Дмитрий донской: история великого князя и святого
Содержание:
- Кончина и почитание
- Дмитрий: именины (день ангела). История праздника
- Что мы выбираем?
- Небесные покровители Дмитрия
- Мудрый правитель и бесстрашный воин
- Что представляют собой родительские субботы в православии
- Что можно и нельзя делать в церковный праздник 8 ноября 2019 года
- Почему Дмитрий Донской причислен к лику святых
- Родительские субботы в 2021 году выпадают на следующие даты:
- Великий князь
- Что такое Дмитриевская родительская суббота в 2021 году: история
- Дмитрий Донской. Память о героях
- Народные приметы
- Куликовская битва
- Сделать святых близкими людям
- Донской монастырь в Москве — история
Кончина и почитание
Перед смертью великий князь составил духовное завещание, заповедав своим детям чтить их мать – великую княгиню Евдокию (в иночестве Евфросинья; † года; причислена к лику святых), а боярам жить по заповедям Божиим, утверждая мир и любовь.
Умирая, Дмитрий Донской передал великое княжение Василию I, своему старшему сыну, без согласования с ханом Золотой Орды
Святой Димитрий умер года, и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля, рядом с гробницами его отца, деда, прадеда. Кончина его на 41-м году жизни поразила всю Русь. После Владимира Мономаха и Александра Невского никого так не любил и не чтил народ русский. По преданию, на отпевании среди многочисленного духовенства находился покровитель, молитвенник, старец великого князя, преподобный Сергий Радонежский.
Великий князь московский Димитрий Донской канонизирован в 1988 году как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних.
Дмитрий: именины (день ангела). История праздника
С того самого времени народ понял, что у него появился заступник, который может противостоять Орде. Куликовская битва стала переломной, ведь если бы тогда князь Донской не победил, то Русь могла вообще исчезнуть с карты мира. Об этом говорят слова Мамая, которые и раскрыли его цели на счет Руси. Он хотел сотворить с Русью то же, что сделал Батый, только еще хуже — извести русских князей, народ поработить, построить мечети и заставить поклоняться Аллаху. Второго такого тирана Святая Русь не смогла бы выдержать. Но господство Золотой Орды пошатнулось и ускорило ее распад, а за этим последовало освобождение Руси.
Теперь у православных есть день ангела Дмитрия, отмечается он 1 июня. В этот день читаются хвалебные молитвы в честь святого князя Дмитрия Донского, чтобы он защитил от невзгод и помог в добрых делах.
Что мы выбираем?
К сожалению, в наши дни сбывается одно из пророчеств святых отцов, говоривших, что настанут времена, когда то, что «предки собирали по крупицам, потомки оставят лежать на полках». Не многие семьи сегодня имеют в домашней библиотеке хотя бы 1 – 2 тома собрания Димитрия Ростовского. То, чем дорожили наши предшественники уходит из культурного наследия, исторической памяти народа вместе с традиционными представлениями о человечности, добре, правде.
С момента, когда в России были вновь открыты храмы, прошло уже около 20 лет, и мы имеем возможность выбирать, чем питать ум, душу? – Тем, что дается непосредственно и по видимому легко с экранов или тем, что требует определенного понуждения себя: разыскать, приобрести то, чего нет на книжных развалах, но без чего прежде не мыслили себе жизни православные христиане? Первое – легче, только часто ли этот выбор оставляет по себе глубокие «всходы»? Второе несравненно труднее, но это – первый шаг к свободе духовной, сопряженной с ответственностью.
Кого-то смущает и серьезность духовной литературы. Конечно, здесь нет ни захватывающего сюжета, ни привычного юмора, это чтение другого рода. Но, возможно, тем, кто стоит сегодня перед выбором, окажется полезным небольшое напутственное слово святителя Димитрия Ростовского: «…Нет у праведников печали, которая не превратилась бы в радость, как нет у грешников радости, которая не обратилась бы в печаль». По-настоящему прочно и ценно лишь то, что приобретается с усилиями и закрепляется опытом.
Небесные покровители Дмитрия
Самыми известными покровителями мужчин с именем Дмитрий считаются Дмитрий Солунский и Дмитрий Донской.
Дмитрий Солунский
Дмитрий воспитывался в семье тайных христиан, с детства познал веру и решил посвятить служению Всевышнему всю свою жизнь. Император, который был язычником, сначала приказал заключить праведника под стражу, а затем — убить его. Христианские подвиги подвижника не были забыты. День памяти Святого — 8 ноября.
Дмитрий Донской
Духовным отцом Дмитрия Донского был сам Сергий Радонежский. Мальчик с детства воспитывался в православной традиции, поэтому вырос настоящим христианином. Прославился молодой князь тем, что лично возглавил русское войско в кровавой битве на Куликовом поле, после чего избавил родную землю от татаро-монгольского ига.
На месте сражения была основана Церковь в честь Рождества Пречистой Девы, так как князь Дмитрий одержал победу над неприятелем именно в этот день. День памяти Святого — 1 июня.
Икона святого князя Дмитрия Донского
Православная Церковь почитает многих Святых с этим именем. Дмитрий Скепсийский — мученик, заточенный в темницу за веру во Христа. Дмитрий Саламинский — христианский проповедник в Греции, казненный за веру, перенесший пытки и нечеловеческие страдания.
Среди духовенства особенно почитается митрополит Дмитрий Ростовский, посвятивший свою жизнь борьбе за чистоту православной веры.
Мудрый правитель и бесстрашный воин
Крепкий, высокий, статный правитель, носивший черную бороду, невольно притягивал к себе взгляды окружающих людей. От него исходила особая сила духовности и святости, выдающийся государственный деятель отличался особым талантом мирно улаживать дела, положив начало каменному градостроительству в Москве.
Пожар 1365 года уничтожил все деревянные постройки, как в Кремле, так и в прилежащих к нему землях. Мудрый правитель Димитрий начинает восстановление Москвы с возведения каменных строений, так 1367 году появляется Московский Кремль.
После смерти Иоанна Красного Владимирское княжество принадлежало Суздальскому князю. Получивший от темника Золотой Орды беклярбека ярлык на правление, молодой Дмитрий посылает московское войско для освобождения от Дмитрия Константиновича Переяслава и Владимира.
Что представляют собой родительские субботы в православии
Согласно церковным традициям, родительскими субботами принято называть дни, которые являются специально отведёнными для того, чтобы помянуть тех усопших христиан, что не грешили при жизни и попали Божье царство. Православная вера предполагает, что лучшим поминанием человека является чтение молитвы. Это означает, что посещение могилы может быть необязательным и не является грехом, если нет такой возможности.
Название «родительские субботы» было выбрано не случайно. Этому способствовали традиции восточных славянских народов, согласно которым умерших родственников принято называть «родителями». Молитва, традиционно читающаяся дни поминания обращается в первую очередь к матерям и отцам. Также родительские субботы бывают разные: Троицкие, Вселенские, Мусопустные и многие другие. Они отличаются друг от друга тем, кого в них принято поминать.
Например, во время Вселенской родительской субботы принято читать молитву для поминания всех, кто был крещён. В дату Мясопустной субботы молятся для того, чтобы помочь умершим в их загробной жизни. В Троицкую родительскую субботу поминают тех, кто умер несвоевременно и будучи несчастливым.
Что можно и нельзя делать в церковный праздник 8 ноября 2019 года
Традиционно в День Димитрия Солунского люди не работали. В праздник поздравляли с именинами всех мужчин, которых величали Дмитрием, и поминали умерших родственников. Принято было вспоминать о них не только за столом, но и заказать службу в храме. На ночь на улице оставляли воду с полотенцем, чтобы пришедшая душа смогла напиться и умыться.
Кстати, поминальный обед принято подавать только вечером. Дополнительно ставится одна тарелка и на нее кладется по ложке каждого угощения. Затем принято поставить ее возле иконы и зажечь свечу.
В День Димитрия Солунского традиционно начинался период сватовства. Интересно, что только 8 ноября принято было засылать сватов, поскольку позже начнется Рождественский пост, во время которого подобные события запрещены.
Почему Дмитрий Донской причислен к лику святых
До конца своих дней он сражался за Родину, канонизирован в 1988 году как защитник веры и Отечества. Положил начало избавлению земли православной от иноверцев.
1380 год праздник Рождества Богородицы — великое множество православных воинов полегло на Куликовом поле. Оплакивая павших ратников, великий князь ещё больше воспрял мыслью объединения Отчизны. К чему и стремился, невзирая на преграды и опасности, значительно расширив территорию Московского княжества.
Дальновидный и храбрый властитель заключил союз с суздальской княжной Евдокией, перетянув Великий Новгород под эгиду Москвы. В благочестивом единении родилось 12 детей. Своей христианской семьёй являл символ богобоязненного брака.
В историю народа взошёл как деятельный храмостроитель. Им была установлена Дмитриевская Родительская Суббота, как дань бойцам, не вернувшимся с поля.
Родительские субботы в 2021 году выпадают на следующие даты:
- Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 6 марта 2021 года.
- Суббота 2-й седмицы Великого поста — 27 марта 2021 года.
- Суббота 3-й седмицы Великого поста — 3 апреля марта 2021 года.
- Суббота 4-й седмицы Великого поста — 10 апреля 2021 года.
- Поминовение усопших воинов — 9 мая 2021 года.
- Радоница — 11 мая 2021 года
- Троицкая родительская суббота в 2021 году — 19 июня 2021 года.
- Димитриевская родительская суббота — 6 ноября 2021 года.
Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы.
В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста
, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.
Великий князь
Юный князь с детства принимал активное участие в политической жизни Северо-Восточной Руси. В 1360—1361 годах он совершил две поездки в Орду, пытаясь получить ярлык на великое княжение, однако смог сделать это только в 1362 году. Причём вскоре за свой статус ему пришлось побороться с князем Дмитрием Константиновичем, который некоторое время правил Великим княжеством Владимирским и не желал уступать престол юному родственнику.
«Со времён Ивана Калиты Московское княжество было центром притяжения для русских земель. Оно было уже богатым и авторитетным, а действия конкурентов ставили всё это под угрозу. Опираясь на поддержку Алексия, ставшего для князя вторым отцом, Дмитрий Иванович сумел вернуть и удержать великокняжеский престол», — рассказал RT историк, советник ректора МПГУ Евгений Спицын.
Также по теме
«На Куликовом поле рождалась Россия»: как сражение с войсками Мамая привело к объединению жителей Руси
640 лет назад объединённые войска княжеств Северо-Восточной Руси под командованием великого князя владимирского и московского Дмитрия…
После победы Дмитрия Ивановича в борьбе за великокняжеский статус Владимирское, Дмитровское и Галицкое княжества были объявлены наследными владениями князя Московского. А с Дмитрием Константиновичем Дмитрий Иванович помирился, помогал ему в борьбе с соседями и женился на его дочери Евдокии.
«Пережив в 1365 году в Москве большой пожар, Дмитрий Иванович решил возвести в своей столице белокаменный кремль, ставший первой каменной крепостью в Северо-Восточной Руси и резко поднявший оборонительный потенциал Московского княжества», — рассказал в беседе с RT научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.
В дальнейшем Дмитрию Ивановичу пришлось противодействовать претензиям на владимирский престол со стороны князя Тверского Михаила Александровича, приходившегося тестем правителю Великого княжества Литовского Ольгерду. Примерно в эти же годы Литва захватила часть территории Юго-Западной Руси (современная Центральная Украина), и её правители опасались, что московская ветвь Рюриковичей заявит свои права на эти территории.
Трения Москвы с Михаилом Александровичем стали очередным фактором, негативно сказавшимся на отношениях Великого княжества Литовского с Дмитрием Ивановичем. В дальнейшем это вылилось в ряд военных столкновений.
- Печать Дмитрия Донского
Время прихода Дмитрия Донского к власти совпало с междоусобной борьбой в Золотой Орде. Фактическим правителем территорий между Волгой и Днепром стал ордынский темник и зять хана Бердибека Мамай.
Мамай попытался поддержать в борьбе за великокняжеский статус на Руси Михаила Тверского, однако эти попытки не увенчались успехом. Воспользовавшись сложной ситуацией в Орде, Дмитрий Иванович перестал платить ордынцам дань, проводя всё более независимую политику.
В 1378 году в битве на реке Воже русские войска разгромили ордынские карательные части, которые шли на Русь, чтобы принудить Москву снова платить дань.
«Победа на Воже вдохновила русских князей, почувствовавших, что ордынцев можно успешно бить», — отметил Евгений Спицын.
- Битва на реке Воже
Что такое Дмитриевская родительская суббота в 2021 году: история
Дмитриевской называют субботу, в которую совершается богослужение, почитаются умершие родственники. Ее отмечают 26 октября по старому, или 8 ноября по новому стилю летоисчисления. Эта дата была установлена Дмитрием Донским еще в далеком в 1380 году, после того как он одержал триумфальную победу над татаро-монголами в Куликовском сражении.
В сражении с Мамаем участвовали два православных монаха. Они погибли смертью храбрых. И великий князь Дмитрий решил увековечить их память. Для этого он заехал в Троицкий монастырь, организовал там поминальное богослужение и трапезу в честь погибших иноков. Подобную ритуальную вечерю позднее стали совершать ежегодно.
Дмитрий Донской. Память о героях
Немало храмов в Москве и на Дону связано с памятью о Куликовской битве. На поле Куликовом в 1911 году архитектор Алексей Щусев возвел храм Сергия Радонежского. Неподалеку с 1848 года стоит замечательный памятник – чугунный обелиск, созданный по проекту Александра Брюллова.
Храм Сергия Радонежского. Фото: Максим Евдокимов
В Москве есть храм Всех Святых на Кулишках. Князь Дмитрий построил его в память о Куликовской битве. Напоминает о героях и московский Симонов монастырь. Там не раз останавливался преподобный Сергий Радонежский. И неудивительно, что там похоронены святые воины Пересвет и Ослябя.
До наших дней, увы, сохранились немногие постройки Симонова монастыря. Напоминают о подвигах и храмы Св. Димитрия Донского – в Бутырках, в Бутове, на бульваре, названном в честь князя… А похоронен благоверный князь в кремлевском Архангельском соборе.
- Меч и молитва – возможна ли симфония?
- По слову князя. Дмитровская родительская суббота
Народные приметы
День святого Дмитрия Солунского или Дмитров день, как называют его в народной традиции, постепенно вобрал в себя множество примет, не связанных с православием. К примеру, согласно народному календарю считалось, что 8 ноября — последний теплый осенний день, после чего наступают холода и приходит на смену осени зима.
Икона святого Димитрия Солунского
Когда-то давно сельские жители замечали и другие приметы, связанные с Дмитровым днем. Одна из них связана с легендой о том, что после этого праздника строго запрещалось выпускать скот на выгон, потому что наступало время, когда из леса выходили волки и нападали на животных.
Важно! Женщинам же в этот день, равно как и в любой другой церковный праздник, было запрещено заниматься любыми домашними делами — не следовало шить и вязать, хлопотать по хозяйству. Основная задача женской части населения в этот день была связана с выпеканием блинов и подготовкой поминального стола, который должен был быть достаточно богат, чтобы умершие родственники не прогневались на живых. Основная задача женской части населения в этот день была связана с выпеканием блинов и подготовкой поминального стола, который должен был быть достаточно богат, чтобы умершие родственники не прогневались на живых
Основная задача женской части населения в этот день была связана с выпеканием блинов и подготовкой поминального стола, который должен был быть достаточно богат, чтобы умершие родственники не прогневались на живых.
Куликовская битва
Недовольный поведением московского правителя темник Золотой Орды Мамай, в подчинении которого было более 100 тысяч воинов, решается на удар.
Русская земля застонала от шествия по ней полчищ Мамая, к которому присоединились:
- половцы;
- аланы;
- черкесы;
- кавказские евреи;
- армяне;
- крымские генуэзцы;
- литовцы.
Вскоре к захватчикам присоединяется рязанский князь Олег, надеясь таким образом защитить земли Рязани, лежащие на пути Орды, от разорения. На берегу реки Оки захватчики объединились и вступили на русские земли.
Великий правитель Московский Димитрий воззвал к князьям русским объединиться и защитить свои земли.
Коломна стала опорным пунктом, куда стекалось из разных уголков Руси ополчение, в состав которого входили князья, бояре, купцы, ремесленники и холопы. К 25-тысячному московскому войску присоединилось еще 30 тысяч воинов, численность конницы равнялась числу пеших воинов, тяжелая кавалерия была представлена «кованой ратью».
Великий полководец Димитрий встал во главе огромного войска, попросив благословения у Церкви. Имея в своем подчинении не более 60-70 тысяч ополченцев, князь Московский понимал всю серьезность положения, ведь против них шла Орда, в составе 150 тысяч наемников.
Благословение князя Дмитрия Донского святым Сергием Радонежским
Преподобный Сергий Радонежский в храме Святой Троицы благословил правителя Московского, с ним пошли и два схимника — Александр (Пересвета) и Андрей (Ослябю).
Накануне сражения все войско, независимо от сословия, встало в молитвенном прошении перед Богом, прося благословения на битву за имя Христа.
21 сентября, в день Рождества Божьей Матери, 1380 года на площади более 10 квадратных километров земля наполнялась конским топотом и звоном клинков. На берегу рек Непрядвы и Дон сошлись два войска.
Перед самим сражением во Владимирском соборе были приобретены мощи Александра Невского, как защитника земли русской. Это чудодейственное явление стало особым знаком и помазанием для всего русского войска, и особенно укрепило мужество военачальника Димитрия, который на протяжении всего боя незримо чувствовал присутствие благоверного Александра Невского.
Перед началом битвы состоялся поединок самых сильных воинов, татарский богатырь Челубей и схимник Александр Пересвета сошлись в бою и убили один другого.
Мудрый военачальник Димитрий продумал план военных действий, расставил засады и вступил в битву около простых ратников. Преподобный Сергий Радонежский и вся братия в храмах и монастырях стояли в посте и молитве.
Многие жители соседних селений и сами воины видели в небе не только ангелов и архангела Михаила, в духовную брать на небе встали:
- страстотерпцы Борис и Глеб;
- святитель Димитрий Солунский.
В тот момент, когда татары готовы были праздновать победу, из засады появились свежие войска, которыми командовали воевода Дмитрий Боброк и князь Владимир Храбрый. Внезапное появление конницы вызвало панику среди врага, захватчики в панике побежали назад, оставив ставку хана.
Куликовская битва
Более 50 километров воины великой Руси гнали войско Мамая, очищая русскую землю от татаро-монгольской нечисти. Куликовское поле было усеяно трупами и мокрым от крови. Смерть героев объединила московитов, владимирцев, можайцев, новгородцев и серпуховчан в великий русский народ, показав, что только в единстве сила, и что ордынское войско можно победить.
После этой битвы к имени московского правителя Димитрия прибавилось имя Донской. Благодарный Господу победитель возводит на берегу реки Дубенки Успенскую обитель, внутри которой построена церковь Рождества Пречистой Девы Марии, Божьей Матери.
По повелению благоверного князя Дмитрия Донского в первую субботу ноября во всех церквях стали поминать воинов, погибших при сражениях, потом эта традиция переросла в Димитриевскую родительскую субботу.
После Куликовской битвы московское княжество росло и укреплялось, но постоянно находилось в центре борьбы за российские земли.
Сделать святых близкими людям
Для того, чтобы понять, в чем состояла главная заслуга святителя Димитрия Ростовского надо немного представлять себе историю русской духовной литературы. До него в церкви обычно использовались Четьи Минеи митрополита Московского Макария. Они были менее полными, и главное – написаны они были на церковно-славянском языке с использованием старинной лексики.
Вот почему Киевский митрополит Петр, благословляя игумена Димитрия на труд составления новых Миней, хотел, чтобы они были написаны так, чтобы их могли читать не только священнослужители, но и миряне.
Для дополнения уже известных сведений о святых Димитрий Ростовский использовал множество новых источников: русские прологи и патерики, а также греческие книги, выписанные со Святой Горы (особенно – Симона Метафраста, много потрудившегося над житиями святых в X веке).
Писать же святитель Димитрий старался так, как хороший иконописец пишет икону: чтобы был виден лик, духовный образ святого. Интересны были и собранные им факты, малоизвестные прежде, но, благодаря его произведениям, доступному языку, со страниц его труда поднимались, как живые, исполненные духом апостолы и великие святители Церкви, прославившие Бога крепостью своей веры мученики и подражавшие жизнью Христу преподобные, смиренные праведники и неустрашимые пророки.
«Радуга духовная» вставала над миром, полным зла. Можно ли унывать, когда у нас такие друзья и ходатаи, стоил ли бесконечно грустить о потерях, когда там, у Бога, многие дорогие нас ждут, зная о нас и молитвенно участвуя в нашей жизни, иногда и независимо от нашего к ним обращения?!
Чувство близости святых, которое святитель Димитрий не раз испытывал сам, он смог передать и своим читателям. – За время его работы ему не раз являлись во сне те, о ком он писал, как бы, удостоверяя его в том, что Церковь Небесная молится о благополучном свершении его труда на благо Церкви земной.
Многие известные духовные наставники говорят: когда читаешь житие того или иного святого, знай, что он – рядом с тобой. Минеи Димитрия Ростовского читали во всех уголках России. Известно, что они были постоянным чтением и в семье последнего российского государя – Николая Александровича Романова.
Донской монастырь в Москве — история
На Руси вокруг больших городов для их обороны часто строили монастыри-крепости. Так были возведены Новодевичий и Симонов, Андроников и Новоспасский, а также Данилов монастыри-крепости. В 1591–1592 годах царем Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым был основан Донской монастырь в Москве в память избавления от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Этим было завершено создание оборонительного полукольца крепостей, охранявших столицу от степных набегов. Был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Сейчас это Малый или Старый собор. В Смутное время Донской монастырь в Москве был разорен польскими войсками. Каменные стены и башни, напоминающие ограду Новодевичьего монастыря, были возведены в 1686 году. В 1698 году был освящён новый величественный храм, также посвященный Донской иконе, — Большой собор, построенный с помощью царевны Екатерины Алексеевны. В 1745 году Донской монастырь был причислен к ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно патриарху. В то время это было крупное феодальное хозяйство. Формируется величественный комплекс обители. В 1713–1714 годах строится Тихвинская надвратная церковь. К середине 18 века завершается строительство колокольни над западными воротами и архимандритских покоев. Сооружаются здание духовной семинарии и хозяйственные постройки. А к 1798 году завершена церковь Александра Свирского. С конца 17 века Донской монастырь стал усыпальницей московской знати. В Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей, в Михайловском храме — усыпальница кнн. Голицыных. Одно из печальных событий в жизни обители произошло в 1771 году во время Чумного бунта. Чтобы предотвратить распространение заразы, Архиепископ Авмросий велел убрать от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались и больные и здоровые прихожане. За это толпа растерзала архиерея. По приказу Екатерины II зачинщики беспорядков были повешены на Красной площади.
В 1914 году был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к обители. С 1922 года в обители находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон. В 1925 году после смерти в больнице он был похоронен в Малом соборе. В 1926 году обитель была закрыта, но монастырская жизнь шла до конца 1920-х гг. Затем здесь были открыты антирелигиозный музей, интернат и даже ферма. Храм Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище был переоборудован в крематорий. На территорию обители свозились остатки сносимых московских храмов. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. При входе в обитель стоит танк Дмитрий Донской, пушка и БТРы. В Малом соборе богослужения возобновились в 1949 году. В храме была устроена печь, которая и поныне используется для изготовления мира (ароматного масла для помазания тела человека) для всей Русской Церкви. В ноябре 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче обители Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха. Из-за смерти Генерального секретаря это решение было приостановлено, а затем Патриархии был отдан Даниловский монастырь. В 1991 году обитель была передана Московскому патриарху. Братия монастыря была малочисленна. 18 августа того же года был вновь освящён Большой собор. В 1992 году во время ремонта Малого собора после пожара было вскрыто захоронение Патриарха Тихона. Его мощи поместили в раку и позже перенесли в Большой собор.
1 сентября, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери, совершается Божественная литургия в Большом соборе. По традиции, в связи с праздником чудотворная Донская икона доставляется в обитель из Государственной Третьяковской галереи. С 2010 года праздник в честь Донской иконы Божией Матери по благословению Его Святейшества стал главным праздником российского казачества.