Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Содержание:
- История монастыря
- Епископ Мытищинский Феофилакт совершил пресвитерскую и диаконскую хиротонии в Надвратном храме мученика Андрея Стратилата Андреевского монастыря
- Действующие женские монастыри Москвы
- Архитектура
- МИР ИЛИ МОНАСТЫРЬ? Из наследия Оптинских старцев
- Указ протоиерею Борису ДАНИЛЕНКО № У-01/359 от 22 июля 2013 года
- В нашей Святой Обители будут совершаться ежедневные Богослужения
- Дореволюционное время
- Внешняя отделка Церкви. Архитектура
- Архитектурный комплекс собора
- Как добраться до Андреевского мужского монастыря
- «МОНАШЕСТВО – ЭТО СЧАСТЬЕ. НО ЭТО И КРЕСТ»
- Дореволюционное время
- Примечания
- Епископ Мытищинский Феофилакт совершил пресвитерскую и диаконскую хиротонии в Надвратном храме мученика Андрея Стратилата Андреевского монастыря
- Монастырь сегодня
- Что посмотреть рядом
- Как добраться до Андреевского мужского монастыря
- История
- Архитектурные памятники и святыни
- Патриаршее приветствие участникам торжеств по случаю дня памяти преподобного Серафима Саровского и 30-летия второго обретения его святых мощей
- Стенгазета №246 (10.06.2021)
- Территория рядом с храмом
- Храм в Люблино Андрея Первозванного
История монастыря
По преданию, мужская обитель на правобережье реки Москвы появилась в конце XIII века. Однако, первые документальные сведения о монастыре относят к середине XVII столетия. В те времена на берегу стоял деревянный храм Андрея Стратилата, построенный в честь чудесного освобождения горожан от нашествия отрядов хана Казы-Гирея. Зеленое урочище называли «Пленницами», потому что здесь вязали плоты-«поленицы», которые потом сплавляли по реке.
В 1648 году стольник и сподвижник русского царя Федор Михайлович Ртищев получил благословение патриарха Иосифа и возвел в Пленницах каменный Преображенский храм. Возле него боярин устроил новый монастырь, который занял место между Донской и Новодевичьей обителями. Три монастыря отлично дополняли друг друга и были призваны защищать подступы к российской столице с южной стороны. Однако, к середине XVII века границы государства так сильно расширились, что христианские обители уже не играли особой роли в обороне города.
Андреевский монастырь на фоне Москвы-реки
В новом монастыре поселилось 30 иноков, приглашенных Ртищевым из Межигорского монастыря, Киевско-Печерской лавры и других монашеских общин Малороссии. При монастыре существовало Учительское или Ртищевское братство — объединение просвещенных людей, которые занимались переводом на русский язык иностранных книг.
В 1652 году здесь открыли первое академическое заведение Москвы, занятия в котором проходили под руководством опытных преподавателей Епифания Славинецкого и Арсения Сатановского. Молодые люди осваивали основы грамматики, учили философию и риторику, а также читали тексты на славянском, латинском и греческом языках.
С появлением духовного училища Преображенскую пустынь переименовали в Андреевский монастырь. Через 33 года монахов переселили на территорию Китай-города, обитель приписали к Заиконоспасскому монастырю, а из училища переросло в Славяно-греко-латинскую академию.
К началу XVIII века земли обители числились за Монастырским приказом. Настоятель просил государя вернуть их монастырю, но Петр I решил упразднить Андреевскую обитель и создать в ней заведение для сирот и детей-подкидышей, которых тогда называли «зазорными» детьми. Помимо этого в бывшем монастыре обустроили острог для «колодников».
Церковь Андрея Стратилата
В 30-е годы XVIII века при российской императрице Анне Иоанновне детское заведение и тюрьму закрыли, и обитель вновь стала действующей. В 1760-е годы здесь располагался приют для умалишенных, а после церковной реформы, проведенной Екатериной II, монастырь преобразовали в приходской храм и дом призрения для женщин-«ленивец». По воспоминаниям одного из иностранных дипломатов в стенах монастыря по 2-3 недели работали женщины, которые занимались витьем веревок для нужд адмиралтейства.
Монастырский некрополь издавна служил местом погребения родовитых москвичей. Особенно много захоронений появилось в 1771 году, когда по городу прокатилась страшная эпидемия чумы или «моровой язвы».
В начале XIX столетия в обители возвели несколько каменных корпусов и утроили в них богадельню Купеческого общества. В новых зданиях поселились более 500 пожилых москвичей и инвалидов, а деньги для них жертвовали богатые купцы — Боткин, Королев, Бахрушин, Зубов, Алексеев, Пашков и Крашенинников. В 1900-е годы по инициативе священника Николая Молчанова при бывшем монастыре открыли церковно-приходскую школу, где дети учились грамоте, письму и основам счета.
Собор Воскресения Христова в Пленницах
С приходом новой власти постройки отдали фабрике Госзнак, а церковь Андрея Стратилата закрыли. Дом-коммуну заселили служащие и рабочие фабрики. Бывшую церковь хотели переделать под фабричную школу, однако она так и не была создана.
Монастырская богадельня просуществовала до 1924 года. Через год после ее закрытия, Воскресенский храм отдали клубу Госзнака, а еще через несколько лет ликвидировали последнюю церковь Иоанна Богослова. Во время антирелигиозной кампании, которую проводили по всей стране, могилы Шереметевых, Машковых, Плещеевых, Щербаковых, Ларионовых и других родовитых горожан были уничтожены.
Как и многие монастыри Москвы, православная обитель начала возрождаться с изменением политики государств — в начале 1990-х годов. Поначалу сюда перевели богатую Синодальную библиотеку и восстановили Воскресенский храм, а в 1996 году все здания и землю отдали Церкви.
Епископ Мытищинский Феофилакт совершил пресвитерскую и диаконскую хиротонии в Надвратном храме мученика Андрея Стратилата Андреевского монастыря
Опубликовано: 22.08.2021
22 августа 2021 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, в день памяти апостола Матфия, епископ Мытищинский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Западным викариатством г. Москвы, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря, возглавил в Надвратном храме Святого мученика Андрея Стратилата Андреевского монастыря Божественную Литургию.
Преосвященному епископу Феофилакту сослужили: благочинный Андреевского церковного округа, настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках, протоиерей Николай Карасев; благочинный Андреевского монастыря игумен Никон (Жиганов); насельник Андреевского монастыря иеромонах Георгий (Мысовский).
Действующие женские монастыри Москвы
В российской столице 8 женских действующих монастырей:
- Новодевичий;
- Зачатьевский;
- Алексеевский;
- Иоанно-Предтеченский;
- Богородице-Рождественский;
- Покровский;
- Марфо-Мариинская обитель;
- Троице-Одигитриева Зосимова пустынь.
Действующие монастыри можно смело назвать государством в государстве. Жизнь в них отличается от мирской. У каждой обители свой устав. Доступ на территорию обычно ограничен. В некоторые помещения вход туристам строго запрещен. Многие монастыри проводят что-то вроде дня открытых дверей, когда миряне могут оказаться внутри и посмотреть своими глазами на быт послушниц.
Новодевичий монастырь
Это один из самых старых действующих женских монастырей столицы. Его архитектурный ансамбль признан ЮНЕСКО объектом культурного наследия. Монастырь находится на Новодевичем проезде, дом 1 (метро «Спортивная»). Он был возведен в 1524 году по указу Василия III. За десять лет до этого царь поклялся построить монастырь и храм при нем, если сможет отвоевать Смоленск. Город был взят, а в Москве вскоре появился Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы.
Согласно легенде, место для обители было выбрано не случайно. Когда-то именно там татаро-монголы строили в ряд русских девушек, выбирали самых красивых и забирали в Золотую Орду. Это место называли Девичьем полем.
Когда-то в этом монастыре русские цари запирали неугодных жен и сестер. Так, в его стенах приняла постриг царица Ирина Годунова, родная сестра и первая жена Петра I. После революции Новодевичий монастырь, как и многие другие, был закрыт. Он вновь открыл свои двери для послушниц только в 1994 году.
Зачатьевский монастырь
Это, пожалуй, самая древняя женская обитель Москвы. Она основана в 1360 году. После революции была разграблена и закрыта, возвращена церкви в 1991 году. Обитель находится во 2-м Зачатьевском переулке, дом 2 (метро «Кропоткинская»).
Над входом в монастырь находится надвратная церковь. Она единственная в своем роде, сохранившаяся в годы религиозных гонений. Перед входом стоит памятник основателю обители – митрополиту Алексию.
Алексеевский монастырь
Обитель расположена во 2-й Красносельском переулке, дом 7 (метро «Красносельская»). У Алексеевского монастыря весьма интересная история. Он основан в 1358 году и тогда назывался Ново-Алексеевским монастырем. Обитель изначально находилась на Остоженке, в XVI веке ее перевезли на то место, где сейчас Храм Христа Спасителя, а в XIX веке – в Красное село.
Большевики уничтожили монастырь, проложив на его месте дорогу. Тогда сохранилась одна церковь. В 1991 году в ней появился новый приход, спустя 19 лет было создано сестричество во имя Алексия, а потом открылся и монастырь.
Иоанно-Предтеченский монастырь
Появился в 1415 году. Изначально был мужским и находился в Замоскворечье. В 1533 году обитель была заново отстроена Василием III в честь появления долгожданного наследника. Монастырь сменил прописку и стал женским. Находится в Малом Ивановском переулке, дом 2 (метро «Китай-город»). В его стенах хранится древняя икона Пророка и Крестителя Иоанна с частичкой его мощей, а также частица Креста Господня.
Богородице-Рождественский монастырь
Обитель расположена на улице Рождественка, дом 20 (метро «Трубная», «Кузнецкий мост»). Была открыта в 1386 году по распоряжению княгини Марии Серпуховской в честь победы русского народа на Куликовом поле. В этом сражении принимал участие и ее сын. Первыми насельницами стали вдовы, матери и сироты воинов, погибших на Куликовом поле. После революции монастырь возобновил работу в 1993 году.
Покровский монастырь
Расположен на Таганской улице, дом 58 (метро «Марксистская», «Пролетарская»). Основан в 1635 году царем Михаилом Федоровичем. Изначально был мужским монастырем. Во время нашествия французов его сооружения сильно пострадали, но впоследствии были восстановлены. В 1994 году монастырь обрел новую жизнь.
Марфо-Мариинская обитель
Находится на Большой Ордынке, дом 34 (метро «Третьяковская»). По внешнему виду можно подумать, что обитель принадлежит к старинным памятникам архитектуры. На самом деле ее построили в 1909 году по распоряжению княгини Елизаветы Федоровны. Она решила возвести монастырь в память о супруге, погибшем от рук террориста.
Троице-Одигитриева Зосимова пустынь
Находится на территории Новой Москвы, в поселении Новофедоровское, что под Троицком. Была открыта монахом Зосимой в 1826 году. В стенах обители находится икона Богоматери «Одигитрия» и частица Креста Господня.
Архитектура
Основной комплекс был сооружен в середине семнадцатого столетия. Строительство вел зодчий Григорий Копыл. Чуть позже была сооружена каменная надвратная церковь св. Андрея Стратилата, которую изыскано декорировали изразцами. На месте уже существовавшего храма Воскресения начали возводить новый. Его освятили в 1703 году.
На территории монастыря на пожертвованные графом Шереметевым средства была выстроена колокольня.
Сегодня территория обители по форме представляет собой правильный прямоугольник. Со всех сторон она обрамлена двух- и трехэтажными корпусами келий и учебных корпусов, есть много хозяйственных построек, появившихся в прошлом веке. Особенно красиво Андреевский монастырь смотрится с фарватера реки Москвы. Проплывающим на прогулочных катерах москвичам и туристам открываются каменные корпуса и купола трех его церквей.
МИР ИЛИ МОНАСТЫРЬ? Из наследия Оптинских старцев
Опубликовано: 12.08.2013
Преподобный Антоний Оптинский на вопрос о выборе монашеского пути отвечал, что спастись можно как в монастыре, так и в миру. И напоминал о том, что враг может подавать усердие к непосильным для нас добродетелям, а к посильным, наоборот, влагать пренебрежение: «Вы упомянули о женщине, которая питается приятною идеею – оставить всё – но не постигает, от Бога ли такое внушение, или от противника. Если бы она раскрыла сердце своё самому благоискусному старцу или провидцу, то и тот не одобрит мысль оную, ибо действие противника таково: к возможным и посильным добродетелям влагает он хладность и пренебрежение, а которые добродетели превышают меру сил наших, к тем подаёт неослабное усердие, а цель его – уловить бедную душу».
Указ протоиерею Борису ДАНИЛЕНКО № У-01/359 от 22 июля 2013 года
Опубликовано: 02.08.2013
Постановлением Нашим и Священного Синода от 16 июля 2013 года, Журнал №90, Ваше Высокопреподобие освобождается от должности настоятеля Воскресенского собора бывшего Андреевского монастыря и Патриаршего подворья с приписными храмами Архистратига Божия Михаила и надвратной церкви Святого Мученика Андрея Стратилата с сохранением должности директора Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II.
Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ
Опубликовано: 31.07.2013
30 июля по благословению Высокопреосвященного Феогноста, архиепископа Сергиево-Посадского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству в Свято-Даниловом мужском монастыре под председательством наместника обители архимандрита Алексия (Поликарпова) состоялось совещание ответственных за сайты ставропигиальных монастырей.
В нашей Святой Обители будут совершаться ежедневные Богослужения
Опубликовано: 27.07.2013
По благословению Преосвященного Феофилакта, епископа Дмитровского, управляющего Юго-Западным викариатством г. Москвы, наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря с 1 августа 2013г. в нашей Святой Обители будут совершаться ежедневные Богослужения.
В будние дни:
Божественная Литургия |
8:00 |
Вечерня, Утреня |
17:00 |
Суббота, Воскресение и Праздничные дни:
Божественная Литургия |
9:00 |
Всенощное бдение |
17:00 |
Ежедневно будет совершаться поминовение усопших (Панихида),
а по Воскресениям — Водосвятный Молебен после совершения Божественной Литургии.
Дореволюционное время
Царю-демократу Петру Первому нужны были образованные люди, поэтому его приказом при монастыре был открыт приют, в котором воспитывались и обучались дети-беспризорники, подкидыши, сироты. К сожалению, данное заведение просуществовало меньше восьми лет. Последующие русские правители тоже способствовали тому, чтобы храм несколько утратил свое значение. Екатерина Вторая превратила его в богадельню, затем территория монастырского комплекса была отдана под кладбище для родовитых москвичей и монахов из других московских обителей. Свой последний приют здесь нашли Шереметевы и Плещеевы, а также многие другие знаменитые представители дворянства.
Начало девятнадцатого столетия для Андреевского монастыря было ознаменовано тем, что на его подворье появились новые жилые помещения, предназначенные для богадельни. Она была открыта в 1806 году, а учредило ее московское купечество.
Внешняя отделка Церкви. Архитектура
Андреевская церковь в Киеве построена в виде креста, тянется на 31 м, а ее ширина составляет 20 м. Высота строения достигает 47 м, внутри прямо в центре находиться только один купол, он установлен на контрфорсы. Фундамент здания высотой 14 м.
Цветовая гамма храма прямо говорит о ее принадлежности к царской резиденции, которой она должна была быть. Оконные проемы, ниши и двери оформлены лепниной с золотом. Внутри все орнаменты оформлены в ручную, при этом были использованы картуши самой Елизаветы.
Бирюзовые стены оттеняют белые колонны, карнизы и пилястры, на их фоне осо-бенно красиво сверкают позолоченные картуши или капители. Темно-зеленый купол украшают золотые гирлянды. Особое место занимает резной иконостас, окрашенный в красный, на нем установлено 39 икон.
Архитектурный комплекс собора
На архитектуру Андреевского храма оказали влияние барокко и классицизм. Основный объем и высокую шатровую колокольню связывает трапезная. Фасады окрашены в нарядный нежно-розовый цвет и декорированы пилястрами и полуциркульными окнами. Главный купол окружен четырьмя аккуратными главками и отдаленно напоминает собор Святого Петра. Храмовая колокольня похожа на традиционную колокольню лютеранской кирхи.
С северной стороны от собора находится старинная церковь Трех Святителей Вселенских. Красно-белый двухэтажный храм возрастом более 250 лет выглядит очень гармонично. В начале XX века в нем хранилось много древних икон. В 1930-е годы здание перешло трикотажной фабрике, поэтому оригинальные интерьеры были полностью утрачены. В наши дни в отреставрированном храме регулярно проводят церковные службы.
С 2007 года скверике возле собора красуется бюст первому кавалеру Ордена Андрея Первозванного, ближайшему сподвижнику царя – графу Федору Алексеевичу Головину. В петровские времена он возглавлял Посольский приказ и занимался организацией похода русской армии на Азов. Ф. А. Головин получил орден за долгую и преданную службу лично из рук царя.
Знак ордена Андрея Первозванного над входом в собор
На углу храмовой ограды, у Большого проспекта Васильевского острова стоит изящная часовня князя Владимира. Красивое одноэтажное здание построено в 2001 году в лучших традициях классицизма и оформлено строгими треугольными портиками и колоннами. Над входом висит живописная икона Святого Владимира.
Как добраться до Андреевского мужского монастыря
От метро «Ленинский проспект» (Калужско-Рижская линия) пешком добираться 15 минут.
Автобус № 144, 255, М1, 905, Т47, 308, 907, М6 останавливается непосредственно у Андреевской набережной. В пешей доступности находится остановка «Хамовнический Вал 2», добраться до которой можно на автобусах и маршрутном такси № 132, 255, 64. На автобусе № 64, 216, 255, Т79, С12 следует доехать до «Лужнецкая набережная», а через мост и реку будет находиться Андреевский монастырь.
На такси можно быстро добраться до ворот монастыря из любой точки столицы, оформив заказ автомобиля в приложениях Uber, Yandex taxi, Maxim taxi, Gett. В Москве доступны следующие службы такси: «Две столицы», «Уютное такси», «Славянское», «такси-Апельсин», Optimal, VeryWell.
«МОНАШЕСТВО – ЭТО СЧАСТЬЕ. НО ЭТО И КРЕСТ»
Опубликовано: 12.03.2015
С иеромонахом Петром (Бородулиным) мы знакомы с далеких студенческих лет, когда он был обычным студентом романо-германского отделения филфака Саратовского университета Павлом Бородулиным. Павел неплохо учился и в перспективе мог стать переводчиком или просто хорошо устроиться на работу по специальности. Но он поступил совсем по-другому: неожиданно для всех принял монашеский постриг. Сейчас он – батюшка, уже 13 лет как живет в саратовском Никольском монастыре, совершает службы, исповедует прихожан. Мы попросили отца Петра рассказать, как сформировалось в нем желание принять монашество и что стало поводом для такого выбора.
Дореволюционное время
Царю-демократу Петру Первому нужны были образованные люди, поэтому его приказом при монастыре был открыт приют, в котором воспитывались и обучались дети-беспризорники, подкидыши, сироты. К сожалению, данное заведение просуществовало меньше восьми лет. Последующие русские правители тоже способствовали тому, чтобы храм несколько утратил свое значение. Екатерина Вторая превратила его в богадельню, затем территория монастырского комплекса была отдана под кладбище для родовитых москвичей и монахов из других московских обителей. Свой последний приют здесь нашли Шереметевы и Плещеевы, а также многие другие знаменитые представители дворянства.
Начало девятнадцатого столетия для Андреевского монастыря было ознаменовано тем, что на его подворье появились новые жилые помещения, предназначенные для богадельни. Она была открыта в 1806 году, а учредило ее московское купечество.
Примечания
- Точное происхождение названия места «Пленницы» неизвестно. По одной гипотезе, И. Е. Забелина, оно объясняется тем, что излучина Москвы-реки напротив Лужников была удобным местом для связки сплавляемых вниз по реке брёвен в плоты-«поленницы».
- В книге «Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице Государства Российского» (М., 1831) было указано, что впервые о существовании монастыря упоминается в летописи в период царствования Иоанна Грозного, однако О. А. Иванов о. Кроме того, на Несвижском плане Москвы на месте Андреевского монастыря показана группа строений, похожая на боярскую усадьбу.
- Церковь эта была воздвигнута в честь необъяснимого бегства войск крымского хана Кызы-Гирея 1 сентября 1591 года, что было расценено как чудо.
- Древняя российская вивлиофика. — Ч. V. — С. 21.
- Козловский И. П. Ф. М. Ртищев. — Киев, 1906.
- * В. Корсакова. Ртищев, Феодор Большой Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- ↑ 12 ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 16 июля 2013 года / Официальные документы / Патриархия.ru
- Андреевский мужской монастырь
- ↑ 12 Журнал Московской Патриархии 10-2007
Епископ Мытищинский Феофилакт совершил пресвитерскую и диаконскую хиротонии в Надвратном храме мученика Андрея Стратилата Андреевского монастыря
Опубликовано: 22.08.2021
22 августа 2021 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, в день памяти апостола Матфия, епископ Мытищинский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Западным викариатством г. Москвы, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря, возглавил в Надвратном храме Святого мученика Андрея Стратилата Андреевского монастыря Божественную Литургию.
Преосвященному епископу Феофилакту сослужили: благочинный Андреевского церковного округа, настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках, протоиерей Николай Карасев; благочинный Андреевского монастыря игумен Никон (Жиганов); насельник Андреевского монастыря иеромонах Георгий (Мысовский).
Монастырь сегодня
В наши дни Андреевская обитель имеет статус действующего мужского монастыря. В нем расположена Синодальная библиотека и воскресная школа. Верующие и туристы могут побывать в обители в любой день с утра до вечера.
Посетителей просят уважительно относится к живущим здесь насельникам и не фотографировать монахов, священников, богослужения и внутренние интерьеры церквей. Кроме того, при посещении монастырских храмов туристов просят не забывать выключать мобильные телефоны.
Ежедневные службы идут в Воскресенском храме. В будние дни они начинаются в 7.30 и 17.00, а в воскресные дни и по праздникам — в 9.00 и 17.00. Престольный праздник святого Андрея Критского отмечают здесь 17 июля. При входе в обитель работают иконная и книжная лавки. Те, кто хочет пообедать, могут это сделать в платной трапезной.
Что посмотреть рядом
Те путешественники, которые планируют посетить духовные места Москвы, могут разработать собственный маршрут, включив в него Донской, Новодевичий, Андреевский мужской монастырь. Они находятся неподалеку. Туристы, которые планируют посещение бесплатных экскурсий по Воробьевым горам, встречаются у монастыря летом несколько раз в неделю и имеют возможность осмотреть уютную местность, которая отражает жизнь монахов. Если вы гуляете в Нескучном саду или парке Горького, дойти до этой достопримечательности можно пешком. Выше монастыря расположена смотровая площадка Воробьевы горы, открывающая живописные виды на Кремль, Москва-Сити, Нескучный сад, МГУ.
Как добраться до Андреевского мужского монастыря
От метро «Ленинский проспект» (Калужско-Рижская линия) пешком добираться 15 минут.
Автобус № 144, 255, М1, 905, Т47, 308, 907, М6 останавливается непосредственно у Андреевской набережной. В пешей доступности находится остановка «Хамовнический Вал 2», добраться до которой можно на автобусах и маршрутном такси № 132, 255, 64. На автобусе № 64, 216, 255, Т79, С12 следует доехать до «Лужнецкая набережная», а через мост и реку будет находиться Андреевский монастырь.
На такси можно быстро добраться до ворот монастыря из любой точки столицы, оформив заказ автомобиля в приложениях Uber, Yandex taxi, Maxim taxi, Gett. В Москве доступны следующие службы такси: «Две столицы», «Уютное такси», «Славянское», «такси-Апельсин», Optimal, VeryWell.
История
В эпоху правления императора Петра I на территории Васильевского острова планировали устроить административный центр города. Тогда же русский император пожелал в честь святого Андрея Первозванного возвести на территории острова церковь, первый камень которой был заложен в 1724 году. К сожалению, Петр I не дожил даже до начала строительства
Деревянная церковь была завершена в 1732 году. Над проектом работал знаменитый итальянский архитектор Доменико Трезини.
Петербург разрастался, число прихожан увеличивалось. В 1744 году церковь Андрея Первозванного получила статус собора. Члены императорской семьи и именитые горожане часто посещали проводимые здесь богослужения. Однако деревянный собор обладал одним большим недостатком. Здание оказалось очень холодным, и при низкой температуре проводить здесь богослужения было затруднительно.
В настоящее время деревянное здание собора не сохранилось. Через 32 года после открытия храм сгорел во время грозы. Вынести из огня успели только иконостас. В 1764 году на этом месте началось строительство храма. Автором нового проекта и руководителем строительства стал архитектор Александр Францевич Вист. Возведение храма завершили к 1780 году, тогда же он был освещен.
В конце XIX века была проведена незначительная перестройка. Появилась колокольня, возведена часовня, тогда же пристроили северный и южный приделы. Начиная с 1864 года при церкви начал работать благотворительный фонд, председателем которого долгое время был Петр Семенов Тян-Шанский.
В 1938 году Собор Андрея Первозванного закрыли, и долгое время здание стояло заброшенным. После войны храм переходил от одного хозяина к другому. Надо отметить, что ни одного из них не интересовал вопрос сохранения культурного наследия.
Прихожане неоднократно обращались с просьбой о возврате собора и его восстановлении. Часть помещений вернули церкви только в 1990 году, но еще пять лет на бывшей территории храма размещалась Кунсткамера. После того, как музейный фонд был вывезен, в церкви провели большие восстановительные работы.
Архитектурные памятники и святыни
Первоначальный архитектурный ансамбль монастыря был создан в середине XVII века под руководством талантливого зодчего Григория Копылы. Сегодня монастырская территория имеет форму правильного прямоугольника. Со всех сторон ее обрамляют двух-трехэтажные корпуса келий, учебных корпусов и хозяйственных построек, построенных в XIX веке.
Церковь Иоанна Богослова в колокольне
Особенно красиво смотрится монастырь с фарватера реки. Проплывающие на прогулочных теплоходах москвичи и туристы могут любоваться каменными корпусами и живописными куполами трех православных церквей.
Центральное место занимает самое высокое здание — трехъярусная барочная колокольня с храмом Иоанна Богослова. Она была возведена в 1748 году на деньги, которые пожертвовал граф С. Б. Шереметев.
Вначале храм посвятили Архангелу Михаилу, но в середине XIX века его реконструировали и переосвятили.
С 1997 года над церковью была восстановлена звонница. Колокола для нее отлили на частном заводе Рудольфа Пернера, расположенном в городке Пассау. Примечательно, что мастера этого небольшого баварского городка занимаются изготовлением колоколов уже 400 лет, и их изделия можно увидеть в храмах по всему миру.
Старейший монастырский храм Андрея Стратилата был построен в 1675 году.
Каменное здание стало памятью о древней деревянной церкви, с которой началась монашеская жизнь на берегу реки. Барабан под куполом и четверик храма украшен красивыми поливными изразцами «павлиний глаз», сделанными мастерами из Белоруссии.
Вид на монастырские купола
Главным в обители считается старинный храм Воскресения Христова, возведенный на рубеже XVII-XVIII веков.
Красивая одноглавая церковь оформлена в традициях московского или «нарышкинского» барокко и возвышается в западной части монастыря. Она состоит из высокого подклета, лаконичного четверика, крытой галереи и трехчастной абсиды.Внутри храма хранится одна из монастырских святынь — икона Казанской Божией Матери.
Патриаршее приветствие участникам торжеств по случаю дня памяти преподобного Серафима Саровского и 30-летия второго обретения его святых мощей
Опубликовано: 01.08.2021
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам торжеств по случаю дня памяти преподобного Серафима Саровского и 30-летия второго обретения его святых мощей.
Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Георгию, митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому, Участникам торжеств, посвященных празднованию дня памяти преподобного Серафима Саровского в Дивееве
Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, досточтимая игумения Сергия с насельницами Серафимо-Дивеевского монастыря, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне в сей прославленной обители, дабы воздать хвалу дивному во святых Своих Богу и почтить память преподобного Серафима Саровского — пламенного молитвенника и неусыпного ходатая нашего пред Престолом Вседержителя.
В чем сила и притягательность образа этого смиренного отшельника? Каковы причины его всенародного почитания и что нам, людям XXI века, может поведать святой XIX столетия?
Размышляя над этими вопросами, обратимся к житию Преподобного и узрим светлый лик кроткого человека, от юности Христа возлюбившего и Тому Единому работати пламенно возжелавшего, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизавшегося, умиленным же сердцем любовь Христову стяжавшего (тропарь прп. Серафиму). Именно он открыл для многих путь ко спасению. Именно он, Богу содействующу, смог явить людям, не только своим современникам, но и нам, его далеким потомкам, воплощенный образ евангельских идеалов, став сосудом избранным, вместилищем Святого Духа.
Опубликовано: 31.07.2021
31 июля и 1 августа 2021 года в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре состоялись торжества, приуроченные ко дню памяти преподобного Серафима Саровского и 30-летию второго обретения его святых мощей.
1 августа служение Божественной литургии под открытым небом на Соборной площади монастыря у раки с честными мощами преподобного Серафима, по сложившейся традиции принесенными перед началом богослужения из Троицкого собора и поставленными за престолом, возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.
Его Высокопреосвященству сослужили: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий, митрополит Владимирский и Суздальский Тихон, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин, викарий Нижегородской епархии епископ Дальнеконстантиновский Филарет, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Котласский и Вельский Василий, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, епископ Канашский и Янтиковский Стефан, епископ Муромский и Вязниковский Нил, секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, клирики Нижегородской митрополии.
Опубликовано: 06.07.2021
Начало занятий 7 июля 2021 года
Стенгазета №246 (10.06.2021)
Опубликовано: 08.06.2021
|
Опубликовано: 26.05.2021
|
Территория рядом с храмом
С 2017 года за вход на смотровую площадку, организованную возле Андреевского храма нужно платить, взрослые оплачивают полную стоимость, чтобы насладиться видами Подола, а школьники и студенты половину.
Все пожертвования идут в нацзаповедник «София Киевская», к которому принадлежит собор. О новых правилах посещения церкви и тарифах можно узнать в Facebook, где имеется официальная страница этого религиозного заведения.
Государство объяснило такие нововведения большими затратами на ремонтные и противоаварийные работы, а также нужно еще закончить реставрацию внутри помещений церкви, что возможно, если взымать символическую плату за вход на площадку около храма.
Сама смотровая площадка открыта для посетителей в теплое время с 10 утра до 8 вечера, тогда как в холодное как закрытие происходит раньше на два часа. Вход в саму церковь бесплатный, но по всем канонам христианства девушкам желательно покрывать голову платком и надевать перед ее посещением юбку. Мужчины перед посещением снимают головные уборы.
Храм в Люблино Андрея Первозванного
Храм в Андрея Первозванного в Люблино можно смело назвать целым храмовым комплексом, хотя изначально речь шла о маленькой церкви во имя святителя Тихона, расчитанной максимум на сто прихожан. Всё началось в 1999 году при главенстве в РПЦ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Он и оставятил первый закладной камень в основание престола будущего храма на территории общины Апостола Андрея Первозванного. Небольшую церквушку возвели довольно быстро, и уже в начале 2021 года в ней начали богослужения.
Храм облагораживался, приход рос, и тогда было принято решение о строительстве большого собора, который смог бы вместить полторы тысячи человек.
Начало работ было положено в 2018 году. Согласно планировке собор имеет один большой купол, в нём отсутствуют колонны, что предпологает большую свободную площадь для прихожан и великолепную акустику. К фасаду храма вплотную расположена звонница. Снаружи собор будет обложен белым камнем, как было принято в старорусские времена. Собор находится на стадии строительства и в нём не проводят богосложений, однако в сам комплекс является действующим.
В храме Андрея Первозванного в Люблино хранятся часть мощей святого апостола.
Храм Андрея Первозванного в Люблино расписание богослужений
Беседы с настоятелем храма отцом Виктором проводятся по окончании вечернего богослужения по вечерам в субботу. Вы можете задать любые вопросы и получить исчерпывающие ответы на них.
Евангельские беседы о вере и жизни церкви проходят по четвергам в 19:30, так же после вечерних богослужений, иерейем Иоанном Ковалем.
Беседы о святых подвижниках, их благочестивом житии, истории христианской церкви проводятся Александром Черменским по пятничным вечерам в 18:30.
Огласительные беседы для взрослых и маленьких прихожан, желающих принять крещение, либо стать крестными родителями, проходят ежесубботно в 15:00. (Без огласительных бесед таинство крещение не может быть проведено, исключением может стать лишь серьёзная болезнь).
Расписание самих богослужений в храме апостола Андрея Первозванного можно найти на официальном сайте.