«брал мечи татарские и сёк ими»: кем на самом деле был легендарный защитник руси от монголов евпатий коловрат

Изготовление амулета своими руками

Как уже говорилось ранее, наиболее применяемые материалы для амулета – металлы и дерево.

Отливка оберега, например, из серебра, процесс довольно трудоемкий.

Но при наличии специального оборудования и соответствующих навыков изготовить амулет можно самому.

В данном видео показан процесс отливки серебряных оберегов на специальных мягких формах:.

Если специального оборудования под рукой нет, то можно воспользоваться инструкцией из этого видео: по вырезанию коловрата из дерева.

Для этого на деревянный брусок простым карандашом наносят рисунок и по нему вырезают символ. Вырезают из дерева резцом или острым ножом.

Также возможно создание оберега путем начертания его на бумаге. Такой амулет кладется в укромное место в доме, куда никто не заглянет, или носится создателем при себе (тоже скрыто от посторонних глаз).

Иногда коловрат вышивают на ткани, в этом виде он может наноситься на скатерти, одежду, занавески и т. д. и иметь значение элемента декора.

Коловрат – мощный славянский символ, оберегающий своего носителя от зла, раскрывающий его способности, позволяющий добиваться поставленных целей.

Значение оберега меняется в зависимости от ориентации лучей: так знак дает либо силу и решимость, либо дар провидения и усиление интуиции.

Предыдущая
СлавянскиеЗначение символа Рода, в чем помогает и как его использовать
Следующая
СлавянскиеЗначение амулета клык волка для мужчин, женщин и детей

Кому и как следует носить оберег

Все славянские символы можно условно разделить на общие и узкопрофильные. Последние зачастую имеют одну трактовку и принадлежат лишь конкретному божеству, в то время как общие обладают целым букетом значений, из-за чего их образ реально составить лишь в общих чертах. Поэтому описать значение Коловрата несколькими словами, не получится.

Изображение Коловрата хранит в себе все светлое, что можно отыскать в человеческом мире. Оно приносит чистоту и порядок, дарит свет и гармонию, помогает достигнуть возрождения после упадка и вступить на путь истины. Солнечный знак подойдет всякому, кто погряз в нищете, проблемах или негативе и хочет поскорее завершить этот этап, не просто запустив новый цикл, а начав с шагов в верном направлении.

Перстень с Коловратом — хороший оберег для мужчин.

Самым универсальным способом ношения оберега считается подвеска, но на самом деле здесь отсутствуют какие-либо ограничения.

Кольцо Коловрат чаще всего выбирают мужчины, ведь такой массивный символ сложно разместить на миниатюрном женском колечке, а вот на перстне – вполне возможно. Женщины же предпочитают кулоны, а иногда даже, отдавая дань древнеславянским рукодельницам, наносят солнечный символ на одежду и аксессуары в качестве вышивки.

Мужчинам

Коловрат для мужчин подарит здоровье, оптимизм и поможет достичь успеха в продвижении по карьерной лестнице. Нося амулет с этим знаком, вы станете сильнее, начнете проще смотреть на жизнь, меньше переживать по пустякам и видеть возможности там, где до этого не замечали их. С такой защитой будет не страшна ни чужая зависть, ни черные магические ритуалы. Еще одной разновидностью Коловрата является Колядник – он имеет сходное значение и символизирует торжество добра над тьмой. Носиться оберег может исключительно мужчинами.

Женщинам

Вышивка Коловрат станет отличным оберегом для женщин.

Ладинец для женщин поспособствует улучшению чутья, помогающего на подсознательном уровне решать проблемы и даже предвидеть их заранее, защитив себя и близких от опасности. Этот знак посодействует в поисках женственности, поэтому даже представительницы прекрасного пола, не обладающие сильным магическим потенциалом, могут носить ладинец для развития утонченности и изысканности в характере.

Для тех, кто находится в положении, оберег также продемонстрирует еще одно, новое, значение – он станет прекрасным защитником, помогающим более гармонично провести и пережить этот непростой для организма период и защитить будущего ребенка от всего лихого.

Это интересно: 4950,Что означает символ сердца?

Быль или легенда

Значительная часть историков считает, что в «Повести о разорении Рязани Батыем» переплетены вымысел и реальные события, а Коловрат является собирательным образом русских воинов, сражавшихся с ордынцами. 

«То, что мы видим в этой повести, характеризует восприятие русского человека вовсе не XIII века. Евпатий описан достаточно достоверно, мотивы его воинов вполне оправданны. Но всё остальное, в частности восхваление Батыем русских воинов, напоминает сконструированную, более позднюю легенду, созданную в XV—XVI веках. Поэтому специалисты относятся к этому памятнику скорее как к литературному, а не документальному», — пояснил в интервью RT доктор исторических наук, профессор кафедры Истории и теории культуры РГГУ Константин Ерусалимский.

Историк-медиевист Клим Жуков придерживается такой же позиции. Он полагает, что большая часть событий «Повести о разорении Рязани Батыем», включая рассказ о Коловрате, не соответствуют действительности. 

Однако существует и альтернативная точка зрения. Её суть заключается в том, что Коловрат был реальным воином, который сплотил вокруг себя небольшой отряд, но автор «Повести» приписал ему некоторые качества былинных персонажей. 

Этот подход основан на фактах, свидетельствующих об упорном сопротивлении монгольским туменам (тактическая единица монгольского войска), которое продолжили оказывать рязанцы и после падения столицы своего княжества.

Согласно летописям, Батый действительно разорил Рязанское княжество, но один из выживших князей, Роман Ингваревич, смог собрать ратников и принял бой с захватчиками на территории Суздальского княжества. 

Также известно, что в первой половине января 1238 года произошло крупное сражение с монголами вблизи Коломны (к северу от Рязани). В битве принял участие великий князь Юрий Всеволодович, опасавшийся, что Владимирское княжество повторит участь Рязанской земли. В его войско влились и рязанские дружинники. 

Предполагается, что на момент гибели Коловрату было около 35 лет, хотя достоверные сведения о том, когда и где он родился, отсутствуют. Есть версия, что Евпатий родился в деревне Фролово (нынешний Шиловский район Рязанской области) приблизительно в 1200 году.

Также по теме


Игра древнерусских престолов: как дети и внуки Ярослава Мудрого делили власть

19 октября 1097 года князья Древней Руси собрались на Любечский съезд, который должен был положить конец феодальной усобице,…

Историк–фольклорист, доктор филологических наук Борис Путилов (1919—1997) в своих научных трудах утверждал, что «Повесть о разорении Рязани» не стоит рассматривать как исключительно литературное произведение с вымышленными персонажами. То есть он опровергал принятый в советский период подход к легенде о Коловрате как к выдумке автора «Повести».

«Рассказ о Евпатии Коловрате в сюжетном отношении далеко не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Для народной песни этот сюжет очень сложен, в нём много эпизодов (или мотивов), которые легко развиваются в рамках воинской повести, но которые значительно труднее развить в рамках народной песни», — говорится в статье Путилова «Песня о Евпатии Коловрате».

По мнению историка, рассказ о Коловрате характеризуется резкими поворотами сюжета и быстрой переменой мест действия. Отсутствие картинных зарисовок, свойственных былинному жанру, позволяет сделать вывод о наличии в «Повести» элементов документалистики. Соответственно, и сам рассказ о Коловрате мог иметь реальную основу.

История группы

Летом 1994 года четверо НС-скинхедов из Москвы решили организовать панк-рок-группу, ориентированную на правую аудиторию. Молодые музыканты из первой российской рок-группы националистической направленности, не имеющие музыкального опыта, назвали свою рок-команду «Русское Гетто». В 1995 году группа самостоятельно записывает 2 демо-альбома, подпольная концертная деятельность начинается с 1997 года.

В 1998 году кардинально меняется состав группы на более опытных музыкантов, так же меняется название группы на «Коловрат», что гораздо ярче подчёркивает направленность музыкантов. 16 декбря этого года выходит первый студийный альбом «Национальная революция», изданный лейблом «Megasound Records».

В июне 1999 года исчезает басист Игорь Дронов, которого через несколько дней находят убитым. В связи с этим, Денис вынужден искать замену «Химику». В ноябре группа выступает в гостинице «Молодёжная», а в декабре выходит первый концертный альбом «Коловрата», названный «Рок кованых сапог».

В 2001 году, после записи совместного альбома с немецкой RAC-группой «Nahkampf» и ухода из группы третьего вокалиста, основатель и гитарист группы, Денис Герасимов, сам становится ведущим вокалистом.

В 2004 году после подпольного концерта в Праге, в аэропорту Денис был арестован Чешской полицией и предан суду. Судье дважды не удалось доказать причастность Герасимова к неонацистским организациям и в 2006 году Денис возвращается в Москву.

В 2007 году записываются второй сплит группы и скандально известный альбом «Радикальный голос», песни которого будут запрещены в 2010 году.

В феврале 2009 года записывается совместный альбом «Unity In Action» совместно с немецкой хейткор-группой «Hassgesang» и в ноябре группа даёт свой первый открытый концерт за 15 лет своего существования в Москве на Болотной площади совместно с RAC-группой «Хук справа». Спонсорами концерта стали участники организации «Русский образ».

В 2010 году группа принимает участие на фестивале «Белое сопротивление Европы» в Львове на Украине. На «Русском марше» Денис сольно выступает с акустической программой.

В 2011 году группа записывает 5 треков, которые в 2012 году войдут в четвёртый сплит совместно с украинской и белорусской блэк-метал-группами «Арья Варта» и «Камаедица».

На «Русском Первомае» 2013 года Герасимов снова выступает с сольной акустической программой.

Известно, что 5 октября прошёл новый подпольный концерт группы. Так же были записаны 7 новых песен в жанри хэви- и трэш-метал. 4 ноября в Люблино, на Русском марше, был дан новый открытый концерт с электрической программой.

Почему лучники всегда выпускали стрелы залпом в сражении

Обеспечить стрелков, численность которых составляла не одну сотню, двумя связками качественных стрел, как мы уже понимаем, было не так-то просто с материальной точки зрения / Фото: fishki.net

Практически каждый из совершаемых выстрелов был «золотым». Обеспечить стрелков, численность которых составляла не одну сотню, двумя связками качественных стрел, как мы уже понимаем, было не так-то просто с материальной точки зрения. В армии, как правило, было около 2 500 лучников. Это средний показатель того, что могли позволить себе правители.

Каждый из лучников мог выпустить за одну минуту около десяти стрел / Фото: ru.littlestprettythings.com

Каждый из них мог выпустить за одну минуту около десяти стрел. Получается, что в первую же минуту сражения в полете окажется 25 000 стрел, во вторую – на землю прилетит 50 000, а спустя пять минут их число превысит 100 000. Задача лучников в первые минуты боя парализовать противника градом своих стрел, устроив хаос и суматоху. Нередки случаи, когда армия просто отступала, не выдержав такого натиска.

Залповая стрельба обеспечивает очень высокую зону атаки, а противникам придется уйти в оборону / Фото: Pinterest

Залповая стрельба обеспечивает очень высокую зону атаки, а противникам придется уйти в оборону, а именно, закрыть свои головы щитами и сделать свое движение более медленным

Очень важно сломить противника психологически, в первые мгновения боя, проредив его ряды и сэкономив половину собственных боеприпасов, а главное, сохранив и собственных лучников в максимальном количестве для последующих военных атак

При произвольной стрельбе в среднем процент поражения пехоты врага был бы намного ниже, как и средние показатели урона / Фото: yaplakal.com

При произвольной стрельбе в среднем процент поражения пехоты врага был бы намного ниже, как и средние показатели урона. Если армия противника имеет арбалеты или воюет верхом на лошадях, то сократить расстояние, особо не пострадав, она сможет достаточно быстро. Следовательно, стрелять у лучников уже не будет возможности, так как велики риски поразить своих же товарищей. Таким образом, преимущество будет утрачено.

Вопросы и еще раз вопросы…

Часто возникает вопрос – был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат – славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.

Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.

Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков. То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.

Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.

Биография

Евпатий Коловрат – воевода, рязанский боярин, богатырь, герой народных сказаний о событиях тринадцатого века. Подвиг русского силача подробно описан в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Точная дата рождения Евпатия Коловрата неизвестна. Согласно данным некоторых источников, богатырь появился на свет около 1200 года. Эту дату принято считать годом рождения Евпатия.

Евпатий Коловрат

В одном из источников упоминалось отчество боярина — Львович. Известно также, что в наиболее ранних сказаниях герой был назван Евпатием Неистовым. Родиной витязя считают село Фролово Шиловской волости. Евпатий – уроженец рязанской области, патриот, герой местного сопротивления времен татаро-монгольского нашествия.

Мнение учёных

Знаменитый русский историк Николай Карамзин не сомневался, что славный рязанец, появившийся на свет вроде бы в 1200 году, существовал на самом деле. А вот современные историки совсем не уверены в том, что речь идёт о реальном историческом лице.

Большинство исследователей склоняются к тому, что Коловрата ввели в «Повесть о разорении Рязани Батыем» в поздних её списках и трактовках. И это былинный герой, придуманный народными сказителями, дабы умалить травматические переживания наших пращуров от страшного поражения в войне с язычниками. Воодушевляющий собирательный образ несгибаемого защитника родной земли.


Памятник Евпатию в Рязани. (Pinterest)

В самом деле, описание подвига Евпатия и его бойцов выделяется в хронике заметно более литературным стилем. Героического пафоса и батальной поэтики в этой части больше, чем во всём остальном тексте «Повести…».

Легендарная биография[править | править код]

Родился в Старорязанском стане княжества. Рязанскими историками это место называлось Урсовский городок. Располагался на территории Воинского уезда княжества. Находясь в Чернигове (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем» с рязанским князем Ингварем Ингваревичем), по одной из версий, с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань (Старую). Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжёны, а иные потоплены». Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700 человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…».

Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество по́роков, и нача бити по нем ис тмочисленых по́роков, и едва убиша его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых рязанским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

В некоторых (не ранних) редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года. При этом точные дата и место сражения Коловрата с монголами в легендах не уточняются. Согласно «Повести», Коловрат нагнал монголов в пределах земли Суздальской. Последним городом Рязанской земли на пути монголов была Коломна, под которой монголы были, по разным оценкам, 1 января (Храпачевский Р. П.) или 10 января (Каргалов В. В.) 1238 года. При этом, по версии Каргалова В. В., Коловрат сражался с монголами ещё на пути между Рязанью и Коломной. Первым же городом Суздальской земли на пути монголов стала Москва, осаждённая 15 января и взятая 20 января 1238 года.

Былинные отклики и параллели к сказанию приведёны у М. Г. Халанского, «Великорусские былины киевского цикла», 1885.

Примечания

  1. «Мир истории. Русские земли в XIII—XV веках», Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф., «Молодая Гвардия», М., 1988
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 августа 2009.
  3. ↑ .
  4. .
  5. ↑ Повесть о разорении Рязани Батыем // Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси / Лихачев Д.С.. — Л.: Художественная литература, 1987. — С. 78.
  6. s:Песнь о Евпатии Коловрате (Есенин)
  7. s:Сказание о Евпатии Коловрате (Есенин)
  8. Исторические рассказы в стихах. Рисунки И. Архипова. М.: Детская литература, 1976 (глава «Евпатий Коловрат», с. 32-39).
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 сентября 2016.
  10. . Дата обращения: 8 марта 2018.
  11. Красавин А. В. . Россыпи. Часть 2. Угорь-Звезда. music.lib.ru (2003). Дата обращения: 7 сентября 2016.
  12. Рок-группа Прохожий. (17 января 2018). Дата обращения: 1 февраля 2018.

Литература[править | править код]

Научнаяправить | править код

  • Брохин В. С. «За русскую землю. Исторический очерк о борьбе рязанцев с Батыем, о русском богатыре Евпатии Коловрате и его брате Ковале Фатьяне.» Рязань, 1954;
  • Повесть о разорении Рязани (подготовил к печати Д.С. Лихачев). Волоколамский список XVI в. Список Хронографа 1599 г. // Воинские повести Древней Руси / Адрианова-Перетц В.П. (ред.). — Москва—Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1949. — 374 с. — (Литературные памятники).
  • Миллер В. Ф. Евпатий Коловрат // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Клосс Б. М. // Избранные труды. Т. 2: Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI веков. — Языки русской культуры, 2001. — С. 411—. — 498 с.

Художественнаяправить | править код

  • Горчаков В. Г. Евпатий Коловрат. Исторический роман. — Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1990. — 416 с.
  • Ерохин В. С. Евпатий Коловрат. Исторические повести. — М.: Московский рабочий, 1969. — 112 с.: ил.
  • Каргалов В. В. Русский щит. Повесть-хроника. — М.: Детская литература, 1972. — 158 с.:ил.

Дискография

Название Жанр Тип Язык песен Год издания
Готовый разрушать Рок против коммунизма, Трэш-метал Демо-альбом Русский 1994 год
Слава России! Рок против коммунизма, Трэш-метал, Хейткор Демо-альбом Русский 1995 год
Национальная революция Рок против коммунизма, Трэш-метал, Хейткор Студийный альбом Русский, английский 1998 год
Кровь патриотов Рок против коммунизма, Трэш-метал, Хэви-метал Студийный альбом Русский, английский 1999 год
Рок кованных сапог (Live) Рок против коммунизма, Трэш-метал, Хэви-метал, Хейткор Концертный альбом Русский, английский 1999 год
Немецко-русское братство (совместно с Nahkampf) Рок-против коммунизма, Хэви-метал Сплит Немецкий, английский 2000 год
Девятый вал White Power Рок против коммунизма, Хэви-метал Студийный альбом Русский 2002 год
Тотальная война Рок против коммунизма, Хэви-метал Демо-альбом Русский, английский 2003 год
Пробивая молотом дорогу к победе Рок против коммунизма, Хэви-метал Студийный альбом Русский 2003 год
Узник совести Рок против коммунизма, Хэви-метал Студийный альбом Русский, английский 2004 год
Узник совести (переиздание) Рок против коммунизма, Хэви-метал Студийный альбом Русский, английский, немецкий 2005 год
Коловрат над всем миром Рок против коммунизма, Хэви-метал Трибьют Русский, английский 2005 год
European Freedom Express (совместно с Guarda de Ferro) Рок против коммунизма, Хэви-метал Сплит Английский, испанский 2007 год
Радикальный голос Рок против коммунизма, Хэви-метал Студийный альбом Русский, английский 2008 год
Radical Voice Рок против коммунизма, Хэви-метал Студийный альбом Английский 2008 год
Тотальная война Рок против коммунизма, Хэви-метал Студийный альбом Русский, английский, чешский 2008 год
Unity in Action (совместно с Hassgesang) Рок против коммунизма, Хэви-метал, Хейткор Сплит Русский, английский, немецкий 2009 год
Radikal Stimme Рок против коммунизма, Хэви-метал Студийный альбом Немецкий 2009 год
Элитное братство (совместно с Imperium, October 15 и Attack) Рок против коммунизма, Хэви-метал Сплит Русский, английский, немецкий, чешский 2010 год
Tribute 2010 Рок против коммунизма, Хэви-метал Трибьют Русский, английский, немецкий 2010 год
Триединство (совместно с Арья Варта и Камаедица) Рок против коммунизма, Хэви-метал, Национал-социалистический блэк-метал Сплит Русский, украинский, белорусский 2012 год

Языческое имя

Несмотря на то, что автор «Повести…» описывает сражение Евпатия Коловрата с монголо-татарами как битву благочестивого христианина с неверными, многие исследователи отмечают, что имя главного героя имеет явные языческие корни.

Впрочем, на этот счет тоже ведутся споры. Одни исследователи предполагают, что антропоним «Евпатий» произошел от греческого слова eupathēs – чувствительный, эмоционально восприимчивый. Другие лингвисты выводят имя богатыря из двух слов εὖ и πάτος, что означает «добрый путь». Третьи специалисты считают, что Евпатий – это слегка измененный на древнерусский манер антропоним «Ипатий». А современные неоязычники считают, что рязанского героя звали исконным древнеславянским именем.

Гораздо больше недоумения вызывает прозвище богатыря – Коловрат, которое уж точно не имеет никакого отношения к христианству, а воспринимается некоторыми современными исследователями как сакральный символ солнечной энергии.

Впрочем, в этом нет ничего удивительного: даже в XIII веке некоторые русские бояре носили два имени: крестильное (данное в церкви) и народное. А если автор «Повести…» основывался на фольклорных преданиях, то и имя героя, вероятно, было им позаимствовано оттуда. Эти легенды и сказания о богатыре, скорее всего, возникли еще до появления на Руси первых христиан.

Что означает коловрат для современного человека?

Современное значение оберега немногим отличается от того, что было ранее. Как и наши предки, мы верим в то, что коловрат — символ мироздания. Ведь все, что существует ныне, подчиняется солнцу.

Данный оберег способен наделить человека:

  • оптимизмом;
  • способностью получать наслаждение от жизни;
  • здоровьем;
  • силой духа.

Также оберег защищает от сил тьмы, не дает пагубным мыслям завоевать сознание человека, оберегает от негативных программ. Вся солнечная энергия, сосредоточенная в талисмане, привлекает успех и богатство. Амулет стоит носить творческим натурам.

Татуировка коловрат

Но помните, оберегает коловрат лишь того, чьи помыслы чисты. Если будете желать другим зла, то действие оберега не почувствуете, так как он отказывается сотрудничать с теми, у кого злое сердце.

Среди увлекающихся славянской культурой и традициями наших давних предков крайне популярна тату коловрат. Большинство обладателей таких татуировок – мужчины, ведь считается, что нанесенный на тело символ увеличивает мужскую силу и дарит дополнительную жизненную энергию.

Обращаясь к мастеру за эскизом коловрата, не забывайте о том, что это все же магический символ, и вытатуированное его изображение будет оказывать влияние на вашу жизнь. В качестве тату коловрат означает приверженность славянской культуре, нацеленность на ее возрождение, а также силу солнца и защиту славянских богов.

Падение Рязани

В момент, когда орды приближались к Рязани, Юрий Игоревич отправил своего брата (или племянника – тут вопрос тоже спорный) Ингвара Игоревича за помощью в Чернигов. Вместе с Ингваром отбыл и Евпатий. Историки считают, что Ингвар на самом деле к тому времени уже умер, и летописцы, писавшие «Повесть о разорении Рязани Батыем», просто ошиблись.

Как бы там ни было, Ингвар вернулся с Епатием Коловратом на Рязанскую землю и увидел там страшную картину: «…города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены.»

Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых стояли дубовые стены с бойницами. Укрепления поливали водой, которая замерзала и делала город еще неприступнее. Люди бессменно вели сражение на стенах. Но защитников было мало, и силы их иссякали, тогда как войска ордынцев накатывались волнами – уставших и раненых воинов сменяли другие, отдохнувшие, сытые и подлеченные.

В итоге после пятидневного штурма город пал. Это произошло 21 декабря 1237 года.

Евпатий Коловрат в культуре[править | править код]

Коржев И. Евпатий Коловрат, 2009. Литьевой камень, тонировка под бронзу, чёрный металл, 83х90х67см

Максимильян Пресняков. Евпатий Коловрат (2009)

Поэзия и литератураправить | править код

  • Николай Языков. Стихотворение «Евпатий» (1824)
  • Лев Мей. «Песня про боярина Евпатия Коловрата» (1859)
  • Сергей Есенин. «Песнь о Евпатии Коловрате» (1912)
  • Сергей Есенин. «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912)
  • Сергей Марков. «Слово о Евпатии Коловрате» (1941)
  • Василий Ян. «Батый», ч. 3 «Евпатий Неистовый» (1942)
  • Василий Ряховский. «Евпатий Коловрат» (1947)
  • Владимир Ерохин. За русскую землю: Исторический очерк о борьбе рязанцев с Батыем, о русском богатыре Евпатии Коловрате и его брате ковале Фатьяне. — Рязань (1954)
  • Владимир Ерохин. «Евпатий Коловрат». Издательство «Московский рабочий» (1969)
  • Кончаловская Н. П. Наша древняя столица (1972)
  • Валентин Сорокин. «Евпатий Коловрат» (1975)
  • Вронский Ю. П. Злой город (1976)
  • Д. О. Силлов «Злой город» (2007)
  • Лев Прозоров (Озар Ворон). «Евпатий Коловрат» (2009)

Мультипликацияправить | править код

  • «Сказ о Евпатии Коловрате» (режиссёр Роман Давыдов, «Союзмультфильм», 1985)
  • «Сказание о Евпатии Коловрате» (художник Б. Пашков, студия «Диафильм», 1988)

Киноправить | править код

Фильм «Легенда о Коловрате» 2017 года. Режиссёры Джаник Файзиев, Иван Шурховецкий, главную роль сыграл Илья Малаков.

Музыкаправить | править код

  • Юрий Белоусов — Легенда о Коловрате (2015)
  • Группа «Иван Царевич» — песня «Коловрат» (2016)
  • Алексей Красавин — песня «Евпатий Коловрат» (2003)
  • Группа «Киборг» — песня «Евпатий Коловрат» (2007)
  • Кантата в пяти частях «Евпатий Коловрат» (музыка Виктора Викторова, стихи Геннадия Попова) (2010)
  • Группа «Моя Дерзкая Правда» — песня «Евпатий Коловрат»
  • Группа «Возвращение» — песня «Коловрат»
  • Группа «Путь Солнца» — песня «Ни шагу назад»
  • Группа «GjeldRune» — песня «Коловрат» (2014)
  • Группа «Прохожий» — песня «Евпатий Коловрат» (2018)

Вопросы и еще раз вопросы

Часто возникает вопрос – был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат – славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.

Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.

Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков. То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.

Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.

Повесть о Евпатии Коловрате

И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты.

И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распалялся в сердце своем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которых Бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские.

И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.

И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мыф Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую».

Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула наполы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал.

И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю.

Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, — и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю приближенные: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти, и так крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею, а два — с десятью тысячами.

Ни один из них не съедет живым с побоища».

И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.

Сказание о принесении образа Николы Корсунского из Заразска на Коломну.

Очищение и заговор талисмана

Только что приобретенный или изготовленный оберег нельзя сразу надевать на себя. Предварительно его нужно заговорить и очистить от посторонней энергетики.

Очищаются все обереги при помощи воды и огня. Изначально готовое изделие необходимо поместить в воду на несколько часов. Желательно окунуть коловрат в ручей, но если у нет такой возможности, то просто оставляют талисман под проточной водой.

Через несколько часов можно приступать к очищению с помощью огня. Для этого возьмите большую восковую свечу (не церковную) и подержите амулет над ней на протяжении нескольких минут. Это простой способ очищения в домашних условиях.

Наши предки считали, что лучший способ очистить и зарядить талисман – трижды провести им над костром, что был разведен с использованием веток дерева, в которое попала молния.

Когда эта половина ритуала будет проведена, можно быть уверенным, что на обереге теперь нет никакой посторонней энергетики, и он чист, как белый лист бумаги. После этого следует передать коловрату собственную энергетику. Для этого возьмите его и сожмите в ладонях.

В зависимости от того, сколько лучей у вашего талисмана (4, 6 или 8), обратитесь к тому божеству, что его символизирует (Даждьбог, Перун, Сварог). Попросите божество накрыть защитным покровом, оберегать от неприятностей и завистников, даровать здоровье и удачу.

Насколько сильным будет талисман, зависит только от того, насколько тщательно будут соблюдаться условие:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector