Коммод

Гелиогабал пытался навязать римлянам враждебную религию и не вылезал из постели

Большинство даже не слышали о Гелиогабале, ведь он был одним из многих императоров, просидевших на троне короткое время. Он был красивым юношей из сирийского аристократического рода Вариев. Взойдя на престол Римской империи, Гелиогабал стал делать странные вещи, например, пытался заменить верховного бога Рима Юпитера сирийским богом солнца.

Он построил храм на Палатине, где проводил службы в сирийском костюме, исполнял танцы в окружении девушек, что больше было похоже на оргии, и всё это на глазах всех должностных лиц Рима. Также он организовал человеческие жертвоприношения.

Он был известен своей крайней развратностью и, по слухам современников, занимался проституцией. Но и без слухов Гелиогабал доказывал всем свою сущность, разъезжая на колеснице обнажённым, при этом используя вместо лошадей голых проституток. И это ещё не самые странные развратные действия правителей, о которых не расскажут на уроках истории.

Кроме того, Гелиогабал любил глупые розыгрыши на уровне самого дна Тик-Тока. Так, к примеру, он находил смешным подкладывание на стулья гостей подушек, которые издавали звук выходящих из заднего прохода газов.

3 Он предал своих друзей – He Betrayed His Friends

Источник фото: Sailko

Клеандр сделал все из Commodus работы, но он не получил за это особого вознаграждения. Весь Рим обратился против него, когда страна пережила нехватку продовольствия. Человек по имени Папирий Дионисий, отвечающий за зерно, обвинил Клеандра в спасении собственной головы, и довольно скоро разъяренная толпа собралась убить Клеандра.

Клеандр побежал к Коммоду за помощью. , и какое-то время Коммод позволил ему спрятаться в своем замке. Но когда его любимая любовница в его гареме, женщина по имени Марсия, сказала ему бросить Клеандра в толпу, Коммод послушался ее. После многих лет службы он убил своего друга.

Это довольно плохо, но он не остановился на убийстве Клеандра. Коммод положил голову Клеандра на копье и отдал его разъяренной толпе. Затем он приказал казнить друзей Клеандра, его жену и детей. И, чтобы успокоить толпу, он велел тащить изуродованные тела детей по улицам Рима, бросать в канализацию и оставлять гнить.

Ромул Август

Последний император Западной Римской империи, правивший в 475—476 годах, был возведён на престол в юношеском возрасте своим отцом, военачальником Орестом, который сверг императора Юлия Непота. Однако его притязания на престол не были признаны ни галльским наместником Сиагрием, ни правителем Восточной Римской империи, ни отправившимся править в Далмацию Непотом.

За малолетнего императора правил его отец. Меньше чем через год Ромул был свергнут вождем герулов Одоакром и отправлен в изгнание в Кампанию, где и жил, по всей видимости, до самой своей смерти.


Ромул Август отрекается от престола. (wikipedia.org)

Свержение Ромула Августа 4 сентября 476 года считается традиционной датой падения Западной Римской империи, хотя формально она продолжала существовать до того момента, когда в своих далматийских владениях в 480 году не был убит свергнутый император Юлий Непот.

Полубог

Император любил сравнивать себя с сыном Юпитера — Геркулесом. Он действительно чувствовал себя полубогом. Постепенно империю заполонили скульптуры и бюсты, которые были тогда главным средством массовой пропаганды. Римляне видели, например, статую Геркулеса с лицом Коммода, в наброшенной на плечи львиной шкуре и с палицей на плече. Такой скульптурный портрет до сих пор хранится во дворце Консерваторов в Риме. Недовольный малыми формами, император повелел придать черты сходства с собой стоявшей у Колизея огромной (больше тридцати метров) статуе Нерона. Скульпторы водрузили на изваяние голову Коммода вместо прежней, добавили палицу и посадили у его ног льва. Коммод обычно останавливался у этой статуи, направляясь на арену. Когда он одерживал там победу над гладиатором или убивал зверя, сидевшие в первом ярусе сенаторы разражались криками: «Ты — бог! Ты — победитель и всегда будешь победителем!». Промолчать было опасно. Доносы императору на «молчальников» стали обычным делом, а он бывал страшно недоволен, если громкие восторги почему-то показались ему неискренними. Однако преходящей славы Коммоду было мало. Он хотел увековечить себя, поэтому переименовал Рим, который уже два века называли Вечным городом, в город Коммода — Коммодиану. Сенат и каждый легион стали зваться Коммодиановыми. Римлян при нём было велено называть коммодианцами. Каждому месяцу года он присвоил одно из своих двенадцати почётных имён.

Коммод – гладиатор

Сыну Марка Аврелия было бы легко навсегда сохранить за собою любовь изнеженного римского народа, если б он не нарушал всех правил пристойности. Императору Коммоду не повредило бы неудовольствие сенаторов: толпа восхищалась играми и праздниками, которых много давал он ей, сам наслаждаясь ими. Но в его правлении не было ничего такого, чем хоть сколько-нибудь прикрывались бы гнусности его частной жизни. Сын государя, ставившего знание и мудрость выше всего, Коммод с детства выказывал отвращение к умственным занятиям, ко всему благородному. Император любил только развлечения грубой черни: игры цирка, гладиаторский бой, бой с дикими зверями. Отец пригласил в Рим для него самых лучших преподавателей; их уроки были скучны, отвратительны ему. Коммод нашел себе других наставников – мавра и парфянина, y которых усердно учился стрелять из лука и бросать дротик, и достиг необыкновенного мастерства в этих искусствах. Показывать это мастерство народу было величайшим его наслаждением. Когда Коммод сделался императором, он стал давать в гладиаторском цирке и в амфитеатрах великолепные игры, какие бывали при Нероне и Домициане; их занимательность для черни увеличивалась тем, что главным бойцом на арену выступал сам император.

Статуя Коммода в образе Геркулеса. Ок. 191-192 гг.

Но в своем подражании этому герою император Коммод не доходил до того, чтобы подвергать свою жизнь опасности при убивании хищных зверей: их сотнями отпускали из зверинцев на арену, они бегали по песку, a римский Геркулес стоял за крепкой решеткой в полной безопасности; меткие стрелы, острие которых имело форму полумесяца, поражали львов, тигров, слонов, пантер, жираф, перерезали длинную шею страусов, a до героя-гладиатора никак не могли допрыгнуть жертвы его искусства. При фехтовании с гладиаторами Коммод имел шлем, щит и меч, – был, как это называлось y римлян, гладиатором-секутором, a его противник имел своим оружием только трезубец и сетку, бросаемую на веревке, подобно аркану.

Говорят, что Коммод одержал в таком гладиаторском бое победу 736 раз. Сенат должен был присутствовать при подвигах императора; только Помпеян, муж сестры императора Луциллы, осмеливался не бывать тут. Славные победы императора-гладиатора записывались в государственных документах, и Коммод доходил в своем позоре до того, что брал за свои гладиаторские труды громадное вознаграждение, для уплаты которого был установлен новый налог. Вообще он был изобретателен в деле добывания денег на свое мотовство. Дион говорит, что сенаторы, в том числе и он сам, жены и дети сенаторов должны были дарить императору в день его рождения по две золотые монеты, a члены правительственных советов других городов по пяти драхм.

Эта сторона жизни Коммода отражена в знаменитом фильме Ридли Скотта «Гладиатор» (2000 г.). Образ императора-любителя гладиаторских боёв создал в нём актёр Хоакин Феникс.

Образ императора Коммода в фильме Ридли Скотта «Гладиатор» (2000)

Источники

Основные литературные источники , касающиеся Коммода в основном Римская история из Диона Кассия , то история о Ирода и История Августом . Дион допускает хорошую ретроспективу, его считают надежным историком, но, будучи сенатором , он почти не ценит Коммода. Его правление описывается в книгах LXXII и LXXIII, которые, однако, утеряны, остается только сокращение . Иродиан освещает правление, будучи одновременным с событиями, но кажется, что он использовал Дион Кассий и Марий Максим в качестве источников. Как и Дион, он сравнивает Коммода и Марка Аврелия , которого считают идеальным правителем. Наиболее подробно источник является Histoire Auguste , таинственной и поздно работой фальсификатора применения многих недостоверных и вычурных деталей. Несмотря на обычные оговорки относительно точности работы, описания принимаются, потому что биография Коммода — одна из «главных жизней», наиболее достоверная. В качестве источника автор использует Мариуса Максима , явно надежного биографа, чьи труды утеряны . Возможно, он также использовал Иродиана и Диона, работы которых он знал. В перегибы, согласно Андре Chastagnol , будет больше из — за Maximus , кто бы транспонировали тиранические топос из Калигула , Тиберий , Нерон или Vitellius из двенадцати цезарей из Светония , несколько отрывков из которых перекрывают друг друга. В нумизматики и эпиграфики также внесли свой вклад. Более поздние свидетельства, такие как историки, аббревиатуры и поэты, в основном используют клише латинских авторов, которые по идеологическим и политическим причинам сыграли значительную роль в развитии его черной легенды .

В действительности, «правление Коммода, что бы ни говорили его биографы, малоизвестно», и написать достоверную биографию этого императора сложно, поскольку именно эти враждебно настроенные латинские авторы обеспечивают римскую историографию большей частью ее источников. Критическое чтение великих исторических текстов , завещанных в Римской империи , таким образом , показывает , что счета историков , такие как Тацит , Светония и Дион Кассия является произведением сенаторского контрпропаганды противодействующего имперской пропаганды из тех римских династий , которые, когда пропагандировались бы авторитарный режим стремление уменьшить привилегии сенаторов или даже унизить эту социальную элиту , дает начало этим тенденциозным писаниям историков из сенаторской олигархии, которые вдохновили современную иконографию и историографию.

«Помимо этого массива текстов, искусство , нумизматика и эпиграфия также предоставляют ценные ресурсы. Таким образом, барельефы и официальные надписи дают нам ценные ключи к пониманию духа того времени. Многие дошедшие до нас бюсты Коммода служат конкретным свидетельством образа, который Император-гладиатор желает оставить потомкам. Точно так же нумизматика позволяет лучше узнать семью Коммода, а также имперскую идеологию, распространяемую монетами. Наконец, археология проливает дополнительный свет на состояние больной Империи за тридцать лет жизни этого императора.

Коммод: жестокий гладиатор

В резком контрасте со своим миролюбивым отцом Марком Аврелием, Коммод вошел в историю как самый жестокий римский император. Избалованный и самовлюбленный, он вылепил из себя всемогущего гладиатора, которому нравилось убивать ради развлечения. Изображая из себя Геркулеса, надев львиную шкуру.

Но он сознательно выбирал сражения с конкурентами, которые были слабыми и беззащитными, зная, что победит. Таково было его высокомерие, что он даже сменил свое имя на Геркулес и попытался назвать себя живым богом. Его безрассудное поведение привело Рим к финансовому краху и гражданской войне. Вызвав цепную реакцию, которая в конечном итоге разрушила всю Империю.

Клавдий

Этот император оказался у власти неожиданно для всех, в том числе и для себя. После убийства Калигулы сенат замешкался с выбором нового правителя. Тогда в дело вступил народ, который и провозгласил Клавдия императором. Мало того, что он был уже пожилым человеком, он еще и считался не совсем здоровым психически. Калигула держал его возле себя на положении шута. Так же его воспринимала и знать.

Клавдиий. (wikipedia.org)

Клавдий был единственным императором из дома Юлиев-Клавдиев, решившимся продолжить политику Юлия Цезаря по распространению прав римского гражданства на жителей провинций и привлечению провинциальной знати к управлению империей. Последнее решение стало роковым для императора. Недовольная римская знать организовала его убийство.

По замыслу, принять смерть Клавдий должен был от жены. Первая попытка — силами распутной Валерии Мессалины — не удалась. Император заподозрил ее в подготовке его свержения и казнил. А вот следующей жене Агриппине удалось отравить мужа, предварительно добившись, чтобы Клавдий усыновил Нерона — ее ребенка от первого брака.

[править]Ранние годы 161-180

Детство и юность Коммод провел, сопровождая в военных походах своего отца — Марка Аврелия — в Сирии, Палестине и Египте, на Дунае и в Германии. В 177 году Коммод был назначен соправителем отца. Он получил титул императора и Августа. Когда 17 марта 180 года Марк Аврелий умер, вся Римская империя досталась в наследство 18-летнему Коммоду.

[]

Власть

Античные исторические сочинения рисуют Коммода неуравновешенным развратником, погрязшим в пороках. Причина этого в том, что большинство письменных источников происходит из сенатской среды, против которой была направлена политика юного императора. Нелюбовь к нему Сената компенсировалась популярностью Коммода у простого народа: регулярно проводились массовые раздачи и устраивались гладиаторские бои, страсть к которым питал и сам император. Армия также поддерживала Коммода, который почти сразу же после смерти отца прекратил войны с германцами и сарматами.

Управление государством не слишком интересовало Коммода — он был скорее артистом, чем политиком — и, возможно, не совсем здоровым человеком. В какой-то степени это объяснялось тяжелой наследственностью — его мать Фаустина Младшая была известна своим распутством, а отец приставил к мальчику учителей и просто не мог уделять ему много внимания, поскольку бо́льшую часть своей жизни провел, скорее, в походной палатке, чем в Риме. Необычное поведение Коммода было настолько эксцентричным, что в Риме ходили слухи, будто император — плод преступной страсти своей матери к какому-то гладиатору. И, пожалуй, его поступки подтверждали подобную характеристику: он то носил женскую одежду, то одевался как Геракл; сам выступал в цирке, как простой гладиатор, распространял восточные культы и предавался, если верить источникам, всевозможным формам разврата. Он оказался человеком не на своем месте — по воле судьбы стал императором, видимо, просто потому, что других наследников мужского пола не осталось в живых и выбирать было не из кого. И древних, и современных историков всегда поражал подобный выбор наследника, особенно потому, что его сделал просвещенный правитель — «философ на троне», каким был Марк Аврелий, автор знаменитых «Размышлений».

От имени Коммода государством правили сменявшие друг друга временщики — фавориты императора и префекты преторианской гвардии. Это вызывало недовольство Сената, с молчаливого одобрения которого одна за другой предпринимались попытки устранить неудобного императора. После раскрытия заговора 183 года Коммод панически опасался за свою жизнь, и малейшие подозрения влекли за собой казни.

[]

Смерть

1 января 193 года Коммод намеревался выступить на арене цирка в качестве консула и гладиатора, но его планам не суждено было сбыться. 31 декабря 192 любовница Коммода Марция, вольноотпущенник Эклект и преторианский префект Лет случайно узнали, что Коммод решил их казнить, и убили его. Сенат одобрил их действия и объявил Коммода врагом отечества.

[]

Посмертная слава

Личность Коммода стала всемирно известной после выхода в 2000 эпической драмы — фильма Ридли Скотта «Гладиатор», где роль Коммода сыграл Хоакин Феникс. Коммод изображен злодеем-императором, выходящим на арену как гладиатор. Это единственная подлинная черта его биографии, отраженная в картине. В остальном фильм абсолютно неисторический, за исключением имен, костюмов и реквизита.

[]

Цитаты

«Пусть исчезнет память о грязном гладиаторе, сбросить статуи злодея-гладиатора!.. Палача сената тащить крюком по обычаю предков! Он свирепее Домициана, грязнее Нерона! Так он поступал, и так да воздастся ему!».

(Возгласы в римском Сенате после убийства Коммода)

«Я предлагаю уничтожить все то, что принудил нас постановить в его честь человек, живший только на погибель граждан и на позор себе».

(Из речи Цингия Севера в римском Сенате)

[]

Энциклопедия римских императоров (на англ. языке)

[]

Литература

  • Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. М., 1992. С. 62-72 (; )
  • Аврелий Виктор. О цезарях // Римские историки IV века. М., 1997 (; )
  • Дион Кассий. Римская история. Эпитома 73 книги ()

[]

Максимин Тракс: грубая сила

Максимина помнят как одного из самых крупных и сильных римских императоров всех времен. Легенда гласит, что он был колоссального роста около 2,5 метров. В молодости его огромные размеры и сила давали ему преимущество в римской армии. И он быстро поднялся по служебной лестнице, в конечном итоге став римским императором в 235 году нашей эры.

Говорили, что римский сенат презирал его жестокое варварство, но был слишком напуган, чтобы бросить ему вызов. Но благодаря его грубой силе, продолжающееся противостояние с германскими племенами было, наконец, выиграно. Что принесло ему великий титул Германика Максимуса.

Развлечения Коммода

Своё царствование Луций Коммод начал с опустошения казны, он тратил большие деньги государства на свои развлечения и нужды.

Больше всего Луций Коммод любил бывать на гладиаторской арене. Коммод провел 735 боев, в которых всегда выходил победителем.  А побеждал он всегда, потому что другие гладиаторы просто не осмеливались оказывать ему сопротивление. Когда император Луций Коммод на арене побеждал противника или убивал животных, то требовал, что бы сенаторы кричали, что он их бог, что он самый удачливый из людей, что он победитель!


Луций Коммод с очередной наградой

В соперники себе Луций Коммод брал беспомощных горожан Рима. Искалеченные войной солдаты не могли дать достойного отпора по состоянию своего здоровья. Иногда соперников  связывали для того, чтобы Коммод мог убить своей дубинкой одновременно двоих.

Но, к сожалению, Луций Коммод не ограничивался только убийством на арене. Однажды он убил у всех на виду целую семью, только для того, чтобы показать свою силу и безнаказанность народу.

Когда Коммод был совсем ещё юношей, (на тот момент ему было 12 лет), он потребовал сжечь банщика в печи, только за то, что тот перегрел по неосторожности воду для его купания. Хорошо хоть, что удалось обмануть Коммода

Тогда сожгли баранью шкуру. Запах гари убедил Луция Коммода, что сожгли именно банщика.

В юности Коммод проводил время в кругу своих друзей. Они находились в постоянном кутеже и безобразиях. Когда император Марк Аврелий прогонял друзей своего сына из дворца, сынок начинал закатывать истерики. Из-за своей мягкости отец вновь разрешал друзьям Коммода возвращаться, и все безобразия молодого императора повторялось вновь.

Свой человек в гнездах разврата…

Если бы римские сенаторы знали, что их ждет, они бы взмолились всем своим богам, чтобы Коммод где-нибудь сгинул в военном походе. То, что он устроил в древнем городе, трудно поддается описанию. Во-первых, он был чертовски красив, строен и сводил с ума женщин. Во-вторых, он очень любил пьяные кутежи и частенько «зависал» в домах разврата до самого утра. И наконец, он самих сенаторов посадил на «диету» — проще говоря, на одну зарплату. Кстати, один мой знакомый профессор-историк утверждал, что диетой в те времена называли именно зарплату римских сенаторов.

Но ежедневные пьянки и походы в гнезда разврата было еще не самое страшное, что придумал Коммод. При нем в Риме, как и в империи, за деньги продавалось все: смертные приговоры, помилования, должности и провинции. Больше всего сенаторов бесило, что провинции император раздавал случайным людям, чаще всего своим собутыльникам. А они далеко не всегда имели знатное происхождение.

В какой-то мере эту ненависть император компенсировал любовью простых римлян. Эксцентричный Коммод время от времени выкатывал на площади бочки с вином и угощения для римлян, а когда народу жилось особенно трудно, разбрасывал деньги прямо в толпу, совершенно не заботясь тем, что опустошает государственную казну. Ведь он мог еще задолго до Людовика XIV произнести крылатую фразу: «Государство — это я!»

Власть

Античные исторические сочинения рисуют Коммода неуравновешенным развратником, погрязшим в пороках. Причина этого в том, что большинство письменных источников происходит из сенатской среды, против которой была направлена политика юного императора. Нелюбовь к нему Сената компенсировалась популярностью Коммода у простого народа: регулярно проводились массовые раздачи и устраивались гладиаторские бои, страсть к которым питал и сам император. Армия также поддерживала Коммода, который почти сразу же после смерти отца прекратил войны с германцами и сарматами.

Управление государством не слишком интересовало Коммода — он был скорее артистом, чем политиком — и, возможно, не совсем здоровым человеком. В какой-то степени это объяснялось тяжелой наследственностью — его мать Фаустина Младшая была известна своим распутством, а отец приставил к мальчику учителей и просто не мог уделять ему много внимания, поскольку бо́льшую часть своей жизни провел, скорее, в походной палатке, чем в Риме. Необычное поведение Коммода было настолько эксцентричным, что в Риме ходили слухи, будто император — плод преступной страсти своей матери к какому-то гладиатору. И, пожалуй, его поступки подтверждали подобную характеристику: он то носил женскую одежду, то одевался как Геракл; сам выступал в цирке, как простой гладиатор, распространял восточные культы и предавался, если верить источникам, всевозможным формам разврата. Он оказался человеком не на своем месте — по воле судьбы стал императором, видимо, просто потому, что других наследников мужского пола не осталось в живых и выбирать было не из кого. И древних, и современных историков всегда поражал подобный выбор наследника, особенно потому, что его сделал просвещенный правитель — «философ на троне», каким был Марк Аврелий, автор знаменитых «Размышлений».

От имени Коммода государством правили сменявшие друг друга временщики — фавориты императора и префекты преторианской гвардии. Это вызывало недовольство Сената, с молчаливого одобрения которого одна за другой предпринимались попытки устранить неудобного императора. После раскрытия заговора 183 года Коммод панически опасался за свою жизнь, и малейшие подозрения влекли за собой казни.

[]

В популярной культуре

  • Злого и крайне самовлюбленного Коммода сыграл канадский актер Кристофер Пламмер в классическом эпическом фильме «Падение Римской империи» (1964) режиссера Энтони Манна. Этот фильм изображает все правление этого императора, от смерти Марка Аврелия до его убийства в битве против вымышленного героя Ливия.
  • В лауреате премии «Оскар» за лучший фильм « Гладиатор» (2000) вымышленный Коммод выступает в роли главного антагониста фильма. Его играет актер Хоакин Феникс в спектакле, который был номинирован на премию « Оскар» 2001 года в категории « Лучший актер второго плана» .
  • Персонажа из видеоигры Ryse: Son of Rome 2013 года зовут Коммод, и он является одним из главных антагонистов игры. Сын императора Нерона , он имеет несколько общих черт с историческим Коммодом.
  • Коммод — второстепенный антагонист в видеоигре Colosseum: Road to Freedom 2005 года . Игрок может сразиться с Коммодом в игре, который одевается как бог Геракл. Игра позволяет себе вольность с событиями, окружающими его смерть, причем на самом деле его убивает игрок, а не борец Нарцисс.
  • Его история пересказывается в документальном мини-сериале 2017 года « Римская империя: Царство крови» . В этой версии Нарцисс убивает Коммода после того, как узнает, что противники на арене Императора были вооружены только мечами без лезвий. Хотя он душит Коммода, это происходит после того, как он изначально вызвал его на дуэль, и происходит не в его ванне, а в то время, когда он готовится к этому. Аарон Якубенко изображает Коммода в сериале.

Коммод появляется как один из антагонистов популярных юношеских фантастических романов «Испытания Аполлона» . Он стал второстепенным богом после своей смерти и дожил до наших дней вместе с двумя другими римскими императорами Калигулой и Нероном . Кроме того, он был убит богом Аполлоном , который был его любовником, но замаскировался под Нарцисса, чтобы убить его и положить конец его тирании. В наше время он пытается отомстить Аполлону, который был изгнан с Олимпа Зевсом как смертный, пока он не исправит свои ошибки. Коммудус в конечном итоге убит в четвертой книге серии.

Казни Коммода

Несчастный случай, который произвел гибельную перемену в образе действий Коммода, был следующий. Однажды вечером (183 г.) император шел из амфитеатра; в темном, узком портике убийца, подстерегавший его, бросился на него с обнаженным мечом, воскликнув: «Это посылает тебе сенат!» Прежде, чем убийца мог нанести удар, он был схвачен телохранителями Коммода, и сознался, что был подослан убить императора его сестрою Луциллой. Она была замужем за , a после его смерти вышла замуж за сенатора Клавдия Помпеяна. Она была недовольна тем, что занимала не первое, a второе место во дворце, завидовала императрице. Её второй муж был человек превосходный, непоколебимо верный обязанностям, и она не открыла ему своего замысла. Луцилла вела такой же образ жизни, как её мать Фаустина, имела много любовников, и между ними нашлись разорившиеся честолюбцы, готовые служить орудиями её властолюбия. Соучастники заговора были наказаны смертью; Луциллу Коммод сначала сослал, а потом казнил.

Этот случай произвел неизгладимое впечатление на робкого и подозрительного императора. В ушах Коммода постоянно звенели слова, сказанные убийцей, и он видел смертельных врагов во всех сенаторах, во всех людях, возвышавшихся над толпою знатностью или богатством. Доносчики, почти совершенно исчезнувшие из Рима при Антонине Пии и Марке Аврелии, снова занялись своим ремеслом, запугивали трусливого императора выдуманными опасностями и заговорами, преследовали фальшивыми обвинениями всех уважаемых обществом людей. Все, что дает почетное положение в обществе, было преступлением. Богатство возбуждало усердие доносчиков, потому что часть добычи доставалась им; честная жизнь была немым порицанием разврата Коммода, заслуги, оказанные государству, были доказательствами ума и энергии, опасных императору; кто пользовался доверием отца, те все были ненавистны сыну. Подозрение равнялось улике, обвинение было осуждением на смерть. Казнь влиятельного сенатора вела к надобности казнить всех, жалевших о нем: они могли пожелать отомстить за него. Раз отведав человеческой крови, император Коммод уже не знал ни сострадания, ни раскаяния.

В числе казненных Коммодом совершенно невинных людей историк Дион говорит о двух братьях Квинктилии Кондиане и Квинктилии Максиме, людях замечательных образованностью, военными подвигами и горячей братской любовью. Они вместе занимались учеными трудами (написали прекрасный трактат о сельском хозяйстве); все их труды и удовольствия были общие; и умерли они вместе. Они были люди честные, заслуженные, богатые, потому прислужники Коммода нашли их опасными.

Убийство Коммода

По характеру, Коммод походил на Домициана, жил подобно ему, подобно ему и был убит. Его распутство и его злодейства увеличивались с каждым годом, росла и ненависть к нему. Император знал, что его ненавидят и, чем более трусил, тем свирепее становился. Жертвами смертоносной подозрительности кровожадного труса были не только люди консульского и сенаторского сана, в особенности все те, которые находились в родстве с Антонинами, хотя бы и дальнем; должны были трепетать за свою жизнь и сами исполнители злодейских приказаний Коммода, товарищи его распутства, даже его любовницы.

Говорят, что Марция, которой он велел оказывать почти такие же почести, как если б она была его женой, нашла однажды ночью на постели Коммода записную дощечку, где, в числе других обреченных на смерть людей, были имена её самой, Эклекта, сановника, заведовавшего дворцом, Лета, префекта преторианцев. Она сообщила им об этом, и они вместе с нею решили отвратить от себя гибель, убив Коммода. Яд, данный императору Марцией, действовал недостаточно быстро, так как Коммод был очень крепкого здоровья, a потому они позвали гладиатора Нарцисса ускорить его смерть. Нарцисс убил Коммода, этого искуснейшего стрелка и красивейшего мужчину в целом Риме. Его позорная жизнь была прекращена в ночь, которой кончился 192 и начался 193 год нашей эры. Он готовил на следующий день новое унижение сенату. В этот день Коммод хотел вступить в сан консула и хотел прийти в сенат для принятия этого сана в одежде гладиатора и со свитой, составленной из гладиаторов.

Убийцы Коммода. Эклект и Лет предложили императорский титул Пертинаксу, очень уважаемому старому сенатору. Тот не без колебаний, но принял предложенный ему опасный титул. Преторианцам объявили, что Коммод умер от апоплексического удара, и они радостно приветствовали нового императора Пертинакса, который обещал им подарки. Сенат приветствовал весть об убийстве Коммода криками радости и проклятиями в адрес убитого врага государства, тирана, гладиатора, бравшего деньги за свое публичное фехтованье. Сенат постановил, что память Коммода предается вечному бесчестию, что статуи его должны быть низвергнуты, что тело его должно быть оттащено крюками, в ту загородку цирка, куда таскали с арены трупы убитых гладиаторов и зверей. С сожалением сенаторы узнали, что последнего решения исполнить нельзя, ибо дворцовые слуги уже наскоро похоронили бывшего императора.

Непобедимый секутор

За 12 лет правления Коммод не пропустил ни одного боя в Колизее. Он выходил на арену — высокий, сильный, со светлой бородой — и, конечно, не мог не нравиться публике. Искусству боя Коммода учили лучшие гладиаторы, и он постепенно стал прекрасным бойцом. Во время тренировочных боёв император не знал жалости и до смерти забивал свои живые «учебные пособия». Он держал меч в левой руке, а щит в правой и вызывал восторги зрителей необычными боевыми приёмами. На публике император не убивал соперников, а только наносил им раны. Гладиаторы потом всю оставшуюся жизнь могли с гордостью показывать «императорские шрамы». Поединок заканчивался, когда противник сдавался. Коммод выходил на арену в переброшенном через левое плечо на спину пурпурном плаще. Сняв его, он представал перед публикой как гладиатор-секутор. В его вооружении были короткий меч-гладиус, большой прямоугольный щит и закрывавший лицо шлем. Обычно ему противостоял ретиарий, вооружённый боевым трезубцем с длинным древком, кинжалом и сеткой, чтобы опутать противника. Иногда он выбирал другого соперника из тринадцати типов существовавших тогда гладиаторов. Император мало чем рисковал: современник Ком-мода историк Геродиан писал, что обычно бойцы выходили против него с деревянным оружием.

6 Он неоднократно угрожал убить своих сенаторов – He Repeatedly Threatened To Kill His Senators

Источник фото: DreamWorks/Universal

Он приказал воздвигнуть огромную статую перед зданием Сената. Это было его собственное подобие, показывая его как лучника, со стрелой, направленной прямо на здание. Каждый раз, когда они входили, им приходилось смотреть на массивный бронзовый бюст его подобия, уставившийся на них, готовый убить.

Однажды, когда он сражался с животными на гладиаторской арене, он угрожал себе сенаторы со страусиной головой. Он обезглавил птицу, поднял ее отрубленную голову, направил окровавленный меч на своих сенаторов и бросил на них долгий взгляд чистой ненависти, давая понять, что они следующие. А тем временем позади него бегал безголовый страус, натыкаясь на предметы.

10 Он чуть не обанкротил Рим, сыграв гладиатора – He Nearly Bankrupted Rome By Playing Gladiator

Источник фото: Edwin Howland Blashfield

Мы говорили вам раньше об одержимости Коммода игрой в гладиатора. Постоянные читатели, возможно, уже знают, как он раздевался догола, выходил на арены и бил людей с физическими недостатками в голову перед ревущей толпой римских граждан. Но мы не сказали вам, насколько серьезной была эта проблема.

Коммод не был похож на обычного гладиатора. Он был жестоким, даже по меркам людей, которые избивали друг друга до смерти для развлечения публики. Он заставлял гладиаторов приходить к нему домой и тренироваться с ним. Приглашение означало почти верную смерть; никто не посмел бы победить его, а когда он выигрывал, он не проявил бы милосердия. Удачливый покинул свой дом с отсутствующими носами и конечностями, а неудачники так и не остались живы.

Когда боевой гладиатор пытался спасти жизнь своего противника, Коммод останавливал его. Жаждущий крови, он связал гладиаторов вместе и заставил их сражаться, пока один из них не умрет – иначе они никогда не были бы освобождены.

Убийство – не обычное времяпрепровождение, но оно даже подорвало экономику . Каждый раз, когда он появлялся на гладиаторской арене, Коммод взимал с государства миллион сестерциев за свое появление. Его любовь к убийству не просто стоила жизни – она ​​помогла римской экономике приблизиться к полному краху.

Диоклетиан добровольно ушёл в отставку и занимался выращиванием капусты

Когда Диоклетиан пришёл к власти, Рим охватил так называемый кризис третьего века, когда империя разваливалась на части, а императоры сменяли друг друга чаще, чем моргает человек, и держались за трон во что бы то ни стало.

Диоклетиан, сев на трон, завершил дело императора Аврелиана по восстановлению Римской империи из отдельных государств. Он сохранил мощь страны, реформировал администрацию и стабилизировал Рим. Время правления Диоклетиана даже провозглашалось современниками императора, как возвращение золотого века.

После 20 лет правления Диоклетиан добровольно отрёкся от престола, уехав жить в свою резиденцию Никомедию. Всю оставшуюся жизнь он провёл в Иллирии в своём поместье, занимаясь сельским хозяйством. Когда Максимиан и Галерий пытались убедить Диоклетиана вернуться к власти, тот сказал: «Если бы они видели капусту, которую он вырастил, то не стали бы докучать ему своими предложениями».

Возможно, такой образ мышления был заложен сложной жизнью до правления империей, ведь Диоклетиан добился высот вопреки всему, будучи сыном бывшего раба.

Август Октавиан был самым богатым олигархом за всю историю

Когда люди произносят фразу «да когда же они наворуются уже» в отношении правителей и чиновников, они просто не понимают, что у олигархов есть пример для подражания. Первый император Римской империи Август Октавиан получил огромное наследство от своего двоюродного дяди Гая Юлия Цезаря. Но оно не стоило практически ничего по сравнению с дальнейшими доходами императора.

После поражения Марка Антония и Клеопатры Август Октавиан подчинил себе Египет, который в те времена давал примерно 25-30% всего мирового ВВП, производя наиболее важный ресурс – зерно. Часть доходов шла непосредственно Августу Октавиану, и, как оценивают историки, к концу жизни состояние императора оценивалось по нашим деньгам примерно в 4,6 триллиона долларов, что составляло около 20% всей экономики Римской империи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector