Коложская церковь города гродно

История Коложской церкви

Точная дата начала строительства неизвестна, но предполагают, что каменная церковь на крутом берегу реки Неман в Гродно была возведена в 1140-1170 годы. Сыновья Гродненского князя Всеволода основали храм в честь первых древнерусских святых – князей Бориса и Глеба.

Еще одно название церкви, ставшее гораздо более знаменитым – Коложская – связывают с урочищем Коложань в Гродно, на котором и был построен храм. Слово «коложань» в древнерусском языке обозначало место, где бьют родники.

Вторая версия появления этого названия связана с переселением в 1409 году после победного похода князя Витовта на Псков жителей пограничной крепости Коложа.

Большой пожар 1184 года в Гродно уничтожил Нижнюю замковую церковь, и вскоре именно Борисо-Глебская стала главным храмом города.

В течение XIV века в результате многочисленных нападений крестоносцев церковь пришла в упадок, а во время войн с Московским княжеством была значительно повреждена войсками Ивана III.

И все же главной опасностью для отреставрированного в XVI веке храма оказалась природная стихия. Не однажды церковь на высоком берегу Немана страдала от размывов и оползней.

В ночь на 2 апреля 1853 года южная и часть западной стены вместе с потолочным перекрытием обрушились в реку: 40 лет церковь оставалась заброшенной. Новые повреждения принесли оползни 1864 и 1889 годов.

Однако несмотря ни на что уникальный храм в Гродно не исчез. В 1894-1906 годах был укреплен берег, вместо рухнувших каменных стен построили более легкие деревянные, а на новой крыше устроили главку с ажурным позолоченным крестом. В таком виде храм сохранился до наших дней.

К началу ХХ века был разработан и проект восстановления, но его воплощению помешала Первая мировая война.

В советское время Коложская церковь была закрыта для богослужений: в 1948 году передана историко-археологическому музею, а в 1967-м вместе с Замковой горой вошла в состав Гродненского историко-археологического заповедника.

Только в начале 1990-х Коложу вернули Белорусской православной церкви: знаменитая святыня вновь стала действующим храмом.

Коложская церковь

Рекомендовать место

14

Коложская церковь расположена на берегу реки Неман в городе Гродно. От обрыва ее стены отделяет всего лишь пара метров. Это настоящий историко-архитектурный заповедник, основная достопримечательность города.

Коложская (Бого-Глебовская) церковь или Каложа, как зовут ее местные жители — единственная постройка, сохранившаяся со времен домонгольского периода. Ее отличает полихромная кладка, и фрески в конхах. Каложа несколько раз реставрировалась, а потому и в наши дни является действующей церковью — здесь ежедневно проходят службы.

Интересна история происхождения названия церкви — Коложская. Одна из версий касается населенной местности, в которой построена церковь — Коложень (от славянского) Коложей (или коложенью) славяне называли древнюю языческую рощу, святилище, где из земли бьют многочисленные родники.

Возрождение Коложской церкви Беларуси

В начале ХХ века была запланирована реставрация, но Первая мировая война не позволила воплотиться плану в жизнь. С приходом власти Советов Борисо-Глебская церковь прекратила работу, службы в ней не проводились. В 1948 г. ее передали историко-археологическому музею, а в 1967 г. перевели в состав Гродненского историко-археологического заповедника. Только после распада Советского Союза в начале девяностых годов Свято-Борисо-Глебская церковь Беларуси открыла свои двери для прихожан, в ней снова стали проводиться службы и обряды.

Городские власти при участии сотрудников ЮНЕСКО произвели укрепление берега реки Неман. Сегодня специалистами разработаны проекты по возрождению Свято-Борисо-Глебской церкви в том виде, в каком она была построена в XII веке. Но работы по реконструкции были приостановлены. В связи с расположением в сложном геологическом месте, а также за неимением данных об ее первоначальном облике. Немного позже учеными были найдены сделанные за год до обрушения чертежи обвалившихся стен. Это позволило архитекторам создать новый проект восстановления святыни в облике до 1853 года.

Коложская церковь Гродно является одним из наидревнейших действующих храмов в Беларуси, ее поистине можно назвать жемчужиной города Гродно. Храм развивается, при нем открыта воскресная школа, а также действует домовой храм, названные в честь иконы Божией Матери Коложской. Все же есть надежда на то, что эта уникальная православная святыня будет полностью восстановлена и отреставрирована на радость жителей и гостей города!

(Visited 1 761 times, 1 visits today)

Достопримечательности вблизи Коложской церкви

Гродно – один из немногих городов Беларуси, где сохранилась большая часть старинной застройки, а благодаря смешению разных культур и конфессий он выделяется особым очарованием.

Центр Гродно является архитектурным заповедником: на площади свыше 300 гектар расположено более 400 зданий, имеющих историческую ценность.

Кроме уникальной Коложской церкви, здесь можно увидеть королевские Старый и Новый замки XVI и XVIII веков, дворцы магнатов, великолепные церкви, костелы и монастыри, городские кварталы конца XIX – начала XX веков.

Среди знаменитых достопримечательностей Гродно:

  • Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь
  • Кафедральный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Кафедральный костел Франциска Ксаверия (Фарный костел) и бывший монастырь иезуитов

  • Костел Обретения Святого Креста и монастырь бернардинцев
  • Гродненский костел и монастырь францисканцев
  • Благовещенский Костел и монастырь Святой Бригиты
  • парк Жилибера (Жан Эмманюэль Жилибер возглавлял в Гродно первую врачебную академию, при которой были созданы госпиталь и крупнейший в Европе ботанический сад)
  • Театр кукол (самая старая театральная сцена Беларуси)

Достопримечательность Фарного костела – высокий деревянный алтарь, который украшают более 20 фигур апостолов и святых. На одной из башен храма установлен старейший в Европе часовой механизм (часы в Гродно даже старше пражских).

Рядом с Фарным костелом расположена действующая аптека-музей – первая в Европе, основанная в отдельном здании.

Самый большой храм в Гродно – Фара князя Витовта, построенная в 1389 году по приказу великого князя, пережила несколько пожаров, а в 1961 году католическая святыня была взорвана. В 2014 году на месте храма появилась скульптурная композиция в виде полуразрушенной арки с памятной надписью.

Помимо этого, на месте католического монастыря бернардинок ХVII-ХХ веков (Свято-Борисоглебского) можно увидеть необычную скульптуру в память об утраченных храмах Гродно – «Поклонные кресты».

версия для печати
сделать стартовой
добавить в избранное

История[править | править код]

Реконструкция Коложской церкви академика архитектуры Ивана Ивановича Горностаева 1864 года.

Предположительно, церковь была построена во время правления гродненских князей Бориса и Глеба Всеволодковичей (первый умер до 1166, второй — в 1170) и освящена в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. По другой версии — храм возведён в 1180-е годы детьми Бориса и Глеба. Возведение храма осуществлялось на месте урочища Коложань (название «коложань, коложень» обозначает место, где бьют многочисленные родники), которое почиталось окрестными язычниками. Согласно другим исследованиям, название урочища происходит от жителей псковской крепости Коложа, взятых в плен великим князем Витовтом во время его нападения на Псков в 1406 году, и поселённых на территориях, прилегающих к Борисоглебской церкви. После разрушительного пожара 1184 года, который уничтожил соборную церковь древнего Городена, Борисоглебская церковь стала главным городским храмом. То же посвящение Борису и Глебу имела древнейшая церковь Новогрудка, вероятно, строившаяся в одно время с Коложской и, возможно, при участии гродненских мастеров.

К началу XVI века Коложская церковь пришла в упадок. У храма отсутствовала крыша и верхняя часть стен. Предположительно, разрушение храма связанно с частыми набегами крестоносцев в XIII—XIV веках. Согласно легенде, изложенной униатским священником XVIII века — Кульчинским, церковь была разрушена в XV веке московскими войсками Ивана III, осаждавшими Старый замок, во время русско-литовской войны 1487—1494 годов, и якобы засыпавшими Коложскую церковь песком, чтобы, поставив на неё пушки, стрелять по замку. Позднейшие исследования не подтверждают эту легенду. В XVI веке церковь была отреставрирована, но уже в XVII веке вновь повреждена. Храм не имел окон и дверей и летом служил стойлом для скота.

Неудачное, с точки зрения геологии, положение храма, возведённого на краю высокого берега реки, определило постоянную опасность обрушения церкви, из-за оседания грунта, подмываемого Неманом. В 1720 году одна из стен наклонилась, но сползание грунта было остановлено посадкой деревьев. Однако в ночь с 1-го на 2-е апреля 1853 года южная и часть западной стены обрушились. В 1889 году обрушилась южная апсида. В дальнейшем недостающие стены были заменены деревянными.

В 2017 -2018 годах была отремонтирована деревянная стена храма. Аутентичный каркас был сохранён, а наружная обшивка заменена. В качестве материала использована термодифицированная сосна. В помещении церкви был установлен стеклянный пол, через который можно видеть основание утраченного столба.

В настоящее время храм действующий. В 1995 году его посещал патриарх Алексий II.

Аповед 4. Каложскі манастыр. Пачатак

Дарагія наведвальнікі сайта kalozha.by! Замест абяцаных двух тыдняў новага гістарычнага аповеду прыйшлося чакаць амаль два месяцы – жыццё ўнесла свае карэктывы ў нашыя планы. Аднак сёння мы рады прадставіць вам новы аповед.

Уявіце, што ўся гісторыя манастыра пры Каложскім храме запісана ў старажытным рукапісным манускрыпце. На яго старонках згадваюцца сумныя і радасныя падзеі, перасякаюцца лёсы многіх людзей. Але гэтая кніга пакрылася тоўстым слоем пылу — вось ужо амаль сто гадоў , як у ёй не з’яўляюцца новыя запісы – у 1915 годзе Свята-Барыса-Глебскі мужчынскі манастыр спыніў сваё існаванне. А за сваю шматвяковую гісторыю манастыру ёсць што распавесці людзям, якія не абыякавыя да гісторыі сваёй Айчыны. «Хто ж і калі зноў пагартае пажоўклыя старонкі манастырскага летапісу, так даўно адданага забыццю?» – магчыма, здзівіцца чытач. А гэтай асобай будзе той, хто … цяпер чытае гэтыя радкі. Што ж, дакранемся да гісторыі?

Самая древняя церковь Беларуси находится в Гродно.

В 16 веке церковь Бориса и Глеба подвергалась реставрационным работам, однако спустя столетие ее вновь сильно повредили. К концу 17 века в храме не было ни окон, ни дверей, а летом постройка церкви служила стойлом, предназначенным для скота местных жителей. Впоследствии было установлено, что церковь имеет неудачное месторасположение из-за постоянного оседания грунта, который регулярно подмывает Неман. В итоге в 1853 году практически половина церкви полностью обрушилась. Немного позже недостающие части храма были восстановлены деревянной достройкой. Сегодня православная святыня является действующей.

Внутри стен храма вмурованы специальные голосники, которые позволяют создавать уникальную акустику внутри Борисоглебской церкви. К слову, весь декор храма весьма оригинален, поэтому многие историки предполагают, что в 17 веке в Гродно была своя архитектурная школа.

Посещение Коложской церкви входит в программу многих экскурсий.

Неудивительно, что посещение этого чудом сохранившегося памятника архитектуры входит во все экскурсионные туры по Беларуси с посещением города. Удивительные достопримечательности Гродно обязательно стоит посмотреть, путешествуя по Беларуси: великолепный Фарный костел, Старый замок и Новый замок, одна из немногих сохранившихся в Беларуси кирха и многие другие памятники архитектуры, подобных которым Вы не увидите больше нигде в Беларуси.

Архитектура Коложской церкви

Борисо-Глебская церковь – уникальный образец древнего каменного зодчества, возведенный мастерами гродненской архитектурной школы.

Проект церкви принадлежит к традициям византийской храмовой архитектуры, но при этом не имеет прямых аналогов ни в древнерусском, ни в балканском зодчестве.

По плану Коложа – это шестистолпный, трехапсидный храм с дополнительным пространством в предалтарной части.

Его уникальная особенность – множество керамических сосудов-голосников, встроенных в своды стен и выходящих наружу горлышками, благодаря чему многие века здесь сохраняется замечательная акустика и так прекрасно звучат церковные песнопения.  

Кроме того, опорные столбы имеют редкое для православных храмов круглое сечение, и при небольших размерах здания (длина – 21, 5 м, ширина – 13, 5 м) внутри церковь кажется просторной. Это достигается и за счет стен (толщина – около 1,2 м), в кладке которых использовался очень тонкий и плоский кирпич-плинфа.

Еще одна знаменитая особенность Коложи – украшение фасадов и стен вставками из больших полированных камней и многоцветных майоликовых плиток в форме крестов.

Внутреннее убранство Коложской церкви украшали уникальные фрески, фрагменты которых были обнаружены в 1970-х на алтарном своде и в нишах.

Архитектура[править | править код]

Интерьер Коложской Церкви.

Коложская церковь представляет собой крестово-купольный храм, трёхапсидный и шестистолпный. Кладка стен выполнена из плинфы, использован также кирпич в декоративных целях. Церковь снаружи не оштукатурена, что позволяет видеть декоративные достоинства её полихромной кладки. Фасады украшены декоративными вставками из отполированных гранитных и гнейсовых валунов определённой цветовой гаммы (красные, коричневые, тёмно-малиновые, серо-зелёные, оливковые). Верхняя часть стен украшена поливными керамическими плитками. Стены сохранились не полностью, так как в 1853 году в результате оползня частично обрушились; до нашего времени также не дошли первоначальная главка и своды. В стены церкви вмурованы многочисленные кувшины-голосники, улучшающие акустику храма. Пол был украшен сложным узором из майоликовой плитки. При реставрации в 1870 году были открыты старинные фрески в конхах.

Архитектура церкви не имеет аналогов среди сохранившихся сооружений и напоминает композицию более раннего городенского собора — Нижней церкви, известной по археологическим исследованиям. Этот факт даёт возможность полагать существование в конце XII века в Гродно обособленной архитектурной школы, развивавшейся отчасти под влиянием романики.

Интересные факты

В честь Коложской церкви назван один из крупнейших международных фестивалей православных песнопений в Беларуси – «Коложский благовест», который ежегодно (в феврале) собирает в Гродно лучшие церковные и светские коллективы.

В мае 2014 года в минском парке Челюскинцев открылась художественная выставка под открытым небом «Спадчына Беларусі», где среди снимков архитектурных памятников Беларуси можно увидеть увеличенное изображение Коложской церкви.

Во время Х Республиканского фестиваля национальных культур возле храма в Коложском парке появилась необычная Аллея Дружбы народов, где высадили 35 редких деревьев по числу национальных диаспор-участников форума.

Современный вид

В своем современном виде Коложская церковь представляет следующую картину.

Сохранились (без верхних частей) северная половина западной стены, северная стена, апсиды жертвенника и алтаря с их сводами и парой прямоугольных со срезанными под 45° углами восточных столбов, точнее,— частей восточной стены основного объема храма, прорезанной арками. Из четырех круглых подкупольных столбов сохранилась западная пара, восточная пара была известна по рисункам и установлена раскопками. Третья пара столбов, отделявших западный неф или нартекс, не сохранилась, но их место определяет положение лопаток.

Кирпичная кладка стен покоилась на фундаменте глубиной 1,50 м из валунного камня средней величины. Камни не были скреплены связующим раствором и были лишь пересыпаны землей или песком. Кирпичная кладка стен порядовая, со швом связующего, иногда превосходящим толщину кирпича. Раствор извести — с примесью кирпичной крошки, мелко рубленной соломы и угольков; последние могли попасть в известь при ее обжиге. Перевязь швов соблюдается относительно. Внутренняя полость стены частью заполнена кирпичным ломом и мелкой булыгой, так что система кладки в целом носит характер промежуточный между оплошной кирпичной и полубутовой кладкой.

Кроме обычного кирпича, в Коложе применен лекальный и фасонный кирпич — со скругленным углом для обломов пилястр, с полукруглой широкой стороной для выкладки профиля арочных проемов окон, со скошенными короткими сторонами (трапециевидный) для кладки срезанных под 45° углов столбов и угловых лопаток.
Кирпич имеет знаки на длинной стороне. Среди них есть «буквенные» знаки.

В самой общей форме Коложская церковь может быть определена как шестистолпный храм— колонны, переходящие к крестчатому сечению на большой высоте. Эта форма столбов выделяет центральное пространство храма, придавая ему более просторный, «зальный» характер.

Западная пара столбов была также круглой, но большего сечения соответственно большей ширине лопаток. Алтарные апсиды полукруглой формы довольно массивны и сильно выступают к востоку. В средней апсиде по ее периметру идет кирпичное седалище для клира. В простенках апсиды помещены проходы и окна в боковые апсиды и узкие лестницы, идущие в толще стен последних до высоты 5 м и выходящие на северную и южную стены. Интересной технической деталью являются перекрытия лестницы в апсиде жертвенника.

В отличие от обычной системы подкупольные столбы не крестчатой, но круглой формы.

В нижних частях стен и лопаток сделанряд узких — высоких или низких — арочных ниш. Ныне они почти все заложены и оштукатурены.

В храм вводят три двери с арочным верхом, очень вытянутые по своим пропорциям.

В верхней части стен располагались узкие окна с арочными перемычкам. Здесь их по два в каждом из угловых делений фасада.

Наиболее яркой и своеобразной чертой Коложской церкви является обработка ее фасадов. Они членятся плоскими трехуступчатыми лопатками, сближающимися с пучковыми пилястрами смоленского храма Михаила архангела, Троицкого собора в Пскове, церкви Пятницы в Чернигове и ряда других памятников конца XII в. Однако верхний элемент лопатки в Коложской церкви является не полуколонкой, но плоской тягой со скругленными углами. Угловые западные лопатки простые, плоские. Характерной чертой является срез их углов под 45°. Лопатки опираются на невысокий цоколь, имеющий также уступчатый профиль и образующий при сопряжении с лопатками своеобразную ступенчатую «базу». На фасадах апсид никаких тяг нет, но арки их окон были украшены нарядным профилем из лекального кирпича. Вся поверхность стен вплоть до узких срезов угловых лопаток, средних тяг пилястр и простенков меж окнами убрана с необычайной роскошью вставками полированных и необработанных плоских валунов и майоликовых плиток коричневого, зеленого и желтого тона.
Камень использован двух пород — это граниты и гнейсы разнообразных оттенков, строго подобранных, однако, в определенной гамме тонов — коричневых, красных, темномалиновых, серовато-зеленых и оливковых. Крупные камни сосредоточены в нижних частях стен и около входов, выше они мельче; также мелкие камни подобраны для узких плоскостей лопаток.

На северном фасаде дважды изображен крест на ступенчатой «голгофе». В размещении крестов и камней наблюдается известная симметрия, но зодчие-декораторы не придерживаются ее строго, внося определенный дух живописности и свободы в систему убранства в целом. Эта черта декора Коложской церкви роднит его с народным искусством вышивки. Основной красный фон кирпичной кладки со сравнительно широкими белыми швами не был закрыт побелкой и образовал великолепное сочетание с полихромией камня и майолики.

Гістарычныя аповеды. Аповед пяты. Каложскі манастыр. Час выпрабаванняў

Карта Гародні 1706 года (фрагмент з Каложскім манастыром)Уважлівы чытач памятае, што апошні аповед закончыўся спрэчкай паміж праваслаўнымі і грэка-каталікамі, каму павінен належаць манастыр. І, як ведаеце, канчаткова  манастыр застаўся за апошнімі. Але гісторыя не заканчваецца на гэтым. Лёс падрыхтаваў шмат выпрабаванняў манастыру, і сёння мы працягнем нашу гістрычную вандроўку.

У 1630-я гады манастыр набыў «две уволоки земли в Бакштах» (верагодна, сёння гэта аграгарадок у Шчучынскім раёне). Архімандрыт Каложскага манастыра аднавіў там царкву, і ,як сведчыць І. Кульчынскі, па прадстаўленні мітрапаліта ён атрымаў ад яго міласці караля Уладзіслава IV прывілей, згодна якому «Бакштанская церковь … придана была навсегда монастырю».

Воздействие воды и безразличие властей

Уже девять веков уникальная древняя церковь Гродно стоит на берегу Немана. Много бедствий и разрушений она повидала на своем веку. Так в XIV веке святыня страдала от многочисленных нападений крестоносцев, после которых она была почти разрушена. Большие повреждения ей нанесли и войска Московского княжества. Лишь в XVI веке разрушенный храм был восстановлен.

Все время существования огромный вред храму наносила природа. Коложская церковь Беларуси стоит на высоком берегу реки, поэтому нередко стены подвергались оползням и размывам. В апреле 1853 г. стихия так повредила здание, что в реку упали южная и часть западной стены, а также потолочное перекрытие. Долгих 40 лет разрушенный храм не реставрировался и стоял заброшенным. В этот период оползни продолжали размывать берег и в 1864 г. и 1889 г. еще больше разрушили Коложскую церковь.

Несмотря на войны и нападения, буйство природы и всеобщее безразличие к святыне, этот уникальный храм сохранился до наших дней. В 1894-1906 гг. после укрепления берега вместо обвалившихся стен из камня были сооружены более легкие деревянные, а новая крыша была увенчана главкой, на которой возвели позолоченный ажурный крест. В таком виде Борисо-Глебская церковь стоит и сейчас.

Гістарычныя аповеды. Аповед другі. Гарадзенская архітэктурная школа

Крыжова-купальны стыль Каложскай царквыГарадзенскія цэрквы XII стагоддзя, пабудаваныя пад кіраўніцтвам таленавітага дойліда Пятра Міланега, маюць шэраг цікавых асаблівасцяў. Шмат іх сустракаецца па-асобку ў іншых месцах, але разам – нідзе болей ва ўсім славянскім свеце. Гэта ставіць пабудовы гарадзенскай архітэктурнай школы на адну ступень з найцікавейшымі прыкладамі іншых славянскіх (і не толькі) архітэктурных школ гэтага перыяду. Але ж якія характэрныя рысы гарадзенскіх храмаў даюць выснову сцвярджаць пра існаванне самабытнай гарадзенскай школы дойлідства? Менавіта пра гэта і пойдзе гаворка ў сённяшнім аповедзе.

Гарадзенская архітэктурная  школа склалася ў другой палове XII ст. і ахапіла Горадзен, Ваўкавыск і Навагрудак. Інтэнсіўнае мураванае будаўніцтва ў адзначаны перыяд сведчыць пра заможнасць гараджан і дазваляе казаць пра Горадзен як пра значны эканамічны цэнтр рэгіёна. Але іх унутраная блізкасць і невялікая колькасць паказвае на тое, што будаўніцтва каменных помнікаў у Гарадзенскім княстве доўжылася не больш за два дзесяцігоддзі.

Коложская церковь сегодня

Сегодня Коложская церковь – один из самых древних действующих храмов в Беларуси, где проводятся богослужения и таинства. Также при Свято-Борисо-Глебской церкви действуют воскресная школа и домовой храм в честь иконы Божией Матери Коложской.

В 1990-е годы из-за угрозы новых оползней при участии зарубежных специалистов были проведены работы по укреплению берега реки. В то же время ученые предложили проекты реконструкции Коложской церкви – по образу XII века и до катастрофы 1853 года.

Однако сложные геологические условия местности и недостаток достоверных сведений о первоначальном облике храма замедляли ход работ. Позже в архивах были найдены чертежи западной и южной стен Коложи, сделанные за год до большого обрушения.

Архитекторами был обоснован проект реконструкции Коложской церкви в облике до 1853 года. Документов о храме ХII века, который на протяжении столетий менялся, мало, однако новые сведения могут быть учтены в проекте.

В 2010 году в Беларуси началась общественная акция «Восстановим Коложу вместе!», с помощью которой собираются средства на реставрацию древнейшей святыни.

Кроме того, есть идея построить рядом с храмом уменьшенную копию-муляж Коложи XII века. Воссозданная с помощью новейших технологий и материалов, она могла бы стать интересным объектом для туристов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector