Пост перед причастием
Содержание:
- Как держать пост перед причастием
- Правила поста перед причастием
- Что нельзя есть в пост перед причастием?
- История появления поста перед причастием
- Таинство Причащения — как к нему подготовиться, что можно кушать?
- Как поститься перед Причастием
- митрополит Волоколамский Иларион: Правила трехдневного поста перед причастием не существует
- Как готовиться к Причастию во время Поста
- Почему не рекомендуют пить кофе перед причастием?
- Можно ли убираться дома в день Причастия?
- В чем смысл воздержания перед причастием
- Какие ограничения накладывает пост
- После Причастия: когда и что можно кушать, можно ли кушать мясо?
- Запрещенное меню
- Как готовиться к Причастию тем, кто Причащается регулярно
- История появления поста перед причастием
- Можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ?
- Протоиерей Артемий Владимиров: Не откладывайте «генеральную исповедь» на Страстную
Как держать пост перед причастием
Нужно помнить, что Бог велит скрывать свой пост. Не нужно на каждом шагу рассказывать о Ваших «подвигах». Истинное воздержание должно совпадать из состоянием тела. Как уже говорилось, пост перед Прощением, длиться три дня, но в некоторых случаях – семь дней
Важно помнить, что приступать к таинству нужно натощак. Перед обрядом лучше провести время наедине, в молитвах
Перед тем, как Вас припустят к Причастию, нужно исповедоваться. Это правило касается всех, кроме детей, которым не исполнилось семи лет. Нужно осознавать, что пост – это не диета и не способ похудеть, а духовное очищение и тяжелый труд рад спасения души и тела.
Возможно послабление или даже отмена поста для верующих, что находятся на долгосрочной военной службе, учащихся, болящих, для детей, что прибывают в интернате, для людей, осужденных к лишению свободы. При таких обстоятельствах необходимо следовать рекомендациям духовника (наставника), навещающего Вас. Он даст совет, как поступить лучше. Подобные вопросы, людям, которые желают причаститься, нужно решить со священником заранее. Поговорите за неделю до обряда или, если нет возможности, то уже непосредственно перед исповедью.
Во время рождественских празднований — от Рождества Христова до Крещения — и на Пасхальную (Светлую) Седмицу, разрешается отменить пост для причастников. Обязательным остается только шестичасовой евхаристический пост. Но это возможно для тех людей, кто усердно придерживался предыдущих, – Рождественского и Великого поста. Постная подготовка не соблюдается также для тяжелобольных и умирающих.
Смотрите еще видео рассказ о том, как готовиться правильно к причащению:
Правила поста перед причастием
Прежде всего, давайте разберемся с вопросом, что же такое пост. Пост – это духовное и телесное воздержание человека, которое нужно для максимально возможного приближения человека к Богу
И здесь очень важно упомянуть, что эти две составляющих воздержания (духовное и телесное) тесно взаимосвязаны между собой и, если уж следовать строгим правилам, одно без другого невозможно
Пост – это духовное и телесное воздержание человека
Заметьте, в обязательных церковных правилах ничего не сказано о посте перед причастием: ни о многодневном, ни об однодневном. А все потому, что такого правила не существует. Поэтому смело можно сказать о том, что поститься перед причастием не обязательно.
Но вместе с тем, существует и другое каноническое правило, которое существует и которого придерживаются все православные христиане – непосредственно перед причастием нельзя есть и пить. О количестве времени, которое должен провести человек в воздержании от пищи и воды ничего не сказано. Все временные рамки отказа от пищи и питья (они могут быть разными), которые соблюдаются в церкви — это православные традиции и обычаи.
Каждый может сделать собственные выводы из всего вышесказанного
Вместе с утверждением о том, что не существует правила обязательного поста, сразу же, следует сказать о нюансах, без которых невозможно полностью осветить вопрос о посте перед причастием. Во-первых, смело опираться на то, что в церковном уставе нет обязательного правила поста перед причастием могут только те люди, которые соблюдают все обязательные посты, прописанные в уставе, как многодневные, так и однодневные.
Каждый может сделать собственные выводы из всего вышесказанного
А количество дней, составляющих все обязательные посты, довольно таки внушительное – около 200. Согласитесь, человек постящийся большую часть года уже достаточно хорошо подготовлен телесно к причастию. Для остальных, все же, лучше придерживаться воздержания в пище перед причастием.
Длительно поститься перед причастием не обязательно
Здесь, сразу же, стоит вернуться к вопросу о количестве времени поста перед причастием, который мы затрагивали ранее. Существуют разные временные рамки поста перед причастием: начиная от нескольких часов. А вот максимального предела не существует.
Существуют разные временные рамки поста перед причастием
Например, если вы ни разу в своей жизни не причащались и собрались впервые это сделать, то вам и недели поста будет мало, чтобы подготовиться к таинству причащения. И наоборот, если вы соблюдаете хотя бы несколько из обязательных постов (рассмотрены выше), то вам будет достаточно провести несколько часов в воздержании от пищи.
Загрузка …
Самая распространенная для всех православных христиан традиция, касающаяся воздержания от пищи перед причастием – это прекращение употребления пищи и воды, начиная с начала дня, когда будет проходить причащение, то есть с 00 ч. 00.м. Ее придерживаются в течении долго времени все служители и прихожане православной церкви. Но также можно встретить и другие традиции, в которых количество времени воздержания от пищи перед причастием составляет 6 часов.
Что нельзя есть в пост перед причастием?
Держать пост стоит с умом
Во внимание стоит брать и общепринятый пост, которого должны придерживаться верующие люди
Внимание! Рыбу нельзя кушать только в те дни воздержания в пищу, когда они совпадают с основным православным постом – в остальной период этот продукт употреблять в пищу можно.
Умеренность должна соблюдаться не только в ограничении продуктами, но и порциями. Кушать нужно столько, сколько нужно для удовлетворения потребностей организма – переедать категорически нельзя.
Что можно кушать:
Продукты | Какой должна быть еда | Определенные рекомендации |
Овощи | Овощи могут быть вареными или свежими. Лучше не употреблять консервированные или квашенные овощи | Вареные овощи служат дополнением к гарнирам. Салаты из свежих овощей могут быть вполне самостоятельным блюдом |
Фрукты | Консервированные фрукты исключаются. В пищу употребляются исключительно свежие продукты | Фрукты могут служить перекусом, заменить десерты для сладкоежек. Более питательными станут грецкие орехи |
Рыба | Подойдут нежирные сорта рыбы. Стоит учитывать сезоны нереста. Не стоит использовать в пищу рыбу с икрой | Рыба должна быть вареной или запеченной в духовке. Не стоит использовать специи и соль в огромных количествах |
Напитки | Нельзя использовать копченые сухофрукты. Чай, кофе, какао не входят в список дозволенных напитков. Самым лучшим вариантом будет вода | Компоты и отвары не должны быть сладкими, должен сохраняться естественный вкус компонентов |
Хлебобулочные изделия | Идеальным вариантом станет хлеб с добавлением овса и других злаков | Сухарики из любого хлеба можно использовать, как десерт и для перекуса. Сухарики из бородинского хлеба добавляют в салат |
История появления поста перед причастием
Первые христиане после Вознесения Иисуса принимали причастие ежедневно, постоянно пребывали в общении. Безусловно, в то время не могло идти и речи о соблюдении поста. Свое послание апостол Павел писал христианам того времени, напоминая о важности раздумий перед принятием Святой жертвы Христа. Икона Причастие апостолов
Икона Причастие апостолов
Во время апостолов Евхаристия совершалась вечером, но со временем Таинство причастия перенесли на утро, давая возможность верующим с самого утра принять пищу Господню, очищающую кровь и тело.
Читайте постах:
Главные правила и ошибки постаПост для детейПольза и вред поста для здоровья организма
Первое появление постных дней перед Евхаристией относится к четвертому веку. Священники того времени отмечают охлаждение веры и призывают христиан воздержаться от сексуальных наслаждений и мирских увеселений перед принятием Святых Даров, но при этом ничего не говорилось о пище.
Ранние христиане постились трижды в неделю и в дни установленных Церковью постов. Говенье или ограничение в принятии пищи в течение трех-семи дней появляется в начале девятого столетия из-за упадка духовной жизни.
По словам митрополита Волоколамского Илариона, не существует единого требования о трехдневном воздержании перед Евхаристией.
Каждый верующий индивидуально решает, сколько времени ему потребуется, чтобы прийти к чистоте и благоговению перед Господом. Некоторые христиане этот вопрос решают со своим духовным наставником.
Таинство Причащения — как к нему подготовиться, что можно кушать?
Самая меньшая длительность поста перед Причастием составляет три дня. Бывает, что человек не может выдержать эти ограничения по причине болезни или даже тяжёлой, изматывающей работы, тогда как организму требуется много калорий.
В таком случае на исповеди, которая обязательно имеет место перед причащением, нужно покаяться батюшке и в этом грехе. Чего нельзя делать, так это говорить батюшке, что постился, если пост не выдержан.
Так что же можно принимать в пищу в этот пост? Разрешается практически то же, что и в дни других постов:
- Можно питаться овощами и фруктами;
- Кашами из круп;
- Варёной или запеченной рыбой;
- Хлебом;
- Орехами.
Можно так же кушать и сладости, такие как горький шоколад, козинаки, но потребление этих продуктов лучше ограничивать. Главное – это помнить, что в употреблении даже тех продуктов, которые разрешены, необходимо знать меру, не переедать.
https://youtube.com/watch?v=ZZN2IPUay_o
Как поститься перед Причастием
Святое Причащение – одно из самых чудесных таинств православия, и к нему человек должен подготовиться молитвою, постом и покаянием. Такая подготовка включает в себя следующие этапы:
Полезные статьи:
10 самых популярных христианских фильмов. Хорошего просмотра.
Христианские фильмы – это отличная альтернатива современным кинолентам. Они показывают человеку, как жить в ладу с собой и Богом, каков должен быть образ жизни добропорядочного христианина. Кроме того, Вы сможете понять, каким образом был создан мир и все его жители
Для т�… Читайте далее
ПРАВИЛО ТРЕХ МИНУТ
Оказывается, есть такое важное правило – правило “трех минут”. Оно работает, как для супругов, так и для детей
Когда родители в семье начинают выполнять это правило, то замечают, что оно очень многое меняет в отношениях к лучшему.Правило “первых трех минут” заключаетс�… Читайте далее
В трудные минуты жизни при зажженной церковной восковой свече читайте…
В трудные минуты жизни при зажженной церковной восковой свече, прижимая к груди образ Пресвятой Богородицы, читайте:«О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго раба твоего, от напрасным клеветы, от всякия беды и напасти и… Читайте далее
Секреты успешного брака
1. Похвала
Ни один брак не может быть успешным, если супруги не ценят друг друга. Каждый человек, время от времени нуждается в поощрении, и ничто не убивает любовь быстрее, чем непрестанные упреки.2. Прощение
Без прощения не может быть счастливого брака. Когда семейные п�… Читайте далее
соблюдение поста;посещение вечернего богослужения накануне обряда;прочтение молитвенного правила, необходимого Причащения;строгое воздержание в день самого Причастия;исповедь священнику и его допущение до таинства;присутствие на Божественной литургии от начала и до конца.
Сколько поститься перед Причастием
Приготовление к Причащению (говение) длится, как правило, 3 дня и касается как физической, так и духовной сторон жизни человека:
физическая (телесная) чистота – это воздержание от супружеских отношений и ограничение в еде. В эти дни следует полностью исключить животную пищу и рыбу, а сухую еду употреблять в достаточно умеренном количестве;духовное очищение заключается в посещении богослужения в церкви, чтении определённых молитв и канонов.
Отказаться от пищи (поститься) нужно уже после полуночи, так как приступать к таинству принято натощак. Также человек, который готовится к обряду, должен изгнать все негативные мысли и погасить злобу. Лучше провести время в уединении и за чтением Слова Божия.
Непосредственно перед Причастием (вечером или утром) происходит исповедь. Без неё никто не может быть допущен к Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев, граничащих со смертельной опасностью.
митрополит Волоколамский Иларион: Правила трехдневного поста перед причастием не существует
Единого для всех правила поста перед причастием не существует, оно устанавливается индивидуально, заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион.
«Правила трехдневного поста перед причастием, которое бы предписывалось церковными канонами или уставом, просто не существует», – заявил владыка, отвечая на вопросы слушателей лекции, которую он прочитал в Центральном доме журналиста в Москве. По его мнению, сегодня, если живущий полноценной церковной жизнью человек желает часто причащаться, особенно если он исполняет установленные Церковью посты, «нет необходимости налагать на него какие-то дополнительные посты сверх установленных церковным уставом и календарем». Но эти вопросы в конечном итоге каждый должен решать со своим духовником, подчеркнул иерарх.
Что касается практики наложения епитимьи, когда, например, верующего отлучают от причастия, то это, по его словам, целесообразно и правомерно, если священник уверен, что такое наказание «принесет плод, поможет человеку осознать свою греховность и, в конечном итоге, приблизит кающегося к Богу, а не отдалит от Него».
«К сожалению, в наше время отказ от причастия Святых Христовых Таин часто означает, что человек просто оказывается перед необходимостью отойти от глубокой религиозной жизни. Поэтому в данном вопросе необходим индивидуальный подход, и каждый духовник должен принимать очень взвешенное и точное решение», – подчеркнул митрополит Иларион, слова которого приводит сайт ОВЦС. Он указал на то, что евхаристия есть «самое большое чудо, которое может совершаться в жизни человека и в жизни Церкви, причем для участия в этом чуде не надо ехать на Святую Землю, покупать билеты, снаряжать самолеты, не надо отправляться в долгое паломничество – достаточно лишь дойти до ближайшего храма».
Владыка с сожалением констатировал, что сегодня в церковной среде есть увлечение чудесами, «а то чудо, которое совершается в каждом храме, на каждом алтаре всякий раз, когда совершается Божественная евхаристия, часто остается незамеченным и воспринимается как что-то обычное и рутинное, как и те изменения, которые совершаются с очень многими людьми, – их духовное преображение».
Митрополит Иларион также указал на важность исповеди перед причастием – практики, которая имеет место не во всех поместных Церквях. «Для чего важна исповедь? Она нужна не только для того, чтобы человек был допущен к причащению Святых Христовых Таин, но и для того, чтобы кающийся осознал свои грехи, произвел некий самоанализ перед лицом Бога и перед лицом священника», – сказал он, добавив, что исповедь – это тоже таинство, которое имеет целительную силу
«Для чего важна исповедь? Она нужна не только для того, чтобы человек был допущен к причащению Святых Христовых Таин, но и для того, чтобы кающийся осознал свои грехи, произвел некий самоанализ перед лицом Бога и перед лицом священника», – сказал он, добавив, что исповедь – это тоже таинство, которое имеет целительную силу.
По словам архиерея, истинное православие невозможно без постоянного участия каждого христианина в евхаристии, но «сегодня, к сожалению, многим людям мысль о частом причащении все еще кажется невиданным новшеством». Он напомнил, что вопрос о частоте причащения был поднят в процессе подготовки к Поместному Собору Русской церкви 1917-1918 годов, и было рекомендовано, со ссылкой на святоотеческое предание, вернуться к первохристианской практике причащения в каждый воскресный день.
***
Как готовиться к Причастию во время Поста
– Как вы советуете соблюдать супружеский пост?
– Я обычно не вмешиваюсь в эту тему. Дело в том, что канонически необходимо воздержание накануне самого причастия. Наверное, нужны еще день или два для того, чтобы человек мог действительно по-настоящему настроиться. Но я никому ничего не навязываю.
Особенно на фоне того, как порой делается это в некоторых монастырях. Я уже священник 22 года, и десятки раз сталкивался с тем, что человек в ужасе приезжает из какого-нибудь монастыря, где 40 минут иеромонах копался в его супружеской жизни во всех подробностях.
После такой «исповеди» человека, буквально пребывающего в шоке, нужно долго приводить в нормальное духовное состояние
Почему у нас некоторые монашествующие так заострили внимание на этой теме?. Мне кажется, что священнику не стоит лезть в эти вопросы
Есть канон, предупреди о нем супругов. Предложи, не навязывая, какое-то воздержание. Ведь очень много зависит от того, сколько человек в Церкви, сколько ему лет, сколько он в браке. Есть вещи, до которых просто надо постепенно дорасти
Мне кажется, что священнику не стоит лезть в эти вопросы. Есть канон, предупреди о нем супругов. Предложи, не навязывая, какое-то воздержание. Ведь очень много зависит от того, сколько человек в Церкви, сколько ему лет, сколько он в браке. Есть вещи, до которых просто надо постепенно дорасти.
Очень трудно будет человеку, не целомудренному, не искушаться в этих вопросах. Мне кажется, что если человек начинает жить настоящей духовной евхаристической жизнью, он через какое-то время чувствует, что допустимо, а что недопустимо. И это дело человека.
– Как вы рекомендуете готовиться к причастию тем, кто в первый раз собирается приступать к Чаше?
– Я прошу прийти их на исповедь отдельно, а не на богослужении, когда священник ограничен большим числом стоящих на исповедь прихожан. Обычно мы договариваемся с человеком в удобное для него и для меня время, чаще – после молебна в будни вечером. И человек приходит для того, чтобы принести подробную исповедь.
Предварительно даю ему что-то почитать, несколько брошюр, книг о церковной жизни разных авторов, например, «Опыт построения исповеди», но, в принципе, стараюсь угадать, какая книга глубже подействует на человека.
Конечно, говорю о необходимости чтения Евангелия и желательности чтения «Последования». Причем здесь не настаиваю. Сейчас, слава Богу, есть молитвословы с переводами.
Если человек спрашивает, с чего ему начать свою духовную жизнь, я предлагаю взять молитвослов, взять карандаш, отметить в утренних и вечерних молитвах те молитвы, которые глубже всего отзовутся в его сердце, понять, сколько он сможет читать каждый день, и отметить карандашом.
Это может быть 5 минут, 10, 15, сколько человек сам решит. Но раз решил – уже читать это утром и вечером. И какой-то отрывок из Евангелия: страницу, главу. Потом постепенно увеличивать.
Если сразу человеку сказать: это твоя утренняя молитва, это вечерняя, вот три канона и Последование, – он может испугаться. Я помню, как мне это показали все и сразу, я ничего там не понял, но послушался, хотя читать вот так сразу было достаточно тягостно.
Бывает, что человек на первой исповеди плачет. Потому, что он впервые действительно, как блудный сын, вернулся, он просветлен этим покаянием, очищен. Ты понимаешь, что стоишь рядом с великим таинством. Когда священник произносит, что он только свидетель, нередко это воспринимается как то, что он «свидетель обвинения». Но это не так.
Священнику дана благодать и радость быть свидетелем возрождения человека и того, что происходит между Богом и человеком, а нам, грешным иереям, это открыто.
Иногда ты стоишь и поражаешься, потому что, вот не знал этого человека 50 прошлых лет его жизни, и, может быть, никогда его больше не встретишь, не знаешь, придет ли он еще в этот храм, но ты присутствуешь при одном из главных событий в его жизни. Ты видишь его искренность. Ты понимаешь, что Бог его принимает, а ты уже давно так глубоко не каялся.
В полной версии романа Дефо Робинзон Крузо глядит на только что крещенного им Пятницу и думает: «Вот, я давно христианин и весь в грехах, а этот вчерашний людоед абсолютно свят и чист». Так и ты глядишь на стоящего перед тобой чистого человека и чувствуешь себя по сравнению с ним людоедом.
Фото: lipetskmedia.ru
Почему не рекомендуют пить кофе перед причастием?
Причастие в христианской традиции – это принятие Господа в тело христианина. И первым принимают символические кровь и плоть Христа, а не еду. Нужно ограничивать себя некоторое время, иногда – не есть 1-3 дня. Это укрощение своей плоти, концентрация на духовном, как символ того, что Бог важнее, чем вкусная еда.
Как вариант, советуют соблюдать пост, а не отказываться от пищи вообще. И в этом случае кофе как раз выступает в качестве непостной пищи, хотя и сам по себе является растением. Именно поэтому многие не понимают, почему не разрешают пить кофе перед причастием, — ведь там нет ничего мясного или продуктов животного происхождения, если не добавлять молоко или сливки. Но таковы христианские рекомендации, и желательно их всеже придерживаться.
Можно ли убираться дома в день Причастия?
Можно ли убираться дома в день Причастия?
День Причастия нужно посвятить духовным занятиям, а мирские дела лучше сделать потом. Не стоит убираться в доме в день Причастия из чувства благодарения перед Святым Таинством, а также чтобы сохранить в себе эту благодать.
Следует помнить о том, что ссора с близким человеком еще хуже, чем выполнение работы по дому. Поэтому в день Святой Евхаристии нужно думать о хорошем, стараться ни с кем не разговаривать, читать молитвы. Но если вам нужно исполнить работу по дому ради помощи ближнему, то это можно сделать, но с особой духовной осмотрительностью.
В чем смысл воздержания перед причастием
Для совершения обряда причастия верующий должен пройти подготовку, которая включает в себя:
- Пост, или воздержание от продуктов животного происхождения, рыбы и растительного масла по специальным дням.
- Отказ от интимной близости.
- Чтение молитв.
- Нравственное смирение, или отказ от мирских развлечений, плохих мыслей и поступков.
Выполняя церковные каноны, прихожанин готовит свою душу и тело к возможности принять божественные дары и благодать Господню.
Перечисленные воздержания — это своего рода жертва кающегося и причащающегося человека, дающая возможность впустить в свою душу Христа. Если говение совершается осознанно, а не для «галочки», то верующий глубже почувствует тяжесть греха и не захочет совершать его вновь. Господа обмануть нельзя и тот, кто легкомысленно относится к подготовке к причастию, может быть наказан еще больше, а прощения не произойдет.
Какие ограничения накладывает пост
Подготовка к церковному таинству проводится по определенным правилам, установленным священнослужителями. Одним из этапов считается пост, который помогает очистить не только тело, но и душу. Ограничения в пище зависят от того, какое именно причастие собирается принять человек. Самый длительный пост соблюдают перед празднованием Воскресения Христова. Смысл ограничения заключается не в том, чтобы изнурять тело длительной голодовкой, а в том, чтобы духовно подготовиться к таинству.
Существует несколько видов поста — от ограничений в мясных продуктах до полного отказа от пищи за 3 дня до принятия причастия. Если верующий человек постоянно ходит в церковь и соблюдает все правила, то священники рекомендуют более постно питаться за сутки до таинства. В том случае, когда он посещает храм редко, стоит отвести на подготовку к причастию больше времени, вплоть до недели.
Как правило, ограничения в еде касаются мяса и мясных продуктов, молочных блюд и рыбы, а также сладостей, приготовленных с использованием животных жиров. Также не рекомендуется употреблять яйца, большое количество кофе, сладких газированных напитков.
После Причастия: когда и что можно кушать, можно ли кушать мясо?
Пост устанавливается только перед Причастием, как подвиг воздержания от земных благ. Это нужно для того, чтобы человек стяжал благоговейную настроенность для принятия Святых Даров. После Причастия можно кушать все, а также молочные продукты, мясо. Но если нет поста в этот день. Если церковью прописан пост по случаю какого-то праздника или поминания Святого, то необходимо воздержаться от употребления мясных, молочных продуктов и рыбы.
Важно: Часто во время поста, в некоторые церковные праздники, можно кушать рыбу. В этот день и причастившемуся также ее можно вкушать, но желательно, чтобы рыба была без костей, чтобы не сплевывать их
Запрещенное меню
Постящимся людям потребуется отказаться от определенных продуктов:
- мясной пищи (сосисок, колбас, любых видов мяса, сала);
- яиц и блюд с их добавлением;
- субпродуктов (печени, легких, сердца);
- молока и кисломолочной продукции;
- шоколада, кондитерских изделий;
- майонезов, кетчупов, соусов, горчицы;
- выпечки, в составе которой имеются молоко и яйца.
Необходимо обязательно убирать из меню пряности, острую пищу, возбуждающую аппетит и желание есть. В дни, на которые приходится строгий пост, под запрет также попадает рыба.
Алкоголь и курение полностью исключаются. Стоит заметить, что эти вредные привычки неприемлемы для верующих не только в период поста, но и в обычные дни.
Как готовиться к Причастию тем, кто Причащается регулярно
– Отец Федор, вы рекомендуете прихожанам причащаться чаще или соблюдать какую-то временную дистанцию между причащениями?
Протоиерей Федор Бородин
– В нашем приходе мы стараемся, чтобы прихожане храма причащались чаще. Канон, по которому христианина, пропустившего без уважительной причины три воскресных литургии и не причащавшегося, на время отлучали от Церкви, – по-прежнему существует.
Конечно, мы сейчас не отлучаем человека от Церкви, если он долго не приступает к Чаше. Но этот канон о трех воскресных литургиях не случаен, видимо, это время без причащения, после которого христианин начинает разрушаться изнутри, начинает опустошаться, начинает разрушаться его душа.
Поэтому, я наших прихожан прошу стараться причащаться не реже, чем раз в три воскресных дня. Постепенно многие из них дорастают до того, что их душа начинает жаждать более частого причастия. Я радуюсь и, конечно, не препятствую. Но прошу внимательно относиться к внутреннему настрою и внутренней подготовке ко Святому причащению.
Есть периоды, когда я настойчиво приглашаю христиан причащаться чаще. Это Великий пост, особенно Страстная седмица. Мне кажется, что начиная с Вербного воскресенья надо причащаться и в этот день, и на литургии Преждеосвященных Даров, обязательно в Великий четверг, желательно в Великую субботу и обязательно на Пасху.
– Как нужно готовиться тем, кто причащается регулярно?
– На Страстной седмице настолько роскошные в духовном смысле богослужения, что нет смысла заменять их чтением трех канонов. Лучше как можно больше сил и времени посвятить вниманию молитве на богослужении. Поэтому, я думаю, что в это время для всех достаточно только самого Последования ко Святому Причащению.
Для всего года нужно смотреть по устроению конкретного человека. Есть люди, которые причащаются раз в неделю, у них одно правило подготовки. Есть те, кто причащается раз в месяц, – у них другое правило.
В целом мы всем рекомендуем как подготовку чтение трех канонов и Последование ко Святому Причащению, за исключением тех прихожан, которые очень давно в Церкви и очень давно и часто причащаются.
Такой человек к Последованию, на мой взгляд, может прибавить то, что он считает нужным, если чувствует необходимость в этом. Кто-то почитает Священное Писание, кто-то просто постоит, читая Иисусову молитву перед иконами.
У нас уже достаточно много взрослых христиан, за которыми нет необходимости следить в этих вопросах и, тем более, нет необходимости решать за них эти вопросы. Это люди, которые имеют уже глубокий навык радости причастия и сами прекрасно чувствуют, когда они, может быть, неправильно готовятся к нему.
Я здесь стараюсь не вмешиваться. Они могут молиться на трех литургиях в неделю, а причащаться, скажем, на двух в неделю. И хорошо. Но это касается действительно тех, о ком сердце священника более-менее спокойно.
В определенный момент, когда я чувствую, что это уже духовно взрослый человек, я предлагаю ему по возможности чаще причащаться, поститься вечером накануне Святого причастия, готовиться помимо Последования в этот раз так, как он считает нужным.
Но всем прихожанам я всегда напоминаю, что есть несколько условий, более важных, чем то, из чего состоит само Правило, необходимых, то есть тех, которые нельзя обойти. Это истинная вера, покаянный и сокрушенный настрой сердца человека, мир со всеми, жажда причаститься Тела и Крови Христовых.
Если ты прочитал все Правило, но при этом ты с кем-то в ссоре и не сделал все, что от тебя зависело, чтобы помириться, то, возможно, ты будешь причащаться «в суд и осуждение».
История появления поста перед причастием
Первые христиане после Вознесения Иисуса принимали причастие ежедневно, постоянно пребывали в общении. Безусловно, в то время не могло идти и речи о соблюдении поста. Свое послание апостол Павел писал христианам того времени, напоминая о важности раздумий перед принятием Святой жертвы Христа. Икона Причастие апостолов
Икона Причастие апостолов
Во время апостолов Евхаристия совершалась вечером, но со временем Таинство причастия перенесли на утро, давая возможность верующим с самого утра принять пищу Господню, очищающую кровь и тело.
Читайте постах:
- Главные правила и ошибки поста
- Пост для детей
- Польза и вред поста для здоровья организма
Первое появление постных дней перед Евхаристией относится к четвертому веку. Священники того времени отмечают охлаждение веры и призывают христиан воздержаться от сексуальных наслаждений и мирских увеселений перед принятием Святых Даров, но при этом ничего не говорилось о пище.
Ранние христиане постились трижды в неделю и в дни установленных Церковью постов. Говенье или ограничение в принятии пищи в течение трех-семи дней появляется в начале девятого столетия из-за упадка духовной жизни.
По словам митрополита Волоколамского Илариона, не существует единого требования о трехдневном воздержании перед Евхаристией.
Каждый верующий индивидуально решает, сколько времени ему потребуется, чтобы прийти к чистоте и благоговению перед Господом. Некоторые христиане этот вопрос решают со своим духовным наставником.
Можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ?
Можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ?
Раньше, даже во времена гонения церкви, бабушки все равно посещали храмы и водили на литургию своих детей, а потом внуков. Но, если говорить о православной грамотности, то ее почти не было. Каждый поступал так, как считал нужным, ведь люди боялись не то чтобы спросить, а и вести любые разговоры о Боге или церкви.
Сейчас эти дети и внуки выросли, но все также продолжают посещать храм. У них часто возникает вопрос: можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ, ведь бабушки учили одним правилам, а каноны церкви подразумевают совсем другое.
- Посещение храма – это особенное событие, ведь мы встречаемся с Богом, становясь причастниками святой Евхаристии, мы принимаем истинные Тело и Кровь Христовы в хлебе и вине.
- Человек должен осознавать, что это праздник. Поэтому чистить зубы, мыться, умываться и принимать душ нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО. В правилах церкви прописано, что если человек будет чистить зубы и глотнет немного воды или пасты, то это не считается, что он пил воду или ел. Нужно реально смотреть на ситуацию, используя мудрость и свой разум, которыми наделил нас Бог.
- Также необходимо надевать чистые и красивые одежды. Божественная литургия — это праздник, встреча с Богом, жизнью в молитвах. Об этом нужно помнить, и тогда не будут возникать вопросы, можно ли мыться и как нужно одеваться.
Храм должен занимать особое место в жизни каждого христианина. Это дом Бога, куда мы должны приходить без скорби и уныния.
Протоиерей Артемий Владимиров: Не откладывайте «генеральную исповедь» на Страстную
Мой добрый, но ненавязчивый совет. Если говорить об очищении собственной совести, о желании чистым сердцем славить воскресшего Христа, не стоит переносить на Страстную седмицу так называемую «генеральную исповедь», требующую глубокого осмысления прожитого и пережитого, с тем чтобы выплеснуть из глубин сердца то, что, может быть, годами там загнивало, грехи «юности казанской».
Протоиерей Артемий Владимиров
Всё это нужно делать заранее, уподобиться благоразумной деве из притчи Христовой, которая наполняет елеем свой сосуд и не дожидается, когда раздастся возглас: «Се Жених грядет, выходите навстречу Его».
Страстная седмица, необыкновенно глубокая и содержательная, по своему внутреннему смыслу предполагает в разумных чадах Церкви полноту участия в евангельских событиях. Не время уже на Страстной седмице толпиться у креста и Евангелия, как мотыльки летают вокруг свечи. Но время раскрыть повествования о страданиях Христа, вслушиваясь в скорбные и торжественные песнопения и молитвы Церкви. Идти вслед за Господом по скорбному пути, как Симон Киринейский, помогать Ему нести крест, самим восходить вслед за Ним на крест распятия и молитвы, дабы, страдая со Христом, с ним и воцариться.
Каждый день Страстной седмицы бесконечно значителен, сопряжён с вехами страдания Христа-Спасителя.
Вот Великая Среда. Последняя литургия Преждеосвященных Даров, воспоминание предательства Иуды, который за тридцать сребреников продал и предал своего Учителя. В то время как грешная женщина воцеломудрилась, покаялась, обливая слезами стопы Господа и помазуя их миром.
Неужели только потому, что ты приобщался в Великую Среду, тебе нельзя вкушать Тело и Кровь Господню в Великий Четверток – время установления Господом Тайной вечери, когда весь храм поёт вслед за Церковью: «Тело Христово примите, Источника Бессмертнаго вкусите»?
Неужели стоять в стороне от Святой Чаши в Великую преблагословенную Субботу, когда и небо, и земля, и звери, и деревья, и цветы – всё застывает в глубоком молчании? Ибо сама природа внемлет Богу, Который снимает проклятие с земли, возвращая миру Божьему благословение.
Не причащаться в ночь на Пасху Христову – удел некрещеных китайцев. Но православные люди Великим постом для того и шли сорок дней узкой тропой Евангельского самоотвержения, чтобы восчувствовать Христа-Спасителя, Который таинственно восстаёт из гроба нашей души, озаряя её Своим Божественным светом.
И какие сложности в отношении причащения Святых Тайн могут быть на Светлую седмицу, когда нам просто вечером нужно повоздержаться и не отягощать себя скоромной пищей? Зато днём никто не препятствует вам принести кулич вашим друзьям, разговеться пасхой, пасхальными яичками, испытав прочность собственных христианских убеждений.
Даже запричастный стих, который поётся, покуда священник дробит Святого Агнца на престоле, гласит: «Тело Христово примите, Источника Бессмертнаго вкусите».
Это и есть полнота жизни в Господе, точка опоры христианина – чтобы он, вкусив святыни, размышлял о том, какого дара сподобился. Сам Христос свидетельствует об этом: «Кто будет пить кровь и вкушать тело Сына Человеческого, жить будет Мной, и Я воскрешу его в последний день, и никогда не умрет». Потому что Жизнь Вечная обитает в глубинах нашего сердца.
И, пожалуйста, не говорите мне о тех храмах и пастырях, которые на праздник Пасхи и на Светлой седмице не допускают к Святой Чаше своих боголюбивых прихожан, но лучше сообщите об этом Святейшему Патриарху Кириллу. Он найдёт слова убеждения нерадивым батюшкам и отправит их на месяц-два в ближайший монастырь для того, чтобы они повторили семинарский курс и поняли таинственное значение слов Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
Священник – это не жандарм и не тюремщик, функция которого – держать за решёткой условно-досрочно освобождённых. Добрый пастырь, «батюшка Айболит» должен – «цып-цып-цып, мои цыплятки» – приглашать бессмертные человеческие души разделить вместе с ним, пастырем, радость о воскресшем Христе в таинстве Святой Евхаристии.