Что такое царство божие?

«Царство небесное» — Еще факты и вымысел

Сцена, где английский король Ричард Львиное Сердце проходит проездом через бывшую деревню Балиана во Франции, вымышлена. Поход Ричарда в Святую землю, который стал известен как Третий Крестовый поход, пришелся на период, когда Балиан уже имел очень маленькое отношение к важным государственным событиям.

В фильме показана Сицилия того времени, как порт Мессина, из которого начинается путешествие в Святую землю. Изображена тогдашняя религиозная ситуация довольно точно – христиане управляли мусульманами. После поражения войска Христиан под Хаттином, король Сицилии посылал корабли с подмогой и припасами.

И хотя трудно сказать, куда именно прибыл морем корабль Балиана, опасности морского пути в Святую землю переданы точно. Тоже войска Ричарда Львиное Сердце столкнулось со штормами и понесло потери в пути. Впрочем, с этой сценой связана другая неточность – побережье Израиля не может предложить подобных ландшафтов с пустыней, похожей на Сахару, еще и у берега моря. Впрочем, съемки на натуре велись в Марокко в Африке, где топография своя.

С топографией самого Иерусалима тоже не все хорошо – город показан островом среди пустыни из песчаных дюн, без деревьев, без множества холмов, которые и сегодня окружают старый город – например гора Сион или Масличная гора, без каменоломен. Таким образом, армия Саладина беспрепятственно подводит штурмовые башни к стенам города, что в реальности очень проблематично и что испытала на себе армия Крестоносцев в 1099 году во время предыдущей крупной осады Иерусалима.

В отличие от реального Балиана, который был крестоносцем, мужчиной за сорок с жизненным опытом и жизнью в Святой земле, персонаж Орландо Блума удивительно быстро вошел в роль умелого фехтовальщика, после пятиминутного урока сражения на мечах в лесу. Более того, он спланировал защиту города, знак, как разметить поле боя для выстрелов катапульт, будучи простым кузнецом в деревне во Франции. Также он становится настоящим господином в своих новых владениях. Балиан в фильме Царство небесное подсказывает идею копать землю в поисках воды – удивительно, что они не додумались до этого за всего годы жизни в этом месте и за поколения опыта своих предков, живущих в пустыне.

Балиан в фильме несколько раз произносит проникновенные речи, суть которых в важности сохранения жизни людей – что Иерусалим – это, в первую очередь, люди, а не святыни, камни и стены. Довольно смелое утверждение и торжество равноправия для умов 12 столетия

Оно диссонирует с самой сутью Крестовых походов – когда десятки тысяч мужчин из Европы преодолевали половину тогда известного мира, чтобы попасть в Царство Небесное, а не к местным людям. Более того, люди того времени и убеждений расценивали насилие во имя Бога, как необходимое, даже как праведное дело.

По дороге в порт Мессина есть довольно неоднозначная сцена, где христианин в одежде священника декларирует вслух, что убить неверного – это путь в Царство небесное. В Библии и христианской традиций нет подобной риторики, в отличие от Корана. Позже, во время жаркого спора о выставлении войск против Саладина, один из присутствующих говорит: ‘‘Войско Христово, несущее его крест, невозможно победить’‘. Это также риторика, имеющая мало общего с христианской, в отличие от мусульманской.

Во время осады Иерусалима войсками Саладина, мы видим зрелищные сцены обстрела города из катапульт, как и ответные меры по разметкам Балиана. В то время самые лучшие установки были способны бить на расстояние всего около 200 метров с весом камней до 150 килограмм и не были оружием массового разрушения стен Иерусалима, как показано в кино Царство Небесное.

Поражение войска христиан под предводительством Ги де Лузиньяна, известное в истории как Битва под Хаттином, действительно имело место и стало важным событием в изменении баланса сил в Святой земле. Тогда погибло 20 000 воинов, де сотни тамплиеров были казнены по приказу Саладина, а знати оказали достойное содержание в плену. В реальности место, где продлила битва, снова же, мало напоминает пустыню с песчаными дюнами – сегодня это зеленые поля недалеко от побережья.

Царь

Как мы уже говорили, в царстве есть Царь, которому все
остальные должны служить. Он всем управляет. Слово говорит, что мы созданы, как
Его творение на дела, которые Он нам предназначил исполнять. Теперь осталось
разобраться и определиться нам самим.

В КАКОМ царстве я нахожусь, КТО там царь, КОМУ
я служу и ЧЬИ желания выполняю.

Как выше мы читали – нельзя служить двум господам. Один
всегда будет в стороне. Это очень ясно видно в наших обычных житейских
вопросах. Когда надо идти на родительское собрание, или на юбилей, а
привязанность к работе не позволяет быть свободным. И ты ЖЕРТВУЕШЬ тем или иным
приглашением.

Но если вы заболели или ваши дети, то приходится жертвовать
работой. Хотя часто мы до «последнего» готовы работать, даже больные. Или ещё
что случиться, что сможет «перебороть» власть работы над вами. Для чего я это
пишу? Очень часто мы говорим сами себе, что НЕ МОЖЕМ что-то сделать по каким-то
причинам. Я говорю о духовных вещах. Не можем пойти на собрание, чтобы
послужить братьям и сестрам, не можем посидеть и спокойно почитать Библию. Не
можем «закрыть за собой дверь и помолиться». Потому что есть в нашей
жизни то, что мы ставим выше этого.

Я не против того, чтобы мы работали, ухаживали за домом,
готовили кушать, занимались детьми. Целью нашего рассуждения является Царство
Божие и Царь.

О чем тоскует наше сердце

Вход в Царство Небесное открывается Таинством Крещения, и каждый раз, благословляя это Царство на Божественной Литургии, верный Христу проходит серьезный тест на свою «профессиональную пригодность» к участию в этом Царстве. С одной стороны, это единство обращенных ко Христу человеческих лиц образует Церковь как Его Тело. С другой стороны, это таинственное многочастное и при этом единое Тело оказывается для конкретно каждого члена Церкви судом и свидетелем его соответствия, его со-настроенности тому Духу, Который и животворит это Тело, — Святому Духу.


Фото h.koppdelaney/flickr.com

И чтобы попасть в это Царство, не нужно куда-то ехать или мучительно долго ждать, когда же оно придет «в силе и славе»: ведь оно уже пришло, это Царство ходило по нашей земле — и по сей день ходит ногами тех, кто Его считает своим Царем, живущих по Евангелию, исполняющих то, что Он, Христос, ждет от Своих братьев и друзей. Оно всегда рядом: лишь бы оказался настроен приемник нашей души на эту частоту Небесного Царства. И когда это происходит, христианин становится живым свидетельством объективного существования этого Небесного Царства уже здесь и сейчас. Иван Ильин как-то заметил, что свет религиозности скрыть невозможно — он все равно пробьется и будет светить миру. Весь неисчислимый сонм христианских святых — это именно такие «светлячки», светочи Божией правды, но сила их не в какой-то собственной исключительности, а в том, что все они светились одним и тем же светом Христова Царства — пусть каждый по-своему. Но источник их света всегда был один — Христос.

Это живое присутствие Христа не только в церковной общине, но и в душе каждого христианина для апостола Павла было настолько очевидным и важным критерием, что он дерзнул утверждать: Кто Духа Христова не имеет — тот и не Его, то есть не Христов! (Рим 8:9).

Причем не на уровне чувств или ощущений: это состояние внутренней «синхронизации» с жизнью Христова Тела оказывается гораздо глубже любых психологических переживаний, оно выходит в сферу онтологическую, в область первооснов бытия. Поэтому то, что происходит в храме, Таинства, совершаемые руками священника — всё это резонирует не с какими-то внешними чувствами, но со стихиями земными и небесными: здесь ангелы не просто присутствуют, но сослужат иерею в страхе и трепете. И эта невидимая духовная мощь становится очевидной для чистых сердцем и открытых Богу душ.

Здесь, в храме — Его территория, Его Царство — если только, конечно, храм наполнен верными Ему — а не предателями и дезертирами. И нет ничего удивительного в том, что однажды всего лишь переступив порог храма, человек оказывается до конца дней восхищен этой охватившей его внезапно со всех сторон новой реальностью — не нашей, а той, лучшей, заветной, желанной — по которой только и тоскует живое человеческое сердце.

Сюжет[править]

Завязкаправить

Главный герой — французский кузнец Балиан, ветеран неназванной междоусобицы, живущий в маленькой деревне с братом-священником и женой. Последняя после выкидыша совершила самоубийство, что по христианским понятиям считается страшнейшим грехом. Из-за поступка жены деревня ополчается на убитого горем Балиана. Тем временем его находит неизвестный крестоносец, который представляется Готфридом и признаётся, что Балиан — его бастард. Узнав о трагедии, он предлагает ему отправиться с ним, но сын отказывается. Тем же вечером к главному герою приходит его брат и упрекает в отказе, так как после поступка жены в деревне ему не место. Балиан держит себя в руках, пока не замечает, что брат ограбил могилу его жены и в порыве гнева убивает его, забрав с собой лишь свой меч и украденный крестик супруги.

Опасаясь суда, Балиан догоняет крестоносцев и просит взять с собой на Святую Землю в надежде отвоевать прощение для жены. Вслед за ним приезжает шериф со своими людьми и требует выдать Балиана для наказания. Завязывается бой, в ходе которого нападающие и некоторые крестоносцы гибнут, а Готфрида ранят. Достигнув Сицилии, Готфрид успевает признать Балиана своим наследником и посвящает в рыцари, после чего умирает.

По пути в Иерусалим корабль Балиана тонет. Выживают он и конь, из-за которого герою приходится драться со знатным сарацином, который требует отдать коня, который ходит по его земле. Одолев и убив рыцаря, Балиан требует от его слуги показать дорогу в Иерусалим. В городе он отпускает слугу и дарит коня, сам же принимает во владение земли своего отца.

Дальнейший сюжетправить

Балиан принимается управлять землей, улучшая условия жизни для крестьян и знакомясь в процессе с сестрой короля Сибиллой. Тем временем больной проказой король Балдуин IV вместе с сарацинским султаном Саладином, поддерживают шаткий мир между христианами и мусульманами. Мешают в этом деле им христианская оппозиция во главе с рыцарями-тамплиерами Ги де Лузиньяном и Рене де Шатильоном. Они, чувствуя скорую смерть короля, уже готовят будущую войну. Король вместе с лояльным ему рыцарем Тиберием пытается подговорить Балиана помешать провокаторам, но он отказывается, ссылаясь на поучение самого же короля о чести и ответственности (см. цитату в начале фильма), что в будущем ещё аукнется им всем.

Кончается фильм грустными словами рассказчика: «Минуло тысячелетие, но и поныне нет мира в Царстве небесном».

Небо в Священном Писании

Слово «Небо» употребляется в Священном Писании в различном смысле. Иногда оно означает просто атмосферу, непосредственно окружающую землю. Таким образом выражение: все народы под всем небом (Втор. IV:19) значит почти то же, что и выражение – все народы на земле. В этом смысле небо есть область, назначенная для птиц, как земля служит областью человека и животных, а вода – для рыб. В другом смысле под небом разумеется небесная твердь или свод небесный, на котором вращаются Солнце, Луна, звезды и другие небесные тела. В Священном Писании означенное небо иногда именуется завесой, сосудами неба (Иов.ХХХVIII, 17) свитком (Откр. VI:14). Таким образом, атмосфера ли то или твердь небесная, небеса в означенном смысле представляют предмет, доступный нашему глазу: посмотри вверх на звезды, говорится в кн. Иова, как они высоко (Иов. XXII:12). Это небо говорит нам о Боге, поражая наше зрение своей красотой, величием и гармонией (Пс. XVIII:2). Оно же обречено в последний день суда на уничтожение, точно так же, как и земля. Тогда небеса с шумом прейдут, говорит св. ап. Петр, земля же и все дела на ней сгорят (II Пет. III:10-13). Оно свиется как свиток, говорится в Откровении (VI, 14). И увидел я, говорит в Откровении Св. Тайновидец, новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет (XXI, 1). Наконец кроме атмосферы, тверди, под словом небо разумеются так называемые небеса небес. Это невидимый, невещественный мир, быть может, то самое третье небо, о котором упоминает св. ап. Павел (II Кор. XII:2). Здесь, на высоте небесной находится святое особенное место вездеприсутствия Божия; здесь престол Его, здесь Он ходит по небесному кругу (Иов. XXII:14); здесь особенно присутствует Господь Иисус Христос (Деян.III:21), здесь и Дух Божий являет Свою всепроникающую силу от семи огненных светильников, горящих пред престолом Божиим (Откр. IV:5). Это небо есть местопребывание ангелов всех чинов. Здесь, в месте успокоения, обретаются духи праведников, достигших совершенства (Евр. XII:23). Это небо называется иначе то лоном Авраамовым, то раем. Мы читаем в Свящ. Писании о небесных обителях, о небесном отечестве, о небесном граде Иерусалиме. Оно описывается как бы имеющим свой град, свой храм, своих многих обитателей, свои венцы славы и свои источники освежения. С этого неба Господь приходил на землю, туда Он вознесся и оттуда снова придет судить живых и мертвых.

Приблизилось Царство Небесное

(Мат 3:1-2) В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

(Мат 4:17) С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Этой теме посвящено очень много текстов. Вся нагорная проповедь, по сути, является правилами Небесного Царства. Когда Иисус Христос говорит о Царствии Божьем, то использует одну интересную фразу — это «Царствие Божие приблизилось». В греческом переводе звучит как действие, которое уже совершилось и основной акцент делается на результат действия.

Приблизилось — рядом, практически здесь, то есть результат уже виден, его можно ощутить.

С чего начинается Царство?

Царство Божие — Царство Небесное — наступает уже тогда, когда человек обретает своего Царя и Господа: и для христиан это вхождение в Царство непосредственно связано с рождением от воды и Духа в таинстве Крещения. Когда крещаемого священник спрашивает: «Веруешь ли ты Ему?» — готовящийся родиться в Новое Царство отвечает: «Верую, яко Царю и Богу!» Поэтому крещение — не просто некий «очистительный» ритуал, а высоко ответственный момент: принимая Христа своим Господом и Спасителем, погружаясь в Его смерть и восставая с Его Воскресением из вод купели, он произносит клятву верности своему Царю и Богу. Отныне человек уже не одинок: он — на службе, он — «при деле», он принадлежит не своим желаниям и похотениям, но работает своему Царю и Богу, тем самым проявляя Его Царство в этом мире. Но не только об этом молится каждый день христианин, когда просит в молитве Господней «да приидет Царствие Твое»: его молитва — не только о том, чтобы этих точек живого и действенного присутствия Бога в мире посредством Его верных подданных было всё больше и больше. Наша надежда и ожидание — увидеть тот миг, когда небесный свод свернется, звезды исчезнут, мертвые восстанут — закончится эта долгая, такая бесконечно долгая холодная ночь греха, и откроется новый День, Светлый день Христова Царствия. 

Однако к этому дню надо готовиться уже сейчас. «Кто не увидел Христа здесь, в этой жизни, тот не увидит Его и там», — говорил прп. Варсонофий Оптинский. 

Царство Мое — не от мира сего, — говорит Христос. И Его последователи, христиане, с одной стороны, не имеют иного мира для жизни, кроме этого, по умолчанию враждебно настроенного ко Христу. Но с другой стороны, Царство, которым они и живут, — Христово Царство — не от мира сего. Это внутреннее напряжение — от неизбежности жизни в этом мире и невозможности жить по его, мирским, законам — в реальной жизни оказывается очень продуктивным: так рождается аскетика, наука о стратегии и тактике в духовной войне против греха и страстей. В этом глубинном внутреннем напряжении и вызревает христианин. Поэтому Царство Небесное — «нудится», берется с усилием, оно «пробивает себе дорогу» только руками самого человека, его личными трудами отвоевывает себе новые и новые территории на вражеской земле.

«Пусть земля ему будет пухом» – это не поминание

Почему нельзя говорить «пусть земля будет пухом» как пожелание усопшему? Такое пожелание не имеет ничего общего с христианским поминовением. Сама фраза берёт корни у язычества и подразумевает пожелание мёртвому телу, а не бессмертной душе человека. А ведь именно участь души является самым главным. Поэтому православным христианам следует поминать усопшего домашней и церковной молитвой и говорить: “Царствия ему/ей Небесного”. Также помочь умершему можно, раздавая милостыню за спасение его души.

Христианам не следует сопровождать погребение и поминки суеверными обычаями. К таковым относятся, например, опускание с гробом в могилу свечей, денег, различных предметов. Это языческая традиция, основанная на вере в то, что человеку в загробном мире могут пригодиться материальные блага. Кладя посторонние предметы в гроб, люди пытаются угодить усопшему. Однако они забывают, что душа нуждается лишь в молитвенном утешении. Всё материальное теряет для неё смысл.

Поминки нельзя превращать в застолья с алкоголем и пьянством. Протоиерей Виктор Гузенко так отвечает на вопрос об алкоголе на поминках:

Ставить на поминках отдельные столовые приборы «для умершего» или стакан водки перед его портретом тоже не надо. А вместо пожелания «земли пухом» лучше перекреститься и сердечно помолиться за упокой души усопшего.

Царствие Божие внутрь вас есть

Мы должны искать только Бога, и ни о чем не размышлять, кроме Его Слова. Вы скажете, что это невозможно. И я с вами соглашусь, но в то же время и нет. Мы не можем думать о Господе все 24 часа в сутки, но нам и не нужно этого делать. Дело в том, что наш внутренний человек каждое мгновение взирает на Иисуса Христа, Который живет в нашем сердце.

Вы думаете, что напрасно апостол Павел написал в Посланиях к Фессалоникийцам: “непрестанно молитесь”?

И я не думаю, что это означает постоянно говорить с Богом. Наоборот, в Евангелии от Матфея, Христос сказал, чтобы мы не были многословными в молитве, потому что Отец знает наши нужды, прежде нашего прошения у Него.

Это значит: мы должны подлинно и всецело обратиться внутрь, погружаясь в глубину молчаливого духа. Мы должны отвергнуть себя, чтобы предаться Божественной воле. И довериться силе Бога внутри нас, для которой нет ничего невозможного.

Нам нужно вместо собственной справедливости, искать Его правды, потому что Он пребывает с теми, кто ищет Его внутри своего сердца. Тогда мы будем хранить Господа в своих мыслях, и покоряться Ему Одному.

Но это не значит, что нужно пренебрегать своими обязанностями. Нужно по-прежнему относиться к своей работе со всей ответственностью, осмотрительностью и прилежностью.

Как должно – в духе взаимного служения – исполнять свои обязательства, как по отношению к себе, так и к ближним. И во всех делах нам необходимо руководствоваться здравомыслием и мудростью.

Все, что мы делаем, нужно делать честно, совершая то, что может сделать наша рука. Но при всем этом уповать на Господа. Не прилепляться к вещам, и все свои заботы возложить на Него. И работаем ли мы или отдыхаем, если в нашем разуме нет Бога, то мы останемся без успеха.

О чем тоскует наше сердце

Вход в Царство Небесное открывается Таинством Крещения, и каждый раз, благословляя это Царство на Божественной Литургии, верный Христу проходит серьезный тест на свою «профессиональную пригодность» к участию в этом Царстве. С одной стороны, это единство обращенных ко Христу человеческих лиц образует Церковь как Его Тело. С другой стороны, это таинственное многочастное и при этом единое Тело оказывается для конкретно каждого члена Церкви судом и свидетелем его соответствия, его со-настроенности тому Духу, Который и животворит это Тело, — Святому Духу.

И чтобы попасть в это Царство, не нужно куда-то ехать или мучительно долго ждать, когда же оно придет «в силе и славе»: ведь оно уже пришло, это Царство ходило по нашей земле — и по сей день ходит ногами тех, кто Его считает своим Царем, живущих по Евангелию, исполняющих то, что Он, Христос, ждет от Своих братьев и друзей. Оно всегда рядом: лишь бы оказался настроен приемник нашей души на эту частоту Небесного Царства. И когда это происходит, христианин становится живым свидетельством объективного существования этого Небесного Царства уже здесь и сейчас. Иван Ильин как-то заметил, что свет религиозности скрыть невозможно — он все равно пробьется и будет светить миру. Весь неисчислимый сонм христианских святых — это именно такие «светлячки», светочи Божией правды, но сила их не в какой-то собственной исключительности, а в том, что все они светились одним и тем же светом Христова Царства — пусть каждый по-своему. Но источник их света всегда был один — Христос.

Это живое присутствие Христа не только в церковной общине, но и в душе каждого христианина для апостола Павла было настолько очевидным и важным критерием, что он дерзнул утверждать:Кто Духа Христова не имеет — тот и не Его, то есть не Христов! (Рим 8:9). Сам Христос — и есть Царство Небесное, и когда Он говорит об этом Царстве в притчах, образах, примерах — Он всегда говорит о Себе Самом. Жизнь со Христом, жизнь по Христу, жизнь в Нем — это совсем не абстракция, а реальнейшая реальность для церковного человека. 

Причем не на уровне чувств или ощущений: это состояние внутренней «синхронизации» с жизнью Христова Тела оказывается гораздо глубже любых психологических переживаний, оно выходит в сферу онтологическую, в область первооснов бытия. Поэтому то, что происходит в храме, Таинства, совершаемые руками священника — всё это резонирует не с какими-то внешними чувствами, но со стихиями земными и небесными: здесь ангелы не просто присутствуют, но сослужат иерею в страхе и трепете. И эта невидимая духовная мощь становится очевидной для чистых сердцем и открытых Богу душ. Здесь, в храме — Его территория, Его Царство — если только, конечно, храм наполнен верными Ему — а не предателями и дезертирами. И нет ничего удивительного в том, что однажды всего лишь переступив порог храма, человек оказывается до конца дней восхищен этой охватившей его внезапно со всех сторон новой реальностью — не нашей, а той, лучшей, заветной, желанной — по которой только и тоскует живое человеческое сердце.

Как молиться о покойном

В Православии в первые дни после смерти над телом усопшего читается Псалтирь (или Евангелие, если умерший был священником). На третий день покойника поминают отпеванием и предают земле. Чтение Псалтири продолжается и после похорон до 40-го дня. Церковная служба по усопшему называется панихидой. Она совершается в день похорон, на третий, девятый, сороковой день смерти. Также панихиду служат в годовщины смерти или рождения почившего. Родные умершего человека могут заказать его сорокадневное поминание на Божественной Литургии, которое называется сорокоуст. Во время каждой литургии поминовение усопших совершается на проскомидии. Молиться об упокоении души можно и дома. Необходимые для этого молитвы есть в каждом молитвослове.

Днями особого поминовения усопших в Православной Церкви являются:

  • суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота),
  • субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста,
  • Радоница,
  • 9 мая (день поминовения убиенных воинов),
  • Троицкая и Димитриевская субботы,
  • в России усопших принято поминать также в День Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября),
  • и в Покровскую субботу.

Душа после смерти

Согласно православному вероучению, у человека помимо физического тела есть и духовная, невидимая сущность – душа. Она даётся Богом при зарождении человека в утробе матери и продолжает самостоятельное существование после смерти тела. Посмертную участь души определяет её духовное состояние. Потому и актуален вопрос, как правильно пожелать Царствия Небесного.

Жизнь «за гробом»определяется образом земной жизни человека. Стремился ли он к спасению, старался ли соблюдать Божьи заповеди, каялся ли в совершённых грехах. Чистая, праведная душа носит в себе Божественный образ. Она пребывает с Богом, к которому и стремилась. Загрязнённая же грехами душа уподобляется отпавшим от Бога бесам. Она не может быть рядом с Господом, ведь всегда противилась Ему. Тёмные силы забирают такую душу к себе. Ведь она была в их власти ещё в земной жизни.

Один из образов Царства Небесного (мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы»)

Свобода выбора между Богом и дьяволом у человека есть лишь в земной жизни. После смерти душа уже не может покаяться и измениться. Поэтому главной целью земной жизни в христианстве является спасение души. То есть покаяние, очищение от греха и стяжание Божественной благодати. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл смерть великим таинством, рождением человека «из земной, временной жизни в вечность» («Слово о смерти»). Святых в христианстве поминают именно в день их кончины. Для них смерть была великим и торжественным событием, долгожданным соединением с Богом. К этому должен стремиться и каждый из нас.

Древнеримские корни выражения «пусть земля ему будет пухом»

При произнесении распространенных фраз почти никто не задумывается об их истоках. Многие стародавние обычаи и традиции вошли в христианство, стали использоваться верующими нашего времени. Однако изначально применялись язычниками. Священники допустили это по одной причине – стародавние традиции оказались сильнее, народ продолжал совершать древние обряды, произносить языческие фразы. Но теперь все они приобрели иное значение, как, например, религиозный важный день – Радоница (в языческие времена – Радуница).

Однако выражение «пусть земля будет пухом» имеет более давние корни. Его использовали древние римляне. Причем во времена, когда появилась эта фраза, люди приобщились к язычеству. Впервые она возникла на латинском языке: «Sit tibi terra livis». Причем надпись в виде аббревиатуры этой фразы обнаружилась на древнеримских каменных надгробиях.

Гражданская панихида

Отношение православной церкви к языческому фразеологизму

Пожелания и соболезнования, произносимые верующими православными, должны быть искренними, но этого недостаточно. Используемые молитвы, слова, фразеологизмы должны иметь отношение к вере, которую исповедует человек. Когда звучат выражения «пусть земля будет пухом» или «царствие небесное», предпочтение следует отдавать последнему из вариантов.

Фраза «земля тебе пухом» несет противоположный смысл. Если произносить ее, таким образом высказывают пожелание мягкой земли, что закрывает возможность покинуть тело для души. Это кощунственное обращение к умершему, христианская вера не имеет ничего общего с ним.

Другие приметы и языческие обычаи

Даже верующие не всегда ведут себя правильно. Продолжением ошибочно используемых фраз при высказывании речей соболезнования являются языческие обряды, традиции:

  • на поминальном столе не оставляют вилки и ножи, разрешено использовать только ложки;
  • завешивают зеркала после смерти человека;
  • на столе во время поминок не должно быть соли;
  • кладут топор под табурет, где стоит гроб покойника;
  • не закрывают ограду до 40 дней с момента смерти человека.

Многие из обычаев пошли со времен, когда царствовало невежество, люди попросту не знали, что происходит с душой и телом после смерти. Традиции часто строились на страхах, как та, что обязывает произносить цитату древнеримского поэта: «Пусть земля тебе будет пухом». Люди считали, что усопший имеет возможность поменять позу.

Поминальный обед

Альтернативный взгляд

«Пусть земля тебе будет пухом» — эту фразу часто говорят, обращаясь к усопшему. Однако люди порой даже не задумываются, что означают эти слова и как они появились в нашей речи.

Родом из Древнего Рима

Предложение «Пусть земля тебе будет пухом» имеет довольно древние корни, уходящие еще в те времена, когда на земле главенствовало язычество. По мнению большинства историков, оно пришло к нам из Древнего Рима, где эти слова звучали на латыни как Sit tibi terra levis. Пожелание «земли из пуха» использовали в своих произведениях некоторые римские поэты и философы.

Так, в стихах некоего Марка Валерия Марциала есть такие строки: «Sit tibi terra levis, molliquetegaris harena, Ne tua non possint eruere ossa canes», иначе говоря «Пусть земля тебе будет пухом и мягко покрывает тебя песок, так, чтобы собаки смогли вырыть твои кости». Что же означала эта фраза для римлян: пожелание добра или, напротив, она служила проклятием?

Пожелание добра или зла?

Несомненно, с точки зрения современного человека, продолжение расхожего латинского выражения Sit tibi terra levis у Марциала звучит, как пожелание зла и мучений даже после смерти. Тем не менее не стоит забывать, что речь идет все-таки о языческом периоде, следовательно трактовать слова поэта в ключе сегодняшней культуры, цивилизации или религии не стоит.

Аббревиатуру пожелания Sit tibi terra levis — S.T.T.L. — археологи обнаруживают на многих могильных камнях тех времен. Существовали, кстати, различные трактовки этой фразы: T.L.S. — Terra levis sit (Да будет земля пухом), или S.E.T.L. — Sit ei terra levis (Пусть сему земля будет пухом). Дело в том, что зачастую язычники верили в то, что душа после кончины человека никуда из тела не исчезает, а потому при желании покойник может повернуться, сесть, встать или даже уйти куда-либо.

Вот именно для того, чтобы усопшему было удобно лежать в могиле или в случае чего выбраться из нее наружу, ему и желали «земли пухом».

Отношение к фразе с религиозной точки зрения

Некоторые люди ошибочно считают, что выражение «Пусть земля тебе будет пухом» абсолютно идентично пожеланию «Царствия Небесного». Однако православные священники утверждают, что это далеко не так. По их мнению, Sit tibi terra levis — фраза языческая, и к христианству она не имеет никакого отношения. Ведь, согласно христианскому учению, душа в мертвом теле не остается, а покидает его, устремляясь на суд Божий. А значит, эту фразу не стоит произносить верующему человеку.

Юлия Попова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector