Амфилохий почаевский

«Ситуация обострилась»

Мило Джуканович потерял реальную власть после поражения его партии на выборах осенью прошлого года. Политик не раз давал понять: он хочет создать в стране автокефальную православную церковь, которая, по его словам, «поможет преодолеть раскол между сербами и черногорцами».

Президент на протяжении многих лет продвигал идею полного размежевания с Белградом, несмотря на то, что у Сербии и Черногории общие история и язык. О выходе из государственного союза с Сербией Подгорица объявила после референдума в 2006 году. Через несколько лет Черногория получила статус кандидата в Евросоюз, а в 2017 году вошла в НАТО. Несмотря на отделение от Сербии, треть из 620 тыс. жителей Черногории по-прежнему считают себя сербами.

В прошлом году Джуканович смог протащить через парламент «Закон о свободе вероисповедания». По нему религиозные общины обязали документально доказывать право на принадлежащее им имущество. Ранее юридический учет таких объектов в стране не вели. Это означало, что большая часть строений должна перейти государству. В первую очередь речь шла о более чем 600 храмах Черногорской митрополии Сербской православной церкви. СПЦ принадлежат около 66% монастырей и немало иной недвижимости по всей Черногории.

Черногорский надлом

Демонстрация против интронизации епископа Ионникия в Цетинье

Фото: REUTERS/Stevo Vasiljevic

Законопроект поддержала непризнанная Черногорская православная церковь (ЧПЦ), появившаяся в начале 1990-х, а также католическая, еврейская и мусульманская общины страны. Принятие этого документа вызвало бурю негодования в балканском государстве.

К тому же обострились отношения Подгорицы с Белградом: законопроект раскритиковала СПЦ, в Сербии запустили мощную античерногорскую кампанию. Оппозиция призывала власти отправить в соседнюю страну армию для защиты местных сербов, протестующие расписывали оскорбительными лозунгами посольство в Белграде. А представители СПЦ проводили массовые протестные молебны, в которых участвовала почти половина жителей страны. Многие были уверены, что за счет имущества церкви власти хотели пополнять бюджет страны. Эти шествия против законопроекта организовал бывший митрополит Черногорский Амфилохий. Участвовал в них и Иоанникий.

Амфилохий скончался от последствий коронавируса в октябре прошлого года, в мае этого года его преемником избрали Ионникия. Сторонники Джукановича выступили как против его кандидатуры — серба, родившегося в Черногории, так и против того, чтобы интронизация проходила в Цетинском монастыре. Многие черногорцы считают его местной святыней и символом независимости своей страны. Они предлагали провести церемонию в самом большом православном монастыре региона — храме Воскресения Христова в Подгорице, где находится представительство СПЦ.

Черногорский надлом

Демонстрация против интронизации епископа Ионникия в Цетинье

Фото: REUTERS/Stevo Vasiljevic

Новые власти во главе со Здравко Кривокапичем спорный закон отменили, а также разрешили провести интронизацию нового митрополита именно в Цетинье.«Ситуация в Черногории обострилась, но самая большая опасность в том, что внутренний конфликт может стать частью более широкого противостояния между Востоком и Западом», — пишет балканское издание Advance.

Искусный костоправ

Лечить людей его научил отец. Крестьянин Варнава Головатюк из тернопольского села Малая Иловица был искусный костоправ. Его звали к больным не только со всей округи, но и за многие версты. Сын Яков (так звали в миру будущего схиигумена Амфилохия) часто ездил с ним. Отец вправлял сломанные кости, а сын держал больного.

Перед Первой мировой войной Якова призвали в царскую армию. Там он и выучился на фельдшера, что потом очень ему пригодилось.

На фронте Яков попал в плен, и стал работником у австрийского фермера. Фермер был не зверь и мироед, а добрый человек, и даже хотел отдать за Якова свою дочку. А тот очень тосковал по родине и бежал из спокойной альпийской деревушки домой.

Дома Яков решил жениться. Парень был добрый, работящий, красивый, хорошо пел и девушкам нравился.

Яков даже присмотрел себе девушку, но в душе не было мира: ведь с детства он мечтал о монашестве. О своих сомнениях Яков рассказал священнику сельского храма, и вскоре планы о женитьбе сами собой расстроились. Яков стал готовиться в монастырь.

В Почаевскую лавру он пришел в 1925 г., в 1932 году был там пострижен в монашество.

И в Почаеве прославился как костоправ. На одной свадьбе коляску жениха и невесты понесли лошади, и молодые разбились. Отец Иосиф буквально собрал их по кусочкам и выходил.

К нему потянулся народ. Пишут, что приезжало в день иногда до 100 подвод.

Наместник Лавры перевел его в домик на братском кладбище, чтобы поток народа не смущал монахов. Там отец Иосиф двадцать лет принимал посетителей.

Косовские раны

– Расскажите, какова сейчас ситуация в Косово? Насколько тяжел там религиозный конфликт?

– Сегодняшнее положение в Косово и Метохии представляет собой продолжение фашистской оккупации времен Второй мировой войны с далеко идущими последствиями. Многочисленны испытания для Церкви в Косово и Метохии. Первое и главное испытание как для Церкви, так и вообще для правды и справедливости в Косово и Метохии, – это плоды здешнего и международного насилия, одностороннее провозглашение независимости Косово.

Глубоки и очень глубоки косовские раны, старые и новые: разрушенные храмы, отнятое церковное и народное имущество, сотни тысяч изгнанных от своих вековых очагов православных сербов, невозможность их возвращения, все большая нищета и угроза самому существованию еще оставшихся здесь сербов, да и всех жителей Косово. Тамошний народ, выдержавший пятивековое турецкое рабство и верный своему Косовскому завету, выдержит, несомненно, и это новейшее.

Сейчас там больше ощущается конфликт национальный. Но в его глубинах лежит религиозное столкновение, так как большинство косовских албанцев – бывшие христиане. Изменение веры изменило и национальное самосознание. И корень этой жестокой ненависти именно в том, что этот народ хочет уничтожить свою память, свои корни, которые до сих пор где-то в глубинах присутствуют.

У нас есть такая поговорка: «Кто вырвал око твое? Брат. Потому и язва такая глубокая». Когда братья ненавидят друг друга – это самая ужасная ненависть, ненависть, порождающая безумие. Так вот и случилось, к сожалению, в Косово.

Конечно, косовские албанцы ничего бы не могли сделать без поддержки Соединенных Штатов Америки и пакта НАТО. США имеют свои геополитические интересы: через Косово прокладывается дорога на Украину, в Россию и через Сибирь на Восток

Косово всегда было геополитически важной точкой: через него проходили дороги с Востока на Запад и с Запада на Восток. Символично, что сегодня, как и в XIV столетии, именно тут, в Косово, решается судьба мира

В Косово уничтожено множество храмов. Сотни тысяч людей изгнаны из домов, лишены возможности вернуться. Особенно это касается больших городов, например, Приштины.

В Приштине было почти сто тысяч сербов – сейчас их осталось всего 60–70 человек, а город вырос в три раза, туда приезжают из Албании, из деревень. Вот уже пятнадцать лет идет оккупация. Албанцам помогают американцы и европейцы, а сербский народ находится на новом распятии.

У каждого народа и каждого человека есть свое предназначение, свое историческое призвание. У нас, как и у каждого народа, есть свое призвание. Мы через христианство и Церковь Божию стали зрелым народом, и как зрелый народ мы ответственны перед историей, а зрелость как личности, так и народа приобретается в страдании, в распятии. Люди и народы, которые проходят страдания, но не споткнутся в нем, если примут его не как проклятие, а как благословение, приносят свой плод.

Наш народ, конечно, в XX веке был распятым народом, народом на распятии. Это с нами происходило и в начале XX века, и в середине, и, может быть, мы среди редких народов земли, с которым это случилось также и в конце XX века. Не будем забывать, что 2000-летие христианства Европа отметила бомбардировками грешного, но все-таки древнего христианского народа, сербского народа. Но, несмотря на все страдания и искушения, это показатель, что Бог не забыл наш народ.

Фото: nadlanu.com

Пророчества и предсказания

Сохранилось немало рассказов очевидцев о прозорливости святого отца. Однажды к Амфилохию пришла молодая женщина. Она рассказала, что ее сын слеп от рождения и просила даровать ему зрение. Преподобный ответил, что это наказание за ее грех: когда она была ребенком, то ловила птиц и выкалывала им глаза. После этого женщина расплакалась, плакал вместе с ней и старец.

В 1941 году на сенокосе он неожиданно услышал разговор на немецком языке, рев моторов и лязг гусениц. Когда старец сказал об этом монахам, они не поверили, а по возвращению в Лавру узнали о начале войны.

В конце жизни прпеодобный Амфилохий говорил, что уже через год после его прославления «начнется большая война.» Так и произошло. Он был канонизирован в 2002г., а в 2003г. началась война в Ираке.

«Батюшка говорил, что земля как стог сена загорится, — вспоминает матушка Варвара. — Когда подожгли нефтепромыслы, меня как током кольнуло.» На вопросы, откуда он это всё знает, старец отвечал, что мысленно беседует с Господом и Богородицей.

Есть свидетельства о пророчествах старца о кончине мира. «Конец придёт через Китай», – говорил святой.

Преставление и прославление святого

Последние свои дни подвижник доживал в родной Иловице, продолжая принимать всех приходящих к нему со своими скорбями людей. О приближении своей кончины святой знал заблаговременно. Еще как-то в трапезную он вбежал с просьбой не приносить ему цветы, а больше молиться. Тогда никто не понял слов святого старца. Но потом, когда на его могилу действительно стали приносить много цветов, а он просил о молитве, значение этих слов прояснилось.

Ко Господу преподобный Амфилохий отошел 1 января 1971 года. Смерть его, как узнали позже, была насильственной ― его отравили, на протяжении определенного времени подмешивали яд к еде. Причем сделала это одна из послушниц, сотрудничавшая с советскими органами. О том, что среди окружавших его есть одна «Иуда», Амфилохий Почаевский сам говорил, но не противился воле Божией.

Когда его ввозили в Лавру для отпевания, грузовик с телом трижды скатывался с горы, не мог въехать. Тогда поняли, что святой не хочет въезжать в обитель на машине и его гроб внесли на плечах. Очевидцы отмечают, что в тот день скорбела даже природа. От монашеского облачения преподобного, которое сестры положили в храме, где молились в течение сорока дней, исходило тонкое благоухание.Гроб с мощами Амфилохия Почаевского был извлечен неповрежденным спустя 30 лет. А 12 мая 2002 года святой был прославлен в лике преподобных. Этого же числа отмечают и день его памяти.

Больше о жизни подвижника можно узнать из видео:

Святой в сумасшедшем доме

Отец Иосиф был не первым почаевским монахом, упрятанным в «психушку».

Раньше нескольких братий уже вызвали на медкомиссию в местный военкомат, там приписали психические заболевания и поместили в больницу. Лечили их так, что один из монахов умер в 35 лет.

О деле отца Иосифа особо говорили почаевские монахи, добравшиеся до Москвы с жалобой на бесчинства Патриарху Алексию I и Совету по делам религий. Сохранился их диалог с уполномоченным совета по Москве А.С. Плехановым.

Отказываясь рассмотреть их жалобу, он сослался на ее неправильное оформление: «Что вы расписываетесь за всех, пишите за себя, что вы указываете на Иосифа, что его забрали в психбольницу. Вы знаете, что он там в лавре делает, он народ лечит. Какое он имеет право лечить? У него нет медицинского образования, его судить надо».

Монахи извинились: «Извините, конечно, мы не имеем юридического образования и не знаем, какой вид должна иметь жалоба, мы в простоте сердца изложили, что в Почаеве произошло, что над нами издеваются и нам не дают жить.

Монахов мы перечислили по именам для большей ясности, в том числе и старца игумена Иосифа, а что он лечит людей, мы этого не касались: но если вас это возмущает, то можно подметить, что действительно он не имеет медицинского образования, но он отличный костоправ, лучше образованных, и никому вреда не принес, а многие его благодарят за помощь, почему он и заслуживает уважения в народе. Мы можем написать в форме, как вы прикажете».

Отца Иосифа в больнице постригли и побрили, а потом велели снять крест, но он отказался. Тогда санитары сами сорвали его и ночью раздетого повели в палату буйных душевнобольных.

Палата освещалась слабой электролампочкой. Сорок человек (все нагие) спали, когда старец вошел. Бесы говорили в них: «Зачем ты сюда пришел? Здесь не монастырь!» Он им ответил: «Ви самі мене сюди привели».

Ему кололи препараты, от которых распухало все тело, особенно ноги. Кожа чуть не лопалась. Вспоминая все это, закрывал старец руками лицо.

Люди, узнав, где находится отец Иосиф, начали писать главному врачу Будановской больницы письма с просьбой выпустить старца, который незаконно содержится с душевнобольными, тогда как сам может лечить таковых.

Прошло три месяца его пребывания в больнице. Как-то в палату вошел санитар, принес халат и тапочки, велел старцу одеться и следовать за ним в кабинет главного врача. В кабинете были и другие врачи. Ему предложили сесть.— Можете ли вы лечить тех больных, которые находятся в нашей больнице?— Можу.— Тогда вылечите их!— Добре.

Отец Иосиф предложил им отпустить его в монастырь или послать кого-нибудь, чтобы привезти святое Евангелие, крест и облачение (ризу, епитрахиль, поручи), чтобы он смог служить водосвятные молебны и бесы сами уйдут через окна и двери. И еще добавил, что через две недели ни одного больного здесь не останется (их было более 500 человек).— Нет! Вы нам без молебнов лечите.— Так неможливо вилікувати.— А почему?Старец и ответил, что когда солдат идет в бой, ему дают оружие: винтовку, патроны, гранаты. Наше же оружие на невидимого врага — святой крест, святое Евангелие и святая вода!

Отца Иосифа увели снова в палату, где он продолжал нести свой мученический крест. Все, кто знал отца Иосифа, не переставали хлопотать об его освобождении. Писали везде, даже в Москву, и … надеялись.

Как-то раз снова пришел в палату санитар и снова принес отцу Иосифу халат и тапочки. Он пошел с ним в кабинет главврача, где, кроме него самого, было еще двое мужчин и женщина. Как потом выяснилось — члены московской комиссии.

Старцу вежливо предложили сесть и спросили, давно ли он стал монахом. В ответ услышали, что родился монахом. На вопрос, почему оказался в этой больнице, рассказал о том, как отроком часто ходил к старичку-соседу, который читал Библию и говорил, что придет время, когда дракон будет воевать с Церковью. Ему было интересно узнать это. И вот теперь он видит, как дракон воюет с Церковью. Женщина на такой ответ усмехнулась, многозначительно переглянулись и мужчины. А отца Иосифа снова увели в палату…

Но люди не отступались. Все писали и писали заявления с просьбой освободить его из больницы, и это удалось.

Молитвословия

Тропарь, гл. 4

(из Службы, утверждённой решением Священного Синода от 14 июля 2018 года, журнал № 61 )

Земли́ Волы́нския пресла́вна подви́жника/ и оби́тели Поча́евския досто́йна насе́льника,/ люде́й правосла́вных изря́дна цели́теля,/ яви́ тя́ Це́ркви Свое́й Христо́с Бо́г на́ш,/ преподо́бне о́тче Амфило́хие,/ Ему́же усе́рдно моли́ся// от наве́т вра́жиих свободи́тися и спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

(из Службы, утверждённой решением Священного Синода от 14 июля 2018 года, журнал № 61 )

Изволе́нием Де́вы Пречи́стыя/ в оби́тели Почае́встей всели́лся еси́,/ иде́же, подви́жническое и ско́рбное житие́ провожда́я,/ да́ром моли́твы у́мныя обогати́лся еси́/ и Ца́рствия Небе́снаго насле́дник яви́лся еси́./ Те́мже вопие́м ти́:/ ра́дуйся, Амфило́хие, о́тче блаже́нне,// целе́бниче и чудотво́рче.

Ин кондак, глас 3

(из Службы, утверждённой решением Священного Синода от 14 июля 2018 года, журнал № 61 )

Я́ко ве́ры Правосла́вныя ревни́тель/ и благоче́стнаго жития́ учи́тель,/ в боле́знех и ско́рбех изря́дный помо́щник (и защи́титель

),/ пред Го́сподем предстои́ши, преподо́бне Амфило́хие,/ сего́ ра́ди вопие́м ти́:/ защити́ оби́тель, в не́йже подвиза́лся еси́,// и спаса́й на́с моли́твами твои́ми, о́тче блаже́нне.

Чем помогает психотерапия зависимостей?

Психотерапевт, специализирующийся на зависимостях, использует инструментарий методик. Для каждого отдельного зависимого они подбираются индивидуально, потому что на 100% идентичных случаев не существует.

Ключевая задача психотерапевта — помочь пациенту осмыслить свою патологию. Очень многие зависимые не до конца понимают ситуацию, в которой оказались, и практически все не знают, откуда взялась их зависимость. Отыскать причину и «проработать» её помогает психотерапия.

В рамках лечения созависимости используется семейная психотерапия. Лечение созависимости — обязательный пункт при борьбе с алкоголизмом или наркоманией, потому что многие родственники зависимых находятся с ними в потенциально опасных токсичных отношениях. Созависимость ухудшает прогноз выздоровления, делает лечение более сложным и длительным и может свести все усилия наркологов и самого пациента к нулю.

Что делают аддиктологи в рамках лечения зависимостей:

  • общаются с пациентом и на основе общения подбирают уникальный метод лечения, который принесёт наилучший результат;
  • помогают установить источник аддикции — обнаружить и проработать её причину, снизив таким образом риск рецидива;
  • определяют и корректируют установку пациента в отношении предмета аддикции;
  • помогают с решением других психологических проблем, которые могут усложнять процесс лечения, делать его более мучительным и безуспешным.

Психотерапия — это кропотливая работа не только и не столько специалиста, сколько самого пациента. Аддиктолог ничего не делает сам, он просто помогает пациенту разобраться в себе, изменить своё отношение к источнику зависимости, к окружающим людям и собственной жизни. Ремиссия возможна только после переосмысления картины мира и смены парадигмы мышления — именно с этим помогает психотерапия.

Жизнь подвижника в годы Великой Отечественной войны

В годы войны раскрылся еще один талант подвижника – дар предсказания. В тяжелые военные дни количество посетителей, приходящих к иноку за помощью, значительно возросло. В основном его гостями были женщины, которые шли к праведнику за известиями о судьбах мужчин на фронте. Многие просили праведника помолиться за мужей, братьев, отцов. Инок Иосиф всегда точно мог сказать, жив ли тот человек, о котором спрашивают его посетители.

Неоднократно жизнь Иосифа и других монахов обители оказывалась на волоске от гибели: немецкие захватчики врывались в кельи монахов, требуя ценности и продукты питания, угрожая расстрелом всем тем, кто жил в стенах монастыря. Иноки со смирением были готовы принять неизбежное и с молитвами готовились к встрече с Господом. Всевышний слышал молитвы своих детей и даровал им возможность продолжить земной путь: немцы не осуществляли своих угроз и уходили из монастыря ни с чем. Пастырь знал, что инокам обители предстоит впереди сложная борьба за Русь и православную веру.

Чем живет Сербская Церковь?

– Владыка, что Вы могли бы сказать о сегодняшней жизни Сербской Церкви?

– Духовная жизнь возрождается. Территория бывшей Югославии: Сербия, Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Хорватия – каноническая территория Сербской Церкви. Большой духовный подъем начался под влиянием опубликованных трудов святого преподобного Иустина (Поповича) и святого Николая (Велимировича) . Владыка Николай между двумя войнами много сделал для русских, значение его деятельности со временем все возрастает.

У нас теперь больше образованных священников. В Сербской Церкви три богословских факультета: в Белграде, в Фоче (Босния) и в Либертвилле (Иллинойс, США). Восстановлены многие монастыри, возрождается приходская жизнь, издается много книг, появляются новые церковные журналы, работают православные радиостанции.

Во всем большая заслуга нашего патриарха – блаженной памяти Павла, человека глубокой духовной жизни. Его личность сыграла неоценимую роль как для Косово и Метохии, где он в течение тридцати четырех лет был епископом, так и для всей Сербской Церкви в годы его патриаршества.

В 2010 году состоялась канонизация старца Симеона Дайбабского (он учился в Киевской Духовной академии), преподобного Иустина Челийского (Поповича) – автора двенадцати томов житий святых, тридцати томов сочинений, в которые входит «Догматика», «Толкование Священного Писания».

Как и в России, у нас идет прославление новомучеников. До и после Второй мировой войны множество православных: епископы, священники, миряне – пострадали за Христа. Например, епископ Варнава (Настич) много лет провел в заточении, умер в 1964 году, по всей видимости, был отравлен. Поэтому мы почитаем его как исповедника, священномученика. Он был викарным архиереем, его слово, его жизнь и его страдания свидетельствовали о Христе. Прославлены момишские мученики . Как сказал древний писатель Тертуллиан: «Кровь мучеников – это семя Церкви».

Что такое аддиктология?

Аддиктология — другое название психотерапии зависимостей. Это ответвление наркологии, которое изучает аддиктивное поведение (поведение зависимого человека), механизмы его формирования и развития, а также то, как диагностировать и корректировать эту патологию.

Как самостоятельная дисциплина аддиктология появилась в США в 80-х годах, однако в СССР термин «аддиктивные расстройства» был предложен ещё в 70-х известным психиатром Цезарем Короленко.

Он же предложил делить аддикции на три типа:

  • химические, то есть зависимость от алкоголя и психоактивных веществ;
  • нехимические — в эту категорию включены интернет-зависимость, гемблинг, трудоголизм, шоппинг, религиозная зависимость, созависимость, ургентная аддикция, а также целый ряд зависимостей, связанных с сексуальным поведением;
  • по отношению к еде — булимия и анорексия, для которых характерно наличие определённых биохимических процессов в организме.

Любая зависимость имеет в себе психологический компонент. Если лечить исключительно физическую зависимость, не исправляя причины возникновения патологической тяги и не пытаясь изменить картину мира пациента, то с высокой долей вероятности он просто сорвётся. Именно поэтому комплексный подход рекомендуется в лечении алкоголизма и наркомании, а при устранении нехимических аддикций именно психотерапия становится ключевым инструментом.

«Без статьи и трибунала»

Возвращаться в Почаев было слишком опасно, и он поселился у племянницы в селе Иловица. Укрыться надолго ему, конечно же, не удалось: народ моментально освоил новое направление маршрута, а отказать просящим батюшка не мог. Ежедневно служил Водосвятные молебны. Случаи исцелений были необыкновенны. По молитвам о. Иосифа вернулся слух к девушке, которую когда-то в детстве сильно побила мачеха. Одна жительница Почаева избежала ампутации, угрожавшей ей из-за начавшейся гангрены. Известен и случай, когда прозрела слепая девочка. Есть свидетельство того, как старец вернул к жизни 13-летнего подростка, находившегося в состоянии клинической смерти.

Бывало, что «открывались глаза» и у стойких атеистов, когда дело касалось их собственных детей.

В отчаянии обратился как-то к о. Иосифу секретарь обкома. Диагноз, поставленный врачами его 18-летнему сыну, звучал как приговор: саркома. Старец предупредил, что лечение будет только духовным: молебны, святая вода, освященная пища. Через несколько недель от болезни не осталось и следа, а отец в благодарность распорядился выделить для удобства паломников маршрутный автобус Кременец – Малая Иловица.

Местные власти, обеспокоенные притоком людей в село, стали настраивать родственников против старца.

В декабре 1965 г. о. Иосифа ожидало новое испытание. Один из родственников завел его на окраину села к болотам, и жестоко избив, оставил умирать в ледяной воде. Восемь часов пролежал старец без помощи, пока его не обнаружили духовные чада. Опасаясь, что он не доживет до утра, его в ту же ночь отвезли в Почаевскую лавру, где постригли с именем Амфилохия, в честь святителя Амфилохия Иппонийского. Схима – это «край», определение – на жизнь или на исход. Старец пошел на поправку, и еще несколько лет служил людям в великом ангельском образе.

В Почаеве рассказывают, что кончина о. Амфилохия была насильственной и вызванной отравлением. Не раз старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда», но когда люди, страдавшие от поведения одной из его «помощниц», просили его удалить ее от себя, батюшка только смиренно призывал их терпеть, поскольку и сам он терпит.

У святых отцов в разных вариантах встречается мысль о том, что превозмочь диавола умом и хитростью невозможно. Зло коварно и могущественно, и победить его в мире можно только, взойдя на крест, через сознательное уподобление Христу. Но «проигравший» по счету лукавому, бесовскому, у Бога восстает в нетлении, венчается великой славою и имеет дерзновение молиться за многих.

1 Симеон Метафраст (Symeon Metaphrastes) (2-я половина 10 в.), византийский писатель. Составитель минология, сводного корпуса греческих житий святых (148 текстов), приспособленного к церковному календарю.

2 Ценнейшие исторические свидетельства об условиях содержания в одной из ее частей — Озерлаге принадлежат протоиерею Алексию Кибардину, состоявшему в духовнических отношениях с преп. Серафимом Вырицким. (См.: Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. С.-Пб., 2008. С. 306-317).

3 С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2. C. 62

4 Есть сведения о том, что его освободила тогда из больницы дочь Сталина, Светлана Аллилуева, в благодарность за то, что батюшка исцелил ее от душевного недуга. (Жизнеописание Святого угодника Божия последних времен. // Свято-Успенская Почаевская лавра. С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2. С. 63)

Использованные и рекомендуемые для чтения источники и литература:

1. Жизнеописание Святого угодника Божия последних времен. // Свято-Успенская Почаевская лавра. / 2. Преподобный Амфилохий Почаевский // 3. С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2.

Возвращение

В Почаевскую лавру он приехал в пиджаке, без бороды. Сразу же пошел к Стопе Божьей Матери, к чудотворной иконе и к мощам Преподобного Иова. Люди, услышав, что вернулся отец Иосиф, побежали за ним; его знали повсюду и все. На следующее утро он служил Литургию. Люди плакали. После отец Иосиф поселился у своего племянника в родной Иловице.

Узнав, где находится старец, начали съезжаться к нему люди, одержимые разными недугами. Отец ежедневно служил водосвятные молебны и исцелял людей.

Обеспокоены притоком больных людей в село, власти настроили родственников против него. Племянник избил его и бросил на болотах. Бедный старец едва выжил, тогда же его и постригли в схиму с именем Амфилохий.

Схимонах Амфилохий продолжал лечить. По его молитвам вернулся слух к девушке, которую когда-то в детстве сильно побила мачеха. Одна жительница Почаева избежала ампутации, угрожавшей ей из-за начавшейся гангрены. Известен и случай, когда прозрела слепая девочка. Есть свидетельство того, как старец вернул к жизни 13-летнего подростка, находившегося в состоянии клинической смерти.

Прп. Амфилохий Почаевский скончался 1 января 1971 г. Когда на отпевании давали ему последнее целование, то у гроба исцелилась сломанная рука женщины. Костоправ…

Почитание

Святого Иова Почаевского почитают, прежде всего на Украине — его родине, там в честь его построены несколько церквей: в Борисовичах Владимир-Волынской и Ковельской епархии, в Константиновке Донецкой и Мариупольской епархии, кафедральный собор в Дрогобыче Львовской епархии. Также с особым почтением относятся к этому святому в Успенском Липецком и Иверском монастырях.

Интересно! В Москве существует несколько храмов Иова Почаевского, один из самых известных находится в Кадашевском переулке.

Дни памяти

Русская православная церковь отмечает дни памяти святого праведника Иова Почаевского три раза в год:

  • 19 мая — день памяти преподобного;
  • 10 сентября — день обретения мощей святого Иова;
  • 10 ноября — день смерти святого.

Мощи

Мощи святого Иова открыли митрополит Киевский Дионисий и архимандрит Феофан Креховецкий в 1659 году. Спустя несколько дней произвели прославление праведника Иова.


Рака с мощами Иова Почаевского в пещерной церкви под Успенским собором

На сегодняшний день мощи преподобного Иова содержатся в Почаевском монастыре, настоятелем которого он являлся при жизни.

Еще о православных монастырях:

  • Свято-Варсонофьевский женский монастырь
  • Болдинский монастырь Смоленской области
  • Действующие монастыри Суздаля

Старец Амфилохий жив!

Жив он потому, что наш Бог дал обетование жизни, дал не отчаянную слепую надежду на мираж, но Сам явил всему миру факт Своей личной победы над сметртью и диаволом. Христово Воскресение — это основа нашей веры, а мощи святых Иова и Амфилохия Почаевских — это кричащее свидетельство истины Христианской веры, это свидетельство Православия перед лицом латинского Запада, мощи Почаевских игуменов Иова и Амфилохия — это утешение всему миру, каждому страждущему человеку!

Будем помнить их в своих молитвах, ибо любовь их к нам не имеет границ! Они видят все, они скоры слышать наши мольбы и радостные восклицания! Сколько раз мне приходилось видеть эти молитвы у раки преподобных Иова и Амфилохия!.. Сколько и радостных молитв, и посещений Лавры, преподобных, творят по Почаевской традиции свадебные пары в день венчания. Это целое происшествие: туда приходит вся свадьба и хор, который поет тропари святым Иову и Амфилохию.

Мощи прп. Амфилохия Почаевского

Майские праздники в нашей жизни — это дни празднования памяти наших святых! И сегодня великое торжество в обители Почаевской собрало не только тысячи паломников на Святой горе, но это торжество зажигает сердца христиан по всему миру! 

День памяти преподобного

Вместе с тем, сегодня находятся наглецы, желающие оскорбить честь наших Святых Иова и Амфилохия, они хотят сделать Лавру музеем… Хотят прекращения молитв в обители, ибо свет преподобных не озаряет их грешные души, но обжигает. Те люди исповедуют не просто ересь, они живут во грехе и желают, чтобы все украинцы жили тем же образом! Всем нам необходимо всячески стоять на защите нашей Великой святыни от современных безумцев. Это новые украинские дети Хрущева, который недостоин называться сыном Украинской земли, хотя и родился тут.

Сегодня говорят: «Слава Украине!» И отвечают: «Героям слава!»… А кто же эти герои? Это, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, наши святые ПРЕПОДОБНЫЕ И ИСПОВЕДНИКИ ВЕРЫ, наши ходатаи за Украинскую землю. Прислушаемся к их наставлениям, чтобы быть достойными их подвига, чтобы быть достойно живущими украинцами и гражданами Царствия Христа.

Амфилохий Почаевский

Амфило́хий Поча́евский (до принятия сана — Яков Варнавович Головатюк) — православный монах и священнослужитель сначала Польской православной Церкви, а затем — Русской православной Церкви.

Родился в 1894 году 27 ноября в поселке Малая Иловица, скончался там же в 1971 году. Сан принимал в Почаевской Лавре.

Канонизирован в лике преподобных.

Православные отдают почести памяти 19 апреля по старому стилю.

Житие

История Амфилохия началась в 1925 году, когда его приняли в послушники в Почаевскую Лавру.

До 1932 года он проходил обучение, после чего митрополит Варшавский и всея Польши Дионисий благословил его и тот принял постриг в монахи, под новым именем Иосиф.

21 сентября 1933 года Иосифа рукоположили до сана иеродиакона, через 3 года — иеромонаха. Гораздо печальнее история пошла дальше.

После окончания Второй Мировой войны Польша оказалась в социалистическом лагере и отношение к церковным людям резко ухудшилось.

Особенно ситуация сказалась на финансировании и содержании церковных строений. Не обошло это дело и Лавру, в которой служил Иосиф. Ситуация дошла до возможности ее закрытия.

Поднялись серьезные народные волнения, в которых сыграл ключевую роль Иосиф.

После этого происшествия иеромонаха увезли в психиатрическую больницу на принудительное лечение.

После выписки из больницы отправился в родное село, где его приютил родной племянник. Там монах продолжал проводить службы и заниматься целительством.

Однако, и тут его настигла печальная судьба: один из родичей вывез Иосифа подальше в лес, на болотный берег, жестоко избил и оставил того умирать в воде. Нашедшие люди отвезли его в Лавру, где он, будучи при смерти, принимает постриг и принимает имя Амфилохия Иконийского.

При жизни Преподобный получил славу целителя и даже воскресил девочку, которая умерла при путешествии с матерью. Последний вздох монах сделал 1 января 1971 года.

Молитва Амфилохию Почаевскому сведена в единый тропарь.

Отрывок из тропаря:

Земли Волынския преславна подвижника

  • и обители Почаевския достойна насельника
  • людей православных изрядна целителя
  • яви тя Церкви Своей Христос Бог наш,
  • преподобне отче Амфилохие,
  • Ему же усердно молися
  • от навет вражиих свободитися
  • и спастися душам нашим.

Канонизация

Процесс канонизации старца Амфилохия проходил в несколько этапов:

7 апреля 2002 года Украинская Православная Церковь начала процесс по канонизации Амфилохия Почаевского
12 мая 2002 года Причисление Амфилохия к лику святых. Таинство провел непосредственно сам митрополитом Киевским Владимиром
13 мая 2002 года Мощи святого Амфилохия перенесли из Успенского собора в особую крипту, что находится под храмом. Крипта носит имя преподобного Иова Почаевского, внутри хранятся его мощи
3 февраля 2016 года Русская Православная Церковь признала канонизацию Амфилохия
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector