Преподобный ефрем сирин: житие, икона

На иконах преподобный Ефрем сирин изображается в виде старца с редкой бородой и в куколи

Иконы с изображением преподобного Ефрема Сирина часто встречаются в византийском, балканском и древнерусском искусстве. Чаще всего его рисуют седовласым старцем с большими залысинами на лбу, впалыми щеками, с короткой, редкой, раздвоенной бородой, оставляющей открытым подбородок.

В левой руке обычно нередко держит свиток, правая — поднята в жесте благословения. Иногда вместо свитка в его в руках книга.

Книжная миниатюра. Россия. XVI век. Россия. Москва. Российская Государственная библиотека. Обычно преподобного Ефрема Сирина изображают в иноческих одеждах и со свистком или книгой в руках. Фото: pravlife.org

Так как Ефрем Сирин часто гневался, к нему обычно обращаются с просьбой против гнева. Сам святой сочинил молитву, которая необходимо читать во всё время Великого поста. Текст её следующий:

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Покаянную молитву святого Ефрема Сирина в храме читает только священник.

Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник (а не диакон или чтец). В молитве просят помощи в борьбе с самыми главными грехами. Они перечислены в тексте молитвы. Это дух праздности, уныние, любоначалие и т.д.

Видеоролик: на 20 секунде Святейший Патриарх Московский и всея Руси начинает читать покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина.

Во время чтения молитвы Ефрема Сирина кладутся земные поклоны. Их число достигает 15-ти. После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина делается земной поклон. Такое число земных поклонов объясняется тем, что человек в результате своего греха утратил гармонию между душой и телом. Земные же поклоны, как аскетическое упражнение. Позволяют его восстановить.

Новая жизнь

После ряда определенных событий Ефрему пришлось перебраться в другой город под названием Эдесса. Населенный пункт по своей инфраструктуре был более живой и густонаселенный. Это означало, что вокруг появляется большое количество ненужных соблазнов, которые могли повлиять на состояние души. Именно в этом городе ему повстречались блудницы, которые пытались вывести праведника из духовного равновесия. Несмотря на такие дерзкие соблазны, Ефрем сдерживал не только внутреннее, но внешнее спокойствие. И смог дать отпор даже с легким сарказмом. Этот случай лишний раз продемонстрировал силу духа и безразличие к человеческой похоти.

Творческое наследие

Хотя о жизни подвижника не сохранилось подробных сведений, до наших дней дошли многочисленные труды, наставления и поучения святого, например:

  1. Труд «Подвижнические наставления». Представляет собой сборник высказываний, кратко изображающих подвижнический образ жизни. В наставлениях затронуты темы страха Божия, удаления от мира и приближения к Богу, о пути духовного роста.
  2. «Слова подвижнические». Входят в состав I тома сочинений преподобного, которые были опубликованы в 1907 году.

В наставлениях преподобного собраны поучения по большей части для монашествующих о спасении, отречении от мира, о борьбе с помыслами. Содержатся советы относительно молитвенного правила, аскеты, воспитания добродетели и пр. Многие высказывания подходят для использования мирянами как руководством в духовной жизни. Подвижник не делал большого различия в своих записях между монахами и мирянами, больше уделяя внимания душе человека в целом.

В основе всех трудов преподобного отца – внутренняя жизнь и борьба человека. Он редко касается темы видений и откровений, хотя обладал даром пророчества. По слову святого Исаака главной добродетелью является смирение, без которого Господь не войдет в человеческое сердце.

Преподобный прославился своими литературными трудами

Подвижник учил, что человек не способен смириться без скорби, без вразумления от Господа. Скорбь – спасительный путь, идя которым люди приближаются к своему Творцу

При этом важно укрепляться, терпеть и не роптать, ведь Господь по милости и человеколюбию терпит всякого грешника, кроме тех, кто постоянно ропщет. Таким людям посылаются вразумления

В древние времена перевод трудов Исаака Сирина имел ряд сложностей. Греческий вариант опускал сложные места, а так как манера написания и составления наставлений преподобного считалась одной из наиболее сложных, то в греческом переводе есть много пропусков. С другой стороны, в переводах не во всех местах сохранился смысл, заложенный автором.

Ефрем Сирин – юродивый?

Житие святого Ефрема Сирина могло повернуть совершенно в другую сторону, и ему пришлось пойти на крайние меры, а именно, притвориться юродивым. Он носился по городу, доставлял неудобства и творил другие шалости. После того как на пост выбрали другого человека, Ефрем вернулся в нормальное состояние и продолжил свою прежнюю деятельность.

Сон и вкушение пищи занимали самое последнее место в жизни преподобного. Спал он несколько часов, ел совсем мало, да и делал это с целью, чтобы не умереть преждевременной смертью. Ежедневно он каждую свободную секунду проводил, уповая в слезах, упоминая страшный для него Суд. Он считал, что нищета больше богатства, поэтому был бесконечно рад своему положению. Свою смерть преподобный чувствовал заранее, знал о ней и говорил. Перед тем как умереть он оставил для своих учеников завещание с поучениями. День смерти припадает на 372 год, но если верить другим источникам, то это произошло в 373 году. Ученики погребли тело со всеми почестями близ города Эдессы.

Творческое наследие

Исследователи не имеют точного количества всех составленных святым Исааком книг. Но даже те, что нам на сегодняшний день известны, говорят об авторе как о человеке высокого образования и духовной зрелости. Преподобный Сирин рассматривает большой спектр религиозных вопросов.

Его труды раскрывают суть догматических истин, освещают монашеские наставления; в книгах читатель находит психологические наблюдения, раскрытые автором на опыте духовных переживаний и личного общения с Господом.

  • Богословское творчество святителя из Ниневии отличается четкой связью между нравственными назиданиями в подвижничестве и их практическим применением в жизни.
  • Когда автор рассуждает об Едином Господе, он не забывает раскрыть пользу постоянного мысленного созерцания Господа. Святитель показывает ментальную связь между христианскими добродетелями, ведущими душу к очищению и свойствами Верховного Творца, который есть совершенство.
  • Говоря в своих сочинениях о небесных посланниках, автор демонстрирует роль ангелов в совершенствовании личности. Упоминая о демонах, он выводит их на чистую воду, раскрывает средства, которыми темные силы пользуются, а также уточняет, как они используют коварство и ложь в своих корыстных целях.
  • По словам преподобного Исаака Сирина, важнее всего в достижении высшего спокойствия — обретения чувственного бесстрастия. Здесь он делает уточнение: страсти не нужно делать чуждыми человеку, но следует отказаться от них как таковых, то есть игнорировать.
  • Святитель рекомендовал со всей серьезностью относиться даже к малейшим проявлениям греховности, которые часто называют малыми, вед потакание им приводит вскоре к разрастания душевной скверны.
  • Исаак Сирин утверждал: «Терпение — это прародитель утешения и могущественная ментальная сила, возникающая от широты и глубины сердца». Человеку тяжело обрести это сокровище в мире, полном страданий, без прямого обращения ко Всемогущему Богу через молитву. Не следует роптать на судьбу, нужно найти те средства, которые помогут стать терпеливее и милосерднее к окружению.
  • Преподобный Сирин говорил, что молитвою становится попечение нашего сознания о Боге и всякое размышление о праведной духовности. Молящийся не имеет права держать в себе злобу, зависть и любое другое негативное качество, потому что тогда практика не даст никакого результата, как не всходят семена в морских просторах.
  • Любовь Господа выражена в Рае, где есть наслаждение блаженством, она же есть Древо жизни, от которого отказался прародитель Адам. Любящая Бога душа находится в Нем и навечно находит успокоение. Однако любовь, порожденная внешним объектом, гаснет и пропадает, когда этот предмет исчезает, умирает.

Важно! Творения преподобного Сирина Ниневийского пользуются колоссальным почетом в среде православных подвижников. Христианский писатель П. Дамаскин в своих трудах активно ссылается на рукописи святителя Исаака

Нил Сорский в главном сочинении часто приводит на заметку идеи и выдержки из книг святителя Сирина. А епископ Феофан (Вышенский) даже сочинил молитву, обращенную к преподобному аскету

Христианский писатель П. Дамаскин в своих трудах активно ссылается на рукописи святителя Исаака. Нил Сорский в главном сочинении часто приводит на заметку идеи и выдержки из книг святителя Сирина. А епископ Феофан (Вышенский) даже сочинил молитву, обращенную к преподобному аскету.

Творческое наследие

В сирийских источниках указывается, что Ефрем Сирин создал около 1000 трудов. Часть текстов сохранилась на греческом, латинском, славянском и других языках. Подлинность некоторых трудов не доказана, а только приписывается святому.

Все труды преподобного можно разделить на несколько групп:

  1. Экзегетические трактаты – толкования библейских текстов. Славу Ефрему принесли толкования «Пятикнижия Моисея», пророчеств, свода 4-х Евангелий Татиана, послания Павла.
  2. Беседы в стихах. Небольшие поэтические творения называются мемре, они объединены в группы по темам. В форме мемре написаны беседы о Светлой седмице, о вере, о Никомидии, о хвале за трапезой.
  3. Гимны. Эти тексты исполняются как песни с мелодией.

Тексты святого отца наполнены глубоким чувством, полны аллегорий и скорби о том, что подлинная жизнь разительно отличается от идеалов христианства.

Молитва святого Ефрема считается гимном православия:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Боже, очисти мя грешного!»

В коротком тексте заключены основные упования христиан – на осознание и избавление от грехов, обретение терпения, любви, покаяния, предания себя Божьей воле.

Тело и душа христианина должны быть единым целым

Протоиерей Георгий Музыка, настоятель Пантелеимоновского храма, пос. Малотарановка:

Если разобраться, то целомудрие вмещает в себе всё просимое в молитве святого Ефрема Сирина. И смиренномудрие, и терпение, и любовь — всё в нём!

Молитва прп. Ефрема — древняя, как и само слово «целомудрие», пришедшее в современный язык от наших благочестивых предков. Рождённая столетия назад, она, помимо прочего, говорит нам, что и тогда народ страдал от греха. Ещё Цицерон восклицал в своих творениях: «О времена, о нравы!», и карфагенские отцы писали об этом.

Что же такое целомудрие? Не только телесная чистота, как сейчас принято считать. Это категория нравственности человека. Отсутствие целомудрия, как говорит христианство, — это повреждённость ума. Из этой повреждённости вытекает всё греховное.

Часто мы каемся, автоматически произнося слова молитвы: «согрешил словом, делом, помышлением»… Но нужно заострить внимание на том, что сначала человек согрешает помышлением, то есть мысленно. Потом — вынашивает в себе порок, рождает его — и вот он уже в словах, в интонации, в речи, в лексике

А потом уже грех совершается делом. Отсюда вытекает представление о целомудрии как о целостности, неповреждённости. Если человек повреждён в уме своём, в помышлении, т.е. сознании, — значит, от него никакого целомудрия ждать не приходится.

В свете Христовом всё это видно. Есть выражение у святителя Григория Двоеслова в литургии Преждеосвященных Даров: «Свет Христов просвещает всех». А наш современник богослов Алексей Ильич Осипов привёл такой пример: в солнечном луче мы видим даже пылинки, но чем дальше от света — тем меньше грязи заметно. Так и Свет Христов: в нём видна вся повреждённость человека.

Целомудрие касается не только женщин, но и мужчин, это общечеловеческая категория. Если в словах человека царят гниль, сквернословие — о каком целомудрии может идти речь? Если ум повреждён — о какой духовности он задумается? То, что у человека в душе, на сердце, он выносит вовне. Как из переполненного сосуда, изливается содержимое из наших душ. Но если христианин старается исполнять заповеди Божьи, причащается и постоянно пребывает в свете Христовом, он исправляет недостатки, искореняет свои грехи и только лишь тогда начинает проявлять целомудрие — становится целостным.

Один святитель сказал: исцеление человека происходит тогда, когда его тело и душа живут совместно, когда человек целостен. Если же наоборот, как муж и жена, которые развелись — это болезнь. Тогда тело живёт своими желаниями, жаждой тепла, комфорта, сытости, а душа просит своего — горнего мира. И тогда человек заболевает духовно. Происходит разделение человеческой природы.

Но если тело и душа христианина живут как единое целое, и только лишь при этом условии, человек исцеляется. Когда человек живёт целомудренно, он рассуждает, мудрствует, основываясь на том, чем наполняет его Христос. С этим он будет идти по жизни дальше.

Вообще, духовное состояние человека проявляется во всём: в его глазах, речи. Но сказать, что целомудрие редко встречается только сегодня, будет несправедливо. Шекспир писал «Гамлета» несколько веков назад, но и у него главный герой восклицает: «…и добродетель в этот жирный век должна просить прощенья у порока!» Всё это было в истории, но сегодня падение нравственности очень заметно. Мы живём во время, когда добродетелью считаются вещи, ей противоположные.

Я смотрел передачу, в которой рассказывалось, как в первой половине ХХ века в Америке женщина была арестована за то, что вошла в магазин в брюках: это считалось нецеломудренным и нарушало общественную мораль. Сегодня в той же Америке подобная ситуация невозможна, и минимум одежды на женщине — дело нормальное.

В заключение скажу: целомудрие — это дар Господень, и не каждому сразу даются столь большие дары. Большинство христиан приобретает дары Духа Святаго усердным молитвенным трудом, и только через этот труд Господь открывает Свои сокровищницы и дарует целомудрие, смирение, терпение и любовь.

Неоценимый вклад

За всю свою долгую и праведную жизнь преподобному удалось побывать во многих странах, познакомиться со многими великими людьми. Но, несмотря на такую насыщенную жизнь, Ефрем продолжал отдавать все свое время молитвам, помимо этого он писал поучительные притчи, а также толкования к стихам Священного Писания. В некоторых собственных стихах он умело мог подчеркнуть пороки определенного человека, что собственно и делал. На сегодняшний день удалось сохранить большое количество его бесед, проповедей и многих других трудов. Все это является великим наследием для действительно духовного человека.

Таким образом, всем известная молитва «Господи и Владыко живота моего» является благословением духовного опыта преподобного Ефрема Сирина. Его трудами создано огромное количество стихов, которые стоит изучить, ведь произведения действительно великолепны. Эти стихи очень быстро на то время распространялись среди людей, чему несказанно радовался Ефрем Сирин. Житие и труды святого, к сожалению, были интересны не только праведным людям.

Испытания на смирение

На его пути встречались и негодяи, которые хотели остановить преподобного. Случилось нападение с оружием, Ефрема очень сильно избили, и он был на грани смерти. Но даже эта ситуация не повлияла на состояние его души, он продолжал писать и еще усерднее молиться.

Преподобный часто говорил проповеди, которые были очень поучительными. Его излюбленной темой было сокрушение собственного греха, затрагивал он и тему о страшном суде и памяти о жертве Господа. Осознание всех этих проповедей и искреннее желание исправить свое душевное состояние вело человека к покою и умиротворению. Слова Ефрема задевали самые тонкие материи души, человек возносился своими мыслями и сердцем. Это давало некую благодать, просветляло ум и мысли. Такая беседа помогала открыть человеку истину бытия, что давало многим возможность подняться на новую ступень собственного духовного развития.

В году 350 в жизни Ефрема случилась трагедия — смерть его собственного наставника и первого учителя Иакова Низибийского. Житие святого Ефрема Сирина резко изменилось.

Стойкая вера

Одна из блудниц, которая пыталась искусить, начала беседу с Ефремом. В этом случае он смог все ей объяснить, и даже склонить к покаянию и походу в храм. В скором времени блудница в прошлом стала усердной монахиней в одном из монастырей. Именно эта встреча стала для нее судьбоносной, полностью перевернула жизнь и подарила истинный путь, который выстлал дорогу в храм Божий.

Но помимо молитвы и питания души своей приходилось заботиться и о теле. Чтобы купить себе кусок хлеба, приходилось работать у человека, который содержал собственную баню. Также в свободное время Ефрем Сирин читал проповеди, чтобы спасти души окружающих.

Святой Ефрем Сирин умер после тяжёлой болезни

По возращению из путешествия преподобный Ефрем Сирин собрался до конца своей жизни в уединении молиться с Богом. Господь же распорядился иначе. В Едессе в то время начался страшный голод.

Святой стал увещевать богатых людей не гневить Его и проявить милосердие к малоимущим. Проповедь увенчалась успехом: богатые стали жертвовать средства, которые, затем, распределялись среди нуждавшихся. Кроме этого в Едессе организовали богадельню.

Успение прп. Ефрема. Книжная миниатюра. Минологий Василия II. Византия. X век. Ватикан. Апостолическая библиотека. Преподобный Ефрем Сирин мирно скончался после тяжёлой болезни. Фото: pravlife.org

После того, как угроза голода отступила, преподобный Ефрем ушёл в свою пещеру. Вскоре после этого он заболел. Весть о случившемся облетела местное население, побудила стекаться к нему толпы людей, желавших получить последнее напутствие.

Перед смертью святой составил завещание. В нём он указал не оказывать ему пышных проводов, исповедовал верность Богу и просил посмертных молитв. Скорее преподобный мирно скончался. Произошло это 372 или 373 году.

Значение в православии

Православная церковь считает святого великим аскетом и молитвенником, который сочетал уединение и миссионерскую работу, направил свой литературный талант на прославление Господа. Прп. Ефрем создавал свои творения на сирийском языке, но яркость и проникновенность текстов быстро оценили церковные иерархи. Его труды еще при жизни переводили на греческий, а затем – на другие языки. Известно, что слава святого началась еще при жизни. Имя преподобного упоминается в трудах многих современников Сирина, отмечающих общехристианское значение его работ и личности.

Скромность и аскетизм были главными чертами святого, он подчеркивал, что считает себя неученым. Но труды опровергают его слова. Святой хорошо разбирался в церковных текстах, знал географию, был знаком с трудами выдающихся эллинов, мифами язычников и даже естественными науками. Познания святого в разных областях поразили даже Василия Великого, известного ученостью и эрудицией.

Тексты Ефрема Сирина отличались красотой звучания и глубоким смыслом. В кратких словах святой умел выразить глубокое благоговение перед Господом и передать суть христианской веры. В церквах во время богослужений сочинения преподобного читали после Священного Писания. Такой чести удостаивались труды немногих авторов.

По форме творения преподобного заметно отличаются от произведений других христианских писателей. Ефрем Сирин не стремился к догматически четкому изложению христианского учения, не углублялся в дебри богословских определений.

Справка: тексты преподобного изобилуют поэтическими образами, обращаются к чувствам и душе верующих.

Святой богослов не мудрствовал о Господе, а воспевал Всевышнего в молитвах. Сирин заложил основы православного способа славить Бога – с помощью молитвенного опыта верующих, прочувствованного и пережитого во время богослужений и самостоятельно, в уединении.

Большое место в трудах святого занимает разоблачение ересей, которые поразили христианство в 4 веке. Труды Сирина имели конфессиональную православную направленность, что отличает их от текстов большинства его современников-богословов. В этих текстах святой использует ту же линию – не углубляется в догматику и детали, а указывает на отступничество от подлинной веры и скорбит о грехах и вольнодумстве еретиков.

Значительную часть творений святого составляют проповеди, в которых прославляется жизнь «для Бога». Условием вхождения в Царство Небесное Ефрем Сирин считал покаяние, осмысление своих грехов, отказ от стяжательства, борьбу с унынием и праздностью. Господь решает, кто достоин Царствия Небесного, но человек обязан неустанно развивать в себе крупицы Духа Божьего трудом и ежедневными усилиями. Святой писал, что в покаянии человек сам воскрешает себя из мертвых.

Творения преподобного Ефрема Сирина

Преподобный Ефрем Сирин преподавал в Едесской школе, развивая заложенные святым Иаковом еще в Нисибине основания экзегетической традиции, которая c этого времени стала называться персидской школой. В этот же период была написана большая часть замечательных творений преподобного Ефрема, в которых познание Господа и священных догм облачено в драгоценное одеяние несравненного поэтического языка. Считается, что преподобный Ефрем написал более 3 миллионов строк на сирийском языке: толкования к большинству книг Священного Писания, сочинения против ересей, гимны о рае, девстве, вере, о великих таинствах Спасителя и праздниках всего года. Большая часть этих гимнов вошла в богослужебные книги Сирийской Церкви, поэтому преподобного Ефрема называют также цевницей Святого Духа и вселенским учителем. Другие весьма многочисленные сочинения дошли до нас под его именем на греческом языке. Это в основном сочинения о сокрушении, подвижничестве и монашеских добродетелях.

Успение преподобного Ефрема Сирина

Во время голода 372 года преподобный Ефрем организовал помощь нуждающимся жителям Едессы. На следующий год он отошел ко Господу, окруженный многочисленными монахами и подвижниками, пришедшими из монастырей, пустынь и пещер, чтобы почтить последние минуты жизни святого. Преподобный Ефрем оставил им трогательное «Завещание», исполненное смирения и сокрушения, в котором настоятельно просил всех любящих его не устраивать пышных похорон, но бросить его тело в общую могилу для чужеземцев и вместо цветов и благовоний помочь ему молитвами.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Для этой статьи использовано в основном «Житие преподобного Ефрема», приписываемое святителю Григорию Нисскому (PG. 46. 819–850), но, скорее всего, написанное в VI в. Учение и духовная практика преподобного Ефрема освещаются на основе его сочинений, сохранившихся на сирийском и армянском языках. См.:Brock S. L’Oeil de lumiere. Abbaye de Bellefontaine, 1991 (Spiritualite orientale. 50). Греческие тексты, сохранившиеся под именем святого Ефрема и переведенные на русский язык, по большей части не совпадают c его аутентичными сирийскими творениями. – Прим. ред

  • «Отцы пустынники и жены непорочны…»
  • Преподобный Ефрем Сирин. Молитва о возвращении мирных времен

Молитва Ефрема Сирина

Во время Великого Поста ежедневно кроме субботы и воскресенья читается молитва Ефрема Сирина. Она считается великопостным символом и очень выделяется среди других песнопений и гимнов.

Святой Ефрем Сирин, молитва

Эта небольшая по объему молитва была написана в 4 веке христианским святым Ефремом. Уникальна она тем, что смогла объединить все положительные и отрицательные качества в жизни человека. В ней говориться о том, что основной грех — праздность, так как она отравляет духовность человека. Именно он влечет за собой некие последствия:

  • любовь к власти — если не направить все свои мысли к Господу и не ставить вечные цели перед собой, можно превратиться в самовлюбленного человека. Это приведет к использованию других личностей для достижения собственных желаний;
  • уныние — опасность заключается в том, что такое состояние отрицает оптимистическое отношение к жизни,что приводит к самоубийству духовности и даже физического тела;
  • празднословие — умение говорить является великим Божьим даром, но часто люди могут сквернословить и употреблять эту благодать для лжи и клеветы..

Молитва начинается из покаяния этих грехам, после чего обязательно нужно совершить поклон. Далее в молитве идет прошение о положительных целях:

смирение — способность полюбить себя, свою жизнь и умение жить по правде и с чистыми мыслями;

терпение — умение бережно относить ко всему окружающему, быть целомудренным и снисходительным;

целомудрие — призвано помочь человеку определять наиболее ценные вещи в жизни, выстраивая правильную иерархию;

любовь — дар, который характеризует всю готовность к вере и служению Богу.

И в самом конце текста указывается на самый страшный грех — гордыню. Идет мольба избавиться от осуждений ближнего своего и возможность сознать свои грехи.

После каждого прошения кладется поклон. Читается молитва в конце богослужения дважды. Молитва Ефрема Сирина «Господи Владыко» имеет следующий текст:

Господи и Владыко живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия

и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия,

терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя

прегрешения и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков

Боже, очисти мя, грешную (грешного).

12 раз с поясными поклонами

Молитва обидящих Ефрема Сирина

Очень важно, по мнению святого Ефима, молиться ха своих врагов и недругов. Избавление души верующего человека от гнева, зла и обиды — залог формирования чистоты душевной и возможности оградить себя от злого влияния в дальнейшем

В таком случае рекомендую к прочтению молитву «О ненавидящих и обидевших нас». Текст ее приведен ниже:

Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне!

Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды!

Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго!

Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.

Эту молитву рекомендуют к прочтению трижды в день на протяжении всей жизни. Именно так можно обеспечить себе неподступность сил зла.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще видео с молитвой святого Ефрема:

Стойкая вера

Одна из блудниц, которая пыталась искусить, начала беседу с Ефремом. В этом случае он смог все ей объяснить, и даже склонить к покаянию и походу в храм. В скором времени блудница в прошлом стала усердной монахиней в одном из монастырей. Именно эта встреча стала для нее судьбоносной, полностью перевернула жизнь и подарила истинный путь, который выстлал дорогу в храм Божий.

Но помимо молитвы и питания души своей приходилось заботиться и о теле. Чтобы купить себе кусок хлеба, приходилось работать у человека, который содержал собственную баню. Также в свободное время Ефрем Сирин читал проповеди, чтобы спасти души окружающих.

Когда преподобного обвинили в краже овцы и поместили в тюрьму, он раскаялся в своих грехах

Однажды по просьбе родителей Ефрем Сирин отправился по делам за город. Здесь он встретил пастуха овец. Ночью волк утащил овцу, а утром пастух обвинил Ефрема в краже. Его доставили к судье, который решил на время разбирательства заточить его в тюрьму.

Вместе с ним в темницу поместили двух человек. Одного обвинили в убийстве, а другого в прелюбодеянии, хотя они были также невиновны. Юноша мог получить серьёзное наказание, но на восьмой день заключения ему явился некто и предложил ему покаяться за свои прошлые грехи.

Святитель Иаков Нибизийский. Фреска. Армения. Святитель Иаков стал первым духовным наставником преподобного Ефрема Сирина. Фото: pravmir.ru

Это видение, а также общение с заключенными оказали на Ефрема огромное воздействие, и он решил переменить свою жизнь, посвятив её служению Богу. В результате его оправдали по его делу. Настоящим же виновником кражи оказался сам пастух. Дело в том, что он украл хозяйскую овцу, будучи пьяным.

Под началом святителя Иакова Нибизийского Ефрем сирин находился 14 лет.

Вскоре преподобный Ефрем Сирин решил удалиться от мира и поселился жить в пустыне вместе с отшельниками. Он познакомился со многими из них, но особенное влияние на святого оказал праведный Иаков.

Впоследствии он прославился как прославленный святитель Иаков Низибийский. Под его началом преподобный Ефрем 14 лет духовно самосовершенствовался.

Житие преподобного Ефрема Сирина говорит о том, что он организовал в Едессе училище

В Едессе преподобный Ефрем составил толкование на Пятикнижие Моисея. После этого он получил признание в качестве писателя. Не желая земной славы, он уединился в густом лесу и стал жить на безлюдной горе.

Тогда ему явился ангел и запретил уклоняться от назначенного Богом служения людям. После этого святой стал активно заниматься просветительской деятельностью, а также бороться против таких ересей как арианство, гностические лжеучения и т.д.

Житие и успение прп. Ефрема. Икона. Итало-критская школа. Андреас рицос. XV век. Греция. Афины. Византийский и христианский музей. На иконе видно собрание ученых мужей, оно изображено потому, что преподобный Ефрем Сирин организовал в Едессе училище. Фото: pravlife.org

В своей проповеднической деятельности преподобный включил толкование Священного Писания, различные наставления инокам и мирянам, а также ответы на их вопросы, рекомендации и облечения грехов.

Со временем преподобный Ефрем стал собирать вокруг себя учеников, организовал в Едессе училище, которое продолжало существовать и после его смерти.

Испытания на смирение

На его пути встречались и негодяи, которые хотели остановить преподобного. Случилось нападение с оружием, Ефрема очень сильно избили, и он был на грани смерти. Но даже эта ситуация не повлияла на состояние его души, он продолжал писать и еще усерднее молиться.

Преподобный часто говорил проповеди, которые были очень поучительными. Его излюбленной темой было сокрушение собственного греха, затрагивал он и тему о страшном суде и памяти о жертве Господа. Осознание всех этих проповедей и искреннее желание исправить свое душевное состояние вело человека к покою и умиротворению. Слова Ефрема задевали самые тонкие материи души, человек возносился своими мыслями и сердцем. Это давало некую благодать, просветляло ум и мысли. Такая беседа помогала открыть человеку истину бытия, что давало многим возможность подняться на новую ступень собственного духовного развития.

В году 350 в жизни Ефрема случилась трагедия — смерть его собственного наставника и первого учителя Иакова Низибийского. Житие святого Ефрема Сирина резко изменилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector