Их называли «ночные ведьмы». великая отечественная война и женщины герои

А что сейчас?

Война оказалась серьёзнейшим испытанием для нашей страны, и отношение к женщинам на военной службе резко поменяли на отрицательное. Возможно, это было частью общего пацифистского настроя идеологии. Результат — современная ситуация, когда одна лишь мысль, что женщин можно пускать в кабину пилота, кажется смешной.

В 1976 году академия ВВС США начала принимать девушек на обучение. Поначалу их в первую очередь ориентировали на вспомогательные задачи; например, на управление транспортной авиацией и самолётами-заправщиками. Примерно тогда же женщины получили доступ и к морской авиации. Спектр лётных специальностей постепенно расширялся, и в 90-х годы практически все ограничения сняли.

Ким Кэмбелл на фоне обстрелянного А-10

Женщины-пилоты активно участвовали в локальных войнах США последних десятилетий. Широкую известность получил эпизод с капитаном Ким Кэмбелл, которая в 2003 годуна честном слове и одном крыле» посадила сильно повреждённый штурмовик A-10, на котором, в числе прочего, вышли из строя и основная, и резервная гидравлические системы… что, мягко говоря, не добавляло удобства и лёгкости в управлении.

На данный момент только в ВВС США(без учёта армейской авиации и моряков) числятся 728 женщин-пилотов плюс 310 штурманов и 227 операторов бортового радиоэлектронного оборудования на самолётах ДРЛО(дальнего радиолокационного обнаружения) или электронной разведки. Большая их часть служит в транспортной авиации, но пара сотен имеется и в тактической. Такое количество, кстати, снимает вопросы о потенциально большей аварийности.

Вообще количество медиаматериалов на темудевушки в ВВС НОАК»(военно-воздушных силах народно-освободительной армии Китая) в последнее время создаёт впечатление сознательной пропагандисткой кампании.

Марьям аль-Мансури

Страшно сказать, но даже в ВВС Объединенных Арабских Эмиратов с 2007 служит на истребителе F-16пилот в хиджабе»(да, так в нём и летает).

Читатель может справедливо возразить, что если в Китае и ОАЭ прогнулись под давлением феминисток(!), то это не повод повторять за ними! Однако на самом деле это вопрос боеспособности — как бы странно ни прозвучала такая формулировка.

Любой военком или председатель приёмной комиссии военной академии мечтает, чтобы пополнение состояло исключительно из высоченных богатырей, пышущих здоровьем и патриотизмом. Но в реальной жизни приходится работать с тем, что есть. Причём у военных профессионаловчто есть» должно ещё по собственному желанию захотеть военной карьеры. Так что собственные хотелки военкомы затыкают.

Кого посадить в кабину самолёта, богатыря или красну девицу? — вопрос не столь важный. А вот будет ли вообще хоть кто-то этим самолётом управлять — это уже проблема.

Насколько она серьёзная? Дадим одну цифру для размышлений: на данный момент в ВВС США нехватка лётчиков приближается к двум тысячам человек. Многовато!

Можно, конечно, предположить, что в России такой проблемы нет. Но если подобные цифры не оглашают публично, это не значит, что их не существует.

Девушки-курсанты Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова(КВВАУЛ)

Поэтому хорошо, что у нас наконец тоже озаботились подобными вопросами — на перспективу. Разбрасываться людьми, которые настолько хотят летать, что буквально ломятся снеправильным» полом в лётные училища — как минимум расточительно.

P. S. Если в комментариях не появятся заявления проженщины плохо переносят перегрузки», значит текст пропал зря. До предположения, что большинство из тех, кто это пишет, редко нагружает себя чем-то большим, нежели бутылка для кулера, опускаться не будем. Кроме того, если на транспортнике или бомбардировщике перегрузка скакнула за 6G, то что-то идёт не так. Также не будем вспоминать, что уже шестьдесят женщин летали в космос. И, воспользовавшись случаем, поздравим семикратную(больше всех!) чемпионку мира по высшему пилотажу Светлану Капанину, которой приходилось плохо переносить перегрузки за 10G.

Стихи о ночных ведьмах летчицах

«Ночные ведьмы». Сергей Соколов. Москва, 9 мая 2012 г.

Под снегом, ливнем и в хорошую погоду
Крылами резали вы над землёю мглу.
«Ночные ведьмы» на «небесных тихоходах»
Бомбят фашистские позиции в тылу.

Ещё по возрасту и норову — девчонки…
Пора влюбляться да любимыми вам быть.
Под шлемы лётчика запрятали вы чёлки
И в небо ринулись врага Отчизны бить.

И сразу взлёт во тьму от парт аэроклубов
Без парашюта и без пушки, лишь с ТТ.
Вам небо звёздное, наверно, было любо.
Вы и на бреющем всегда на высоте.

Вы для своих бойцов — «небесные созданья»,
А для чужих — «ночные ведьмы» на По-2.
Страх наводили вы над Доном и Таманью,
Да и на Одере была о вас молва.

Не все, не все вернутся из ночного боя.
Порою крылья, корпус — хуже решета.
Садились чудом с грудой вражеских пробоин.
Заплаты — днём, а ночью снова — «От винта!»

Как только солнце в свой ангар зайдёт на треть и
Обслужат техники крылатый аппарат,
Идут на взлёт по полосе «ночные ведьмы»,
Чтоб на земле устроить немцам русский ад.

Лидия Литвяк

Герой Советского Союза, летчик-истребитель, командир авиационного звена, гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк родилась в 1921 году в Москве и уже в 14 лет поступила в аэроклуб, а в 15 выполнила первый самостоятельный полет. Затем училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север. После окончания Херсонской школы пилотов она стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу Великой Отечественной войны она успела выпустить 45 курсантов. В начале войны, узнав, что знаменитая летчица Марина Раскова набирает женские авиаполки, Литвяк задалась целью получить назначение в ее авиагруппу. Приписав к имевшемуся налету 100 часов, летчица получила назначение.

Свои первые боевые вылеты Литвяк совершила в составе 586-го женского истребительного авиаполка весной 1942 года в небе Саратова, прикрывая Волгу от налетов вражеской авиации. С 15 апреля по 10 сентября 1942 года выполнила 35 боевых вылетов на патрулирование и сопровождение транспортных самолетов с важными грузами. Литвяк стала самой результативной женщиной-авиатором Второй мировой войны, совершив около 150 боевых вылетов, в воздушных боях сбила лично шесть самолетов и один аэростат наблюдения, еще шесть самолетов противника уничтожила в группе с товарищами. В 1943 году Литвяк вручили новую боевую награду — орден Красной Звезды. Чуть раньше, 22 декабря 1942 года, она была награждена медалью «За оборону Сталинграда». Во время вылетов над Сталинградом на капоте самолета Лидии по ее просьбе была нарисована белая лилия, и Литвяк получила прозвище Белая Лилия Сталинграда, позже «Лилия» стала радиопозывным летчицы.

В апреле 1943 года популярный журнал «Огонек» поместил на обложке фото Лидии Литвяк и Екатерины Будановой с пояснением: «12 самолетов противника сбили эти отважные девушки».

1 августа 1943 года в неполные 22 года Литвяк погибла в бою над Миус-фронтом. Ее останки были найдены лишь в 1979 году и захоронены в братской могиле возле деревни Дмитриевки Шахтерского района. Указом президента СССР от 5 мая 1990 года летчица была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Ирина Белозуб

  1. smartnews.ru

«Вы забрали наших мужей, а прикрываетесь медалями»

— Вы упомянули, что к изучению темы женщин на войне вас подтолкнул разговор в транспорте. О чем он был?

— Это был не единичный разговор. Однажды в автобусе две импозантные женщины средних лет перед очередной военной датой говорили о женщинах на войне. И одна из них нелестно отозвалась о женщинах, как о ППЖ — полевая походная жена

Неосторожно я сказала, что они не правы, предложила почитать документы, литературу. На меня так косо посмотрели, мол, что ты вмешиваешься

И никто в том автобусе меня не поддержал.

Следующим был таксист, который со всей мужской откровенностью сказал, что все награды женщины получили через постель. Причем он был моложе меня, война не затронула ни его, ни его мать, но он «все знал». Более того, некоторые историки поднимали эту тему в научных исследованиях — не хочу их называть. И позже они, кстати, отказались от такой трактовки.

Я подумала, почему же спустя столько лет после войны эта тема остается такой нездоровой в головах обывателей. И начала ей заниматься.

Нина Петрова. Фото: Ефим Эрихман

— А по-вашему, такого вообще не было?

— Вы знаете, сестра моей мамы всю войну прошла фельдшером. Моя мачеха, вторая жена отца, была фронтовым водителем. И я знаю, что это за женщины. А я не из той породы, чтобы слышать оскорбления в их адрес и молча это терпеть. Но доказывать правду надо историческими фактами.

— Так о чем говорят факты? Не было такого?

— Ну, как не было. Не было любви? Была. Все были молоды, и сердцу не прикажешь. И во время войны и после складывались семьи. Но не было такого, что все награды получены через постель! Это оскорбительно.

Я изучала, как шла мобилизация, добровольно или принудительно, в какие рода войск шли женщины, как себя там проявляли и какое отношение было к ним на фронте. И документы из архива впервые публикую в своем сборнике «Женщины Великой Отечественной войны».

Там есть воспоминания, которые присылали женщины, ставшие мамами, бабушками. Они рассказывают о том, как их берегли солдаты. Телефонисток, санитарок, поварих. Мы же привыкли к героиням. Летчицы, снайперы. Мы не писали об обыденных буднях фронтовой жизни. Только в 90-е начали это делать.

Сразу после войны женщины стыдились носить ордена и медали. Особенно в небольших городах. Они не хотели возвращаться по месту призыва и просили, чтобы их отправили куда-нибудь в другое место, но это не всегда удавалось. Женщин не привлекали к выступлениям на радио.

— Реабилитация женщин произошла ведь не сразу? Понадобилось, как минимум, два десятка лет, чтобы их военные заслуги признали?

— Она в умах до сих пор не произошла! Я нашла документ, датированный 1945 годом. Капитан Баранов, будучи в Ленинграде, стал очевидцем того, как оскорбляли женщин. Мирные граждане на остановке ждали транспорта. Мимо стройными рядами шла рота женщин в гимнастерочках и надраенных сапожках.

И вдруг капитан слышит, как из толпы на остановке раздается крик: «Вы, ППЖ, забрали наших мужей, а прикрываетесь медалями! Вы их через постель получили!» Боевой офицер настолько был ошарашен, что написал письмо в ЦК ВЛКСМ с просьбой о разъяснительной работе среди населения. Чтобы о женщинах, которые воевали, рассказывали.

Конечно, женщины, оставшиеся в тылу, переживали. Мало того, что у них было обязанностей и за себя и за того парня, который воевал, они еще теряли мужей. И не только боевые были потери. Мужья увлекались, изменяли, не возвращались домой.

— Да, одно дело, когда он погиб, и совсем другое, когда жив, но вернулся не к тебе.

— Но у Симонова есть и обратные ситуации. Проводила на фронт мужа, может он и не вернется, а тут какой-то подходящий кадр. Я никого не осуждаю. Но она устраивает бытие, а муж приезжает на побывку и что видит? Что он не у дел и уже не муж. Семьи распадались как по вине одной, так и другой стороны. Так что это сложный вопрос.

В общем, реабилитация окончательная произошла в 1965 году, когда выступил Леонид Брежнев. Готовились торжественно отмечать двадцатилетие Победы, и он сделал торжественный доклад. В нем он сказал, что если на одну чашу весов положить подвиг мужчин на войне, а на другую — труд женщин на фронте и в тылу, то эти чаши уравновесились бы. Это была высокая оценка. Все СМИ воодушевились, начали отыскивать забытых героинь, приглашать выступать, тот год стал переломным. Но сделано было далеко не все.

Хочется, чтобы наши соотечественники знали следующее:

Нина Петрова. Фото: Ефим Эрихман

Советский летчик, до Марасьева попавший в аналогичную ситуацию

Пилот ВВС Северного флота Захар Артёмович Сорокин, воевавший на истребителе МиГ-3, в первые месяцы войны сбил пять немецких самолётов. Но 25 октября 1941 года во время боя он был ранен и был вынужден посадить повреждённый самолёт в тундре. 

Пока раненый в бедро лётчик добирался до людей (почти 70 км, часть из которых – ползком) – он отморозил ноги, и ступни ему пришлось ампутировать.

Сорокин З.А.

Долго добивался Сорокин разрешения вернуться в строй. Дошёл до главкома ВМФ адмирала Кузнецова. Наконец, в феврале 43-го вернулся за штурвал истребителя (правда, ему пришлось осваивать уже новый самолёт – американский, «Аэрокобра»). 

Кто придумал квас?

Когда главный холодный русский напиток появился в России неизвестно. Возможно, его придумали даже не русские. Что-то, напоминающее квас, готовили в Древней Греции и в Древнем Египте. В V веке до н. э. Геродот рассказывал о напитке под названием «зифос»: его делали путем замачивания хлебных корок, в результате брожения получалось нечто похожее на квас.

«Квасник» — Владимир Маковский

По всей видимости, квас готовили везде, но из-за сочетания нескольких факторов — всегда доступное сырье, плюс  погодные условия — прижился он именно здесь. Первое письменное упоминания его относят к летописи 996 года: новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Со временем, в других государствах напитки подобного рода во что-то эволюционировали (например, в пиво), а квас так и остался русским «изобретением». Но «национализация» кваса начала все самое интересное.

Лётчики-испытатели СССР

  • Валерий Чкалов – обладатель головокружительной карьеры авиатора. Он проводил испытания многих самолетов, вертолетов, истребителей и бомбардировщиков. Кроме того, он стал создателем нескольких фигур, которые были названы фигурами высшего пилотажа. К ним относится «восходящий штопор», «замедленная бочка». Он принимал участие в создании новейших самолетов, установил несколько рекордов по продолжительности перелетов.
  • Михаил Громов был разносторонне развитым человеком. Он проявлял выдающиеся способности к музыке и рисованию, врачебному делу. Он служил не только летчиком-испытателем, но и военным врачом. Громов поставил два международных рекорда в области авиации, не единожды выполнял перелеты по Европе, Китаю и Японии.
  • За установление нескольких рекордов и мужественное выполнение долга перед Отечеством он был награжден орденом Ленина. Многие-летчики испытатели Советского Союза занимали высокие должности на военной службе. Среди них –
  • Владимир Аверьянов, полковник, проводивший испытания как реактивных бомбардировщиков, так и пассажирских самолетов. Он обладает огромным количеством наград.
  • Иван Дзюба стал участников Великой Отечественной войны. В эти страшные времена он проявил себя выдающимся летчиком-испытателем. На его счету – более двухсот тридцати восьми боевых вылетов и двадцати пяти воздушных боев. Он сбил шесть вражеских самолетов лично, а также два в группе. За заслуги перед Отечеством он был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина, а также медалью «Золотая Звезда».

Путь к подвигу

Свой первый самостоятельный полёт Валентина Гризодубова совершила в 14 лет, поднявшись в воздух на планере во время слёта планеристов в Крыму. Но в юности у неё были мечты не только о небе. Девушка окончила музыкальное училище по классу рояля, училась в Харьковском технологическом институте и параллельно в консерватории. Однако небо всё-таки победило. В 1928 году Валентина попала в первый набор Харьковского аэроклуба. Пройдя курс лётной подготовки, Гризодубова оставила институт и поступила в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу Осоавиахима, а потом в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов. 

«В начале 1930-х Валентина Гризодубова работала инструктором в Тульском аэроклубе и в лётной школе под Тушино. В 1934-ом она стала лётчиком агитэскадрильи имени Максима Горького. Работая в агитационной авиации, Валентина освоила различные типы самолётов, побывала в самых отдалённых уголках Советского Союза, а также на Памире и в горах Кавказа. Позднее Валентина поступила на службу в Красную армию», — рассказала в беседе с RT методист Музея Победы Ирина Архангельская.

Также по теме


Белая Лилия Сталинграда: каким был боевой путь легендарной советской лётчицы Лидии Литвяк

1 августа 1943 года совершила свой последний боевой вылет легендарная советская лётчица Лидия Литвяк. Её называют самой результативной…

Осенью 1937 года Гризодубова побила пять мировых авиационных рекордов среди женщин на легкомоторных самолётах — по скорости на замкнутом маршруте (трижды), а также по высоте и дальности полёта.

24 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой она отправилась в рекордный беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток. Женский экипаж преодолел за 26 часов 29 минут 6450 км.

Ещё перед вылетом у самолёта возникли проблемы с радиосвязью, но девушки не захотели откладывать старт. В итоге за Уралом связь с экипажем стала прерываться. В условиях сильной облачности лётчицы не увидели Байкала и не смогли вовремя повернуть в сторону Комсомольска-на-Амуре. Сориентировались они, только когда летели уже над Охотским морем. Экипаж повернул самолёт на запад, но до запланированного финиша не хватило горючего.

Гризодубова приняла решение сажать самолёт, не выпуская шасси, прямо на болото в районе реки Амгунь. Для этого манёвра требовалось участие только двух пилотов, поэтому Валентина отдала приказ Марине Расковой прыгать с парашютом — так Валентина могла сохранить жизнь хотя бы одному члену экипажа. Спасательная экспедиция обнаружила Раскову спустя десять дней и уже от неё узнала маршрут движения самолёта. Через несколько часов были спасены и Гризодубова с Осипенко.

За этот рекордный перелёт его участницы были награждены высшими государственными наградами — они стали первыми (и единственными до начала Великой Отечественной войны) женщинами, удостоенными звания Героя Советского Союза. Позже Валентина Гризодубова была избрана депутатом Верховного Совета СССР.

  • Экипаж, в составе которого Гризодубова совершила рекордный полёт в 1938 году
  • РИА Новости

К депутатской деятельности она относилась очень серьёзно, бралась за любые сложные дела и заслужила себе до такой степени высокую репутацию, что отчаявшиеся люди как в последнюю инстанцию писали на два адреса: Сталину и ей. Валентина принимала активное участие в пересмотре обвинительных приговоров многих репрессированных. Именно после обращения к Гризодубовой мать Сергея Королёва смогла добиться смягчения приговора авиаконструктору и его перевода с Колымы в ЦКБ-29 НКВД.

В 1939 году Валентина Гризодубова была назначена на должность начальника Управления международных воздушных линий СССР.

Екатерина Зеленко

Фото: Википедия

Старший лейтенант Екатерина Ивановна прошла Великую Отечественную войну в составе 135-го ближнебомбардировочного авиаполка. Однако до этого Зеленко прославилась тем, что была единственной женщиной, участвовавшей в Советско-финляндской войне. Женщину наградили орденом Красного Знамени, но ее боевой путь был недолгим. На счету Зеленко 40 боевых вылетов, 12 воздушных боев и один огненный таран вражеского истребителя в воздухе – во время него девушка и погибла 12 сентября 1941 года. За всю историю войны лишь две женщины решились на такой смертельный подвиг: Екатерина Зеленко и Александра Полякова. Уже в современное время имя Екатерины Зеленко получила одна их малых планет Солнечной системы. Кроме того, в память о ней установлены два монумента.

Военлетки

Неочевидным, на первый взгляд, может показаться то, что военная авиация — это сфера, куда при определенных условиях женщинам было попасть легче всего. Экстремальные условия войны заставляли государство и общество пересматривать и корректировать «мирные» взгляды на женскую военную службу вообще и службу в авиации в частности. Это хорошо видно при сравнении образов культурной репрезентации женщин в мирное и военное время.

К началу Второй мировой войны уже был накоплен и обобщен солидный опыт женских аэродинамических полетов. Легендарные советские «Ночные ведьмы» — полностью женский авиационный полк — не был уникальным явлением ни для СССР (здесь существовали и другие женские авиаподразделения), ни для воюющих армий мира (в США и Соединенном Королевстве были сформированы военизированные Женская вспомогательная служба пилотов, WASP, и Вспомогательный воздушный транспорт, АТА, соответственно).

Американки и англичанки (впрочем, в АТА летали женщины-антифашистки из всех бывших британских колоний, из европейских и латиноамериканских стран) делали крайне важную работу. Первые перегоняли разнотипные самолеты между заводами и аэродромами, выполняли воздушную разведку погоды, облеты авиатехники после доработок и ремонта, обучали курсантов для фронта, ставили мишени для стрельб. Вторые занимались тем же, а еще перевозили медикаменты, почту и британских военнослужащих.

Корнелия Кларк Форт. Работая инструктором по летному обучению, в 1941 году она первой из американских летчиков встретилась в небе над Перл-Харбором с самолетом «Зеро» японских «воинов божественного ветра». Источник

Однако летная деятельность советских ночных бомбардировщиц была сопряжена с гораздо более серьезным риском. Нередко экипажи бипланов У-2 (По-2) по нескольку раз за сутки пересекали линию фронта, чтобы произвести сбросы. Помимо женщин, прошедших подготовку в аэроклубах, «ведьмами» становились выпускницы или студентки старших курсов технических вузов, которых обучали полетам с нуля.

В этом полку установился особый климат: здесь читались лекции по метеорологии и физике атмосферы, разбирались аэронавигационные задачи. Этот научный компонент службы вовсе не обязательно соотносился с планом боевой подготовки. Между изнурительными ночными полетами девушки занимались художественной самодеятельностью, вели литературные дискуссии и упражнялись в поэзии.

В предпоследней дневниковой записи Евгении Рудневой — штурмана полка «ночных ведьм», можно прочесть о конференции (очевидно, полкового уровня), на которой обсуждалась проблема полетов к звездам. Бывшую студентку мехмата МГУ, успевшую до войны поработать в обсерватории и опубликовать научную статью по астрономии, подруги называли звездочетом: возвращаясь с заданий, девушка читала научно-популярные лекции о наблюдаемых звездах и созвездиях. Евгения пыталась писать на фронте сказку и в 23 года, при выполнении 645-го боевого вылета, сгорела в крымском небе вместе со своим командиром Прасковьей Прокофьевой.

Штурманки 46-го гвардейского авиаполка легких ночных бомбардировщиков: слева направо сидят Р. Гашева и Н. Меклин, стоят Н. Ульяненко, Х. Доспанова, Е. Рябова, Т. Сумарокова. Источник

Феномен женских авиационных подразделений воюющих стран интересен еще и тем, что через них открывался широкий путь в небо для летательниц с периферий. Вместе с Евгенией Рудневой служили, например, и первая абхазская профессиональная штурманка Мери Авидзба (летать начала еще до войны), и первая казахская летчица Хиуаз Доспанова.

Александр Иванович Покрышкин

Александр Иванович Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Он увлекся авиацией в возрасте 12 лет, когда увидел в небе полет самолетов. Впоследствии Покрышкин поступил в 3-ю Военную школу авиатехников, а в конце 1934 года стал старшим авиатехником 74-й Таманской стрелковой дивизии. Однако для того, чтобы стать не авиатехником, а летчиком, Покрышкину пришлось пройти длинный и непростой путь. Чтобы получить эту профессию, он четыре года настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию.

Покрышкин написал 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ. Ситуация юношу в корне не устраивала и в сентябре 1938 года во время очередного отпуска за семнадцать дней он освоил двухгодичную программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на «отлично» сдал экзамен. Наконец, в свой 40-й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием ее окончил, теперь уже став летчиком.

Пройденный учебный путь стоил того: уже в 1941 году, прослыв виртуозом летного дела, старший лейтенант Покрышкин был назначен заместителем командира эскадрильи. Существует расхожая легенда, что, получив информацию о приближении истребителя этого пилота, немцы начинали передавать друг другу срочные сообщения: «Ахтунг, ахтунг! В небе Покрышкин!».

Женщины-пулеметчицы


Нина Онилова

Пользоваться пулеметом во время боевых действий и сейчас считается нелегким делом, а в те суровые времена это было еще сложнее. Тем удивительнее, что иногда за пулемет вставали хрупкие девушки. Например, Нина Онилова, которую всегда восхищал образ Анки-пулеметчицы из фильма о Чапаеве, да так восхищал, что она еще до войны прошла пулеметные курсы (да были и такие!).

Попав в действующую армию, она сначала стала санинструктором, вытаскивала с поля боя раненых солдат. В одном из боев она заменила погибшего пулеметчика и отлично справилась с задачей — метким огнем не подпустила противника к окопу, после чего попросила командира поставить ее во главе пулеметного расчета, что и было сделано. После этого Нина успешно воевала в боях за Одессу, за что солдаты прозвали ее «Анкой-пулеметчицей», но была ранена под Севастополем и скончалась в госпитале, посмертно получив звезду Героя Советского Союза.

Начало Великой Отечественная войны

Что еще интересного поведает ее биография? Самусенко Александра Григорьевна на фронте оказалась уже 22 июня 1941 года, став одним из первых защитников Советского Союза от немецких захватчиков.

Самусенко участвовала в ожесточенных боях, которые проходили осенью и летом 1941 года, сражаясь в рядах Западного и Брянского фронтов. За это время Александра несколько раз была ранена. К счастью, ранения оказались неопасными.

Стоит заметить, что Самусенко сопутствовало везение: всего за время сражений она была ранена трижды, при этом тяжелым было только последнее ранение, полученное в 1943 году.

Безрукий летчик герой ВОВ

В июле 1943 года, в самом начале сражения на Курской дуге, пилот-истребитель Иван Антонович Леонов сбил Fw-190, однако и сам был сбит другим немецким истребителем, получив тяжёлое ранение. Осколок разворотил ему всё левое плечо, но лётчик сумел выбраться из горящего самолёта и спастись на парашюте. 

Ампутировать ему пришлось не просто руку, а весь плечевой сустав, вместе с лопаткой. Но после выхода из госпиталя он даже не думал оставлять небо. Управлял этот ас самолётом одной рукой, немного помогая себе самодельным алюминиевым протезом-крюком.

Леонов И.А.

«Повесть о настоящем человеке» Бориса Николаевича Полевого открыла всему миру, каким мужеством обладают лётчики СССР, какова сила воли русского характера. Это произведение заслуженно прославило Алексея Петровича Маресьева, и многие думают, что его случай был уникальным. Нет – лётчиков-героев, которые не позволили, чтобы их списали, и продолжили сражаться, было гораздо больше.

Николай Михайлович Скоморохов

Если кто и мог напугать немцев, то это Скоморохов Н. М. Все летчики-асы Второй мировой войны преклонялись перед ним, т. к. его точности, аккуратности и внимательности можно было позавидовать. Он был маршалом авиации и дважды Героем СССР. По окончании ВОВ стал Депутатом Верховного Совета.

За историю Николай Михайлович выполнил более 600 боевых вылетов — мало какой другой пилот может похвастаться такими цифрами. Он лично уничтожил десятки вражеских бомбардировщиков, несколько подбил в группе. Когда он появлялся на небе, немецкие асы боялись, позиционировали его, как особую угрозу. Все дело в том, что за ведение военных действий Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет никогда не загорался, на нем не было даже царапины от пули противника. В свою очередь, фашистские истребители никогда не покидали битву невредимыми.

Девушка — военный лётчик — истребитель

О том, что многие советские девушки и женщины наравне с мужчинами на боевых самолётах, бомбардировщиках и легкомоторных, успешно воевали, я знал, но тут в 1945 году к нам в Школу воздушного боя, да не куда-нибудь, а в нашу эскадрилью, прибыл лётчик — истребитель лейтенант Клава Блинова. Ну, братцы, услышав об этом, я невольно поскрёб затылок. Лётчиц ночных бомбардировщиков, как грозно именовались наши «кукурузники» По-2, я встречал, не раз сопровождал и чисто женские экипажи на пикирующих бомбардировщиках Пе-2. Но женщина-истребитель…

Быть может, и не было у меня желания унизить эту девушку, взявшуюся за совсем уж не женское дело, но всё же что-то такое было. По долгу службы я мог и обязан был проверить её технику пилотирования в зоне, как у всех вновь прибывающих лётчиков, с целью определить уровень подготовки, чтобы правильно сформировать пары и определить объём программы подготовки для каждой пары. Конечно, её технику пилотирования мог проверить командир звена, но, признаюсь, мне очень захотелось самому слетать с ней и убедиться, что эта молодая девушка действительно может пилотировать истребитель, я уж не говорю о фигурах высшего пилотажа.

Клава Блинова ничем особенно не выделялась, была скромная и молодая девушка, и, не зная о том, что она лётчик — истребитель, никогда бы не подумал, что эта худенькая блондинка, которая стоит в окружении многих лётчиков и оживлённо о чём-то беседует — лётчик, а не то что пилот истребителя!

Проверив её лётную книжку и узнав, где, когда, сколько и на каких типах самолётов она летала, накануне полётов я ей сообщил, чтобы она готовилась лететь со мной на проверку. Перед вылетом, когда ей ставил задачу, определил количество и последовательность выполнения фигур высшего пилотажа, она сказала:

Клавдия Блинова

— Товарищ капитан! Я имею некоторый перерыв в полётах, если что-то не совсем чисто получится, вы мне покажете?

— Обязательно покажу, вы не смущайтесь, а выполняйте задание так, как вы всегда выполняли, все неполадки устраним, затем вас сюда в школу и прислали, товарищ лейтенант, — ответил я ей, и мы сели в кабины, она в передней кабине, я в задней, как и положено.

Я внимательно присматривался ко всем её действиям, но ни во что не вмешивался, это была моя привычка ещё из Качинской школы. Я допускал ошибки обучаемого лётчика до пределов, вмешивался только тогда, когда дальнейшее невмешательство грозило опасностью. Такая методика оправдывала себя, лётчик более уверенно и свободно себя чувствовал и мог показать все, на что он способен, без нервозности и переживаний за допущенные ошибки. Затем на земле и в воздухе эти ошибки устранялись и повторялись всё меньше и меньше.

Лейтенант Блинова, получив разрешение, запустила мотор, проделала всё, что необходимо перед взлётом, и мы поднялись в воздух. На взлёте мне пришлось чуть — чуть ей помочь, в элементах взлёта и посадки с допусками в ошибках надо быть очень и очень осторожным, ведь другой раз именно из-за пустяковой ошибки можно иметь большие неприятности. Что ещё можно сказать? Все сомнения о возможностях лётчицы — истребителя у меня были рассеяны. Эта обыкновенная, простая девушка была истребителем, и она в самом деле выполняла фигуры высшего пилотажа, стойко перенося при этом возникшие перегрузки.

Признаюсь, до сих пор я был убеждён в том, что настоящим истребителем может быть только мужчина. Оказалось, что я ошибался, я сидел в самолёте, который прекрасно пилотировала девушка — истребитель. Конечно, она не могла пилотировать самолёт так же грамотно, как это делали мы, учителя лётного дела. Но всё же она правильно выполняла все комплексы фигур. По радио я предложил ей повторить комплекс вместе, затем показал сам, как надо выполнять сложные фигуры. Тут я уже постарался выполнять фигуры с ювелирной точностью. Здесь заговорила чисто профессиональная гордость, да ещё перед девушкой. Я выполнял комплекс за комплексом, стараясь избежать больших перегрузок, ведь незачем было показывать девушке своё «ухарство», выносливость и умение резко пилотировать. Незачем было заставлять её переносить сильные перегрузки и получать неприятные ощущения. Мы, лётчики, мужчины, должны быть благодарны таким девушкам за то, что они решились на такую рискованную профессию да ещё и могли бить врага в воздухе.

В те суровые военные годы наши советские девушки, находясь в рядах ВВС, оказали большую помощь в разгроме противника. Лейтенант Клавдия Блинова, летая на самолётах-истребителях СССР, наравне с другими лётчиками успешно окончила Школу воздушного боя. Но на фронт попасть ей не пришлось, так как вскоре она вышла в Москве замуж тоже за лётчика, а через некоторое время закончилась и война.

(Из книги воспоминаний лётчика-истребителя Э. У. Чалбаша — «Сковать боем»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector