Гилберт честертон
Содержание:
Юродство
Ср.
характеристику .
Великий дурак — тот, о ком не знаешь, нарочно он смешон или нечаянно;
мы смеемся и над ним, и вместе с ним. Прекрасный пример — обычный
счастливый брак. Мужчина и женщина не смогут
ужиться, если они не подтрунивают друг над другом. Каждый знает,
что другой — глупец, но глупец великий. — ,
с. 163.
Даты жизни и публикаций
1901 — знакомство с о. Конрадом Ноэлем, который больше влияет на
его брата Сесиля, а Ч. остается при very haziest religiosity (,
69).
1902, окт. — выход второго сборника эссе, «Двенадцать типов» (,
68).
1903 — выход книги о Роберте Броунинге.
1903, 20 июня, Дейли Ньюс — эссе «Философия благодарения».
1904 — 22 марта выходит Наполеон Ноттингхилльский.
Пер. В.Муравьева. Цит. по изд.: Честертон Г.К. В кн.: Избранные
произведения в трех томах. Т. 1. М.: Художественная литература,
1990. Публикует биографию Джорджа Уаттса, художника. Сентябрь: уклоняется
от диспута с Алистером Кроули, оккультистом,
прославившимся в 1921 г., погубившем жену и ребенка (,
96).
1906. Чарльз Диккенс. Пер. Н.Трауберг. Цит.
по изд.: М.: Радуга, 1982.
1908 — Человек, который был Четвергом.
Цит. по изд.: Честертон Г.К. Человек, который был Четвергом. СПб.:
Азбука-классика, 1999. Пер. Н.Трауберг. 25 сентября — выход «Ортодоксии».
1909, лето — переезжают из Баттерси в Биконсфилд.
1910 — Роман «Шар и крест». пер. Н. Трауберг.
Цит. по изд.: Честертон Г. Избранные произведения в 4х томах. Т.
3. М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994.
1911 — Неведение отца Брауна. Цит.
по изд.: Честертон Г. Избранные произведения в 4х томах. Т. 1. М.:
Бук Чембэр Интернэшнл, 1994.
1913 — Жив-человек. Пер. К.Чуковского. Цит.
по изд.: Честертон Г.К. Избранные произведения в трех томах.
Т. 2. М.: Художественная литература, 1990.
1914 — Перелетный кабак. Пер. Н.Трауберг.
Цит. по изд.: Честертон Г.К. Избранные произведения в трех
томах. Т. 2. М.: Художественная литература, 1990. Мудрость
отца Брауна.Честертон Г. Избранные произведения в 4х томах. Т. 1.
М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994.
1922 Недоверчивость отца Брауна.
Цит. по изд.: Честертон Г.К. Избранные произведения в трех
томах. Т. 2. М.: Художественная литература, 1990. Особо: Небесная стрела.
— Честертон Г. Избранные произведения в 4х томах. Т. 2. М.: Бук
Чембэр Интернэшнл, 1994. Человек,
который слишком много знал. — По изд.: Честертон Г. Избранные
произведения в 4х томах. Т. 4. М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994.
С. 233. 1925 — Охотничьи рассказы.
Цит. по изд.: Честертон Г.К. Возвращение Дон Кихота. В кн.:
Избранные произведения в трех томах. Т. 3. М.: Художественная литература,
1990.
1927 г. Возвращение Дон-Кихота. Пер.
Н.Трауберг. Цит. по изд.: Честертон Г.К. Избранные произведения
в трех томах. Т. 3. М.: Художественная литература, 1990. Тайна
отца Брауна. — Там же. За исключением рассказов: Тайна
отца Брауна и др. — Честертон Г. Избранные произведения в 4х томах.
Т. 2. М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994.
1929. Поэт и безумцы. Цит. по изд.: Честертон
Г.К. Избранные произведения в трех томах. Т. 3. М.: Художественная
литература, 1990. «Желтенькая птичка»
цит. по изд,: Честертон Г. Избранные произведения в 4х томах. Т.
3. М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994.
1930. Четыре праведных преступника. Цит.
по изд.: Честертон Г.К. Избранные произведения в трех томах.
Т. 3. М.: Художественная литература, 1990.
1936. Скандальное происшествие с
отцом Брауном. Цит. по изд.: Честертон Г.К. Избранные произведения
в трех томах. Т. 3. М.: Художественная литература, 1990.
Список используемой литературы
- Роджер Арнальдез , Честертон, Un thinkeur pour notre temps , Париж, Éditions de Paris , 2001, 231 стр. ( ISBN 2-85162-035-5 )
- «Честертон, благодарный» (2007), Угловой камень п о 13, 214 р. ( ISSN )
- Ив Дени, Г.К. Честертон: парадокс и католицизм , Париж, Les Belles Lettres, 1978, 479 стр.
- Кристиан д’Осси, La Vision du monde chez G.-K. Честертон , Пэрис, Дидье, 1981, сб. «Английское Исследование», п о 77, 279 р.
- Жерар Жулье, Честертон или эксцентричный поиск центра , Париж, Издания Пьера-Гийома де Ру, 2018, 150 стр. ( ISBN 2-36371-262-5 )
- ( фр ) Ян Кер , Честертон. Биография , Оксфорд, Oxford University Press , 2011
- Раймонд Лас Вергнас , Английские портреты: Г. К. Честертон. Илер Беллок. Морис Бэринг , Париж, Librairie Hachette, 1937, 191 стр.
- Саймон Лейс , «Г. К. Честертон (1874-1936): Поэт, который танцевал на сотне ног» в «Студии тщетности» , Париж, Фламмарион, 2012 г. (переиздание в 2014 г.)
- Патрик Марколини, «Гилберт Кейт Честертон» , в книге Седрика Бьяджини, Дэвида Мюррея и Пьера Тиссе (координация), Истоки роста: пятьдесят мыслителей , L’Echappée — Le Pas de cote — Écosociété2017 г., 312 с. ( ISBN 978-23730901-7-8 ) , стр. 68-73
- Андре Моруа , «Г.-К. Честертон »в Magiciens et Logiciens , Paris, Grasset, 1935, 367 с.
- Филипп Максенс , Pour le Réenchantement du monde: введение в Честертон , Женеву и Париж, Ad Solem , 2004, 189 с. ( ISBN 978-2-88482-041-7 )
- Филипп Максенс (реж.), Вселенная Г.К. Честертона: небольшой аргументированный словарь , Версаль, Via Romana , 2008, 310 стр. ( ISBN 978-2-916727-37-0 )
- Филипп Максенс, Честертон лицом к исламу , Париж, Via Romana , колл. «Друзья Честертона», 2014, 178 с.
- Макс Рибштейн, Г. К. Честертон: 1874-1936, романтическое творчество и воображение , Париж, Клинксик, 1981, сб. «Библиотека университета Haute-Эльзас» п о 5, 294 р. ( ISBN 2-252-02330-9 )
- Франсуа Ривьер , Le Divin Chesterton: биография , Париж, Rivages, 2015, 270 стр. ( ISBN 978-2-7436-3179-6 )
- Жозеф де Тонкедек , Г. К. Честертон, его идеи и его характер , Париж, Nouvelle Librairie nationale, 1920, 118 стр.
- Войтек Голонка, Гилберт Кейт Честертон. Философский портрет писателя. 1874-1936, Париж, Коллекция Cerf Patrimoine, 2016, 432 стр.
- Войтек Голонка, Честертон перед протестантизмом , Версаль, Via Romana, 124 стр. ( ISBN 978-2372711197 ) .
- Мир согласно Честертону , Artège editions, 2021 год.
Автор
- Именованный четверг : кошмар , Галлимар, колл. «Воображаемое»,2002 г., 294 с. ( ISBN 978-2-07-076668-0 )
- Ясновидение отца Брауна , изд. Франция досуг,2002 г., 267 с. ( ISBN 978-2-7441-5632-8 )
- Вечный человек , Доминик Мартин Морен,2004 г., 301 с. ( ISBN 978-2-85652-278-3 )
- Еретики ( пер. С англ.), Париж, Климаты,2010 г., 271 с. ( ISBN 978-2-08-122029-4 )
- (ru) Православие , Саймон и Браун,2010 г., 150 с. ( ISBN 978-1613827413 )
- Православие ( перевод с английского), Париж, Климат,2010 г., 254 с. ( ISBN 978-2-08-122028-7 )
- Saint Thomas du Créateur ( перевод с английского), Пуатье, Доминик Мартен Морен,2011 г., 172 с. ( ISBN 978-2-85652-325-4 )
- (ru) Вечный человек: крупное издание , Magdalene Press,2014 г., 558 с. ( ISBN 978-1897384152 )
- Дело в том, почему я католик ( пер. С англ.), Париж, Фламмарион,2015 г., 352 с. ( ISBN 978-2-08-130087-3 )
- (ru) Полные тайны отца Брауна , Независимая издательская платформа CreateSpace,2016 г., 280 с. ( ISBN 978-1532966163 )
- Почему я католик ( перевод с английского), Версаль / Париж, Via Romana,2017 г., 364 с. ( ISBN 978-2-37271-040-4 )
- Святой Франциск Ассизский ( 2- е исправленное издание) ( перевод с английского), Пуатье, DMM,2017 г., 208 с. ( ISBN 978-2-85652-388-9 )
- Little Great Things , Париж, Desclée De Brouwer, сб. «DDB.Ess.Literr. «,2018 г., 260 с. ( ISBN 978-2-220-09210-2 )
- Manalive (in) Man alive , Независимо опубликовано,2019 г., 344 с. ( ISBN 978-1-0712-3764-9 )
Посмертный
- Честертон, Гилберт Кейт (1937), Парадоксы мистера Понд .
- ——— (1937), Человек, который был Честертоном (антология)
- ——— (1938), Цветные земли .
- ——— (1940), Шид, Фрэнк (ред.), Конец перемирия .
-
——— (1943), Карманная книга отца Брауна , и многие другие коллекции репринтов, в том числе:
- ——— (1959), Второй отец Браун ,
- ——— (1961), Десять приключений отца Брауна ,
- ——— (1981), «Пингвин», «Отец Браун» ,
- ——— (1983), Отец Браун Омнибус ,
- ——— (1987), Лучший отец Брауна ,
- ——— (1989), Аннотированная невиновность отца Брауна ,
- ——— (1990), Истории преступлений отца Брауна ,
- ——— (1996), отец Браун Римской церкви .
- ——— (1950), Обычный человек .
- ——— (1952), «Сюрприз» (пьеса) .
- ——— (1953), Горстка авторов .
- ——— (1954), Сборник стихов .
- ——— (1955), Коллинз, Дороти (ред.), Стеклянная трость .
- ——— (1958), Коллинз, Дороти (ред.), « Безумие и письма» .
- ——— (1961), Куда ведут все дороги .
- ——— (1965), Коллинз, Дороти (ред.), «Пряность жизни» .
- ——— (1970), Оден, WH (ред.), Г. К. Честертон. Выбор из его не-вымышленных проз , Faber & Faber .
- ——— (1972), Коллинз, Дороти (ред.), Честертон о Шекспире .
- ——— (1975), Коллинз, Дороти (ред.), Апостол и дикие утки .
- ——— (1978), Небесная собака и другие стихи .
- ——— (1984), Смит, Мари (ред.), Дух Рождества .
- ——— (1984), Basic Chesterton .
- ——— (1985), Kavanagh, PJ (ed.), The Bodley Head GK Chesterton .
- ——— (1986), Смит, Мари (ред.), « Дневной свет и кошмар» (несобранная короткометражка) .
- ——— (1986), Еженедельник GK: Образец .
- ——— (1986), Собрание сочинений Г. К. Честертона , Игнатиус Пресс .
- ——— (1986), Illustrated London News, 1905–1907 гг. .
- ——— (1987), Illustrated London News, 1908–1910 .
- ——— (1988), Illustrated London News, 1911–1913 гг. .
- ——— (1988), Illustrated London News, 1914–1916 гг. .
- ——— (1989), Illustrated London News, 1917–1919 .
- ——— (1989), Illustrated London News, 1920–1922 .
- ——— (1989), Смит, Мари (ред.), « Тринадцать детективов» .
- ——— (1989), Собрание сочинений Г. К. Честертона: пьесы .
- ——— (1990), Смит, Мари (ред.), Семь подозреваемых .
- ——— (1990), де Сильва, Альваро (ред.), Дивная новая семья .
- ——— (1990), Illustrated London News, 1923–1925 гг. .
- ——— (1991), Illustrated London News, 1926–1928 гг. .
- ——— (1991), Illustrated London News, 1929–1931 гг. .
- ——— (1991), Маска Мидаса .
- ——— (1994), Собрание сочинений Г. К. Честертона: Собрание стихов: Часть 1 .
- — (1997), банальности Отменен- (аннотаций), банальности в Создании по Холбрук Джексон .
- ——— (1997), Спаркс, Рассел (ред.), Пророк Православия: Мудрость Г. К. Честертона .
- ——— (2000), Евгеника и другие пороки .
- ——— (2000), О лежании в постели и других эссе .
- ——— (2001), Критика и оценка работ Чарльза Диккенса .
- ——— (2001), Документы Г.К. Честертона: Дополнительные рукописи .
- ——— (2002), Chesterton Day by Day: The Wit and Wisdom of GK Chesterton .
- ——— (2003), Основные сочинения .
- ——— (2004), Ранняя поэзия Г. К. Честертона: Седобородые в игре, Белый рыцарь и другие стихи, Баллада о Белой лошади .
- ——— (2011 г.), Illustrated London News, 1932–1934 гг. .
- ——— (2011), Стэплтон, Джулия (редактор), Г. К. Честертон в Daily News: Literature, Liberalism, and Revolution, Part 1, тома 1–4 , Pickering & Chatto .
- ——— (2012), Стэплтон, Джулия (редактор), Г. К. Честертон в Daily News: Literature, Liberalism, and Revolution, Part 2, тома 5–8 , Pickering & Chatto .
Книги
Первый рассказ Гилберт опубликовал в журнале, издаваемом школой искусств Слейд, а дебютную книгу стихов выпустил в 1890 году. Деньги на публикацию дал отец. В 1985-м молодой человек поступил на работу в издательство, где занимался вычиткой рукописей и рецензированием
По вечерам в свободное время писал критические статьи, эссе, религиозные тексты, которые обращали на себя внимание читающей публики
Embed from Getty Images
Скоро автору начали заказывать материалы Daily News, Speaker, The Illustrated London News, в которых он много лет проработал обозревателем и колумнистом. Статьи журналиста пользовались популярностью и даже издавались отдельными книгами. А в 1904 году Честертон представил публике первый роман «Наполеон Ноттингхильский».
Писатель работал в разных жанрах: писал детективы, теологические трактаты, критические и литературоведческие статьи, автобиографию, философские романы, пьесы и стихи. Библиография англичанина насчитывает сотни текстов, которые современники разбирали на цитаты.
Взгляды
По словам историка Ричарда Терлоу , «странная смесь расизма, этноцентризма и теории заговора» Честертона в его расовой теории и его патернализме , монархизме (особенно почитании Эдуарда I , изгнавшего евреев), культурного пессимизма, социального дарвинизма и диалектического способа аргументации. политическая теория больше сродни образцам мышления, преобладающим в донацистском немецком консерватизме, чем любому английскому эквиваленту ».
После войны Честертон отверг фашизм и решительно отверг обвинения в том, что он преследует « неофашистские » планы. Он смягчил антисемитские образы своих довоенных работ, хотя евреи оставались в центре параноидальных теорий заговора. Описанные в Blackshirt (1935) как «гораздо более паразитические и испорченные, чем любой ребенок может зачать» , они по-прежнему были «основными пропагандистами идеи интеграции народов разнородных расовых групп» в его книге 1965 года «Новые несчастные лорды» .
Хотя в 1973 году он признал, что «любой компетентный еврейский писатель может сделать вздор попытки доказать их подлинность», Честертон рассматривал «Протоколы сионских мудрецов» , царскую антисемитскую подделку, как «мастерский анализ слабостей нееврейского общества». в «Новый счастливый лорд» (1965). Позднее он стал рассматривать использование грубого антисемитизма как «обуздание и угрозу» для националистического движения. В сентябре 1970 года Честертон начал публичную атаку на теоретика антисемитского заговора Юстаса Маллинза в « Искренности» под заголовком «Этот человек опасен».
Примечания и ссылки
- Проницательность отца Брауна , Мудрость отца Брауна , Неверие отца Брауна и т. Д.
- « Дружественный враг », согласно статье в Time от 11 ноября 1943 года.
- «Промахи наших партий», Illustrated London News , 19 апреля 1924 года.
- «{`1`}»
- Агентство существует и сегодня в Лондоне.
- Автобиография , Глава 4.
- См. Страницу 148 в сокровищнице юмора Айзека Азимова, Айзек Азимов, Houghton Mifflin Harcourt, 1991.
- Уорд, Мэйси. Гилберт Кейт Честертон, Глава XV. Шид и Уорд. 1944 г.
- Страница из Викицитатника, сборника бесплатных цитат .
- Камилла Далмас, « Честертон и превращение мира в товар », L’inactuelle ,26 октября 2019 г.,
- CS Lewis: The Collected Letters, Vol. 2 .
- который цитирует Наполеона из Ноттинг-Хилла как один из своих любимых текстов.
Чудо
Я могу поверить в невозможное, но не в невероятное … Если вы
скажете мне, что великого Гладстона в его смертный час преследовал
призрак Парнела, я предпочту быть агностиком и не скажу ни да, ни
нет. Но если вы будете уверять меня, что Гладстон на первом приеме
у королевы Виктории не снял шляпы, похлопал королеву по спину и
предложил ей сигару, я буду решительно возражать. — ,
с. 350.
Я скорее поверю священнику, который верит в чудо, чем разуверюсь
в праве любого человека на доверие к факту. — ,
с. 371.
Я верю в чудеса. Я верю и в тигров-людоедов, но они мне не мерещатся
на каждом шагу. Если мне нужны чудеса, я знаю, где их искать.
— , с. 373.
Смех
«Лишать людей свободы — ужасный грех, но еще хуже лишать их радости»
(The oppression of the people is a terrible sin; but the depression
of the people is a far worse one.» — 1920, ,
с. 252. Эссе против поэтов-пессимистов.
Человек, нашедший истину, пляшет как мальчик, нашедший монетку;
радость его завершается чудачеством, как украшались химерами христианские
храмы. В сущности, только правду можно преувеличить, все остальное
не выдержит и лопнет. — , с. 121.
Распятие — смехотворно. Это сущая потеха. Это — нелепая и позорная
казнь, надругательство, которому подвергали жалкий сброд — рабов
м варваров, зубодеров и лавочников … И вот кресты, эти древние
виселицы, которые римские мальчишки для пущего озорства рисовали
на стенах, ныне блещут над куполами храмов. … Напрасно вы думаете,
что убийственный смех непременно убивает. Петра … распяли, и распяли
вниз головой. Куда уж смешнее — почтенный старик апостол вверх
ногами? Ну и что? Так или иначе распятый Петр остался Петром. —
, с. 71. Ср. о
и свободе.
Люди убегают от жала великих сатириков, как от жала ехидны. Но
верно и то, что они убегают от объятий великих оптимистов, как от
объятий медведя. Ничто не влечет за собою больше проклятий, чем
искреннее благословение. — , с. 107.
Нынешние люди ничего не смыслят в жизни. Они ждут от природы того,
чего она не обещала, а потом разрушают то, что она дала … Я не
знаю, хочет ли Бог, чтобы человек обрел на земле полное, высшее счастье.
Но Бог несомненно хочет, чтобы человек повесилился; и я от этого
не откажусь. Если я не утешу сердце, я его потешу. — ,
с. 173.
Всякая радость, даже грубый смех, начинается с того, что мы найдем
и сразим что-нибудь явственно дурное. — ,
с. 239.
Нетрудно понять, почему сами поборники преувеличения не любят Диккенса;
он не то преувеличивал. Они знают, что есть такая тоска, которую
выразишь только гротеком; они не знают, что есть такая же радость.
— , с.24.
Люди не знают, куда может завести здравый и бодрый дух. Мы забыли,
не в пример старым сказкам, что он заводит и в мир духовный. Если
это не так, почему в нынешней мистике нет старого, народного веселья?
— , с.25.
Веселье — не физическое, а мистическое явление и может быть глубоким,
как горе. … Шутка способна потрясти свод небес. Становясь все
нелепей, уподобишься божеству; ведь от смешного до великого — один
шаг. — , с. 25.
Как странно, что христиан считают врагами жизни, когда они хотят,
чтобы она длилась вечно Еще удивительнее, что старых авторов комических
книг считают скучными, тогда как они хотели дать вечную жизнь своим
героям. И вечная радость народной веры, и вечный смех народной книги
исчезли в наши дни. Мы слишком слабы, чтобы желать бессмертия. Нам
кажется, что хорошее не должно быть в избытке, а это кощунство,
оно низвергает небеса и разбивает надежду. Великие богоборцы не
боялись вечной муки; мы боимся вечной радости. — ,
с.64.
Мне нравится толпа, когда я возбужден и торжествую: только толпа
умеет веселиться, как только петух умеет кукарекать. … Но скорбь
лучше выражает один, а не миллион. — 1901 г., письмо жене. ,
65.
Связь смеха, простоты, кротости:
За простаком остается победа; он берет от жизни больше всех. …Тот,
кто достаточно мудр, чтобы прослыть глупцом,
не будет обделен ни радостью, ни подвигом. Он сумеет веселиться
в ловушке и спать, укутавшись сетью. … Это
прекрасно выражено в точном слове: «провести». Тот, кого провели,
вошел внутрь, в самую суть бытия. Обстоятелсьтва привечают его.
С факулами и трубами, как гостя, вводят они в жизнь простака и отвергают
недоверчивых. — , с. 69.
Скука греха:
Необычно и ценно попасть в цель; промах — нелеп и скучен. Когда
человек, приручив стрелу, поражает далекую птицу, мы видим в этом
величие. почему же не увидеть его, когда, приручив поезд, он попадает
на дальнюю станцию? Хаос уныл, ибо в хаосе можно попасть и на Бейкер-стрит,
и в Багдад. … Мне не нужны ваши стихи и рассказы, мне нужно расписание
поездов! — , с. 13.
Тот, кто смеется один, почти наверняка или очень плох, или очень
хорош. Он поверяет шутку или Богу, или дьяволу. — ,
с. 291.
Сатанизм
На свете есть вера, которая гораздо хуже атеизма. Зовут ее сатанизмом,
а заключается она в том, что человек считает Богом самого себя.
— , с. 282.
Поклонник дьявола горд и хитер; он любит властвовать и пугать невинных
непонятным; он хочет, чтобы у детей мороз подирал по коже. Вот почему
сатанизм — это тайны, и посвящения, и тайные общества, и все такое
прочее. Сатанист видит лишь самого себя, а каким бы великолепным
и важным он ни казался, внутри него всегда прячется гадкая, безумная
усмешечка. — , с. 373.
Те, кто жалуется, — просто обычные, хорошие, надоедливые люди;
я ничего против них не имею. Но те, кто жалуется, что никогда не
жалуется, — это черт знает что! Да, именно черт. Разве это хвастовство
своей стойкостью — не самая суть
байроновского культа сатаны? — ,
с. 258.
Оптимизм
Нетрудно понять, почему побеждает прекраснодушный реформатор. Он
побеждает, потому что поддерживает в нас несокрушимую веру, что
игра стоит свеч, победа стоит борьбы, люди — освобождения. …
Победа их — победа веры, она стоит на решительность ут верждении
ценности человеческой жизни и каждодневной жизни. Оптимист никогда
не согласится, подобно столь великому множеству жалостливых пессимистов,
что жизнь человеческая когда-либо утратит человечность.
Если оптимизм в том, чтобы все хвалить, то чем человек оптимистичней,
тем печальней. Если ему удастся признать благим все, хвала его обретет
опасное сходство с вежливой скукой. Он скажет, что болото не хуже
сада, думая при этом, что сад скучен, как болото. — ,
с. 175.
Мир не надо оправдывать машинально и бодро; не надо говорить, что
он лучший из всех возможных миров. Он хорош не тем, что понятен
и благоустроен, а тем, что непонятен и фантастичен. Он чудесен именно
потому, что нам никогда его не выдумать; даже мысль о нем показалась
бы нам глупой или слишком прекрасной. Наш мир — самый лучший из
невозможных миров. — , с. 177.
Оптимист преображает мир больше, чем пессимист; тот, кто считает,
что жизнь хороша, может изменить ее к лучшему. Это кажется парадоксом,
но причина тут проста. Пессимиста зло приводит в ярость, оптимиста
— удивляет. Реформатору необходим простодушный дар удивления. …
Для него мало признать несправедливость мерзкой — ее надо признать
нелепой, ненормальной, достойной смеха, а не слез. … Доктор Джонсон
смотрит на людей сквозь черные очки, но остается консерватором.
Руссо глядит на людей сквозь розовые очки, но готовит революци.
… Оптимист Диккенс высмеивает тюрьму Флит, и она исчезает. Пессимист
Гиссинг высмеивает предместье, и предместье живо до сих пор.
— , с.17.
Когда подумаешь, как живут те, кого мы считаем вульгарными, слова
«вульгарный оптимизм» начинают казаться хоть и странной, но самой
высокой хвалой человечеству. Они так же нелепы, как «пошлое мученичество»
или «заурядное распятие». — , с. 165.
Детство и юность
Писатель родился в 1874 году в лондонском Кенсингтоне. Семья Эдварда и Марии Луизы Честертон владела процветающим делом по продаже недвижимости, и детство Гилберта походило на идиллическую картину викторианских семейств. У мальчика была сестра Беатрис, которая умерла в 1876-м, а 3 года спустя появился младший брат Сесил.
Гилберт Честертон в молодости / Hathi Trust
Ребенок был умен и даровит, но рассеян и лишен честолюбия и амбиций. Его любили друзья и преподаватели школы Святого Павла, куда он пошел учиться в 12-летнем возрасте. Предполагалось, что заведение готовит к поступлению в Оксфорд и Кембридж, но Гилберт не захотел туда поступать, заявив родителям, что станет художником. Долговязый и неуклюжий мальчик с трудом переносил спортивные занятия и увлекался поэзией. Он любил читать и писать стихи и даже заработал Мильтоновскую премию за религиозную поэму.
Честертон упорно отказывался получать высшее образование и из компромисса с родителями посещал Лондонский университет в качестве вольнослушателя, а также постигал азы живописи в школе Слейд, но и там занимался без особого увлечения. Большое впечатление произвели на парня путешествия по Франции и Италии, после которых он писал талантливые стихи.
Смерть
Впервые серьезные проблемы со здоровьем Честертон испытал в 40 лет. Мужчина месяцами не вставал с постели, находясь едва ли не в бессознательном состоянии. Тогда ему поставили диагноз водянка и болезнь сердца, и понемногу писатель выправился. В 1936 году проблемы вернулись. Появились слабость, сонливость, и Гилберт слег в постель. В последние дни от него не отходили жена и дочь, а 14 июня мужчины не стало. Причиной смерти признали сердечную недостаточность.
Прощание с Честертоном стало событием: на него пришли сотни людей, среди которых присутствовали писатели, общественные деятели, священнослужители. Все подчеркивали роль, которую сыграл мужчина в каждой из областей. Богословские труды оказали влияние на возрождение британского католичества, и даже поднимался вопрос о причислении англичанина к лику блаженных, однако церковь отклонила это предложение в связи с тем, что автора при жизни неоднократно обвиняли в антисемитизме.
Влияние
Джон Тиндалл , основавший Британскую национальную партию (БНП) в 1982 году, заявил в 1971 году: «Без колебаний, каким я понимаю политические дела, я обязан АК гораздо больше, чем любой другой человек»; Тиндаль продолжал рекомендовать сочинения Честертона до его смерти в июле 2005 года. Мартин Вебстер , организатор национальной деятельности Национального фронта с 1969 по 1983 год, подчеркнул в 2009 году «огромное влияние» интеллектуальной основы, представленной книгой Честертона «Новый счастливый лорд », потому что она связали воедино темы того, что происходит, почему и кто это делает ». Честертон также был давним другом Ревило П. Оливера ; они регулярно писали друг другу до смерти Честертона в 1973 году.
Работает
Работы Честертона (в том числе некоторые ранее опубликованные только в журнале Candor ) с 2013 года переиздавались AK Chesterton Trust.
Книги
Приключения в драматической оценке (1931)
Храброе предприятие: история мемориального театра Шекспира, Стратфорд-на-Эйвоне (1934)
Кредо фашистского революционера (1935)
Угроза денежной власти: анализ мирового правительства по финансам (1946)
Альтернатива для Великобритании (1946)
Как важно быть Освальдом (1947)
Трагедия антисемитизма с Джозефом Леввичем (1948)
Новые несчастные лорды: разоблачение политики власти (1965)
Фашизм и пресса (посмертно; 2013)
Статьи
«Апофеоз еврея». British Union Quarterly , Vol. 1, No. 2, апрель / июнь 1937 г., стр. 45-54.
Брошюры
Не виновен: отчет об историческом судебном процессе по делу о межрасовых отношениях в суде присяжных заседателей Льюиса в марте 1968 г. (1968 г.)
Игры
Долина леопарда: Игра в трех действиях (1943)
Биография
Ги́лберт Кит Че́стертон (англ. Gilbert Keith Chesterton; 29 мая 1874, Лондон, Англия — 14 июня 1936, Биконсфилд (англ.), Англия) — английский христианский мыслитель, журналист и писатель конца XIX — начала XX веков. Рыцарь-командор со звездой ватиканского ордена Святого Григория Великого (KCSG).
Честертон во время своей помолвки, 1898
Честертон родился 29 мая 1874 года в лондонском районе Кенсингтон. Получил начальное образование в школе Святого Павла. Затем учился изобразительному искусству в художественной школе Слейда, чтобы стать иллюстратором, также посещал литературные курсы в Университетском колледже Лондона, но не закончил обучение. В 1896 году Честертон начинает работать в лондонском издательстве Redway и T. Fisher Unwin, где остаётся до 1902 года. В этот период он также выполняет свою первую журналистскую работу в качестве фрилансера и литературного критика. В 1901 году Честертон женился на Франсис Блог, с ней он прожил всю свою жизнь.
В 1902 году ему доверили вести еженедельную колонку в газете Daily News, затем в 1905-м Честертон начал вести колонку в The Illustrated London News, которую вёл на протяжении 30 лет.
По словам Честертона, будучи молодым человеком, он увлёкся оккультизмом и вместе со своим братом Сесилом один раз экспериментировал с доской для спиритических сеансов. Однако вскоре он разочаровался в подобных занятиях, обратился к христианству, а позже стал католиком. Христианская вера отложила глубокий отпечаток на всех его произведениях.
Честертон рано проявил большой интерес и талант к искусству. Он планировал стать артистом, и его писательское видение показывает умение преобразовывать абстрактные идеи в конкретные и запоминающиеся образы
Даже в его беллетристике осторожно скрыты притчи
Честертон был большим человеком, его рост составлял 1 метр 93 сантиметра, и весил он около 130 килограммов. Он часто шутил над своими размерами. Во время Первой мировой войны девушка в Лондоне задала ему вопрос, почему он не «далеко на передовой»; Честертон ответил: «если вы зайдёте со стороны, то увидите, что я вполне себе там». В другом случае он сказал своему другу Бернарду Шоу: «Если кто-нибудь посмотрит на тебя, то подумает, что в Англии был голод». Шоу ответил: «А если посмотрят на тебя, то подумают, что ты его устроил».Однажды при очень сильном шуме Пэлем Грэнвил Вудхауз сказал:
Честертон часто забывал, куда он должен был пойти, случалось, пропускал поезда, на которых должен был ехать. Несколько раз он писал телеграммы своей жене Фрэнсис Блог не из того места, где он должен был быть, такого содержания: «Я на Маркет Харборо (англ.). Где я должен быть?». На что она ему отвечала: «Дома».В связи с этими случаями и с тем, что в детстве Честертон был очень неуклюж, некоторые люди считают, что у него была диспраксия развития.
Честертон любил дебаты, поэтому нередко участвовал в дружеских публичных спорах с Бернардом Шоу, Гербертом Уэллсом, Бертраном Расселом, Кларенсом Дарроу. Согласно его автобиографии, он и Бернард Шоу играли ковбоев в немом кино, которое никогда не было выпущено. Большим другом Честертона был Хилер Беллок, с которым он тоже немало спорил. Также Гилберт Кит встречался с известным русским поэтом Николаем Гумилёвым во время пребывания того в Лондоне.
В 1914—1915 годах Честертон перенёс тяжёлую болезнь, а в 1918-м умер во Франции его брат Сесил, участвовавший в Первой мировой войне. В следующем году писатель совершил поездку в Палестину; в начале 1921-го года отправился в Америку читать лекции.
В последние годы жизни Честертон, несмотря на слабое здоровье, продолжал работу, в том числе над газетой, доставшейся ему от брата, и совершил путешествия в Италию и Польшу; в это же время он начал выступать по радио.
Писатель скончался 14 июня 1936 года в Биконсфилде (графство Бакингемшир), где он жил вместе с женой и приёмной дочерью. Заупокойную мессу возглавлял Архиепископ Вестминстера. Проповедь на панихиде в Вестминстерском соборе, состоявшейся уже 27 июня, прочитал Рональд Нокс. Честертон похоронен на католическом кладбище в Биконсфилде.
Зло
Великий парадокс нравственности (который сумели выразить только
религии) учит, что легче всего совершить самые гнусные грехи. Мы
читаем в романах и балладах о человеке, способном убить или курить
опиум, который никогда не опустится до лжи, трусости и «прочих низостей».
Однако в жизни убийство и опиум далеко не столь уж соблазнительны;
вечное искушение для человека — искушение низостью. Постоянно существующая
возможность — стать трусливым лицемером. Легче всего упасть в низший
из кругов ада, туда, где обитают предатели. Один из признаков правдивости
Библии то, что она не наделяет своих героев великим грехами: Давид
и апостол Петр грешат мелко и вероломно. — ,
с. 148.
Есть два пути борьбы со злом. И между этими двумя путями в современном
сознании глубочайшая пропасть. Одни боятся зла, потому что оно далеко.
Жругие — потому что оно близко. … Вы называете преступление ужасным
потому, что вы сами не могли бы совершить его. Я называю его ужасным
потому, что представляю, как бы мог совершить его. — ,
с. 326.
Личная жизнь
С будущей женой Фрэнсис Блогг писатель познакомился осенью 1896-го и все свободные минуты проводил только с ней, решившись спустя 2 года сделать предложение. Свадьбу долго откладывали, в основном потому что мать Честертона не очень одобряла этот союз, считая девушку странноватой и недостаточно изысканной. Она была близка к богеме, писала музыку, стихи и пьесы и бесконечно восхищала и вдохновляла Гилберта, который стал ее мужем в 1901 году.
Гилберт Честертон и его жена Фрэнсис Блогг
Семейная пара поселилась в скромном лондонском районе Баттерси и жила на доходы от журналистики. Их личная жизнь сложилась наилучшим образом: супруга стала для писателя чутким и нежным другом и помощником, они любили друг друга до последних дней. Своих детей у Честертонов не было — они удочерили девочку.
Гилберт хорошо знал большинство выдающихся современников, проводя время в беседах и спорах с ними. Некоторые, например Герберт Уэллс и Бернард Шоу, были его близкими друзьями. С последним даже сохранилось совместное фото.
Демократия
Ср. величие
Диоген искал честность в каждой норе и пещере, но не подумал искать
ее в сердце разбойника. Однако именно там нашел ее Христос: Он нашел
честного человека на кресте и общал ему рай. Христианство искало
праведника в разбойнике, демократия — мудреца в глупце, и глупец
становился мудрым. Мы можем назвать это оптимизмом, можем назвать
и равенством, но точнее всего будет слово «надежда». Здесь есть
свои перехлесты — непонимание, что такое первородный грех, идея,
что образование всех сделает хорошими, ребяческое, хоть и педантичное
представление о том, что все можно исправить. Однако те, кто так
думал, искренне верили в неисчерпаемость души, а вера эта ни в малейшей
степени не противоречит христианству. … Христианство учит, что
любой может, если захочет, стать святым; демократия — что каждый
может, если захочет, стать гражданином. — ,
с.21.
Все демократические теории и самое чувство равенства восходят к
двум духовным истинам. Люди явно и несомненно равны в двух вещах.
… Все одинаково трагичны — вот первая истина. А вторая, не менее
высокая, говорит, что все одинаково смешны. Никакое страдание
не наводит такого ужаса, как неизбежность смерти. Ни одна причуда,
ни одно упорство не могут быть такими же смешными, как та нелепость,
что у нас две ноги. Всякий человек бесконечно велик, когда теряет
жизнь; всякий бесконечно смешон, когда
теряет шляпу и бежит за ней. … Когда речь идет о том, что все
люди разные и все они интересные, конечно, нет демократа выше Диккенса.
Но если говорить о другом — о достоинстве всех людей, — … нет
демократа выше, чем Вальтер Скотт. — ,
с. 153-4.