Чин исповеди

Сколько времени должна занимать исповедь?

Итак, ты решился исповедовать с раскаянием свои собственные грехи. Сколько времени тебе может потребоваться на такую настоящую исповедь? Смотри – за одну минуту ты можешь произнести до 150 слов. А тебе надо сказать о двух-трёх грехах. Сколько слов тебе нужно, чтобы их исповедать? Не хватит ли тебе десяти-двадцати слов? Хорошо, пусть будет тридцать, сорок, можешь добавить немного «соуса», будет пятьдесят. Пусть их будет, наконец, сто или сто пятьдесят, неужели для двух-трёх грехов тебе этого не хватит?

Да, настоящая исповедь, сопровождающаяся покаянием, длится одну минуту! «Многословие говорит о нищете», – гласит народная пословица. Оно свидетельствует о том, что в тебе нет покаяния, и, следовательно, ты не исповедуешься с должной искренностью.

Это, конечно, не означает, что, придя на исповедь, ты должен говорить одну минуту, выслушивать разрешительную молитву и сразу уходить. Одно – исповедание грехов и другое – духовная беседа и духовное руководство со стороны священника. Хорошо, если священник имеет возможность с тобой побеседовать и дать совет, если ты, конечно, расположен к нему прислушаться…

Как подходить к батюшке для исповеди

Приняв решение исповедаться, отнеситесь к нему со всей ответственностью:

  • Подумайте о прегрешениях.
  • Примиритесь с близкими.
  • Простите обиды.
  • Попросите прощения.

Люди, впервые пришедшие на исповедь, затрудняются обратиться к священнику, не зная:

  • С какими словами правильно подойти к архиерею.
  • Что говорить на исповеди.
  • Какие вопросы задает священник и др.

Многие теряются и боятся выглядеть нелепо.

На сайте «Азбука веры» подробно объясняется данный вопрос, где онлайн любой желающий узнает основные правила:

  1. Готовясь дома к исповеди, обратитесь с молитвой к Богу с просьбой открыть содеянные грехи.
  2. Идя в церковь, не надейтесь на память, а запишите свои грехи на бумажке. Многие, подходя к аналою, где происходит исповедь, от переживания забывают о чем сказать.
  3. Подойдя к батюшке, выполняется поклон головой и, сложив руки крестообразно перед собой, просится о благословении.
  4. Затем положить два пальца правой руки на Святое Распятие, голову – на Библию.
  5. Священник покрывает кающегося частью одеяния (епитрахилью), спрашивает имя и просит назвать грехи, совершенные человеком.
  6. Если обратившийся затрудняется сказать необходимые слова, духовник задает некоторые наводящие вопросы.
  7. После окончания таинства, над кающимся произносится разрешительная молитва и снимается с головы покрывало.
  8. Кающийся крестится, целует Распятие и Библию.
  9. Священник дает поцеловать руку и благословляет совершившего покаяние.

Обратите внимание! В таинстве исповеди человек остается один на один с Богом, а священник – лишь свидетель примирения.

Грехи

Грех — это нарушение христианского нравственного закона — такое его содержание отражено в Послании апостола Иоанна: Всякий, делающий грех, делает и беззаконие (1 Ин. 3; 4).

Самые серьезные грехи, приводящие при их нераскаянности к гибели человека, называются смертными. Их семь.

1. Гордость.

2. Чревоугодие.

3. Блуд.

4. Гнев.

5. Сребролюбие.

6. Печаль.

7. Уныние.

Грех — это реализация страсти в помыслах, словах и делах. Поэтому рассматривать его надо в диалектической связи со сформировавшейся или формирующейся в душе человека страстью. Все сказанное в главе, посвященной страстям, имеет прямое отношение к человеческим грехам, как бы обнажающим факт наличия страсти в душе согрешающего человека.

Грехи подразделяются на три категории, смотря по тому, против кого они совершаются.

1. Грехи против Бога.

2. Грехи против ближнего.

3. Грехи против самого себя.

Ниже приводится приблизительный, далеко не полный перечень этих грехов. Следует отметить, что весьма распространившаяся в последнее время тенденция видеть цель Покаяния в наиболее подробном словесном перечислении грехов противоречит духу Таинства и профанирует его. Поэтому заниматься начетничеством, выражающимся в еженедельном «исповедовании» бесчисленных грехов и прегрешений, не стоит. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50; 19), — говорит о смысле Покаяния богодухновенный пророк Давид. Относясь внимательно к движениям своей души и отмечая свою неправоту перед Господом в конкретных обстоятельствах жизни, нужно всегда помнить то, что стяжать в Таинстве Покаяния нужно «сокрушенное сердце», а не «многоглаголивый» язык.

Перед исповедью священник вслух читает молитвы. Какие?

  • После благословения идут обычные предначинательные тексты.
  • Псалом 50 — считается покаянным, входит в ежедневное правило. Желательно знать его наизусть.
  • Тропари, это короткие стихи.
  • Три молитвы Господу, текст можно изучить в конце статьи.

Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

На русский язык данные молитвы перед исповедью не переводятся, они есть лишь в требнике и читаются церковнослужителями. А богослужебный язык в РПЦ — церковнославянский. Смысл молитв — просьба к Богу о снисхождении к грешникам, дарования прощения, в чем и заключается суть покаяния. Мир вам!

  • Православные молитвы читаемые перед Причастием
  • Молитвы перед чтением Псалтири — найдете здесь
  • Молитвы Афонских старцев —

Как правильно называть свои грехи на исповеди

Нет определенного канона, как нужно называть свои согрешения. Ведь как можно этот порыв души к Богу загнать в какие-то рамки. Обычно начинается исповедь со слов «Я согрешил…» и перечисление грехов или рассказ ситуации, о сотворенном грехе, который тяготит. Невозможно сказать человеку, что именно говорить и как. Как сказано выше, это должен быть шаг души к очищению с желанием приблизиться хоть чуточку к Создателю своему.

В конце Таинства Покаяния принято говорить: «Господи, каюсь во всех своих грехах вольных и невольных, ведомых и неведомых».

Исповедь – это не просто очищение, но также духовное лекарство. Благодаря ей, мы имеем возможность исцелить свои душевные раны и болезни, избавить душу от затаенных пороков страстей, искоренить все зло, которое находится в сердце. Под действием Божественной благодати происходит удивительное: даже те, кто на самом дне бездны, могут получить прощение. Целительной силой Христа, через Его священников, в Таинстве отпущения грехов лечится поврежденная грехом человеческая природа.

Если в этом кающемуся помогает записка, то пусть пишет

Ведь очень важно ничего не забыть и правильно все назвать, не растеряться

Тем более листочки с грехами помогают организовать духовную жизнь христианина, проследить за тем, чему нужно уделить особое внимание, когда и где можно предотвратить новое падение

Заканчивая эту тему, хочется напомнить одну историю из древнего патерика. К старцу пришел ученик и говорит:

– «Авва, я пал».

– «Встань и иди!» – отвечает старец.

После приходит вновь:

– «Авва, я опять пал».

– «Встань и опять иди!».

– «Авва, я пал».

Неизменно отвечает учитель:

– «Встань и снова иди».

– «До каких же пор?» – вопрошает ученик.

– «До самой смерти».

Потому что никогда не падать свойственно только ангелам, падать и вставать – людям. А падши, никогда не вставать – одним бесам. Сам Господь говорит: «Разве упав не встают? И сойдя с дороги, не возвращаются?». И мы будем осуждены не за то, что мы пали, а за то, что, пав, не встали. Будем же с помощью Божьей идти к Нему и, пав, вставать, пока не дойдем!

The following two tabs change content below.

  • Как подготовиться к исповеди, что говорить батюшке — 26.05.2021
  • Как начинать исповедь перед батюшкой? С каких слов? — 10.05.2021
  • Какие повседневные грехи называют на исповеди — 18.04.2021

Откровение помыслов и исповедь мирянина

— Владыка, сегодня можно услышать разные точки зрения относительно исповеди: частой она должна быть или редкой, регулярной или только в случае впадения в тяжкие грехи… Какой подход, на Ваш взгляд, является наиболее верным?

— Я думаю, что сейчас наступил такой период в жизни нашей Церкви, когда эти вопросы проходят испытание жизнью. Практика полувековой давности или Синодальной эпохи уже мало приемлема — сегодня, как правило, люди причащаются чаще. Да и сама жизнь сильно изменилась. Прежние подходы и решения уже не могут устраивать людей, поэтому вырабатываются новые — в том числе и в таких дискуссиях. Очень хорошо, что идут обсуждения, что люди осознают, думают, рассуждают.

Я полагаю, эти вопросы, в конце концов, найдут свое разрешение и надеюсь, что они не будут закреплены в каких-то обязательных правилах. Сейчас не то время, чтобы существовал один шаблон: причащаться или исповедоваться столько-то раз во столько-то дней. Тем более что строгих канонов на этот счет и не существует — есть разные практики, разные обычаи. Должна быть определенная степень свободы в этом важнейшем вопросе. Каждый человек с помощью духовника решает его по-своему. А уж дело прихожанина — находить того духовника, который ему нужен, который сможет ему помочь.

— Должно ли каждое причащение сопровождаться предварительной исповедью? Можно ли причащаться без исповеди или если исповедь была за несколько дней до Причастия?

— На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться

Таинство Покаяния — это ведь важное самостоятельное таинство, «второе крещение» и недопустимо его сводить к некоему обязательному придатку к Евхаристии. Ведь исповедь часто становится формальной из-за того, что человек привыкает к мысли: исповедь — это то, что я назову перед батюшкой, покаяние-то, что я ему расскажу

Но это в лучшем случае можно назвать откровением помыслов. А часто это просто беседа. Горячего же, глубокого покаяния перед Богом нет, и человек, быть может, даже не обращает на него внимания.

Надо понимать, что покаяние происходит не только в момент исповеди. Покаяние — это состояние души, это решимость порвать с грехом и изменить свою жизнь. Оно может произойти в любой момент жизни. Часто спрашивают: что делать, если дома я каялся, плакал, а пришел на исповедь, и у меня в сердце ничего нет — я просто сухо поисповедовался? Ничего страшного. Слава Богу, что ты покаялся дома — Господь и это примет.

Если так понимать покаяние, то становится понятно, что не обязательно перед каждым Причастием идти на исповедь к батюшке. Ничего страшного, если вы, причащаясь три или четыре раза в месяц, исповедуетесь всего два раза.

— Полезна ли наша традиционная практика исповеди как откровение помыслов?

— Я вообще не думаю, что откровение помыслов всегда полезно для мирян. Исповедь мирянина и монашеское откровение помыслов — это совсем разные вещи. Монах в идеале должен своему духовному отцу открывать все движения его души и на все брать благословения. Для мирянина это невозможно и даже вредно. Странно, когда жены спрашивают у священников то, что должны спрашивать у своих мужей: куда ехать в отпуск, покупать ли ту или иную вещь, заводить ли еще детей…

Какие-то важные события можно освящать благословением священника, но оно не должно быть определяющим и решающим. Миряне сами должны решать вопросы, связанные со своей жизнью.

Я против того, чтобы монастырское старчество распространялось на мирян — оно создает почву для такого опасного явления, как младостарчество или, точнее, лжестарчество. Мирянину нужно знать основы веры, читать Евангелие, жить по нему и в своей духовной жизни пользоваться советом духовника.

Даже если тысячу раз…

Господь настолько милостив, что даже если бы каждый день ты согрешал к смерти и каялся, Он прощал бы тебя и принимал в Свои объятия.

Один монах постоянно побеждался блудной страстью и впадал в грех. Однако каждый раз, соделав грех, он шёл в храм, падал в сокрушении перед образом Христа и умолял со слезами и воздыханиями простить его. И Господь прощал! Всё это продолжалось более десяти лет, и вот диавол не выдержал. Когда тот в очередной раз прибежал к иконе Христа с покаянием, диавол обратился к Богу с претензиями: «Ты несправедлив! Меня за малое превозношение сверг с неба, а этого монаха, который каждый день грешит, глумится над Тобой и насмехается, принимаешь каждый раз и прощаешь». И вот из алтаря послышался голос Христа: «Ты, когда этот монах устремляется ко греху, не прогоняешь его, но принимаешь. Неужели не приму его Я, человеколюбец, проливший Свою кровь ради его спасения?! Если и тысячу раз в день он будет согрешать и приходить ко Мне с покаянием, тысячу раз буду его принимать».

«Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе», – говорим мы постоянно в церкви.

Исповедь и частое причастие

Тот, кто уже несколько лет не причащался или, кто причащается только два-три раза в году, должен прежде причастия исповедаться у духовника. Однако должен ли каждый раз непременно исповедоваться перед причастием тот, кто часто причащается, например, каждое воскресенье и не отягощён тяжёлыми грехами?

Вы знаете, что первые христиане каждое воскресенье перед литургией во всеуслышание исповедовали свои повседневные грехи, «дабы чиста была жертва» их. Чтобы чистым было тело Церкви, которая посредством иерея будет приносить жертву, и чтобы самим быть чистыми для приобщения Пречистых Таинств. Но сегодня публичную исповедь, которая не требовала ни времени, ни труда, сменила исповедь индивидуальная. Поэтому в настоящее время как для духовника поисповедать кого-либо, так и для причастника поисповедаться перед Божественной литургией не так-то просто, в результате чего исповедь переносится на вечернее время.

Однако простительные грехи мы совершаем «на всякое время и на всякий час». Исповедуешься, например, вечером, чтобы утром причаститься, но ко времени причастия уже впал в простительный грех, например, раздражение, пререкания с супругой, страстное помышление и т.п. Что же делать, снова бежать на исповедь или оставаться без причастия?

Мы должны знать, что есть тяжёлые грехи, препятствующие причащаться святых Христовых Таин, «разлучающие от Христа и причиняющие смерть», по объяснению св. блаж. Николая Кавасилы (XV в.). Но также есть и лёгкие прегрешения (1Ин.5:17), не возбраняющие причащаться, «ни в чём не препятствующие причащающемуся Святых Таин приобщаться освящению». Если мы совершили простительный грех и имеем возможность ещё раз исповедоваться священнику, хорошо. Преклонение под священническую епитрахиль перед причастием свидетельствует о смирении, это дар и благословение Божие. Но если нет такой возможности, мы можем причаститься и без исповеди, если, конечно, имеем на это благословение своего духовника. Иными словами, не обязательно каждый раз, когда мы причащаемся, во что бы то ни стало исповедоваться, если только мы не совершаем больших, смертных грехов. В таком случае исповедь не является непременно обязательной, потому что лёгкие грехи изглаживаются также молитвой и постом. Именно поэтому перед принятием святых Христовых Таин установлены особые молитвы и особый пост. «И к чему я прежде призывал вас, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – к тому же и теперь, и всегда не перестану призывать. К чему же именно? Намереваясь приступить к страшной и божественной этой трапезе, и священному тайнодействию, делайте это со страхом и трепетом, с чистою совестью, с постом и молитвою».

Памятка для готовящегося к исповеди

Подчеркнем, что превращаться в следопытов, выискивать грех не стоит. Есть рекомендации, методические пособия с точным перечнем, описанием и разъяснением всех грехов, читая которые сложно сразу все понять. Проведем параллель: есть также справочники по болезням, в которых описаны разнообразные заболевания. Они очень объемные, только их вид, огромное количество информации и сложные  непонятные термины могут испугать человека, если не попытаться разобраться в них.

Примерно такие же списки “болезней”, наших грехов, можно найти в человеческой душе. И, чем больше усложняется жизнь, чем больше развивается общество и информационные технологии, тем больше появляется модификаций и специфических ответвлений греха. Получается своеобразная «дурная бесконечность» — движение по кругу, не имеющее своего разрешения. Тогда возникает вопрос, в чем же каяться? Либо человек ни в чем не виноват, либо уже настолько виноват, что можно не записку, а книжку сразу писать.

Это настолько важное звено на пути жизни христианина, что, если неправильно подойти, дальше никуда не продвинешься. Лучше меньше читать расширенные списки грехов, с их разными ответвлениями и преобразованиями

Чтобы не заболеть и не прийти к такому желанию чистоты, что хочется закрыться в барокамере. Можно и нужно любить чистоту, но нужно понимать ее относительность, ведь всегда найдется уголочек где будет какая-то пылинка, соринка.

Как обнаруживается грех? Только при дневном свете и при ярком солнце видна грязь. Если светит фонарик, свечка или электрическая лампочка, то ни пыль в воздухе, ни грязь на полированных поверхностях, ни что-нибудь ещё, отчетливо себя не обнаружит. То есть, согрешения наши проявляются не когда мы берем книжку и изучаем болезнь души, начинаем искать разные ее проявления в жизни человека. Нет, не так. Вернее, можно так познавать грех, но разве будет он оплакан? Мы не опознаем его как врага. Прегрешения познаются под действием милости Божьей. Когда Господь подействует на Свое создание, когда реальным образом коснется благодать Христа души человеческой, тогда человек будет свою жизнь читать как книгу и исполнятся слова Пушкина:

Под воздействием Божьего милосердия, человек переоценивает свою жизнь. Он может прочитать ее, словно книгу, как список грехов и, в тоже время, найти перечень хороших поступков, ведь он — Господне творение и имеет в себе Образ Творца, доброе начало.

Это не значит, что нужно категорично отвергать все списки прегрешений, все же они составлены в помощь кающемуся. Нужно понимать и знать какие грехи отягощают нашу душу. Просто будем помнить об адекватности и анализе. Нужно искать Истину, быть объектом благодати Христа. Не разыскивать энциклопедических знаний о грехе, а, чтобы человек искал Бога и Его Правду. Дабы открылась для христианина собственная книга жизни, не чужая, составленная кем-то, а личная. Тогда станет возможным чтение строк, которые не смыты ещё, но могут быть смыты, благодаря Таинству Покаяния.

Приведем образец общего перечня прегрешений для помощи христианину на пути к Покаянию и соединению с Богом.

Исповедь и Причащение тяжкоболящего на дому

В тот момент, когда жизнь православного христианина приближается к закату и он лежит на смертном одре, очень важно, чтобы родственники, несмотря на тяжкие обстоятельства, часто этому сопутствующие, смогли пригласить к нему священника для напутствования его в Жизнь Вечную. Если умирающий сможет принести последнее Покаяние и Господь даст ему возможность причаститься, то эта милость Божья сильно повлияет на его посмертную участь

Родственникам надо иметь это в виду не только тогда, когда больной — церковный человек, но и если умирающий всю свою жизнь был маловерующим.

Последняя болезнь сильно изменяет человека, и Господь может коснуться его сердца уже на смертном ложе. Иногда таким образом Христос призывает даже преступников и хулителей! Поэтому при малейшей возможности к этому, родственникам необходимо помочь болящему сделать этот шаг навстречу призывающему Христу и покаяться в совершенных прегрешениях.

Обычно священника вызывают на дом заблаговременно, обратившись «за свечной ящик», где должны записать координаты больного, назначив, если это возможно, сразу время будущего посещения. Больного надо психологически приготовить к приходу батюшки, настроить на подготовку к Исповеди, насколько это позволит его физическое состояние.

Когда священник придет, больному нужно, если есть на это силы, попросить у него благословение. Родные больного могут находиться у его постели и принимать участие в молитвах вплоть до начала Исповеди, когда они, естественно, должны будут удалиться. Но после прочтения разрешительной молитвы они могут вновь войти и молиться за причастника. Чин Исповеди больных на дому отличается от обычного и помещен в 14-й главе Требника под названием «Чин, егдá случится вскоре вельми больному дати причастие». Если больной знает наизусть молитвы ко Причащению и способен их повторять, то пусть делает это вслед за священником, читающим их отдельными фразами. Для принятия Святых Тайн больного надо устроить на кровати так, чтобы он не поперхнулся, лучше полулежа.

После Причастия больной, если может, сам читает благодарственные молитвы. Затем священник произносит отпýст и дает Крест для целования причастнику и всем присутствующим. Если у родных больного есть желание и если это позволяет состояние причастника, то они могут пригласить священника за стол и еще раз уяснить в беседе с ним, как необходимо вести себя у постели тяжкоболящего, что предпочтительно с ним обсуждать, как поддерживать его в этой ситуации.

Бухгалтерия души

Отец Алексей, расскажите, как готовиться к исповеди, как исповедоваться. Как избавиться от ставшего бухгалтерией процесса в душе?

— Ну, знаете, к исповеди, мне кажется, специально никак готовиться не надо.

Тем, кто в церкви уже достаточно давно, мне кажется, что самое главное чувство, которое вы должны в себе сохранить, — живое ощущение нашей связи с Богом. И всякий раз, когда нас обличает наша совесть, и всякий раз, когда мы чувствуем прикосновение Божье к нашей душе, такое болезненное, вот это и есть знак того, что нам надо исповедоваться, что нам необходимо от чего-то избавиться. Когда грех переживается как боль, как болезнь, как заноза, как язва, это и есть знак для того, что надо идти исповедь.

У отца Александра Ельчанинова, в его записях, есть замечательное замечание. Он говорит о том, что многие жалуются на то, что они забывают грехи на исповеди. И он пишет: «Грех, который по-настоящему тебя тревожит, ты не забудешь никогда». Если ты понимаешь, что это грех, не обязательно там на исповеди надо исповедовать 15-20-30-40 грехов. Ты приди с одним, ты расскажи про себя что-нибудь одно на исповеди, и это будет исповедь.

И не надо думать: «Как же я это не сказал, как же я это не сказал, вот это ведь тоже я же…». Не имеет значения, потому что все остальные, если ты их не сказал, они тебя не тревожат, значит, бессмысленно их исповедовать. А вот ты исповедовал один грех, по-настоящему, это значит, что ты не просто один грех исповедовал. Это, значит, что ты себя освободил от множества разных уз. Ты стал свободным во Христе, значит, все остальное уже как-то потом наладится постепенно.

Как происходит таинство покаяния

  1. В церкви священник побуждает к искренности в раскаянии христиан, пришедших к исповеди. Для этого он читает молитвы, предписанные чинопоследованием этого обряда.
  2. Кающиеся подходят к аналою, на котором лежат крест и Евангелие, и, как перед самим Богом, устно рассказывают (исповедуют) свои прегрешения, не таясь, не стесняясь, не пытаясь оправдать себя.
  3. Священник принимает исповедь, выслушивает рассказ о прегрешениях, дает советы и подсказки. После этого епитрахилью он покрывает голову раскаивающегося. При этом читается разрешительная молитва, в ней именем Иисуса Христа батюшка разрешает от исповеданных прегрешений. На этом этапе происходит незримое воздействие благодати – разрешение от грехов самим Господом. При этом раскаявшаяся душа освобождается от исповеданного греха и от наказания за его свершение в вечности. Происходит примирение с Господом, церковью и собственной совестью.

Исповедь, покаяние и причащение могут проводиться и в домашних условиях. Это делается, когда церковное покаяние невозможно и таинство требуется тяжелобольному или умирающему человеку. Дома у кающегося применяется несколько иной чин исповеди, чем это происходит в стенах храма. При этом обычно родственники исповедующегося помогают ему на протяжении всего обряда, за исключением только самой исповеди. С ее началом они покидают комнату и возвращаются после разрешительных молитв

Чрезвычайно важно пригласить священника для осуществления таинств покаяния и причастия для умирающего, даже если всю свою жизнь он оставался маловерным. На смертном одре, под давлением последней болезни человек может, наконец, прийти к Богу

Для вечной жизни его души очень много значит то, что ему удалось принять покаяние и причаститься.

Весь жизненный путь христианина представляет собой нескончаемую борьбу со своим несовершенством, с прегрешениями, свершенными по немощности человеческой. И только покаянная исповедь, искренность сокрушенного сердца помогают по великой милости Божьей по-настоящему изменить свою жизнь, отказавшись от греха. Каждая искренняя покаянная исповедь становится своеобразной ступенью ведущей к праведности, умиротворению, примирению с Богом, людьми и собственной совестью.

Молитвенное правило перед причастием

Исполнение духовного подвига перед причастием основывается на словах из Евангелия: «Сей род изгоняется только молитвой и постом…». По завету Спасителя, необходимо очистить себя при помощи двух мощных средств, которые нам Он заповедал использовать в борьбе с нечистыми духами.

Объем святых текстов, используемых перед причащением, начал формироваться в монашеской среде еще в 10-11 вв. Впоследствии последование перешло в духовную практику благочестивых мирян и стало общепринятой церковной традицией, обязательной к исполнению.

Молитва домашняя

Основой очистительной молитвенной практики является Последование ко святому причащению, состоящее из канона и молитв. По желанию христиане читают Акафист Иисусу Сладчайшему. Священником могут назначаться и другие тексты, в зависимости от духовного устроения прихожанина, готовящегося к причастию.

Есть редкие случаи, когда молитвенное правило можно опустить. Например, тяжелая болезнь или смерть близкого человека. Во всех остальных ситуациях христианин должен выполнить предписанные церковью правила подготовки к причастию исповеди. В противном случае можно оказаться недостойным Святых Христовых тайн, принять их не во спасение себе, а в осуждение и погибель.

Молитва церковная

В молитвенную подготовку ко причастию входит вечернее посещение церкви и присутствие на службе, а также исповедь. Без очищения от грехов к таинству принятия Плоти и Крови Спасителя не допустят. Богослужение начинается в субботу и завершается на следующий день с окончанием литургии.

В храме молитва обладает особой силой, так как соединяется с молитвами священников и других присутствующих христиан. Здесь незримо присутствует сам Господь и все небесные силы. Поэтому во время подготовки к причастию нельзя пренебрегать вечерним богослужением, опаздывать на литургию.

По дороге в храм нужно согревать себя мыслями о Боге, чтобы прийти готовым к богослужению. Тогда легко будет молиться, не рассеиваясь на суетные воспоминания, размышления о земных делах.

Выходя из храма, продолжать молитву. И так поддерживать огонь на алтаре духа. Молитва в храме будет полной, если хорошо изучить чин богослужения. Знание даст понимание происходящего, сделает присутствие на церковной службе осмысленным, глубоким.

Условия, при которых исповедник получает отпущение грехов

Покаяние — это не просто словесное исповедание грехов перед священником. Это духовное делание кающегося, направленное на то, чтобы получить Божественное прощение, уничтожающее грех и его последствия. Это возможно при условии, что исповедник

1) сокрушается о своих грехах;

2) твердо намерен исправить свою жизнь;

3) имеет несомненную надежду на милосердие Христа.

Сокрушение о грехах. В определенный момент своего духовного развития человек начинает чувствовать тяжесть греха, его неестественность и пагубность для души. Реакцией на это становится скорбь сердца и сокрушение о своих грехах.

Но это сокрушение кающегося должно проистекать не столько из страха наказания за грехи, сколько из любви к Богу, которого он оскорбил своей неблагодарностью.

Намерение исправить свою жизнь. Твердое намерение исправить свою жизнь является необходимым условием для получения прощения грехов. Раскаяние же только на словах, без внутреннего желания исправить свою жизнь ведет к еще большему осуждению.

Святитель Василий Великий рассуждает об этом же следующим образом: «Не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остается во грехе; но тот, кто, по слову псалма, «обрел грех свой и возненавидел». Какую пользу принесет больному попечение врача, когда страждущий болезнью крепко держится того, что разрушительно для жизни? Так никакой пользы от прощения неправд делающему еще неправду, и от извинения в распутстве — продолжающему жить распутно».

Вера во Христа и надежда на Его милосердие. Примером несомненной веры и надежды на бесконечное Божье милосердие может служить прощение Петра после его троекратного отречение от Христа.

Из Священной истории Нового Завета известно, например, что за искреннюю веру и надежду Господом была помилована Мария, сестра Лазаря, омывшая слезами ноги Спасителя, помазавшая их миром и отершая их своими волосами (См.: Лк. 7; 36-50). Был помилован и мытарь Закхей, раздавший пол-имения нищим и вернувший тем, кого он обидел, в четыре раза больше отнятого (См.: Лк. 19; 1-10). Величайшая святая Православной Церкви, преподобная Мария Египетская, будучи много лет блудницей, глубоким покаянием так изменила свою жизнь, что могла ходить по водам, видела прошлое и будущее, как настоящее, и была удостоена общения с ангелами в пустыне.

Знак совершенного Покаяния выражается в чувстве легкости, чистоты и неизъяснимой радости, когда исповеданный грех кажется уже просто невозможен.

Пример исповедальной речи

Дома, готовясь к исповеди, надо правильно выявить грехи и подготовиться к оглашению.

Люди, редко подходящие к таинству, испытывают чувства стыда и стеснения.

Чтобы подавить смущение в душе, они выдумывают высокопарную речь, приукрашивая сказанное и включая церковные выражения.

Это неправильно и не полезно; готовя исповедальную речь, помните, что это – разговор с Богом, ведущим человека изнутри, а чрезмерная напыщенность или самоедство заглушают истинные чувства.

Подготавливаясь к таинству и анализируя поступки, руководствуйтесь примерами грехов, описанных в таблице:

Группы грехов
Название
Описание
Против Бога
Хула на Бога
Недовольство жизнью, человек жалуется, ропщет, считает себя несчастнее других
Кощунство
Насмешки над церковными таинствами, обрядами, обычаями; анекдоты и юмор, церковной направленности, не важно, слушает человек или рассказывает
Клятвопреступления
Дающий клятвы согрешает пред Богом
Недержание слова
Любое данное слово или обет должны исполняться
Несовершение ежедневной молитвы, нерадение о душе
В молитве человек общается с Богом, без ее ежедневного совершения он отдаляется от Небесного Отца
Суеверие, обращение к гадалкам, шептухам
Это мерзость пред Господом
Против ближнего
Неуважение к родителям, старшим
Несоблюдение заповеди, данной Богом
Причинение обиды, осквернение ближнего
Обижая ближнего, наносится вред собственной душе
Клевета
Ложь наносит непоправимый вред
Ненависть, издевательство, унижение
Приравнивается к человекоубийству
Злопамятство
Свидетельствует о себялюбии, высокомерии
Осуждение
Кто осуждает ближнего, будет осуждаем Богом
Против себя
Лень, празднословие
Развращает душу
Ложь
Смертный грех
Лесть
То же, что и ложь
Нетерпение, маловерие
Слабая вера
Отчаянье, мысли о самоубийстве
Приравнивается к убийству

Приведенные в таблице грехи ежедневно совершает каждый человек, они вошли в обыденную жизнь, стали нормой, губя и развращая душу.

Но борьба с пороками – ежедневный подвиг, требующий огромного внимания и желания исправиться.

В одиночку человек не в силах возобладать с грехами, но заручившись помощью Создателя, под силу многое.

Более подробный перечень грехов и образец правильно составленной исповедальной речи представлен в православном молитвослове.

«Облегчение»

Ты говоришь: «пойду, поисповедуюсь, чтобы полегчало».

Это ошибка. Если ты не покаялся, и духовник обличит тебя в нераскаянности, тебе станет легче? А если покаялся и будешь обличён в своих грехах, получишь облегчение? Если ты поддерживаешь противозаконную плотскую связь, а духовник велит тебе прекратить всякие отношения с этим лицом, запретив даже с ним здороваться, получишь ли ты облегчение? Или скажет строго поститься, совершать столько-то земных поклонов (что предписывают согрешившим священные каноны), или запретит пить вино, или смотреть телевизор, или другое что, к чему ты привык? Ты, например, решил причаститься, а он не разрешит, будешь ли ты рад? Однако только так ты получишь пользу. Если бы духовник сказал тебе: «ешь, пей, спи и причащайся» – ты получил бы изрядное облегчение, но не пользу. Поэтому тебе следует говорить не «пойду поисповедуюсь, чтобы утешиться и почувствовать облегчение», но «чтобы получить пользу и спасти свою душу».

Совершение таинства исповеди

В Церкви каждое таинство имеет свой особый обряд, последование. Исповедь, как одно из таинств, также имеет свой особый чин, содержащийся в Требнике. Однако сегодня в Греческой Православной Церкви это последование почти уже не совершается. И хотя это обстоятельство не препятствует подаваемому в этом таинстве оставлению грехов, это не должно оправдывать несоблюдения установленного чина. Если такое последование существует в уставе нашей Церкви, его не следует игнорировать.

Но нужно ли его читать всякий раз, когда кто-нибудь исповедуется? Например, жена ворчит на мужа, исповедуется в этом, священник читает последование и дает оставление. А если она снова будет ворчать (а она непременно будет это делать) и на следующий или даже в тот же день снова придёт на исповедь, или будет приходить с этим каждый день, духовник опять должен читать последование?

Конечно, нет. На наш взгляд, это последование непременно должно читаться в особых случаях, когда, например, кто-нибудь давно не исповедовался, или отягчён тяжёлыми, смертными грехами. В остальных случаях это оставляется на усмотрение духовника.

А, может, к другому духовнику?

У тебя есть духовник, ты совершаешь серьёзный грех, но стыдишься его исповедать и идёшь к другому. Богоугоден ли такой поступок?

Конечно же, нет. Если бы у тебя было раскаяние (которое изгоняет страх), ты пошёл бы исповедаться к своему священнику. А теперь что ты будешь делать? Скроешь грех от своего духовника? Если скроешь, совесть будет тебя укорять, и когда признаешься, о твоём грехе будут знать оба духовника. А что ты будешь делать, если другой духовник окажется строгим и, например, отлучит тебя на год от причастия? Будешь оставаться без причастия втайне от твоего духовника? Но даже если ты раскроешь перед ним всю подноготную, то опять ситуация не исправится. Он не может снять с тебя епитимью, наложенную другим духовником. Ты либо будешь её исполнять, либо снова пойдёшь к тому же священнику, чтобы он сам тебя от неё освободил (если захочет освободить…)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector