Таинство
Содержание:
- Что такое церковные таинства? Какие таинства бывают в православии?
- Инославные взгляды на таинства
- Миропомазание
- ***
- Покаяние.
- Зачем и когда (возраст и время года) крестить?
- Причащение, или евхаристия
- Таинства Православной Церкви
- Крещение
- Таинство Крещения
- Елеосвящение, или соборование.
- Памятка для крестных
- Таинство Священства
- Понятие о таинствах
- Миропомазание
- Священство
Что такое церковные таинства? Какие таинства бывают в православии?
По учению христианской церкви, пройти обряд таинств нужно каждому верующему, ведь человеческая природа постоянно нуждается в видимых символических действиях, которые помогают ощутить незримую силу Господа.
Таинства дарят благодать и оказывают глубокое влияние на духовность, поэтому способны кардинально изменить внутреннюю жизнь человека. Но что же такое таинства и какие они бывают в православных церквях?
Что такое церковные таинства?
Если заглянуть в Священное Писание, можно увидеть, что в Библии под таинством понимают всякие сокровенные мысли и действия. В храмах их внешние признаки представлены церковными обрядами, которые дают благодать при соблюдении двух условий: они должны быть правильно совершены священнодействующим лицом, а человек, над которым совершается таинство, должен иметь расположение к этому действию.
Таинства, совершаемые без искренней веры в Господа и пламенного желания, ведут к осуждению и не оказывают никакого влияния на духовную жизнь человека.
История происхождения таинств
В отличие от традиционных церковных обрядов (например, погребения или освящения воды), таинства были установлены самим Иисусом Христом.
Непосредственно в храмах они вводились постепенно – по мере образования и укрепления христианской религии. Первоначально в церквях совершали всего два обряда – Причастие и Крещение, поскольку только они были описаны в Новом завете.
Впоследствии стали проводить еще пять таинств, которые упоминаются в Деяниях апостолов и свидетельствах служителей церкви раннего христианства.
Таинства в православии
Если у католиков семь таинств являются догмой еще со времен Второго Лионского собора 1274 года, то в православии всё не так однозначно. Византийская церковь никогда не признавала какого-либо определенного списка обрядов, а вот в греческой церкви перечень из семи таинств стал общепринятым еще в XVII веке.
Сегодня многие православные богословы утверждают, что для догматизации таинств нет никаких предпосылок, поскольку их строгой фиксации не существовало ни в Библии, ни в трудах святых отцов. Тем не менее, их совершают повсеместно во всех православных храмах и условно делят на повторяемые и непомторяемые.
Какие неповторяемые таинства бывают в православии?
К неповторяемым таинствам относят те обряды, которые верующий человек должен пройти только один раз в своей жизни. Первое из них – это Крещение, совершаемое над младенцем в знак его приобщения к Богу и очищения от грехов.
Становлению этого таинства предшествовало крещение Спасителя в водах реки Иордан, совершенное при помощи Иоанна Крестителя. С тех пор важную роль в обряде отводят воде и совершают таинство троекратным погружением ребенка в купель с чтением молитвы.
Таинство Миропомазания проводится сразу же после Крещения и связано с дарами Святого Духа, позволяющими людям стать твердыми в своей православной вере.
Обряд состоит в ритуальном помазании отдельных частей тела младенца ароматическими маслами, которые, по христианским преданиям, передают ему божественную благодать. Третье неповторяемое таинство – это Священство, которое совершается только над теми людьми, что посвящаются в священнослужители.
Повторяемые таинства в церквях
К повторяемым относятся четыре обряда – Брак, Исповедь, Евхаристия и Елеосвящение. Таинство Брака подразумевает свободу выбора и являет собой супружеский союз женщины и мужчины, который заключается в храме путем священнодействия.
Православная церковь вполне допускает второй или третий брак, но в этом случае обряд проводится уже не по торжественному, а по покаянному чину. Таинство Исповеди помогает человеку раскрыть перед священнослужителем свои грехи и получить их отпущение от имени Господа.
Евхаристия, или причащение, совершается на божественных литургиях путем вкушения вина и хлеба, предварительно освященных в храме. Согласно Писанию, благодаря причащению верующие могут приобщиться к крови и телу Иисуса Христа и таким образом символично соединиться с Богом.
Елеосвящение заключается в помазании верующего освященным елеем и помогает ему получить отпущение тех грехов, которые он не успел (или забыл) раскрыть во время Исповеди. Обычно таинство проводится над больным человеком, которому уже исполнилось 7 лет, и сопровождается молитвами об исцелении.
Инославные взгляды на таинства
Древние еретики — донатисты и средневековые — вальденсы, альбигойцы, последователи Виклифа,— учили, что для совершения и действенности таинств требуется священнослужитель не только законно поставленный, но и благочестивый, так что таинства, совершенные порочными служителями алтаря, не имеют никакого значения.
По учению римо-католиков, от достоинства и качества лиц, совершающих таинства, не только не зависит действительность таинств, но не зависит и спасительное действие их. Эта теория таинств известна под латинским термином «opus operatum».
Лютеране утверждают, что таинства — только внешние знаки или символы союза верующих со Христом и пребывания в церкви Христовой; цель их и существо состоят в напоминании людям дела спасения, совершенного Христом, и через то в возбуждении и укреплении в них веры в Него. По их учению действительность каждого таинства зависит от веры лиц, его приемлющих.
Реформаты учат, что таинства это символические знаки, сами по себе бессодержательные, свидетельствующие лишь о принадлежности верующего к христианской церкви.
Социниане и арминиане видят в таинствах только внешние обряды, которыми отличаются христиане от иноверцев.
Анабаптисты считают таинства аллегорическими знаками духовной жизни, сведенборгиане символами взаимного соединения между Богом и человеком.
Квакеры и духоборы, отвергая совершенно видимую сторону таинств, признают их только за внутренние, духовные действия небесного света.
Миропомазание
Таинство крещения неразрывно связано с Миропомазанием. Они составляют как бы один чин. После того, как человек вышел из купели, священник помазует его освященным миром.
Миро – это благоуханное масло, очень дорогостоящее, которое варится по специальному рецепту раз в год специально поставленным людьми. Затем его освящает Патриарх всея Руси раз в год в определенный день по установленному чину. Варят его в больших количествах, чтобы можно было раздать всем приходам.
Миро является символом Благодати, поэтому оно имеет тонкий,
приятный аромат. Священник имеет право помазать им человека всего раз в его
жизни – на Таинстве Крещения. В этом момент он произносит слова: «Печать Дара
Духа Святого».
Помазуются обычно определенные части тела. В этот день
человек уже не должен купаться, принимать ванну, душ и другие водные процедуры.
В этом Таинстве дается Благодать, наставляющая человека на
истинный путь.
***
«…Таинство есть видимое священное действие,
которое при помощи известного обряда сообщает верующему
невидимую, но действенную благодать Божию. Название
«таинств» утвердилось в Церкви за семью чинопоследованиями:
Крещение, Миропомазание, Причащение-Евхаристия, Покаяние,
Священство, Брак и Елеосвящение… В Крещении человек таинственно рождается в
духовную жизнь; в Миропомазании получает благодать
возвращающую и укрепляющую; в Причащении питается духовно; в
покаянии врачуется от духовных болезней (от грехов); в
Священстве получает благодать духовно возрождать и
воспитывать других посредством учения, молитвы и таинств; в
Браке получает благодать, освящающую супружество,
естественное рождение и воспитание детей; в
Елеосвящении врачуется от болезней телесных посредством исцеления от духовных
Михаил Помазанский, протопресвитер
Догматическое богословие. – Клин:
Фонд «Христианская жизнь», 2001
- Диалоги. Диалог пятый. О Таинствах — протоиерей Валентин Свенцицкий
- «О таинствах» — святитель Амвросий Медиоланский
- Святоотеческие основания православного учения о Таинствах — митрополит Диоклийский Каллист
- Богослужение. Требы и Таинства — протоиерей Михаил Шполянский
- Новозаветные корни православного учения о Таинствах — архимандрит Ианнуарий Ивлиев
- Канонические основания сакраментологии — протоиерей, профессор Московской духовной академии Владислав Цыпин
- Понятие «таинство» в православном богословии — Михаил Иванов
-
Азбука веры
— Основы православной веры. Символы, основополагающие
понятия, Таинства, богослужения, все это детально
показано и доходчиво прокомментировано в этом
просветительском фильме. «Азбука» будет незаменима для
тех, кто делает свои первые шаги в храме и ищет ответа
на вопросы: как ставить свечи, креститься, писать
записки; как устроен храм и что происходит во время служб и Таинств… - Таинства в инославии: благодать вне церкви или форма без благодати? — Андрей Горбачев
- Богословское обоснование «икономической теории» — Андрей Горбачев
- О действительности Таинств, совершаемых тяжко и нераскаянно согрешающими священнослужителями — Валерий Синильников
Покаяние.
Это таинство очищает верующего от совершенных им после крещения грехов и дает силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Исповедуя свои грехи перед священником, христианин получает от него прощение и таинственным образом разрешается от грехов самим Богом. Принимать исповедь может только епископ или священник, так как право прощать грехи они получают через таинство священства от самого Иисуса Христа. Священник обязан хранить тайну исповеди; за огласку исповеданных ему грехов он лишается сана. Евангельское учение понимает покаяние не просто как раскаяние в содеянном, но как возрождение, обновление человеческой души. Таинство покаяния совершается следующим образом. Перед иконой Иисуса Христа или перед Святым Крестом священник читает молитвы о кающихся для всех пришедших в храм на исповедь. Само исповедание грехов священнику происходит наедине с ним. Кающийся перечисляет свои согрешения, а когда закончит, делает земной поклон. Священник, возложив на голову исповедника епитрахиль, читает молитву, в которой испрашивает ему прощение, совершает над его головой крестное знамение, а затем дает целовать крест. В особых случаях священник имеет право наложить епитимью, т.е. определенного рода наказание в соответствии с тяжестью греха. В Православной церкви существует правило, согласно которому каждый христианин должен исповедываться не менее одного раза в год. См. также
ИСПОВЕДЬ; ПОКАЯНИЕ.
Зачем и когда (возраст и время года) крестить?
1. Зачем?
Очень часто встречаются ситуации, когда в церковь с просьбой приблизить ребенка к Богу приходят лишь потому, что «так положено», «так все делают», «ребеночек заболел, нужно срочно крестить», «бабушки-дедушки настояли» и т.д. Давно стоит понять, что принятие той или иной веры – шаг осознанный, взвешенный, а решение на этот шаг должно быть свободным и никем не навязанным. Перед принятием решения о Крещении малыша, вы должны четко осознавать, зачем и для чего все это делаете.
2. Когда?
Если говорить о возрасте малыша, то обычно новорожденных крестят на 40-й день с момента рождения. Этому есть несколько объяснений:
- этот срок упоминается в Ветхом Завете, именно на сороковой день ребенка приносили в храм;
- именно на этот день после родов над новоиспеченной матерью читаются молитвы, а ей уже разрешено посещать обитель Господа (запрет возлагался по причине послеродовых особенностей женского организма).
Но на деле крестить малыша можно в любом возрасте, просто новорожденные проще переносят часовую процедуру, часто и долго спят, спокойны на руках и без проблем ныряют в купель.Крестить можно и раньше этого срока, если на то есть весомые причины. Допустим, родители малыша хотят провести обряд еще в родильном доме, в больнице, если ребенок болен и т.д.Если говорить о сезонности, то здесь нет особых указаний: на все воля родителей, но, как показывает практика, в теплый период года количество маленьких служителей Бога больше, чем зимой.Кстати, есть какие-то предрассудки насчет проведения Таинства зимой, мол, холодно, ребенка купают в холодной воде в холодном помещении, родственники боятся, что малыш заболеет. Служители церкви прекрасно понимают степень ответственности при проведении процедуры и с не менее трепетным чувством относятся к маленьким прихожанам. Для комфорта малыша вода в купели подогревается, а в самом храме есть отопление. Часто в крупных приходах есть специально оборудованное помещение небольших размеров, оно теплое и предназначено именно для крестин.
Причащение, или евхаристия
(греч. «благодарение») – главное христианское таинство. В завершающей части литургии хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христа и преподаются для вкушения верующим во освящение души и тела. Принимая Святые Дары, христианин таинственным образом соединяется с самим Христом и делается сопричастным космической церкви. Православная церковь приобщает верующих Святым Тайнам под двумя видами – хлебом и вином. Священник выносит Святые Дары в чаше из алтаря, верующие подходят к нему, крестообразно сложив на груди руки в знак благоговения, и называют свое имя, полученное в крещении. Священник при помощи лжицы (ложечки) подает каждому подходящему частицу Тела и Крови Христа (пресуществленные хлеб и вино). Помогающий ему диакон отирает уста причастника платом. Причастившийся целует чашу и в притворе храма запивает причастие т.н. теплотой (вином, разбавленным теплой водой). В воспоминание братских трапез апостольских времен всем причастникам раздаются частицы просфоры. По окончании службы причастившиеся обязаны прочесть или выслушать читаемые в храме благодарственные молитвы. Церковь допускает к причастию только тех верующих, которые должным образом подготовились постом и покаянием. Особый вид совершения таинства евхаристии – причащение больных, которые по причине тяжелой болезни не могут присутствовать в храме на литургии. В таких случаях церковь посылает причастие на дом, оставляя для больных часть Святых Даров, приготовленных на литургии. См. также
ЕВХАРИСТИЯ; ЛИТУРГИЯ; МЕССА.
Таинства Православной Церкви
Таинство Елеосвящения (Соборование)
Таинство (греч. мистерион — тайна, таинство) — священные действия, в которых под видимым образом
сообщается верующим невидимая благодать Божья.
Слово «Таинство» имеет в Священном Писании несколько значений.
- Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.
-
Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной,
непостижимой ни для кого, даже для Ангелов. -
Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья
непостижимым образом сообщается им в видимом.
В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие.
В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством: «Все в Церкви есть святое таинство.
Всякое священнодействие есть святое таинство. — И даже самое незначительное? — Да, каждое из них глубоко
и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме
Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом»
(архим. Иустин (Попович)).
Как отмечал прот. Иоанн Мейендорф: «В патристическую эпоху не существовало даже специального термина для
обозначения «таинств» как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в
более широком и общем смысле «тайны спасения», и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для
обозначения частных действий, дарующих спасение», то есть собственно Таинств. Таким образом, под словом таинство
святые Отцы понимали все, что относится и к Божественному домостроительству нашего спасения.
Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах начиная с XV в., выделяет из
многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств: Крещение,
Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение«.
Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:
- богоучрежденность;
- невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;
- видимый образ (последование) его совершения.
Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства (Крещение, Причащение и Покаяние). Указания о божественном
происхождении других Таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей
апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент
Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и др.).
В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.
- В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.
- В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на
путь духовной жизни. - В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать,
освобождающую его от грехов. - В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.
- В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи
душевные и телесные. - В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а
также рождение и христианское воспитание детей. - В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается
благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.
Таинства Православной Церкви делятся на:
- неповторяемые — Крещение, Миропомазание, Священство;
- повторяемые — Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.
Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:
- обязательные для всех христиан — Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;
- необязательные для всех — Брак и Священство.
Крещение
Фото: Ocapodvorie.org
Таинство Крещения — первое священнодействие, в котором человек участвует вскоре после появления на свет. С его помощью он принимает веру, становясь частью православного мира.
В России принято крестить детей в младенчестве. Обычай уходит своими корнями в Древнюю Русь, когда младенцев стремились крестить как можно быстрее из-за высокой детской смертности. Отцы и матери опасались, что малютка не выживет, умерев некрещеным (в этом случае он лишался Благодати и возможности попасть в Царство Небесное). Поэтому обращали его в православную веру при первой же возможности. Если младенец изначально рождался больным, его могли крестить в первые дни после появления на свет.
В православии не содержится никаких требований к тому, чтобы человек крестился именно в младенчестве. Это Таинство рассчитано и на взрослого человека. В этом случае верующий обязан заявить, что категорически отрекается от дьявола, готов соединиться со Спасителем телом и духом.
Взрослый человек самостоятельно произносит эти слова отречения и верности Христу. Если крестят младенца, за него это делают крестные, так как данный момент важен во время священнодействия, его нельзя пропустить.
Во время совершения Таинства Крещения в обязанности крестных родителей младенца входит:
- забрать из рук священника ребенка из купели;
- произнести фразу об отречении от сатаны и соединении со Спасителем;
- прочесть Символ веры;
- надеть на ребенка специальный крещальную рубаху и крестик.
В будущем они должны при первой возможности молиться за своего крестника, во всем его поддерживать по жизни. Взрослому человеку крестные не нужны. Все, что требуется от верующего во время священнодействия, он делает самостоятельно.
После завершения Таинства на человека изливается Божья Благодать, которая должна заставить его отказаться от греховной жизни, если раньше он ее вел.
Таинство Крещения
Суть:
Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».
Библейские основания:
Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано:Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин3 :5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф3 :15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить:Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф28 :19).
История:
В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее.
О Таинстве Крещения на сайте «Фомы»
Елеосвящение, или соборование.
В этом таинстве при помазании елеем больным дается благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные. Елеопомазание совершается только над больными. Запрещается совершать его над здоровыми, а также над умершими. Перед елеосвящением больной исповедуется, а после (или до) причащается. Исполнение таинства предусматривает «собрание верующих», хотя может происходить как в церкви, так и дома. Желателен также собор семи пресвитеров по числу даров Святого Духа, но допускается и присутствие двух или трех священников. В крайних случаях разрешается действовать одному священнику, но молитвы произносить от лица собора. Для совершения таинства ставится стол, а на нем блюдо с пшеницей. Зерна пшеницы служат символом возрождения к новой жизни. Сверху пшеницы ставится сосуд с елеем, видимым знаком благодати. В него вливается вино: соединение елея с вином делается в память того, что именно так поступил евангельский добрый самарянин для лечения больного. Рядом ставят кисти для помазания и зажигают семь свечей. Богослужение таинства состоит из трех частей. Первая часть – молебное пение. Вторая часть – елеосвящение. Первый священник читает молитву на освящение елея, остальные повторяют ее тихо, затем поют тропари Богородице, Христу и святым целителям. Третья часть состоит из семи чтений Апостола, семи чтений Евангелия и семи помазаний. Помазываются те части тела, через которые в человека входит грех: лоб, ноздри, щеки, уста и обе стороны кистей рук. После седьмого помазания священник возлагает на голову больного раскрытое Евангелие, что означает руку самого Спасителя, исцеляющего недужных. См. также
ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ; ТАИНСТВО.
Памятка для крестных
Внешний вид. Восприемники малыша должны придти в церковь со своими нательными крестиками на шее. Если это женщина, она надевает в храм юбку длиной ниже колена и кофту с рукавами. Обязателен для крестной матери головной убор. К одежде мужчины тоже применяются правила нахождения в церкви: нельзя обнажать колени и плечи, то есть даже в жаркое время придется отказаться от шортов с майкой. Мужчина находится в храме с непокрытой головой.
Покупки и оплата. Часто спрашивают, кто должен покупать крестик на крещение ребенка? Кто оплачивает процедуру? Существует определенный порядок крещения новорожденного ребенка и подготовки к нему.Он предполагает, что крестный покупает крестнику крестик, а также оплачивает крещение. Крестная покупает крестик девочке-крестнице. Лучше всего выбрать крестик из обычного металла или из серебра. Золотой крестик применять на церемонии не принято
При выборе крестика обратите внимание на то, чтобы он не мог поранить малыша, пусть у крестика будут овальные края.
Кроме крестика крестной необходимо заранее купить полотенце, крестильную рубашечку и простынь. Она же покупает крыжму – материю, в которой малыша крестят
Материю заботливые матери хранят много лет, поскольку она способствует излечению ребенка от болезни. Больного человечка заворачивают в крыжму, и он начнет поправляться. Хранить ее следует в скрытом от чужих глаз месте, поскольку считается, что через нее можно навести на младенца порчу.
Подготовка. Назначенные духовными родителями люди обязаны подготовиться к обряду крещения маленького ребенка и сами. В подготовку входит строгий пост, начинающийся за несколько дней до события, отказ от развлечений и утех. Накануне неплохо принять в храме причастие, перед которым пройти исповедь. В церковь необходимо взять с собой свидетельство о рождении ребеночка. Можно заранее посмотреть видео с крещения, чтобы примерно понимать последовательность событий.
Молитва. Восприемники обязаны выучить молитву «Символ веры». Эту молитву трижды читает священник во время таинства крещения ребенка, ее могут попросить прочитать наизусть и крестного.
Таинство Священства
Суть: Посвящение христианина в священный сан, наделяющее его властью совершать церковные таинства и обряды. Совершать это таинство могут только епископы как преемники апостолов. Посвящаемый во пресвитера (т. е. священника) человек получает благодать самому совершать таинства, но только по благословению правящего епископа. А при посвящении в епископа ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.
Библейские основания: Священство было установлено еще в Ветхом Завете (после Исхода из Египта). В Новом Завете, с одной стороны, утверждается, что все христиане в какой-то степени являются священниками (1 Пет 2:9), с другой, говорится о священниках как особом служении, как помощниках епископов (1 Тим 3:2, Тит 1:7; 1 Пет 2:25), говорится о возведении в священный сан посредством возложения рук.
История: Проповедуя Евангелие, апостолы создавали церковные общины, главой которых ставили епископов, а те рукополагали пресвитеров себе в помощь. Отсюда и понятие апостольского преемства: каждый священник получил рукоположение от епископа, тот в свою очередь от другого епископа — и так можно проследить всю цепочку рукоположений вплоть до I века, до апостолов.
Понятие о таинствах
Внутренняя жизнь Церкви таинственна, будучи содействием Христа, как Главы и Мужа, с Церковью, как Его телом и Женой (Еф. 5, 32), в Духе Святом посредством «всяких взаимно скрепляющих связей.» По словам преподобного Иустина (Поповича):
«Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство… каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом » .
По воплощении, Сам Господь Иисус Христос положил начало видимому образу преподания Божией благодати в Своей Церкви. Его слова о важнейших и непостижимейших таинствах причащения, крещения и покаяния сохранили Евангелия. Указания на Божественное происхождение других таинственных священнодействий находятся в посланиях апостольских и в книге Деяний апостолов, а также в свидетельствах апостольского предания, сохраненных творениями отцов и учителей Церкви первых веков Христианства, таких как святой Иустин Мученик, святой Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, святой Киприан Карфагенский.
«Домостроителями тайн Божиих» (1 Кор. 4, 1) в Церкви первых веков являлись апостолы. Таинственные элементы пронизывали всё их служение – их призывную проповедь, крещение уверовавших, низведение на них Духа Святого через возложение рук, укрепление единения верующих с Христом через таинство Тела и Крови Его, дальнейшее укрепление сердец верующих в тайны Царствия Божия, углубление более совершенных из них в «премудрость Божию тайную, сокровенную» (1 Кор. 2, 6-7). Диаконы при апостолах, по словам святого Игнатия Богоносца, были «служители тайн Иисуса Христа».
Во внутренней жизни Церкви важнейшими моментами являются священнодействия, и наиболее важные из них постепенно стали называться «таинствами» по преимуществу перед остальными. В таинствах молитвы, благословения и внешние священнодействия являются как бы сосудами, которыми черпается и подается членам Церкви, нелицемерно верующим, благодать Святого Духа. Внешние знаки в таинствах имеют значение не сами по себе, а для человека, который по устройству своей природы нуждается в видимых средствах для усвоения невидимой силы Божией. Таинства признаются «орудиями, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к оным,» как сказано в Послании Восточных патриархов 1723 года. По определению святителя Филарета Московского в Пространном Христианском Кетехизисе
, таинство это: «священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия», в таинствах «скрыта и присутствует сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа», они соединяют и являют единство Церкви.
Таинства являются частью Священного Предания Церкви. Вера в них обязательна для православных, что исповедуется в десятом члене Никео-Цареградского Символа Веры, где говодится о крещении, но подразумеваются и другие таинства. Совершение и принятие таинств продолжится до самого второго пришествия Христова (1 Кор. 11, 26).
Миропомазание
Через данное Таинство христианин обретает особую благодать от Святого Духа для укрепления в вере и следования по пути истины. Это печать Святого Духа на человеке. Апостолы проводили миропомазание с помощью возложения рук, позднее этот обряд стали проводить иначе — с помощью помазания священным миром.
Миро — это особенным образом приготовленный елей с благовонными веществами (40 наименований), который благословляли апостолы. Позже миро стали освящать их последователи — епископы. В наши дни миро освящается архиереем. С помощью освященного миро ставится печать Святого Духа. Первое миропомазание происходит сразу же после крещения человека.
Печать Святого Духа ставится на лоб, глаза, губы, уши, сердце, конечности. Таким образом, освящается душа и все тело неофита. Фактически крещение и миропомазание являют собой двуединое действо. При крещении человек рождается духовно, а миропомазание дарует силу Святого Духа. После миропомазания верующий становится подобным Помазаннику Христу.
Данное таинство совершается сразу же после крещения, оно является следующим этапом воцерковления человека. Если крещение смывает с человека все его грехи, то миропомазание дает ему благодать Божью и силы для того, чтобы жить христианином, выполняя все заповеди. Миропомазание происходит только один раз в жизни.
Священство
Священство
Священство (рукоположение, хиротония) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом. Есть три степени священства:
- При посвящении во диакона ставленник (то есть посвящаемый в сан) получает благодать лишь служить при совершении таинств — только помогать предстоятелю (пресвитеру, епископу) при совершении таинств, но не стоять во главе собрания при совершении таинства.
- Посвящаемый во пресвитера человек получает благодать самому совершать большинство таинств, но только от лица правящего епископа.
- При посвящении в епископа, ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.
Рукоположение во диакона или во пресвитера может совершать один епископ. Перед рукоположением ставленник совершает «ставленническую» исповедь, принимаемую епархиальным духовником за всю свою жизнь, и священническую присягу. После этой исповеди духовник говорит правящему епископу, достоин ли ставленник принять священный сан. Следует заметить, что «протопресвитеры», «протодиаконы» и другие являются просто наградными титулами и их получение не проходит через хиротонию.
Любая хиротония совершается только во время Литургии. Конкретное время совершения хиротонии зависит от ступени священства, в которую посвящается ставленник.