«детям внушали, что молоко

Неукротимый монах

Известно, что в эти годы Кампанелла уже выказывал несвойственную иноку непримиримость: он, например, требовал, чтобы папа римский уничтожил противные каталицизму протестантство и ислам. В XVI столетии эта часть его убеждений никого не настораживала, удивляет другое — он не выступал против иудеев. Последний факт, возможно, объясняется тем, что однажды, как пишут биографы, Кампанелла встретил под сводами монастыря невесть откуда там взявшегося загадочного старца и так подпал под его обаяние, что провёл с ним много дней, после чего возвратился в обитель бледный, с искажёнными чертами лица, блуждающими глазами, произнося какие-то никому непонятные слова-заклинания. Старцем был некий раввин, и он якобы посвятил Кампанеллу в тайны магии и астрологии. Вскоре ничего не подозревавшие отцы-доминиканцы отправили беспокойного молодого человека в Козенцу защищать на диспуте доминиканскую идеологию против нападок собратьев-францисканцев, что он исполнил блестяще. Заметим, что неприязнь монахов разных орденов друг к другу была не меньшей, чем к представителям иных конфессий. Кроме того, воинственный пыл калабрийцев проявлялся и в отношении иноземных захватчиков, то есть испанцев, в руках которых находился весь юг Италии вплоть до Неаполя. Пройдя весь путь гонений за постоянные бунты против монастырских порядков и увлечение мистикой, четырежды попав под арест по различным обвинениям и в конце концов заработав статус «подозреваемого в ереси», Томмазо на этом не остановился. В 1599 году он вместе со своими единомышленниками задумал освободить народ от тирании испанских захватчиков, тем более что, по его убеждению, сочетание и расположение звёзд предсказывало успех данного предприятия. Стило стал центром заговора; здесь монахи разных орденов — товарищи Томмазо собрались вместе, побратались и обдумывали способы освобождения родины от гнетущего ига. Главной задачей было объявлено изгнание из страны иезуитов (монахов ордена, возникшего в Испании). Сообщники Томмазо считали их худшими из врагов Евангелия. Любопытно, что в этом сугубо христианском деле заговорщикам должен был прийти на помощь турецкий (читай, мусульманский) морской отряд под предводительством Гассана Сигале. Все было готово к исполнению плана, но два предателя донесли вице-королю неаполитанскому — и заговорщиков схватили.

Тайный смысл учения Виссариона

Ранее учение «мессии» претендовало на универсальность и пыталось объединить все существовавшие на тот момент религиозные доктрины, поэтому представляло собой наспех состряпанное месиво из христианских, буддистских, а чаще — языческих и оккультных взглядов. Какой-то стройности и цельности в учении не было. Противоречия были хорошо видны, и сами последователи прекрасно знали слабые места своего учения.

Человек призван отдавать, не требуя взамен ничего. Несколько позже Виссарион внес коррективы, объяснив, что если вы берете чужую вещь без разрешения хозяина, то это воровство, а воровство – это нарушение заповеди. Это касалось и дачи в долг. Виссарион сказал: верующий человек в долг не берет и не дает. Если отдаешь, то будь готов к тому, что отдаешь навсегда. Если у тебя чего-то нет, значит тебе этого и не нужно.

Илья Инзов

Сильные стороны

  • Общее достояние. Многие коммунисты, в том числе Владимир Ленин, набирались идей у Кампанеллы: в особенности касаемо того, что всё принадлежит всем. Имущество носит общественный характер, и никто не имеет права что-либо себе присвоить. Это обеспечивает равный доступ и пользование правами, распределяемыми должностными лицами.
  • Равенство людей и труда. Один из ключевых выводов Кампанеллы было то, что люди должны заниматься именно тем, что им предназначено, и получать за это плату, достаточную для дальнейшего существования. Каким бы ни был труд человека, он был достойным и требовал достойной оплаты. Эта идея пригодилась бы современному обществу, свысока смотрящего, например, на обслуживающий персонал.
  • Власть «достойных». В противовес родовому престолонаследию, всё ещё существовавшему в XVII веке (существующему в некоторых странах и по сей день), Кампанелла предлагал возводить в органы управления тех, кто заслужил это умственными способностями. Будущему парламентарию не вменялось в обязанность быть сыном прославленным родителей – фактически, он мог править людьми, если был «достоин» этого. Члены органов управления – не участники особой касты, а простые люди, что, несомненно, можно считать сильным местом модели.
  • Общество частичной демократии. Едва ли в XVII веке даже политические мыслители понимали, к чему может привести демократия, так как тогда она не приводила к результатам, очевидным для современного человека. К сожалению, из-за политической безграмотности населения (каковы бы ни были её причины) государства часто сталкиваются с необходимостью принять политически невыгодные решения, ибо так пожелал народ. В «Городе Солнца» эта проблема решалась так: раз в месяц у простых людей была возможность высказать свои недовольства, связанные, например, с людьми у власти. Финальное решение, однако, всё равно оставалось за 4 самыми главными чиновниками: Метафизиком, Мудростью, Могуществом и Любовью. Естественно, Кампанелла, веровавший в истинность побуждений своих чиновников, даже не задумывался, что те могут преследовать собственные интересы, выбирая людей у власти, ибо каждый человек Города Солнца лишён эгоизма и верует в первостепенность общественного блага.
  • Право на образование. Пытаясь понять, к чему именно лежит душа, человек в таком обществе с самого детства имеет доступ к разным наукам, изучение которых составляет обязательную часть образования. Книга «Мудрость» содержит в себе краткие знания по всем наукам (как «Википедия»), знания объявляются главной общественной ценностью. Даже избрав профессиональную стезю, человек имеет право продолжать изучение определённой сферы, и доступ к ним у каждого равный.

Месть иезуитов

Томмазо Кампанеллу заковали в цепи и заточили в темнице замка Кастель-дель-Ово в Неаполе. К несчастью, он попал в лапы к тем самым ненавидимым им иезуитам, и главный инквизитор Клаудио Аквавива сделал всё возможное, чтобы жестоко отомстить. Кампанеллу подвергли чудовищным пыткам. Злоба палачей была так сильна, что во время истязаний они рвали у своей жертвы кожу, которая свисала лоскутьями. Он был неоднократно допрошен перед трибуналом инквизиции. Но лишь через несколько недель от Кампанеллы удалось добиться частичного признания в том, что он… мечтал создать республику. Во время допросов в пыточной камере Томмазо стойко имитировал сумасшествие. Симуляция позволила бы ему избежать ответственности за свои поступки. Сумасшедших не предавали смерти. Инквизиторы были поставлены в тупик. Чтобы окончательно решить, безумен Кампанелла или нет, палачи предприняли изощрённую пытку вельей (само слово означает «пробудитель»). Это была пытка, которую никто не выдерживал. Кампанелле связали руки за спиной, затем его подтягивали и сажали на велью (треножник с острым колом). Верёвку подтягивали и опускали, остриё вонзалось в тело. Дикая боль, струившаяся из раны кровь — и так в течение сорока часов. Наконец, его, умирающего, перенесли в темницу, где он лишь через шесть месяцев пришёл в себя после перенесённых ужасных страданий. Одному богу известно, как он вообще выжил! После физического восстановления пришло и духовное укрепление. Большую часть своих философских сочинений Кампанелла написал в темнице, где пробыл 26 лет. Среди его трудов: «Побеждённый атеизм», «Несчастия Калабрии», «Город Солнца», «Письма к Галилею». За долгие годы, проведённые в заточении, он продолжал изучать астрологию, магию и медицину, где большим подспорьем для Томмазо стали труды врача и анатома Андреаса Везалия. В 1634 году ему удалось получить освобождение. Он тайно выехал из Италии во Францию. Французский монарх Людовик XIII любезно принял философа, осыпал его милостями и с согласия Сорбонны издал его сочинения. Король был бездетен (как известно, из-за равнодушия к жене и женщинам), но, к удивлению придворных, Кампанелла предсказал скорое рождение наследника мужского пола. Вскоре после появления на свет будущего короля Людовика XIV Кампанелла умер, будучи 70 лет от роду.

Талантыи поклонники

Утопию «Город Солнца», написанную в тюремном каземате, впоследствии читали многие борцы за всеобщее счастье: итальянские карбонарии и французские коммунары, польские повстанцы и русские революционеры; знал и читал эту книгу Владимир Ленин. Поразительная жизнестойкость её автора стала примером для подражания; у него учились «науке выживать» — выживать не ценой предательства, но ценою мужества и находчивости

В СССР творения утопистов всегда привлекали внимание, несмотря на очевидную нежизнеспособность предлагаемых ими идей. В первые годы после победы Октябрьской революции в Москве, у Кремлёвской стены был воздвигнут обелиск «в память о самых замечательных борцах за свободу»

Среди прочих имён на сером граните было высечено и имя Томмазо Кампанеллы.

Метки: Загадки истории, биография, писатель, католицизм, астрология, инквизиция, арест, тюрьма, Италия, философия, Кампанелла, утопизм

Автор книги: Кампанелла

КампанеллаГород Солнца

Кампанелла

Город Солнца

СОБЕСЕДНИКИ:

Главный Гостинник и Мореход из Генуи

Гостинник: Поведай мне, пожалуйста, о всех своих приключениях во время последнего плавания.

Мореход: Я уже рассказывал тебе о своем кругосветном путешествии, во время которого попал я в конце концов на Тапробану, где был вынужден сойти на берег. Там, опасаясь туземцев, укрылся я в лесу; когда же я наконец из него выбрался, очутился я на широкой равнине, лежащей как раз на экваторе.

Гостинник: Ну, а там что с тобой приключилось?

Мореход: Я неожиданно столкнулся с большим отрядом вооруженных мужчин и женщин, многие из которых понимали наш язык. Они сейчас же повели меня в Город Солнца.

Гостинник: Скажи мне, как же устроен этот город и какой в нем образ правления?

Мореход: На обширной равнине возвышается высокий холм, на котором и расположена большая часть города; многочисленные же его окраины выходят далеко за подошву горы, размеры которой таковы, что город имеет в поперечнике свыше двух миль, а окружность его равна семи. Благодаря тому, что лежит он по горбу холма, площадь его больше, чем если бы он находился на равнине. Разделяется город на семь обширных поясов, или кругов, называющихся по семи планетам. Из одного круга в другой попадают по четырем мощеным улицам сквозь четверо ворот, обращенных на четыре стороны света. И город так, право, выстроен, что если бы взят был приступом первый круг, то для взятия второго понадобилось бы употребить вдвое больше усилий; а для овладения третьим – еще того больше. Итак, чтобы захватить каждый следующий, надо было бы постоянно употреблять вдвое больше усилий и труда. Таким образом, если бы кто задумал взять этот город приступом, ему пришлось бы брать его семь раз. Но, по-моему, невозможно взять и первый круг: настолько широк окружающий его земляной вал и так укреплен он бастионами, башнями, бомбардами и рвами.

Итак, войдя северными воротами (которые окованы железом и так сделаны, что могут легко подыматься и опускаться и накрепко запираться благодаря удивительно ловкому устройству своих выступов, прилаженных для движения в выемках прочных косяков), увидел я ровное пространство шириною в семьдесят шагов между первым и вторым рядом стен. Оттуда можно видеть обширные палаты, соединенные со стеною второго круга так, что они, можно сказать, составляют как бы одно целое здание. На половине высоты этих палат идут сплошные арки, на которых находятся галереи для прогулок и которые поддерживаются снизу прекрасными толстыми столбами, опоясывающими аркады наподобие колоннад или монастырских переходов. Снизу входы в эти здания имеются лишь с внутренней, вогнутой стороны стены; в нижние этажи входят прямо с улицы, а в верхние -по мраморным лестницам, ведущим в подобные же внутренние галереи, а из них – в прекрасные верхние покои с окнами как на внутреннюю, так и на наружную сторону стены и разделенные легкими перегородками. Толщина выпуклой, то есть внешней, стены – восемь пядей, вогнутой – три, а промежуточных – от одной до полутора пядей.

Анализ

Основные идеи Кампанеллы в «Городе Солнца» изложены вполне ясно. Это его представление об идеальном мире, идеальном обществе, которое он стремился построить. При этом некоторые моменты вызывали неприятие у современников.

Через несколько лет после выхода утопии автор даже написал еще одно сочинение. В труде «О наилучшем государстве» он разобрал наиболее типичные выражения против социальных идей, изложенных в его предыдущей книге.

Например, отсутствие частной собственности он оправдывал, приводя в пример общину апостолов, а, говоря об общности жен, ссылался на различных отцов церкви. Более того, он утверждал, что возможность существования такого государства подтверждена опытным путем. В качестве примера он приводит анабаптистов. В XVII веке это была одна из самых безжалостных и жестоких религиозных сект. Выходцем из нее был предводитель крестьянской войны в Германии Томас Мюнцер.

В утопии Т. Кампанеллы «Город Солнца» ощущается влияние на автора трудов Томаса Мора и Платона, при этом произведение выделяется своим астрологическим контекстом. Интересно, что среди коммунистов и социал-демократов произведение снова стало популярным в середине XIX века.

Просмотры:
119

Город Солнца — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Город Солнца», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

И они создали новую астрономию, так что в другом полушарии, к югу от экватора, Домом Солнца оказывается Водолей, Домом Луны – Козерог и т.д. И все знаки с их силами они, таким образом, перевертывают. И это необходимо, согласно законам природы. О, чего только я не узнал от этих мудрецов о перемещениях абсид, эксцентриситетов, наклона эклиптики, равноденствий, солнцестояний, полюсов, о смещениях в небесных фигурах при колебаниях небесного механизма на необъятном пространстве времени; о символических соотношениях между предметами нашего мира и того, что находится вне его, о том, сколько изменений последует после великого синода в равноденственных знаках Овна и Весов, при восстановлении аномалий, и какие изумительные явления последуют за великим соединением при утверждении того, что определено при изменении кругового движения.

Но, прошу тебя, не задерживай меня дольше, у меня еще много дела, ты знаешь, как я беспокоюсь. До другого раза. Вот только, чтобы не забыть: они неоспоримо доказывают, что человек свободен, и говорят, что если в течение сорокачасовой жесточайшей пытки, какою мучили одного почитаемого ими Философа враги, невозможно было добиться от него на допросе ни единого словечка признания в том, чего от него добивались, потому что он решил в душе молчать, то, следовательно, и звезды, которые воздействуют издалека и мягко, не могут заставить нас поступать против нашего решения. Но так как они хотя и неощутимо и мягко, но все-таки воздействуют на наше чувство, то тот, кто следует больше чувству, чем божественному разуму, и оказывается у них в порабощении. Ведь то же самое расположение звезд, которое из трупов еретиков испустило зловонные испарения, одновременно с этим из основателей ордена Иезуитов, Миноритов и Капуцинов источило благоухание добродетели. И под тем же расположением звезд Фернанд Кортец насадил божественную религию Христа в Мексике.

А о многом другом, что теперь ожидает мир, я еще расскажу тебе в другой раз. – Ересь апостол Павел относит к делам плоти; звезды же чувственных людей склоняют к ереси, сообразно характеру склоняемого, а людей разумных – к разумному, истинному и святому закону изначального разума и слова Божия. Богу же хвала вовеки. Аминь.

Гостинник: Подожди, подожди еще немного.

Мореход: Не могу, не могу.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

Государственное устройство

Проводя анализ «Города Солнца» Кампанеллы, можно прийти к выводу, что в своем произведении автор изложил свои представления об идеальном государстве. Скорее всего, именно такое он хотел построить после восстания в Калабрии, в котором принимал участие.

Государственное устройство в Городе Солнца напоминает теократию. Верховным правителем является священник. При этом в книге его называют Метафизиком, что не случайно. У Кампанеллы этот пост должен был достаться самому ученому жителю города. Как только находится кто-то мудрее него, он уступает свой пост.

При нем есть три соправителя, чьи имена можно перевести как Мудрость, Мощь и Любовь. Между ними поделены основные стороны жизни. Метафизик совещается с ними, но по всем принципиальным вопросам решение выносит самостоятельно.

Помогает им достаточно много должностных лиц, также существует Совет, в состав которого входят все граждане старше 20 лет.

Вспоминая сюжет «Города Солнца» Томмазо Кампанелла, краткое содержание поможет вам быстро освежить в памяти основные детали произведения. Основной социального уклада в Городе является общность всей жизни. Ее осуществление контролируется администрацией. Практически все у жителей общее, кроме жен, детей и жилища. Даже едят все жители Города вместе.

При этом производство основано на всеобщей трудовой повинности, рабовладение отсутствует. Каждый гражданин обязан работать четыре часа в день. Причем имеется в виду только физический труд, так как далее указано, что все остальное время жители проводят за чтением и занимаясь наукой.

Чистая утопия

Кампанелла мечтал о строительстве на несовершенной земле копии Небесного града, Града Божьего или Города Солнца. Ведя рассказ в своём главном утопическом труде о городской коммуне, он имел вполне определённую цель: увлечь людей идеей создания общества, свободного от частной собственности, от социального неравенства и даже семьи. Он искренне полагал, что государство, целостность и неприкосновенность которого обеспечиваются жреческой магией, где все дети взяты на общественное воспитание, а трудоспособные граждане работают и занимаются науками и просвещением, имеет право на существование и будет жизнеспособно. «Соляриев» — жителей своего фантастического града Кампанелла поселил на отдалённом острове Тапробана. Ими управляли высший судья и мудрец, которого величали Великим Метафизиком (философом). В то же время он являлся главой церкви и представителем Бога на земле. При нем находился триумвират: один заведовал военной администрацией, другой — искусствами, третий — сохранением «чистоты расы». Вместе четыре правителя имели почти безграничную власть. Будучи одновременно священниками и судьями, они выслушивали исповеди подчинённых, исполняли общественный культ, судили, приговаривали к смерти, изгнанию, кнуту, лишению общего стола и любви женщин. По мнению Кампанеллы, все зло в жизни порождает эгоизм и не только индивидуальный, но и коллективный дух семьи. Частные интересы в Городе Солнца — это грех, который во что бы то ни стало следовало победить. Трудно без содрогания читать жутковатые идеи, посвящённые брачным отношениям. Суровый Томмазо беспощаден: пока человек будет любить свою жену, детей, отца и мать, он будет работать для них, а не для общества. В Городе Солнца постоянные браки не заключались, только временные связи, регламентируемые судьями. Этот вопрос был важен ради улучшения человеческой природы, а лучше сказать, породы. Мужчины и женщины не имели общей спальной комнаты, и акт «воспроизводства» не должен был совершаться из пустого каприза или банального побуждения. Астрологи, изучая позиции звёзд, предсказывали время, благоприятное для создания «временного союза», а мудрые судьи выбирали подходящие друг другу пары. Новорождённых тщательно осматривали, оставляя в живых лишь совершенно здоровых. Детей воспитывали всем коллективом.

Система наказаний

В этом обществе, в котором упразднены семья, свобода творчества и труда, собственность, находится место нарушениям закона. Кампанелла подробно описывает систему наказаний. Преступлением считается злоба, неблагодарность, отказ в должном уважении, уныние, лень, шутовство, ложь. В наказание виновные лишаются общения с женщинами или общей трапезы.

Содомия наказывается обязанностью носить постыдную одежду, а при повторном преступлении нарушителя ждет смертная казнь. Судебная власть в городе при этом объединена с административной.

В идеальном государстве Кампанеллы отсутствуют палачи и надзиратели. Смертная казнь осуществляется народными руками, то есть виновного побивают камнями. Вообще, наказания считаются одним из элементов воспитания жителей.

В лесу живущий

В секту Виссариона попало очень много умных образованных и порядочных людей. В начале 90-х, когда старая коммунистическая идеология распалась на куски, ее место заполнило множество новых и непонятных течений. Вся эта гремучая смесь новых идей варилась в молодых мозгах.

Необходимо заметить, что был 1993 год, время, когда цены росли быстрее зарплат и в экономике царил первобытно дикий хаос, жизнь была очень нервной, небезопасной. Перспектива плохо просматривалась. В Академгородке существовало в то время множество духовных учений, и люди метались из одного учения в другое, плюрализм в вероисповедании доходил почти до абсурда: до обеда — православный, после обеда — буддист, к полуночи — суфий.

Многие научные сотрудники Новосибирска были вынуждены отказаться от любимого дела и, чтобы как-то жить, занимались коммерцией. Кто-то не видел для себя такой возможности, для них переход в коммерцию означал измену себе, своим идеалам.

https://vk.com/video_ext.php

— Внешность Сергея Торопа мне не понравилась с самого начала. Внешне он не был похож на Христа, хотя очень старался. Можно сказать, конечно, что я не могу судить о том, как выглядел Христос, но то, что этот на Христа не тянет, было очевидным. Как-то не хватало в нем элементарной грамотности, а не то чтобы какого-то Божьего откровения. Слишком примитивным мне он показался. И на Истину он не тянул, хотя претендовал именно на это. Он был страшно косноязычен. Создавалось впечатление плохой режиссуры и плохой актерской игры, — вспоминает Елена Мельникова.

Имя Виссарион никогда не означало «жизнь дающий», а значит оно «В лесу живущий». Но такие «мелочи» и невежество Торопа почему-то никогда не смущали его последователей.

Слабые стороны

  • Утопичность. Жанры антиутопии и утопии имеют много общего: как минимум, и в том, и другом случае автор представляют идеальное общество. С разными истоками, разными идеалами, но суть всё равно одна: подразумевается, что в таком обществе человек неизменно счастлив. Отличие утопистов от антиутопистов лишь в том, что последние сами выявляют слабые места теории, в то время как утописты об этом даже не задумываются.
  • Отсутствие частной собственности. По мнению Кампанеллы, частная собственность подстрекает социальное неравенство, ибо социальная иерархия выстраивается именно по факту её наличия, поэтому в Городе Солнца её нет. Согласитесь, что представить современное общество без частной собственности достаточно сложно. Большинство предпринимателей, имея необходимые ресурсы, как раз и занимается реализацией собственного потенциала, к которому призывает Кампанелла – без частной собственности это было бы невозможно.
  • Слабое положение женщины. Жителю XVII века был чужд феминизм, поэтому Кампанелла без зазрения совести предложил заменить частную собственность женщиной. Она, как и общественные блага, принадлежит всем, не имея мужа и исполняя единственную обязанность – по рождению детей. Разумеется, выбрать себе партнёра она также не имеет права, так как половым распределением также занимаются вышестоящие инстанции. Доступ к образованию для женщины не закрыт, и, тем не менее, о самореализации личности речь, в общем-то, не идёт.
  • Несоответствие желаний и необходимостей. В обществе, в котором каждый человек занимается именно тем, чем хочет, неизменно возникает проблема перенасыщения рынка труда при фактическом отсутствии необходимости в определённых профессиях. Например, насущной необходимостью является производство хлеба – и те, кто производит хлеб, будет получать достаточный заработок, если они выбрали именно эту профессию. Тем не менее, рано или поздно нужда в хлебе пропадёт, и многие останутся без работы, потому что делали то, что хотели, а не то, что необходимо именно сейчас. Увы, это также ведёт к безработице.
  • Примитивная стилистика. Хотя для политологов «Город солнца» — это удивительная находка, поклонники литературы совершенно точно не найдут в этой книге ничего увлекательного. Сама форма напрямую скопирована с «Утопии» Томаса Мора: мореплаватель рассказывает хозяину гостиницы о стране, в которой побывал, подробно описывая устройство общества. Ни сюжета, ни ярких персонажей от книги ждать не стоит.

Пророчества Виссариона

По словам Сергея Торопа, с октября 1990 года на Земле началась HОВАЯ ЭРА.

Hа смену эпохи реинкарнации, когда бессмертная душа переселялась из одного тела в другое, пришла эпоха бессмертия.  Цикл перевоплощений заканчивается, и в результате космической мутации, которая началась в конце 1990 года, тело человека, как и душа, станет бессмертным.

После катаклизмов в 1997 году ваша планета будет частично разрушена, произойдет смещение земной коры во многих местах планеты. Это связано с перемещением магнитной оси и полюсов.

До 2000 года будет снят озоновый слой вокруг Земли. Это необходимо для очистки Земли и уплотнения ее коры. Земля в эпоху бессмертия будет иметь свободный выход в Космос.

Выживание на планете будет происходить в условиях жесткой радиации, которая будет способствовать обновлению природных условий.

К 2005 году на всей Земле произойдут климатические изменения, установится субтропический климат. Срок окончания пятой цивилизации — 2003 год, затем два года будет стабилизироваться состояние планеты, и с 2005 года начнется эпоха бессмертия.

Виссарион рассказывал и о больших летающих тарелках, на которых будут вывозить оставшихся в живых жителей Земли. И о какой-то загадочной планете, которая должна стать новым пристанищем для человечества.

Религия

В Городе исповедуется религия Солнца. В этом веровании можно выделить два аспекта. В основе государственная религия, так как управление Городом совпадает со священным служением.

Священниками из должностных лиц являются только высшие чиновники, на которых лежит обязанность очищать совесть граждан. В результате в одних и тех же руках объединяется административная, судебная и религиозная власть.

В то же время религия Солнца в изложении Кампанеллы предстает как поклонение Вселенной. Ее воспринимают как самый идеальный и рациональный механизм, который только может существовать. По сути, это соединение рационалистической науки и религии с уклоном в астрологию.

Центральное место в Городе занимает храм Солнца. Он больше напоминает не церковь, а естественнонаучный музей. На алтаре стоит глобус с изображением неба и земли, на своде главного купола — звезды.

История создания

Краткое содержание «Города Солнца» Кампанеллы позволяет узнать основные события этой книги. Интересно, что писал ее автор в тюрьме инквизиции после неудачного восстания в Калабрии в 1599 году. Повстанцы рассчитывали свергнуть власть испанцев, установив идеальный порядок, но потерпели неудачу.

Два года философ провел под следствием, ему угрожала смертная казнь, но в результате пытки, которая продолжалась почти двое суток, его признали невменяемым. Чтобы вылечиться от последствий пыток, автору понадобилось полгода.

Сам Кампанелла до 34-х лет был монахом-доминиканцем. Отсидев в тюрьме, уехал во Францию, где и провел остаток жизни.

Это был известный религиозный мыслитель и философ, поэт. Он выступал за эмпирический характер науки, защищал идеи Галилея, даже когда находился в тюрьме инквизиции, отстаивал независимость науки от церкви.

Похороны (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Примечательно, что в идеальном обществе Кампанеллы тела умерших не хоронят. Во избежание моровых болезней и эпидемий их сжигают.

При этом именно огонь сравнивается с живой и благородной стихией, которая «к солнцу исходит и к нему возвращается». Таким образом, как отмечает автор, исключается культ идолопоклонства.

В данной ситуации Кампанелла явно намекает на культ поклонения мощам святых. В его произведениях часто можно было встретить выпады против католической церкви. Однако прямо критиковать церковь он не мог, поэтому идеологические возражения подкреплял утилитарными санитарными аргументами.

Секта для образованных

В начале 90-х в новосибирском Академгородке сложилось очень мощное эзотерическое общество. Ученый люд ринулся в секты.

— Тогда мой муж — сотрудник Института ядерной физики — узнал от своих коллег о Виссарионе. В доме появились кассеты и книги с проповедями мессии, все разговоры свелись только к его учению. В итоге он решил переехать в Город Солнца, и я последовала за ним. Часть денег от проданной квартиры мы отдали Виссариону, на остальные хотели купить дом. Однако нас поселили в общинный дом. Мужа быстро включили в общие дела, а я, беременная, сидела дома, — рассказывает Елена.

По словам Мельниковой, в Городе Солнца принимать пищу разрешалось лишь дважды в день — в полдень и семь вечера. Нельзя было пить молоко, есть дрожжевой хлеб, сахар, употреблять постное масло и овощи. Под запрет попало все мучное без исключения. Даже воду рекомендовали ограничить, а мед есть на кончике шила. Спустя какое-то время в секте появилось новое положение: если одинокая женщина полюбит женатого мужчину, то его супруга обязана принять новую пассию мужа и считать ее своей подругой. Такой семейный уклад Виссарион называл «треугольниками».

— Жизнь там была наполнена разными событиями.  И, прежде всего, эти события касались жизни нашей семьи. Это была суровая школа. В результате жизни в общине сотни семей были разрушены. Наша семья не распалась, но прошедшие годы — это годы постоянных конфликтов, споров, испытаний, — продолжает Мельникова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector