Икона живоносный источник

Акафист «Живоносный Источник»

Текст с ударениями или без оных вы будете произносить у иконы, его смысл и сила от этого не изменится. Акафист в православии – это особенное обращение к Богу, Пресвятой Деве либо святым. Если говорить кратко и максимально понятным языком, то можно охарактеризовать его как песнопение, содержащее хвалебные тексты. Его отличительной чертой является исполнение – человек должен произносить акафист только стоя.

На Руси акафисты стали петь, переняв греческую традицию. Там эта культура сформировалась приблизительно в шестом веке. До сих пор в храмах используется греческая структура акафиста, о которой мы вкратце расскажем читателям. Хвалебный текст состоит из двадцати пяти песен, которые чередуются между собой. Они же, в свою очередь, подразделяются на две группы.

К первой относятся кондаки. Их в акафисте тринадцать, и они целиком состоят из хвалебных песен. Последний кондак должен повторяться трижды, в акафисте «Живоносный Источник» он обращен непосредственно к Пресвятой Деве.

Ко второй группе относятся икосы. Их называют «пространными песнями» и согласно традиции, в тексте их двенадцать. Интересно, что сами по себе они не исполняются, перед ними всегда должен читаться кондак. Каждый акафист заканчивается молитвой.

Православным необходимо помнить, что читать акафисты можно в праздничные и будние дни, в церкви и в домашних условиях. Великий Пост является тем периодом, когда подобные песни исполнять запрещено. Единственным исключением является акафист Богородице. Поэтому «Живоносный Источник» вы можете читать по необходимости в любое время дня и ночи.

Многие православные считают акафист настоящей песней сердца. Просто так его читать сложно, а вот в качестве благодарности за оказанную помощь он будет наилучшим прославлением деяний Богородицы. Текст акафиста «Живоносный Источник» довольно длинный, поэтому в статье мы приводим только первые кондак и икос из него. При необходимости отыскать его в полном варианте не составит труда любому желающему.

Чудо, явленное в священной роще

Священное предание повествует о том, что в давние времена, когда Византия была ещё процветающим государством и сердцем мирового православия, вблизи её столицы Константинополя, совсем недалеко от знаменитых «Золотых ворот», находилась священная роща. Посвящена она была Пресвятой Деве Марии. Под сенью её ветвей струился из земли источник, навевая прохладу в жаркие летние дни. Ходили тогда в народе слухи о том, что вода в нём имеет некие целебные свойства, но никто не принимал их всерьёз, и постепенно забытый всеми источник зарос тиной и травой.

Но вот однажды, в 450 году, некий воин по имени Лев Маркелл, проходя через рощу, встретил слепца, заблудившегося среди густых деревьев. Воин оказал ему помощь, поддержал, пока тот выбирался из зарослей, и усадил в тени. Когда же он стал искать воду, чтобы напоить путника, то услышал чудный голос, повелевший ему отыскать поблизости заросший источник и омыть его водой глаза слепому.

Когда сердобольный воин выполнил это, то слепой неожиданно прозрел, и оба они пали на колени, вознося благодарственные молитвы Пресвятой Деве, так как поняли, что именно её голос раздавался в роще. Царица Небесная предрекла Льву Маркеллу императорскую корону, что и сбылось через семь лет.

Молитва перед иконой «Живоносный источник»

«О Пресвятая Дево, Всемилостивая Госпожѐ Владычице Богородице! Живоносный источник Твой, целебные да̀ры на здра̀вие душ и телѐс наших и на спасение миру точа̀щий, подала есѝ нам; тѐже, благодарни су̀ще, усердно молим Тя, Царѝце Пресвятая, моли Сына Твоего и Бога нашего дати нам оставление прегрешений и всякой душе скорбящей и озлобленней милость и утешение, и от бед, скорбѐй и болезней свобождение. Пода̀ждь, Госпожѐ, храму сему и сим лю̀дем покровѐние (и святѐй обѝтели сей соблюдѐние), граду сохранение, стране нашей от напастей избавление и ограждение, да мирное зде поживѐм житиѐ, и в будущем вѐце сподобимся видети Тебе, Заступницу нашу, во славе Царства Сына Твоего и Бога нашего, Емуже слава и держава со Отцѐм и с Пресвятым Духом во вѐки веко̀в. Аминь».

«О Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надежде наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь».

Каждая икона Пресвятой Богородицы – Ее милость к людям. Человек получает все для своего спасения. И все, что нужно – воспользоваться дарованными милостями и временем земной жизни. Царица Небесная дарует исцеления и помощь прибегающим к ней с сокрушенным сердцем людям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Иконография

Самые ранние иконы до наших дней не дошли. В XIII-XIV в. знаменитый храм на источнике близ Константинополя не раз разрушалсямусульманами, пока не был восстановлен верующими к XVIII в., однако в 1821 г. турки снова разрушили здание.

К настоящему времени есть два типа образов «Живоносного источника»:

  • на одних Пречистая представлена как «Оранта», молящаяся с воздетыми дланями; на ее лоне – Божественный Младенец;
  • есть также иконы, где Богородица держит Христа на руках.

Многие полагают, что первоначально сам водный источник не изображался, так как смысловым центром образа является Сама Богородица. Впоследствии к Ее изображению добавились:

  • чаша источника в виде бассейна или кладезя;
  • предстоящие Ангелы;
  • люди, ожидающие исцеления.

Существует также образ «с чудесами». На небольших «клеймах» на его полях представлены наиболее значимые из них, сохраненные преданиями.

Смысл иконографических символов

Воды, на которых помещено изображение Пречистой, молящейся о людях – древний символ жизни, ее основа. Освященные благословением Богородицы, они дают не просто телесную жизнь, но вечное спасение. Со временем иконописцы по-особому стали осмысливать образ самого источника: форма его стала похожей на потир, чашу Причастия Тела и Крови Того, Кто родился от Девы.

Богословское значение

Таким образом, общий смысл иконы состоит в почитании Богородицы как Источника Жизни, помощницы среди телесных трудов, болезней, Ходатаицы о вечном спасении, «жизни непрестающей». Празднование образу именно в Светлую Пятницу также имеет богословский смысл. Ведь пятница – воспоминание смерти Христовой, через которую «смерть умертвилась».

Церковь так воспевает Родившую Христа, Источник Жизни:

«Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси — Царя Христа во веки!»

Где находятся списки с чудотворного образа

С XVII-XVIII вв. в России возникла традиция освящать водные источники в честь иконы. Поэтому количество ее копий уже к XIX в. было достаточно большим. Среди наиболее почитаемых:

  • в Саровской Успенской пустыни; образ принесен основателем обители, иеросхимонахом Иоанном в начале XVIII в.; прп. Серафим Саровский направлял к этой иконе многих из приходивших к нему;
  • в часовне, посвященной иконе, при Соловецком монастыре (1850-е гг.);
  • в Новодевичьем монастыре Смоленской иконы Богородицы г. Москвы.

Храмы и часовни

Кнастоящему времени только в России их известно более 100, а всего по миру – больше 250. Наибольшее количество храмов, часовен иконы – в Москве, Московской области.

В Царицыно

Со 2 пол. XVIII в. село было царской резиденцией, до этого принадлежало ряду именитых аристократов – В.В.Голицыну, М. Кантемиру. При этом деревянная церковь Живоносного Источника существовала здесь по крайней мере с XVIIв. как приходская. С 1722 г. появился каменный храм, который также неоднократно перестраивался владельцами усадьбы. После окончания гонений на веру церковь возвращена прихожанам с 1990 г. Сейчас здесь идут ежедневные богослужения.

Церковь в Бибирево

Это новый храм, строительство которого началось с 2003, а закончилось в 2009 г. Самостоятельный приход существует с 2013 г.

Церковь имеет так называемый «приставной» престол Сретения Владимирской иконы Богородицы – как память о снесенном храме, который был близ нынешнего.

Значение и описание иконы

Иконография относит образ к типу Оранта, т. е. Молящаяся. В Крыму была найдена одна из древних икон, датируемая XIV столетием. Именно в тот период возник вариант, близкий к современному изображению. В Россию икона попала из Греции.

Композиция образа сложная:

  1. На иконе Пречистая с Богомладенцем изображена над очень большим каменным сосудом (чашей), который стоит в воде. На некоторых образах Она словно парит, на других Ее ноги скрыты в чаше.
  2. Возле водоема, внутри которого расположена чаша, находятся люди, отягощенные физическими и душевными недугами. Они пьют чудесную воду и излечиваются.
  3. Богомладенец изображается либо с распростертыми руками, либо держащим свиток.

Иконописцы используют разные варианты. Так, мастер Семен Ушаков вокруг основного образа располагал 16 маленьких икон, в которых рассказывалась история «Живоносного источника». Смысловое значение композиции заключается не только в том, что святая вода несет пользу душе и телу. Источник является образом самой Пресвятой Богородицы, ведь Она родила Спасителя мира.

Иконография относит образ к типу Оранта

Как это связано с иконой Богородицы «Живоносный Источник»?

История этой иконы восходит к V веку, к городу Константинополю. Там, с давних времен, у Святых ворот Великого града существовала роща, в которой   располагался чудотворный источник, посвященный Божией Матери. Спустя некоторое время о нем забыли, и родник зарос травой. Но однажды случилось чудо.

Лев Маркел, бывший на то время знатным воином, повстречал на этом месте незрячего человека, который заблудился, и очень хотел пить. Добрый воин сжалился над немощным стариком – усадил его под тенью деревьев, а сам пошел искать для него воду. Вскоре, он, как будто из ниоткуда, услышал голос женщины: «Лев! Не уходи далеко в поисках воды, она тут же».

Взволнованный необыкновенным голосом, молодой воин никак не мог найти источник. И снова он слышит тот же голос, который указывает ему на место родника.

Матерь Божия, называя Льва царем, повелела ему построить на этом месте храм в Её честь. Так и случилось. Взойдя на престол, новый император, Лев Маркел, приказал очистить родник и построить над ним церковь в честь Царицы Небесной. Специально для этого храма была написана икона Богородицы, получившая название «Живоносный Источник».

Вскоре, к чудотворному источнику стали стекаться люди, со всех уголков страны. И многие получали исцеление и духовную поддержку Богородицы.

Так, император Юнистиниан Великий долгое время мучился водянкой. И вот однажды, он слышит женский голос: «Царь! Ты не можешь получить исцеления, пока не напьешься из Моего источника!» Царь впал в смятение, так как не знал о каком именно источнике идет речь. И вот уже второй раз Царица Небесная призывает Юнистиниана исполнить Её волю. Царь идет на источник, и вскоре, получает исцеление. В знак благодарности, император строит новый храм у источника, который, впоследствии становится монастырем.

Однажды, житель города Фесалии сильно заболел. Чувствуя приближение смерти, он попросил своих слуг отвезти его к чудотворному источнику. Зная, что в дороге он может умереть, фессалиец настоял, чтобы даже в дороге его не хоронили, а довезли до святого места и окатили живой водой из родника Матери Божией. Так и случилось. Мужчина по дороге почил, и его, уже мертвого, принесли к источнику. Но только облили его святой водой, как умерший ожил и стал славить Бога и Его Пречистую Матерь.

Спустя десять веков храм Живоносного Источника был разрушен турками. Власти поставили на том месте стражу, чтобы никто не смог приближаться к бывшему храму. Но, со временем, правители стали относиться к христианам более лояльно и верующим удалось построить на том месте маленький храм. Но и он, в 1821г. подвергся разрушению. И лишь в 1833 году христианам удалось восстановить развалины, очистить источник и построить новый храм, а так же устроить при нем больницу и богадельню. В настоящее время на этом месте находится женская обитель.

В настоящее время чудотворная икона  Богородицы «Живоносный Источник» находится в монастыре города Пиги, близ Константинополя. Это мозаичный образ ХIV века. Огрудное изображение  Богородицы Марии помещено в большой сосуд в виде чаши из которого обильно со всех сторон стекает вода. Больные и страждущие люди расположены под чашей, простирают руки в молении и просят Богородицу исцелить их.

Где разместить икону

Современные люди утратили многие христианские традиции. Однако верующие непременно должны держать в доме иконы. Не зря же говорят, что дом – это продолжение храма. Если вы хотите повесить в квартире образ «Живоносный источник», то разместите его в восточной стороне, поскольку на восток обращены молитвы людей. В православии нет каких-то особенных правил для мест домашнего моления. Икону можно разместить в любом подходящем месте, где удобно совершать молитву. Конечно же, образ не должен находиться возле приборов, картин и статуэток.


Фото 6. “Живоносный источник” – один из тех образов, которые стоит повестить в доме.

Среди домашних икон непременно должен быть образ Божией Матери. Хорошо, если это будет «Живоносный источник».

История святого образа

В середине V столетия в Константинополе возле ворот, которые называли «Золотыми», была роща. Эту рощу посвятили Пречистой. В роще был источник, который стал широко известен из-за чудес, происходивших там. Со временем роща густо поросла кустами, а воду затянуло тиной.

Император Византии Лев Маркел до своего восшествия на престол был воином. Однажды он проходил около того места и ему встретился слепой странник, который сбился со своего пути и не мог найти дорогу. Воин помог своему ближнему, вывел на тропу и устроил в тенистом месте, чтобы странник мог отдохнуть. Сам же Лев пошел поискать воды, чтобы напоить слепого.

Вдруг он услышал, что к нему кто-то обращается, но никого не увидел. Голос сказал ему, чтобы он не искал воду далеко, так как она рядом. Лев удивился, принялся искать источник, но не нашел. Воин остановился и задумался. Тогда голос снова обратился к нему, на этот раз как к царю Льву, и сказал, чтобы он взял воду под тенью рощи. Водой нужно напоить путника, а тину положить на его невидящие глаза. Голос продолжил: «Затем ты узнаешь, кто Я, освящающая это место». Лев получил обещание в помощи воздвижения на этом месте храма, исцелении всех, приходящих на это место с молитвой. После исполнения сказанного слепой странник обрел зрение и смог самостоятельно отправиться в город, славословя Пресвятую Богородицу.


Икона Богородицы «Живоносный источник»

Со временем на престол императора взошел Лев Маркел. Он вспомнил о том, что говорила ему Царица Небесная. По его приказу чудесный источник был вычищен и взят в каменный круг. Над ним возвели храм в честь Пресвятой Богородицы. Сам император дал название роднику «Живоносный источник», ведь на его водах проявилась чудесная благодать Пречистой. В храме разместили икону «Живоносный (Животворящий) источник».

Шло время. Император Юстиниан Великий был очень верующим человеком. Он страдал от водяной болезни. Однажды в полночь голос сказал ему: «Ты не сможешь исцелиться, если не напьешься из Моего источника». Но правитель не знал, какой источник имеется в виду, и приуныл. Тогда уже в дневное время Пречистая снова ему явилась и сказала, чтобы он пошел на Ее источник и попил из него. Только тогда он исцелится. Император поступил по слову Царицы Небесной, и скоро здоровье вернулось к нему. Тогда он возле храма, возведенного при царе Льве, построил новую церковь. В дальнейшем возле нее появился монастырь.

Через тысячу лет после этих событий храм «Живоносного источника» разрушили мусульмане. Возле развалин поставили воина, который не подпускал христиан к обломкам. Со временем строгий запрет смягчился, и православные смогли построить там маленький храм. Но в 1821 году и его разрушили, а чудесный источник засыпали. Христиане снова принялись за работу: очистили развалины, возобновили источник и продолжали брать из него воду. В дальнейшем в одном из окон оставшихся от храма обломков был обнаружен лист, на котором были указаны десять произошедших на этом месте чудес с 1824 г. по 1829 г.


День празднования припадает на 4 апреля

Во время правления султана Махмуда православным был дан ряд свобод, и люди построили храм над этим удивительным источником. Он был освящен патриархом Константином при сослужении 20 архиереев и большом скоплении молящихся. Затем при храме была устроена богадельня и больница.

Примечателен еще один случай. Некий фессалиец долгое время хотел отправиться к Живоносному источнику. Но в пути его сразила болезнь. Почувствовав, что долго не проживет, человек взял слово со своих попутчиков. Спутники должны были, прежде чем похоронить умершего, отнести его к источнику, вылить на него три сосуда воды и только после этого предать земле. Все произошло, как и просил больной. После его кончины его спутники выполнили его просьбу. Но возле источника умерший ожил. Он стал иноком и прожил оставшуюся жизнь в благочестии.

Явление иконы Божией Матери «Живоносный источник»

В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

Икона Божией Матери «Живоносный источник»

Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391-457).

Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.

В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.

Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.

Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над большой каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.

Какое чудо сотворила божественная святыня

В Фессалии один из жителей еще с юного возраста мечтал узреть то место где течет Чудотворный источник. И вот пришло время, когда он с другими православными наконец-то смог начать свой долгий паломнический пут.

Однако в дороге молодого человека настигла болезнь и понимая, что жить ему осталось совсем не долго житель Фессалии выразил свои просьбу странствующим с ним богомольцам, что, если произойдет неизбежное, они не стали сразу хоронить его тела, а отнесли к Святому источнику и вылели на его тело три сосуда чудотворной воды, и только после этого придали его тело земле.

Православные люди выполнили с молитвой просьбу умирающего, однако, когда на тело паломника пролился третий сосуд, молодой человек ожил. После свершенного чуда, фессалиец решил до конца дней своих провести в служении и подвижничестве Господу и Богородице, по молитвам которых Сын Божий волей своей матери возвратил ему жизнь.

Существует огромное количество и других примеров исцеления водой источников, освященных в честь Святой, однако диво происходит лишь тогда когда человек горячо и от все души произносит молитву и живет в постоянной вере к Богу, именно тогда он получит долгожданное облегчение и исцеление.

ИКОНА ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК, В ЧЕМ ПОМОГАЕТ

Образ Живоносному Ключу Божией Матери берет собственное основание еще с V столетия.

Собственно, в то время около Константинополя чудодейственная икона при содействии ключа сумела вылечить слепого. Такое чудо природы никак не могло остаться необнаруженным, и в последствии этого о нем стало известно абсолютно всем. Согласно указу правителя Льва I в почтительность созданного чуда был возведен собор недалеко от священного ключа.

Достаточно тяжело охарактеризовать даже ориентировочное количество тех людей, что в храме сумели вернуть себя к жизни.В скором времени с облика стоявшего возле ключа стали составлять перечни, что впоследствии расходились по всей планете, даруя православному народу исцеление и покровительство господне.

На самой святыне представлена сидячая в купели Пресвятая дева с малым сыном Божьим в ладонях. С самого основания Пресвятой иконы ключ на ней не писали, тем не менее, в последствии в единую композицию была включена и Фиала (Сосуд). А позже на святыне начали описывать озеро и источник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector