Today

Папа римский Франциск

Интронизация нового папы римского состоялась 19 марта 2013 года. Кардинал Бергольо принял первое за историю папства имя Франциск и стал первым главой католической церкви из Нового Света с орденом иезуитов. Католики с огромным восторгом восприняли весть о том, что их пастырем избран скромный кардинал Бергольо из Латинской Америки.

Папа римский Франциск

Став «президентом» Ватикана, папа римский Франциск по-прежнему остался непритязательным и социально справедливым человеком. Он очень прост в общении с людьми и придерживается «правильных», по мнению общества, позиций по социальным и моральным вопросам. Омывание первосвященником ног мигрантам, больным СПИДом и обед с бездомными активно обсуждались в прессе и интернет-пространстве.

Встреча папы с лидерами Южного Судана ввергла в шок не только паству, но и атеистов. На глазах у СМИ он опустился на колени и целовал ноги президенту, четверым вице-президентам и лидеру оппозиции в знак благодарности за подписание ими мирного договора, положившего конец 20-летнему кровопролитию в этой стране.

Глава католической церкви решительно выступает против абортов и эвтаназии, против легализации однополых браков, поддерживая католический традиционализм. Тем не менее нещадной критике подверглось его высказывание:

Впрочем, его позиция с течением времени изменялась. К примеру, в 2016 году Франциск заявил о необходимости Церкви принести извинения людям гомосексуальной ориентации за прошлую нетерпимость. А еще спустя пару лет понтифик выступил в защиту однополых пар, а также призвал простить священников с нетрадиционной ориентацией.

А речь о геноциде армян, произнесенная папой Франциском во время мессы в ознаменование 100-летия события, вызвала возмущение президента Турции Реджепа Эрдогана одним только употреблением термина «геноцид».

Папа римский Франциск проводит церковную церемонию

Папа римский Франциск провел масштабную реформу в управлении Банка Ватикана, имеющую антикоррупционное направление. Он стал единственным главой католической церкви, который через год правления представил финансовый отчет Института религиозных дел, а в конце 2015 года и вовсе назначил внешний аудит финансовой отчетности Ватикана, бюджет которого составляет свыше $ 300 млн.

Священник первым из римских пап отступил от негласного правила не оставаться наедине с представителями прессы и в сентябре 2013-го дал интервью главному редактору журнала Civilta cattolica. Собеседники встречались 3 раза.

На занимаемом посту папа римский Франциск проявляет дружественное отношение к России, интересуясь православной церковью. В начале 2016 года он впервые встретился с патриархом московским и всея Руси Кириллом, с которым обсудил тему гонений на христиан, сближение отношений между католической и православной церквями и международную политику.

К заслугам понтифика относят и предание максимальной огласке фактов ненадлежащего поведения служителей Господа, в частности, скандалов на сексуальной почве

Франциск откровенно признал, что Церковь слишком поздно обратила внимание на проблему педофилии, и реформировать Ватикан по сложности равнозначно очистке египетского сфинкса зубной щеткой

Летом 2019 года состоялась очередная встреча главы Римской католической церкви с Владимиром Путиным в Ватикане. Первые два визита запомнились тем, что на оба президент России опоздал — на 49 минут и на час с лишним. Прессе обычно не разъясняют, какие темы затрагиваются во время беседы.

Папа римский Франциск и Владимир Путин / Президент России

Журналистам было что обсудить: папа Франциск внес изменения в итальянский перевод текста молитвы «Отче наш», единственной, которую, как считается, завещал последователям и ученикам сам Иисус Христос. Теперь вместо слов «не введи нас в искушение» следует произносить «не предай нас искушению». В гимне «Слава в вышних Богу» слова «мир на земле людям доброй воли» заменены на «мир на земле людям, которых возлюбил Господь».

В 2019 году понтифик отменил утвержденную еще его предшественником политику о секретности в делах о насилии католических деятелей. Теперь при запросе правоохранительных органов представители церкви обязаны предоставлять полную информацию.

Что известно о Папе Римском Франциске

Настоящее имя Папы — Хорхе Марио Бергольо. Известно, что он занимает свой пост с 2013 года и является первым Папой, который родился в Новом Свете.

Папа появился на свет в аргентинской столице Буэнос-Айрес зимой 1936 года. Его отцом был эмигрант из Италии Марио Джузеппе Бергольо.

Примечательно, что у Франциска есть диплом химика-технолога. В те времена итальянцы часто переселялись в Аргентину, и семья Хорхе не была исключением.

Свое образование аргентинец получал на родине в семинарии Вилья-Девото. Некоторое время Хорхе трудился в Чили. Также он был преподавателем литературы и философии. Известно, что понтифик может говорить на итальянском и немецких языках, он идеально владеет испанским, так как это его родной язык.

В биографии Хорхе есть еще один занимательный факт, который отличает его от других. Аргентинец задолго до того, как ощутил, что может обращать народ к духовенству, трудился вышибалой в ночном клубе у себя на родине. Также ему пришлось работать уборщиком и лаборантом.

Аргентинец очень сильно отличается от своих предшественников. Известно, что Франциск увлекается футболом и является фанатом этой игры. Он называл Диего Марадону поэтом, а Лионеля Месси считал настоящим уникумом.

Франциск — болельщик аргентинского клуба «Сан-Лоренсо», который выступает в Буэнос-Айресе. В 2008 году Франциск получил официальное членство клуба. Папа тесно связан с футболом, он учился в одной школе с Альфредо Ди Стефано, легендой «Реала» из Мадрида.

Карьера Франциска

Все выше продвигаясь по карьерной лестнице, в 1992 году Бергольо был назначен вспомогательным епископом Буэнос-Айреса, а затем посвящен в епископы.

Церемония посвящения проходила в кафедральном соборе города. Титул Хорхе Марио получил от кардинала Антонио Кваррасино.

1998 год принес Бергольо новое звание – на этот раз он получил титул архиепископа Буэнос-Айреса, а уже через 3 года был возведен самим Папой Римским Иоанном Павлом II в кардиналы.

На выборах 2005 года имя Хорхе Марио Бергольо значилось в так называемом «папабиле» — списке основных претендентов на папский престол. Однако выбор пал на Бенедикта XVI.

Франциск — Папа Римский — известен как человек многогранный, со всесторонним консервативным образованием. Помимо испанского, он свободно владеет немецким и итальянским языками. Понтифик известен выступлениями против легализации эвтаназии, абортов, браков между сторонниками сексуальных меньшинств и усыновления детей такими парами. Это первый иезуит, возглавивший папский престол.

Интервью

Однажды пристальное внимание общественности привлекли высказывания понтифика в интервью с известным корреспондентом итальянского издательства La Repubblica Эудженио Скальфари, где папа коснулся таких острых тем в католической церкви, как педофилия, проблема целибата (обязательное безбрачие в духовенстве) и причастность к мафии. Касательно целибата папа пообещал решить эту болезненную проблему для католических священников

А вот говоря о педофилии, Франциск — папа римский — четко подчеркнул, что этот позор сейчас находится в нашем доме, это «проказа», которая поразила церковь. Согласно представленным данным, 2 % педофилов – это священники, и среди них встречаются епископы и кардиналы. Многие об этом знают, но предпочитают помалкивать. Именно к этой проблеме понтифик поклялся подойти со всей серьезностью и строгостью, которую она заслуживает.

Дальше насчет мафии папа отметил, что наше обличение в этом вопросе будет постоянным. Как-то раз во время пастырского визита в Калабрию (Италия) он отлучил от церкви мафиози. Франциск сказал, что знает о том, что те же мафиози тоже ходят в церковь и причащаются, и поэтому отметил, что милосердие нашего Господа безгранично, но никогда в ловушку не попадет.

Диалог религий

Диалог религий и конфессий — проблема, часто стоящая на повестке дня деятельности понтифика. Значимым этапом в этом контексте стала названная «братской» встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска в Гаване в 2021 г., которая завершилась Совместной декларацией. Обе стороны осудили безудержное потребление, стремительно истощающее ресурсы планеты, в то время как возрастающее неравенство в распределении земных благ обостряет ощущение несправедливости. Главы обеих церквей обратились с призывом к международному сообществу содействовать предотвращению вытеснения христиан с Ближнего Востока и объединению усилий для того, чтобы покончить с терроризмом

Внимание привлекло и компромиссное решение одной из наиболее острых проблем двусторонних отношений, связанной с деятельностью греко-католиков. Католики признали, что метод «униатизма» не является путем к восстановлению единства

Со своей стороны, РПЦ согласилась с тем, что церковные общины, появившиеся в результате исторических обстоятельств, имеют право на существование, а православные и греко-католики нуждаются в примирении.

Осенью 2021 г. в преддверии 500-летия Реформации понтифик совершил визит в Швецию, чтобы вместе с лютеранами отдать должное Реформации и совершить экуменическую молитву в лютеранском соборе. В Совместном заявлении обе стороны осудили использование религии в политических целях. Франциск также принял в Ватикане делегацию Всемирной лютеранской федерации, назвав их братьями и предложив совместно идти по пути преодоления старых предрассудков в отношении Мартина Лютера.

В одном из своих обращений папа заявил о необходимости стремиться к мирному сожительству с мусульманами, даже когда имеют место устрашающие действия фанатиков, врагов диалога. Он осудил любые формы фундаментализма, империализма и колониализма. На недавней встрече в Ватикане с Великим имамом Каирского исламского университета он подтвердил, что христианство и ислам объединяет идея «человеческого братства» и положительно оценил проект строительства в Арабских Эмиратах «Дома авраамической семьи» (Abrahamic Family House), вмещающего мечеть, синагогу и церковь, посвященную Франциску Ассизскому.

Отклик получило предисловие Франциска к изданию «Библии дружбы», где сорок иудейских и христианских исследователей интерпретируют положения Торы/Пятикнижия. В своем предисловии папа призывает иудеев и христиан ощущать себя братьями и сестрами и поставить на службу человечеству исповедуемые ими ценности, традиции и идеалы.


Даниил Пареньков: Один крест на двоих

Девять любопытных фактов о нынешнем Папе Римском

17 декабря 1936 года родился Франциск I, глава Римско-католической Церкви (с марта 2013 года), 266-й Папа Римский.

Его настоящее имя — Хорхе Бергольо. 13 марта 2013 года этот 76-летний кардинал из Аргентины, который позже взял себе имя Франциск, стал Папой.

Мы решили подобрать самые любопытные факты о его жизни и деятельности на посту главы Ватикана.

1. Это первый случай в новой истории, когда Папой стал претендент не из Европы.

2. Имя Франциск Папа выбрал в честь святого Франциска Ассизского. За всю историю папства так не называл себя никто.

3. Франциск — первый папа-иезуит. В священники был посвящен в 1969 году, после того, как прославился своими богословскими исследованиями на факультете Сан-Мигель. Иезуиты считаются очень либеральными, но Папа Франциск оказался одним из редких консервативных членов их общества. По этой причине перед выборами Папы Римского члены Ордена иезуитов начали «черную» пропагандистскую кампанию против Франциска. В частности, недоброжелатели утверждали, что тогдашний кардинал «никогда не улыбается».

4. Несмотря на консерватизм, нынешний Папа критикует священников, которые отказываются крестить младенцев, рожденных от матерей-одиночек.

5. Франциск — убежденный противник однополых браков. Неоднократно выступал за то, чтобы не разрешать таким парам усыновлять детей. Тем не менее, призывает всех уважительно относиться к секс-меньшинствам.

6. Папа Франциск I в Чистый четверг неоднократно омывал ноги малоимущим, навещал заключенных в тюрьмах, а также — ВИЧ-инфицированных в больницах. Поцеловал в лоб обезображенного страшной болезнью человека.

7. Число 13 играет мистическую роль в судьбе Папы. В сан священника посвящен 13 декабря 1969 года. Избран Папой 13 марта 2013 года.

8. Франциск выступает против социального неравенства: «Несправедливое распределение благ сохраняется, создавая социальный грех, который ограничивает возможность вести полноценную жизнь для многих наших братьев».

9. В биографии Франциска есть и еще очень интересный факт, связанный с Орденом иезуитов.

Для начала немного истории: орден был создан в 1534 году в целях спасения папской власти в период реформации. Отличие этого ордена от прочих заключалась в добавлении к трем обычным монашеским обетам еще и обета беспрекословного послушания и верного служения Папе. Не случайно генерального настоятеля ордена называют Генералом или «чёрным папой» (по цвету сутаны).

Однако, став Папой Римским, Бергольо не перестал быть членом Ордена иезуитов. В связи с этим в обществе давно назревает вопрос: будет ли «белый Папа» подчиняться «черному Папе»? Далеко не всех устроит этот вариант. Ведь он позволит иезуитам стать весьма мощной силой, претендующей на контроль над финансами Ватикана.

Фото EPA/ИТАР-ТАСС

Интервью

Однажды пристальное внимание общественности привлекли высказывания понтифика в интервью с известным корреспондентом итальянского издательства La Repubblica Эудженио Скальфари, где папа коснулся таких острых тем в католической церкви, как педофилия, проблема целибата (обязательное безбрачие в духовенстве) и причастность к мафии. Касательно целибата папа пообещал решить эту болезненную проблему для католических священников

А вот говоря о педофилии, Франциск — папа римский — четко подчеркнул, что этот позор сейчас находится в нашем доме, это «проказа», которая поразила церковь. Согласно представленным данным, 2 % педофилов – это священники, и среди них встречаются епископы и кардиналы. Многие об этом знают, но предпочитают помалкивать. Именно к этой проблеме понтифик поклялся подойти со всей серьезностью и строгостью, которую она заслуживает.

Дальше насчет мафии папа отметил, что наше обличение в этом вопросе будет постоянным. Как-то раз во время пастырского визита в Калабрию (Италия) он отлучил от церкви мафиози. Франциск сказал, что знает о том, что те же мафиози тоже ходят в церковь и причащаются, и поэтому отметил, что милосердие нашего Господа безгранично, но никогда в ловушку не попадет.

Создание Ватикана

Папы XIX и XX веков проявляли свою духовную власть с возрастающей энергией и во всех аспектах религиозной жизни. Например, в важнейшем понтификате папы Пия IX (1846–1878) впервые в истории был твердо установлен папский контроль над деятельностью католических миссионеров во всем мире.

Правления Пия Одинадцатого отличалось живой активностью по всем направлениям и выпуском многих важных документов, часто в форме энциклики. В дипломатических делах Пию сначала помогал Пьетро Гаспарри, а после 1930 года — Эудженио Пачелли (сменивший его на посту папы Пия XII). Шедевром кардинала Гаспарри был Латеранский договор (1929), заключенный с фашистами. Но мнение Ватикана и Муссолини по части воспитания молодежи все-таки различалось. Кульминацией этого стало сильное папское письмо (Non abbiamo bisogno, 1931). В котором утверждалось, что невозможно быть одновременно фашистом и католиком. Отношения Муссолини и Папы римского все время оставались не очень хорошими, о чем подробно написано в книге Е. Гергея «История папства» (м 1996).

Детство Иоанна Павла IІ

Детские годы будущего понтифика пришлись на первую треть ХХ столетия, время, когда облик мира значительно изменился. Только что закончилась Первая Мировая война, произошла революция в России, родная Польша обрела, наконец, независимость. Все это не могло не наложить отпечаток на формирование личности юного Кароля Войтылы.

Происхождение и семья

Недалеко от древней польской столицы, Кракова, в городе Вадовице 18 мая 1920 года появился на свет Кароль Юзеф Войтыла. Мальчика назвали в честь отца, офицера Кароля Войтылы. Мать, Эмилия, в девичестве Качоровская, работала учительницей. Некоторые историки утверждают, что она была этнической украинкой. Эмилия умерла в 1928 году, а вскоре Кароль потерял и брата. Эдмунд, служивший врачом, заразился от пациента скарлатиной и не смог побороть болезнь.

Учеба в школе

В 1 класс Кароль пошел в 6 лет, а уже в 10 стал гимназистом. Отец дома помогал ему в изучении немецкого языка, польской истории и литературы. Среди серьезных увлечений подростка был театр — он даже мечтал стать актером.

По воспоминаниям одноклассников и учителей, Кароль Войтыла не просто отлично учился, но и занимался спортом, классическими и народными танцами, играл в драмкружке гимназии.

Он был глубоко религиозен: ежедневно возносил молитвы, совершал паломничества по святым местам, был министрантом в местном костеле и возглавлял гимназическое братство Пресвятой Девы Марии. И все-таки в отрочестве Кароль (на фотографии 1932 года он слева во втором ряду) еще не избрал свой путь священника, позже приведший его на престол понтифика.

Провальная кампания

Северная Италия, которую присоединил к Франции Франциск, формально находилась под юрисдикцией Священной Римской империи. Карл V желал вернуть этот регион, а также Бургундию, которую завоевал еще Людовик XI. Шедшая в 1521 – 1526 гг. война (ставшая частью длительных Итальянских войн) велась не только в Италии, но также в Шампани, Фландрии и Наварре.

Первые события благоволили Франциску. Его войска оккупировали Люксембург. В Италии французы, напротив, потерпели поражение. 27 апреля 1522 года они были разбиты имперской армией при Бикокке к северу от Милана. После этого поворотного события Генрих VIII открыто заявил о союзнических отношениях с Карлом V. Англичане вторглись в Пикардию.

Франциск 1, биография которого была полна взлетов и падений, вскоре также узнал об измене своего вассала герцога де Бурбона Карла. Этот мятежник завоевал Прованс, но был остановлен под Марселем. Франциск тем временем руководил повторным наступлением в Северной Италии. В Ломбардии он осадил Павию, неподалеку от которой 24 февраля 1525 года произошло достопамятное и неудачное для короля сражение. Франциск получил ранение и попал в плен. Невольника отвезли в Мадрид. В столице Испании был подписан договор, по которому Вадуа уступил Карлу Бургундию, Фландрию, Артуа и Неаполь. Англия получила большую контрибуцию.

Помимо всего прочего, Франциск обещал жениться на сестре императора. В 1530 году Элеонора Австрийская заменила скончавшуюся за шесть лет до того супругу Клод. Сыновья короля Франциск и Генрих четыре года провели в Мадриде в качестве заложников вместо отца.

Основание ордена францисканцев

Вскоре у подвижника появились последователи. В те времена многие обвиняли служителей церкви в нечестности и непозволительной роскоши. Монашеский орден, основанный Франциском, проповедовал «святую нищету». Монахам запрещалось иметь любую материальную собственность, включая недвижимость, одежду и книги. Питались монахи тем, что им подавали, делили кров и пищу с нищими.

Интересно знать! Многие в родном городе сочли Франциска сумасшедшим, родной отец проклял его, но это не остановило юношу, который твердо решил следовать велению своей души.

Новый монашеский орден нашел много последователей среди мирян. Проповеди Франциска слушали тысячи людей. В отличие от священников, говоривших о Боге пышными латинскими фразами, Франциск рассказывал притчи о жизни Иисуса простым живым языком, восхвалял Господа словами, понятными каждому.

Три обета — бедности, целомудрия и послушания — были основой любого монашеского ордена. Если последователи святого Бенедикта характеризовались строгостью, члены ордена святого Франциска прославились кротостью и добротой. Его основатель настаивал на буквальном исполнении заповедей Христа.

Интересно! Официально новый орден стал называться «минориты», но в народе монахов называли францисканцами, по имени основателя общины.

Когда святой Франциск пришел с уставом своего ордена к Папе Римскому, понтифик отнесся с подозрением к молодому монаху. Но потом Иннокентий III поговорил с Франциском, и тому удалось убедить Папу. После беседы с подвижником, которая длилась 5 часов, понтифик удовлетворил пожелания монаха.

Святой Франциск Ассизский выступает перед папой Николаем V

Нищенствующие ордена, проповедующие принципы евангельской бедности, получили широкое распространение и стали мощнейшей опорой папской власти. Иннокентий III принял решение помогать ордену францисканцев после видения, в котором святой Франциск подпирал своим плечом здание падающего храма.

После возвращения из Рима Франциск учредил женский отдел ордена францисканцев. Он избегал женщин, но среди них было много последовательниц ордена, поэтому они нуждались в собственной общине. Третьим орденом, основанным подвижником, была община мирян. Миряне могли не отказываться от материальных благ и оставаться в супружестве. От них требовался продолжительный пост и отказ от развлечений.

Важно! Таким образом, Франциск стал основателем сразу трех монашеских общин: минориты, клариссы и терциарии. Это интересно: Святой Максим Грек — расписываем по пунктам

Это интересно: Святой Максим Грек — расписываем по пунктам

Литература[ | ]

  • Гергей Ёне. История папства / Пер. с венгр. О. В. Громова. — М.: Республика, 1996. — 464 с. — ISBN 5-250-01848-3.
  • Готлиб А. Г., Конский П. А. Папство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Григулевич И. Р. Папство. Век XX. — М.: Политиздат, 1981. — 2-е изд., доп. — 532 с.
  • Задворный В. Л. Сочинения Римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). — М.: Издательство францисканцев, 2011. — 480 с.: ил.
  • екс канонического права. Codex Iuris Canonici. — М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2007. — 624 с. — Серия «Bibliotheca Ignatiana». — ISBN 978-5-94242-045-1.
  • Ковальский Ян Веруш. Папы и папство / Пер. с пол. Т. Трифоновой. — М.: Политиздат, 1991. — 240 с. — ISBN 5-250-01237-X.
  • Лозинский С. Г. История папства. — М.: Политиздат, 1986. — 3-е изд. — 382 с.
  • Христианство. Энциклопедический словарь. — М., 1993—1995.
  • Питер Франкопан. Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — ISBN 978-5-91671-774-7.
  • Brusher, Joseph S. Popes Through the Ages (неопр.). — Princeton, N.J: Van Nostrand, 1959.
  • Chamberlin, E. R. The Bad Popes (неопр.). — New York: Dial Press (англ.)русск., 1969.
  • Dollison, John. Pope-pourri (неопр.). — New York: Simon & Schuster, 1994. — ISBN 978-0-671-88615-8.
  • Maxwell-Stuart, P. G. Chronicle of the Popes: The Reign-by-Reign Record of the Papacy from St. Peter to the Present (англ.). — London: Thames and Hudson (англ.)русск., 1997. — ISBN 0-500-01798-0.
  • Norwich, John Julius (англ.)русск.. The Popes: A History (неопр.). — London: Chatto & Windus (англ.)русск., 2011. — ISBN 978-0-7011-8290-8.
  • Barry, Rev. Msgr. John F. One Faith, One Lord: A Study of Basic Catholic Belief (англ.). — New York: William H. Sadlier (англ.)русск., 2002. — ISBN 0-8215-2207-8.
  • Bokenkotter, Thomas. A Concise History of the Catholic Church (неопр.). — New York: Doubleday, 2004. — ISBN 0-385-50584-1.
  • Chadwick, Henry (1990), The Early Christian Community, in John McManners, The Oxford Illustrated History of Christianity , Oxford University Press, ISBN 0-19-822928-3
  • Duffy, Eamon (англ.)русск.. Saints and Sinners, a History of the Popes (англ.). — Yale University Press, 1997. — ISBN 0-300-07332-1.
  • Durant, William James (англ.)русск.. The Story of Civilization (англ.)русск. (англ.). — New York: Simon & Schuster, 1950. — Vol. IV. The Age of Faith: A History of Medieval Civilization – Christian, Islamic, and Judaic – from Constantine to Dante, A.D. 325–1300. — ISBN 0-671-01200-2.
  • Durant, William James (англ.)русск.. The Story of Civilization (англ.)русск. (англ.). — New York: Simon & Schuster, 1957. — Vol. VI. The Reformation. — ISBN 0-671-61050-3.
  • Franzen, August; Dolan, John. A History of the Church (неопр.). — Herder and Herder (англ.)русск., 1969.
  • Granfield, Patrick. The Limits of the Papacy: Authority and Autonomy in the Church (англ.). — New York: Crossroad, 1987. — ISBN 0-8245-0839-4.
  • Grisar, Hartmann. History of Rome and the Popes in the Middle Ages (англ.). — London: Kegan Paul, Trench, Trübner, 1912.
  • John Paul II, Pope Universi Dominici Gregis(неопр.) . Vatican Publishing House (22 февраля 1996).
  • Kelly, J. N. Oxford Dictionary of the Popes (неопр.). — Prentice Hall, 1986. — ISBN 978-0-19-190935-1.
  • Kerr, William Shaw (англ.)русск.. A Handbook on the Papacy (неопр.). — London: Marshall, Morgan & Scott, 1950.
  • Hans Küng. The Catholic Church: A Short History (неопр.). — Random House, 2003. — ISBN 978-0-8129-6762-3.
  • Loomis, Louise Ropes. The Book of the Popes (Liber Pontificalis): To the Pontificate of Gregory I (англ.). — Merchantville, New Jersey: Evolution Publishing, 2006. — ISBN 1-889758-86-8.
  • Noble, Thomas; Strauss, Barry. Western Civilization (неопр.). — Houghton Mifflin (англ.)русск., 2005. — ISBN 0-618-43277-9.
  • Orlandis, José (англ.)русск.. A Short History of the Catholic Church (неопр.). — Scepter, 1993. — ISBN 1-85182-125-2.
  • Pastor, Ludwig von (англ.)русск.. The History of the Popes, from the Close of the Middle Ages: Drawn from the Secret Archives of the Vatican and Other Original Sources (англ.). — London: J. Hodges, 1891–1930.
  • Walsh, James Joseph (англ.)русск.. The Popes and Science: The History of the Papal Relations to Science During the Middle Ages and Down to Our Own Time (англ.). — New York: Fordham University Press (англ.)русск., 1908.

История папства

История папства — это период длиною в 1700 лет. За это время институт пережил становление, упадок и гонения, а также периоды укрепления веры и статуса католической церкви.

Всю историю становления можно разделить на следующие периоды:

  1. Доникейский период I—III вв. . Появление папства. В архивах Ватикана сохранились рукописи тех времён, где говорится о первых персонах, носивших титул первосвященника. Это было сложное время для христианских общин, так как христианская религия тогда была вне закона. Последователи веры подвергались гонениям со стороны государства и простого народа, многие приверженцы христианства были казнены и умирали мученической смертью.
  2. Формирование института папства 313 по 493 годы. В пределах римской провинции был создан епископат. Христианство стало государственной религией Римской Империи при императоре Константине (306−337), были запрещены жертвоприношения. В 313 году был издан закон о свободе вероисповеданий.
  3. Остготский период. Продлился по 537 год. Римскую Империю разоряют варварские племена восточных германцев и подвергают христиан гонениям. Поэтому этот период охарактеризован упадком культуры и церкви.
  4. Византийский период. Продлился с 537 по 752 год. Значение папства возрастает. После продолжительных войн Италия была разорена, особенно пострадал Рим. Церковь оставалась единственной экономической поддержкой государства, а папа и епископы были наиболее компетентны в вопросах управления страной.
  5. Франкский период. Продлился до 857 года. Христианство — господствующая религия в Римской Империи. Римские понтифики присваивали всё больше политических и административных функций и стали фактически суверенными.
  6. Эпоха папского уничижения — 1044—1048 гг. Викинги, захватившие и разграбившие многие европейские земли, презирали христианскую религию.
  7. Усиление могущества католической церкви с 1048 по 1257 г. Период охарактеризован конфликтом между папой и императором об избрании епископов. Правила и процедуры выборов развивались в этот период и вошли в основу современного конклава. Наиболее значимой фигурой эпохи стал папа Урбан II. Он организовал Крестовые походы и способствовал созданию монашеских рыцарских орденов. Крестовые походы усилили власть папы и дали ему возможность диктовать свои условия европейским монархам.
  8. Период нестабильности, реформ и великого раскола. Продлился с 1257 по 1585 г. Папа Римский перестал быть единым главой церкви, упала церковная дисциплина, возрастает недовольство священнослужителями среди граждан. В это нестабильное время произошло одно из важных для истории событий — был введён григорианский календарь папой Григорием XIII.
  9. Эпоха просвещения с 1585 по 1689 г. Расцвет в области культуры и образования принимает угрожающий характер для религии. Протестанты отказываются признавать авторитет церкви, это приводит к безразличию народа к религии. Эту эпоху можно охарактеризовать как ослабление теологической концепции власти.
  10. Эпоха нового времени в истории папства. На довольно продолжительное время церковь утратила свою самостоятельность. Посодействовали этому Климент XIV, который ликвидировал орден иезуитов и выступал за примирение светской и церковной властей, а также Пий VII, подписавший договор с Наполеоном о вмешательстве государства в дела церкви. Только в 1929 году Пий XI смог вернуть себе статус суверена страны.

Список Римских Пап

В Ватикане ежегодно издаётся «Понтификальный Ежегодник» на итальянском языке. Он содержит информацию обо всех официальных лицах и учреждениях Римско-Католической Церкви. В ежегоднике можно посмотреть полный список пап римских и годы их правления, учтённых в хронологическом порядке под своим порядковым номером, начиная со святого Петра.

В реестре записаны и антипапы — так именуют людей, которые незаконно занимали папский престол. Так как церковь не признаёт антипап, их имена включены в официальный список, но не под порядковым номером, а в скобках.

Список и хронологию пап можно увидеть в соборе Святого Петра в Ватикане — одной из крупнейших Католических Церквей. Мраморная плита с именами понтификов, похороненных в соборе, находится при входе в сакристию церкви.

Была ли женщина папой

Папесса Иоанна — одна из загадок в истории папства. Учёные до сих пор спорят о правдивости происходящих в то время событий.

Древние летописи повествуют о периоде правления церковью молодой женщиной-папой, носившей имя Иоанн VIII, в IX веке. Согласно источникам, правление её продлилось 2 года 5 месяцев и 4 дня, и оно могло продолжиться, если бы Иоанна не забеременела. Обман раскрылся, когда на празднике Святой Пасхи во время крестного хода у неё начались роды.

Детство и юность Святого

Праведник родился в маленьком итальянском городке в центре полуострова. Родители Франциска, Пьетро и Пика, были зажиточными мещанами. Пика родила младенца, когда супруг был в отъезде, и назвала его Джованни. Когда Пьетро вернулся в родной город, он попросил жену назвать сына Франциском. Так будущий подвижник получил свое имя. Франциск был третьим ребенком в семье, у него было еще две старших сестры. С рождения мальчик был окружен заботой, жил в любви и достатке.


Святой Франциск Ассизский, картина С. Ботсичелли

Франциск рано начал работать, помогал отцу в лавке. Он был обаятельным и щедрым, умел убеждать людей. Родители часто ругали его за чрезмерную расточительность, за то, что он делал незнакомым людям дорогие подарки.

Юноша был любимцем местной молодежи, у него было много друзей. Молодой Франциск проводил годы в беззаботном веселье, даже скупой отец не жалел денег для своего единственного сына. Несмотря на достаток, юноша никогда не был развязным и не терпел грубости и пошлости. Романтично настроенный молодой человек мечтал о подвигах и старался быть рыцарем во всем.

После участия в боевых действиях взгляды юноши на жизнь кардинально изменились. Он участвовал в походе ассизской армии, который закончился поражением. Франциск попал в плен. В тюрьме он стремился поддерживать других пленников, утешал их, сглаживал возникающие между заключенными конфликты. Во время похода в Апулию Франциск потерял прежнюю страсть к развлечениям и стал все больше времени посвящать постам и молитвам.

Вернувшись домой, Франциск изменил свой привычный образ жизни. Он ездил в отдаленные храмы и монастыри, отдавал нищим последнюю одежду. Продолжая работать в лавке отца, юноша стал подавать милостыню нуждающимся. Однажды он отдал бедной семье несколько отрезов дорогостоящей ткани.

Читайте о других вероисповеданиях:

  • Православие и ислам
  • Православие и баптизм
  • Православие и буддизм

Отец Франциска был недоволен поведением сына. Молодому человеку пришлось скрываться от родительского гнева в тайной пещере. Через месяц он явился домой, но гнев отца к тому времени не утих. Пьетро избил и запер Франциска, а мать тщетно пыталась вразумить сына, умоляя его оставить свои причуды. Осознав, что сын не изменит своего решения, мать выпустила его на свободу. Так Франциск навсегда покинул отчий дом.

Оскорбленный отец требовал, чтобы сын возместил ему ущерб. Итогом конфликта стал судебный процесс, в ходе которого Пьетро публично лишил своего сына наследства. Франциск не опечалился из-за свершившегося, так как он не хотел больше жить в роскоши. Он отдал отцу все что у него было, включая одежду. Отдать всего себя служению Всевышнему и людям— вот что было истинным желанием Франциска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector