Кем были авары-покорители славян?
Содержание:
Армия[править | править код]
Файл:Avarok.gif Аварский меч и изображения аваров
В облачении и вооружении воинов каганата нередко прослеживается смешение аварского, германского и византийского стилей, что выглядит вполне логичным ввиду полиэтничности его населения. Опорой аварского могущества являлась прежде всего хорошо органнизованная латная каваллерия. Само понятие «рыцарства» в Европе восходит именно к этому типу всадников. Авары впервые познакомили Европу со стременами и клинками с односторонним лезвием — прообраз позднейших сабель. Характерная причёска аварской знати — косы с вплетёнными лентами — свидетельствует (если это, конечно, не просто дань заимствованной моде), о её принадлежности к сяньбийскому, и шире — древнемонгольскому дому. Верховная власть принадлежала кагану (qağan, къагъан~къа:ан), избиравшемуся народным собранием. Его первую жену кагана звали катун (qatun, къатун). Наместниками кагана были тудун (tudun), который, вероятно являлся правителем отдельной части страны, и югур (juğur, югъур~ю:ур). По поручению кагана, дань в стране собирали так называемые тарханы (tarχan) — это, скорее всего, знать. За тарханами — вниз по иерархической лестнице — шли вожди племён и родов. Роль племенных старейшин была значительной в жизни как каждого племени, так и каганата в целом. По меньшей мере, половина вышеприведённых терминов имеет тюркскую этимологию. Тот же самый устойчивый тюркский фон прослеживается и при анализе дошедших до нас аварских антропонимов, что однако не может служить убедительным доказательством в пользу тюркоязычия собственно аваров, вышедших из Азии. Последние — «физические» авары — представляли в каганате доминантную элиту, пребывая при этом в меньшинстве по сравнению с аварами «идеологическими» (то есть теми, кто не имея аварских корней, самоидентифицирался с аварским этносом и отстаивал интересы каганата), не говоря уже о тех, кто вообще никак не идентифицировал себя с Аварией, не проявлял ни малейшей заинтересованности в её упрочении и возвышении, но всё же вынужден был выплачивать дань и подчиняться воле кагана. Отсутствие должного понимания этого сложного фактора часто приводит к ошибочным выводам в определении этнического состава Аварского государства, в частности, — к неоправданно завышенной оценке роли и влияния его тюркской составляющей. Авары каганата — типичный пример так называемой «нации на марше», желавшей установления Pax Avarica — мира на аварских условиях, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Военная тактика аваров имела много общего с тактикой позднейших монголов: изматывание противника бесконечными манёврами без принятия ближнего боя («набег — отскок»), сопровождавшимися залповымим выстрелами из дальнобойных луков с последующим неожиданным вводом тяжеловооружённой отборной латной конницы, призванной деморализовать и рассечь вражеские построения. Эти действия нередко сочитались с внушением противнику ложных представлений о близости его победы и беспомощности неприятеля, вынужденного якобы всё время уклоняться и отступать. Византийцы внимательно изучали эти методы и признали их наиболее эффективными, позаимствовав у аваров не только их «революционные» стремена — позволявшие наносить мощные рубящие удары и, вообще, устойчиво держаться в седле — но и тип такого строя, когда впереди — конные стрелки без тяжёлых доспехов (избегающие ближнего боя «застрельщики»), а также аварские пики с ремеными петлями и некоторые элементы войлочной защитной амуниции. Кроме всего прочего, авары умело использовали славянскую пехоту, бессильную против кавалерии аварского типа, но зато хорошо сражавшуюся в лесах и болотистой местности.
Аварские узкие трёхгранные наконечники стрел поражали насмерть на расстоянии 500 метров, а с 200 метров они пробивали доспехи из металла и толстой воловьей кожи. Аварские лучники были способны выпускать по двадцать стрел в минуту.
Война
Военное искусство авар, с которым столкнулись многие народы Европы, имеет много общего с тактикой, используемой кочевниками: изматывание противника многочисленными маневрами, избегание ближнего боя, массированный обстрел вражеских позиций из дальнобойных луков.
Особенно разящими были контратаки тяжеловооружённой латной конницы авар, которая вступала в битву в самый неожиданный момент, рассекая и деморализуя ряды противника. Византийцы считали аварские методы ведения войны крайне эффективными и приняли на вооружение целый ряд тактических новшеств.
В Константинополе авар желали видеть в качестве союзников, не случайно в 558 году между византийцами и аварами был заключен договор, согласно которому последние должны были воевать на стороне империи. Однако очень скоро авары уже вместе с кутригурами стали нападать на союзников Византии — прикарпатских и придунайских антов.
На какое-то время аварам удается заставить Константинополь платить дань. По некоторым подсчетам, в качестве дани аварам выплачивалась 1/75 часть золотого запаса Византии (годовое поступление золота в казну империи составляло в то время в среднем 37 тыс. килограмм золота).
В 565 год,у обогнув с севера Карпаты, снова в союзе с кутригурами авары проникли в Тюрингию и Галлию, где учинили полное разорение. В качестве трофея завоевателям удалось захватить франкского короля Сигизберта I.
Экспансивные намерения авар крепли из года в год. В 567 году вместе с лангобардами они громят гепидов, в 570 году, провалив переговоры, объявляют войну Византии, в 595 году в союзе со словенами начинают борьбу с баварскими племенами, еще через два года захватывают Далмацию.
Только в 626 году авары сбавляют свой воинственный пыл, когда терпят поражение от византийцев при попытке захвата Константинополя.
Литература[править | править код]
- Гумилёв Л. Н. Тысячелетие вокруг Каспия. АСТ. 2002. — ISBN 5170125879
- Гумилёв Л. Н. Древние тюрки. АСТ. 2004. — ISBN 5170247931
- Кёррер, Николай . «Погибоша аки обре…» — газета «История», № 19’2001 (одна из версий происхождения аварских племён).
- Магомедов Мурад. Походы монголо-татар в горный Дагестан // История аварцев. — Махачкала: ДГУ, 2005. С. 124
- Мусаев М. З. Мегалокавказ // Журнал «Наш Дагестан», 2001. №№№ 192 — 201
- Мусаев М. З. Мегалокавказ. К истокам фрако-дакийской цивилизации // Журнал «Наш Дагестан», 2001 — 2002. №№№ 202 — 204
- Мусаев М.З. «Африди — афганские авары Апаршахра» — газета «Новое дело», №18’2007
- Nikolajev S. L., Starostin S. A. A North Caucasian Ethymological Dictionary. — Moscow, 1994
- Эрдейи И.Исчезнувшие народы. Авары // Природа, 1980, № 11
- История Венгрии /Отв. ред. Шушарин В. П. — М.: Наука, 1971. — Т. I. С. 75 — 80
- Pohl, Walter: Die Awaren, Ein Steppenvolk in Mitteleuropa 567—822 n.Chr. München 2002. — ISBN 3-406-48969-9, (Publikation zu den frühmittelalterlichen Awaren aus der Sicht eines der angesehensten Historiker auf diesem Gebiet. Standardwerk!)
- Lovorka Bara, Marijana Perii, Irena Martinovi Klari, Siiri Rootsi, Branka Janiijevi, Toomas Kivisild, Jüri Parik, Igor Rudan, Richard Villems and Pavao Rudan: Y chromosomal heritage of Croatian population and its island isolates, European Journal of Human Genetics (2003) 11, 535—542. (Medizinische Studie zu Genvergleichen, von Fachleuten eher kritisch beurteilt)
- Sinor, Denis: The Cambridge History of Early Inner Asia. Cambridge 1990.(Publikation zu reiternomadischen Völkern in Mittel-und Innerasien)
- Szentpéteri, József (Hrsg.): Archäologische Denkmäler der Awarenzeit in Mitteleuropa. Varia archaeologica Hungarica 13. Budapest 2002. — ISBN 9-63739-178-9, ISBN 9-63739-179-7 (Lexikonartige, kurze Zusammenstellung tausender archäologischer awarenzeitlicher frühmittelalterlicher Fundorte, meist Gräberfelder, wichtig als Literaturnachweis)
- Breuer, Eric: Byzanz an der Donau. Eine Einführung in Chronologie und Fundmaterial zur Archäologie im Frühmittelalter im mittleren Donau Raum. Tettnang, 2005. — ISBN 3-88812-198-1 (Neue Standardchronologie zur awarischen Archäologie, Standardwerk)
- Die Awaren am Rand der byzantinischen Welt. Studien zu Diplomatie, Handel und Technologietransfer im Frühmittelalter. Innsbruck 2000. — ISBN 3-70300-349-9 (Sammelband mit kurzen Aufsätzen verschiedener Autoren zu geographisch, formenkundlichen Zusammenhängen, insbesondere byzantinischem Einfluß)
- Rasonyi, Laszlo. Tarihte Türklük. Ankara: Türk Kültürünü Araştırma Enstitüsü, 1971
- Reitervölker aus dem Osten. Hunnen + Awaren. Burgenländische Landesausstellung 1996, Schloß Halbturn. Eisenstadt 1996. (Ausstellungskat., behandelt alle archäologischen Themenbereiche, besonders für Laien als Einstieg)
Искусство аварской эпохи
Авары были хорошими резчиками по кости, на роговых пластинках. Как свидетельствуют хроники, они изготовляли великолепные ковры, вышивки, ткани, занимались художественной обработкой серебра и дерева. Ничего из этого не дошло до наших дней, но сохранились прекрасные металлические украшения — византийского образца серьги, браслеты, кольца, перстни; цветные стеклянные бусы и ожерелья, изготовленные, по-видимому, на Востоке. Свободные воины VI — IX веков носили ремни, украшенные металлическими бляшками. Такими же бляшками покрывались и конские сбруи. В позднеаварский период бляшки изготовлялись методом художественного литья. Среди них трудно найти две одинаковые. На поясных ремнях закреплялись большие литые наконечники с растительным орнаментом, фигурками людей или с изображением борьбы животных. Мечи и колчаны вождей покрывались золотом, простых воинов — серебром. Даже железные стремена были художественно выкованы, а некоторые инкрустированы серебром.
Глиняная посуда (возле г. Сексарда обнаружены гончарные печи) была слабо орнаментирована.
Если услуги старых шлюх вам по зубам, то неизбежно позовите одну из них к себе в квартиру. На интим сайте http://chelyabinsk.prostitutki.beer/girls-age/40-75/ вы можете искать миловидных индивидуалок по личным предпочтениям и финансовым возможностям.
Известные аварцы
Самыми яркими фигурами в истории аварцев были Гази Мухаммад , Гамзат-бек , Хаджи Мурат , Имам Шамиль и Хабиб Абдулманапович Нурмагомедовы.
Самым известным поэтом, писавшим на аварском языке, был Расул Гамзатов (1923–2003).
Хаджи-Мурат был важным аварским лидером во время сопротивления народов Дагестана и Чечни в 1811–1864 гг. Против включения региона в состав Российской империи , он также был соперником имама Шамиля .
- Магомет Гаджиев был аварским командиром подводной лодки времен Второй мировой войны и героем Советского Союза.
- Кади Абакаров был аварским сержантом Красной армии , воевал во время Второй мировой войны . За действия в битве на Зееловских высотах Абакарову было присвоено звание Героя Советского Союза .
- Али Алиев был аварским борцом вольного стиля, завоевавшим пять титулов чемпиона мира, и первым борцом из Дагестана, завоевавшим титул чемпиона мира по вольной борьбе.
- Мурад Гайдаров — аварский борец вольного стиля, представляющий Беларусь.
- Магомедхан Гамзатханов — советский и российский боец аварского происхождения.
- Мустафа Дагистанлы — турецкий борец вольного стиля аварского происхождения.
- Султан Ибрагимов — профессиональный боксер на пенсии аварского происхождения, бывший чемпион WBO в супертяжелом весе.
- Мансур Исаев — этнический аварский дзюдоист из России. Он выиграл золото в финале летних Олимпийских игр 2012 года в весовой категории до 73 кг.
-
Тагир Хайбулаев — этнический аварский дзюдоист из России. Он выиграл золото в финале летних Олимпийских игр 2012 года в категории 100 кг.
Чемпион UFC в легком весе Хабиб Нурмагомедов
- Хабиб Нурмагомедов — аварский боец смешанных единоборств, двукратный чемпион мира по боевому самбо и бывший чемпион UFC в легком весе. По состоянию на октябрь 2020 года у него есть непобежденный рекорд в ММА 29–0. Он ушел из UFC после смерти отца и отказался от титула.
- Рамазан Эмеев — аварский боец смешанных единоборств, в настоящее время выступает в полусреднем весе чемпионата Ultimate Fighting Championship . Он бывший чемпион мира M-1 в среднем весе.
- Забит Магомедшарипов — аварский боец смешанных единоборств, в настоящее время выступает в полулегком весе чемпионата Ultimate Fighting Championship . Он бывший чемпион ACB в полулегком весе.
- Загалав Абдулбеков , первый аварский олимпийский призер по вольной борьбе.
- Абдулрашид Садулаев — борец-аварец, завоевавший для России золотую медаль по вольной борьбе на летних Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро .
- Мавлет Батиров , двукратный золотой призер Олимпийских игр по вольной борьбе.
- Хадзимурад Магомедов , золотой призер Олимпийских игр по вольной борьбе.
- Сагид Муртазалиев , золотой призер Олимпийских игр по вольной борьбе.
- Махач Муртазалиев , бронзовый призер Олимпийских игр, двукратный чемпион мира по вольной борьбе.
- Алиса Ганиева , московский писатель, удостоенный различных наград, пишет на русском языке, но называет себя аваркой.
- Гаджимурат Камалов , 11 февраля 1965 — 15 декабря 2011, был журналистом-расследователем, хорошо известным своими репортажами о коррупции в Дагестане . Он был застрелен в Махачкале , Дагестан . Он был этническим аварским родился в селе Согратль, который находится в Гунибском районе в Дагестане , Россия.
- Али Шабанов — аварский борец вольного стиля, представляющий Беларусь.
- Магомед Толбоев , видный летчик-испытатель космического корабля «Буран» советского времени , Герой России .
- Шейх Jemaladdin Kumuki, суфий тарик шейх из Кумух и родственник имама Шамиля .
- Абдулла Дагестани , духовный наставник Шейха Назима , похоронен на горе Касиун в Дамаске.
- Заки Дагистани читал Коран ( кари ) в мечети Масджид аль-Харам в Мекке.
Присоединение к России
Аварские ханы стремились установить добрые отношения с Россией, и в итоге в начале апреля 1803 года по указу Александра I капитан Мещеряков принял присягу от Султан-Ахмед хана аварского, и весь народ аварский на верноподданство Российской империи.
После этого хану были жалованы грамоты, а также назначено 5 тысяч серебром в год. Но в течение многих десятилетий отношения новоприобретенных граждан с империей были неоднозначными. Доходило до военных столкновений.
Борьба ставленников русского царя против мятежных ханов и междоусобица раздирали ханство почти шестьдесят лет. В итоге ханство вошло в имамат Шамиля и просуществовало там до его разгрома в 1859 году.
После чего окончательно было присоединено к России.
Поселения и хозяйство
В настоящее время известно местонахождение нескольких сот аварских поселений VII — IX веков. Самые крупные раскопки в Венгрии были проведены близ города Дунауй-Вароша, где сохранились остатки 37 жилищ. На своих селищах авары жили в полуземлянках с деревянными стенами, внутри которых были сложены печи-каменки. Во многих жилищах обнаружены зерновые ямы, а между постройками — глинобитные очаги. В VII веке жилища на каждом селище располагались по кругу. На эти зимние селища полукочевые авары возвращались вместе со скотом после выпаса его на летних пастбищах. С весны до осени они жили в легкопереносимых юртообразных сооружениях.
Основой хозяйства авар являлось полукочевое скотоводство. Постепенно полукочевой образ жизни сменялся оседлым. Поэтому часть населения (главным образом, потомки римлян, сарматов и славян) занималась и земледелием.
Большую роль в аварском быту играла лошадь. По костным остаткам установлено, что это были лошади в основном восточных кровей, быстрые, пригодные для передвижения в степи и на песчаных почвах. Именно таких лошадей изобразили резчики по кости и серебру раннеаварской эпохи.
Помимо коневодства авары разводили крупный рогатый скот, овец, коз, мелких кур — в погребениях не раз попадалась раскрашенная яичная скорлупа.
Исследование костей свиньи, найденных среди остатков пищи, которой снабжали умершего в дальнее путешествие по загробному миру, показало, что славянские животноводы аварской эпохи скрестили выведенную еще в неолите южноевропейскую породу домашней свиньи с североевропейской. Именно с тех пор и существует широкораспространенная в середине XX веке алфёльдская жироносная порода свиньи.
О растениеводстве авар известно мало. Остатки зерновых культур обычно находят в обугленном состоянии. Так, сохранились зерна проса (эту культуру выращивали и авары, и славяне), пшеницы (VI — VII веков), ржи и овса (IX века).
Землю пахали деревянным плугом с железным сошником. На территории Венгрии такой сошник известен с IX века, а в древней Моравии и раньше. Пшеницу жали серпом.
Авар (каган?) с признаками искусственной деформации черепа и енисейскими (азиатско-гуннскими) чертами лица
Reconstruction after Elvira H. Toth — Istvan Horvath
В большинстве погребений обнаружены хорошего качества глиняные сосуды, значительная часть которых в позднеаварский период изготовлялась на гончарном круге. Некоторые сосуды ввозились из окрестных мест, не издалека, поскольку глиняные изделия не выдерживают длительной перевозки.
На территории Венгрии того времени обнаружены и остатки железоплавильной печи-домны для изготовления сырья для оружия и сельскохозяйственных орудий.
Товары производились не только для удовлетворения своих собственных потребностей, но и для обмена. В аварских погребениях находится много вещей, ввезенных из других мест. Среди них золотые, серебряные и бронзовые серьги, браслеты, перстни, пряжки, головные уборы, цветные стеклянные бусы. Очевидно, привозились шелковые ткани и другой материал для одежды, не сохранившийся до наших дней. За все это платили, по-видимому, скотом, лошадьми, кожами, шерстью.
Из латинских источников известны торговые и рыночные места, где появлялись со своими товарами авары — странствующие купцы и ремесленники. Погребение одного из них было обнаружено в окрестностях села Кунсентмартон. Среди находок была пластинчатая нагрудная кольчуга: дороги в стране не всегда были безопасны для путников.
В Аварский каганат приезжали купцы издалека, с Востока. По некоторым данным, через Карпаты проходили важные торговые пути на Запад. По обычаю всех кочевых народов, авары взимали с торговых караванов пошлину. В результате престиж правителей отдельных областей страны и самого кагана значительно увеличивался.
Сами авары не чеканили своих денег. Некоторые исследователи полагают, что авары занимались подделкой византийских золотых монет. Однако на всей территории каганата обнаружено не более дюжины таких подделок, а этого недостаточно для окончательного решения вопроса, тем более что поддельные деньги найдены и у соседних народов.
Общественное устройство
Принято выделять три этапа пребывания авар в Европе:
- Раннеаварский — середина 568 — ~630 гг. пришедшие с востока авары практически не смешиваются с местным население и ведут кочевой образ жизни.
- Среднеаварский — ~630 — ~710 гг. происходит смешение пришлых авар и местного населения, авары переходят к полукочевому образу жизни. Меняется социально-политическая структура общества.
- Познеаварский — начало VIII — конец IX вв. дальнейшее смешение племен, из обычаев исчезают монгольские и иранские элементы (в частности монгольское погребение с конем). Все большое влияние оказывает славянский элемент в Аварском каганате. Также происходит обеднение могил, что говорит о проникновении христианства в каганат и возрастании социального неравенства населения.
Во главе авар стоял каган. Следующим высшим должностным лицом был тудун — правитель части страны. Далее следовал югур, вероятно верховный жрец. Затем по иерархической лестнице следовали тарханы — знать, которая занималась сбором налогов. Еще ниже находились вожди отдельных племен и родов. Далее шли рядовые воины.
Авары, как и другие кочевые народы, не знали развитого института рабства. Лишь в качестве домашних рабов они использовали попавших в плен иноплеменных воинов и разорившихся соплеменников.
Аварское общество
Большая часть аварского общества состояла из воинов. В погребениях находится много оружия, так как, по представлению аваров, воины и в загробном мире продолжали ту же деятельность, что и на земле. Можно предположить, что захоронения с оружием принадлежали знати, поскольку оружие было дорогим. Часто богато украшенные мечи и кольчуги простых воинов в могилы не попадали, а переходили по наследству от отца к сыну. В погребениях нет и колчанов с полным набором стрел (известно лишь погребение в Боче, где захоронен вождь племени). Обычно количество стрел не достигает и десятка. Вероятно, каждая стрела была символом власти над десятью свободными воинами — ведь организация аварского войска строилась по принятой в Азии десятичной системе.
В году появление авар в византийской столице вызвало большой интерес, ибо в волосы мужчин были вплетены цветные ленты — характерный убор кочевников.
Известно множество богатых погребений ранне- и среднеаварского периодов, сконцентрированных в средней части Венгрии. Однако в позднеаварское время таких погребений нет. Зато увеличивается количество могил с бедным инвентарем, что свидетельствует как о расслоении общества, ведущем к возрастанию числа людей, лишенных собственности и попавших в зависимость, так и о влиянии Христианства, ибо Церковь запрещала языческие обряды захоронения с оружием и конем. Тем не менее, в могилы попадали украшения (серьги, браслеты, кольца, перстни), головные уборы, по которым можно судить об общественном положении погребенного.
Каждая большая патриархальная семья имела свое место в могильнике. Однако знатных людей хоронили отдельно от остальных членов семьи — в особой части могильника; в таких отсеках обычно много золотых вещей.
Знать хоронили иногда в гробах из скрепленных досок. Бедняков, по-видимому, заворачивали в циновки или какой-нибудь другой быстро истлевающий в земле материал.
Форма могил была различной. Известны, хотя и крайне редко, могилы с подбоем: от основной ямы отходило мешкообразное углубление для умершего. Иногда это углубление шло параллельно основной яме, где хоронили лошадь. Различные формы могил свидетельствуют о том, что авары смешивались с другими народами постепенно, сохраняя старые обычаи и подчеркивая тем самым, какие этнические элементы имеют перевес в тех или иных родах. Описанный обычай захоронения показывает преобладание монголоидных элементов. Захоронения в стоячем или сидячем положении свидетельствуют о том, что могильник принадлежит потомкам сарматов или же выходцам из Средней Азии.
Встречаются и парные погребения: либо мать с грудным младенцем, либо мужчина и женщина, что, вероятно, отражает обычай убийства вдовы после смерти мужа. Но не исключается и одновременная естественная смерть супругов.
Авары, как и другие кочевые народы, не знали развитого института рабства. Лишь в качестве домашних рабов они использовали попавших в плен иноплеменных воинов и разорившихся соплеменников.
Разгром каганата[править | править код]
Аварский каганат к 814 г н.э.
Авары были для франков наиболее опасными противниками. Поэтому вначале они пытались установить с ними дружеские отношения. Для этого они обменялись посольствами: в 780 г. в Вормс прибыли аварские послы, а затем посольство франков посетило каганат. Тем не менее в 788 г. баварскому герцогу Тассилону III удалось заключить с аварами союз против франков. Однако в том же году их войско было разбито и Бавария входит в состав Франкского государства. Тогда Карл разработал план окончательной расправы с аварами.
В 791 г. франки выступили против каганата. Принц Пипин, который вел свое войско из Италии, захватил одну из аварских крепостей. Основные силы франков под предводительством Карла подвигались на восток вдоль Дуная. У Регенсбурга франки навели через Дунай мост для постоянного обеспечения своего войска с тыла. Побежденные, но окончательно не покоренные саксы решили поддержать авар, отправили к ним посольство, а затем подняли восстание у себя на родине, в тылу франков. Авар, однако, это уже не могло спасти, так как в самом каганате начались раздоры.
В ходе внутренней смуты был убит югур, а позже и сам каган. В 795 г. тудун уже пытался принять христианство и в связи с этим отправил послов к франкам. В 796 г. он лично прибыл в Ахен — столицу Карла Великого и присягнул на верность королю.
В этом же году войско франков во главе с Пипином захватило резиденцию аварских каганов, по-видимому, находившуюся возле р. Тисы. Множество авар спаслось бегством за Тису, но еще больше попало в плен. Франки одержали полную победу, ликвидировавшую политическую самостоятельность Аварского каганата. В Ахен отправились обозы с сокровищами, накопленными аварами в течение столетий.
Все же авары долго не смирялись с поражением. В 797 г. они восстали, и франки вынуждены были повторить поход, вновь увенчавшийся успехом. В конце 797 г. аварские послы опять присягнули на верность Карлу Великому. Однако восстание поднялось снова в 799 г., а в 802 г. были убиты франкские должностные лица. В 798 г. в Зальцбурге было учреждено епископство, проповедовавшее аварам христианскую религию. В 805 г. новую веру принял сам каган.
В 803-804 гг. болгарский хан Крум захватил все аварские земли до Среднего Дуная.
Последние сведения об аварском посольстве к франкам относятся к 823 г. На имперском государственном собрании оно представляло покоренный франками некогда известный и могучий народ.
Быстрый закат каганта
Такое резкое возвышение авар не могло не вызвать паники как в Византии, так и у франков.
Византийский полководец Маврикий, пишет о том, что Византия должна иметь конницу аварского образца, что было успешно реализовано на деле.
Франки, на момент инвазии авар, воюющие в традиционном германском стиле – тяжелая пехота, хирд из копейщиков и минимум лучников, также ломают голову, что им противопоставить опасным азиатам.
И приходят к примерно тому же выводу: в империи франков появляется бронированная конница рыцарского типа, хотя правильнее назвать ее аварским типом.
Первым звонком краха для авар стало восстание славян в государстве Само!
Мы не знаем достоверно, что это было за государство, каковы были причины, но доверимся Фредегару:
Этот внезапный триумф над аварами, показал, что в их державе назрел кризис, а их армии уже не столь сильны.
И несмотря на то, что в 658 году держава Само была уничтожена, на далеком востоке Европы, булгарские кочевники вышли из-под опеки авар и создали свое государство Северная Болгария под руководством хана Курбата.
Такая активность не осталась без наказания, и авары напали на кутигуров, но даже проиграв, те уже не были в униженном и зависимом положении.
А задолго до этих событий Константинополь прибыло еще одно важное посольство! Оно оставило массу загадок, но позволило стряхнуть молву об аварах, как о несокрушимых воинах.
На этот раз, в Византию явились представители тюрок, во главе с вождем нушиби Эскиль Кюль-иркином с целью добиться от императора выдачи ему авар. Тюрки сообщили удивительные вещи, дескать они давно гонятся за аварами, нашедшими себе приют у границ Византии.
Они — их рабы, которые сбежали, присвоив себе чужое имя «уар», благодаря которому они обманом завладели землями кутигуров (те испугались уар, так как в древности они разбили и их предков) и за это в том числе, должны быть строго наказаны смертью!
Тюрки сообщили удивительные вещи, дескать они давно гонятся за аварами, нашедшими себе приют у границ Византии.
Они — их рабы, которые сбежали, присвоив себе чужое имя «уар», благодаря которому они обманом завладели землями кутигуров (те испугались уар, так как в древности они разбили и их предков) и за это в том числе, должны быть строго наказаны смертью!
А пока византийцы ломали голову над превратностями исторической судьбы авар, франки не дремали!
Авары были их главным противником, ликвидация которого была задачей номер 1.
В 791 году франки выступили в поход на Аварский каганат, стальная лавина войск хлынула на восток и это было невиданное зрелище для тех времен, когда доспехи были кожаными, а войско-пешим.
Ведомые своим, почти двухметрового роста, королем Карлом Великим, франки и союзные им славяне и бавары, двумя языками вошли в Аварский каганат.
Хринги – эти аварские крепости, окруженные рвами в три ряда, чтобы конница не могла быстро форсировать их, пали один за другим, франские мечники яростно истребляли аварское войско, а огромные обозы с золотом авар потянулись на запад.
В 797 году авары поднимают восстание и бьются насмерть уже с сыном Карла, затяжная война длилась много лет, и вероятно закончилась физически уничтожением былых блистательных завоевателей. Которые реанимировали в Европе, скифские методы боя, искусства и государственного устройства, спустя более 500 лет после исчезновения скифов.
По свидетельству Эйнгарда, война с аварами была самой значительной и ожесточенной после саксонской и потребовала от франков очень больших расходов. После этого похода, по словам биографа Карла Великого, в Паннонии не осталось в живых ни одного его обитателя, а место, на котором находилась резиденция кагана, не сохранило и следов человеческой деятельности. Страшный народ аваров, в течение нескольких столетий наводивший ужас на всю Восточную Европу, перестал существовать.
Русские летописи также помнили авар и их бесславный конец:
«Были обры телом велики, а умом горды, и истребил их Бог, перемерли все, не осталось ни единого обрина, и есть поговорка на Руси до сего дня: погибоша аки обре»
Верования
О верованиях авар и других народов Аварского каганата известно очень мало. В одном из источников упоминается главный шаман; другой свидетельствует, что авары были идолопоклонниками.
Ясно, что авары как бы удваивали мир: помимо земного они мыслили себе и загробный. Вместе с умершим в могилу обычно клали пищу, коня с оружием, чтобы воин мог продолжать свой путь и битвы. Потусторонний мир, согласно шаманистическим поверьям, состоял из нескольких уровней, расположенных один над другим. Умершие могли попасть на верхний уровень лишь после различных испытаний. Такому продвижению наверх помогали стрелы — поэтому их и клали в колчан рядом с погребенным.
Перед погребальным обрядом или во время него могильные ямы «очищались» от злых духов с помощью огня или горящих угольев.
Разные народы, согласно своим поверьям, хоронили людей головой к той или иной части света — по направлению к центру мира или в ту сторону, откуда ждали воскресения. У авар единой ориентации не было — слишком разноплеменными они были; погребение происходило головой как на восток, так и на запад. Во многих случаях над умершими совершали магические действия. Уже после погребения могилу вскрывали, вынимали череп погребенного и читали над ним заклинания. Боязнь того, что умерший может вернуться с того света, побуждала иногда хоронить покойников распластанными на животе.
Для проповеди Христианства среди авар еще в 739 году была учреждена епископия в Зальцбурге. Обращение аваров в Христианство ускоряется в конце VIII — начала IX века, вместе с подпадением под франкское владычество.