Идите, научите все народы
Содержание:
Глава 20
1 | Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой | |
2 | и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; | |
3 | выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, | |
4 | и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, дам вам. Они пошли. | |
5 | Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то́ же. | |
6 | Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что́ вы стоите здесь целый день праздно? | |
7 | Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, полу́чите. | |
8 | Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. | |
9 | И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. | |
10 | Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; | |
11 | и, получив, стали роптать на хозяина дома | |
12 | и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. | |
13 | Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? | |
14 | возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; | |
15 | разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? | |
16 | Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных. | |
17 | И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: | |
18 | вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; | |
19 | и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. | |
20 | Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. | |
21 | Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. | |
22 | Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. | |
23 | И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. | |
24 | Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. | |
25 | Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; | |
26 | но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою; | |
27 | и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; | |
28 | так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. | |
29 | И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. | |
30 | И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! | |
31 | Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! | |
32 | Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? | |
33 | Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. | |
34 | Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним. |
Глава 19
Глава 21
Свт. Кирилл Александрийский
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном
Отвергающий одну из заповедей закона отвергается Богом как богоборец и противник закона Божьего. И теперь он получает наказание из евангельского закона, которое древний закон не определял. В соответствии с этим Христос и говорит, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить (Мф. 5:17). Ибо то, чего там недоставало, Он здесь восполнил. Так, например, в законе было сказано: Пред лицом седого вставай (Лев. 19:32) и Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, подними его вместе с ним (Исх. 23:5). Если кто преступил эти заповеди, для него не было определено наказания законом. Восполняя это, Христос говорит, что в Царстве Божьем таковой будет уничижен.
Комментарии на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Иже аще разорит едину заповедий сих малых и научит тако человеки, мний наречется в Царствии небеснем: а иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небеснем
Иже аще разорит едину заповедий сих малых и научит тако человеки, мний наречется в Царствии небеснем
Малых, не говоря уже о больших. Освободив Себя от ложного подозрения, Он устрашает и полагает большие угрозы относительно будущего Своего законоположения. Всякий, кто нарушит одну из тех заповедей, которые Я намерен установить, и не только сам нарушит, но и для других послужит таким примером (заповеди эти Он назвал малейшими, отчасти по смирению, отчасти для того, чтобы не превозносились исполнители их; вместе с тем научает и нас унижать собственные дела, хотя бы они были велики и значительны), тот назовется малейшим, т.е. последним из всех, ничтожным, отверженным, что равносильно: будет подвергнут наказанию. Царством Небесным в этом месте называет второе Свое пришествие, в котором Он явится Царем всех.
а иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем
Смотри, как Он сказал: нужно прежде делать, а потом учить, и не только делать, но и учить. Как достойно порицания не делать, но учить, так, с другой стороны, недостаточно делать, но не учить. Совершенная добродетель состоит не только в том, чтобы быть полезным самому себе, но – и другим. Не научишь правильно тому, чего сам не сделал, и не легко убедишь других сделать то, чего сам не делал, потому что услышишь: врачу, изцелися сам (Лк. 4,23).
Толкование Евангелия от Матфея.
Глава 25
1 | Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. | |
2 | Из них пять было мудрых и пять неразумных. | |
3 | Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. | |
4 | Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. | |
5 | И как жених замедлил, то задремали все и уснули. | |
6 | Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. | |
7 | Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. | |
8 | Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. | |
9 | А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. | |
10 | Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; | |
11 | после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. | |
12 | Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. | |
13 | Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. | |
14 | Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: | |
15 | и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. | |
16 | Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; | |
17 | точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; | |
18 | получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. | |
19 | По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. | |
20 | И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. | |
21 | Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. | |
22 | Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. | |
23 | Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. | |
24 | Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, | |
25 | и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. | |
26 | Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; | |
27 | посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; | |
28 | итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, | |
29 | ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; | |
30 | а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! | |
31 | Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, | |
32 | и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; | |
33 | и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. | |
34 | Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: | |
35 | ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; | |
36 | был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. | |
37 | Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? | |
38 | когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? | |
39 | когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? | |
40 | И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. | |
41 | Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: | |
42 | ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; | |
43 | был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. | |
44 | Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? | |
45 | Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. | |
46 | И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную. |
Глава 24
Глава 26
Прп. Симеон Новый Богослов
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном
Меньшими или малейшими назвал Господь заповеди не потому, чтоб они в самом деле были таковы, но потому, что мы почитаем их такими. Попразднословить, например, или пожелать елика суть брата нашего, или посмотреть страстно, или презреть и осудить кого, – все это и подобное сему почитаем мы за ничто, имеем малейшим и последнейшим, почему нерадим, и относимся к тому безразлично, не остерегаемся того и никакого о том понятия не имеем; потому что забыли, какой строгий суд произносит Господь о таких делах, говоря: всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф.12:36); еще: не пожелай, елика суть ближняго твоего (Втор.5:21); еще: иже воззрит… ко еже вожделети… уже любодействова (Мф.5:28); и еще: иже речет брату своему: рака, повинен есть сонмищу; а иже речет: уроде, повинен есть геенне огненней (Мф.5:22). – И Апостол, желая показать, что диавол действует в тех, кои делают такие дела, говорит: жало смерти грех (1Кор.15:56). Ибо если грех есть не что иное как преступление заповеди Божией, а – не пожелай, не лги, не празднословь и не осуждай брата своего, есть заповедь Божия, то явно, что всякий, творящий такие дела, уязвляется жалом смерти, то есть грехом; сквозь же эту язвину и ужаление греха, тотчас, как червь, входит диавол и живет там внутри.
Слова (Слово 80-е).
Блаж. Феофилакт Болгарский
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном
Под малыми заповедями разумеет те, которые Он Сам намерен был дать, но не заповеди Закона. Малыми Он называет их в силу Своего смирения, чтобы и тебя научить быть скромным в учении. «Малейшим наречется в Царстве Небесном» вместо: в воскресении окажется последним и будет брошен в геенну. Ибо он не войдет в Царство Небесное: нет; но под царством разумей воскресение.
а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном
Сначала стоит «сотворить», а потом — «научить», ибо как я буду руководить другим на пути, по которому я сам не ходил? С другой стороны, если я делаю, но не учу, то я не буду иметь такой награды, но, может быть, понесу наказание, если не учу по зависти или лености.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Глава 24
1 | И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. | |
2 | Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. | |
3 | Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? | |
4 | Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, | |
5 | ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. | |
6 | Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: | |
7 | ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; | |
8 | всё же это — начало болезней. | |
9 | Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; | |
10 | и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; | |
11 | и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; | |
12 | и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; | |
13 | претерпевший же до конца спасется. | |
14 | И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. | |
15 | Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,- | |
16 | тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; | |
17 | и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; | |
18 | и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. | |
19 | Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! | |
20 | Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, | |
21 | ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. | |
22 | И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. | |
23 | Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте. | |
24 | Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. | |
25 | Вот, Я наперед сказал вам. | |
26 | Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне»,- не выходи́те; «вот, Он в потаенных комнатах»,- не верьте; | |
27 | ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; | |
28 | ибо, где будет труп, там соберутся орлы. | |
29 | И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; | |
30 | тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; | |
31 | и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. | |
32 | От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; | |
33 | так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. | |
34 | Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; | |
35 | небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. | |
36 | О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; | |
37 | но, ка́к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: | |
38 | ибо, ка́к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, | |
39 | и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого; | |
40 | тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; | |
41 | две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. | |
42 | Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. | |
43 | Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. | |
44 | Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. | |
45 | Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? | |
46 | Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; | |
47 | истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. | |
48 | Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, | |
49 | и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,- | |
50 | то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, | |
51 | и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. |
Глава 23
Глава 25
Прп. Иустин (Попович)
Ст. 18-20 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь
Завещание воскресшего Господа Христа: нет сомнения, Богочеловек существом Своим соединил Бога и человека, небо и землю, уравнял их Своей Истиной, Своей Жизнью, Своей Любовью, Своим Воскресением, и Своим Вечным Евангелием. Поэтому всякая власть на небе и на земле принадлежит Ему. Причем: она дана в Нем, через Него и ради Него самому человеческому естеству, которое эту власть утратило, подчинившись добровольно власти греха, смерти и диавола. В воскресшем Богочеловеке человеческое естество освобождено от греха, смерти и диавола, и тем самым ему возвращена и дана Божественная власть, которую имело оно на земле до грехопадения. И еще: много большая власть: ибо ему во Христе Богочеловеке дана всякая власть и на небе. Так в обоих мирах господствует: одно Евангелие, одна власть, одна Истина, одна Жизнь, один Закон, одна Церковь. Эта всевласть, а перед ней – всемогущество по дару воскресшего Богочеловека становится достоянием Церкви и ее представителей: Святых Апостолов и их наследников. Ее сердце: святое таинство крещения. На это Спаситель в Завете Своем сводит все свое Евангелие и все Свое Богочеловеческое домостроительство спасения. В этом святом таинстве – и все остальные таинства; они все из него, как из всетаинства. Из него как из вседобродетели и все святые добродетели: отроичение = вседобродетель. Доказательство? Уча их соблюдать все, что Я повелел вамъ (стих 20) ибо это все – свято и есть святая тайна = всетайна; и всесвятая добродетель = вседобродетель. Ничего из того, что относится к Богочеловеку, нельзя исключить или отбросить. В этом и заключается спасение каждого человека отдельно и всех народов совокупно. Вот доказательство, что это так: Сам Господь Христос остается в Своей Церкви со всеми Апостолами и их святыми наследниками во все дни до скончания века (стих 20). – На самом деле, это единственное живое завещание, в человеческом мире: Богочеловек оставил Себя всего в Церкви Своей = в Теле Своем.
См. также Толкование на
Глава 5
1 | Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. | |
2 | И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: | |
3 | Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. | |
4 | Блаженны плачущие, ибо они утешатся. | |
5 | Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. | |
6 | Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. | |
7 | Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. | |
8 | Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. | |
9 | Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. | |
10 | Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. | |
11 | Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. | |
12 | Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. | |
13 | Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. | |
14 | Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. | |
15 | И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. | |
16 | Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. | |
17 | Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. | |
18 | Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. | |
19 | Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. | |
20 | Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. | |
21 | Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. | |
22 | А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака́», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. | |
23 | Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, | |
24 | оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. | |
25 | Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; | |
26 | истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. | |
27 | Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. | |
28 | А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. | |
29 | Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. | |
30 | И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. | |
31 | Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. | |
32 | А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. | |
33 | Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. | |
34 | А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; | |
35 | ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; | |
36 | ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. | |
37 | Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. | |
38 | Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. | |
39 | А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; | |
40 | и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; | |
41 | и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. | |
42 | Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. | |
43 | Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. | |
44 | А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, | |
45 | да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. | |
46 | Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? | |
47 | И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? | |
48 | Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. |
Пустой человек.
Сборщики податей.
Верховное судилище.
Глава 4
Глава 6
Свт. Григорий Палама
И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Это нужно понимать в отношении человеческой природы (Богочеловека); потому что ту власть, которую, как Бог, Он имел от вечности, и силу и славу и пренебесную высоту и достоинство, ныне и как Человек, Он приемлет. Этим Он говорит: Мне, восставшему из мертвых, дана всякая власть на небе и на земле. Уже не царствует смерть над телом: потому что его смертность поглощена жизнью, которая – во Мне. Уже смерть не является последней и окончательной судьбой человека: потому что ее сменила бессмертная жизнь во Мне, и чрез Меня все смертные перейдут в жизнь. Смерть уже не удержит в земле тела смертных: потому что Я Мое земное Тело посажу на престоле на небесах, и с ним царствуя небесами, приду снова и буду судить всю землю, как Царь вселенной, и достойных земли, оставлю в ней; а, найденных праведными – вместе с их телами вознесу на небеса и дарую им царство небесное.
Омилия 38. На 1-е утреннее воскресное Евангелие.
Митр. Иларион (Алфеев)
Ст. 19-20 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное
Не случайно в третьем и четвертом изречениях трижды упоминается Царство Небесное. Эти два изречения на первый взгляд кажутся содержащими внутреннее противоречие. В одном из них говорится: кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. В другом, соединенном с предыдущим союзом «ибо» и, следовательно, мыслящемся как прямое продолжение, утверждается, что если праведность учеников Иисуса не превзойдет праведности книжников и фарисеев, они не войдут в Царствие Небесное. В первом случае речь идет об иерархии внутри Царства Небесного: первые места в нем займут те, кто не только говорят о заповедях, но и исполняют их; однако и те, кто не исполняют все заповеди, но говорят о них, все-таки не будут исключены из этого Царства. Во втором же случае речь идет именно о полном исключении из Царства Небесного тех, чья праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев.
Как разрешить это кажущееся противоречие? Прежде всего мы должны сказать о том, что, по учению Иисуса, в Царстве Небесном существует определенная иерархия: в нем есть меньшие и большие. Эта мысль в разных вариантах присутствует в Евангелии от Матфея (Мф. 11:11; 18:4; 20:23), и в параллельных местах двух других синоптиков, а также в Евангелии от Иоанна, где Иисус произносит слова: В доме Отца Моего обителей много (Ин. 14:2). Из этого можно заключить, что двери Царства Небесного не закрыты не только для тех, кто исполнил все заповеди закона Моисеева, но и для тех, кто исполнил почти все. В приведенном изречении Иисуса дозволяется нарушить одну из заповедей сих меньших и, более того, научить так людей (то есть научить их нарушению этой заповеди). Такому человеку вход в Царство Небесное оказывается не полностью возбранен.
Далее, мы должны отметить, что концепция «праведности» (греч. δικαιοσυνη, соответствующая евр. צרק) включала в себя различные добродетели, в том числе милостыню, молитву, пост. Весь раздел Нагорной проповеди, говорящий об этих добродетелях (Мф
6:2-18), подчеркивает их важность и в то же время предостерегает от фарисейского, показного благочестия.
Слова же о праведности книжников и фарисеев следует понимать в общем контексте полемики Иисуса с этой категорией лиц, к которой Он относится с подчеркнутой жестокостью. Евангелие от Матфея содержит целую серию таких обличений, каждое из которых начинается словами: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры.
Мнимая праведность фарисеев, таким образом, существенно отличается от праведности тех людей, которые исполняют весь закон Моисеев, но нарушают одну из наименьших заповедей. Фарисейская праведность — это лжеправедность, лицемерие и ханжество под видом праведности. Фарисеи подобны гробам, снаружи кажущимся красивыми, а внутри полным костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23:27). Такой лжеправедности не место в Царстве Небесном.
Приведенное нами толкование основано на буквальном прочтении двух изречений Иисуса, следующих одно за другим, с учетом общего контекста Его учения, как оно представлено в Евангелии от Матфея. Выражение «Царство Небесное», как синонимичное ему выражение «Царство Божие», никогда и нигде в речи Иисуса не употреблялось в смысле загробного существования вообще, включающего и блаженство праведных, и мучение грешных. В тех случаях, когда речь идет о посмертном воздаянии, Царству Небесному, или Царству Божию, противопоставляется геена огненная, а жизни вечной — мука вечная. Вот лишь два примера: И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную (Мк. 9:47); И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:46). Можно привести и другие примеры, свидетельствующие о том, что, говоря о Царстве Небесном, Иисус всегда имеет в виду пребывание с Богом, даже если в этом Царстве существует своя иерархия и «многие обители».
См. также Толкование на
Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II.
предыдущий стихследующий стих