Разрешительная молитва по усопшим мирянам: как проводится отпевание

Содержание:

Как отпевают христиан

Перед процедурой следует обратиться в храм и договориться со священником. При оформлении заказа родственники умершего должны предоставить в церковь справку о смерти и свидетельство о бальзамации из морга. В лавке при церкви можно заранее узнать, сколько длится отпевание православных умерших, чтобы договориться об организации похорон на кладбище.

Отпевание умершего (покойника) в церкви проходит на третьи сутки. Во время процедуры тело усопшего должно находиться в гробу. Перед заносом в храм покойный должен быть полностью подготовлен: на его лбу должен лежать венец, на груди должен находиться нательный крестик, а тело умершего должно быть накрыто погребальным покрывалом.

После внесения гроба с телом покойного в храм его устанавливают таким образом, чтобы лицо усопшего было направлено к алтарю. По периметру гроба ставят 4 восковых свечи. Схематично они напоминают крест. Во время процедуры родственники и близкие покойного должны стоять рядом. Лучше купить в церковной лавке свечи и держать их зажженными. Когда будет читаться специальный чин, стоит также молиться вместе с батюшкой.

Что нужно для отпевания

Перед проведением процедуры родственникам или друзьям покойного надо приобрести:

  • нательный крестик, если умерший его не носил;
  • икону Спасителя;
  • листок с разрешительной молитвой (продается в церковной лавке любого храма);
  • погребальное покрывало;
  • венчик для погребения;
  • свечи.

Все эти предметы (кроме свечей) кладутся в гроб вместе с покойником.

Как и когда проходит церковное отпевание православного умершего

Усопшего отпевают на третий день после смерти, если для этого нет каких-либо препятствий. Именно на третий день после смерти на кресте произошло Воскресение Христа. Также некоторые святые, к примеру Симеон Солунский, писали о том, что третий день символизирует веру православных в Святую Троицу, их стремление к трем христианским добродетелям (вере, надежде и любви), а также из-за того, что человек проявляет себя в делах, словах и мыслях. Т.е. три – это сакральное число в православии, означающее благую весть.

Как совершается чин отпевания покойника

Во время процедуры священнослужителем совершается специальный чин над гробом с телом. Этот чин упрощенно включает в себя пение стихир и канона и чтение Апостола и Евангелия.

Сначала читаются начальные молитвы, которыми начинаются любые богослужения. Затем читаются или поются:

  • 90-й псалом из Псалтири «Живый в помощи»;
  • 118 псалом из Псалтири (17 кафизма);
  • тропари 5 и 4 гласа;
  • заупокойная ектенья;
  • седален за упокой;
  • 50-й псалом;
  • заупокойный канон 6 гласа;
  • богородичен седальна (песнопение в честь Богородицы);
  • заупокойный кондак;
  • 8 заупокойных стихир Иоанна Дамаскина;
  • Блаженны – заповеди блаженства;
  • прокимен «Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь, душе́, яко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния»;
  • Апостол, 270 зачало;
  • Евангелие от Иоанна, зачало 16;
  • стихиры второго класса;
  • Трисвятое;
  • Отче наш;
  • Вечная память.

Все молитвенные песнопения произносятся священником и церковным хором. Родственники и друзья усопшего могут молчать во время церемонии, но лучше будет, если они станут молиться за покойного. Если неизвестна ни одна из вышеуказанных молитв, можно молиться своими словами за душу покойного, но лучше взять тексты чинопоследования заранее.

Если близкие покойного будут понимать, о чем поет хор, и для чего отпевают умершего, это усилит молитву и поможет душе усопшего. Плачи крики во время прощания не приветствуются, т.к. душа усопшего попадает к Господу, Его святым и к своим ушедшим родным и близким, окончив свой земной путь, и нужно радоваться этой благой вести, а не печалиться.

После завершения процедуры отпевания с усопшим в последний раз подходят проститься. Если у родственников нет сил подойти к гробу, это не является нарушением. Если человека хоронят в закрытом гробу, нужно прикладываться к кресту на крышке. Прощание обычно происходит достаточно быстро и длится не более 10 минут.

Панихида – что это такое: определение, что означает и что значит для живых и мертвых. Происхождение слова, когда читается

Многие богослужения имеют сходную структуру, но отличаются некоторыми особенностями. Точно также и панихида напоминает отпевание, литию, утреню. Но все же эти службы проводят в разное время, их объединяет значение – прочтение молитвы об усопшем, облегчение его пути в ином мире.

Сначала нужно понять, что такое панихида. Это церковная служба, связанная с проводами души к Господу. Значит, совершается, когда умирает человек, а также в дни его поминовения. Главное действие происходит в храме.

Слово образовалось от «паннихис» (др.-гр.), что означает «всенощная». Не только умершим необходима поддержка в виде чтения молитв, живые тоже нуждаются в совершении таких действий. Это обусловлено возможностью еще раз оказать помощь покойному, ощутить его присутствие в жизни.

Так поддерживается иллюзия продолжения существования усопшего, хоть и в другой форме. Подобным образом легче принять факт смерти, т. к. не всегда простые слова и объяснения достигают сердца. Богослужение создает условия – почву, куда падает благодатное зерно

Вот почему важно понять, что такое панихида в православии, простым языком – это служба, на которой читаются специальные тексты:

  • начальные молитвы;
  • Псалом 90;
  • Ектенья Великая (заупокойная) – главная часть, входит в состав многих богослужений;
  • Аллилуйя;
  • тропарь 8 гласа, Богородичен;
  • 17 кафизма;
  • тропарь 5 гласа;
  • Ектенья малая;
  • седален 5 гласа;
  • Псалом 50;
  • канон 6 гласа;
  • Трисвятое;
  • тропарь 4 гласа;
  • ектенья об упокоении.

В Требнике (православной богослужебной книге) указано: священные тексты читаются при условии, что на канон поставлена кутья. Однако в жизни эту рекомендацию практически никто не выполняет. Когда священник прерывается при чтении молебна, вступают певчие и чтецы на клиросе.

Начальная молитва о душе усопшего

Панихида и отпевание: в чем различие

Часто один вид богослужения называют, используя оба определения. На самом деле панихида и отпевание существенно отличаются, хоть и предполагают использование части одинаковых молитв. Разница заключается в том, что Чин погребения может длиться около 2 часов. Панихида же не идет так долго, заканчивается быстрее – за 20-30 минут. Кроме того, данный вид богослужения отличается частым проведением.

Чин погребения (отпевание) совершается после подготовки тела перед похоронами (часто утром – до обеда), вскоре заканчивается, после чего более ни разу не совершается над одним и тем же человеком. Это однократное богослужение, при его выполнении учитывают те же ограничения, что и в случае с панихидой: не отвевают самоубийц, иноверцев, некрещеных. Причем отпевание как раз и не относится к предварительно заказанным видам служб (через записки). Можно лишь заранее договориться со священником о том, что в определенный день будет совершаться Чин погребения над усопшим.

Отпевание в церкви

Как правильно заказать панихиду в храме

Поминать усопшего можно через литию, т. к. она проводится чаще всего. Но предпочтительным способом является все же панихида, а также проскомидия (Божественная литургия). Чтобы заказать ее, нужно заранее посетить храм, узнать, когда священник будет проводить службу. Тут же оставляют записку с именем усопшего. Причем рекомендуется самостоятельно присутствовать на богослужении следующего дня, это увеличит помощь душе.

Панихида в храме

Правила подачи записки перед службой

Не всем доводилось заказывать поминальную молитву во храме, чтобы упокоить душу усопшего. Когда кто-то из родных умирает, нужно выполнить несложные действия. Инструкция, как заказать панихиду:

  • днем ранее несут записку в храм – оставляют свечнице или в специальной урне, на листке должен быть изображен крест (берется специальная бумага при храме), перечислены имена тех, кого следует помянуть, точное количество можно уточнить на месте, но обычно – не больше 10 человек, здесь же можно написать записку;
  • приносят и оставляют продукты на специальном столике в храме (канон).

Возможно ли заказать панихиду онлайн по усопшему

С появлением интернета многие задачи упростились. Если ранее можно было заказать панихиду только, придя во храм, то сегодня возможности расширились. Так, существуют сайты, где священники собирают заявки на проведение панихиды. При этом предлагается оставить небольшую сумму пожертвования. Все действия выполняются в электронном формате. Когда богослужение будет проведено, родственников уведомляют об этом. Не зная, как правильно заказать панихиду, люди, которые ранее не сталкивались со смертью близких, смогут теперь безошибочно выполнять подобные действия.

Заочное отпевание — это исключение, но не правило

Осуществляется в храме и является более исключением, нежели правилом, оно заказывается в храме в том случае, если очное отпевание не представлялось возможным осуществить. Как правило, заочное отпевание осуществляется в тех случаях, если человек погиб трагически и его тело попросту найти невозможно, тогда собираются все родственники в храме и совершается отпевание.

Если можно было отпеть очно, а предпочли заочно, здесь другая сторона. Заочное отпевание лучше, чем ничего, но молитва совсем не та… Заочное отпевание не собирает то количество родственников, которое возможно собрать до погребения. Безусловно, Церковь в лице священника помолится, но, хотя священник, разумеется, постарается помолиться, в силу многих факторов и обстоятельств, молитва священника при заочном отпевании менее сконцентрированна. При заочном отпевании так же должны присутствовать самые близкие родственники, и это правильно, иначе для чего тогда молитва, если она неполная?

Как проводится обряд заочного отпевания?

Между очным и заочным отпеванием есть некоторые различия. Вместо тела используется горсть земли, над которой произносятся молитвы. Черёд их тот же самый, что и при очной службе. После этого отпетую землю приносят на могилу упокоенного или родственное захоронение и сотворяют ею крест. Таким образом прах умерших из одного семейства воссоединяется.

В общем случае отсутствует соответствующая погребальная атрибутика. Если же предполагается проводить перезахоронение, то заочное отпевание проводится до эксгумации и к земле прикладываются венчик и разрешительная молитва. Впоследствии начитанные аксессуары вкладываются вместе с останками усопшего в новый гроб, а на саван насыпают крестом землю, над которой был совершён чин погребения. Если тело было кремировано без отпевания, то начитанная земля пересыпается в урну, а затем проводят захоронение праха.

Родственникам лучше всего присутствовать при совершении чина погребения. Этим выказывается серьёзность их намерений, проявляется уважение церкви и покойному. Во время службы в руках держат зажжённые церковные свечи, оставшиеся огарки оставляют у икон.

Важно! Отпевание не проводится в Великие Христианские праздники – Рождество, Пасху, Троицу

Откуда брать землю для чина погребения?

Если тело уже погребено, будет естественным взять жменю с могилы того человека, которого предполагается отпевать. Допускается взятие земли с родственной могилы. Или землю предоставит сам батюшка. Вам не нужно будет оплачивать грунт, а потребуется только внести пожертвование за проведённую службу.

Лития и панихида: длительность службы

Можно заказывать разные виды богослужений для совершения поминовения усопших. Лития – один из вариантов. Место проведения – притвор храма. Литией может называться всенощное бдение (его часть) или шествие/молебен, когда проводятся богослужения в честь общественных бедствий. Но прихожане знают и часто заказывают поминовение во время одноименной службы. Лития в данном значении – короткое богослужение длительностью до 7 минут.

Панихида по сравнению с поминальной литией – более длительное богослужение. Проводится в течение 20-30 минут. За это время священнослужитель успевает произнести целый ряд молитвенных текстов, тогда как лития – сокращенный вариант панихиды. Оба вида служб могут проводиться во время поминальных дней, установленных церковью, а также любые другие.

Церковные свечи и икона

Какие молитвы используются для отпевания

читать еще:

  • Лития по усопшим для мирян
  • Отпевание покойника после похорон: можно ли
  • Гражданская панихида: особенности процессии

Последование чина бывает 5 видов. Разделение четко прописывается в Богослужебных книгах. Ход процесса и набор текстов молитв определяется принадлежностью человека и его отношением к церкви – монах, мирянин, младенец или священник. Отдельно стоит чин погребения, который совершается в Седмицу Пасхи. Все данные ритуалы имеют свои особенности и состоят из разных частей.

Чин отпевания мирян

Текст можно дома и этот вариант не отвергается церковью, но лучше проводить обряд в ней. Устав или Требник предписывает совершать чин для отпевания мирян на торжественной ноте.

Перед выносом тела совершается краткая лития за упокой. Священник кадит усопшего и всех присутствующих. Первые произносимые слова: Благословен Бог наш. Далее идут молитвы, творится отпуст и перед выносом читается текст отпевания усопшего. Во время пения Трисвятого усопшего перемещают в храм.

Во время шествия и чина священник идет впереди гроба, перед ним певчие и крест. Церковнослужитель удерживает в правой руке большой крест, а слева несет свечу. Плачущие и соболезнующие миряне следуют позади.

Гроб с покойником устанавливают посреди храма или в притворе лицом на восток, чтобы душа усопшего мирянина могла молиться. После свершения литургии начинается отпевание. Певчие стоят на клиросе.

В чине насчитывается три части:

  1. Вначале произносятся тексты Начальных молитв, затем 90 псалма. По окончании полностью пропевается 17 кафизма. Потом читают 118 псалом и заупокойные тропари.
  2. Пение канона, стихиры, евангельские блаженства с топарями. Читаются тексты Апостола и Евангелия, ектении. Если нет запрета, произносится разрешительная молитва над усопшим на старославянском языке. Проводится последнее целование и поется стихир.
  3. В конце наступает очередь чтения текста заупокойной литургии.

Покойника несут к могиле для свершения ритуала захоронения. На кладбище звучит Святый Боже. В процессе опускания гроба священник зачитывает мирянам проповедь на отпевании.

Чин погребения младенческого

Имеет особый смысл. Читается над детьми от рождения до 7 лет, которые умерли, будучи крещенными. Чин отпевания свершается как над мирянами без грехов и пороков. В состав текста не входят молитвы, в которых просится об отпущении грехов. В тексте чина содержится просьба о принятии души младенца в Царствие Божье.

За время земного существования младенец не совершил подвигов перед Богом и во благо Церкви, но в процессе Крещения он был очищен от грехов прародителей и стал непорочным. Если ребенок не крещен, чин отпевания запрещен к проведению.

Чин погребения младенческого короткий, в отличие от текста отпевания мирян. В него не входят следующие части: кафизм, тропарь по Непорочным. Во время чтения канона произносится: Господи, упокой младенца.

Проводы детей тяжелы для близких, в чине для отпевания наблюдается изобилие утешений.

Разрешительную молитву, произносимую для взрослых мирян, заменяют текстом на церковнославянском языке «Храня’й младенцы, Господи…», где слышится просьба о принятии младенца Господом.

Во время последнего целования особое место отводится словам и стихирам, выражающим боль от потери родителей и несущим уверение о причислении младенца к Ангелам.

Отличительная черта текста чина отпевания младенца – упоминание вместе с именем ребенка всех усопших. Живые и мертвые души молят о принятии малыша в Божье Царство.

Разрешительная молитва над усопшими

читать еще:

  • Отпевание усопшего в церкви
  • Панахида по усопшему: что это

Это особая форма отпущения мирянам грехов. Она является частью множества песнопений, в том числе и чина для отпевания. В текстах ярко описывается судьба и жизнь человека. Рассказ начинается с истории о первородном грехе, допущенном Адамом и Евой. В конце читаются заповеди о превращении человеческого тела в прах.

Текст заочного очищения произносится после окончания торжественной, но скорбной процессии. В освободительных словах священник прощает все прегрешения, если усопший регулярно при жизни раскаивался перед Богом в своих неблагочестивых делах. По окончании чина для отпевания в руку покойного вкладывается записка с разрешительной молитвой. Она нужна отошедшей душе мирянина при вступлении в загробную жизнь.

Нельзя читать текст молитвы:

  • человек перед смертью отказался от обряда;
  • в Дни Рождества и Пасхальное празднование;
  • над мирянами, ушедшими из жизни при помощи суицида или над психически больными.

Земельный обряд

Священник Алексий Плужников обращает внимание верующих на заблуждение относительно первостепенной ценности погребальной земли, которой после совершения чина отпевания батюшка крестообразно посыпает тело умершего перед накрытием крышки гроба.
В случае заочного отпевания родственникам усопшего даётся благословлённая трижды земля, которую они должны посыпать на могилу близкого человека.
По его словам в церковном Уставе нет никакого указания, на то, что эта земля обладает каким – либо сакральным свойством. До 1917 года практически на каждом кладбище России был храм, в котором и проводилось отпевание, после чего священнослужитель шёл вместе с похоронной процессией к могилке и в момент опускания в неё гроба, трижды брал лопатой землю и бросал её в яму

Этим действом священник демонстрировал собравшимся истину, что из земли мы сотворены и в землю же возвратимся.
Таким образом, в земельном обряде нет никакой святости, а его роль несколько возросла в советское время, когда верующие не имея возможности открыто отпевать усопших, обращались в немногочисленные действующие храмы за их заочным отпеванием, после которого священники давали им горсть земли, чтобы они сами завершили обряд.
В наши дни земля превратилась в едва ли не центральный объект отпевания, для получения которой находят время даже не сознательные родственники, заказывающие заочное отпевание.

История чинов погребения

Любопытно, что известное нам сегодня чинопоследование появилось относительно недавно. Идея особого порядка похорон священнослужителей возникла в Византии в XIV веке. До того византийская церковь имела общий для всех обряд погребения, который больше всего напоминал то, как сегодня хоронят православных монахов. Итак, особое чинопоследование было изобретено в Византии и распространилось к концу XIV века. В XV веке то же чинопоследование было перенято Русским царством. Примечательно в этой истории то, что исторически не священнический чин погребения возник из усложнения «обычного», мирского обряда, но наоборот: обряд похорон мирян возник в результате упрощения изначального обряда, который поныне применяется только к священнослужителям. На Руси новую систему чинопоследования распространил митрополит Киприан: конкретно это выразилось в тех исправлениях, которые он внес в «Служебник» и «Требник».

В итоге, чинопоследование, каким Русская Православная Церковь знает его ныне, впервые было полностью сформулировано в Требнике Киевского митрополита Петра Могилы в XVII веке – и с тех пор оно не менялось. В требниках современного образца чин погребения над членом белого духовенства значится как «Последование мертвенное над скончавшимся священником». Примечательно, что тот же чин погребения полагается также и епископам – они формально принадлежат к черному духовенству, однако для них делается исключение ввиду исторических причин. 

Любопытно также и то, как на протяжение веков русская православная церковь пыталась урегулировать вопрос погребения священников, подвергнутых дисциплинарным взысканиям. Например, как следует хоронить священника, который был отстранен от служения – а вскоре умер, так и не получив восстановления в полномочиях? В конечном итоге было решено, что если священнику грозило временное отстранение и перед смертью он покаялся, то хоронят его как священника. Если же он был низведен до мирянина и лишен сана насовсем, то тогда его хоронили как мирянина. 


Храмы на кладбищах Москвы

Кого нельзя отпе­вать?

Свя­щен­ник может отка­зать в отпе­ва­нии нецер­ков­ного чело­века или ате­и­ста. Неве­ру­ю­щие, ате­и­сты, агно­стики, оккуль­ти­сты сде­лали свой выбор еще при жизни. И мы должны ува­жать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужас­ным. Встреча со Святым Богом при­не­сёт им только муче­ние.

Не отпе­ва­ются некре­ще­ные (в том числе и мла­денцы), ино­слав­ные и ино­вер­ные, также убитые при совер­ше­нии пре­ступ­ле­ния и само­убийцы.

В послед­нем случае усоп­ший может быть отпет, если покон­чил с собой в состо­я­нии невме­ня­е­мо­сти или сума­сше­ствия. Для этого род­ствен­ники могут испро­сить пись­мен­ное раз­ре­ше­ние у пра­вя­щего архи­ерея, подав ему про­ше­ние с при­ло­жен­ным меди­цин­ским заклю­че­нием о при­чине смерти их близ­кого.

Кого можно, а кого нельзя отпевать в церкви

Со смертью связано много суеверий и легенд, но не всем им следует верить. Вопросы о том, можно ли отпеть конкретного человека, лучше задать духовнику или любому другому священнику. РПЦ лишь иногда отказывается отпеть человека. К примеру, если умирающий крещенный человек не успел исповедоваться и собороваться перед смертью, это не является основанием для отказа.

Кого не отпевают в православии

В храме нельзя отпевать иноверцев или атеистов, которые не были крещены, т.к. при жизни эти люди не являлись частью Церкви. Также в раме не отпевают тех, кто:

  • совершил самоубийство;
  • жил как явный безбожник;
  • отрекся от Церкви, хотя и был крещен.

Но из этих правил существуют исключения. Если самоубийца при жизни страдал психическими заболеваниями (и этому есть подтверждение), его можно заочно отпеть. Чтобы получить разрешение на совершение специального чина, необходимо взять справку о наличии психопатологии у лечащего врача или в психоневрологическом диспансере, в котором лечился умерший.

Разрешение берется в епархиальном управлении. Благословение на отпевание такого человека может дать только архиерей, приходской священник не имеет права решать подобные вопросы.

Самоубийцами не признаются люди, лишившие себя жизни по неосмотрительности (непреднамеренное падение, утопление или отравление). Их отпевают на общих основаниях, если будет доказано отсутствие злого умысла в их действиях. Однако не стоит хитрить и подделывать документы. Если добиться хитростью отпевания самоубийцы, душе умершего это не принесет никакого облегчения. Любая хитрость идет против Бога.

Если человек жил как безбожник, но перед смертью исповедовался, покаялся и соборовался, он может быть отпет. Это касается даже серийных убийц. Но люди, которые умерли от ран, полученных при совершении разбойного нападения (т.е. сами были преступниками), могут быть приравнены к самоубийцам, и их откажутся отпевать. Однако жертв разбоя отпевают всегда даже в том случае, если в результате их действий (самооборона) были убиты или покалечены нападавшие.

В соответствие с каноническим правилом священник может отказать отпеть, если умерший за свою жизнь ни разу не посетил храм, и был крещен чисто формально в детстве. Но обычно этот вопрос удается решить.

Также не отпевают детей, убитых во чреве в результате аборта, и тех, кто родился мертвыми. Если ребенка успели окрестить сразу после рождения, но он прожил несколько часов или дней, его можно отпеть.

Но нужно понимать, что за любого умершего можно и нужно молиться дома. В домашней молитве можно поминать и иноверцев, и самоубийц, и атеистов. Отсутствие отпевание не должно накладывать запрет на заупокойные молитвы близких. Более того, души, которые не были отпеты, нуждаются в еще больше молитвенной поддержке со стороны своих родных. Т.е. фактически за них просят только их близкие. Нужно не забывать поминать усопших и желать им Царствия небесного.

Можно ли отпевать наркоманов и алкоголиков

Наркомания и алкоголизм являются тяжелыми заболеваниями, в результате которых человек причиняет себе и окружающим огромный вред. Эти патологии – зависимость, но она не отрицает возможности покаяния, соборования и отпевания.

Православные христиане, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью, могут быть отпеты, если они умерли своей смертью или были убиты, а не покончили жизнь самоубийством. Но в РПЦ не считают самоубийство, совершенное в состоянии патологического опьянения (воздействия больших доз алкоголя), основанием для отказа в отпевании.

Можно ли отпевать женщин, которые погибли в родах

Если женщина была православной христианкой и умерла во время родов или в течение 40 дней после них, ее можно отпевать по тем же самым правилам, что и остальных усопших. Любые сведения о том, что женщин, умерших при родах или на сороковой день, нельзя отпевать, являются суевериями и не имеют ничего общего с православным учением. Это же самое касается женщин, которые умерли из-за осложнений в результате аборта.

Что такое отпевание и каков его смысл?

Отпевание — заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает усопшего в жизнь вечную от временного земного пребывания, молитвенно ходатайствуя  прощение согрешений и упокоение в Небесном Царствии, чин отпевания также может называется погребением или последованием мертвенным.

Совершается таковой чин над усопшим единожды

Разновидности чинопоследования отпевания:

  1. Когда умирает крещеный младенец.
  2. Обычный чин отпевания для крещеного человека.
  3. Чин отпевания на Пасху и в Пасхальную Седмицу отличается от обычного чинопоследование, оно приобретает торжественный настрой, т. к. Пасхальная Седмица особая и счастлив тот, кто умирает в эти светлые дни, потому как врата рая открыты в эти светлые дни.
  4. Особый чин отпевания Священнослужителей

О прощальной грамоте

После окончания целования священник, прочитав над гробом написанную на листе разрешительную молитву, вписывает в него имя усопшего и свое, затем влагает сложенный лист в правую руку умершего. Этот обычай очень древний, он распространен только на русской земле. Во времена глубокой древности некий воин Симон первым попросил у преподобного Феодосия Печерского (ок. 1008 — 3 мая 1074 гг.) после смерти вложить ему в руку такую подорожную грамоту, что преподобный и исполнил.

Преп. Феодосий Печерский с житием (икона XVII век)

Преподобный Нестор Летописец (ок.1056 — 1114 гг.) замечает по этому поводу: «прежде бо сего ин не сотвори сицевыя вещи в Руси». Умерший впоследствии предстал в видении одному из иноков Печерского монастыря и промолвил: «Передай сыну моему, что я получил все благое по молитве святого». Широко известен также случай с благоверным князем Александром Невским (13 мая 1221 — 14 ноября 1263 гг.), который в гробу, как живой, разогнул руку и сам принял прощальную грамоту у митрополита Кирилла.

Св. Александр Невский. Фреска, 1666 г., Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-восточного столпа

К сожалению, наряду с этим благочестивым обычаем у нас нередко встречается и суеверное отношение к прощальным грамотам. Некоторые христиане разными средствами стремятся еще при жизни получить у своего духовника рукописание — как бы «на всякий случай». Это совершенно неверно, так как в разрешительной молитве, написанной в грамоте, священник именем Божиим прощает своего умершего духовного сына (дочь) во всех грехах, за которые усопший при жизни был связан епитимиею или которые не успел исповедать по забвению или другим простительным причинам. А разрешать в тех грехах, которые человек еще не совершил, «разрешать» на будущее — бессмысленно и незаконно.

Прощальная грамота сама по себе не может спасти душу человека. Спасают человека правая вера, добрые дела и чистое покаяние во грехах. Спасают молитвы святых угодников Божиих, тех, кто сподобился возносить Богу молитвы за ныне живущих на земле, молитвы священников и иноков, а также братий по вере. Большую силу перед престолом Божиим имеют молитвы духовного отца.

Прощальная грамота называется также рукописанием

Из Жития преподобного Василия Нового (ум. ок. 944) мы узнаем о том, как душа умершей Феодоры, которую Ангелы несут к престолу Бога, с великим страхом встречает на своем пути «воздушных мытарей» — бесов, обличающих душу во многих тяжких грехах и стремящихся вырвать ее из рук Ангелов. Ангелы защищают душу Феодоры от демонских клевет, говоря о добрых делах умершей, ее покаянии и молитвах. А когда недостаточно бывает ее добрых дел для оправдания, они будто из некоего ларца дают бесам выкуп, получив который мытари сразу же отступают. Этот выкуп — молитвы преподобного Василия, духовного отца Феодоры. Конечно, молитва есть дело духовное, и о ларце в Житии говорится образно, чтобы мы могли представить вещи, недоступные чувственному восприятию.

Подобно этому и рукописание есть видимый образ молитв и прощения от духовного отца. Он служит для того, чтобы мы, живые, стремились к покаянию. Если же совесть умершего отягощена великими нераскаянными прегрешениями и он никогда не молил Бога: «Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти» (Пс. 50, 10), то принесет ли ему пользу эта грамота?

Как сходить в церковь первый раз, как вести себя при входе?

Церковь – мир особый, где существуют свои правила и порядки. Именно поэтому, люди посещающие церковь и храм, должны придерживаться строгих норм поведения. Это пугает тех, кто ранее не посещал церковь или посещал редко. Тем не менее, ходить в нее нужно и потому следует ознакомиться с основными нюансами православного храма, будь то предпраздничные или обычные дни.

Мужчина и женщина должны посещать в чистой и опрятной одежде. Она не должна быть дорогой и изысканной, но ее аккуратность – это знак уважения Господу и Его дому (церковь, храм). Мужчине следует одеть рубаху и брюки, что могли бы закрывать его руки и ноги (желательно). Поэтому откажитесь от футболок с коротким рукавом, маек и шорт. Так же в церковь не следует надевать одежду слишком яркую или с вызывающими яркими рисунками, надписями, дырами, разрезами.

Покрывать голову мужчине не стоит, наоборот, нужно снять любую панаму, кепку, шапку или шляпу.

Женщинам в церковь следует надевать скромную одежду, которая закрыла бы фигуру и не обтягивала ее. Обязательно следует скрыть грудь и плечи, закрыть длинной юбкой ноги (самая короткая юбка должна быть не выше колен).

Самое главное, что нужно надеть женщинам – платок на голову.

Дело в том, что покрытая женская голова в храме – знак уважения Господу, ведь он хозяин своего дома и потому, входя в церковь, нужно повиноваться его правилам.

Перед тем как вы подойдете к храму, вам следует:

Стать перед его главным входом, посмотреть на крест (он должен располагаться на дверях или вратах) и перекреститься три раза, каждый раз кланяясь.

Это своеобразное приветствие с Господом и знак того, что вы православный человек.

После того, как вы одолеете входные двери, вы не сразу попадаете в церковь, а в притвор – особое место в виде небольшого коридора. Тут следует еще раз перекреститься трижды и только потом зайти в сам церковный зал.


О правилах поведения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector