Чкаловск начиная от 1152 года, история становления

Ни одного свидетеля

Но есть ещё один нюанс. Троицкий мост находится в самом центре Петербурга. Кстати, чкаловская легенда упрямо говорит о пролёте авиатора под Кировским мостом, хотя такое название Троицкий мост получил лишь в 1934 году, когда Чкалов уже давным-давно находился в Москве. В 1920-е годы, когда такой полёт мог состояться, переправа носила название Мост Равенства. Итак, под мостом можно пролететь только днём. В это время на набережных Невы полно народа. Должно же быть множество очевидцев, но их нет. Ни одного! Пролёт самолёта под мостом — явление экстраординарное. О таком событии пишут все газеты, очевидцы охотно обсуждают подробности со всеми желающими. В 1940 году ленинградские газеты с восторгом писали о пролётах под Кировским мостом лётчика Евгения Борисенко во время съёмок фильма «Валерий Чкалов». А вот о полёте под мостом Чкалова не написала ни одна ленинградская газета, ни один журнал. Все имеющиеся в публицистике описания пролёта Чкалова под мостом датированы много позднее 1940 года. То есть, приведены авторами, видевшими aильм «Валерий Чкалов». И все эти описания всего лишь пересказывают кадры из фильма. Ни один из авторов свидетелем того пролёта не был.

На гауптвахту как к себе домой

Никто не может сказать точно, сколько раз Чкалов сидел на гауптвахте и сколько времени в сумме он там провел. 10 суток отсидел за полет вниз головой, еще 10 суток — за эксперимент с мертвыми петлями («Сглупил я, батя. Заключил пари, что непрерывно прокручу 50 петель. А вошел во вкус и сделал лишние 200», — объяснял Валерий командиру эскадрильи). За пролет боком между двумя растущими рядом деревьями — 5 суток, за пролет под Троицким мостом — 15 суток.

Под аркой Троицкого моста

Вот уж когда было жутко! Каменная громада моста надвигалась со страшной скоростью, а щель между сводом и водой такая узкая! Вписался Чкалов точно, но многократное эхо от рева мотора словно взорвало его мозг. Оглохнув и ослепнув на несколько мгновений, Валерий чудом вывел самолет наружу. «Что это ты такой бледный?» — спросил механик, встретив Чкалова в ангаре. А по Ленинграду уже расползался слух о пролете самолета под мостом. Когда этот слух дошел до командира эскадрильи, у него не возникло ни малейшего сомнения, чьих это рук дело. Он вызвал Чкалова: «Ты представляешь, что будет, если все наши летчики завтра попытаются сделать то же самое?» «Побьются, обязательно побьются», — сказал Чкалов, не поднимая головы. Командир эскадрильи только безнадежно вздохнул. Ну что с таким поделать? Ведь отсидит на гауптвахте — и опять за свое! Выгнать к чертям из военной авиации? Нет, это было бы преступлением! Ведь летчик-то Чкалов такой, каких еще на всей земле не бывало. И если о его самолете не поступало никаких известий несколько часов, было ясно, что у Чкалова просто кончился бензин где-то вдалеке от человеческого жилья. В то, что Чкалов действительно однажды может разбиться, сунув свою буйную головушку в очередное пекло, не верил даже комэск. Одно слово — заговоренный!

Экипаж Чкалова сразу после посадки на острове Удд – ныне остров Чкалов

8 ноября 1927 года, всего через три года после окончания летной школы, Чкалов демонстрировал достижения советской авиации в Москве, перед членам правительства. Кроме всего прочего он показал 15 фигур высшего пилотажа собственного изобретения, в том числе восходящий штопор и полет вверх колесами. Вечером того же дня Валерий писал жене: «Лелик, представь себе: то, за что я сидел на гауптвахте, здесь отмечено денежной премией!»

А вскоре Чкалова отдали под трибунал: он решил он решил потренировать молодых летчиков на бреющем полете. Ведя за собой звено, нырнул под провода телеграфной линии. Сам-то проскочил, а вот молодняк правильно прижаться к земле не смог, проволока резанула по хвостам. 2 января 1929 года Чкалов был осужден сроком на один год.

Его посадили в одиночную камеру на втором этаже брянской тюрьмы. Валерий даже сделал в тюрьме карьеру: стал контролером на кухне — там можно было раздобыть хоть что-то кроме постылой баланды. «Дни тянутся однообразно, — записал он в импровизированном дневнике, когда добился разрешения завести у себя бумагу и карандаш. — Камера маленькая, но теплая. Ночью уснуть долго не мог. Мысли о жене и сыне не давали покоя. Как-то они там, в Ленинграде? Неудачник я в жизни». Чкалов перечитал все книги в скудной тюремной библиотеке. В отведенные на прослушивание радио часы изучал оперный репертуар советских театров. Больше делать было решительно нечего. «Скука страшная, тяжелая, гнетущая тоска. Днем спал. Проснулся. Принесли обед. Сидел, лежал, ходил, все надоело, — написано в том же дневнике. — Человечество! Какое ты жестокое по отношению к слабым! Лучше убей их сразу, чем мучить и делать из них еще более слабых и непригодных к жизни». В конце концов Михаил Иванович Калинин лично распорядился, чтобы Чкалова освободили. Всего в брянской тюрьме тот успел отсидеть… 19 дней. Да-да, это не ошибка, именно столько. Хотя дел, которые он там успел переделать, мыслей передумать, чувств испытать хватило бы другому человеку не на один год.

У Чкалова вообще была такая особенность: он страшно торопился жить. Будто предчувствовал, что судьба отмерила ему совсем немного. Он любил застолья, перепивал любого, а наутро как ни в чем не бывало выписывал на своем самолете немыслимые фигуры. Мог в гневе избить командира за самодурство. И до женского пола был необычайно охоч. Говорят, что внебрачных детей Чкалова по всей России больше, чем мифических детей лейтенанта Шмидта…

Впрочем, если даже так и было, все это не мешало Валерию трогательно и искренне любить собственную жену.

С женой Ольгой и сыном Игорем

Биография Валерия Павловича Чкалова

Родился 2 февраля 1904 г в с. Василево (сейчас Чкаловск) Нижегородской области. Его отец был котельщиком казённых мастерских, мать он потерял рано, в 6 лет. Окончив сельскую школу, Валерий поступил в ремесленное училище, по окончании которого, работал кочегаром и молотобойцем.

Летная биография началась в 1919 году, когда он, работая кочегаром на пароходах плавающих по Волге первый раз в жизни увидел самолёт. Это побудило его вступить в Красную армию, где он был назначен на должность слесаря по сборке и ремонту самолетов.

В 1921 г. Чкалову выдали путевку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу. Он успешно ее окончил и для продолжения учебы был переведен в Борисоглебскую авиашколу.

Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники. Став одним из лучших курсантов, Чкалов, в соответствии со сложившейся в те года (1923-24) практикой подготовки военных летчиков, был направлен на обучение в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и далее в Серпуховскую высшую авиашколу для получения навыков ведения воздушного боя.

В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком – истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием.

Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции.

Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова.

В 1928 г. его перевели на службу в авиабригаду г. Брянска. В том же году, случилось досадное происшествие, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас.

Но его летная биография на этом не закончилась. В 1929 г. он вернулся в Ленинград, где работал летчиком-инструктором в Ленинградском авиационном клубе Общества друзей Воздушного флота, став во главе школы планеристов.

В 1930 г. Валерия Чкалова снова зачислили летчиком-испытателем в штат Московского НИИ ВВС. За 2 последующих года своей биографии, на его счету было более, чем 800 сложных испытательных полетов. Он в совершенстве освоил технику пилотирования тридцати типов самолетов. Также Валерий Чкалов участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика с пятью самолетами-истребителями на своих крыльях.

Во время своей работы летчиком – испытателем на Московском авиационном заводе им. Менжинского, Валерий Чкалов единолично разработал и применил в летной практике новые фигуры высшего пилотажа: «восходящий штопор» и «замедленную бочку».

Смерть

В конце осени 1938 года Валерий Чкалов находился в заслуженном отпуске, из которого его неожиданно отозвали. Были назначены внеплановые и весьма срочные испытания истребителя-новинки «И-180». Тестовый полет готовился в большой спешке, с нарушением практически всех мер безопасности. Буквально накануне рокового испытания в самолете было выявлено около 190 серьезных дефектов.

Валерий Чкалов

Разработчик агрегата писал накладные с протестом спешного запуска летательной машины. Но испытания были назначены на 15 декабря 1938 года, и их не отменили даже несмотря на очень низкую температуру воздуха. 

Вылет прошел неплохо, но при заходе самолета на посадку двигатель неожиданно остановился. Легендарный ас всё равно сумел посадить машину на свободном от жилых домов месте. Но в последний момент самолет зацепился за электрические провода, а летчик ударился головой о металлическую арматуру.

Место гибели Валерия Чкалова

Валерий Чкалов от полученной травмы скончался через два часа в Боткинской больнице. После его гибели были арестованы и осуждены несколько руководителей авиационного завода, которых обвинили в косвенной причастности к смерти пилота. 

Тем не менее, многими людьми, в том числе супругой и старшими детьми, неоднократно выдвигались альтернативные версии гибели их близкого человека.

Мемориальный камень-глыба на краю Ходынского поля

Резкий вызов Валерия Павловича из отпуска, спешка с вылетом, давление правительства – всё это вызвало у родных подозрение в причастности к смерти Чкалова людей из НКВД, а возможно и лично Иосифа Сталина и Лаврентия Берии. 

Члены правительства могли опасаться, и не без оснований, что для советских граждан великий летчик станет более важной фигурой, чем они сами. Евгений Дятлов в роли Валерия Чкалова

Евгений Дятлов в роли Валерия Чкалова

В память о Валерии Чкалове установлено множество монументов и памятников, его именем называют города и улицы. И, конечно, о легенде отечественной авиации снимают кинофильмы. Большинство из них пользуются популярностью у зрителей, но не все были одобрены семьей. 

Например, последний телесериал «Чкалов», где главную роль сыграл актер Евгений Дятлов, был жестко раскритикован дочерьми Героя Советского Союза, которые обвинили создателей картины в значительной подмене биографических фактов.

Тот самый Кировский мост

На самом деле Чкалов в своей жизни действительно пролетел под мостом. Но мост этот находился не в Ленинграде, а в посёлке Вялка Новгородской области. Вот как об этом вспоминала жена лётчика: «Вылетев из Новгорода, он попал в сложные метеорологические условия. Самолёт обледенел, лететь пришлось низко, над самым лесом. Под крылом тянулось железнодорожное полотно. Вдали показался поезд. Нужно было совершать вынужденную посадку. Неожиданно впереди мелькнул мост. Выход один — нырнуть под мост и сесть. Чкалов нырнул, но сесть за мостом помешал семафор. Через мгновенье они с механиком лежали на земле среди самолётных обломков». Лётчики отделались царапинами, но по факту аварии самолёта было заведено уголовное дело. В итоге, экипаж оправдали с формулировкой: «Виноваты метеоусловия».

Дебошир и пьяница Чкалов

Валерий Чкалов действительно многократно оказывался на гауптвахте и даже в тюрьме, но вовсе не за лихие виражи. Причиной наказаний были многочисленные пьяные дебоши дерзкого лётчика. В ноябре 1925 года Валерий Чкалов был осуждён к одному году лишения свободы за то, что «явился на аэродром в совершенно пьяном состоянии, вследствие чего не только не мог лететь, но и вообще вёл себя недопустимо, кричал, шумел и скандалил»

Суд, «принимая во внимание молодость и пролетарское происхождение», снизил срок заключения до 6 месяцев».

Метки: СССР, пропаганда, миф, лётчик, Война и Отечество, фейк, кино, фолк-хистори, Ленинград, мост, Чкалов

По чкаловским местам

Въезжая в Нижний Новгород со стороны Балахны, всегда вижу с левой стороны на ул. Ужгородской памятник В.П. Чкалову. И не раз задавалась вопросом: «Почему здесь, в Сормовском районе Нижнего, установлен памятник Чкалову, если родился он у нас в Василёве?»

И вот наконец выясняю: отсюда, из местечка Высоково, пошел род величайшего летчика. Сюда в редкие свободные часы постоянно наезжал Валерий Павлович к родственникам.

В бывшей деревне Высоково Козинской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии родились, жили и ушли из жизни почти все предки и родственники Валерия Павловича Чкалова по отцовской и материнской линиям. Их прах покоится на старом кладбище поселка Большое Козино.

Памятник установлен в 1994 году на пересечении улиц Узкой, теперь — Земледельческой, и Ужгородской. В начале XX века в этом районе Нижнего Новгорода проживало около полусотни двоюродных родственников Чкалова. Памятник находится недалеко от дома родственников Валерия Павловича (ул. Землячки, д. 4), где жили отец и дед лётчика. Бюст работы скульптора Павла Гусева (он же автор памятника В.П. Чкалову и в нашем городе) по праву считается достопримечательностью Сормовского района.

Род Чкаловых, хотя и крестьянский, тесно был связан с Волгой, с водной стихией: Волга течет в километре от Высокова. Сама фамилия говорит за себя: волжское словечко «чка» означает плывущую льдину. Прадед Валерия Павловича, Михаил Максимович, 1803 года рождения, по волжским берегам бурлацкую лямку тянул, говорят, и родился прадед в половодье на льдине, то есть на чке. Дед Григорий Михайлович «в горбачах» ходил — так в старину на Волге называли портовых грузчиков. А отец Павел Григорьевич, как мы знаем, сначала в Сормове строил пароходы, потом работал в Василёве, где не только ремонтировал суда, но и построил крепкий дом на берегу Волги для своей семьи. Теперь это Мемориальный музей В.П. Чкалова.

А родственники Валерия Павловича жили, работали в Нижнем Новгороде, где до сих пор, возможно, живут и работают их потомки.

Но это уже другая история и другой повод съездить в Нижний Новгород…

Кто действительно пролетел под Троицким мостом?

Под Троицким (Кировским) мостом действительно пролетали авиаторы, но Чкалова среди них не было. Первым совершил этот виртуозный манёвр летом 1916 года морской лётчик лейтенант Г. Фриде на самолёте М-5. А осенью 1916 года другой морской лётчик, лейтенант А. Грузинов, пролетел под всеми невскими мостами сразу! В 1940 году под Кировским мостом пролетел советский лётчик Евгений Борисенко во время съёмок фильма «Валерий Чкалов». Борисенко пролетел под Кировским мостом четыре раза. Два — в первый съёмочный день, два — во второй. Калатозов ломал голову над тем, как «обойти» этот щекотливый момент. И вот однажды в курилке, лётчики, консультировавшие фильм, между делом стали вспоминать яркие случаи из истории отечественной авиации. Упомянули они и том, как ещё в царское время пилоты пролетели под Троицким мостом. Оказавшийся поблизости Калатозов внимательно выслушал их рассказ. И уже на следующий день в сценарии появился новый сюжетный ход. Теперь Чкалова выгоняли из ВВС за «лихаческий» пролёт под невским мостом. Спасительное решение было найдено. Факт увольнения Чкалова из рядов ВВС получил необходимый героический флёр. Фантазия режиссёра, запечатленная на киноплёнку, быстро проникла в сознание людей. Выдумка стала явью…

Байдук и Валериан против самураев

Мы сегодня привыкли, что Хабаровск соседствует с Китаем, что Сахалин вообще не имеет сухопутных границ с иными государствам, а Камчатка отделена от других держав минимум тысячей километров океанской воды. Но тогда, 85 лет назад, все было не так. Хабаровск тогда граничил с… Японией. Точнее — с Японской империей, чьи войска в 1932 году захватили весь прилегающий к России северо-восток Китая. Весь Корейский полуостров и южная половина острова Сахалин в ту эпоху тоже были территориями, подвластными Токио ещё со времен неудачной для нас Русско-японской войны 1905 года.

Добавим, что и вся — абсолютно вся! — цепочка Курильских островов тогда также была японской. В 1936 году, всего 85 лет назад, с территории Японии — с самого северного курильского острова Шумшу — можно было разглядывать берега нашей Камчатки даже без бинокля.

При этом Япония той эпохи являлась весьма агрессивным государством, её армия и флот по праву считались одними из крупнейших и сильнейших в мире. В 1934–36 годах на советско-японской границе в Приморье постоянно шли вооруженные стычки, счет убитым шел на десятки. Обе страны балансировали на грани открытого конфликта, находились де-факто в состоянии холодной войны, которая в любой момент могла стать горячей… Если наши сухопутные силы на Дальнем Востоке ещё могли на равных тягаться с японцами, то на море ситуация для СССР была крайне сложной — наш Тихоокеанский флот тогда бесконечно уступал по мощи и уровню техники эскадрам Дай-Ниппон тэйкоку кайгун, «флота Великой Японской империи».

Как раз в начале 1936 года в Токио произошла попытка военного переворота, нацеленные на экспансию японские генералы и адмиралы фактически контролировали правительство, главой которого в том же году стал бывший посол Японии в СССР Хирота Коки. Господина Хироту в Кремле очень хорошо знали именно как убежденного и деятельного противника нашей страны. Японцы тогда уже принялись по частям завоевывать Китай (в следующем 1937 году они захватят Пекин) и совсем не иллюзорно, с откровенным аппетитом геополитического хищника приглядывались и к нашим дальневосточным землям.

Пусть читатель простит это углубление в советско-японскую политику 85-летней давности, но без него не понять, зачем же и с какой «надобностью» Байдук и Валериан — Байдуков и Чкалов — рисковали жизнями. Итак, на Тихом океане СССР тогда флота, по сути, не имел, в то время как императорские военно-морские силы Японии являлись одними из мощнейших на планете. Противопоставить самурайскому флоту наша страна могла лишь воздушный флот. Демонстрация его впечатляющих возможностей должна была остудить самые горячие головы в Токио и снизить военно-политическое напряжение между двумя державами. Ведь в ту эпоху дальний бомбардировщик играл такую же «сдерживающую» роль, как сегодня баллистические ракеты с ядерными боеголовками.

Именно с этой целью Сталин и предложил (а по факту приказал!) Чкалову и Байдукову особый маршрут рекордного полета. Сами летчики и советские СМИ тут же назовут этот маршрут «сталинским». Добравшись без посадок от Москвы по небу до Камчатки, нашему самолету предстояло все так же без единой посадки фактически пройти вдоль границ Японской империи — мимо японских Курил, мимо японской части Сахалина до Хабаровска, который от японской Маньчжурии 85 лет назад отделяли лишь считаные километры. Авиация Японии — да и любая другая авиация в мире! — тогда ничего подобного «сталинскому маршруту» продемонстрировать не могла.

Дом культуры Чкалова

Дом культуры Валерия Чкалова находится на одноименной улице в доме №4. Проще всего к нему добраться по ул.Ленина. Езжайте по ней все время прямо до улицы Чкалова и затем поворачивайте направо. Неширокая улочка выведет Вас прямо к музею и ДК. Для парковки места не много. У самого ДК остановка и стоянка запрещены знаками.

Дом культуры — здание со шпилем, похожее на московский речной вокзал, в своих стенах на втором этаже открыл «Музей скоростей», который сегодня имеет статус центра туризма. Творческий коллектив музея предлагает увлекательные экскурсии и путешествия во времени из Василева в Чкаловск. В музее представлены скорости, как на воде, так и в воздухе, которые объединяют двух великих людей – Чкалова и Алексеева.

Еще при жизни летчик мечтал о достойном доме культуры для своих соотечественников. Но мечта при его жизни не осуществилась, лишь через год после гибели Чкалова начались строительные работы. К 1940 году завершилось строительство дома культуры.

Достопримечательности

В Нижегородской области есть и памятники природы, и памятники архитектуры, и знаменитые усадьбы, и воплощения высшей инженерной мысли – все, что только может быть в мировой сокровищнице.

Естественно, что лидером по числу объектов культурного наследия и просто интересных памятников культуры разных времен является Нижний Новгород. Главные его достопримечательности – Кремль, Волжский откос, усадьба Рукавишниковых и многие другие, однако и область от своего центра не отстает.

Городецкий и Лысковский районы Нижегородской области славятся сохранившейся самобытной культурой, деревянным зодчеством и музеями обычаев и традиций народов Поволжья. Большеболдинский район – вотчина семьи Пушкиных, воспетая известным русским литератором Александром Серегеевичем Пушкиным в своих произведениях.

Памятники природы есть практически во всех районах Нижегородской области. Самые известные – Керженский заповедник, Ичалковский заказник, озера Светлояр и Вадское, река Сундовик и другие. Девственная природа, обилие животных, птиц и рыб потрясают воображение.

Есть в Нижегородской области и довольно редкие промышленные и инженерные сооружения, ставшие памятниками архитектуры. Так, в районе Дзержинска стоит гиперболоидная ажурная башня – стальное произведение искусства инженера Шухова. Им же построенные сооружения стоят в Выксе и тоже представляют определенную архитектурную ценность для мирового сообщества. Это цех с парусообразными стальными перекрытиями и еще первая в мире гиперболодная башня.

По Нижегородской области проложены десятки экскурсионных маршрутов, и вот самые популярные из них:

  • Мемориальный музей В. П. Чкалова;
  • Аллея звёзд на набережной;
  • МУК «Районный Центр ремесел»;
  • Музей скоростей;
  • Выставочный зал «Горьковский гипюр»;
  • Выставочный зал им. А.М. Каманина;
  • Памятник-самолет МиГ-21 ПФМ.

Народный герой

По возвращении волна славы окончательно накрыла Чкалова. Хотя командир корабля не был инициатором рекордных перелетов, он выделялся из этой тройки. Чкалов располагал к себе внутренней силой, харизматичностью, широкой открытой улыбкой. А еще он умел находить нужные слова, не стеснялся благодарить вождей и лично Сталина, отлично держался на публике. Он удачно вписался в роль народного героя. Биография, аккуратно отредактированная в центральных газетах, превратила его в былинного богатыря со всеми его подвигами и некоторыми перегибами. Богатыри ведь тоже иногда «шалили», но им это прощалось. Многие его прошлые «подвиги» стали легендарными, о них знали все

И было уже не важно, происходило ли это на самом деле или нет

Родной поселок Василёво был переименован в Чкаловск, Валерий Павлович был избран депутатом Верховного совета СССР, получил звание комбрига, хотя никакой авиационной бригадой он не командовал, а по-прежнему испытывал истребители Поликарпова. Правительство даже подарило пилоту личный самолет! Однажды на приеме в Кремле Сталин провозгласил тост за здоровье Чкалова. Уже изрядно расхрабрившийся летчик встал и заявил, что пить за него не стоит, а нужно выпить за здоровье великого вождя. После этого сам налил два полных фужера и предложил Сталину выпить на брудершафт. Опешивший отец народов не нашелся, что ответить, и угодил в объятия Чкалова. Говорят, тогда летчик даже осмелился обращаться к Сталину на «ты».

Чкалов_3

Валерий Чкалов с женой и сыном в автомобиле на площади Белорусского вокзала после завершения беспосадочного перелета Москва – Северный полюс – США

Фото: РИА Новости/Иван Шагин

Триумф Чкалова продолжался недолго, чуть больше года. В декабре 1938-го он разбился, испытывая новую машину И-180. По поводу смерти летчика написано и сказано много, выдвигались разные версии — от несчастного случая до преднамеренного убийства по приказу высшего руководства страны. Работали три авторитетные комиссии, несколько человек провели долгие годы за решеткой, потом их оправдали и реабилитировали. Вопрос по сей день остается открытым.

Очевидно, что самолет был сырой, но ведь опытная модель только вышла на летные испытания. Война в Испании показала, что наши И-16 уступают новейшим немецким «Мессершмиттам» Bf-109Е — у наших скорость было до 450 км/ч, а немец разгонялся почти до 600. Срочно нужна была новая скоростная машина, и И-180 потенциально был именно таким самолетом. Известно, что Чкалов сам рвался испытывать новый истребитель Поликарпова, очевидно и то, что он проигнорировал полетное задание: ему было поручено сделать один круг над аэродромом, не убирая шасси, и сесть. Если бы он так и сделал, всё было бы нормально, но Чкалов пошел на второй круг, по более широкой траектории.

Мотор на 25-градусном морозе заглох, а высота была слишком малой, чтобы успеть сманеврировать или выпрыгнуть. Самолет ударился о землю, летчика выбросило из кабины. Его успели довезти до Боткинской больницы, но там он скончался.

Чкалов_9

Валерий Чкалов показывает на карте маршрут своего перелета из Москвы в Ванкувер морякам с крейсера «Марат» и рабочим с московской кондитерской фабрики имени Марата

Фото: РИА Новости/Василий Малышев

Как испытатель и летчик-новатор Чкалов очень много сделал для нашей авиации. Во многом благодаря ему в годы войны у нас появятся Покрышкины и Кожедубы, научившиеся летать в экстремальных режимах, порой против законов физики и здравого смысла. Чкалов мечтал поехать сражаться в Испанию, но его не пустили. Впрочем, его рабочее место в некотором смысле тоже было линией фронта, и он отдал свою жизнь ради создания воздушного щита Родины.

А в марте 1941 года, перед самой войной, вышел фильм Калатозова «Валерий Чкалов». Он был основан не столько на реальных фактах, сколько узаконил миф о великом летчике. Кстати, именно в кино впервые появился знаменитый эпизод с полетом под Троицким мостом на глазах невесты и командира отряда, о котором при жизни пилота никто не упоминал. Так родилась еще одна легенда о Чкалове. Впрочем, не вполне легенда — 26 февраля 1930 года летчик действительно пролетел под железнодорожным мостом близ станции Вялка в 225 км от Ленинграда. Сделал он это вынужденно, совершая экстренную посадку из-за метеоусловий; самолет был разбит.

Чкалов_1

Истребитель И-16 во время боев на Халхин-Голе. 1939 год

Фото: commons.wikimedia.org

Но, как нетрудно понять, в официальную мифологию этот случай не очень вписывался — хотя и был описан в вышедших еще в советское время воспоминаниях жены пилота, Ольги Чкаловой. Но, как ни крути, полет под мостом (настоящий или придуманный) остается и сегодня одним из ключевых элементов чкаловского мифа.

Борис Гребенщиков, «Под мостом, как Чкалов»

Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде

Статья: Чкаловская лестница – один из символов Нижнего Новгорода

Вид на Чкаловскую лестницу в Нижнем Новгороде с Волги

Одна из визитных карточек Нижнего Новгорода связана с легендарным пилотом. Имя Чкалова носит интересная нижегородская достопримечательность – оригинальная лестница на правобережье Волги. Широкие пролеты в виде огромной восьмерки настолько велики по размерам, что видны даже из космоса.

В 1940 году в городе решили увековечить память о погибшем летчике и установили на Волжском откосе бронзовый памятник Чкалову. Лестница от монумента к реке была открыта в 1949 году. Сегодня со смотровой площадки возле фигуры пилота открывается превосходный вид на слияние Волги и Оки. Лестница в полтысячи ступенек спускается к берегу, где находится монумент Катер «Герой».

Чкаловский вальс

В.П. Поляков (г. Чкаловск)

1.Взглядом проводим волну за волной,

Чайка над морем летит.

Ты на откосе вместе со мной,

Рядышком ветер грустит.

Звуки услышим как эхо вдали.

Как же прекрасно любить!

Как же прекрасно, что мы не смогли,

Мы не смогли позабыть…

Припев:

Этот вальс василёвский,

Он летит над волною.

Этот вальс василёвский,

Этот чкаловский вальс.

Этот вальс василёвский,

Он с тобой и со мною,

Этот чкаловский,

Этот чкаловский,

Этот чкаловский вальс!

2.Сколько б дорог ни прошли мы с тобой,

Мне и тебе по пути.

Город над Волгой, наш город родной

Нас и поймёт, и простит.

Звуки слышим как эхо вдали.

Как же прекрасно любить!

Как же прекрасно, что мы не смогли,

Мы не смогли позабыть…

Припев.

Тяга к небу

Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля по н. ст.) 1904 года в селе Василёво (ныне Чкаловск) Нижегородской губернии. Его отец работал в мастерских, возможно, поэтому с раннего детства Валерий проявлял интерес к технике. Мать умерла, когда ему было 6 лет, и с детства мальчишка был предоставлен сам себе. Сохранились воспоминания о его детстве, в которых рассказывается о том, что Валерий мог переплыть Волгу, лихо нырял и проплывал под баржами и пароходами. Характер будущего бесстрашного летчика формировался с ранних лет.

Успешно окончив школу (до 1918 года), он учится в Череповецком техническом училище. Но учебное заведение было вскоре закрыто из-за недостатка средств. Валерий возвращается домой, на Волгу, и работает в речном пароходстве. Именно тогда он впервые увидел в небе самолет, и это диковинное по тем временам зрелище, навсегда изменило жизнь юноши. Теперь он не хочет слышать ни о чем, кроме авиации, его целью стало оказаться в кабине самолета и вести его в небо. Он уезжает в Нижний Новгород, где находит своего односельчанина Владимира Фролищева. Фролищев как раз работал на сборке аэропланов в 4-м Канавинском авиапарке. Земляк с удовольствием забирает Валерия к себе. В 15 лет Чкалов поступил добровольцем в ряды Красной Армии и начал работать учеником слесаря по сборке аэропланов.

В 1921-1922 годах Чкалов оканчивает военно-теоретическую школу ВВС, а за ней – Борисоглебскую авиашколу, где совершает первый в своей жизни самостоятельный вылет на британском биплане Avro 504. С этого момента он начинает всё больше времени проводить в воздухе. До 1924 года он учится в различных авиашколах, в том числе Московской и Серпуховской. Следует отметить, что уже тогда Чкалов осваивает различные типы самолетов – от Юнкерса до Мартинсайда. Он получает квалификацию летчика-истребителя. Возможно, именно такая подготовка дала ему возможность стать одним из ведущих испытателей авиатехники, ему очень легко давалось освоение любого самолета. Наконец, окончив все возможные курсы подготовки и училища, он получает желанное направление – в Ленинградскую краснознаменную эскадрилью имени первого прославленного русского летчика П.Н. Нестерова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector