Ахмадулина, белла ахатовна

Религиозные особенности

Стихотворение Беллы Ахмадулиной необычно: в его строфах авторские слова чередуются с церковнославянскими цитатами из богослужебных текстов. «На мотив икоса» — удивительное сочетание священного текста и откровенного человеческого слова. В основе стихотворения — канонический акафист Иисусу Сладчайшему. Акафист — это разновидность хвалебного церковного песнопения, молитва Спасителю. Акафисты совершаются молящимися стоя. В состав акафиста входит 12 икосов. Икос — это песнь, также содержащая восхваление и прославление Иисуса, чтимого святого или празднуемого церковного события. К примеру, в своем тексте Ахмадулина дословно цитирует 1-й икос: «Ангелов Творче и Господи Сил, / отверзи ми недоуменный ум» (Перевод: «Ангелов Творец и Господь небесных Сил! / Ум мой немощный открой»).

Когда Ахмадулина пишет «Во пречудный Твой, в мой словесный рай» — это значит, что поэтический дар слова — несомненно дар Божий. Словесный рай — это рай молитвы. Ахмадулина сама дает пояснение своему стихотворению в книге «Нечаяние»: «По молитвеннику — словесный рай есть обитель не словес, не словесности, но духа, духовный рай. Искомая, совершенная и счастливая, неразъятость того и другого — это ведь Слово и есть». В каждом поэтическом слове — Слово Божие. Здесь Белла Ахмадулина близка к русской классической поэзии, в которой мысль о том, что поэт — глашатай Бога, была одной из важнейших.

Юбилей Ахмадулиной в Александринском театре 14.04.2007

Стихотворение «На мотив икоса» также замечательно иллюстрирует мысль о том, что в истинном творчестве нет места поэтической гордыне. И в этом — основа христианского смирения настоящего Поэта.

Личная жизнь

Белла Ахмадулина впервые вышла замуж в возрасте 18 лет. Ее избранником стал Евгений Евтушенко. Молодые люди прожили вместе всего 3 года, так и не успев завести детей.

Вторым мужем Беллы Ахмадулиной стал популярный писатель и сценарист Юрий Нагибин. Они были в браке в течение девяти лет. Причиной разрыва стала измена поэтессы. Вскоре Ахмадулина удочерила девочку из детдома. Аня получила отчество Юрьевна, хоть и не была дочкой Нагибина.

Затем поэтесса непродолжительное время жила в гражданском браке с Эльдаром Кулиевым, сыном знаменитого писателя. В этом союзе появилась на свет дочь Лиза. В 1974 году Ахмадулина связала себя узами брака с театральным художником Борисом Мессерером. Она оставила дочерей на воспитание матери и домработницы.

Последние годы жизни поэтессы были тяжелыми, она сильно болела и практически ничего не видела. В то время она вместе с супругом жила в Переделкино. Из-за отсутствия зрения поэтесса не могла больше писать.

В середине ноября 2010 года Ахмадулину срочно госпитализировали и провели операцию. Хирургическое вмешательство прошло успешно, поэтесса быстро шла на поправку. Но через 4 дня после выписки из больницы, 29 ноября, Белла Ахатовна умерла в машине скорой помощи. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность.

Прощание с поэтессой проходило в Московском доме литераторов. На церемонии присутствовали только близкие друзья и родные. Беллу Ахмадулину похоронили на Новодевичьем кладбище.

Литературная карьера Беллы Ахмадулиной

Белле все же удалось устроиться внештатным корреспондентом в «Литературную газету». Работать пришлось в Иркутске. В Сибири Ахмадулина написала рассказ «На сибирских дорогах» и ряд стихов. Ее произведения рассказывали об удивительном крае и людях, которые его населяют. Рассказ девушки напечатали в «Литературной газете». В итоге талантливую девушку восстановили в институте, чему в немалой степени поспособствовал главный редактор газеты. В 1960 году Ахмадулина окончила институт с красным дипломом.

Настоящий успех пришел к Белле после выступления в Политехническом музее Москвы, где вместе с ней делились своим творчеством с публикой Евтушенко и Вознесенский. Поклонников ее творчества всегда восхищали проникновенные интонации поэтессы и ее артистизм.

Для поэзии той поры высокий поэтический слог Ахмадулиной был необычен. В ее стихах были стилизация под старину, метафоричность и изысканность. Однако находились и критики ее творчества, которые упрекали Беллу в излишней манерности и камерности.

Белла Ахатовна снялась в двух фильмах. В картине «Живет такой парень», где играл Леонид Куравлев, поэтесса сыграла журналистку. Вторым фильмом с участием Ахмадулиной стала лента «Спорт, спорт, спорт».

Первым мужем Беллы Ахатовны стал поэт Евгений Евтушенко, к которым она познакомилась в институте. Этот союз продлился всего три года. Со вторым супругом, писателем Юрием Нагибиным, Белла прожила восемь лет. Потом был непродолжительный гражданский брачный союз с Эльдаром Кулиевым, с которым у Беллы есть общая дочь Лизавета.

Через несколько месяцев после рождения дочери Белла Ахатовна вышла замуж еще раз. Ее мужем стал Борис Мессерер. Вместе они прожили более трех десятков лет.

В последние годы жизни Ахмадулина много болела и почти не занималась творчеством. В 2010 году поэтессе сделали операцию. Само медицинское вмешательство прошло благополучно. Однако через несколько дней после выписки Белла Ахатовна скончалась. Дата ее смерти – 29 ноября 2010 года.

Фильмы

Белла Ахмадулина снялась всего в двух фильмах — «Живет такой парень» и «Спорт, спорт, спорт». Первая картина, автором сценария и режиссером которой был Василий Шукшин, вышла на экраны в 1959-м, когда Белле исполнилось 22 года. Ахмадулина сыграла журналистку, которая пишет о простом парне, совершившем героический поступок.

Леонид Куравлев и Белла Ахмадулина в фильме «Живет такой парень»

Лента была награждена призом «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. В картине «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова Белла Ахмадулина читала свои стихи о спорте и спортсменах.

Но если Ахмадулину в роли актрисы можно увидеть только дважды, то ее стихи и песни в лентах появляются часто, привнося необыкновенный шарм и удивительную романтическую ауру. Примером служат ставшие культовыми фильмы Эльдара Рязанова. В «Иронии судьбы, или С легким паром!» звучит песня на стихи Беллы Ахатовны «По улице моей который год…», исполненная Аллой Пугачевой. Позднее ряд песен на слова Ахмадулиной пополнил репертуар Примадонны российской эстрады.

Белла Ахмадулина — «О, мой застенчивый герой». Читает Светлана Немоляева

В «Жестоком романсе» героиня поет «А напоследок я скажу». Стих «О, мой застенчивый герой», прочитанный Светланой Немоляевой в «Служебном романе», тоже сочинение Ахмадулиной из сборника «Озноб». Незабываем и оригинален стиль декламации Беллы Ахмадулиной. Ия Саввина, озвучившая Пятачка в мультфильме о Винни-Пухе, взяла «ахмадулинские интонации», за что поэтесса в шутливой форме поблагодарила ее за «подложенную свинью».

Нередко необычное имя поэтессы вдохновляло ее коллег на юмористические эпиграммы. Литераторы предпочитали соединять в своих строках Беллу Ахмадулину и Булата Окуджаву. Оба поэта отказались от памятных орденов в честь юбилея Союза писателей, поэтому вскоре в поэтической среде распространилась эпиграмма:

Белла Ахмадулина – биография

Известная поэтесса родилась 10 апреля 1937 года в Москве. У неё была интеллигентная семья. Отец Беллы, Ахат Валеевич, работал на партийной и комсомольской службе, был заместителем министра. Мать, Надежда Макаровна, была переводчицей КГБ.

https://youtube.com/watch?v=q63avvAHKnU

Первоначально девочке дано имя Изабелла по тогдашней моде испанских пристрастий. Позже девушка изменила имя, сократив его до ныне известного.

В воспитании маленькой Беллы большую роль сыграла её бабушка по матери Надежда Митрофановна, причиной тому была занятость родителей. Бабушка приучила внучку к чтению, они вместе читали как сказки, так и русских классиков. Эту любовь к литературе Ахмадулина пронесла через всю жизнь, она стала её сокровенной сутью и смыслом жизни, воплотившись во многочисленных произведениях поэтессы и писательницы.

Война не позволила девочке вовремя пойти в школу, её с бабушкой отправили в Казань, где находилась семья отца, который был на фронте. Там Белла перенесла опасную болезнь, справиться с которой удалось только с приездом мамы.

Только после возвращения в Москву, Белла пошла в школу, но учеба среди сверстников её тяготила, гораздо приятнее ей было наедине с собой и книгами. Поэтому, будучи чрезвычайно начитанной, в литературе она себя чувствовала как рыба в воде и всё своё время отдавала любимой литературе. Чего не скажешь об остальных предметах, которые часто прогуливались и игнорировались.

В школьные годы Белла вовсю сочиняла стихи, и к 15 годам она имела свой сложившийся литературный стиль. Талантливая девушка состояла в Литобъединении, в литературном кружке при заводе им. Лихачева, с этим периодом связаны её первые публикации в журнале «Октябрь» в возрасте 18 лет.

После школы была попытка исполнить желание родителей на журналистском поприще, но судьба не допустила Беллу к чуждому занятию – она провалила вступительный экзамен. А на следующий год поступила в литературный институт, о котором мечтала. В это время у неё уже был приличный творческий опыт и известность.

Но в студенчестве же проявилась и бескомпромиссность Беллы в её жизненных принципах, не терпящих сделки с совестью. В то время на Бориса Пастернака обрушился шквал обвинений в предательстве вплоть до требования изгнания из страны. Причиной стала присужденная Нобелевская премия в области литературы. Среди студентов университета собирали подписи под таким обвинительным письмом, которое Белла не согласилась подписать, за что была отчислена. Позже её восстановили, благодаря помощи редактора газеты, у которого молодая девушка в то время работала.

https://youtube.com/watch?v=Xf7__MrSjxA

В 1962 году вышла в свет первая книга стихов «Струна», имевшая огромный успех, несмотря на критику за камерность, напыщенность, не свойственные советским литераторам.

Второй сборник поэзии издан в 1969 году и назывался «Озноб». А далее последовали «Уроки музыки», «Метель», «Стихи», «Свеча»… Поэтесса была неутомимым тружеником, отдаваясь творчеству полностью, она творила в любом состоянии и в любом месте.

Гражданская позиция Беллы Ахмадулиной

Белла Ахатовна не стояла в стороне от событий, происходящих в стране и её политике. Её больно ранила несправедливость, для восстановления которой она предпринимала все возможные шаги.

Еще в студенчестве она не пошла на сделку с совестью и отказалась подписать обвинительное письмо в адрес Б. Пастернака за то, что он получил Нобелевскую премию, что расценивалось предательством Родины, и советская власть возбуждала против него общественность. Беллу даже исключили из института под предлогом несданного экзамена.

Она была сторонницей опальных Сахарова, Солженицына, Копелева, защищала и поддерживала их своими обращениями и выступлениями в зарубежных радио и прессе, писала очерки о них.

В 1978 году Ахмадулина приняла участие в издании альманаха «Метрополь», в котором были собраны произведения многих талантливых авторов, которым отказывали в официальном издании своих книг. Этот сборник, изготовленный кустарным способом, в машинописном варианте, имел тираж 12 экземпляров, один из которых нелегально бы вывезен в Америку и там переиздан. Жесткая критика и гонения последовали незамедлительно к участникам неподцензурного альманаха.

«Письмо сорока двух» – так называется коллективное обращение к президенту с требованием запрета партий в 1993 году, в числе подписавших его – Белла Ахмадулина. А в 2001 году поэтесса встала на защиту НТВ.

Награды и премии

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность .
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997 года) — за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы .
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2004 года (6 июня 2005 года) — за продолжение и развитие высоких традиций отечественной поэзии .
  • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года (12 января 1999 года).
  • Премия имени Булата Окуджавы 2003 года (14 февраля 2004 года).
  • Орден Дружбы народов (1984).
  • Лауреат Государственной премии СССР (1989).
  • Лауреат премии фонда «Знамя» (1993).
  • Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994).
  • Лауреат премии «Триумф» (1994).
  • Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994).
  • Лауреат журнала «Дружба народов» (2000).
  • Почётный член Российской академии художеств.

Дизайнерская карьера

В 2000 году Алена Ахмадуллина принимала участие в конкурсе «Адмиралтейская игла». Профессиональное жюри признало ее победительницей в номинации «Искусство – Параллельные миры».

В 2001 году наша героиня создала свой бренд Alena Akhmadullina. К тому моменту ею было разработано несколько моделей платьев и костюмов для женщин. В апреле того же года она представила свою первую коллекцию. Это произошло в рамках Российской недели мод.

Осенью 2005 года Алена поехала в Париж. Там наша соотечественница показала линию одежды, созданную по мотивам «Мухи Цокотухи» (сказки К. Чуковского). Меховые пальто, платья-рубашки, узкие брюки, яркие мини-юбки – все эти наряды по достоинству оценила местная публика.

В 2007-2008 гг. Ахмадуллина Алена занималась разработкой спортивной одежды и лимитированной коллекции дамских сумочек. Часть прибыли от продаж российский дизайнер направила в Фонд защиты дикой природы. И это весьма благородный поступок.

Открытие первого бутика Ахмадуллиной состоялось в 2008 году в Москве. Наша героиня подобрала просторное помещение в историческом центре столицы, на Никольской улице. Вскоре рядом с бутиком открылось кафе Cup&Cake.

В конце 2010 года распахнул свои двери второй бутик бренда. Он находится в ТРЦ «Европейский». На этом дизайнер не остановилась. Сейчас у нее три бутика, кафе и корнер (в ТД «Весна»).

Кино

Помимо стихов творческий талант Беллы нашёл своё применение и в кино.

В 1964 году на экраны страны вышел фильм режиссёра Василия Шукшина «Живёт такой парень». В основу его положены шукшинские рассказы об обыкновенном пареньке – шофёре Пашке Колокольникове, которому на жизненном пути встречаются разные люди. Белла Ахмадулина снялась в фильме в роли ленинградской журналистки. Она, по сути, играла саму себя в тот жизненный период, когда работала корреспондентом «Литературной газеты». На венецианском фестивале фильм получил «Золотого льва».

Ещё один фильм, в котором снималась Ахмадулина, – «Спорт, спорт, спорт». Он вышел на экраны в 1970 году, снял его Элен Климов.

Стихи Беллы Ахмадулиной звучат во многих советских фильмах:

  • «Застава Ильича»;
  • «Ключ без права передачи»;
  • «Служебный роман»;
  • «Старомодная комедия»;
  • «Пришла и говорю»;
  • «Жестокий романс».

Белла Ахмадулина – творчество

На концерты Ахмадулиной люди валили валом, собирая большие залы. У неё был особый художественный стиль, придававший некую старомодность, архаичность, сходство с пафосом прошлого века, но в то же время очень богатый метафорами, причудливыми образами. Обыденность звучания контрастно уживалась с высокопарностью и чувственностью.

Но что главное – каждое стихотворение было рождено в сердце поэтессы, оно несло жизненную силу и искренность, передавало чувства и находило живой отклик в душах слушателей и читателей. Ценители её дара считали, что Ахмадулиной присущ слог золотого века русской литературы.

Волшебный, сильный голос поэтессы, когда она читала свои стихи, вибрировал такой натянутой струной, что не оставлял никого равнодушным и заставлял человека сопереживать, будил в нем душу, совесть, будоражил чувства. Словно камертон, настраивал на размышления о жизни, подымал к высоким истинам.

Через всю свою жизнь Белла Ахатовна пронесла любовь и почитание к своим учителям, повлиявшим на всю её жизнь и творчество, – это Ахматова, Цветаева, Пастернак и Мандельштам.

33 сборника прекрасных стихов – главный итог творческой жизни Беллы Ахмадулиной. Плюс множество статей, очерков, переводов зарубежных авторов.

Ахмадулина – запрещенный автор

Ахмадулину любили в стране и за рубежом, её знали и уважали, переводили на все языки Европы, и эта авторитетность берегла её от репрессий во многих ситуациях. Но все же ей не удалось избежать участи всех передовых людей «застойного» советского периода, и после издания книги «Озноб» за пределами страны (Франкфурт) поэтесса подверглась жесткой критике и цензуре.

Издательства отказывались печатать её, а на публичные выступления был наложен запрет. И это продолжалось до начала перестройки. В опале поэтесса продолжала много писать, в её творчестве появились очерки о многих известных людях, таких как Набоков, Ахматова, Цветаева, Высоцкий и другие таланты, со многими она была лично знакома и даже дружила.

Ахматова переводила стихи многих зарубежных поэтов, в 1984 году ей вручили орден «Дружбы народов».

С этим периодом связано и пребывание Беллы Ахмадулиной в Грузии, которая произвела на Ахмадулину неизгладимое впечатление, особенно Таруса, ставшая любимым местом поэтессы, её музой. Здесь родился сборник «Снов о Грузии» и множество переводов стихов выдающихся грузинских поэтов.

Ахмадулина в кинематографе

В молодости Белла Ахмадулина снялась в двух фильмах. Это роль журналистки в картине «Живет такой парень» Василия Шукшина, получившей приз на международном фестивале в Венеции в 1964 году. Второй кинофильм – «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова, в котором Ахматова читала собственные стихи, посвященные спортсменам.

Стихи и песни Ахмадулиной стали визитной карточкой знаменитых картин: романс «По улице моей…» в «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова. В «Служебном романе» внутреннее состояние героини передает стихотворение «О, мой застенчивый герой». В «Жестоком романсе» Никиты Михалкова звучит романс «А напоследок я скажу».

Творчество

Литературовед И. Снеговая, присутствовавшая в 2008 году на Ахматовском вечере с участием Ахмадулиной, отмечает её стихотворения, посвящённые Репино и Комарово, написанные в этих местах. Ощущение прошедшего времени, очарование обликом старых дач и размышления о судьбе их обитателей составляют содержание этих произведений. «Её присутствие на Ахматовском вечере было так уместно и радостно для слушателей. Прекрасная Дама современной российской поэзии, она своим изысканным обликом и слогом продолжает классическую традицию, и в её стихах, обращённых к Ахматовой, живут восхищение и спор, без которых нет преемственности».

Иосиф Бродский называл Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии».

Сплошную и сознательную размытость поэзии Ахмадулиной, сходную с импрессионизмом в живописи, отмечает Дмитрий Быков. Усложнённые лабиринтом ассоциативных ходов, трудно запоминающиеся стихи тем не менее оставляют у читателя «ощущение цельного и прекрасного образа, бескорыстного, сочетающего достоинство с застенчивостью, знание жизни — с беспомощностью, забитость — с победительностью». Сквозной темой творчества Ахмадулиной, указывает литературовед, был стыд

, который «сопровождал её всю жизнь и диктовался во многом той неупорядоченной, слишком бурной жизнью, какую ей приходилось вести». В этой доминантной теме, полагает Быков, сказывался «всё тот же недостаток творческой воли, заставлявший её иногда длить стихи дальше положенного предела, вступать в лишние отношения, выпивать с ненужными людьми». По мнению биографа, Ахмадулина с присущей ей мучительной греховностью и горьким самоосуждением продолжает поэтическую традицию Бориса Пастернака: обоих лирических поэтов и в жизни, и в стихах роднила высокопарность, выспренность, многословие, учтивость, застенчивость; эти качества, удивляя окружающих в обыденности, были «человеческими чертами среди бесчеловечности, глотком тепла среди ледяного мира».

9 февраля 2013 года, выступая на первом Съезде родителей, президент РФ В. В. Путин призвал включить стихи Ахмадулиной в обязательную школьную программу по литературе.

Библиография

  • «Струна» (М., Советский писатель, 1962)
  • «Озноб» (Франкфурт, 1968)
  • «Уроки музыки» (1969)
  • «Стихи» (1975)
  • «Свеча» (1977)
  • «Сны о Грузии» (1977, 1979)
  • «Метель» (1977)
  • альманах «Метрополь» («Много собак и собака», 1980)
  • «Тайна» (1983)
  • «Сад» (1987)
  • «Стихотворения» (1988)
  • «Избранное» (1988)
  • «Стихи» (1988)
  • «Побережье» (1991)
  • «Ларец и ключ» (1994)
  • «Шум тишины» (Иерусалим, 1995)
  • «Гряда камней» (1995)
  • «Самые мои стихи» (1995)
  • «Звук указующий» (1995)
  • «Однажды в декабре» (1996)
  • «Созерцание стеклянного шарика» (1997)
  • «Собрание сочинений в трёх томах» (1997)
  • «Миг бытия» (1997)
  • «Нечаяние» (стихи-дневник, 1996—1999)
  • «Возле ёлки» (1999)
  • «Влечет меня старинный слог» (2000)
  • «Друзей моих прекрасные черты» (2000)
  • «Стихотворения. Эссе» (2000)
  • «Зеркало. XX век» (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000)
  • «Пуговица в китайской чашке» Пушкинский фонд, (2001)
  • «Озябший гиацинт» (2008)
  • «Пуговица в китайской чашке» Олимп, (2009)
  • «Избранное» (стихотворения, поэмы, эссе, переводы, 2009)
  • «Ни слова о любви» (2010)
  • «Нечаяние» (2011)

Актёрские работы

  • 1964 — Застава Ильича — камео
  • 1964 — Живёт такой парень — журналистка краевой молодёжной газеты
  • 1970 — Спорт, спорт, спорт — камео
  • 1976 — Ключ без права передачи — камео

Использование стихов

  • 1964 — Застава Ильича
  • 1973 — Друзья мои… (киноальманах)
  • 1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! «По улице моей», исполняет Надя (Алла Пугачёва)

1976 — Ключ без права передачи — сама автор читает стихи
1978 — Служебный роман

  • «Озноб» («О, мой застенчивый герой»), читает Светлана Немоляева

1978 — Старомодная комедия
1984 — Милый, дорогой, любимый, единственный

  • «Не уделяй мне много времени», песня за кадром

1984 — Пришла и говорю

  • «Взойти на сцену» («Пришла и говорю»), исполняет Алла Пугачёва

1984 — Жестокий романс

  • «А напоследок я скажу», исполняет Валентина Пономарёва

«Романс о романсе», исполняет Валентина Пономарёва
«Снегурочка», исполняет Валентина Пономарёва
1997 — «Исчерпана до дна пытливыми глазами» (из музыкального фильма «Пришла и говорю») — 10-серийный телефильм «Зал ожидания», читает героиня Инны Алексеевой

Учёба

В 1944 году Белла стала ученицей первого класса московской школы. Учебное заведение ужаснуло её, за годы эвакуации девочка привыкла к одиночеству, поэтому занятия она чаще всего прогуливала. Ей не нравились никакие предметы, кроме литературы. Тем не менее читала она лучше всех в классе и писала очень грамотно, совсем без ошибок. В этом была заслуга бабушки.

В школьные годы Ахмадулина посещала Дом пионеров в Красногвардейском районе, там она занималась в литературном кружке.

Родители хотели, чтобы дочь поступала в МГУ на журналистику. Но вступительные экзамены девушка завалила, не сумев рассказать о газете «Правда», которую никогда даже в руках не держала, не то, чтобы читать.

В 1956 году она была зачислена на учёбу в Литературный институт.

В 1959 году в Советском Союзе разразился скандал после присуждения Нобелевской премии писателю Борису Пастернаку. В литературных кругах стали собирать подписи под петицией, где писателя обвиняли в измене Родине, называли предателем. Сбор подписей проходил и в Литературном институте, но Ахмадулина отказалась ставить свою подпись, за что была исключена из учебного заведения. В официальных документах значилось, что студентка отчислена за неуспешную сдачу экзамена по марксизму-ленинизму.

Позднее Белла восстановилась в институте на четвёртый курс и в 1960 году получила красный диплом о высшем образовании.

Краткая биография

Бе́лла

(Изабе́лла )Аха́товна Ахмаду́лина (тат. Белла Әхәт кызы Әхмәдуллина, Bella Əxət qızı Əxmədullina; 10 апреля 1937, Москва — 29 ноября 2010, Переделкино) — русский поэт, писатель, переводчик, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и Государственной премии СССР.

Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец — Ахат Валеевич Ахмадулин (1902—1979), татарин по национальности, комсомольский и партийный работник, в годы Великой Отечественной войны гвардии майор, заместитель по политчасти командира 31-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, в дальнейшем крупный ответственный работник Государственного таможенного комитета СССР (начальник управления кадров, заместитель председателя). Мать Надежда Макаровна Лазарева работала переводчицей в органах госбезопасности и была по матери племянницей революционера Александра Стопани.

Белла начала писать стихи ещё в школьные годы, свою манеру, по оценке литературоведа Д. Быкова, «нащупала лет в пятнадцать». Первым её поэтический дар отметил П. Антокольский.

В 1957 году подверглась критике в «Комсомольской правде». Окончила Литературный институт в 1960 году. Исключалась из института за отказ поддержать травлю Бориса Пастернака (официально — за несданный экзамен по марксизму-ленинизму), потом была восстановлена.

В 1959 году, в возрасте 22 лет, Ахмадулина написала одно из своих известнейших стихотворений «По улице моей который год…». В 1975 композитор Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и романс в исполнении Аллы Пугачёвой прозвучал в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. В 1970 году Ахмадулина появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт».

Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 году. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989). Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого.

Белла Ахмадулина на выступлении.

В 1970-х годах посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводила Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов.

В 1979 году Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «МетрОполь». Ахмадулина не раз высказывалась в поддержку советских диссидентов — Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Её заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк Таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки».


Могила Б. А. Ахмадулиной на Новодевичьем кладбище Москвы

Участвовала во многих мировых поэтических фестивалях, в том числе в Международном празднике поэзии в Куала-Лумпуре (1988).

В 1993 году подписала «Письмо сорока двух».

В 2001 году подписала письмо в защиту телеканала НТВ.

Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове.

В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь, почти ничего не писала.

Белла Ахмадулина скончалась на 74-м году жизни 29 ноября 2010 года на даче в Переделкине. По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого криза. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев выразил официальные соболезнования родным и близким поэтессы.

Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве. В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Публичные выступления

Белла Ахмадулина, биография которой вызывала вопросы у партийных руководителей, стала первой советской поэтессой, которая говорила о простых вещах высоким поэтическим слогом. Ее выступления на сцене становились импровизацией мастера. Непередаваемая манера чтения, доверительные интонации, артистизм Беллы действовали на публику завораживающе. В зале стояла звенящая тишина, и только проникновенный голос поэтессы читал стихи, написанные высоким «штилем», который, тем не менее, понимали все. Напряжение было полуобморочным, позже Белла говорила: «…словно иду по острию каната…»

Детство

Будущая знаменитость появилась на свет 10.04.1937 года в Москве.  Её семья была достаточно успешной и именитой, родители занимали высокие должности в государственных органах.

Необычное для советских реалий имя поэтессе дала бабушка, так как в момент рождения девочки в СССР в определенных кругах  была достаточно популярна испанская культура. Поэтому, когда мать Беллы обратилась за помощью к бабушке в выборе имени, та, недолго думая, предложила звучное испанское «Изабелла». Позднее Ахмадулина сократила свое имя до «Белла» и никогда не представлялась полным именем, более того – крайне не любила, когда к ней так обращались.

В венах поэтессы смешалась кровь различных национальностей – татарская со стороны отца и русская с итальянской ноткой – со стороны матери.  Когда Белла была маленькой, родители много времени проводили на работе и оставляли девочку на попечение Надежды – бабушки Беллы. Она с удовольствием занималась её воспитанием и была для девочки непререкаемым авторитетом.  Именно бабушка привила Ахмадулиной интерес к литературе и поэзии.

Во время Второй мировой войны отец Ахмадулиной отправился на фронт, и девочку в целях безопасности отправили к бабушке по линии отца, в Казань. В Татарстане она тяжело заболела, полагали, что она умрёт, но приехавшая мать смогла поставить Беллу на ноги. Вплоть до окончания войны Белла с мамой находились в Казани, а потом вернулись в Москву, где Белла отправилась в школу. Учиться ей не нравилось, она неохотно посещала школу, исключением были лишь уроки литературы. Из-за любви к чтению Белла грамотно писала, уже в раннем возрасте умела связно излагать свои мысли.

Белла Ахмадулина – личная жизнь

Эта женщина была красива и обаятельна, она нравилась многим мужчинам, в неё влюблялись, и были толпы поклонников, и были романы и встречи.

У поэтессы в течение жизни было четыре замужества, которые распались одно за другим, и только последнее принесло ей долгожданное утешение.
Каждый из мужей её любил и восхищался, ей посвящали стихи любви и осыпали цветами. Но это была любовь не столько к женщине, сколько к поэтессе, великой и талантливой. А у неё были свои принципы, своё мнение по разным вопросам, свои мерки добра и зла, свои человеческие и женские особенности, с которыми нельзя не считаться. Вместо безоговорочной любви её пытались корректировать, воспитывать и переделывать, что не могло не наложить отпечаток на тонкую натуру Беллы.

Мужья Беллы Ахмадулиной

Первым мужем поэтессы в 18 лет стал Евгений Евтушенко. Он был первым ценителем её стихов еще гораздо раньше, в её школьные годы. Затем они вновь встретились в институте и, будучи близкими натурами, крепко притянулись друг к другу и подружились, но роман их завязался не сразу. Муж души в ней не чаял, посвящал стихи и объяснялся в любви – супруги были счастливы. Но их брак дал трещину из-за беременности Беллы, так как Евтушенко не позволил появиться ребенку на свет. И это послужило причиной последовавшего расставания молодой пары.

Вторым мужем Беллы Ахмадулиной был Юрий Нагибин – писатель, журналист и сценарист. Встреча их произошла очень скоро после развода с Евтушенко, в 1959 году. Нагибин имел дар влюблять в себя женщин. И этот брак для него не был ни первым, ни последним, Белла стала его пятой по счету супругой. Прожив в браке 9 лет, Нагибин по своей инициативе расстался с Ахмадулиной. Не будем углубляться в сплетни по этому поводу, не имея достоверного толкования, но факт то, что она не хотела разрыва отношений. Как бы то ни было, развод состоялся, и после него поэтесса, возможно, в смятении чувств и разочарования взяла из детдома девочку Аню, удочерив её и дав фамилию и отчество теперь уже бывшего супруга.

Следующий, третий муж Ахмадулиной – Эльдар Кулиев, моложе её на 17 лет. Откуда он взялся в её окружении, что их притянуло друг к другу, неизвестно, но между ними возникли сначала приятельские отношения, а затем они переросли в роман, результатом которого стало рождение дочери Лизы. Собственно, этот брак спас Ахмадулину от глубокой депрессии после предыдущего развода, но после рождения ребенка их отношения иссякли.

Всего через год Белла повстречалась со своим главным мужчиной, судьбой, ставшим её четвертым мужем, с которым они прожили до конца её жизни. Это Борис Мессерер, скульптор, театральный художник, сценограф, который с первой встречи понял, что за этой женщиной он пошел бы на край света. Он окружил её любовью и заботой, избавил от тяготившего её быта, взяв домработницу. Он понимал её нежную поэтическую натуру и предупреждал её желания и трудности. Да, они по-настоящему любили друг друга и были счастливы. Из этой великой любви после смерти жены Мессерер создал памятник в честь супруги и величайшей поэтессы, в 2013 году установив его в Тарусе.

Дети Ахмадулиной

В первом и втором браке у поэтессы не было детей. Но после развода со вторым мужем Белла удочерила девочку Анну из детдома, дав ей его фамилию и отчество.

В третьем браке в 1973 году Белла Ахмадулина родила свою единственную родную дочь Елизавету Кулиеву.

Когда же поэтесса в четвертый раз вышла замуж, обе дочери остались на воспитании у родителей Беллы. Несмотря на редкие встречи с матерью, в их отношениях сохранилась любовь, теплота и понимание друг друга.

Елизавета пошла по материнским следам и стала тоже литератором. После смерти матери она издала книгу «Белла. Встреч послед», в которой отобразила главные события её жизни. Делясь воспоминаниями детства, Лиза отмечала способность матери создавать счастье своим близким, особенно детям. Незабываемым ярким праздником она делала детские дни рождения. Она учила дочерей жить по совести и чести, так, как жила сама.

По словам дочери Белла очень любила жизнь, во всех её проявлениях, и отдавалась этой жизни до конца. Эта любовь и радость жизни составляли суть Беллы, и только публика создала её трагический образ. И эту детскую, восторженную радость от жизни Лиза больше всего любит в своей матери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector