Церковь
Содержание:
- В словаре Даля
- Собор — это главный храм города, района или монастыря
- Храм, церковь, часовня: в чем отличия
- Что есть Церковь в понятии христиан
- Поместные Церкви как части Единой Церкви Христовой
- Методистская традиция
- Церковь как Тело Христово
- История основания
- Православный храм: история формирования
- Зачем ходить в церковь?
- Раскол и упразднение патриаршества
- В словаре Даля
- Примечания
- Этимология[править | править код]
В словаре Даля
м. стар. хоромы, жилой дом, храмина ж. Вшедше в храмину, Матф. | Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь. Веи… стоящии во храме Господни, Псалтирь. Не весте ли, яко храм Божий есте, а дух Божий живет в вас? Кор. Телеса ваша храм живущаго в вас Св. Духа суть, там же. Храмы зиждутся во имя святого. Собирать на построение, украшенье храма. Сельский храмик, церковь. Храмища во имя Спаса. Абрам, Абрам, да не Божий же храм! Храмовой, к храму относящ. — праздник, престольный, когда празднуется святой, во имя коего построена церковь. Храминный, к храмине относящ. Храмоздание, самое дело, построенье церкви. -зданная, -здательная грамота, даваемое архиереем разрешенье на постройку церкви. -здатель, -ница, строитель, хозяин, коего иждивеньем храм строится.
Собор — это главный храм города, района или монастыря
Теперь о том, что такое собор. Во-первых, храм от собора ничем не отличается. Нельзя взглянуть на здание снаружи и уверенно заявить: «Это точно собор».
Есть три случая, когда здание называют собором:
Случай 1. Собор — это главный храм города. Это лишь статус, а не особенности архитектуры.
Как выбирают главный храм? Иногда его строят намеренно — большой, красивый, возвышенный, чтобы сверкал и глаз радовал. Тогда здание может отличаться и масштабом, и внутренним убранством. И то не факт, что получится построить такое великолепие. На что средств хватит, то и возведут.
Александро-Невский собор (г. Таллин)
А может случиться, что в городе давно есть собор, — но старый, из дерева, построенный в конце XIX века. Вроде по статусу ему положено быть большим и красивым, но после гонений от советской власти у епархии до реставрации руки не дошли.
Бывает, если город большой, то соборов в нём несколько — по одному в каждой административной части.
Случай 2. Собор — главный храм монастыря. Здесь тоже не факт, что здание будет большим и роскошным. Почти каждый монастырь пострадал за время власти большевиков, был разграблен и частично разрушен.
Многие монастыри живут лишь на то, что могут заработать сами, а этих средств хватает лишь на самое основное, что нужно для жизни. А потому и главный храм монастыря может находиться в запущенном состоянии.
Случай 3. Собор — здание, которое имеет отношение к кафедре епископа. Она либо находится там, либо некогда находилась. Так что и здесь не исключены ситуации, когда вместо громадного собора мы можем обнаружить ветхую церквушку.
Храм, церковь, часовня: в чем отличия
Храм (от старорус. «хоромы», «храмина») — архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
Христианский храм также называют «церковью». Само слово «церковь» происходит от греч. Κυριακη (οικια) — (дом) Господа.
Фото — Юрий Шапошник
Собором обычно называют главную церковь города или монастыря. Хотя местная традиция может не слишком строго придерживаться этого правила. Так, например, в Санкт-Петербурге есть три собора: Исаакиевский, Казанский и Смольный (не считая соборов городских монастырей), а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре соборов два: Успенский и Троицкий.
Церковь, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором.
В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии.
В Православии часовней принято называть небольшое здание (сооружение), предназначенное для молитвы. Как правило, часовни возводятся в память о событиях, важных для сердца верующего человека. Отличие часовни от храма состоит в том, что часовня не имеет Престола и там не совершается Литургия.
Что есть Церковь в понятии христиан
Для христиан Церковь не только строение, которое действительно выделяется в ряду однотипных городских жилых коробок, для верующих это дом Божий. То место, где в единстве, в одной ограде, в одних стенах пребывают все верующие во Христа Господа — люди, любящие Его, и те, кто жив, и те, кто уже отошел в мир иной, и даже Силы Бесплотные, поющие Богу на Небе.
Верующий человек спешит с радостью в церковь, зная, что там соберутся все пред Престолом Божиим – люди и Ангелы, и живые и усопшие, у Бога все живы. Соборная радость церковных праздников несравненно выше светских.
Для христиан Церковь место особого присутствия Божьего, где всегда на престоле зримо находится Евангелие и незримо – Бог Слово Иисус Христос. Церковь несет Свет Христов в тусклые житейские будни, в окружающий мир, засоренный суетой, стяжательством, распрями, задымленный заводскими трубами, прокопченный дымом табака, одурманенный пьянством и другими страстями. Божий Свет исправляет души и все вокруг, наполняя человеческую жизнь истинным смыслом.
Для верующих христиан Церковь – это лестница в Небо, та удобоустроенная дорога, где шаг за шагом, с помощью святых отцов — учителей и наставников, указующих нам впереди Свет Христов, в общении с единоверцами, окормляемые священноначалием, по ступеням Заповедей, мы сможем достичь Рая вожделенного.
Для верующего человека Церковь — место соборной молитвы —
«дом Мой домом молитвы наречется» (Мк. 11:17). Православным хорошо известна ее особая сила. Сам Господь обещал ее скорейшее исполнение: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19).
Церковь – есть Невеста Христова. В Священном Писании неоднократно употребляется образ невесты.
«И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос. 2:19-20),
— говорит пророк Осия о народе своем, обрученном Богу. Ему вторит Исайя:
«Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он» (Ис. 54:4-5).
Богоизбранный народ, объединенный верой, представляется пророком в образе в Невесты, предуготованной к соединению с Женихом. Продолжая древние пророчества, Апостол Павел говорит, обращаясь к своим ученикам, членам первых христианских общин Коринфа
«…я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор. 11:1-2).
В Откровении Евангелиста Иоанна Богослова предстает таинственный образ благочестивой жены, как Церкви Христовой:
«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцать звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр. 12:1-2).
Муки рождения Церкви Христовой в первые века обагрены реками крови мучеников. Кровь за веру не перестает литься и доныне. Живое тело Церкви на Украине режут коррупционными ножами, рвут на части ослепленные тщеславием, жаждой власти и денег.
Верность Христу и обетование твердой веры изъявляется в образе Церкви как Невесты, обрученная Единственному Жениху, купленная Им великой Жертвой, будет до конца верна Ему.
Поместные Церкви как части Единой Церкви Христовой
С момента своего появления христианская религия активно проповедовалась по многим странам и народам. Уже в первые века образовалось пять Поместных Церквей — Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Римская, Константинопольская. Римская Церковь со временем подчинила себе весь христианский Запад и вышла из семьи Православных Церквей. Сейчас это Римско-Католическая Церковь, исповедующая католическую версию христианства.
Остальные Поместные Церкви, равные между собой, продолжали следовать догматам Православия. Со временем число этих Церквей возросло. Зачастую их границы совпадают с государственными и административными границами тех стран, на территории которых они исторически сложились. Их обряды и обычаи отражают сохранившиеся национальные особенности.
В настоящее время существует 15 Поместных Православных Церквей. Все они признаются равноправными и автокефальными, то есть независимыми друг от друга.
В Православном мире существует утвержденный список Церквей, который называется диптихом. В нем Поместные Церкви стоят по «рангу чести» — с учетом происхождения, провозглашения автокефалии и значения городов-центров.
Константинопольская Церковь считается старшей по чести и первой среди равных Поместных Церквей. РПЦ — пятая по диптиху Поместная Церковь. Согласно указанному в диптихе порядку предстоятели Поместных Церквей стоят у престола в алтаре во время совместных богослужений.
Методистская традиция
Методисты проповедники известны обнародование доктрины и полного освящения общественности на такие мероприятиях, как палаточные пробуждения , кисти посадочных пробуждений и лагерные собрания , которые , по их мнению является причиной того, что Бог воскресил их в существование.
Методисты подтверждают веру в «единую истинную Церковь, Апостольскую и Вселенскую», рассматривая свои церкви как «привилегированную ветвь этой истинной церкви». Что касается положения методизма в христианском мире , основатель движения Джон Уэсли однажды заметил, что то, что Бог достиг в развитии методизма, было не просто человеческими усилиями, а работой Бога. пока оставалась история «. Называя это «великим депозитом» методистской веры, Уэсли специально учил, что распространение доктрины полного освящения было причиной того, что Бог поднял методистов в мире.
Церковь как Тело Христово
«Христос глава Церкви, и Он же Спаситель (Ее) тела»(Ефес. 5, 23−26).
Церковь есть Богочеловеческий организм – Глава Христос, а люди составляют ее тело. Такое сравнение дает святоотеческая традиция. Как любое тело имеет разные члены и составы, так и в Церкви каждый член имеет свое место.
Святитель Иоанн Златоуст, указывая на тесную связь всего церковного организма, говорит:
«Члены нашего тела имеют каждый и свою частную деятельность и общую; равно и красота их есть общая и частная, и тогда, когда они, по-видимому, разделены между собою, на самом деле тесно соединены, так что с повреждением одного, повреждается и другой».
И продолжает, указывая на единство тела Церкви:
«Если разрушится тело, то не будет пользы от целости каждого из них порознь: глаз ли останется цельным, или нос сохранится, по расторжении союза не будет от этого никакой пользы, а если союз сохранится, то они, хотя бы и повредились, однако держатся и скоро выздоравливают».
Таинственное проявление жизни единого Богочеловеческого организма происходит в церкви каждый день. Каждый день в Церкви совершается исполнение всех смыслов — Божественная Литургия. На Литургии святого Василия Великого возносится молитва о единстве:
«Нас же всех, от Единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во Единаго Духа Святаго причастие…». Такое единение людей на земле возможно только в Церкви во святой Евхаристической трапезе. Через вкушение плоти Христовой и Его крови уничтожается преграда между тварью и Творцом. «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снест от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже аз дам, плоть моя есть, юже аз дам за живот мира. Ядый мою плоть, и пияй мою кровь, во мне пребывает, и аз в нем» (Ин. 6:51, 56).
Божественная Евхаристия является средоточием всей церковной жизни и основой духовной жизни каждого православного человека.
В Церкви не возможно быть умозрительно, в Церкви нужно участвовать в Божественной Трапезе. Только тот, кто реально живет внутри Церкви, открывает для себя самого себя. Апостол Павел наставляет
«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13, 5).
Эти слова апостола можно отнести каждому к себе и спросить себя: а в Церкви ли я? Не в Церкви как организации, а как в Теле Христа?
История основания
В Евангелии есть эпизод, когда Иисус беседовал со своими учениками, спрашивая их, за кого Его принимают. Отвечали по-разному, и только Петр, отвечая, сказал:
«Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Господь соглашается с ним: как ты сын своего отца – Ионин, так и Я – Сын Отца Моего Небесного, эта тайна открыта тебе Моим Отцом, и тут же дает обещание апостолу: «ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах»(Мф.16:18-19).
Этот знаменательный эпизод многие толкователи полагают началом новозаветной Церкви.
Однако, есть и другое представление о Церкви, как предвечном Божием определении. Раннехристианский писатель Ерм пишет о ней, что «сотворена она прежде всего, и для нее сотворен мир». По учению святых отцов еще в раю, когда до грехопадения Адам общался с Богом, находился с Ним рядом, беседовал – это была первозданная Церковь.
Господь дал обетование – Завет — людям, потерявшим рай, вел и воспитывал Свой народ в Ветхозаветном вертограде богообщения. И в древней пустыне цвели редкие цветы богоискания, как поется, в «языческой неплодящей церкви». Пройдя долгий путь, полноты Церковь достигла только с момента Боговоплощения. Господь Иисус Христос осуществил ее в своих учениках в Пятидесятницу.
«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деян.2:2–4).
История христианской церкви началась со схождения Духа Святого на апостолов во время праздника Пятидесятницы в Иерусалиме. Сказано, что в тот день, после Петровой проповеди крестились три тысячи мужчин и женщин. Так родилась первая христианская община.
Несмотря на гонения первых веков, христианская церковь быстро распространялась по всем языческим странам, окружавшим святой город Иерусалим. Апостольской проповедью, трудами, кровью и потом первых учеников все шире раскидывалась сеть Евангелия. Когда-то Иисус обещал им, что они из рыбаков станут «ловцами человеков» — и это исполнилось.
Толкуя 5 главу Евангелия по Луке, блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что Синагога иудейская трудилась всю ночь и ничего не поймала, ночью было время без Христова света. Пришел Спаситель и по Его слову Петр и апостолы, поставленные на место законоучителей, закинули сеть Евангелия и уловили множество людей. Так много людей, что апостолам пришлось приглашать и еще соучастников — пастырей и учителей церквей.
«И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Дяен.6:7).
Православный храм: история формирования
Первая Евхаристия была совершена Иисусом Христом в горнице обычного дома. В подражание этому первыми христианами Евхаристия также совершалась в жилых домах, в специально отведенных для этого комнатах. Это и были первые домашние церкви. Во время гонения на христиан службы совершались в катакомбах (подземных галереях). С 4 века, когда гонения прекратились, начало развиваться церковное искусство, в том числе храмовая архитектура.
Уже внешний вид православной церкви указывает на то, что это не обычный дом. Ориентация храма на восток связана с образом Спасителя. Иисус Христос — это «Солнце Правды» (Книга пророка Малахии, 4:2), а солнце восходит на востоке. Кроме того, на востоке, как повествует Библия, находился Эдемский сад (Бытие, 2:8).
Выделяются три основных архитектурных типа православных храмов: базиликальный, крестово-купольный и шатровый.
Базилика — прямоугольные здания с плоским потолком и двускатной крышей. Это исторически самая ранняя форма храмов. Христианами для ритуальных целей были приспособлены римские гражданские базилики, не имеющие стойких ассоциаций с язычеством. В них проводились судебные процессы, решались финансовые вопросы.
Современная западноевропейская базилика имеет крестовую форму.
Появление крестово-купольных храмов относится к 5 веку. В таких церквях на общем плане четко прослеживается 2 пересекающиеся оси, образующие крест.
Возникновение шатрового типа относится к концу 15 века. Вместо куполов над церковью установлен остроконечный шатер с главкой.
Зачем ходить в церковь?
Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.
Фото: serafim.kz
Человек не может быть один. Он должен принадлежать какому-то направлению, философии, взглядам, мировоззрению, и если в какое-то время ощущение свободы, внутреннего выбора, оно – особенно в молодости – интересно для человека, то опыт жизни показывает, что человек не может добиться ничего в жизни один, ему нужно иметь какой-то круг, какую-то социальную общность. На мой взгляд, чисто индивидуалистичен такой мирской подход к «личному» Богу вне церкви, это просто иллюзия человеческая, это невозможно. Человек принадлежит человечеству. И та часть человечества, верующая в то, что Христос воскрес, и свидетельствующая об этом – это и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями», — говорит Христос апостолам – «даже до края земли». Православная церковь это свидетельство свое осуществляет, и во время гонений осуществляла, и эта традиция сохранилась поколениями людей в разных обстоятельствах.
В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность, есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни, а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.
Раскол и упразднение патриаршества
Тяжёлые потрясения выпали на долю РПЦ в середине XVII столетия, когда по инициативе патриарха Никона проводилась церковная реформа, ставившая своей задачей исправление богослужебных книг, а также внесение определённых изменений сугубо обрядового характера. Результатом этих, по существу, правильных и разумных, но несвоевременно и непродуманно выполненных действий стало недовольство значительной части населения страны, вылившееся в церковный раскол, последствия которого ощущаются и в наши дни.
В отличие от Западной ветви христианства, Русская православная церковь на протяжении всей своей истории (за редкими исключениями) не претендовала на подмену собой светских институтов власти. Более того, в 1700 году, после кончины патриарха Адриана, она, по распоряжению Петра I, полностью перешла в подчинение Священного синода, являвшегося, по сути, не чем иным, как министерством, возглавляемым к тому же светским лицом. Патриаршество было восстановлено лишь в 1943 году.
В словаре Даля
м. церква, южн. зап. новг. место, здание для христианского
богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от молитвенного
дома освященьем престола, заменяемого в походной, переносной церкви
антиминсом. Церковь не в бревнах, а в ребрах. Пойдем в церковь! — «Вишь,
грязно!» — Ну, в кабак! — «Уж разве как-нибудь под забором пробраться».
Соборная церковь, собор, бесприходная и главная. Сельская церковка.
Развалившаяся церквишка. Огромная церквища. Близко церковь, да далеко от
Бога, говорится о попе; здесь винит. пад. вместо родит. близко церкви.
Дома спасайся, а в церковь ходи. Не грози попу церковью: он от нее сыт
живет! Что больше народу в церкви, то он (ханжа) выше руку заносит. |
Общество одноверцев, единоверцев, одноисповедников, одной христианской
веры и самое исповеданье, вера. Церковь соборная, вселенская, общая
христианская, до раздела на исповеданья. Церковь восточная, греческая,
православная; — западная, католическая, римская. Церковь языческая,
церк. из обращенных язычников образованная. Церковь царская, стар.
ружная. — крестовая, в архиерейском доме. — походная, шатер, намет.
Церковный, к церкви принадлежащий, относящийся. Церковная утварь,
ризница. — ограда, земля. Церковное пение, служба, обряды; — праздник, —
звон, благовест. Церковный, в виде сущ. или церковник, церковница,
причетник и жена его; человек духовного звания, но не посвященный в сан.
| Ниж.-сем. сын церкви, православный и единоверец, не раскольник, а
посещающий церковь или прихожанин. | Церковник (в цвету), рогульник (в
семенах), растение Pedicularis; его в Троицын день набирают в церковь
пучками, твер. Церковников, церковницын, что лично их; церковничий,
церковнический, к ним относящ. Церковность ж. церковный быт, порядок и
обряды служенья; | принадлежность кого к церкви. Церквище ср. языческий
храм, требище, капище, идолище. Церквища, увеличит. Церковище ср. твер.
место срытой церкви, где обычно на месте престола ставится часовня.
Церковнослужитель, причетник, дьячок, пономарь, звонарь;
церковнослужительница, просвирня; церковнослужителев, что лично его;
церковнослужительский, к ним относящийся.
Примечания
- Храм — Этимологический словарь — Яндекс. Словари (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
- Spencer 1984, p. 22, 44; Snape 1996, p. 9
- Templum // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
- Храм древнегреческий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Пантеон, храмы // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
- Храм // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- https://derekprincerus.wordpress.com/новинки/пятигранное-служение-в-церкви/
Портал «Храмы России» |
Храм в Викисловаре |
Храм в Викитеке |
Храм на Викискладе |
Храм в Викиновостях |
Этимология[править | править код]
Этимологический словарь русского языка М.Фасмера поясняет, что слово происходит от зап.-герм. *kirika из др.-греч. (предположительно). Источником герм. слов является греч. κυρικόν из κυριακόν. Исторически более оправданная др.-в.-нем. этимология сопряжена с бо́льшими фонетическими трудностями, чем объяснение из готск. Неприемлема этимология из др.-сакс. kirikа или др.-сканд. *kirka. Точно так же неприемлемо толкование как заимств. через народнолат. *суriса или непосредственно из греч. κυρικόν. Отсюда: др.-русск. цьркы (род. п. -ъве), ст.-слав. црькы (др.-греч. ἐκκλησία, ναός), русск. церковь (народн. це́рква), укр. це́рква, белор. це́рква, болг. цръ́ква, че́рква, сербохорв. цр̑ква, словенск. cèrkǝv, польск. cerkiew, н.-луж. сеrkеj, полабск. саrḱоi, саrḱеv. Отличный хронологический слой представляют чешск.-церк.-слав. циръкы (род. п. -ъве; Киевск. листки, Рs. Sin.), др.-словенск. circuvah, местн. мн. (Фрейзинг. отрывки), чешск. církev, в.-луж. суrkеj. Источник предполагают в готск.-арианск. *kirikô «церковь» или в др.-бав. kirkô — стадия, предшествующая др.-в.-нем. chirihha.
Нижний Новгород. Вверху — Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы (рядом с бровкой Похвалинского съезда). Внизу — Церковь Знамения Богородицы (Знаменская церковь) или Храм Святых жён Мироносиц. Обе церкви сохранились