще перечислены в Annuario Pontificio сохранились, но они еще не восстановлены, и новые епископы русского обряда не были назначены во главе их.
- 1997 – 2004 Протопресвитер Сергей Голованов
- 2004 — Настоящий епископ Джозеф Верт (временный)
Библиография
- Деси, Серж (1993). Церковь Мелките . Бостон: София Пресс.
- Дик, Игнатиос (2004). Мелкиты: греческие православные и греко-католики Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского Патриархатов . Бостон: София Пресс.
- Фолк, Эдвард (2007). 101 вопросы и ответы о восточно-католических церквях . Нью-Йорк: Paulist Press. ISBN 978-0-8091-4441-9.
- Парри, Кен; Дэвид Меллинг, ред. (1999). Словарь Восточного христианства Блэквелла . Молден, Массачусетс: издательство Blackwell Publishing. ISBN 0-631-23203-6.
- Рая, Джозеф (1992). Византийская церковь и культура . Аллентаун, Нью-Джерси: Alleluia Press. ISBN 0-911726-54-3.
- Роккасальво, Джоан Л. (1992). . Колледжвилл, Миннесота: литургическая пресса. ISBN 0-8146-2047-7.
- Тавил, Джозеф (2001). Антиохийский Патриархат на протяжении всей истории: Введение . Бостон: София Пресс.
- Зогби, Элиас (1998). Вселенские размышления . Фэрфакс, Вирджиния: восточно-христианские публикации. ISBN 1-892278-06-5.
«Ложь во спасении» и множество вопросов к униатам
Впрочем, когда речь идет о деятельности УГКЦ в Украине, недоумение является чуть ли не единственным чувством, возникающим в душе у каждого православного человека. И действительно, резюмируя все вышесказанное, хочется задать нашим братьям греко-католикам несколько ключевых и однозначных вопросов:
1) До каких пор греко-католики будут скрывать правду от населения Украины и открыто, через средства массовой информации, не объявят украинскому народу о том, что они не имеют к Православной Церкви никакого отношения?2) Объявят о том, что по сути своей УГКЦ — это католическая церковь, полностью принимающая католическое вероучение со всеми его отличительными признаками (будь то «папский примат», или католическая мариология, или юридическая сотериология и т.д.).3) Объявят о том, что главой их церкви является не кто иной, как Папа Римский, и что они не являются самостоятельной (автономной) украинской церковью, а напрямую подчиняются своему главе и находятся под непосредственным управлением иностранного государства Ватикан, главой которого и является Папа Римский.4) Объявят о том, что они не имеют никакого отношения к факту Крещению Руси, по той простой причине, что святой равноапостольный князь Владимир отверг предложение западных миссионеров и принял крещение от православной Византии.5) Честно скажут о том, что и сама идея унии между православными и католиками является идеей, не способствующей диалогу между восточными и западной христианскими церквями: «Униатство – неподходящий метод поиска единства, так как он противоречит общей традиции наших церквей. Так сказано в статье 2-й Баламандской декларации Смешанной православно-католической комиссии по богословскому диалогу» (6).
На мой взгляд, это было бы честно и по отношению к своим братьям православным, и по отношению ко всему народу Украины. В конце концов, чего они боятся? Того, что люди узнают правду? Но разве не стремление к правде должно руководить христианином? Может быть, настало уже время сказать людям правду и перестать прикрываться православными облачениями и обрядами? А если еще не настало – то почему? Или, может быть, наши греко-католики исповедуют, так называемую, концепцию «лжи во спасение»?
Признаюсь, мне трудно найти ответы на эти вопросы. Трудно понять, почему так поступают люди, называющие себя христианами. Но я точно знаю, что так поступают мошенники. Именно мошенники, с целью обмана людей, выдают себя за тех, кем не являются на самом деле. Именно мошенники скрывают свои истинные цели и берут на вооружение ложь, т.е. именно мошенники, принимая на себя вид (в случае греко-католиков, православные обряды) честного человека, на самом деле пользуются противозаконными методами в своей деятельности.Трудно поверить в то, что наши братья греко-католики пользуются методами мошенников. И все же, пока они не скажут открыто о том, кем они являются на самом деле, вряд ли мы сможем им доверять.
Ccылки:1. Прозелитизм – стремление обратить других в свою веру (Л.П.Крысин. Толковый словарь иноязычных слов. Москва. Издательство «Русский язык». 2002. Стр. 566)2
Кстати, на этом моменте остановил свое внимание почетный профессор экзегезы Нового Завета Афинского университета и богословский делегат от Иерусалимского патриархата в Смешенной международной комиссии, Георгий Галитис, который: «… написал открытое письмо римо-католическим членам этой комиссии, в котором он выражает свое недовольство и раздражение возрождением Униатских церквей в Восточной Европе, этого «троянского коня, этого копья, нацеленного на порабощение православия». Он далее осуждает ватиканскую тактику оживления экклезиологической неприемлемой лжи, маски и лицемерия, скрытых в униатстве и предупреждает о катастрофических последствиях униатства для отношений между православием и римским католичеством» (400 лет Брестской церковной унии
Сборник материалов международного симпозиума Неймеген, Голландия. Издательство ББИ. 1998 г. стр. 113-114).3. 400 лет Брестской церковной унии. Сборник материалов международного симпозиума Неймеген, Голландия. Издательство ББИ. 1998 г. стр. 240.4. 400 лет Брестской церковной унии. Сборник материалов международного симпозиума Неймеген, Голландия. Издательство ББИ. 1998 г. стр. 94-97.5. 400 лет Брестской церковной унии. Сборник материалов международного симпозиума Неймеген, Голландия. Издательство ББИ. 1998 г. стр. 94.6. 400 лет Брестской церковной унии. Сборник материалов международного симпозиума Неймеген, Голландия. Издательство ББИ. 1998 г. стр. 246.
Различия между терминами «соборная» и «кафолическая»
В Древней Руси Христианская Церковь называется «соборной» или вселенской. Такой прямой перевод распространился в XI веке. Именно тогда в качестве полноты Церкви себя объявила одна поместная церковь — Римская.
В результате в 1054 году произошёл раскол, поставивший другие поместные церкви в положение схизматических обществ. Тогда же Римская церковь присвоила себе название Католическая, то есть стала назваться тем названием, которым могли называться все другие поместные церкви.
Герб папства: тройная тиара и ключи. В XI веке в качестве полноты Церкви себя объявила одна поместная церковь — Римская
Перед переводчиками церковных книг в России стал вопрос: как в этом случае переводить термин «кафоличность»? Православным требовалось сохранить чистоту того постулата, что каждая поместна Церковь выражает полноту вселенской Церкви.
При этом кафолической уже назвалась Константинопольская церковь. Именно поэтому решили воспользоваться словом «соборность», хотя оно и не тождественно слову «кафоличность».
Соборной может быть названа любая поместная церковь. Церковь же вообще в христианстве именуется вселенской. Называть поместную церковь вселенской невозможно, как нельзя назвать часть общим. Кафоличность или вселенскость проявляется даже в самой малой общине.
Для того чтобы собрание стало церковью, необходимо присутствие Христа, а для этого, в свою очередь, нужен епископ — залог присутствия Христа среди Своего стада. Именно поэтому все поместные церкви равны и идентичны друг другу. Их прообраз — Небесная Церковь, описанная в «Откровении» святого Иоанна Богослова.
Что же касается термина «соборность», который используется в русском православии, то его необходимо понимать так, что каждая поместная церковь — часть Единой Кафоличной Церкви. Несмотря на то что поместные церкви самостоятельны и самоценны, они едины как Тело Христово.
Таким образом, в русском православии «соборность» — это попытка вернуть термину «соборность» тот его смысл, который в него вкладывался до раскола церквей в 1054 году.
Прекурсоры
В России предполагается[] что после постепенного развития Раскол между Востоком и Западом, небольшая группа русских семей поддерживала себя как «старокатолики» (рус: старокатолики (старокатолики)), имя, которое не следует путать с Доллингерит Старый католик церковь Европы и Соединенных Штатов, которая формально раскололась с Римско-католической церковью в результате реформ Первый Ватиканский собор. Статус этой группы русских «старокатоликов», семей и групп лиц, которым союз с Рим остается существенным, и его отношение к нынешней Русской католической церкви все еще остается неясным.
Современная Русская Католическая Церковь во многом обязана вдохновению поэта и философа. Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900), которые, вслед за Данте, что так же, как мир нуждался в Царь как универсальный монарх, Церковь нуждался в Папа Римский как универсальный церковный иерарх. Следуя учению Соловьева, русский православный священник, Николай Толстой, вступил в полное общение с папский престол под Мелькитский греко-католический византийский обряд Патриархат Антиохии. Соловьев получил сакраментальную Чрезвычайное Соборование от отца Толстого, полагая, что при этом он также остался верным членом Русской Православной Церкви. Православные власти[] относиться к Толстому как к отступнику[нужна цитата] и «бывший священник», но имеют тенденцию подразумевать, что Соловьев все же умер православным христианином. Тем не менее Соловьев никогда не отказывался от своих настроений в пользу союза с католическая церковь и папский престол, и по сей день многие[] Русские католики называют себя членами ‘Русской Православный Церковь в общении с Римом ».
Ядра
Карта древнего мира с центром в Греции.
Основываясь на приведенном выше определении, «ядрами» греко-римского мира можно с уверенностью сказать, что это Итальянский полуостров , Греция , Кипр , Пиренейский полуостров , Анатолийский полуостров (современная Турция ), Галлия (современная Франция ), то сирийский регион (современные страны левантийских из Израиля , Центрального и Северной Сирии , Ливан и Палестина ), Египет и Римской Африка (соответствующие современного Тунис , Восточный Алжир и Западной Ливия ). Занимая периферию этого мира были так называемые «Римской Германией» (на современных альпийские странах из Австрии и Швейцарии и Декуматских полей , на территории между главным , Рейном и Дунаем реками ), в Иллирии (современный Северные Албания , Черногория , Босния и Герцеговина и побережье Хорватии ), то македонская область , Фракия (соответствует современной Юго — Восточной Болгарии , северо — восточной части Греции и европейской части из Турции ), Мезии (примерно , соответствующей современной Центральной Сербии , Косово , Северная Македония , Северная Болгария и румынская Добруджа ) и Паннония ( что соответствует современной западной Венгрии , в Австрии земель в Бургенланд , Восточной Словении и Северной Сербии ).
Также были включены Дакия (примерно современные Румыния и Молдавия ), Мавритания (современные Марокко , Западный Алжир и Северная Мавритания ), Иордания , Южная Сирия и Синайский полуостров Египта ) и Херсонес Таврический (современный Крым и побережье Украина ).
Греко-римский мир имел другой «мир» или империю на востоке, персы, с которыми постоянно взаимодействовали: Ксенофонт , Анабасис , Страна марша, греко-персидские войны , знаменитые битвы при Марафоне и Саламине , Греческая трагедия персы по Эсхила , Александра Великого ‘s поражение персидского императора Дария III и завоевание империи персидской , или позже римских генералов трудности с персидскими войсками, такие как Помпея Великого , и Марк Лициний Красс (покоритель рабов-генерала Спартака ), который был разбит на поле боя персидскими войсками и обезглавлен ими.
Термин «кафолическая церковь» содержится в Апостольском Символе Веры
Рассматриваемый термин содержится в тексте Апостольского Символа веры. Он написан не позже II века.
Точная же дата написания документа неизвестна. В 381 году Второй Вселенский Собор дополнил Никейский Символ веры словами: «… Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».
После этого Название Церкви Божией кафолической стало признанным экклисиологическим термином, как на Востоке, так и на Западе.
Икона, изображающая святых отцов Первого Никейского собора, держащих Никео-Цареградский Символ Веры
В связи с этим преподобный Викентий Ларинский говорил о том, что для Церкви в ее вселенской ипостаси необходимо заботиться о том, чтобы поддерживать чистоту веры.
Кстати, до формирования формулы Константинопольского собора (381 года) христианская Церковь называлась просто святой.
В те времена вся Церковь называлась кафолической, в Русской Православной Церкви применялся термин «соборная» в качестве перевода с греческого. Это закрепили в церковнославянском тексте Символа веры.
Появление Украинской греко-католической церкви
Не будет преувеличением сказать, что само заключение Брестской унии, т.е. фактически рождение Украинской Греко-католической церкви началось со лжи. Для тех, кто не очень хорошо знает историю, напомним, что сама идея унии предполагала восстановление евхаристического общения между православными и католиками.Увы, но ничего этого не произошло. На деле же ходатайство части православных (в том числе и некоторых иерархов) Киевской митрополии об общении в Таинствах было принято как просьбу о принятии православных в Римскую церковь: «Такое толкование унии не допускало ни автономии Киевской церкви как самостоятельной митрополии, ни сохранения единства с церквями, пребывающими в расколе с Римом» (3).
Для достижения своих целей Рим охотно спекулировал на невежестве той части простого православного народа, представители которой слабо разбиралась в вероучительных тонкостях и попросту не заметили подмены, удовлетворившись тем, что обрядовая сторона униатской церкви во многом походила на православие.
Именно поэтому протопресвитер Георгий (Металлионос), являющийся ординарным профессором истории богословия Афинского университета, охарактеризовал Брестскую унию как метод: «… которым феодальное папство пользовалось для подчинения православия Риму. Хитроумной предпосылкой, включенной в этот метод, является, так называемое, сохранение свободы и непрерывности восточных традиций. Она же служит в качестве алиби, насаждающим западное влияние эксправославным, поскольку таким способом предательство ими своих традиций и своего народа прикрывается их приверженностью внешним чертам православия… Металлинос заключает, что униатство, и особенно Брестская уния – ужасное явление, это пятая колонна, концепция, опасная для христианского единства. Согласно Металлиносу, подлинное церковное единство может быть достигнуто только тогда, когда папство откажется от своих ересей, от своих тоталитаристских и ложных догматов и вернется к православию». (4)
История
Византийский католицизм был незаконным в царской Российской империи на протяжении 1800-х годов и до 1905 года, когда Царь Николай II предоставлена религиозная терпимость. После этого возникли и стали организованы общины греко-католиков.Старообрядцы были видны в первые годы движения. В 1917 г. митрополит Андрей Шептицкий назначил первый Апостольский экзархат для русских католиков с Преосвященным Леонид Федоров, ранее Русский православный семинарист, так как Экзарх. Тем не менее Октябрьская революция вскоре последовало, рассредоточив католиков русского обряда в Сибирский лагеря для военнопленных и центры Русская диаспора По всему миру. Весной 1923 г. Экзарх Леонид Федоров был привлечен к ответственности за контрреволюция к Николай Крыленко и приговорен к десяти годам в советской концентрационный лагерь в Соловки. Освобожденный в 1932 году, он умер через три года. Он был блаженный в 2001 г. Папа Иоанн Павел II.
В 1928 году второй Апостольский Экзархат был создан для русских католиков в Китай, основанный в Харбин, то Русский Католический Апостольский Экзархат Харбина.
После краха Советский союз, некоторые русские католики стали появляться в открытую. В статье 2005 года русский католический священник Сергей Голованов заявил, что три русских католических священника служили русский почва для совершения русской византийской Божественной литургии. Двое из них использовали рецензия России Литургия как реформированный Патриарх Никон Москвы в 1666 году. Другой священник использовал средневековый обряд Старообрядцы, то есть как русская литургическая рецензия существовал раньше Патриарх НиконРусские реформы русской литургии. Все восточные католики в Российской Федерации строго придерживаются Церковнославянский, несмотря на то что просторечный Литургии чаще встречаются в Русская диаспора.
Униатская церковь в Российской империи
В 1807 г. Российская империя продолжал назначать собственных предстоятелей Русинской униатской церкви, не согласовывая их с Папой.
Киевские митрополиты:
- Ираклий Лисовский (1808–1809)
- Григорий Коханович (1809–1814)
- Джосафат Булхак (1818–1838)
Вслед за Полоцким синодом (1838 г.) Русинская униатская церковь была насильственно упразднена на территории Российская империя, а его имущество, духовенство и миряне были насильно переданы в Русская Православная Церковь.
Апостольский Экзархат России
Он пустует с 1951 года, поскольку у него было всего два представителя, оба принадлежали к Украинские монахи-студиты (M.S.U., византийский обряд Украинская Греко-Католическая Церковь монашеский орден):
- Блаженный Леонтий Леонид Федоров, M.S.U. (1917.05.28 — 1935.03.07)
- Благословенный Климентий Шептицкий, M.S.U. (1939.09.17 — 1951.05.01); также первый Игумен украинских монахов-студитов (1919 — 1944. 11), затем Архимандрит украинских монахов-студитов (1944.11 — 1951.05.01)
Имя | Срок | Заказ | Примечания | Ссылки |
---|---|---|---|---|
Фабижан Абрантович | 20 мая 1928 — 1939 гг. | Марианские отцы | Прибыл в Харбин в сентябре 1928 года. Отозван в Рим в 1933 году. Умер в 1946 году. | |
Vendelín Javorka | 1933–1936 | Иезуит | Апостольский администратор Sede Plena | |
Анджей Чикото | 20 октября 1939 г. — 13 февраля 1952 г. | Марианские отцы | 1933–1939 генерал-начальник Марианских отцов в Риме. Позже сделал архимандрит. Умер при исполнении служебных обязанностей в тюрьме |
Прекурсоры
Современная Русская Католическая Церковь во многом обязана вдохновению поэта и философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853–1900), который, вслед за Данте , убеждал , что так же, как миру нужен царь как вселенский монарх, церкви нужен Папа Римский. как универсальный церковный иерарх. Следуя учению Соловьева русский православный священник, Николай Толстой вошел в полное общение с Римским Престолом под Мелькитской греко — католической, византийский Rite Патриархат . Соловьев получил сакраментальное Чрезвычайное Соборование от отца Толстого, полагая, что, поступая так, он также остается верным членом Русской Православной Церкви. Православные власти называют Толстого отступником и «бывшим священником», но имеют тенденцию подразумевать, что Соловьев все же умер православным христианином. Тем не менее, Соловьев никогда не отказывался от своих настроений в пользу союза с Католической церковью и Римским престолом , и по сей день многие русские католики называют себя членами «Русской православной церкви в общении с Римом».
Католики об отличиях католической и православной церквей
1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.
3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;
5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;
6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;
9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;
10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;
11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).
Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .
Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь.