Гелиогабал

Гелиогабал пытался навязать римлянам враждебную религию и не вылезал из постели

Большинство даже не слышали о Гелиогабале, ведь он был одним из многих императоров, просидевших на троне короткое время. Он был красивым юношей из сирийского аристократического рода Вариев. Взойдя на престол Римской империи, Гелиогабал стал делать странные вещи, например, пытался заменить верховного бога Рима Юпитера сирийским богом солнца.

Он построил храм на Палатине, где проводил службы в сирийском костюме, исполнял танцы в окружении девушек, что больше было похоже на оргии, и всё это на глазах всех должностных лиц Рима. Также он организовал человеческие жертвоприношения.

Он был известен своей крайней развратностью и, по слухам современников, занимался проституцией. Но и без слухов Гелиогабал доказывал всем свою сущность, разъезжая на колеснице обнажённым, при этом используя вместо лошадей голых проституток. И это ещё не самые странные развратные действия правителей, о которых не расскажут на уроках истории.

Кроме того, Гелиогабал любил глупые розыгрыши на уровне самого дна Тик-Тока. Так, к примеру, он находил смешным подкладывание на стулья гостей подушек, которые издавали звук выходящих из заднего прохода газов.

иконография

Элагабал не был антропоморфным (человеческим). В графических изображениях своего культа он никогда не появляется в определенной форме, но его можно узнать только по буквам и их символам. Такой культ называется анионическим («без картинок», без изображений божества). Аниконический Элагабал иконографически не смешивался с антропоморфным римским Sol invictus. Орел, у которого обычно есть корона в клюве, часто используется как символ божества. Гора, от которой произошло божественное имя, изображена на стеле I века нашей эры. Орел сидит на горе из валунов.

Важнейшим элементом представлений является батыл. Его часто изображают на квадриге (команде из четырех человек), то есть во время шествия. Фигура капитал из культового сайта Roman Elagabal показывает Батиловый с сидящим орлом и двумя компаньонов бога, каждые с рукой на кончике камня. На монетах орел прикрывает батыл распростертыми крыльями.

На монете середины III века изображен батыл в храме Эмеса и, таким образом, открывается вид внутрь святилища. Рядом с камнем находятся два декоративных предмета в форме грибов, которые в нумизматике обычно интерпретируются как зонтики. Пламя видно в чашах двух канделябров . Перед основанием, на котором покоится камень, стоит большая амфора . Перед батылом стоит смотрящий налево орел, который, возможно, является рельефом на камне.

Священный камень

Среди различных народов Средиземноморья, особенно финикийцев , в том числе карфагенян , практиковался культ камня . Некоторые камни получили религиозное почитание. Они были связаны с богами или сами считались божественными. Такие камни называются батылем (также бетил , греч. Baitýlia или baítyloi ). Слово происходит от арамейского бет эль («дом Божий»). В центре культа Элагабала находился горбатый черный батыл в форме улья, который хранился в храме Эмеса. Может, это был метеорит ; считалось, что он упал с небес. Иногда — вероятно, в праздничные дни — камень покрывали тканью. Подобный культ камня существовал в Харране . Батыл там был возложен на лунного бога Сина .

[править] Источники

  1. Elagabalus // Английская Википедия
  2. ↑ Элий Лампридий: «Антонин Гелиогабал»
  3. ↑ Геродиан V, 5
  4. Гелиогабал // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства
  5. Гелиогабал // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Елена Федорова // Императорский Рим в лицах
  7. Александр Эльяшов Евреи и Рим. Накануне великого кризиса
  8. Основные законы кашрута
  9. Гелиогабал // Галерея римских императоров. Принципат
Принципат
27 до н. э. — 235

Октавиан Август · Тиберий · Калигула · Клавдий · Нерон · Гальба · Отон · Вителлий · Веспасиан · Тит · Домициан · Нерва · Траян · Адриан · Антонин Пий · Марк Аврелий и Луций Вер · Коммод · Пертинакс · Дидий Юлиан · Песценний Нигер · Клодий Альбин · Септимий Север · Каракалла · Гета · Макрин и Диадумениан · Гелиогабал · Александр Север  

Кризис
235—284

Максимин I Фракиец · Гордиан I и Гордиан II · Пупиен и Бальбин · Гордиан III · Филипп I Араб · Деций Траян и Геренний Этруск · Гостилиан · Требониан Галл и Волузиан · Эмилиан · Валериан I · Галлиен и Салонин · Клавдий II · Квинтилл · Аврелиан · Тацит · Флориан · Проб · Кар · Карин и Нумериан  

Доминат
284—395

Диоклетиан · Максимиан · Констанций I Хлор · Галерий · Флавий Север · Максенций · Максимин II Даза · Лициний c Валентом и Мартинианом · Константин I · Константин II · Констант · Констанций II и Ветранион · Юлиан Отступник · Иовиан · Валентиниан I · Валент II · Грациан · Валентиниан II · Феодосий I Великий  

Западная империя
395—480

Гонорий · Констанций III · Константин III · Иоанн · Валентиниан III · Петроний Максим и Палладий · Авит · Майориан · Либий Север · Антемий · Олибрий · Глицерий · Юлий Непот · Ромул Август  

Восточная империя
395—476 (до падения Рима)

Аркадий · Феодосий II · Маркиан · Лев I Макелла · Лев II · Зенон · Василиск · Зенон

литература

Общий

  • Кристиан Оге, Паскаль Линан де Беллефон: Elagabalos . В: Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC) . Том 3, Artemis, Zurich 1986, ISBN 3-7608-8751-1 , стр. 705-708 (том таблицы, стр. 542).
  • Эдвард Липинский : Элаха Габал д’Эмес в историческом контексте сына . В: Latomus 70, 2011, с. 1081-1101.
  • Жан Старки : Стель д’Элахагабал . В: Mélanges de l’Université Saint-Joseph 49/2, 1975–1976, стр. 501–520.

Перенос культа Элагабала в Рим

  • Мартин Фрей: Исследования религии и религиозной политики императора Элагабала. Франц Штайнер, Штутгарт 1989, ISBN 3-515-05370-0 .
  • Майкл Петжиковский: Религиозная политика императора Элагабала. В: Расцвет и падение римского мира , том II, 16.3, изд. пользователя Wolfgang Haase. Де Грюйтер, Берлин 1986, ISBN 3-11-008289-6 , стр. 1806-1825.
  • Рупрехт Циглер : Замковый холм Аназарбос в Киликиене и культ Элагабала в 218–222 гг. Н. Э. В: Chiron 34, 2004, стр. 59–85.

Коммод жил в воображаемом мире, считая себя Гераклом, и переименовал Рим в Коммодию

Те, кто смотрели фильм «Гладиатор», испытывают отвращение к императору Коммоду за его несдержанность и истеричность. Но фильм – лишь тень того, чем действительно являлся Коммод. В отличие от своего отца, Марка Аврелия, последнего из так называемых пяти хороших императоров, который был философом и представителем позднего стоицизма, Коммод получился совершенно не похожим на отца.

Он жил в воображаемом мире, где считал себя Гераклом и сыном Зевса. Он облачался в львиную шкуру или одеяние жреца Изиды, носил на голове изображение бога Анубиса, дал месяцам новые названия, а к себе приказал обращаться по титулу «самый мужественный из людей». Также он переименовал Римскую империю в Коммодию.

Коммод нередко выступал в роли гладиатора, дрался на арене с другими воинами и убивал диких животных. Также он известен по огромному гарему, в котором содержались несколько сотен женщин и мальчиков. Современники императора говорили, что тот попробовал все способы разврата: от ношения женской одежды до препарирования живых людей. Всё это так надоело правящей верхушке Рима, что те организовали заговор, в ходе которого Коммода сначала отравили вином, а затем его задушил раб.

Происхождение

Династия Северов

Антонин Гелиогабал родился в 204 году, предположительно, в Риме, где в тот период проживали его родители. Его отец Марцелл (Sextus Varius Marcellus) был родом из сирийской Апамеи, смог из эквита выслужиться и получить административный чин в Риме при императоре Септимии Севере, а в правление Каракаллы попал в Сенат. Он был наместником провинции Нумидии в Северной Африке до своей кончины в 217 году. Мать Гелиогабала, Юлия Соэмия Бассиана, была старшей дочерью Юлии Месы, сестры императрицы Юлии Домны. Юлия Домна приходилась женой Септимию Северу и матерью Каракаллы. Отец Юлии Домны и Юлии Месы — Юлий Бассиан (Julius Bassianus) — имел наследную должность жреца финикийского бога солнца Элагабала, считавшегося покровителем города Эмеса в римской провинции Сирия. От него происходит имя Бассиан (от восточного наименования жреца Basus), которое носил не только император Гелиогабал до своего воцарения, но также Каракалла и двоюродный брат и преемник Гелиогабала — Александр Север. Таким образом, семья Юлия Бассиана в Эмесе имела привилегированное положение и большое влияние в регионе. Род Бассиана имел арабское происхождение и, вероятно, восходил к потомкам князей Эмесы, которые правили там до I века н. э., будучи вассалами Римской империи.

Возможно, связь Гелиогабала с родом Северов была ещё ближе и непосредственнее: мать будущего императора в юности состояла в любовной связи с Каракаллой, отчего поговаривали, будто сын её родился именно от младшего Севера, а не от законного супруга.

Детство Гелиогабал провёл в Риме при императорском дворе. Его воспитанием во время наместничества отца в Нумидии занимались мать и бабушка. После убийства Каракаллы бывший префект претория, а теперь новый правитель Макрин сослал Юлию Месу с семьёй в Эмес. Здесь 13-летний Варий Авитус (Гелиогабал) вступил в наследование семейной должности жреца. Говорили о его незаурядной внешней красоте. Имя божества (латинизированное арабское Ilāh ha-Gabal, где ilāh — бог, gabal — гора, то есть «Бог горы», эмеский аналог Баала) Гелиогабал никогда не носил при жизни и не получал от современников. Появившееся в связи с ложной этимологией имя Гелиогабал («эл» — семитское «бог» — из-за ложной этимологии часто заменялось на греческое «гелиос» — солнце) закрепилось за императором в IV веке.

Представления

Auitus Varius Antoninus Heliogabalus, гравюра на врезке 1710 г.

Несмотря на то , что Элагабал пережил damnatio memoriæ , чьи статуи были опрокинуты, а посвящения забиты, известен набором изображений или посвящений, которые избежали этого предприятия по стиранию памяти:

В Лугдунуме

Несмотря на то, что его правление было коротким, его правление отмечено посвящением, которое жители Лугдунума (сегодня Лион ) дарят ему в Федеральном Святилище Трех Галлов . Блок из камня, найденный во время разрушения моста Guillotière в Лион, измеряя 57 см × 180 см × 55 см, дает надпись восстановлен археологами Амейбл Один и Пьер Wuilleumier  :

В посвящении, датируемом, вероятно, 220-221 годами, упоминается о существовании федерального органа, который участвует в имперском культе святилища Трех галлов. Средства этой ассоциации управляются allecti , также Summi curatores . Провинции перечислены в их иерархическом порядке: Лион , Бельгия , Аквитания .

Камея

В Кабинете парижских медалей есть камея, изображающая обнаженного Гелиогабала, изображающего себя в «торжествующем интимном расположении», в колеснице, запряженной двумя обнаженными женщинами на четвереньках. Historia Augusta упоминает этот факт, историки считают , сильно преувеличены. Эта камея свидетельствует о нудистских и оргиастических обрядах, имевших место во время культа солнечного бога, установленного императором, где сексуальные выходки, кажется, занимали большое место.

Представления Гелиогабала в современных произведениях

Жизнь Гелиогабала особенно вдохновляла художников на движение декаданса в конце XIX — го  века. Сложившаяся нами идея о его личности, возможно, послужила опорой для следующих работ:

Литература

  • «Агония» ( ), роман французского писателя Жана Ломбарда .
  • Алгабал ( ), сборник стихов Стефана Георгия, посвященный фигуре Элагабала.
  • De berg van licht (1905–1906), трехтомный роман голландского писателя Луи Куперуса .

Розы Гелиогабала .

  • Святая Дороти , стихотворение Алджернона Чарльза Суинберна , которое вызывает мученическую смерть святого во время правления императора.
  • Гелиогабал или венценосный анархист (1934), эссе Антонена Арто .
  • Арабская тетрадь ( ), рассказ о путешествии на Восток Габриэля Мацнеффа .
  • Скандальный Гелиогабал, император, священник и порнократ. ( ), роман Эммы Локателли .
  • Божественный Гелиогабал, Цезарь и жрец Ваала , исторический очерк Ролана Вильнева, Ги Треданиэля, Париж, 1984.
  • Последнее пророчество , серия комиксов Жиля Шайе в томах 2 (Les dames d’Émèse, 2003) и 3 (Sous le sign de Ba’al, 2004).
  • Ален Буроссе, Heliogabale Imperatrix Forever , 2016.

Картина

  • Розы Гелиогабала ( 1888 г. ), художник-академик сэр Лоуренс Альма-Тадема .
  • Гелиогабал, Первосвященник Солнца ( ), работы декадента Симеона Соломона , близкого к Алджернону Чарльзу Суинберну .
  • Гелиогабал (1974) художника Ансельма Кифера .

Кино

  • 1909: Héliogabale , немой фильм режиссера Андре Кальметта .
  • 1911: Héliogabale, или Римская оргия, немой короткометражный фильм режиссера Луи Фейяда .

Музыка

  • Опера « Элиогабало » Пьера Франческо Кавалли на либретто Аурелио Аурели , Венеция, 1667 г.
  • Héliogabale , лирическая трагедия в трех действиях в стихах, предисловием Чарльз Guéret , стихотворения Эмиля Сикардом, музыка Деодэт Де Северак , премьера в театре современного Аренас в Безье , то21 августа 1910 г..
  • Шесть литаний для Heliogabalus ( 2007 ), альбом саксофониста и композитора-экспериментатора Джона Зорна .
  • Heliogabale — это также название французской нойз-рок- группы, существующей с 1992 года, в которой поет актриса Саша Андрес . На данный момент они выпустили 5 альбомов.

Страсть к цветам и пиры Гелиогабала

История сохранила интересные факты о каком-то животном влечении Гелиогабала к цветам. Он регулярно проводил «похороны в цветах». Выглядело это приблизительно так.

Во время пира император приказывал слугам, чтобы они с потолка высыпали на присутствующих заранее подготовленные лепестки роз. Причем их было столько, что гости задыхались. Гнусная радость овладевала развращенным существом Гелиогабала, когда он видел удавшиеся похороны.

Погребение в цветах

Кроме этого, властный безумец страшно любил изысканные кушанья. Во время трапезы он требовал, чтобы ему рассказывали о том, как дорого это все стоит. Дескать, это увеличивает аппетит и помогает пищеварению.

В числе любимых блюд, подаваемых правителю, были гребни, срезанные с живых петухов, рис вперемешку с белым жемчугом, бобы с янтарем и тому подобное.

Однажды на одном из многочисленных пиров императора Гелиогабала было подано 600 страусовых голов, из которых были съедены все мозги.

Адриан сделал из своего погибшего любовника божеством

Кто мы такие, чтобы судить людей за ориентацию или то, как они переживают утрату своих возлюбленных. Но император Адриан пошёл в этом вопросе дальше всех. У него была жена, но та не подарила ему наследников и, видимо, не была ему особо симпатична. Зато император нашёл утешение в другом лагере, познакомившись с юношей Антиноем в Вифинии в 124 году. В 130 году Антиной утонул в Ниле, и это так ударило по Адриану, что тот приказал жрецам обожествить юношу.

Император приказал возвести город Антинополь на месте гибели любовника, где ежегодно проводились игры в его честь, а по всей Римской империи распространялся культ нового бога. Адриан строил множество статуй по всей стране в честь Антиноя. Их было настолько много, что даже до нашего времени дошло около пяти тысяч. За время своего правления Адриан сделал столько статуй Антиноя, сколько не возводилось в честь ни одного римского императора.

Рекомендации

  1. ↑ и Элиус Лампридиус, Historia Augusta  ; Жизнь Антонина Гелиогабала .
  2. Люсьен Жерфаньон , История Древнего Рима, оружие и слова , Hachette Littératures editions, 2008, стр.  401-402 и Матье Гунель, Метеориты , изд. ППУ, сб. «Que sais-je», Париж, 2009 г. ( ISBN  978-2-13-057428-6 ) .
  3. Роберт Цуркан, Héliogabale et le coronation du Soleil , Альбин Мишель , 1985.
  4. Дион Кассий, История , LXXIX , 15-1; Иродиан, римская история , V et seq.
  5. Жизнь Гелиогабала , V , 1-3.
  6. Из Цезариба , XXIII , 2.
  7. Частаньол, Андре, «  Встречи между историей Августа и Цицерона (об Алекс. Сев., 6, 2)  », Смеси французской школы Рима , Персе — Портал научных журналов в SHS, т.  99, п о  21987 г., стр.  905–919 .
  8. Кристиан Бонне и Бертран Лансон, Римская империя с 192 по 325 год: от Высокой Империи до поздней античности , изд. 1997, стр.  96 .
  9. Мишель-Ив Перрен в «Ив-Мари Илер» (ред.), История папства, 2000 лет миссии и невзгод , изд. Tallandier / Seuil, 2003, стр.  47 .
  10. Анн-Катрин Ле Мер, Клэр Чомер, Археологическая карта Галлии, Лион 69/2 , стр.  417.
  11. Галлия , 1954, с.  465 .
  12. .
  13. Люсьен Жерфаньон , История Древнего Рима, оружие и слова , Hachette Littératures editions, 2008, стр.  403 .

Диоклетиан добровольно ушёл в отставку и занимался выращиванием капусты

Когда Диоклетиан пришёл к власти, Рим охватил так называемый кризис третьего века, когда империя разваливалась на части, а императоры сменяли друг друга чаще, чем моргает человек, и держались за трон во что бы то ни стало.

Диоклетиан, сев на трон, завершил дело императора Аврелиана по восстановлению Римской империи из отдельных государств. Он сохранил мощь страны, реформировал администрацию и стабилизировал Рим. Время правления Диоклетиана даже провозглашалось современниками императора, как возвращение золотого века.

После 20 лет правления Диоклетиан добровольно отрёкся от престола, уехав жить в свою резиденцию Никомедию. Всю оставшуюся жизнь он провёл в Иллирии в своём поместье, занимаясь сельским хозяйством. Когда Максимиан и Галерий пытались убедить Диоклетиана вернуться к власти, тот сказал: «Если бы они видели капусту, которую он вырастил, то не стали бы докучать ему своими предложениями».

Возможно, такой образ мышления был заложен сложной жизнью до правления империей, ведь Диоклетиан добился высот вопреки всему, будучи сыном бывшего раба.

УБИЙСТВО ИМПЕРАТОРА ГЕЛИОГАБАЛА

(THE MURDER OF THE EMPEROR HELIOGABALUS)

Марк Аврелий Антонин Гелиогабал, красивый 14-летний мальчик в пышном жреческом одеянии нравился сирийским легионам, и благодаря золоту и интригам бабки Юлии Мезы он был ими провозглашён императором в 218 году. Но Римом он правил в духе восточного деспота.

Огюст Леру. «Въезд Гелиогабала в Рим».

Роскошь и мотовство императора доходили до таких пределов, что он ни разу в жизни не одел дважды одну и ту же одежду и даже одни и те же драгоценности. Он выбрасывал кучу денег на пиры. Не раз горох у него подавали с золотыми шариками, бобы — с янтарем, рис — с белым жемчугом, а рыб вместо перца посыпали жемчугом и трюфелями. Любимыми блюдами Гелиогабала были пятки верблюдов, гребни, срезанные у живых петухов, языки павлинов и соловьев.

Картина Лоуренса Альма-Тадемы. «Розы Гелиогабала». (1888),

Личная жизнь императора была сплошным развратом: он хвалился, что ни одна продажная женщина не имела столько любовников, сколько он. Гелиобал раздавал должности римским граждан в соответствии с длиной их полового отростка. Своих любовников, людей самого низкого звания, император делал консулами, префектами, наместниками и военачальниками. Префектом претория при нем был плясун Эвтихиан, префектом охраны — возница Кордий, префектом снабжения — цирюльник Клавдий. Весной 222 года он устроил в Риме конгресс проституток и даже выступил на нем с речью, переодевшись женщиной. Но к оргиям Рим привык. Что было в новинку, так это человеческие жертвоприношения, которые проводились по всей Италии.

Бартоломео Пинелли. Гелиогабал забирает весталку Акилу из Храма Весты.

Гелиогабал шокировал римлян своей сирийской непосредственностью, попирающей их исконные традиции. Например, он взял да и женился на  девственной весталке, заявив, что «брак жреца на жрице является пристойным и благочестивым». Правда, вскоре развелся с ней.

Известно, что в честь Эль-Габала он заклал нескольких знатных и красивых мальчиков. Наконец, сумасбродства императора всех достали.

Чудачества Гелиогабала достали всех: сенаторов, народ, армию и даже его бабку Юлию Мезу, которая задумалась о передаче престола второму внуку – 12-летнему Алексиану Бассиану, сыну Юлии Мамеи, который благодаря греко-римскому воспитанию и высокому уровню образованности был полной противоположностью Гелиогабалу. Благодаря ей Бассиан был объявлен цезарем и соправителем под именем Александр Север. Понимая, что армия начала склоняться на сторону честного и разумного Алексиана, Антонин покушался на его жизнь, однако Маммея и Меза защитили мальчика от грозившей ему опасности.

Геродиан писал, что женоподобный вид императора приводила солдат в ярость. «Они чувствовали отвращение к нему, видя его с лицом, нарумяненным более тщательно, чем это подобает даже скромной женщине, не по-мужски украшенного золотыми ожерельями и изысканными одеждами; плясавшего так, чтобы все его видели. Поэтому они более благосклонно обращали свои мысли к Александру и возлагали лучшие надежды на мальчика, прекрасно и разумно воспитывающегося»

11 марта 222 года Гелиогабал с двоюродной сестрой и своей матерью вышел к народу и солдатам. Солдаты начали выкрикивать не его имя, а имя Севера. Гелиогабал рассверипел и приказал арестовать и казнить любого, кто станет принимать участие в этом проявлении неповиновения.  В ответ члены преторианской гвардии напали на Элагабала и его мать и убили их. Причем императора они за его гомосексуальные наклонности закололи мечом в задний проход. Трупы Гелиогабала и его матери, раздетые и обезглавленные, долго таскали по всему городу, а потом бросили в Большую клоаку, по которой сточные воды текли в Тибр. А имя Антонин, которое он обесчестил, запретили кому-либо ещё принимать. Несколько изображений, в том числе огромная статуя Гелиогабала в виде Геркулеса, были заново вырезаны с лицом Александра Северуса.

Сирийские жрецы как-то предсказали Гелиогабалу, что он умрет не своей смертью. Марк решил, что если от судьбы не уйдешь, то пусть его смерть будет насильственной, но при этом она обязательно должна стать самой дорогой. Он приготовил себе заранее веревки, свитые из шелка, чтобы удавиться, золотые мечи, чтобы заколоться, яды в драгоценных камнях, чтобы отравиться в случае необходимости. По иронии судьбы его смерть стала не самой дорогой, а самой позорной в истории Рима.

Олег Логинов

[править] Происхождение

Гелиогабал, сын Юлии Соэмии родился в 204 году в финикийском городе Эмеса, ныне территория Сирии.

Гелиогабал по отцу принадлежал к аристократическому роду Вариев и при рождении именовался Бассианом Варием Авитом (Varius Avitus Bassianus). Его прадед, дед и отец были жрецами финикийского солнечного бога Эла-Габала, покровителя Эмесы.

С материнской стороны Бассиан состоял в родстве с императорской фамилией: его бабушка Юлия Меса, была родной сестрой Юлии Домны, супруги императора Септимия Севера и матери Каракаллы. Говорили, что мать будущего императора, Юлия Соэмия, в юности состояла в любовной связи с Каракаллой, и говорили, что сын её родился именно от младшего Севера, а не от законного супруга.

Юлия Соэмия (Soaemias) была замужем за сирийцем Секстом Варием Марцеллом, и её сын носил в начале имя Авита Вария Бассиана, а затем принял имя Марка Аврелия Антонина, выдаваемый матерью и бабкой за незаконного сына императора Каракаллы.

После гибели Каракаллы, когда на престол вступил Марк Опеллий Макрин, Соэмия с матерью и сестрой Юлией Мамеей поселились в Эмесе. Здесь сын Соэмии был посвящён в главные жрецы бога Солнца, Эла-Габала. Под именем этого бога (где «эл» — семитское «бог» — заменялось на греческое «гелиос» — «Солнце») сын Соэмии и вошёл в историю, хотя официально не носил такого имени.

Образ в искусстве

«Розы Гелиогабала». Картина Лоуренса Альма-Тадемы (1888), сюжет которой основан на сомнительном по достоверности рассказе «Истории августов» о том, что во время пиров Гелиогабал приказывал рассыпать с потолка розы в таком количестве, что пирующие задыхались

Противоречивая личность Гелиогабала фигурирует в литературе и искусстве. Он называется антигероем и аморальным эстетом в движении декадентства на рубеже XIX—XX веков.

В XIX и XX веках Гелиогабал вызывал большой интерес у деятелей искусства. Альбом «Шесть литаний Гелиогабалу» Джона Зорна.

В кино

  • 1911 — «Римская оргия», немой фильм Луи Фейада. В роли Гелиогабала — Жан Эме.
  • 2006 — «Безумные римские императоры», двухсерийный документальный фильм режиссёра Домагоя Бурича. О Гелиогабале рассказывается во второй серии.

В художественной литературе

  • 1888 — «Агония» (L’Agonie) Жана Ломбара, что вдохновило Луиса Купейруса на создание «Горы света» (De berg van licht) 1905-06 года.
  • 1892—1919 — сборник поэзии Algabal Стефана Георге.
  • 1934 — Héliogabale ou l’Anarchiste couronné Антонена Арто.
  • 1960 — Family Favourites Альфреда Даггена
  • 1961 — стихотворение He ‘Digesteth Harde Yron Марианны Мур
  • 1966 — Child of the Sun Кайла Онстотта и Ланса Хорнера
  • 2020 — «Непобедимое солнце» Виктора Пелевина

Религиозная политика

Забота о продвижении единого культа — в данном случае солнечного культа — в то время, когда было необходимо восстановить единство империи, религиозная политика Гелиогабала может приблизиться к « цезаропапизму  », который в то время является политикой  язычества и язычества. затем христианские императоры Нижней Империи . Более того, пятьдесят лет спустя император Аврелиан преследует более или менее ту же цель, провозгласив Sol Invictus божеством Империи.

Император Гелиогабал оставил христиан в покое. Действительно, весьма вероятно, что он слышал о христианской религии, учеников которой было много в Сирии; Аникет , папа с по 166 год , был похож на него из Эмесы.

Можно отметить, что во время убийства Гелиогабала в Риме был зарегистрирован массовый антихристианский бунт, во время которого римский епископ Каликст погиб. Согласно традиции: зарезанного толпой, он должен был быть обезврежен, брошен в колодец, а затем побит камнями.

Август Октавиан был самым богатым олигархом за всю историю

Когда люди произносят фразу «да когда же они наворуются уже» в отношении правителей и чиновников, они просто не понимают, что у олигархов есть пример для подражания. Первый император Римской империи Август Октавиан получил огромное наследство от своего двоюродного дяди Гая Юлия Цезаря. Но оно не стоило практически ничего по сравнению с дальнейшими доходами императора.

После поражения Марка Антония и Клеопатры Август Октавиан подчинил себе Египет, который в те времена давал примерно 25-30% всего мирового ВВП, производя наиболее важный ресурс – зерно. Часть доходов шла непосредственно Августу Октавиану, и, как оценивают историки, к концу жизни состояние императора оценивалось по нашим деньгам примерно в 4,6 триллиона долларов, что составляло около 20% всей экономики Римской империи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector