Это один из лучших рассказов о любви. бунин благодарил за него бога

Кратчайшее содержание рассказа «Чистый понедельник» для читательского дневника (И. А. Бунин)

Оформление читательского дневника – задача не из легких. Чтобы правильно и максимально сжато изложить основные события произведения, нужно иметь перед глазами достойный образец. Его вы всегда можете найти на «Литерагуру». Здесь к вашим услугам очень краткое содержание книги Бунина «Чистый понедельник».

(439 слов) Стояла зима, и каждый вечер рассказчик подъезжал к дому рядом с храмом Христа Спасителя, чтобы провести это время с любимой девушкой. Она там жила. Каждый вечер они обедали в ресторанах, потом посещали театры и концерты. Хотя они и проводили время вместе, но сильно близки всё же не были – девушка отказывалась говорить о том, что ждет их пару в будущем.

Она жила одна. Каждую неделю рассказчик привозил ей свежие цветы, коробки конфет и книги, но, казалось, что она была равнодушна к подаркам. Она не могла взять в толк, например, почему люди едят в ресторанах каждый день. При этом всегда ела с большим аппетитом и читала все подаренные книги. Питала большую любовь к мехам и шёлку.

Что рассказчик, что девушка, оба были богаты и красивы, как с обложки. И он – красавец с южной внешностью, активный и жизнерадостный, и она же имела восточные черты, но была чаще всего молчаливая и спокойная. И часто, читая книгу, отвлекалась и задумывалась о чем-то.

Иногда рассказчик наслаждался теми блаженными минутами, когда он мог целовать её, но ответом ему была тишина. Когда он заговорил о свадьбе, она ответила, что жена из неё никакая. Герой надеялся, что её мнение может измениться со временем, и продолжал ухаживать и страдать от их странной и неполной близости.

Прошло два зимних месяца, и в прощёное воскресенье она призналась, что часто посещает московские соборы в одиночестве. Её восхищают церковные песнопения, старая Русь, старые погребальные обряды. В этот же вечер они вдвоём отправились в Новодевичий монастырь, потом в трактир. Там девушка пообещала себе, что однажды уйдёт в какую-нибудь самую дальнюю обитель. Рассказчика взволновали её слова. На следующий же вечер они поехали в театр на «капустник». Там она курила, пила шампанское и танцевала польку, а после вдруг впервые позволила рассказчику остаться у себя ночью.

Утром она сказала, что в этот же вечер собирается в Тверь и не знает, когда вернётся назад. Этот день был – чистый понедельник.

Спустя несколько недель после отъезда она написала, что искать её бесполезно, и не нужно строчить ответ – обоим будет только больнее от этого. Она же собирается пойти на послушание, а потом, возможно, и постричься в монахини.

Герой начал спиваться в кабаках. Так минуло два года с того чистого понедельника. И однажды под Новый год он посетил Архангельский собор, где долго вслушивался в тишину церкви и как будто ожидал чуда. Потом — поехал на Ордынку, к воротам Марфо-Мариинской обители. Оттуда послышался девичий хор, и он вошел в пределы двора. Из церкви появилась великая княгиня в белоснежном одеянии, следом за ней — хористки со свечками в руках. Тут одна из них посмотрела во мрак на рассказчика. Он спросил себя, как она почувствовала, что он здесь, ничего не видя, развернулся и покинул двор.

Смысл названия рассказа Чистый понедельник — Бунина

Понять идею написания произведения часто помогает его название. Почему Иван Бунин для своего рассказа выбрал «Чистый понедельник»? Что означает этот день?

Произведение «Чистый понедельник» знакомит читателей с христианской культурой. Окончание Масленицы. Начало Великого поста. Отказ от праздности, разгульного образа жизни, дурных мыслей. «Чистый» означает очищение. Но не только физическое, но и духовное.

Но не только исключительно сакральный смысл кроется в заглавии рассказа. Название произведения означает начало новой жизни, нового ее этапа. Героиня уходит от праздности, повседневности, суеты в Марфо-Мариинскую обитель. Точка отсчета, после которой ее прежней жизни придёт конец.

Но напоследок героиня решается совершить последние прегрешения: она с радостью идёт на увеселительное мероприятие, позволяет себе много выпить, покурить, и даже впустить к себе на ночь возлюбленного. Поступки, после которых героиня полностью посвятит свою жизнь служению церкви.

Чистый понедельник — граница, разделяющая жизнь героини на две противоположные половины. В первой — мирское рутинное существование, наполненное причудами, забавами, шумными мероприятиями. Во второй — духовная жизнь, к которой героиня долго и упорно шла. Это была ее цель, заветная мечта.

Девушка уверена, современная жизнь не может дать ей счастья, удовлетворения, радости. Она хочет очиститься от всего, что связывало ее с мирским существованием. Героиня уверена, в монастыре ее ждёт спокойствие, красота, духовность, умиротворённость. Все то, что ей жизненно необходимо. Все то, что непременно сделает ее счастливой. Все то, к чему она так долго стремилась. Она решилась. Она готова все изменить.

Название произведения «Чистый понедельник» очень символично. Настроиться и решиться круто поменять свою жизнь — отчаянный поступок. Резкий перелом в судьбе прекрасной девушки. Какое будущее ее ждёт? Переход от походов в рестораны, от развлечений и от праздности к затворническому образу жизни. Героиня сделала свой выбор. Разочаровавшись в повседневной жизни, которая наполнена лицемерием, фальшью, обманом, несправедливостью, она отправляется в долгий путь познания себя, своего внутреннего мира.

Противоположные поступки, парадоксальные сочетания, странное поведение персонажей. Герои иногда сами не могут разобраться в себе. Тогда они идут за помощью в монастырь. Путь к очищению, к раскрытию своего я, к познанию своей духовной красоты страдающих женщин — именно то, что показал Иван Бунин в названии «Чистый понедельник».

Анализ 3

Это произведение занимает особое место в сборнике рассказов «Темные аллеи», объединенных темой любви. Сам Бунин писал, что благодарен Богу за то, что дал ему возможность создать «Чистый понедельник», поведав о прекрасной, но трагической истории любви.

Главные герои безымянны, но мы узнаем, что они оба молоды, красивы, богаты, любят друг друга. Жизнь их беспечна и полна удовольствий. У них есть все, необходимое для счастья, нет никаких внешних препятствий. Тем не менее им не суждено было быть вместе, по желанию героини они расстаются, казалось бы, без видимых причин.

Внезапно их настигло сильное чувство. Они испытывали взаимное, почти мистическое притяжение, чувствуя присутствие и взгляды друг друга. Много загадочного и таинственного было для него в ее облике. В ней сочетались утонченная восточная красота и западное образование. Но много странного и нелепого ощущал герой в их отношениях. Она его любит, но не соглашается стать его женой, не верит в возможность счастья и избегает разговоров об их будущем. Его поражает двойственность ее натуры. При своей любви к роскоши, изысканной одежде, дорогим ресторанам, развлечениям и театрам, она учится на каких-то курсах, посещает монастыри и кладбища. Ей свойственны легкомыслие и скромность, веселость и задумчивость, страстность и холодность. Любит модные стихи и слушает церковное пение, с удовольствием танцует, курит, но соблюдает строгий пост. Она словно мечется, не может понять свое предназначение в жизни. И зреет в ее душе стремление осуществить какое-то свое желание.

В названии рассказа раскрывается смысл происходящего. Именно в чистый понедельник начинается для героини новая жизнь. Этот день, наступающий после разгульной Масленицы, для верующих знаменует начало Великого поста, время очищения от греховных помыслов и деяний. Накануне, в прощенное воскресенье, она в последний раз со своим избранником ужинает, веселится на театральном капустнике, прощаясь со своей прошлой жизнью. Утром сообщает о своем отъезде. Через две недели ему пишет, что намерена уйти в монастырь и принять послушание.

Мучительно переживал главный герой эту неожиданную разлуку, спасаясь в разгулах. Спустя два года, душевная боль сменилась равнодушием и чувством безнадежности. Тоскуя, бродит он по московским улочкам, вспоминая счастливое время, проведенное с любимой. И словно ведомый какой-то мистической силой, едет в Марфо-Мариинскую обитель, где в веренице монахинь замечает, как одна, подняв голову, устремила свой взгляд в темноту, где он стоял, словно почувствовав его присутствие. В сердце героини, даже обретя успокоение в духовной жизни, продолжала жить любовь.

Сочинение 3

Литературная работа И.А. Бунина «Чистый понедельник» является выражением эмоциональности прозы писателя. Она показывает Московский образ жизни в самом начале двадцатого века. Очень хорошо Иван Алексеевич описывает предметы той поры. Специально подчёркивает античные церкви столицы, храмы, а одновременно с этим публицистику актуальных писателей и рестораны.

В центре внимания предстают два человека: мужчина и женщина, писатель не дает им имен, поскольку они не существенны для истории. Мужчина богат, юн, симпатичной наружности. Герой действительно без ума от героини и в состоянии совершить любой поступок, чтобы они всегда были неразлучны. Вместе с тем, понять, чего хочет героиня, он даже не пытается.

Главная героиня представляется таинственной особой. Ее рассуждения, любовь и предпочтения неясны для читателей, туманны и таинственны. Появление и повседневный быт дамы показаны детально, вместе с тем, по причине недомолвок, нельзя создать полное описание. Деяния героини напоминают её саму, они также непонятны, неуправляемы и противоречивы.

Перед Чистым понедельником в ночное время девушка была с главным персонажем, а поутру бежала в церковь. Писатель во время всей истории подчёркивает то, что ей неуютно в любом месте, где бы она не находилась, какая она бедная и несчастная и не понимает радостей жизни людей.

Время, когда главная героиня оставляет мужчину, является для него одной разделительной чертой, которая отрезала все то, что было до нее на один отрезок и все то, что было после — на другой. Он ощущает неестественную энергию и может понять то, что не смог бы понять в прошлом. Спустя два года мужчина, перебирая в воспоминаниях истории, которые случались раньше, будет уехать по дороге их былого приключения, ему захочется  побывать в Маро-Мариинском храме. Заключительная встреча  главных персонажей становится уходом героя.

Любовные чувства, похожие на спокойный и рассудительный интеллект, показаны в литературной работе с четкостью и проницательностью.  Читателю становится больно за персонажа, поскольку он соглашается с выбором своей любимой, при этом решает все ее дела. Ведь даже если бы он сражался за свои любовные чувства, все кончилось бы для него провалом. Героиня сделала свой выбор, и не по причине веры, а по причине мечты ощутить единение с первозданным миром, душевный покой. Она была не в состоянии заполучить это, находясь рядом с мужчиной, только церковь  могла дать ей все то, о чем она так долго мечтала.

Вариант 2

Бунин многогранно раскрывает тему отношений между влюбленными в собственных рассказах. В Чистом понедельнике автор описывает молодую и красивую пару. Таких людей периодически возможно увидеть, как говорится, в свете. Они привлекают взгляды, заставляют восхищаться, но не многие понимают какие на самом деле между ними отношения. Бунин раскрывает эти отношения, он как бы приподнимает завесу и там оказывается весьма удивительная структура.

С одной стороны кавалер, который оказывается довольно-таки примитивным. С другой стороны девушка, которая оказывается весьма глубокой личностью, которая скрывается за простой и привлекательной «оберткой».

Начнем по порядку, рассказ ведется от лица мужчины, который ухаживает за девушкой, полностью поглощен собственной страстью, хочет близости, но взаимность получает только частично. Он описывает характер девушки, исходя из обожания, но зачастую видит в ней странные противоречия. С одной стороны она безразлична, с другой – имеет типично московский вкус ко вкусным блюдам и развлечениям. Высказывания девушки о том чтобы уйти в монастырь или сделать нечто подобное он не воспринимает особенно всерьез. По сути, перед нами просто мужчина, который добивается девушки, он действительно ей восхищен и, возможно, его чувство глубоко, но все-таки его ум немного затуманен.

Она не так проста, как кажется. Как бы сейчас сказали, она является типичной «тусовщицей», но при этом не пренебрегает образованием и духовными ценностями. Искренне интересуется историей собственной страны, духовными темами и этот интерес не является надуманным, хотя и выглядит странным для молодой девушки. На самом деле она даже глубже любит своего избранника, он действительно является для нее «первым и последним» и такое отношение удивительно для молодой девушки, которая может легко наслаждаться всеми удовольствиями этого мира.

Бунин делает две кульминации в рассказе; сначала – полная близость между героями и то как он идет после молиться в церковь. Потом вторая кульминация, когда они встречаются в самом завершении рассказа в потемках и девушка узнает его, не видя – такова подлинная близость между героями, намного более высокая, чем физическая.

Этим самым автор подчеркивает ценность духовной связи, описывает искренность и истинность чувства между героями. Ведь если бы он просто добился своего и они бы зажили ценностями простого мещанского счастья, то такой встречи между ними никогда бы не было. Героиня выбирает духовный путь, они расстаются. Тем не менее, в действительности любовь между героями тем самым только возрастает и становится чем-то небесным.

Путь к себе

29 предложений/ 577 слов

Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник», написанный в 1944 году, стал частью известного литературного цикла писателя «Темные аллеи», посвященного теме любви. В этом произведении любовь балансирует на грани порока и святости, именно так переживает и чувствует ее главная героиня, которая пытается понять, что для нее в этой жизни действительно имеет значение, и найти путь к себе.

Рассказ о своих «странных» романтических отношениях с некой прекрасной, интеллигентной и образованной девушкой ведется от лица влюбленного в нее молодого человека. Поэтому мы можем лишь догадываться о мыслях, чувствах и сомнениях героини, делая выводы на основании ее слов и поступков.

В поведении девушки сам рассказчик замечает множество противоречий. Каждый день вместе со своей подругой он посещает культурные мероприятия и ресторана Москвы. Девушка иногда говорит ему, что не понимает, «как это не надоест людям всю жизнь, каждый день обедать, ужинать», но в то же время сама обедает и ужинает «с московским пониманием дела». Возлюбленная героя с рассеянной благодарностью принимает все его подарки и, кажется, будто «ей ничто не нужно». Но в то же время девушка высказывает свои предпочтения относительно выбора цветов, прочитывает все книги, которые ей приносит молодой человек, а шоколад ест коробками.

Противоречие мы видим даже в выборе места жительства героини: дом девушки расположен прямо напротив храма Христа Спасителя, но из окон ее квартиры также открывается прекрасный вид на Москву. Эта деталь очень точно отражает суть конфликта, происходящего в душе героини, и объясняет наличие всех этих удивительных противоречий.

С одной стороны, девушка полностью принадлежит к жизни мирской и, можно сказать, избалована всеми ее дарами. Она живет одна в просторной и хорошо обставленной квартире, у героини есть множество дорогих нарядов, а также украшений. Богатый барин-поклонник без памяти влюблен в свою подругу, преподносит ей дорогие подарки и возит по самым роскошным местам столицы. С другой стороны, душа девушки мечется и просит чего-то еще, чего-то большего, родного, высокого и истинного. Отсюда берется и некоторая отчужденность, растерянность героини, а также ее молчаливость. Возлюбленная рассказчика все время находится в раздумьях, которые кажутся ему непонятными, поскольку он человек абсолютно земной.

Спокойствие и одухотворенность, о которой мечтает героиня, ей может дать христианская религия. Именно поэтому девушка часто посещает различные церкви, храмы и православные кладбища, а также очень любит «русское летописное» и русские сказания. Девушка чувствует, что разрывается между жизнью духовной и жизнью мирской, и поэтому она еще в самом начале отношений говорит своему возлюбленному, что не годится для брака. Пока героиня еще не готова сделать окончательный выбор, но уже допускает возможность того, что когда-то будет способна уйти в монастырь.

Поиск своего предназначения и своего истинного пути занимает у девушки достаточно много времени, но когда, наконец, она решается посвятить себя Богу, героиня напоследок вкушает все прелести мирской жизни. Девушка идет на театральный «капустник», который всегда считала очень пошлым представлением, а затем окончательно сближается со своим возлюбленным, который видится ей неким змеем-искусителем в прекрасном человеческом обличье.

Происходят все эти события именно в Чистый понедельник, т. е. в первый день Великого поста, когда, в соответствии с текстом «Ветхого Завета», люди очищаются ото всех своих грехов, чтобы потом прийти к Господу. Именно это и делает героиня: расставшись наутро со своим возлюбленным, она отправляется в Тверь, затем идет на послушание и, наконец, стрижется в монахини.

Так девушка выбирает свой истинный путь, но выбор этот дается ей очень нелегко. Мы видим слезы на глазах героини, когда она прощается со своим сердечным другом и в последний раз прижимается своей щекой к его щеке. Даже тогда, когда героиня уже полностью посвящает себя служению Богу, почувствовав случайное присутствие любимого, она вскидывает глаза и ищет его в темноте.

см. также:Другие сочинения по произведению Чистый понедельник, Бунин

Чистый понедельник и причины такого названия праздника

Великий пост начинается с Чистого понедельника. К церкви это название никакого отношения не имеет, однако для русской культуры это очень важный день. 2 марта у древних славян начиналась Фёдорова неделя. По литургии начало Чистого понедельника приходится на воскресный вечер накануне, когда вечерня завершается особым чином прощения.

У древних славян принято было Масленичную неделю заканчивать очищением жилища от её «духа». Для этого использовали раскаленные угли или кирпич, которые взбрызгивали мятой с уксусом и обходили с ними в избе все углы. Кроме того, полагалось вымыть полы и выскоблить всю посуду, а также перестелить полностью постель.

После проделанной работы положено было пойти в баню и хорошо помыться, чтобы в пост войти не только с чистой душой, но и с чистым телом.

История создания рассказа

И. А. Бунин написал свой рассказ «Чистый понедельник», пребывая во французской иммиграции. Работу над рассказом он начал в 1937-м году. Напечатан «Чистый понедельник» был в 1945 году в «Новом журнале» в Нью-Йорке. В 1944-м году во время работы над рассказом Буниным была сделана следующая запись:

«Час ночи. Встал из-за стола – осталось дописать несколько страниц «Чистого понедельника». Погасил свет, открыл окно проветрить комнату – ни малейшего движения воздуха; полнолуние, вся долина в тончайшем тумане. Далеко на горизонте нежный розовый блеск моря, тишина, мягкая свежесть молодой древесной зелени, кое-где щелканье первых соловьев…Господи, продли мои силы для моей одинокой, бедной жизни в этой красоте и работе!»

В письме П. Л. Вячеславову жена Бунина В. Н. Муромцева-Бунина говорила, что Иван Алексеевич считает «Чистый понедельник» лучшим из всего, что он когда-то написал. Не скрывал данного факта и сам писатель.

Сюжет

Рассказ очень маленький, он освещает лишь небольшую часть жизни героев. Главный герой ухаживает за необычной девушкой. Имя ее не упоминается, однако автор дает исчерпывающую характеристику, как ее внешности, так и ее душевной организации. Образ молодого человека передан через призму их отношений. Он хочет любви, желает свою возлюбленную телесно, его привлекает ее красота. Однако он вовсе не понимает ее души, которая мечется между грехом и очищением.

Их отношения обречены на крах: его возлюбленная сразу предупреждает его о том, что в жены она не годится. Несмотря на это, он не теряет надежду и продолжает за ней ухаживать.

Заканчивается рассказ тем, что после окончательного телесного сближения между ними девушка отрекается от любви юноши в пользу духовного очищения и уходит в монастырь.

Для главной героини путем очищения становится служение Богу, в то время, как герой так же вырастает в духовном плане, пережив всю горечь неожиданной разлуки со своей возлюбленной.

В «Чистом понедельнике» присутствует мощнейшая игра контрастов: яркие краски – строгие цвета; рестораны, кабаки, театры – кладбище, монастырь, церковь; телесная близость – постриг. Даже от красоты девушки веет какой-то дьявольской силой: у неё черные волосы смуглая кожа темные глаза и загадочная душа.

Прототипы героев

Исследователи уверены, что прототипом главного героя стал сам Иван Алексеевич Бунин. Что касается его возлюбленной, скорее всего, ее образ списан с Варвары Владимировны Пащенко – женщины, которая стала первой любовью Бунина.

Варвара Владимировна была очень красивой и образованной женщиной, она закончила полный семилетний курс гимназии в Ельце с золотой медалью. С Бунином они встретились в 1889 году, когда Варвара работала корректором в «Орловском вестнике».

В конце концов, в ноябре 1894 года Варвара Владимировна ушла от Бунина, оставил ему на прощание лишь короткую записку. Вскоре она вышла замуж за его лучшего друга актера Арсения Бибикова. Жизнь Варвары Владимировны была короткой и не слишком счастливой: они с мужем потеряли 13-летнюю дочь, которая умерла от туберкулеза. В 1918 году от этой опасной болезни скончалась и сама первая возлюбленная Бунина. Варвара Владимировна стала прототипом женских образов многих произведений Бунина, таких как «Митина любовь» и «Жизнь Арсеньева».

Главная идея рассказа

Это выбор между добром и злом, грехом и очищением, праздностью и скромностью, любовью земной и любовью к Богу.

Некоторые исследователи уверены, что в образе возлюбленной Бунина предстаёт не просто земная девушка, а вся Россия, которую писатель призывает встать на путь очищения, приблизиться к Богу и выбрать простую, но полную смысла жизнь вместо праздности и веселья.

4.8 5 ( 70 голосов )

Главные герои

Герой-рассказчик – влюбленный молодой человек родом из Пензенской губернии. Был внешне «неприлично красив», с «южным», живым, располагающим характером. От его лица ведется повествование.

Героиня – возлюбленная рассказчика, девушка с яркой внешностью – смугло-янтарным лицом, черными густыми волосами и черным, как бархатный уголь, глазами. Одна снимает квартиру в Москве, в конце произведения уходит в монастырь.

А ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Чистый понедельник»
  • для самых компанейских — Главные герои «Чистый понедельник»
  • для самых любопытных — Анализ «Чистый понедельник» Бунин
  • для самых крутых — Читать «Чистый понедельник» полностью

Характеристика персонажей

Основными героями рассказа являются двое влюблённых. Если провести между ними сравнительную характеристику, то становится понятно, что и девушка, и юноша из богатых семей. Их объединяет общая страсть к развлечениям и роскоши. Оба отдают предпочтение светскому образу жизни. Однако есть между ними и большие различия — это внутренний мир.

Молодой человек

Главный герой — страстно влюблённый юноша. Кроме своего чувства, его больше ничто не интересует. Единственное его желание — обладать предметом своего вожделения. Он богат и умён, хорошо воспитан. Именно воспитание не даёт ему перейти тонкую черту между ухаживаниями и животной страстью. Цитатный монолог героя о себе выглядит следующим образом:

«Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой… И характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке.»

Его образ довольно понятен. Он любит и хочет ответного чувства. Однако именно эта страсть застилает глаза, так как он не способен понять тонкий внутренний мир избранницы. В его понимании поведение женщины выглядит странным.

Юноша смотрит только на внешнюю оболочку и видит:

  • гладкую кожу;
  • густые чёрные волосы;
  • соблазнительные движения.

Классический портрет мужчины, который не может справиться с вожделением. Для него непонятна задумчивость избранницы и её тяга к чтению умных книг. Молодой человек не старается заглянуть в душу девушки, он полностью поглощён своими переживаниями. В его понимании замужество должно интересовать возлюбленную. Возможно, поэтому решение уйти в монастырь ставит героя в тупик.

На первый взгляд, мужчина вызывает жалость. Его бросила девушка, и он тяжело переживает разлуку. Но если взглянуть глубже, то такое поведение больше напоминает эгоизм.

Задумчивая красавица

Молодая женщина, главная героиня «Чистого понедельника» — дочь обеспеченных родителей, привыкшая к роскоши с самого детства. Девушка:

  • умна;
  • начитана;
  • музыкальна.

Обладает отменным аппетитом, который никоим образом не отражается на её фигуре. Героиня красива и знает об этом. Умело пользуется своей внешностью, чувствует и понимает мужчин. Женщина религиозна, но не афиширует это, чтобы не испортить свой образ светской красавицы.

В глубине души девушка понимает, что материальные блага никогда не принесут внутреннего удовлетворения, а светская жизнь только развращает мысли. Она по-своему любит избранника, но видит, что ему нужно только её тело.

Приглашая мужчину на прогулку по святым местам, героиня как бы даёт ему второй шанс понять её настоящую. Но этого не происходит. Тогда, поддавшись страсти, она проводит ночь с возлюбленным. Но поняв, что это ничего не меняет, принимает окончательное решение о монастыре.

Для неё решение о постриге в монахини было продуманным. Она к этому долго шла и размышляла. Её желание посетить «капустник» — не что иное, как анализ ценностей.

Тема

В рассказе «Чистый понедельник» анализ произведения выявляет большую проблематику любовной темы и идеи новеллы. Произведение посвящено теме подлинной любви, настоящей и всепоглощающей, но в которой присутствует проблема непонимания героями друг друга.

Двое молодых людей полюбили друг друга: это прекрасно, так как любовь толкает человека на благородные поступки, благодаря этому чувству, человек находит смысл жизни. В новелле Бунина любовь трагична, главные герои не понимают друг друга, и в этом их драма. Героиня нашла для себя божественное откровение, она очистилась духовно, найдя свое призвание в служении Богу, и ушла в монастырь. В ее понимании любовь к божественному оказалась сильнее физиологической любви к своему избраннику. Она вовремя поняла, что, соединив свою жизнь брачными узами с героем, она не получит полного счастья. Ее духовное развитие стоит гораздо выше, чем физиологические потребности, у героини более высокие нравственные цели. Сделав свой выбор, она ушла от мирской суеты, отдавшись служению Богу.

Герой любит свою избранницу, любит искренне, но он не в силах понять метаний ее души. Он не может найти объяснения ее безрассудным и взбалмошным поступкам. В рассказе Бунина, героиня выглядит более живым человеком, она хоть как – то, методом проб и ошибок, ищет свой смысл жизни. Она мечется, кидается из крайности в крайность, но, в конце концов, находит свой путь.

Образ Медного Всадника – сочинение на тему по литературе

Главный герой же, на протяжении всех этих отношений, просто остается сторонним наблюдателем. У него, фактически, нет никаких стремлений, ему удобно и комфортно все, когда героиня рядом. Он не может понять ее мыслей, скорее всего, он и не делает попыток, чтобы понять. Он просто принимает все то, что делает его избранница, и ему этого достаточно. Отсюда следует вывод, что каждый человек имеет право выбора, какой бы он ни был. Главное для человека – определиться, что ты, кто, и к чему идешь, и не стоит оглядываться по сторонам, боясь, что кто – то осудит твое решение. Уверенность в себе, и в своих собственных силах, помогут найти верное решение, и сделать правильный выбор.

Что означает Чистый понедельник?

Чистый понедельник — название нецерковное. Закрепилось оно потому, что на Руси после Масленичной, Сырной недели был обычай чистить дом от «духа Масленицы», завершившейся накануне: по дому носили раскалённый кирпич или уголь, на него брызгали мятной и уксусной водой. В этот день ходили в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными не только душевно — через прощение в Прощёное воскресенье — но и телесно.

В древнерусских источниках встречается выражение «Понедельник чистой недели», где определение «чистый» распространяется на всю первую седмицу Великого поста.

О необходимости очистить помыслы говорит и Ветхий Завет. С этого дня во всех храмах читают из Книги пророка Исаии:

«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,— как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю». (I:1-20)

В конце XIX века в этот день, несмотря на строгий пост, был обычай «полоскать рот», то есть опохмеляться. Говорили: «У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть». Затем ходили в баню и покрикивали: «Поддай пару маслянице». После бани опять «полоскали рот». А некоторые «полоскали свой рот очищенной» (т.е. водкой) почти всю первую неделю поста. Кое-где устраивались кулачные бои, которые должны были способствовать «очищению от скоромного», это называлось «выколачивать лепёшки» или «блины вытрясать».

Почему первый день Великого поста называют Чистым понедельником

Отметим, такое название у торжества не единственное, оно в православии не считается каноническим, но прижилось, поскольку в этот день каждый верующий должен стремиться очиститься, духовно и физически. В Богословии Чистый понедельник и связанный с ним Великий пост отсылают в период, когда Иисус Христос на протяжении 40 дней постился в пустыне. Тем, кто желает повторить такой подвиг, следует хорошо подготовиться, и Чистый понедельник – начало процесса очищения.

Главные герои и их характеристика

Важной деталью новеллы можно отметить, что повествование ведется от первого лица, но у главных героев отсутствуют имена. Почему нет имен у героев «Чистого понедельника»? Это следствие типизации образов

Автор изобразил типичных представителей своей среды, но лишь женщины вышла из рамок, навязанных ей происхождением. Однако автор захотел выдержать тон таинственности до конца, поэтому не назвал ее.

Главная героиня противоречивая натура: ее характеризуют таинственность, стремление к уединению, вопросительный взгляд. Девушка ходит на курсы, но не понимает, зачем ей учеба. Героиня образованная, утонченная и умная, но отстранённая от всего, что окружает ее. При этом, стоить отметить, что она умеет получать удовольствие от жизни: читает книги, любит красивые вещи, вкусную еду. Её влечет роскошная и веселая жизнь, но она чувствует свое призвание в чем-то другом и не может найти себя. В первый день Великого поста, герою открывается другая жизнь девушки. Оказывается, она посещает церкви, соборы, разбирается в религиозных обрядах, может процитировать житийную литературу. Только в единении с Богом она почувствовала себя цельной натурой, только в монастыре она смогла найти ответы на серьезные нравственные вопросы.
Главный герой Говоря о главное герое, стоит отметить, что он красивый, молодой и богатый дворянин, который искренне влюблен в девушку, всячески пытается ей угодить: выполняет просьбы, капризы, дарит цветы, конфеты, книги. С одной стороны, она отвечает ему взаимностью, но с другой, не соглашается вступить в брак и не заводит разговоров о дальнейшей жизни и совместном будущем. Герой страдает от такой неопределенности, пытается понять ее, отношения становятся смыслом его жизни. После расставания с любимой он мучается и страдает, не может найти покоя, много пьет, посещает кабаки. Однажды он встречает её среди монахинь и уходит, так и не заговорив.

Образы героев в рассказе «Чистый понедельник» противопоставлены друг другу, несмотря на внешнее сходство. Этот контраст говорит о непостижимости природы любви, которая соединяет двух совершенно разным существ. Им не суждено понять друг друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector