«девочка заявила, что эту чушь читать не будет». почему наш молитвослов прекрасен, но не всем подходит

«Несвятые могут писать святые тексты»

— Церковь кажется таким местом, где все освящено традицией, поэтому ничего нельзя трогать. А для вас творчество — важная часть жизни. Насколько оно вообще возможно в Церкви?

— А как без творчества-то? Ведь когда-то не было того, что сегодня мы воспринимаем как само собой разумеющееся, а Церковь была, люди спасались. Ни у кого не возникало когнитивного диссонанса. Когда-то не было такого пения, какое принято у нас в храмах, не было такой формы облачений, не было такой архитектуры, таких текстов.

Ведь и сегодня многое создается. Сейчас синодальная богослужебная комиссия создает и утверждает службы новым святым. Как они смеют это делать? Ведь они не святые? А они это делают, и синод утверждает. Оказывается, могут несвятые писать святые тексты и можно создавать что-то новое. Значит, творчество в Церкви возможно. Мне скажут, это возможно только по благословению священноначалия…

— А вы просите благословения?

— Я не хочу подставлять священноначалие, чтобы в случае моей неудачи ему что-то прилетело.

— Вы имеете в виду художественную неудачу? Или что?

— В том числе. Например, если бы мой перевод вызвал вдруг волну расколов и возмущений. Так я сам по себе. Ну дурак, простите. А если я возьму благословение, здесь получится, что заблуждается епископ. Из этих соображений я не подаю на гриф, но, естественно, я советуюсь.

Не буду называть никаких имен, но моими переводами интересуются не менее десяти архиереев, не говоря о сотнях священнослужителей по всей России. Благословение священноначалия — понятие своеобразное. У кого брали благословение евангелисты, чтобы написать Евангелие? Какой собор для этого собирался?

— Их направлял Святой Дух. А вдруг вас не направляет?

— А вдруг «Несвятые святые», да? Церковь разнообразна, и люди разные. Надо понимать, что если мы предлагаем что-то новое, это не значит, что мы уничтожаем и запрещаем то, что было до этого. Мы предлагаем то, что необходимо для людей. И есть конкретные примеры. Люди подходят ко мне и говорят: «Вы знаете, а я благодаря вашему молитвослову снова начал читать молитвы. Спасибо».

И я считаю, что это большая пастырская победа — даже не меня, а Церкви. Мы делаем новое для тех, кому это действительно нужно.

И в этом весь пафос современного переводческого движения на русский язык. Это нужно немногим, но это не значит, что мы не люди

Наше желание и наше стремление тоже надо принимать во внимание

— Теперь я понимаю, почему вам недавно вручили орден «За усердное служение Святой Церкви». Стала смотреть ваши награды: орден, медаль — одна, вторая, пятая… А зачем монаху вот это все?

— Вы знаете, я просто живу и очень радуюсь, когда все это приходит в мою жизнь, потому что я совершенно не уверен в том, что все делаю правильно. Мне всегда очень важен отклик.

— В целом, как и все люди, я люблю, когда меня гладят по шерстке. Но при этом понимаю, что я не доллар. Без критики не бывает. Она для меня очень важна, это разновидность обратной связи. Когда меня ругают — хорошо. Почему? Аргументируйте, я готов слушать, исправляться. Удивительно, я готов даже просить прощения, если что-то сделал не так. Но вы мне это докажите.

Мне регулярно дают пищу для размышлений. Когда я переводил Псалтирь, я выкладывал все псалмы в общий доступ, чтобы любой желающий мог критиковать, потому что я один — а тем более не особо талантливый — и действительно иногда что-то делаю не так. Взгляд со стороны отрезвляет.

Ну когда за моей спиной кто-то называет меня нарциссом, я умиляюсь. Да, я такой, я люблю себя и то, что я делаю. Хитрость в том, что и мои критики тоже любят себя и то, что они делают. Поэтому у них нет морального права осуждать.

Игумен Силуан (Туманов) — кандидат богословия, председатель Издательского совета Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке (Парголово) и святителя Луки Крымского (Озерки). Автор литургических переводов на русский язык, композитор духовной музыки, автор-составитель учебных пособий по катехизису, литургике и эортологии.

Фото: Людмила Заботина

Свт. Феофан Затворник

Юнейший аз есмь и уничижен, оправданий Твоих не забых

Как же это так? Какой же он юнейший, когда уже был в старости? Что за уничиженный, когда был всеми чтимым царем? А может быть, он вспомнил то время, когда Самуил пришел в дом отца его и велел показать ему всех своих детей и когда отец, показав всех старших, сказал: «вот и все», а о нем и забыл, как не стоившем того, чтобы показать его пророку. Так думают блаженный Феодорит, святой Амвросий и Иларий. А может, и то обстоятельство, как он, вызвавшись на единоборство с Голиафом, услышал от соотчичей своих: «Куда тебе, птенец! Он тебя сразу раздавит».

Воспоминая, рассуждает святой Амвросий, то и другое, он и говорит теперь: «И смотреть-то на меня никто не хотел, ради юности моей. Я видел это, но заповедей Твоих не забыл; или так: те ни во что ставили меня, а Ты меня превознес за то, что я заповедей Твоих не забывал». Или и так еще: Ты меня превознес; потому я никогда не забуду заповедей Твоих, видя, как верность привлекает Твое благоволение и облекается силою Твоею. Это – мысль блаженного Феодорита.

Но не лучше ли положить, что он говорит так о себе в чувстве смирения, как думает святой Афанасий. Никакого-то во мне нет толку, будто в маловозрастном, и ничего-то нет во мне, за что можно было бы хоть мало-мало похвалить меня, я ничего не стою; не стою – но заповедей Твоих все же не забываю, зная красоту и величие их, все же уклоняюсь под сень их, чтобы достоинством их прикрыть мое ничтожество. Я облекся в них, как в одежду, чтоб из-за их светлости забыли о моем ничтожестве. Или пожалуй так: я забыл о себе, как о ничтожнейшем, но оправданий Твоих никогда не забывал. А то и так еще: я ничто, несмотря на то, что никогда не забывал оправданий или заповедей Твоих, ибо, при всем моем старании всегда их помнить и ходить по ним, не могу сказать, что совершенно их выполнил, так как широка заповедь Твоя зело (ранее, стих ). В этом смысле он выражает здесь то же, что заповедал Господь чувствовать всем, творящим заповеди Его: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы; яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом.

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.

Икос 6

Возсиявая радость в скорби сущей игумении, разрушенную древнюю обитель святаго Георгия приявшую и силами своими возобновити не могущую, даровала ей велию милость: явила еси пречудно святую икону Свою, да с трепетом и любовию воспоют к Ней таковая: Радуйся, никогда же нас помощи материнской лишающая; Радуйся, любящих Тя Божественною любовию покрывающая; Радуйся, нестроения житейского моря скоро разрешающая; Радуйся, Аз есмь с вами — приходящим к Тебе возвещающая; Радуйся, и никтоже на вы — ободряющая; Радуйся, сущих в печали и скорби не оставляющая; Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» бла-годатную силу душам нашим дарующая.

Јкосъ ѕ7

Возсіzвaz рaдость въ ск0рби сyщей и3гyменіи, разрyшенную дрeвнюю nби1тель сaгw геHргіz пріsвшую и3 си1лами свои1ми возобн0вити не могyщую, даровaла є4й вeлію млcть: kви1ла є3си2 пречyднw сyю їкHну свою2, да съ трeпетомъ и3 люб0вію воспою1тъ къ нeй таков†z:

Рaдуйсz, никогдA же нaсъ п0мощи мри1нской лишaющаz. Рaдуйсz, лю1бzщихъ тS бжcтвенною люб0вію покрывaющаz. Рaдуйсz, нестроeніz житeйскагw м0рz ск0рw разрэшaющаz. Рaдуйсz, ѓзъ є4смь съ вaми приходsщимъ къ тебЁ возвэщaющаz. Рaдуйсz, и3 никт0же на вы2 њбодрsющаz. Рaдуйсz, сyщихъ въ печaли и3 ск0рби не њставлsющаz.

Рaдуйсz, нбcнаz нaша ми, твои1ми словесы2: ѓзъ є4смь съ вaми и3 никт0же на вы2, блгdтную си1лу дyшамъ нaшимъ дaрующаz.

Феофан Затворник учил, что человек местью лишает Бога шанса на возмездие и берёт на себя грех

Святитель Феофан Затворник предлагал разобрать цитату из Священного Писания ещё и в другом смысле. Он считает, что цитатой из Ветхого Завета апостол Павел усиливает свой призыв не отвечать злом на зло:


Феофан Затворник считал людское отмщение препятствием для Божественного возмездия

В то же время видно, что Феофан Затворник сталкивается с определёнными трудностями. Он будто бы обнаруживает во фразе апостола Павла призыв к смирению, но не может этого утверждать

Святитель пишет осторожно, напоминая, что он только предполагает:

Наконец, святитель считает, что фраза может быть достаточно ёмкой, чтобы вместить разные смыслы. Но главное в ней — обещание суда Божьего и Его возмездия:

Феофан Затворник уверяет, что Господь жаждет отмщения не меньше чем тот, кого обидели. Так что мы вполне можем доверить Всевышнему возмездие:

А вот от самостоятельного отмщения святитель предостерегает. Он сообщает, что если ты решишь сам за себя отомстить, то рассчитывать на возмездие Божие уже не придётся:


Суд Божий — единственное возможное возмездие для христианина Ещё одно предостережение святителя связано с тем ,что ни один человек не способен точно выявить меру отмщения. Ссылаясь на Амворсиаста, Феофан Затворник пишет:

Месть — пагубный поступок для христианина, только Бог вправе совершать отмщение

В конце Фефоан Затворниек подводит итог. Если позволить себе гнев, то под образом праведности сам совершишь пагубный поступок:

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Эта фраза имеет значение — не мстить, а доверить это Богу

Сразу поговорим о значении выражения «Мне отмщение и Аз есьм воздам». Это выражение на церковнославянском языке. В переводе на современный язык оно звучит следующим образом: «На Мне лежит отмщение, и оно придет от меня», то есть, если выразиться более обыденным языком: «Не мстите сами, это сделаю Я».

Эта фраза значит: «Не мстите сами, это сделаю Я». Произносит её Бог

Эта фраза получила широкое распространение благодаря Льву Николаевичу Толстому. Он использовал её как эпиграф в романе «Анне Каренина».


Впервые фраза об отмщении сказана Господом Моисею

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector