Свято-успенский жировичский монастырь

Содержание:

Сохранить и преумножить

За свою долгую, многовековую историю Жировичский монастырь был в составе Польши и в составе Речи Посполитой. Многочисленные войны, гонения и тяжёлые болезни оказали трагическое влияние на жизнь обитателей Жировичского монастыря — много людских жизней забрали они.

Но помощь и постоянное заступничество Богородицы никогда не оставляли монастырь, и в 1839 году он всё же вернулся к православию. В нелёгкие годы Первой мировой все почитаемые святыни перевезли В Россию, а Жировичскую икону — в Москву.

С первых дней Второй мировой войны монастырь был оккупирован немцами. После войны обитель эта полностью восстановлена. Все святыни, и конечно же чудотворная икона вернулись на родную землю.

Сейчас это знаменитый центр белорусского православия и величественный архитектурный комплекс. Он состоит из пяти действующих храмов и прилегающих к ним построек. Есть там пруд, сад, огород и даже пасека.

Свято-Явленская церковь

Явленская церковь построена во 2 половине 17 века, сейчас это самое старое здание монастыря.

Необычно то, что в церкви до сих пор нет электричества. Камень, где детям явилась Богородица освящён и теперь является Святым престолом храма.

Под полом этого небольшого здания находится усыпальница архиепископа Михаила Голубовича.

Каждый год 20 мая сюда приезжает много людей, потому что именно в этот счастливый для верующих людей день празднуется Явление Жировичской иконы Божией Матери. В помещении Явленского храма совершается благодарственная служба этой почитаемой всеми иконе.

Свято-Крестовоздвиженский храм

Доминантой всего ансамбля является Крестовоздвиженская церковь. Ее полное название: церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В 1716 году прихожанка Элеонора Головщина пожертвовала 8 тысяч злотых на строительство храма Страстей Христовых в Жировичах, чтобы в нём проходили по ней панихиды.

Строительство церкви было полностью завершено в 1769 году. Это храм-кальвария, лобное место, символизирующий собой обряд паломничества в Иерусалим.

Половину внутреннего пространства этого уникального храма занимает лестница.

Это точная копия лестницы, ведущей Иисуса Христа на неправедный суд Понтия Пилата. По сложившемуся обычаю паломники совершали путь по 28 ступеням Святой Лестницы, передвигаясь на коленях, читая при этом молитвенные обращения к Богу.

Когда-то в каждую ступеньку был помещён небольшой ларчик с мощами некоторых святых. Но сейчас все они из ступеней вынуты и помещены в крест-мощевик. Находится он сейчас в Главном храме святой обители монастырском Успенском соборе, который был построен в 1613-1650 годах.

Свято-Успенский собор

Главный храм монастыря был основан в 1613 году. Деньги на строительство дал владелец Жировичей того времени Иван Мелешко, а внутренняя прекрасная отделка храма была выполнена на личные деньги Льва Сапеги — канцлера государства Великого Княжества Литовского.

Высота Успенского собора 40 метров, а его длина 55. Под строением раньше находились огромные подвалы, в которых была размещена братская усыпальница и похоронены некоторые знатные люди. В 19 веке усыпальницу замуровали, и всех умерших хоронить стали на всеобщем кладбище.

На стенах сохранились прекрасные росписи разных времён, а в самом в драгоценном окладе из серебра.

Николаевский храм с Чудотворной иконой

Каменная Свято-Николаевская зимняя церковь имеет общий с Успенским Собором вход. Небольшая по своим размерам, с удивительной красоты росписью по стенам, оригинально выполненным полом из мозаики она очень красива.

Внимание привлекают иконы «Спас», «Богоматерь», «Святой Николай» и другие. На горнем месте алтаря выделяется своей красотой образ Троицы

Именно здесь сейчас находится чудотворная Жировицкая икона Божьей Матери. Она располагается в золоченном киоте слева от алтаря.

Водосвятная часовня

В центре монастырских строений находится Водосвятная часовня.

Здесь можно вдоволь напиться освященной воды и, при желании, взять с собой. Но нужно учесть, что рядом с обителью есть еще 2 источника, которые очень популярны среди местного населения и паломников. Но об этом речь пойдет чуть ниже.

Территория

Территория Жировичского монастыря для прогулок совсем небольшая, но очень уютная. В центре расположен прекрасная зеленый уголок, где так замечательно можно отдохнуть и насладится удивительными видами монастырских строений и послушать колокольный перезвон.

Для паломников и гостей работает монастырская трапезная и хлебопекарня. Здесь можно замечательно перекусить и увезти монастырские вкусняшки с собой. Что я с удовольствием и сделала, и еще несколько дней вспоминала прекрасных поваров, трудящихся в обители.

Свято-Успенский Собор

Он был построен в 1613 году и считается основным храмом монастыря в Жировичах. Средства на его строительство были выделены Иваном Мелешко, который в то время являлся хозяином Жировичей. Внутренняя отделка проводилась на деньги Льва Сапеги, он занимал должность канцлера Княжества Литовского. Высота собора составляет 40, а длина — 55 метров. Ранее под зданием располагалась братская усыпальница и захоронения знатных особ. В XVIIII веке усыпальница была замурована. В центре иконостаса находится икона «Спас Вседержитель» в окладе из серебра. Стены сохранили росписи всех времен. В выходные дни в этом соборе проводятся: в субботний день с 06:00 часов утра – ранняя Божественная литургия, с 18:00 вечернее Богослужение. А в воскресенье и по праздничным дням служатся две литургии – 06:30 и 09:30.

Местоположение монастыря

Располагается комплекс на расстоянии 11 км от Слонима. В этом месте проходит главная улица поселения. Адрес духовного центра: ул. Соборная, 57.

К числу интересных мест относятся три святых источника. Два из них открыты для посетителей.

Старый (ему около 200 лет) находится в конце улицы Советских пограничников. В 2008 году на его территории была возведена часовня во имя святой равноапостольной княгини Ольги.

Новый святой источник расположен недалеко от магистрали М-11. Здесь обустроены две купальни: женская, мужская. Построена также и часовня на его территории.

К третьему источнику спускаются только монахи. Родник вытекает из-под алтаря (раньше здесь росла легендарная груша с иконой). Оформлен источник в виде грота с потолком, расписными стенами, деревцем со святым образом.

Как добраться

Доехать в Жировичи можно на личном автомобиле. Едут по трассе М1 Минск-Брест. Поворачивают на Слоним и по указателям оказываются в Жировичах.

На автобусе — из Гродно, сделав пересадку в Слониме. В Гродно идет поезд Минск-Гродно, стоимость билета 13 руб. Время в пути до Слонима составляет около двух часов. Лучше выезжать рано утром. Последний автобус отправляется в 18.20.

Для ночевки можно забронировать место в гостинице монастыря. Из Слонима в Жировичи организовано много автобусных рейсов.

Архитектура, убранство сооружения

Главным строением монастыря является Свято-Успенский собор. Он стоит недалеко от места, где был деревянный храм. Место алтаря сгоревшей церкви отмечено крестом из дерева. Основным архитектурным стилем собора считается удачное сочетание барокко и классицизма. Во многих элементах храма видны черты церковных построек Западной Беларуси.

Внешний вид

Строение трехневное, одноапсидное, украшенное куполом с высоким барабаном. Он опирается на шесть массивных устоев.

В первоначальном виде главный фасад собора украшали две башни, разобранные в период первой реконструкции в 19 веке (одновременно был изменен декор, форма купола). На фасадах появились колонны с пилястрами, треугольные фронтоны, элементы из византийской архитектуры. С южной стороны к собору пристроена зимняя церковь. В северной части собор переходит в корпус монастыря. В толще стены на западной стороне находится вход на хоры храма.

Внутреннее оформление

Внутри собор остался прежним, сохранил убранство барочного стиля. Центральный иконостас был изготовлен в 18 столетии. В это же время выполнена роспись под куполом. Стены, столбы украшались в 20 веке.

Святыни храма

Главная святыня собора — чудотворная икона Пресвятой Богородицы — находится в центральном иконостасе. Ее размеры считаются самыми маленькими из всех богородичных икон (5,6 х 4,4 см). По идее архитектора иконостас размещается в месте чудесного явления иконы.

Собор оберегает и другие почитаемые иконы:

  1. Чудотворная Божией Матери «Всецарица», (написанная монахами Ватопедского монастыря). К ней обращаются за помощью при онкологических болезнях.
  2. Знаменитая икона святителя Спиридона Тримифунтского с частицами его мощей.
  3. Икона Оптинских Старцев.
  4. Поклонение верующих в Успенском соборе проходит и у святыни храма, представляющей собой Крест. В нем хранятся мощи святых, взятых из ступеней лестницы Крестовоздвиженской церкви.

В число святынь монастырского комплекса входит рукописное евангелие Жировичское, камень со следами Богородицы.

История Жировичской обители

Жировичский монастырь – крупнейший религиозный центр страны, оплот православной веры, который, впрочем, на протяжении истории переживал разные времена. Он был православным и униатским, разрушался и восстанавливался, подвергался забвению и вновь возвращался к жизни, но никогда не переставал действовать и служить пристанищем верующим.

В XVI веке после большого пожара, в котором сгорел первый деревянный храм, и нового явления Жировичской иконы на памятном пригорке была построена каменная церковь и основан православный монастырь.

С принятием Берестейской церковной унии в начале XVII века монастырь перешёл к униатам, а его настоятелем стал один из влиятельных религиозных деятелей своего времени – епископ Иосафат Кунцевич. И на протяжении более чем двух веков Жировичский монастырь оставался центром униатства в ВКЛ.

Уже во времена Российской империи – в 1839 году – епископ Иосиф Семашко, которому покровительствовал Николай I, вместе со священством и братией перешёл в православие, и монастырь был возвращён Православной церкви.

В 1921-1939 годах Гродненская губерния входила в состав Польши, и в зданиях Жировичского монастыря была открыта сельскохозяйственная школа. При этом в обители продолжали жить 10 монахов.

Монастырь действовал и в суровые годы Второй мировой войны (причём ни одно из строений не пострадало от бомбёжек и обстрелов!), и в сложные времена атеизма. В 1945 -м здесь открылись богословско-пастырские курсы, которые вскоре дали начало Минской духовной семинарии. Когда власти стали препятствовать набору абитуриентов, в 1963 году семинария закрылась. В 1989-м она вновь начала работу благодаря митрополиту Филарету (Вахромееву), который был священноархимандритом Жировичского монастыря с 1975 по 2013 годы.

С 1996 по 2015 годы в Жировичском монастыре размещалась и Минская духовная академия.

В начале 1960-х Жировичская обитель дала приют сёстрам двух закрытых женских монастырей – Рождество-Богородичного Гродненского и Полоцкого Спасо-Евфросиниевского.

С 1992 г. Жировичский монастырь имеет статус ставропигиального, является духовным центром Белорусского Экзархата и самой крупной мужской обителью в стране.

В феврале 2020-го – юбилейного года 550-летия обретения чудотворной Жировичской иконы и 500-летия монастыря – в обители презентовали посвящённую им книгу «Всерадостное заступление Белой Руси». Её автор – настоятельница Гродненского Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря игуменья Гавриила – собрала в своей работе древние письменные источники, предания, воспоминания местных жителей. Интересно, что детство и юность будущей игуменьи прошли именно в Жировичах.

Современная деятельность обители

Жизнь монастыря не протекает неким абстрагированным от всего остального мира образом. В общепринятых традициях православия Свято-Успенская обитель в Жировичах ведет и весьма ощутимое просветительское делание. В меру сил и возможностей здесь функционирует полноценное издательство.

Совершенно простые на первый взгляд, строго, но со вкусом оформленные, выполненные на обычной газетной бумаге, богословско-литературные и художественные листки стали, говоря современным языком, стали самым настоящим, узнаваемым брендом монастыря.

Сегодня популярны они настолько, что их можно обнаружить едва ли не в каждом белорусском доме. Их передают из рук в руки как сувенир или подарок родным, близким в память о паломнической поездке в Жировичи.

Иногда, обнаруживая такой листок где-то у себя в стопке книг, мы с удовольствием перечитываем его, мысленно вновь и вновь возвращаясь в Жировичи, обещая приехать сюда снова при первой же удобной возможности.

Семинария и история ее появления

Жировичскую обитель возглавляет архиепископ Гурий. Он также является ректором духовной семинарии. Она расположена в Жировичском монастыре. У этой духовной школы сложилась долгая история.

В 1828 году здесь открыли униатскую духовную семинарию. Через одиннадцать лет семинария стала православной. В середине 19-го столетия семинарию перевели в Вильно, а в Жировичах открыли духовное училище. Но оно просуществовало недолго, в первые годы советской власти его закрыли. После ВОВ здесь начали действовать епархиальные богословско-пастырские курсы. В 1947 году их преобразовали в семинарию. Для обучающихся построили новое трехэтажное здание.


Духовная семинария в Жировичах

С началом хрущевских гонений на церковь прием абитуриентов был сильно ограничен. Но в конце 80-х гг. семинария вновь получила право набирать нужное число семинаристов. В 1991 году был присвоен статус высшего учебного заведения и введен пятилетний срок обучения для студентов.

Одна из прославленных фамилий, связанных с жировичской духовной семинарией, архимандрит Антоний Мельников, впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский. В 1956 году он был назначен наместником Жировичской обители и ректором духовной семинарии. Ему приходилось решать сложные проблемы, связанные с возобновлением антицерковных настроений.

Он тактично отвечал на претензии советской власти, дипломатично реагировал на клевету, умело находил выходы из сложных ситуаций. Даже тогда, когда с помощью милицейского оцепления абитуриентов не пускали в семинарию на вступительные экзамены, — были непростые времена. Современные семинаристы имеют все необходимое для полноценной учебы и укрепления своего здоровья.

Реабилитационный центр

Вот уже который год широко отмечает свой день рождения созданный в 2011 году по благословению Высокопреосвященнейшего Гурия, архиепископа Новогрудского и Лидского, наместника Свято-Успенского жировичского ставропигиального мужского монастыря, православно ориентированный центр реабилитации зависимых от алкоголя и наркотиков «Анастасис».

Здесь нацелены на оказание духовной, психологической помощи и социальной адаптации людей, зависимых от алкоголя и наркотиков. Свою работу центр строит на основе 12-ти шаговой программы анонимных алкоголиков. Основной целью его деятельности является возвратить человека, имеющего алкогольную или наркотическую зависимость, к полноценной жизни без спиртного и наркосодержащих препаратов.

Богослужения и другие возможности посещения

Посетить памятник архитектуры 17-18 столетий, действующий духовный центр любой человек может вместе с организованными экскурсиями или самостоятельно. При этом есть возможность забронировать место ночевки в Паломническом центре. Женщины будут находиться в Доме паломника, мужчины — на территории монастыря. Вкусно пообедать можно в монастырской трапезной.

Службы в монастыре проходят в следующем порядке:

  1. В 6 часов утра. Утренние молитвы, полунощница, часы, Божественная литургия, молебен с акафистом Божией Матери перед иконой, панихида.
  2. Вечером. Зимой — в 17 часов, летом — с 18 до 21 часа: вечернее богослужение, трапеза, молитвы на сон грядущим, братское правило.
  3. По пятницам в Крестовоздвиженской церкви проходит молебен с акафистом Иисусу Сладчайшему. В Явленской церкви в это время свершается молебен с акафистом Божией Матери перед иконой Жировичской.
  4. В воскресные, праздничные дни свершаются две Литургии (ранняя в 7.30, поздняя в 9.30 утра). Время работы в 14 часов отводится для проведения общей исповеди, чтения канонов.

Жировицы или Жировичи

Истоки топонима

Свое название это село, расположенное в живописной долине реки Щары в 10 км от Слонима по дороге на Ивацевичи — Брест, получило, возможно, потому, что здесь привольно жилось и людям и животным. Обильные травы на лугах и лесные дары служили отличным кормом для скота, который, как тогда говорили, «жировал» (нагуливал жир, обильно питался). От этого «жировать» и пошло название Жировичи. Впрочем, имя это в прошлом произносили иначе: Жировицы.

Чудотворная икона Божией Матери

На месте, где сейчас стоит монастырь, в древности шумела пуща, размещались небольшие поселения и усадьба, принадлежавшая право-славному вельможе Александру Солтану. В его владениях, согласно церковному преданию, в 1470 году случилось мистическое событие — явление на дикой груше чудотворного образа Божией Матери. Для него спустя некоторое время строится здесь деревянный храм, уничтоженный пожаром в 1520 году. А казавшаяся истребленной пожаром икона была — уже вторично — явлена детям в руках Богоматери, сидевшей в небесном сиянии неподалеку от пепелища на камне. Святыня была перенесена в новопостроенный деревянный храм, вокруг которого впоследствии возник монастырь.

От униатов к православным

В 1609 году обитель на 220 лет перешла к униатам. В XVII—XVIII столетиях складывается ее каменный облик. Тут появляются собор, две церкви, службы и хозяйственные постройки, а вне стен обители, на холме, занятом кладбищем, возводится деревянный храм Св. Георгия. Эти строения и сегодня формируют монастырский ансамбль с выразительным силуэтом, органично вписанный в природное окружение.Один из крупнейших духовных центров Речи Посполитой — Жировичская обитель в пору своего расцвета снискала славу «новой Ченстоховы». В немалой степени этому способствовало и то обстоятельство, что в 1730 году образ здешней Божией Матери с Богомладенцем Иисусом был коронован двумя коронами,освященными Папой Римским Бенедиктом XIII, что озна-чало официальное признание Святым престолом чудотворности образа.Монархи и влиятельные аристократы приезжали сюда в одежде пилигримов, преподносили обители дорогие подарки, делали крупные пожертвования и вклады. В 1644 году местечко Жировичи по повелению короля польского и великого князя литовского Владислава IV стало городом, а спустя восемь лет город получил магдебургское право. Однако после падения Речи Посполитой слава монастыря угасла.В 1828 году тут была открыта духовная семинария, которая готовила почву для упразднения унии. Базилиане покидают Жировичи — сюда прибывают православные монахи. В феврале 1839 года на церковном соборе в Полоцке уния была ликвидирована.

Обитель в наши дни

В Первую мировую войну имущество и архив монастыря были вывезены в Россию, а чтимая икона Божией Матери оказалась в Покровском соборе (храм Василия Блаженного) в Москве. Лишь в начале 1920-х годов святыня вернулась в родную обитель. Не счесть испытаний, что выпали на долю монастыря в богоборческие времена. В настоящее время Свято-Успенская Жировичская обитель — крупнейший православный мужской монастырь Беларуси.

Настоятели, наместники

  • Николай (Редутто) (1852 — 1882)
  • Стефан (Киструсский) (25 октября 1897 — 12 ноября 1901)
  • Афанасий (Самбикин) (15 февраля 1902 — 22 апреля 1904)
  • Мисаил (Крылов) (29 апреля 1904 — 24 декабря 1905)
  • Феофилакт (Клементьев) (23 августа 1907 — 24 апреля 1911)
  • Тихон (Шарапов) (1922 — 1924)
  • Димитрий (Маган) (1935 — 1941)
  • Венедикт (Бобковский) (1941 — 1942), архим.
  • Серафим (Кудрявцев) (1942 — 1943), архим.
  • Боголеп (Анцух) (1943 — 1947)
  • Митрофан (Гутовский) (1947 — 1953)
  • Леонтий (Бондарь) (июль 1953 — 1956)
  • Антоний (Мельников) (1956 — 1963)
  • Михей (Хархаров) (1963 — 1969)
  • Константин (Хомич) (1970 — 1987)
  • Стефан (Корзун) (1987 — 1990)
  • Гурий (Апалько) (с 6 марта 1990)

История основания

Неспешной жизнью живет поселок Жировичи. Он находится в Слонимском районе Гродненской области, на западе Беларуси. Здесь расположен один из крупнейших мужских монастырей страны, — Свято-Успенская обитель. Она находится примерно в 220 км от города Минска и в 5 км от города Слонима.


Свято-Успенский мужской монастырь в Жировичах, Беларусь

В 15-м веке в этих местах располагалось имение литовского князя Александра Солтона. В легенде говорится, что однажды его пастухи увидели необычайной красоты и силы сияние, изливавшееся от дикой груши. А на ней маленький образок Божьей Матери. С благоговением доставили чудесную находку своему хозяину. Он спрятал ее и тут же забыл о происшедшем, но на завтра чудотворная иконка вновь оказалась на своем прежнем месте, в листве дикой груши.

Солтон, пораженный случившимся чудом, решил построить на святом месте деревянную церковь и назвать ее в честь Пресвятой Богородицы. Ныне здесь уже возвышается каменный Успенский собор. В нем хранится святыня — Жировичская икона Божьей Матери. Это нерукотворный образ из яшмы, овальной формы 5 на 6 см. На нем изображение Богородицы с младенцем Иисусом Христом.

Важно! Это одна из наиболее почитаемых святынь в Беларуси. Она хранится в особом киоте, в главном иконостасе Успенского собора

Ее точную копию можно видеть в нижнем храме во имя Николая Чудотворца.

С начала 16-го века пишется история жировичского монастыря. И изначально это была православная обитель. Но в начале 17-го столетия монастырь перешел к греко-католической церкви. Находился в ее введение до 1839 года. Обитель была возвращена исконной церкви и стала первым местом восстановления православного богослужения в западнорусском крае. Слава о жировичской иконе не угасает и по сей день.


Жировицкая икона Божьей Матери, явленная на камне

Во время 1-й мировой войны в 1915 году святыню перевезли в Москву в собор Василия Блаженного. А в январе 1922 года, стараниями жировичского архимандрита Тихона, икона вновь была возвращена в Жировичи. Он тайно вез ее в баночке с вареньем. Не смотря на гонения со стороны польских и советских властей в 20-70-е гг. паломничество к иконе не прекращалось.

Богослужения

Жировичский мужской монастырь — не музейная достопримечательность. Это известный центр православия. Красота его выражается не только в каменном строительстве, но прежде всего в душах людей, поэтому здесь всегда многолюдно.


Богослужение в Свято-Успенском храме Жировичского монастыря

Ранняя литургия в соборе начинается в 6-00, поздняя — в 9-00. В это время внутренний интерьер храма освещается только свечами. В будни на вечернее богослужение в соборе собирается много прихожан. Среди молящихся немало паломников. Каждый вечер после богослужения монахи обители с Богородичной иконой совершают крестный ход по всей территории монастыря.

История

Православный монастырь возник на месте, где, согласно преданию, в 1470 году, по другим данным — в 1490 году, 20 мая была явлена Жировицкая икона Божией Матери. Вначале известен как православный монастырь, после монастырь ордена базилиан, основанный в XVI веке. Сначала был деревянным, сгорел в 1655 году. Впоследствии постепенно восстанавливался.

Уния в Жировицах была принята в 1609 году по требованию Виленского трибунала. В 1613 году берестейский каштелян Иван Мелешко инициировал открытие униатского Жировичского Успенского монастыря, игуменом которого стал Иосафат (Кунцевич). Монастырь перешёл в руки базилиан (монахи греко-католического обряда, то есть униаты). В XVII―XVIII веках был духовным и административным центром белорусско-литовских униатов. В 1839 году епископ Иосиф (Семашко), пользуясь покровительством императора Николая I, вместе со священством и братией монастыря перешёл в православие и монастырь был возвращён Православной церкви. В Успенском соборе до XIX века хранился рукописный памятник XV века — Жировичское Евангелие.

В 1921 году Гродненская губерния перешла в состав Польши. В 1934 году польские власти разместили в части монастыря сельскохозяйственную школу, существовавшую до 1939 года. Несмотря на это, в монастыре жили 10 монахов.

Богослужения в монастыре проходили как после раздела Польши в 1939 году, так и в годы немецкой оккупации во время Второй мировой войны. В послевоенные годы он оставался действующим, причём в начале 1960-х годов дал приют сёстрам двух закрытых женских монастырей Белоруссии ― Рождество-Богородичного Гродненского и Полоцкого Спасо-Ефросиниевского.

В 1912—1915 годах в монастыре «на покое» (фактически — в ссылке) жил епископ Гермоген (Долганёв), с 1965 года до кончины в 1978 году — архиепископ Ермоген (Голубев).

В 1945 году на территории Жировичского монастыря были открыты богословско-пастырские курсы, преобразованные в 1947 году в Минскую духовную семинарию. Начиная с 1959 года власти советской Белоруссии методично не допускали набора абитуриентов в семинарию, и она в 1963 году «самоликвидировалась»; вновь открыта в 1989 году благодаря почётному патриаршему экзарху митрополиту Филарету (Вахромееву). В 1991 году Минской духовной семинарии дан статус высшей духовной школы.

В 1963—1969 годах наместником Жировицкого монастыря был Михей (Хархаров), который был снят с должности за благожелательное отношение к архиепископу Ермогену (Голубеву), сосланному в монастырь за защиту церковных интересов.

Ни разу не закрывался

В 1520 году церковь, выстроенную боярином, и соседние постройки уничтожил огонь. В пожаре, думали люди, пропала и икона. Однако вскоре ее нашли. И кто? Детишки, которые играли недалеко от пожарища.

Однажды (1613 год) уже новую деревянную Успенскую церковь передали базилианским (католическим) монахам. Они и построили каменный храм и такой же монастырь. Эти сооружения сохранились до наших дней, но с незначительными изменениями. А в 1839 году по разрешению императора Николая I весь монастырь перешел в православие.

Примечательно и то, что во времена Советов он не только не был закрыт, в нем даже работала духовная семинария. Здесь готовили будущих священников.

Жировичский монастырь сегодня

Священноархимандрит Настоятель Жировичского Свято-Успенского монастыря –  Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси

Наместник Жировичского монастыря и ректор Минской духовной семинарии – архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий

В обители сегодня – 33 человека монашествующей братии.

В Жировичах находится высшее богословское учебное заведение Белорусской Православной Церкви – Минская духовная семинария имени Вселенских Учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Здесь готовят священнослужителей, богословов, педагогов, церковных работников для служения на приходах, в епархиальных и синодальных учреждениях, духовных учебных заведениях, зарубежных представительствах, других церковных и светских организациях.

Также при монастыре действует Центр реабилитации зависимых от алкоголя и наркотиков «Анастасис» (д. Сосновка Слонимского района).

Круглый год в Жировичском монастыре принимают паломников, которые могут остановиться в домах для ночлега (мужчины и женщины раздельно). Желающие провести здесь несколько дней включаются в монастырские послушания – молитвы, богослужения, труд во благо обители.

Для тех, кто приезжает на день, с 9.00 до 16.00 проводятся экскурсии. Паломники могут  познакомиться с историей обретения чудотворного образа Божией Матери Жировичской, прошлым и настоящим обители, святынями монастыря. В программе – посещение 4 храмов, монастырского кладбища, Минской духовной семинарии.

Ещё один интересный маршрут – подворье Жировичского монастыря, расположенное на месте, где когда-то находилась прекрасная усадьба Солтана: к сожалению, в наше время от построек остались только руины. Эти земли вместе со старинным яблоневым садом были переданы монастырю. Насельники и местные жители не только возродили сад, но и основали подворье, куда могут приехать гости. Здесь есть табун лошадей и стадо парнокопытных, птицеферма, свиноферма, рыбное хозяйство. Кроме того, насельники создали свой «Эдемский сад», где можно увидеть разные виды диких животных.

Как добраться до Жировичского монастыря

Одна из главных православных достопримечательностей Беларуси располагается в небольшой деревушке под названием Жировичи, всего в 148 км. от города Гродно. Добраться сюда самостоятельно можно на личном автомобиле или автобусе, курсирующем из Минска и Бреста.

Точный адрес: Zhirovichi, Беларусь.

Как добраться из Минска:

  • Вариант 1

    Автомобиль:по трассе Е30/М1 расстояние 197 км.

  • Вариант 2

    Автобус:от автовокзала в Минске ехать рейсовым автобусом до Жировичи 3 ч.

    Пешком:800 м.

Как добраться из Бреста:

  • Вариант 1

    Автомобиль:по автодороге Р85 расстояние 177 км.

  • Вариант 2

    Автобус: от автостанции Бреста ехать рейсовым автобусом до Жировичи 3 ч. 4 мин.

    Пешком:800 м.

Как добраться из Гродно:

  • Вариант 1

    Автомобиль:по трассе Р44 и Р99 расстояние 148 км.

  • Вариант 2

    Автобус:от автовокзала Гродно ехать до Жировичи рейсовым автобусом 2 ч. 50 мин.

    Пешком:800 м.

Архитектура и убранство

Архитектурный ансамбль монастыря датируется 17-18-м столетиями. Его доминантой является Успенский собор. Есть еще Явленская церковь, Крестовоздвиженской храм, другие постройки.

Свято-Успенский собор

Свято-Успенский собор, центр и глава всего монастыря, начал строиться примерно в начале 17-го столетия и к его середине возведение храма было завершено. Фундатором, или как модно сейчас говорить спонсором строительства, стал Иван Мелешко, владелец Жирович и каштелян Смоленский.

Работы по внутренней отделке собора финансировал сам канцлер Лев Сапега. Высота главного монастырского храма около сорока метров, а длина — 55 м. В его архитектуре и убранстве переплетаются такие стили как барокко и классицизм. Присутствуют также черты базиличного церковного зодчества.

Согласно данным из достоверных источников, собор был основательно разрушен войсками Богдана Хмельницкого в 1655 году. Потом неоднократно реконструировался, перестраивался заново. Процесс этот был завершен к 1867 году. Первая мировая война также оставила свой разрушительный след на внешнем облике монастырского собора. Но уже в ВОВ ни одна постройка монастыря не пострадала от артобстрелов и бомбардировок с неба.

Под собором ранее находились подвальные помещения, в которых в 17-18 вв. осуществлялись братские захоронения. Здесь же были упокоены и многие известные люди. В первой половине 19-го века подвалы были замурованы, а почивших монахов стали хоронить на братском кладбище.

Успенский собор освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он имеет два боковых придела:

  • первый — в честь Покрова Пресвятой Богородицы;
  • второй — в честь Рождества Иоанна Крестителя.

Собор возводился во время преобладания в храмовом зодчестве Беларуси стиля барокко.


Интерьер Жировичского монастыря

Не смотря на многочисленные реконструкции и внешние изменения, Свято-Успенский собор сохранил свое первоначальное внутреннее убранство. Иконостас храма носит на себе черты барочной манеры исполнения. Сразу бросаются в глаза иконы апостолов. Центральный же образ — Спас Вседержитель украшен серебряным окладом. Росписи на столбах и стенах имеют более позднее происхождение и выполнены уже в послевоенное время.

Колокольня

Отдельно напротив соборной церкви через дорогу стоит кирпичная колокольня. Под ней находится часовня с железными воротами, имеющими вид царских врат иконостаса. К бокам колокольни непосредственно прилегают пристройки с жилыми помещениями для прикомандированных к монастырю монахинь. Здесь же обрело свою штаб-квартиру семинарское молодежное братство, взявшее под свой патронаж работу с детьми с детдомов и инвалидами.

Святой источник

Помимо монастырских служб почитается паломниками, местными жителями источник, проистекающий в 2 км от монастыря, в урочище Викня. Когда-то там была небольшая часовня, выстроенная в честь Успения Божьей Матери. Безбожной, советской властью она была уничтожена (1939 г.). Здесь, как и на любом святом источнике, принято не только набрать с собой воды, но и обязательно самому целиком погрузиться в очищающую купель.


Святой источник в Жировичах

Вообще, целебных источников в Жировичах несколько. Еще один из наиболее посещаемых можно обнаружить на проезде от Слонима мимо Жировичей в сторону Бытени. Место это настолько популярно среди слонимчан и гостей здешних мест, что не то что паломники, но и обычные путники здесь останавливаются целыми автобусами и устраивают себе «духовный привал».

О чудесах в Сынковичах

В 14.00 автобус отвёз нас за 15 км к крепости-церкви в Сынковичах. Церковь Святого Архангела Михаила (Михайловская церковь) — один из самых ранних готических православных храмов Беларуси. Здесь экскурсию проводила служительница храма, свечница.

Потрясло величие строения — стены толщиной 1,5 метра. Это живая история. Построен он был гродненским князем Витовтом в благодарность крестьянам, которые спасли его от смерти от руки двоюродного брата Ягайло. Он хотел, чтобы у людей была крепость оборонительная и душевная. В стенах храма виднеются бойницы, направленные сильно вниз, чтобы вести только оборонительные бои, а вверху над иконой виден выступ, куда мог зайти человек и в окно посмотреть, что творится вокруг.Крыша строения покрыта дранкой из липы. Фото: Екатерина СмирноваСчитается, что год постройки, который указан на стенах, — 1312, но внутри были найдены фрески, относящиеся к 1203 году. Примечательна крыша над алтарём, изготовленная из липовой дранки. Летом дощечки становятся рёбрами и в помещениях — сквозняк. А зимой они плотно прилегают друг к другу, образуется под крышей воздушная подушка. Во времена богоборчества в храме было овощехранилище и зернохранилище, склад химикатов, от чего здание пострадало.

Внутри храма в стену вмонтированы голосники, поэтому микрофон на службе не нужен, голос отчётливо слышен.

В храме находится одна из копий иконы «Всецарица», к которой каждый день приезжают паломники с разных уголков земли, прося заступничества, исцеления от заболеваний. Сюда обращаются за помощью женщины, которым не удаётся забеременеть.

Как рассказали служители, впервые чудо исцеления произошло 11 лет назад. Одна женщина ехала к больной матери. По пути она зашла в церковь и помолилась перед иконой, чтобы застать мать живой. Когда она приехала, мать лежала без сознания. Наплакавшись, без чувств женщина упала рядом с кроватью, а пришла в себя от того, что мать тормошила её за руку. Она прожила ещё около трёх лет. Второй раз та же женщина обратилась к иконе, когда её дочь заболела раком. Перед операцией дочери она молилась в храме. А когда дочь привезли в операционную, врачи сказали, что опухоли нет и операция не нужна.Паломники возле храма. Фото: Екатерина СмирноваС тех пор более 10 000 человек, по словам служителей храма, исцелились от болезней и родили ребёнка. Нам рассказывали про пару из Англии, которая молилась иконе и сейчас ждёт пополнения.

Подлинник чудотворной иконы находится на Святой горе Афон в Греции, она написана в 17 веке.

Случчане тоже поклонились иконе и попросили у неё помощи. На обратном пути в Слуцк мы заехали на новый источник в Жировичах и искупались в купели. Говорят, это даст силы на целый год».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector