Анализ стихотворения михаила юрьевича лермонтова «бородино»

Краткое содержание и главные персонажи

Перед написанием сочинения на тему «Бородино» следует изучить содержание произведения и провести разбор, который поможет осознать героизм и силу духа русского народа. Герои стихотворения имеют реальных исторических прототипов. У автора их всего двое:

  1. Основной персонаж. Участник Бородинского сражения, ветеран. Старый солдат делится воспоминаниями о событиях, которые вошли в историю. Он дает справедливую оценку произошедшему, своим товарищам по оружию и врагам. С великой гордостью за свою родину старый воин говорит о погибших однополчанах. Он сравнивает свое поколение с новым, которое в его глазах слишком нерешительное и слабое: «Были люди в наше время… Богатыри — не вы».
  2. Второстепенный персонаж. Слушатель, молодой человек, племянник рассказчика. Ему небезразличны события, о которых рассказывает ветеран. Он признает, что Россия помнит день Бородина, а потомки стараются подражать великим воинам, которые прославились во время битвы.

Молодой человек просит дядю, ветерана войны, рассказать о нападении на Россию армии Наполеона. Старый солдат вспоминает о том, что русская армия долго отступала, из-за чего многие солдаты испытывали негодование. Когда дошли до Бородинского поля, русское командование решило дать решающее сражение.

Два дня шла бессмысленная перестрелка. На третьи сутки противники встретились лицом к лицу. Ожесточенная битва продолжалась до темноты и привела к большим потерям в русских и французских войсках. Защитники родины отстояли позиции и готовы были принять новый бой, но по решению командования их войско отступило и отдало Москву врагу.

Старый ветеран гордится, что участвовал в такой знаменитой битве. Одни его товарищи полегли на поле боя, другие ушли из жизни уже в мирное время.

Идея

Рассказ о событиях народной борьбы 1812 года автор поручает обычному солдату, рядовому участнику. Так он подчеркивает величие всего воюющего народа, а не только командования. Главная мысль в том, что побеждает не царь и его окружение, а простые и преданные отечеству люди, чьих потерь, бед и рисков никто не считает. Автор учит нас помнить их безмолвное самоотречение, их безропотный и великий подвиг, ставший залогом нашей свободы.

Бородинское сражение, описанное автором, является демонстрацией ценностей и идеалов народа. Это мужество, самоотверженность и любовь к Отечеству. Смысл стихотворения – возвеличить эти понятия, показать своему поколению нравственный путь, который всегда приведет к победе.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика произведения «Бородино» представлены ниже:

  1. Основная тема стихотворения Лермонтова “Бородино” — это бородинское сражение 1812 года . Данное произведение освещает именно духовную победу русских солдат над французами, так как потери в бою явно указывают на поражение отечественной армии. Но даже оно не сломило дух русских патриотов: они не сдались и не успокоились, пока не выгнали врага за пределы России.
  2. Патриотизм . Солдаты переживают, что боев долго не было, и не хотят отступать. Это говорит об их самоотверженной любви к родине. Москву они готовы защищать ценой жизни и с трудом соглашаются на то, чтобы сдать ее врагу.
  3. Героизм . На поле сражения солдаты проявили стойкость и мужество. Они шли против врага, который превосходил их, но их ряды не дрогнули. Полковник вел их в атаку и сам полег на поле боя, прославляя Родину.
  4. Тема дружбы . В минуты сражений различия в званиях стерлись, люди были братьями. Драгуны и уланы, полковники и рядовые — все были заодно, все положили свои молодые жизни за отечество.
  5. “Бородино” показывает проблему поколений . Читатель видит сожаления об изменчивости времени и характера людей, ведь нет уже “богатырей” в России, нет той силы духа и характера, присущего русскому человеку. Лермонтов бросает упрек своему слабому поколению и сетует на то, что мирное время расслабило людей и сделало их инфантильными.
  6. Проблема войны . Нашествие Наполеона бросило вызов русской армии и проверило народ на прочность. Сражение далось России тяжело, как и смирение с тем обстоятельством, что враг занял Москву. Автор описывал горы трупов и несколько дней перестрелки.
  7. Проблема управления армией в трудный военный период, умения ее организовать и сплотить перед лицом врага — это тоже повод для размышлений автора. Солдаты не одобряли стратегии руководства, но полковникам и генералам удалось направить силу войска в нужном направлении, хоть это было и нелегко сделать.

Алексей Ермолов

Генерал Алексей Ермолов происходил из небогатой дворянской семьи. С 15 лет он поступил на воинскую службу, в 17 попал под начало Александра Суворова. Одним из первых его сражений стала польская кампания, когда русские войска подавили восстание Тадеуша Костюшко. За нее Ермолов получил орден Святого Георгия 4-й степени. После этого он участвовал в Персидском походе, осаде крепости Дербент и первой войне с Наполеоном.

Ко времени Бородинской битвы Алексей Ермолов служил под началом Михаила Кутузова. Когда французская армия захватила батарею Раевского на левом фланге, где шли основные бои, главнокомандующий отправил туда Ермолова. Генерал прибыл на место боя и обнаружил, что пехотинцы беспорядочно отступают. Тогда он с батальоном солдат отправился им навстречу, остановил бегущих солдат, собрал их в «беспорядочную толпу, состоявшую из людей разных полков» и лично повел этот отряд обратно в бой. Всего за 20 минут батарею Раевского удалось отбить у противника.

История

Считается, что замысел стихотворения возник у автора ещё в 1832—1834 годах, когда на начальном этапе воплощения литературной идеи Лермонтовым было создано стихотворение «Поле Бородина». К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием. Активная обсуждаемость известных событий и героического сопротивления народа России в год антинаполеоновской кампании в широких слоях общества обусловила проявление повышенного интереса к этому историческому периоду. В частности, Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа, о роли конкретного события в истории народа и страны. Анализируя этот аспект, В. Г. Белинский позже отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел». Эта тема лермонтовского творчества получила чрезвычайно широкое распространение в этот период, она красной нитью проходит через многие его поэтические произведения второй половины 1830-х годов. Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Афанасия Алексеевича Столыпина (1788—1864), ветерана Отечественной войны, который был младшим братом бабушки поэта. В какой-то степени образ отстранённого повествователя в стихотворении на прототипическом уровне пересекается с личностью Столыпина, несмотря на то, что нарративный компонент стихотворения представляется не офицером, а безымянным солдатом-рассказчиком, мудрым (всеведающим) и проницательным участником освободительной войны, что придаёт стихотворному тексту эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение. Этот солдат-артиллерист весьма точно передаёт хоть и стихийные, но эпохальные настроения, характерные для беспристрастного народного начала, по определению являющегося внеличностным. Что касается красочного образа безымянного полковника, то его автор также не объективирует, однако в его чертах могут прочитываться прототипические личности Петра Багратиона, раненного на поле боя [источник не указан 2273 дня

], а затем и генерала от инфантерии Дмитрия Дохтурова, который заменил первого в сражении.[источник не указан 2273 дня ]

Именно народный облик солдата-рассказчика определяет неподражаемую сказовую манеру батального нарратива, которая получает органичное звучание. Такое своеобразное нарративное освещение исторической битвы придаёт ей эпохальный, универсальный масштаб, при этом само Бородинское сражение приобретает особую достоверность. Сперва ветеран описывает события, предшествовавшие самому сражению: длительное отступление русской армии, тщательный выбор места предстоящего сражения, подготовительные работы перед боем, клятва верности воинов своему патриотическому долгу

Далее автор акцентирует внимание на протяжённости ожесточённого сражения и передаёт психологическое и нравственное состояние русского войска после завершения боя. Непримиримый антагонизм двух временных культурно-исторических планов актуализирует авторский рефрен, являющийся ключевым для всего понимания стихотворения:

Автор обращается к поиску идеала в прошлом, тема искания эксплицитно заявлена в другом важном тексте Лермонтова: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», который также был написан в 1837 году. Что касается стилевого наполнения стихотворения, то о нём достаточно ёмко и полновесно отозвался Белинский: «благороден, силен и полон поэзии»

Неизвестный автор переложил стихотворение Лермонтова на музыку, после чего оно получило широкое распространение как народная песня.

Подробный стиховедческий и культурно-исторический анализ поэтического текста М. Ю. Лермонтова представлен в труде литературоведа, театроведа и педагога Сергея Николаевича Дурылина «Как работал Лермонтов» (издан в Москве в 1934 году), а также в книге известного советского языковеда и литературоведа Виктора Владимировича Виноградова «Очерки по истории русского литературного языка» (Москва, 1938)

Следует обратить внимание на литературоведческое исследование Николая Бродского, которое посвящено именно этому стихотворению и называется «„Бородино“ Лермонтова и его патриотические традиции» (увидело свет в 1948 году) и на научную статью Л. В

Кутьевой «К изучению стихотворения Лермонтова „Бородино“», которая была опубликована в первом номере литературоведческого периодического издания «Русская словесность» за 1998 год.

Бородино. Михаил Юрьевич Лермонтов

 Из школьной программы

«Бородино» — стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. Было написано в начале 1837 года. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против наполеоновского войска.В. Г.

Белинский отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел».

 Это стихотворение в школе, традиционно, учат наизусть.

Думаю, с картинками учить будет немножко легче!

— Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри — не вы!Плохая им досталась доля:Немногие вернулись с поля…Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:»Что ж мы? на зимние квартиры?Не смеют, что ли, командирыЧужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку тугоИ думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;Уж мы пойдем ломить стеною,Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечиНочная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:Кто кивер чистил весь избитый,Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:Слуга царю, отец солдатам…Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:»Ребята! не Москва ль за нами?Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучийФранцузы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди,Смешались в кучу кони, люди,И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовыЗаутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны —

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,Могучее, лихое племя:Богатыри — не вы.Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

1837

Битва состоялась 26-го августа (7-го сентября) 1812 года в 125 километрах от Москвы. Это было самое крупное сражение Отечественной войны, в нем участвовало около 130 тысяч солдат с каждой стороны. Около 50-ти тысяч человек погибло на поле боя.

Кто такие драгуны?Слово драгун впервые является в истории в XVI веке: маршал Бриссак во время оккупации Пьемонта в 1550—1560 годах посадил на коней отборных, смелых пехотинцев, дал этому отряду название Драгуны и употреблял его для быстрых набегов. Сражались, однако, эти драгуны пешим порядком.Первый полководец, давший драгунам их современное значение, был Густав II Адольф. Драгунские полки, правильно организованные, появились во Франции при Людовике XIV в 1668 году.

В Пруссии, особенно при Фридрихе Великом, драгуны часто действовали как тяжёлая кавалерия аналогичная кирасирам. В Британии название «лёгкие драгуны» являлось синонимом гусар.

В XIX веке в Германии, Австрии, Франции и Англии около ⅓ всей конницы состояло из драгун, в Италии же их вовсе не было.

В XX-м веке, в связи с массовым применением пулемётов и прочего автоматического огнестрельного оружия действия именно по драгунскому образцу стали почти единственно возможными для кавалерии.

Французские драгуны (1806 год)

А кто же такой Улан?

Уланы — наряду с гусарами род легковооружённой  новоевропейской кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор

Уланы

Самоделкин

Розы из шариков

Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова

Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.

«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний. Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).

Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».

Русская армия накануне Бородинского сражения

В составе русского войска находилось приблизительно 150 000 тысяч воинов. В арсенале армии насчитывалось 624 единиц артиллерийского орудия. Стоит отметить, что численность солдат и боевой техники по-прежнему вызывает дискуссии у историков.

Общая протяженность русской позиции на Бородинском поле занимала порядка 8 км. В первую очередь Михаил Кутузов позаботился о защите Новой Смоленской дороге (правый фланг), поскольку в случае поражения, только по ней армия могла отступать назад.

Кроме этого фельдмаршал укрепил левый фланг. Здесь были возведены полевые укрепления, назваными позже Багратионовыми флешами.

Впереди Кутузов построил Шевардинский редут, который стал серьезной помехой в развертывании наполеоновской армии. В центре располагалась батарея Курганной высоты (батарея Раевского).

Историческая основа стихотворения «Бородино»

В целом исторические реалии отражены верно. Русские войска долго отступали от границы, отступали почти до самой Москвы. Дело в том, что сражение у границы, если бы Наполеону удалось его навязать русским войскам, закончилось бы неминуемым разгромом. Французские войска в несколько раз превосходили в численности и не уступали в качестве. Поэтому командующий Барклай-де-Толли приказывал всё время отступать. Это вызвало страшные возмущения и в армии, и в народе. Вплоть до того, что Барклай-де-Толли, очень искусный и мужественный генерал, дождался гневных, несправедливых, обидных обвинений в предательстве, в том, что он немец (хотя по происхождению он был шведом), у него нерусское сердце, ему недорога русская земля, поэтому он отступает.

Рис. 20. М.Б. Барклай-де-Толли

На самом деле это была единственно возможная тактика, которая была разработана русскими военными специалистами ещё до начала войны. Русские отступали, и, как говорится у Лермонтова, ворчали старики. Бушевали и молодые генералы, которые были под командованием у Барклая-де-Толли. Барклая сместили, и командующим стал Михаил Кутузов, который продолжал делать то же самое.

Рис. 21. М.И. Кутузов

Когда русские войска хотя и не без боёв, но всё-таки преимущественно отступая, дошли почти до Москвы, встал моральный вопрос, сдать ли Первопрестольную (столицей был Петербург). Кутузов дал бой. Это было грандиозное сражение, которое обеим сторонам стоило невероятной крови.

Рис. 22. В.В. Верещагин. «Кутузов во время Бородинского сражения»

Описание батальных сцен очень живое, драматичное. Оно действительно напоминает то, что происходило. Но, повинуясь каким-то собственным законам эпического повествования, Лермонтов допускает довольно сильный отход от реалий в одном месте, где рассказчик сообщает, что отступили басурмане. Всё было не так. На самом деле отступили русские. Ночью, когда темнота сделала невозможным сражение, французы выбили русских со всех позиций, и те отступили на несколько километров. Но это не был разгром, которого желал Наполеон. Наполеон хотел, чтобы русские бежали, а не отступали в полном порядке, спокойно отстреливаясь. Наполеон велел выкатить как можно больше орудий на первую линию, которые били по отступающим колоннам. Русские продолжали отступать в строгом порядке. Раздражённый Наполеон сказал: «Им, видимо, мало. Дайте им ещё!». Выкатили ещё орудия.

Рис. 23. В.В. Верещагин. «Наполеон на Бородинских высотах»

Наступила темнота, сражение прекратилось. Кутузов собирался продолжать бой на другой день, но к нему поступили сведения о размерах потерь, и он принял решение отступать, чтобы сохранить армию. После чего было принято трагическое решение оставить Москву. Французы вошли в Москву, она вскоре загорелась и выгорела почти полностью. Это было катастрофой для русских, которые потеряли старую столицу как город, и для французов, которые остались в том выжженном городе, не понимая, что им делать дальше, как продолжать войну, потому что мира с ними не заключали. Вскоре после этого Наполеону приходится отступать по разорённым территориям. На обратном пути армия его фактически погибла. Так русские выиграли войну.

Главные герои

Действующих лиц в картине двое дядя с юношей-рассказчиком. Первый является старым солдатом, который побывал на войне двенадцатого года и рассказывает, как проходило Бородинское сражение. Он считается ветераном, который все видел и чувствовал на войне.

Герой трезво оценивает события тех лет, дает свою оценку происходящему, выражает гордость за русских, а также высказывает разочарование о современном обществе.

Юноша выступает в роли молодого человека, которого интересует судьба и история Родины, ему любопытно знать подробности Отечественной войны. Поэтому он приходит к дяде и спрашивает у того, как участника тех лет, что происходило. Он осведомлен о Бородинской битве, знает, что ее помнит вся Россия, и выражает надежду, что молодое поколение начнет брать пример с ветеранов, встанет мужественно за Отчизну в нужный час и будет защищать ее.

Это интересно: исследователи стихотворения смогли найти прототипы героев. Юношей является сам автор, а дядей старый солдат Андреев, который и ведет рассказ. Он был унтер-офицером лейб-гвардии пехоты, и Лермонтов хорошо был знаком с этим человеком.

Познакомились они в 1836 году, когда Михаил Юрьевич занимался в мастерской рисованием. Андреев в то время заказал свой портрет в честь 25-летия сражения. Тогда-то писатель и познакомился с участником и узнал подробности его жизни.

Темы и проблемы

Основная тема стихотворения — патриотизм. Автор желал показать мужественный подвиг своего народа на войне. В произведении он подчеркнул роль солдат и народа в борьбе против врагов. Русские люди в его представлении обладают отвагой и героизмом. Благодаря этим качествам страна смогла освободиться от захватчиков, но цена этому — пролитая кровь героев и их жизни.

Поэт поднимает проблему исторической памяти народа и говорит, что люди не должны забывать своих предков и их наследие. Он гордо сообщает, что вся страна помнит день Бородина. А само повествование похоже на беседу, во время которой представители старшего поколения передают свой опыт молодежи.

Лермонтов задевает тему войны и повествует про обычные будни солдат на фронте, рассказывает про проблемы простых армейцев. Между ними и офицерами образовалась пропасть. Простые люди не могли постичь смысла сложных высказываний командования, и их тревожит непонимание своей задачи

Автор показывает, как важно, чтобы офицеры сами подавали своим подчиненным пример героизма. Именно таким он изображает полковника, который погиб во время битвы

Он был благородным человеком и мог повести за собой людей.

Стихотворение начинается с противопоставления характеров представителей нынешнего поколения старшему. Старики жалуются, что молодежь спит и бездействует. Они боятся, что нынче никто не будет так рваться в бой, как было в их время — с этого начинается рассказ. Заканчивается он тем же: солдат вспоминает о прошлом, восхваляет былые подвиги, которые могут не состояться нынче. В этом противопоставлении выражается вечная проблема отцов и детей.

Главная идея поэзии — прославление народа и его подвига. Эта мысль переплетается с другой — сожалением о том, что нынешняя молодежь не похожа на представителей старшего поколения в их годы.

Композиция и средства выразительности

Поэт написал произведение ямбом, используя семистишие — редкий способ изложения. Это монолог главного героя, который отвечает на вопрос, заданный племянником в начале произведения. Композиция закольцовывается: начало и конец истории очень похожи.

Рассказ участника героических событий эмоционален, пронизан гордостью и легкой грустью. Его воздействие усиливают многочисленные вопросы («Что ж мы? На зимние квартиры?»), а также применяемые автором средства выразительности:

  • олицетворения: «звучал булат, картечь визжала»;
  • сравнения: «как наши груди»; «знамена, как тени»;
  • эпитеты: «протяжный вой»; «в земле сырой».

Автор удачно сочетает простую устную речь («ушки на макушке», «тут как тут») и возвышенные фразы («сверкнув очами», «ликовал»). Использована гипербола: «и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел».

История создания

25-летию победы русских над французами была посвящена поэма Лермонтова “Бородино”. Михаил Юрьевич стал первым поэтом, осветившим историю страны так, как ее видят люди, а не правители и чиновники. В 1837 году победу праздновали на государственном уровне, в Москве заложили московский Храм Христа Спасителя, а в храмах почтили память павших героев молебном. Лермонтов тоже решил внести свой вклад и вспомнить подвиги народа в поэме. Впервые работа была опубликована в журнале “Современник”, где Пушкин работал главным редактором. Александр Сергеевич решил поддержать молодого поэта и пропустить его творчество. Так оно дошло до наших дней.

История написания поэмы «Бородино» была бы немыслима без автобиографических подробностей из жизни поэта. Брат его бабушки, Афанасий Столыпин участвовал в знаменитом Бородинском сражении. Именно он поведал внуку историю из первых уст. Будучи офицером, он видел войну без прикрас — такой, какой она была на самом деле. Эти впечатления легли в основу работы поэта и сделали ее такой настоящей, искренней и живой.

Смерть Александра Бородина

Не так просто написать биографию Бородина кратко. Ведь было так много творчества, достижений и интересных моментов.

Александр Бородин умер от сердечного приступа в феврале 1887 года. В тот момент он танцевал и вдруг упал, схватившись за сердце. Он скончался в окружении близких друзей. Похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. На этом заканчивается краткая биография композитора Бородина.

Александр Бородин оказал большое влияние на классическую музыку России, Средней Азии и других стран. Позже Прокофьев, Хачатурян и другие известные композиторы продолжили его дело. И сейчас концерты с его произведениями собирают полные залы, откликаются в душах самых разных людей. Прокофьев — наша гордость, наше наследие. Пример одаренного человека, который сочетал в своей жизни науку, музыку и помощь людям.

Мы постарались представить биографию Бородина кратко, собрать самые интересные моменты, но о таком человеке можно рассказывать долго.

Потери сторон после Бородинского сражения

В ходе Бородинского сражения потери русских составили по разным оценкам до 46 тыс. убитыми, ранеными и пропавшими без вести; французов – от 30 до 40 тыс. человек убитыми.

В мировой истории найдется немного таких битв, которые унесли столь много жизней за такой короткий период времени. После боя Бородинское поле представляло собой настоящее кладбище.

Кроме огромных потерь среди простых солдат, в ходе Бородинского сражения обе стороны потеряли и немало генералов. У русских погибло 4 генерала, а 23 получили ранения разной тяжести. У французов погибло 12 генералов, а 38 получили ранения.

Наполеон в Бородинской битве

В итоге Михаил Кутузов смог защитить Москву и изгнать противника за пределы России. Непобедимая армия Наполеона была сокрушена и разбита.

После Бородинского сражения русские поверили в свои силы и воспряли духом, в то время как французы были полностью деморализованы. За победу над армией Наполеона, Кутузов удостоился звания генерал-фельдмаршала и вошел в историю России, как один из самых выдающихся полководцев.

В конце рекомендуем к прочтению интересные факты об Отечественной войне 1812 года.

Теперь вы знаете, чем примечательно Бородинское сражение 1812 года. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею с друзьями и подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

История создания

25-летию победы русских над французами была посвящена поэма Лермонтова “Бородино”. Михаил Юрьевич стал первым поэтом, осветившим историю страны так, как ее видят люди, а не правители и чиновники. В 1837 году победу праздновали на государственном уровне, в Москве заложили московский Храм Христа Спасителя, а в храмах почтили память павших героев молебном. Лермонтов тоже решил внести свой вклад и вспомнить подвиги народа в поэме. Впервые работа была опубликована в журнале “Современник”, где Пушкин работал главным редактором. Александр Сергеевич решил поддержать молодого поэта и пропустить его творчество. Так оно дошло до наших дней.

История написания поэмы «Бородино» была бы немыслима без автобиографических подробностей из жизни поэта. Брат его бабушки, Афанасий Столыпин участвовал в знаменитом Бородинском сражении. Именно он поведал внуку историю из первых уст. Будучи офицером, он видел войну без прикрас — такой, какой она была на самом деле. Эти впечатления легли в основу работы поэта и сделали ее такой настоящей, искренней и живой.

Жанр, размер

На то, к какому жанру принадлежит поэма «Бородино», ответы весьма разные. По мнению одних – это народная ода, других – баллада, третьи же считают данное произведение батальной поэмой. Все же, анализируемое произведение правильнее всего будет отнести к поэме, поскольку мы можем наблюдать описание эпических событий, которые имеют четкую сюжетную линию, имеющую значение весьма глобальное в истории.

Баллада затрагивает больше личную жизнь. Одой назвать данное произведение так же сложно, поскольку манера изложения выбрана разговорная.

Что же касается направления произведения, то это реализм. В поэме описаны события 1812 года, которые происходили на самом деле. Так же «Бородино» было написано со слов очевидца, принимавшего участие в данном сражении.

Присущи в произведении и черты романтизма, так как мы видим неподдельное восхищение поэта героями, которые бесстрашно сражались за свою Родину.

В произведении Михаил Юрьевич использует трехстопный и четырехстопный ямб.

Темы

  • героического наследия, патриотического настроя, который свойственен русским людям,
  • героизма, вопросов прошлого с настоящим, сопоставление этих двух явлений,
  • сожаления о будущем обществе, о том, что люди не богатыри,
  • народа в историческом прошлом и будущем страны, его роли в переломные исторические моменты,
  • героического руководства армией командиров. К примеру, был описан полковник, который вместе с солдатами ринулся в бой защищать Отчизну. Тем самым, он воодушевил солдат.

Главными темами произведения является критика героев своего времени и патриотизм простого русского человека. Эти две темы прослеживаются как на поверхности, так и между строк.

Критика героев своего времени

Известный критик Белинский отмечал, что упрек обновленному поколению, не способному сделать что-то полезное для общества, является главной темой стихотворения. Поэт одно время критикует современных ему личностей и сравнивает жалкие достижения его поколения с достижениями предшествующего поколения, но и в то же время выражает надежду, что урок истории будет получен.

Патриотизм простого русского человека

Другая важная тема, поставленная в произведении, тема поколения и патриотизма. Лермонтов, несмотря на упреки, воспевает патриотизм русского человека, его силу духа, мужество и смелость.

Он говорит, что солдаты молчаливо озлоблены на действия управляющего войском и вынуждены повиноваться приказу, но готовы идти в бой и сражаться за лучшее будущее. Но когда командир призывает людей защитить столицу, они тут же идут на смерть, лишь бы спасти Родину и не отдать ее врагу.

Поэтому Михаил Юрьевич выражает надежду, что пока такие отчаянные люди есть, страна не погибнет.

Жанр

Жанром “Бородино” принято считать лирическое стихотворение. Многие исследователи определяют его как балладу или народную оду. Все эти определения верны. Близость к балладе доказывает наличие повествовательного характера, народной оде – воспевание славы и патриотизма русских солдат. Стихотворение пестрит приёмами звукописи, которые красочно передают картины сражения, звуки ударов, выстрелов, рукопашных схваток. Специальная лексика, использованная в стихотворении, подчёркивает реалистичность повествования и знание рассказчиком военных тонкостей: “булат”, “лафет”, “редут”, “картечь”, “кивер”.

История создания «Бородино» Лермонтова

История необычная. С самого детства М. Ю. Лермонтов находился в окружении людей, переживших многие отечественные войны, в том числе и Бородино.

Все они оказали огромное влияние на автора и помогли ему осознать свой жизненный путь. К тому же, когда писатель подрос, его взяли в армию, где он также познакомился с участниками того военного события.

Год написания «Бородино» 1836. Создавая сам текст, автор внес массу коррективов в услышанные истории, в том числе о месте нахождения солдат. Также немного видоизменил произнесенные речи воодушевления от Мохнатина.

В конечном счете, в 1837 году в местном журнале было издано знаменитое детище автора, которое прославило его на весь мир. Интересно, что оно сразу получило много отзывов.

Русская армия жаждала сражения

Самоуверенность подвела французов. Они были уверены в победе и не знали, насколько мощно «вгрызутся» русские артиллеристы в родную землю, сколь яростно они будут поливать элитные французские части картечью. Они не ведали, что такое «наш рукопашный бой». Наполеон все-таки не был стратегом.

Патриотический подъем был значительным. Наконец, армии предоставлялась возможность вступить в настоящее дело!

«Полковнику нашему» (речь идет, скорее всего, о генерале от инфантерии Петре Ивановиче Багратионе) Лермонтов в уста вложил сакраментальную вышеупомянутую фразу о Москве. Забегая наперед, скажем, что его, смертельно раненного в этой битве, Наполеон назвал лучшим генералом России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector