Зельва
Содержание:
- Обратный путь
- Расписание поездов
- Как добраться до Пашабаг, Зельве и Деврент
- Пашабаг, долина Монахов
- Фото и описание
- «Тайная» локация рыцарей
- История
- Музей под открытым небом Зельве
- Сынковичская церковь-крепость Святого Архангела Михаила
- Что посмотреть
- описание
- Что посмотреть
- Дервент, долина Воображения
- «Девушка, квас я вам дарю!»
- «Знаете, почему в Зельве так прекрасно?»
- Примечания
Обратный путь
Чтобы не возвращаться по тому же пути, мы решили сделать кольцо и вернуться в наш Гереме через Ургюп и Ортахисар.
В Ургюпе мы были около пяти часов вечера и успели засветло немного пройтись по этому потрясающему городу.
В Ортахисар приехали уже в темноте, подивились на его длинную высокую скалу-крепость и на аккуратные греческие домики в центре. Это было уже на затравку, чтобы нам ещё сильней захотелось сюда вернуться. Знакомство с этими городами и Южной Каппадокией осталось на следующий раз.
Итак, что мы посмотрели за день. Выехали из Гереме, три часа провели в Чавушине, пообедали, посмотрели Пашабаг, Зельве и Дервент и вернулись через Ургюп и Ортахисар.
Каждый день в Каппадокии вмещает множество чудес, и всякий раз ты встречаешься с чем-то новым и неожиданным. Меня удивляют рассказы людей, которые пишут, что в Каппадокии достаточно провести один-два дня, а потом устаешь от однообразных пейзажей с каменными столбами. На мой взгляд, Каппадокия – это просто нескончаемая череда ярких впечатлений, иногда внезапных, иногда предсказуемых, но всегда завораживающих. В следующий раз хочется приехать как минимум на две недели.
Экскурсия Красный тур
Промокод от ТравелатаAF300putevyeAF500putevyeСвои путешествия я организую с помощью этих сайтов:
- авиабилеты — Aviasales
- отели — Booking и Hotellook
- туристическая страховка — Cherehapa
- такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто — Myrentacar, Economybookings и Rentalcars
- экскурсии — Tripster и Sputnik
Расписание поездов
Номер | Направление | Прибытие | Отправление | Дни | Остановки |
---|---|---|---|---|---|
628Б | Гродно — Минск | 02:53 | 03:00 | пн, пт, сб, вс с 24.09 | |
628Б | Гродно — Минск | 02:53 | 03:00 | пн, пт, сб, вс по 20.09 | |
631Б | Гомель — Гродно | 03:43 | 03:45 | ежедневно с 26.09, кроме 06.10 | |
631Б | Гомель — Гродно | 03:43 | 03:45 | ежедневно по 20.09 | |
631Б | Гомель — Гродно | 03:43 | 03:45 | только 21, 22, 23 сентября | |
631Б | Гомель — Гродно | 03:43 | 03:45 | только 24, 25 сентября, 6 октября | |
6292 | Волковыск-Центр. — Барановичи-Полесские | 04:58 | 04:59 | ежедневно | кроме: Старая Весь, Плетяничи, Гриньки |
6281/6280 | Барановичи-Полесские — Гродно | 07:58 | 07:59 | ежедневно | Волковыск-Город, Рось, Мосты, Черлена, Скидель, Житомля, Аульс, Гродно |
6281/6280 | Барановичи-Полесские — Мосты | 07:58 | 07:59 | только 22 сентября | Волковыск-Город, Рось, Мосты |
6294/6293 | Гродно — Барановичи-Полесские | 08:56 | 08:57 | ежедневно | кроме: Старая Весь, Плетяничи, Гриньки |
679Б | Витебск — Гродно | 09:37 | 09:40 | 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 31 октября, 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13 ноября, … | |
679Б | Витебск — Гродно | 09:37 | 09:40 | 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 сентября, 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9 октября, … | |
679Б | Витебск — Гродно | 09:37 | 09:40 | только 15, 16 сентября, 6, 21 октября | |
679Б | Витебск — Гродно | 09:37 | 09:40 | только 7, 20 октября | |
679Б | Витебск — Скидель | 09:37 | 09:40 | только 2, 10, 16, 24 ноября, 2, 8 декабря | |
6283/6282 | Барановичи-Полесские — Гродно | 10:37 | 10:43 | ежедневно | кроме: Полесский парк |
6283/6282 | Барановичи-Полесские — Аульс | 10:37 | 10:43 | только 22 сентября | везде |
6296/6295 | Гродно — Барановичи-Полесские | 12:28 | 12:29 | ежедневно | везде |
6296/6295 | Гродно — Барановичи-Полесские | 12:28 | 12:29 | только 24 сентября | везде |
6296/6295 | Мосты — Барановичи-Полесские | 12:28 | 12:29 | только 22 сентября | везде |
680Б | Гродно — Витебск | 13:57 | 13:59 | 24, 25, 26, 27, 28 сентября, 2, 3, 9, 10, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 октября, … | |
680Б | Гродно — Витебск | 13:57 | 13:59 | ежедневно по 22.09 | |
680Б | Гродно — Витебск | 13:57 | 13:59 | только 23 сентября | |
680Б | Гродно — Витебск | 13:57 | 13:59 | ежедневно, кроме сб, вс с 29.09 по 15.10 | |
680Б | Гродно — Витебск | 13:57 | 13:59 | 31 октября, 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22 ноября, … | |
680Б | Скидель — Витебск | 13:57 | 13:59 | только 2, 10, 16, 24 ноября, 2, 8 декабря | |
6285/6284 | Барановичи-Полесские — Гродно | 15:30 | 15:31 | ежедневно | кроме: Полесский парк |
6298/6297 | Гродно — Барановичи-Полесские | 17:19 | 17:20 | ежедневно | везде |
6298/6297 | Зельва — Барановичи-Полесские | 17:20 | только 23 сентября | везде | |
6298/6297 | Аульс — Барановичи-Полесские | 17:19 | 17:20 | только 22 сентября | везде |
632Б | Гродно — Гомель | 19:24 | 19:26 | ежедневно с 24.09 | |
632Б | Гродно — Гомель | 19:24 | 19:26 | ежедневно по 18.09 | |
632Б | Гродно — Гомель | 19:24 | 19:26 | только 19, 20, 21, 22, 23 сентября | |
632Б | Гродно — Гомель | 19:24 | 19:26 | 31 октября, 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22 ноября, … | |
632Б | Скидель — Гомель | 19:24 | 19:26 | только 2, 10, 16, 24 ноября, 2, 8 декабря | |
627Б | Минск — Гродно | 20:05 | 20:06 | пн, пт, сб, вс | |
627Б | Минск — Гродно | 20:05 | 20:06 | пн, пт, сб, вс с 31.10 | |
6287 | Барановичи-Полесские — Волковыск-Центр. | 23:17 | 23:22 | ежедневно | кроме: Войтковичи |
ближайшие транспортные узлы
Бородичи | автобусная остановка | ~ 0 км |
Зельва, ж/д станция | автобусная остановка | ~ 1 км |
Холстово, поворот | автобусная остановка | ~ 2 км |
Зельва | автовокзал | ~ 3 км |
Конна | автобусная остановка | ~ 3 км |
Кривоконно | автобусная остановка | ~ 3 км |
Как добраться до Пашабаг, Зельве и Деврент
Перво-наперво надо добраться до деревни Чавушин. От Гереме до Чавушина – 3 км.
После Чавушина надо свернуть направо (на северо-восток). До долины Пашабаг по дороге – около 2 км.
От Пашабаг до Зельве – еще полтора км.
От Зельве до Деврент – пять км. Передвигаемся все время в восточном направлении.
Удобней всего отправляться в эту часть Каппадокии на своей машине. Долины короткие. Погулял в одном месте – переехал в следующее.
Если без машины – то надо подъехать из Гереме на маршрутке Гереме-Аванос (они отходят от автовокзала примерно раз в полчаса) и попросить водителя высадить вас на повороте в Пашабаг. Или чуть раньше – у Чавушина, чтобы посмотреть сам Чавушин, а потом уже пешком дойти до Пашабаг и Зельве.
Некоторые идут от Учхисара по Белой долине и долине Любви до Чавушина, а потом еще прихватывают Пашабаг и Зельве. Но это надо, чтобы был длинный световой день и хорошее здоровье.
Можно также взять экскурсию. Красный тур предусматривает посещение долин Пашабаг и Деврент, дается примерно по полчаса на каждый объект.
Пашабаг, долина Монахов
Парковка и кассы
Когда после тихого полусонного Чавушина мы прибыли в Пашабаг, то были удивлены многолюдьем. Вход в долину огорожен, вдоль забора выстроились машины (конец ноября, однако, низкий сезон).
По другую сторону шоссе – огромная парковка. Вот парковка была практически пуста, мы на нее и встали. Вероятно, в высокий сезон она заставлена туристическими автобусами. Парковка бесплатная (во всяком случае, денег с нас никто не брал).
Парковка перед долиной Пашабаг
Перед кассами раскинулся рынок: керамика, лампы, одежда, украшения, обереги и проч. Уже этот обширный рынок указывает на популярность долины Пашабаг.
Купили в кассе билеты за 20 лир. Кассир уточнила, что по этим же билетам мы пройдем в музей Зельве.
Первое впечатление
По территории долины тянутся уложенные плиткой дорожки, которые еще и огорожены. После диких долин Каппадокии это сначала вызвало некоторое отторжение. Типа, благопристойно-показательное место для туристических летучих десантов.
Но по мере продвижения по долине очарование и необычность этого места перебороли первое впечатление. А место, действительно, уникальное и, к счастью, легкодоступное и небольшое по площади, то есть идеальный объект для тех, кто приехал на короткий срок и кто не в состоянии ходить пеше-горные маршруты по диким долинам.
Долина Пашабаг расположилась вдоль северного склона холма Актепе. Холм скатывается вниз аккуратными, словно оплывшими склонами, а равнина перед склонами заполнена коренастыми конусообразными скалами с «колпаками».
Многие скалы имеют по две-три-четыре головы.
В одной из таких трехглавых скал обосновалась местная жандармерия. Над ней висит турецкий флаг.
Церковь Симеона Столпника
В прошлом монахи тоже оценили и доступность этого места, и подходящую толщину скальных столбов, поэтому издавна стали здесь селиться, выдалбливая себе жилища в каменных конусах. Отсюда возникло название Долина Монахов. Впрочем, и сами скалы здесь похожи на монахов с капюшонами.
Турецкое название «паша баг» переводится как «сады паши» — в окрестностях долины было много виноградников.
Самая примечательная церковь в долине Пашабага – церковь Святого Симеона Столпника (5 века). Отшельник Симеон прожил в этой трехглавой скале около 15 лет. (Надо отметить, что Симеонов Столпников в истории было несколько).
Церковь Симеона Столпника
В скальной церкви — несколько помещений на разных уровнях. Келья Симеона располагалась на самом верху.
Сейчас вход в церковь закрыт, поскольку, как говорят, были несчастные случаи при подъеме: подниматься надо по вертикальному ходу, используя скальные зацепы.
Долина монахов
А вот и непосредственно Долина монахов – скопление скал с колпаками, напоминающими монашеские куколи.
Есть очень тесные закоулки, где скалы стоят почти вплотную друг к другу. Есть открытые пространства.
При приближении к холму одиночные скалы всё тесней сплачиваются, сливаются друг с другом и наконец превращаются в сплошную туфовую стену, поверх которой лежит базальтовый слой (будущие шапочки).
С левой стороны есть заход на это базальтовое плато. С него открывается отличный вид на Долину Монахов.
Погуляв среди каменных «монахов», мы сели в машину и переехали к следующей достопримечательности – Зельве.
Дорога от долины Пашабаг до Зельве
Фото и описание
Зельве – древнеримский поселок. Начало заселения комплекса относят к 2-5 векам нашей эры. В 11-13 веках сюда пришли христиане и превратили ряд жилых пещер в кельи и церкви, так и возник монастырь, чьи церкви — Юзюмлю («Церковь виноградных гроздей», 8-9 века), Балыкы («Рыбы») и Гейиклы («Олени») — сохранились до наших дней. До двадцатых годов 20 века, до «обмена населением» между Грецией и Турцией здесь жила греческая диаспора. Это был совсем небольшой город. Люди жили здесь еще в пятидесятых годах 20 века, пока не возникла опасность обрушения скалы. Тогда жителей переселили на пару километров дальше (ныне поселок Aktepe, или Yeni Zelve). Расположенные когда-то на обоих склонах долины дома полностью опустели в 1952 году. С 1967 года Зельве работает как музей.
Зельве имеет вулканическое происхождение, как и вся область Каппадокии. Даже в наше время вулкан древней горы Аргей считается активным. Эта гора, высота которой 3971 метров, имеет еще одно название, на местном диалекте оно звучит как «Эрджияс Даг». Заселена она местными народностями, возвышается над всеми окрестными холмами и видна издалека.
В расселинах и скалистых стенах приютилось поселение достаточно древнего происхождения. Жилища высекались в туфе, использовались также пространства, вскрытые водами. В этих огромных пещерах имелись входы, расположенные на большой глубине. Небольшие дома каменной кладки были построены там в более позднюю эпоху
Жившая здесь община — вначале христиане, а затем мусульмане имела важное демографическое значение, а также требовала создания всевозможных служб. К нам дошли подтверждения необычного образа жизни, который вели эти люди в недрах земли
Зельве можно охарактеризовать как три ущелья, изрытые скальными домами, туннелями, церквями. Скальные поселения начинаются на подходе к Зельве, а наиболее заселенная в древности часть сейчас является музеем. Здесь можно увидеть церкви, а также места для сбора грунтовых вод, помещение с плоской крышей и с выступом, служившим скамьей, мельницу, крепко насаженный каменный диск, служивший жерновом, который вращался в барабане, высеченном прямо в горной скале.
В местных церквях практически нет фресок, несмотря на то, что как монастырь комплекс существовал несколько веков после снятия запрета на иконы, то есть Зельве так и остался сторонником иконоборчества. Всего здесь насчитывается пятнадцать церквей 9-15 вв. Самая большая из церквей музея под открытым небом — «Церковь винограда» или «Узюмлю килисеси», и другая церковь — «Гейикли», отличающаяся простым архитектурным исполнением.
«Тайная» локация рыцарей
Кругом — музыка, шум, гам, очереди на фудкортах и самая большая — к «бочке» с медовухой и сбитнем: 4 рубля за пол-литра напитка. Глазами пробегаем: какой бы эксклюзив купить в Зельве? Пластиковое богатство: машинки, лизуны, кубики Рубика, мечи из Майнкрафта, поп-ит в виде единорога — не то!
Одежда из льна и хлопка с вышивкой: свитшоты — 90 рублей, футболки — 30, льняные маечки на мальчиков с вышивкой — 30, шикарные платья-рубахи из льна — 120 рублей: красота, но надо примерять. «Цыганская почта», хм, интересно. Интрига быстро раскрывается, здесь расположилась локация «Белпочты»:
Покупаем красочную открытку, ведь цена самая бюджетная — 40 копеек, да и шариковая ручка за 1,5 рубля не с именем, но надписью «Зельва», пригодится всегда.
Продолжаем поход по фестивалю, где возрождают ярмарочные традиции XVIII века. Торговые ряды все ширяться: мед, кошики, чаи, приправы, варенья, плетеная соломка, снова одежда и шубы… Шубы? И правда, большая очередь дам собралась у лавки.
Валентиновна сомневается: полушубок вишневого цвета интересный, но, видимо, недешевый.
Уже подуставшие, обойдя круг по зельвенской площади-ярмарке, нагруженные медом и приправами (да и пластиковой машинкой, приглянувшейся ребенку — чего скрывать) замечаем «паровозик» на колесном ходу — покатаемся!
Едем: где-то с ветерком, где-то аккуратно лавируя между повозок и детьми на машинках.
Ура, поездка за 2 рубля принесла свои плоды и массу удовольствий!
Идти оказалось совсем недалеко. А народ, который шел нам навстречу, вселял надежду: «Да-да, вы правильно идете к рыцарям, там, вообще, самое интересное и очередей нет!».
История
Официально начало истории Зельвы ведется от 1258 года, когда в Ипатьевской летописи упоминается населённый пункт, существовавший на её месте. Вероятно, древнее поселение находилось в юго-восточной части современного городка, где существует гора, которая возвышается над окрестностями на 20-25 метров.
Свято-Троицкая церковь
Согласно современным энциклопедическим справочникам, первое же письменное упоминание о Зельве (Большой Зельве) как село датируется 1470 годом, когда Михаил Нацевич основал здесь костел. В 1477 году костел появился в соседнем имении Малая Зельва, владениях Ивана Гинейтовича. В XVI в. местом владели Вишневские, Ильиничи, Заберезинские, Зеновичи, Комаровские, Глебовичи, Езерские, Полубинские и др. В 1524 году Большая Зельва упоминается в документах как местечко в составе Волковысского уезда. В первой половине XVII в. местечко перешло во владение Сапег. Помимо ярмарок, развитию Зельвы способствовало и удобное географическое положение на торговом пути Минск — Слоним — Волковыск — Гродно — Белосток. На реке Зельвянка, которая была в то время судоходным притоком Немана, существовал речной порт. Сапеги гордились городком, называли его «Зельвенском графством». В XVIII в. здесь появился театр, в котором играли белорусские, польские и французские актёры. В 1739 году начала действовать резиденция ордена иезуитов.
В 1616 году Зельва состояла из небольшого рынка и трёх улиц; работали 17 трактиров и 2 мельницы. В 1643 году князь Казимир Лев Сапега принимал здесь короля и великого князя Владислава Вазу. В 1720 году Сапеги получили право проводить в городке ежегодную ярмарку, которая на протяжении 130 лет оставалась одной самых крупных в Великом Княжестве Литовском, торговали в основном лошадьми, второй в Европе после Лейпцигской ярмарки[источник не указан 421 день]. В Зельву приезжали купцы с Украины, из Польши, Швеции, Дании, Италии, Пруссии, Австрии, Франции и России. Посреди рынка существовал гостиный двор с 200 магазинами.
Костел Святой Троицы
В 1792 году в битве под Зельвой русскими корпусом Бориса Меллина был побеждён литовский корпус Михаила Забелло.
В результате третьего раздела Речи Посполитой (1795) Зельва вошла в состав Российской империи. Жители городка принимали активное участие в восстании Т. Костюшко, освободительном восстании 1830—1831 годов, национально-освободительном восстании К. Калиновского. За участие в восстании 1830—1831 годов российские власти конфисковали Зельву у Сапег. Состоянием на 1863 год здесь было 163 здания. В 1886 году через городок прошла железная дорога Барановичи — Белосток. В конце XIX в. работали 2 пивоваренных и мёдоваренные заводы, мастерская, мужское и женское народные училища, лесопилка. В нач. XX в. Малая Зельва вошла в пределы Зельвы.
В 1897 году в местечке Зельва проживало 2803 человек, из них, 1844 — евреев.
Согласно Рижскому мирному договору (1921 года) Зельва оказалась в составе межвоенной Польской Республики, где стала центром гмины Волковысского уезда Белостокского воеводства.
В 1939 году Зельва вошла в БССР, где 15 января 1940 года получила официальный статус поселка городского типа и стала центром района (в 1962—1965 годах входила в состав Волковысского, в 1965—1966 годах — Мостовского районов). Во Вторую мировую войну с 14 июля 1941 до 12 июля 1944 года городок находилась под немецкой оккупацией.
Центр городского поселка
В Зельве до 2013 года работал маслодельный завод (филиал ОАО «Беллакт»). Крупное промышленное производство отсутствует. Небольшая Зельвенская ГЭС на крупнейшем в области водоёме — Зельвенском водохранилище. Выпускается районная газета «Праца».
Музей под открытым небом Зельве
В Каппадокии есть два музея под открытым небом – Гереме и Зельве. Но отличие между ними значительное. Музей Гереме – это сосредоточенные на небольшой площадке церкви и монастыри 9-11 веков. Музей Зельве – это три ущелья, в которых разместилась большая скальная деревня. Эти ущелья отходят от северного склона холма Актепе.
Точное время заселения ущелий неизвестно, но в 9-13 веках здесь было уже большое поселение. В частности, первая семинария Каппадокии появилась именно в Зельве.
В отличие от музея Гереме, в церквях долины Зельве редко встречаются фрески с изображениями. Предполагают, что местные жители были сторонниками иконоборчества (несмотря на то, что к 10 веку с иконоборчеством в Византии было покончено). Всего в долинах Зельве в 9-13 веках было создано около 15 церквей.
Жизнь в этой деревне теплилась до недавнего времени. Здесь была и мечеть, и площадь для общих собраний. Только в 50-х годах прошлого века из-за опасности обрушения скальных жилищ люди покинули Зельве.
Вход в музей Зельве
Перед входом в музей Зельве – платная парковка, стоимость 5 лир.
Через турникеты мы прошли по билету, купленному в кассах Пашабаг.
Сразу за турникетами – указатель: до первой долины — 170 м, до второй — 250 м, до третьей – 1000 м.
Первая долина
Направляемся в первую долину Зельве. Освещенная полуденным солнцем, она кажется ярко-розовой, почти оранжевой.
В начале долины находятся две церкви: Рыбная и Виноградная. Это одни из немногих церквей в долинах Зельве, стены которых украшены фресками: в первой церкви на фасаде изображены рыбы, во второй – гроздья винограда.
Над входом в эти церкви (они расположены рядом друг с другом) изображены Богоматерь с младенцем Иисусом, на своде – архангелы Гавриил и Михаил, поднимающие мальтийский крест. Внутри храмы тоже расписаны.
Сфотографировать их нам не позволили даже снаружи. Это единственное место в музее Зельве, где стоял сторож.
Рядом с церквями находится бывшая мукомольня. Здесь производился булгур, который составлял и составляет важный компонент местной кухни. В этой пещере пшеничное зерно сначала распаривали, потом высушивали и измельчали. Сохранился жернов.
По проложенной дорожке-настилу переходим в следующую долину.
Вторая долина
Во второй долине Зельве располагались многочисленные скальные жилища.
Здесь сохранились винодельня и церковь Святого Креста.
Долина широкая и когда-то была, видимо, самой населенной
Из второй долины в третью ведет 30-тиметровый туннель. Сейчас туннель закрыт из-за опасности обрушения. Чтобы попасть в третью долину, надо обойти скальный отрог.
Третья долина
Сразу при входе в третью долину стоит мечеть. Внутреннее помещение мечети вырублено в скале, а снаружи пристроен фасад и минарет.
Перед мечетью располагалась площадь, где местное население отмечало праздники или собиралось для принятия общих решений или церемоний.
В этой долине, как и в предыдущей, много «квартир».
Кухни опознаются по закопченным поверхностям. Для удобства в стенах вытесаны разнообразные полочки
С правой стороны долины располагается большой комплекс голубятен. Помет голубей использовался в качестве удобрения.
Окна голубятен украшались геометрическими рисунками.
В самом конце ущелья находится церковь с колоннами.
Левую сторону ущелья занимает монастырь. Даже сейчас, полу-обрушенный, он выглядит внушительно. К сожалению, проход к нему преграждает лента.
Кстати, в третьей долине был собственный «телевизор»
После этого «телевизора» самое время перемещаться в долину Воображения
Сынковичская церковь-крепость Святого Архангела Михаила
В деревне Сынковичи находится древнейший в Беларуси храм оборонного типа. Церковь-крепость Святого Архангела Михаила предположительно построили в конце пятнадцатого века. По одной из версий, церковь построил Витовт в знак благодарности Богу и жителям лесной деревушки, которые спасли его от прислужников Ягайлы, когда он сбежал из Кревского замка. По другой версии — церковь основана королевой Бонной, которой принадлежала Зельва в 1518—1556 гг, сообщается на сайте holiday.by.
Здание имеет очень массивные стены, а своды храма делают его похожим на замок. В архитектурном облике церкви имеются детали древнерусского и готического зодчества — архитектурный поясок, две восточные круглые башни на уровне нижнего яруса.
Фото: ru.wikipedia.org
Фото: orthos.org
Фото: ru.wikipedia.org
Что посмотреть
Впервые в летописях Зельва упоминается в 1258 году. За свою историю Зельва прославилась в первую очередь благодаря ярмаркам. В 1720 году Сапеги получили право проводить в местечке ежегодную ярмарку, которая стала одной из самых крупных не только в Великом Княжестве Литовском, но и в Европе в целом. Торговали в основном лошадьми, поэтому теперь на главной площади Зельвы красуется памятник лошади.
Фото: Никита ПАСТУХОВ
И сейчас в Зельве в августе проходит традиционный «Аненскі кірмаш», который стал туристическим брендом райцентра. Благодаря этому в местечке даже установлены вывески с названиями улиц на белорусской латинке – местные власти здесь однозначно сработали в плюс.
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Помимо ярмарок развитию Зельвы способствовало и удобное географическое положение на торговом пути Минск – Слоним – Волковыск – Гродно – Белосток. На реке Зельвянка, которая была в то время судоходным притоком Немана, существовал речной порт. Сапеги называли местечко «Зельвенским графством». В XVIII веке здесь появился театр, в котором играли белорусские, польские и французские актёры. В 1739 году начала действовать резиденция ордена иезуитов.
Фото: Никита ПАСТУХОВ
В Зельве до сих пор полно туристических мест и брендов. Первой отмечу великую белорусскую поэтессу Ларису Гениюш. Последние десятилетия своей жизни эта талантливая и смелая женщина прожила именно в Зельве. В 1937 году они с мужем, известным доктором, переехали жить в Прагу, где получили Чехословацкое гражданство. После войны поэтессу арестовали и вывезли в ГУЛАГ. После смерти Сталина супруги Гениюш поселились в Зельве, так как назад в Чехословакию их не выпускали. До конца жизни поэтесса отказывалась получать гражданство СССР.
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Сейчас на территории Зельвенской Свято-Троицкой православной церкви находится могила и памятник Ларисе Гениюш и ее мужу Янке.
Церковь Святой Троицы. Фото: Никита ПАСТУХОВ
Кстати, территория этого бывшего греко-католического храма является небольшим местным некрополем – многие старинные памятники представляют архитектурную ценность.
Фото: Никита ПАСТУХОВ
На здании церкви висит табличка в память о православном священнике Давиде Якобсоне, который был убит «воинственными безбожниками в сентябре 1939 года».
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Но за веру в Зельве погибали и до прихода советской власти. В юго-восточной части современной Зельвы есть гора, которая возвышается над окрестностями на 20–25 метров, а местные жители называют её «касцёльнай». В 1470 году здесь был построен костел, который был уничтожен во время Второй мировой войны. 2 января 1907 года во время конфликта местных католиков с царскими властями царская армия и полиция применила оружие: 30 человек получили ранения, а семь верующих погибли. Имена погибших сейчас высечены на памятнике в честь тех печальных событий, который стоит на месте храма.
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Другой неоготический католический храм Святой Троицы, построенный в 1913 году, ныне является настоящей жемчужиной Зельвы. Попадая на территорию костёла, бережно «дагледжанага» прихожанами, кажется, что ты попал куда-то в Прагу, а не в Зельву.
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Также Зельва славится своим огромным водохранилищем, но туда лучше ехать жарким летом, во время пляжного сезона!
Фото: Никита ПАСТУХОВ
описание
Зельвенский район, чья площадь составляет 869,69 км2, расположен на юге Гродненской области. Он граничит с Мостовским, Пружанским, Дятловским и Волковысским районами. Лишь чуть более 18% территории покрыты лесом (это один из самых низких показателей в Беларуси).
Для этого региона в целом характерен равнинный рельеф. Самая высокая точка – 239 м над уровнем моря. Основными водными артериями являются Щара и Зельвянка. Здесь нет крупных естественных озер, но имеется Зельвенское водохранилище площадью 1.190 га – самый крупный водоем Гродненской области.
Административным центром является г.п. Зельва. Территория района делится на 9 сельских советов. По состоянию на 2018 год его население составляло 14.754 человека. В последние десятилетия оно постоянно сокращалось.
г.п. Зельва
На территории Зельвенского района расположено немало памятников архитектуры. Это позволяет ожидать, что уже в ближайшем будущем количество туристов увеличится. Пока же основу местной экономики составляет сельское хозяйство, а также переработка его продукции.
Что посмотреть
Безусловно, именно церковь св. Михаила Архангела является визитной карточкой района. Однако здесь много и других интересных храмов. В 1913 году завершилось строительство костела Вознесения Девы Марии в Деречине. Этот храм из красного кирпича можно назвать типичным примером неоготического стиля. Высокую башню, увенчанную шпилем, можно увидеть издалека. Храм украшает ступенчатый фронтон, а стрельчатые окна – витражи.
Спасо-Преображенская церковь, которая находится в этой же деревне, относится уже к ретроспективно-русскому стилю. Пятикупольная композиция, а также некоторые декоративные элементы сближают ее с древнерусскими храмами, тогда как плоские пилястры придают Спасо-Преображенской церкви, построенной в 1860-е годы, черты классицизма.
Церковь Святой Троицы в г.п. Зельва
К ретроспективно-русскому стилю принадлежит и церковь св. Анны в Межиречах, а также церковь св. Михаила Архангела в Острове. Несколько необычный внешний вид этого храма объясняется тем, что он возник в результате перестройки католической часовни, которая датируется XVII, а возможно, даже XVI веком.
Не менее долгая история у костела св. Юрия в Кремянице. Этот храм, относившийся некогда к монастырю августинцев, был построен в 1620 году и, как принято считать, воплощает в себе черты стиля, известного как ренессанс. Однако впоследствии он не раз перестраивался.
Костел Святого Юрия в Кремянице
Необычно выглядит и церковь св. Георгия в Словатичах. Этот храм был построен из кирпича на рубеже XVIII и XIX веков, лишь башня и часть фасада являются деревянными. При этом его облик, отличающийся простой и сдержанностью, определяют черты, характерные для народного зодчества.
В д. Луконица сохранился целый архитектурный комплекс, воплощающий в себе переход от позднего барокко к классицизму. Речь идет о костеле св. Михаила Архангела, в него также входит двухъярусная колокольня с граненым куполом. Фасад храма производит сильное впечатление благодаря богатству декоративной отделки.
Еще одним ярким образцом неоготики можно смело назвать Троицкий костел, расположенный в центре Зельвы. Его фасад украшают две башни с остроконечными шпилями. Внутренне убранство отличается простой, однако яркие витражи придают ему праздничный вид.
Костел Святой Троицы в г.п. Зельва
К сожалению, от Покровской церкви, которая в конце XVIII века была построена в Ивашковичах, остались лишь руины. Благодаря своей величественности они до сих пор производят сильное впечатление, однако о том, как выглядел этот храм, сегодня сложно судить.
Руины Покровской церкви в Ивашковичах
Такая же судьба постигла и многие шляхетские резиденции, которые когда-то украшали Зельвенщину. Пожалуй, больше всего повезло имению «Жерно», которое можно увидеть в деревне Александровщина. До наших дней дошел усадебный дом конца XIX века, который принято относить к стилю модерн, а также старинный парк.
Этот район не так уж богат природными красотами. Приятным исключением является Зельвенское водохранилище, расположенное на юго-восточной окраине районного центра. Его живописные берега являются популярным местом отдыха. Здесь расположены турбаза, гостиничный комплекс и несколько аргроусадеб, имеются пляжи.
Водохранилище Зельва
Дервент, долина Воображения
От Зельве мы проехали 5 км и остановились на очередной стоянке напротив долины Дервент.
Стоянка там небольшая, как и сувенирный рыночек.
Если предыдущие долины располагались внутри ущелий, то здесь мы оказываемся перед широким и относительно пологим склоном, усыпанном каменными останцами.
Свое туристическое название – долина Воображения – это место получило из-за того, что каменные останцы на склоне холма разнообразны по форме и при достаточной доле фантазии в них можно разглядеть всё, что душе угодно.
Посещение долины Дервент бесплатное, никаким забором она пока не огорожена, поэтому эту долину логично оставлять на вечер, чтобы не торопиться из-за закрытия музея.
В самом начале долины стоит Верблюд, визитная карточка Дервента.
Вверх по склону тянется тропа. Вы прогуливаетесь между скал, поднимаясь все выше, а потом по другой тропе спускаетесь обратно.
В этой композиции мне привиделась королева, стоящая перед своими придворными.
А здесь — король в мантии отчитывает подчиненных
Солдаты в плащ-палатках идут в сторону шоссе. Их благословляет Родина-мать.
В общем, кто что себе навоображает.
Прогулка по долине Дервент у нас заняла около получаса. На мой взгляд, это наименее интересная из трех долин. В Зельве мы были полтора часа, а в долине Пашабаг – час.
«Девушка, квас я вам дарю!»
Поразившись рыцарскими боями, отправились на фудкорт, две точки с шашлыками и одной с «чипсами на шпажке» как будто не хватало для наплыва гостей, но это только повод сделать выводы и в следующем году развернуться еще больше.
Терпеливо постояв в очереди, купили шашлык, который щедро снабдили вкуснейшим маринованным луком, хот-дог и картошку фри, а вот квас на мне закончился:
Уставшие и с набитыми шашлыком животами мы снова побрели на первую локацию от рыцарского ристалища, где рыцарей уже сменили воины в обмундировании XVIII века.
По дороге нас догнал знакомый паровозик-такси: машем деньгами, мол, остановись, подвези: водитель с улыбкой и сожалением разводит руками — мест нет. Пассажиры, которых, действительно, битком тоже машут нам и улыбаются: никто не в обиде — атмосфера праздника она такая.
P.S. С «Анненского кирмаша» уходили с неохотой — праздник в самом разгаре, но начинает темнеть, а нам надо возвращаться домой. Напоследок, сидя на берегу Зельвенского водохранилища с мороженым решили, что приедем и в следующем году, но уже с палатками или забронируем гостиницу, или просто так еще приедем в Зельву. Ведь горо… поселок и вправду прекрасный!
Название «Анненскому кирмашу» дано в честь святой Анны — богопраматери, покровительницы брака, бедняков, работников, домохозяек, краснодеревщиков, мельников, ткачей, булочников и рожениц. На кирмаш в Зельву в XVIII веке съезжали до 5 тысяч купцов со всей Европы. На торг привозили лошадей, специи и табак, одежду и обувь, ремесленные изделия и т.д. Праздник в Зельве возобновили в 2001 году, а спустя двадцать лет кирмашу, несомненно, дан новый импульс!
«Знаете, почему в Зельве так прекрасно?»
У здания старой мельницы развернулся небольшой фудкорт, на котором правда уже стали собираться очереди, а на поле: рыцарский лагерь, ристалище, сцена, экран, трибуны для зрителей и колоритная ярмарка с шикарными брошами, кольцами, чаями и сборами, домашним элем и настоящим хлебным квасом, медом и вареньем, нарядами и даже гаданиями «взаправду с гарантией»!
Слегка веселый мужчина, завидев бейджик, решается поговорить:
Столетия назад Зельва славилась на всю Европу
…Мы попали на часть рыцарских боев, состязания всадников, знакомство с воинами эпохи ВКЛ. Ведущий умело бодрил публику: и подшучивал, но и проводил полезный исторический экскурс. Здесь мы узнали, что Зельва столетия назад славилась на всю Европу — здесь была одна из крупнейших европейских конных ярмарок — вторая после Дрездена.
И что в ВКЛ запрещено было продавать лошадей за пределы державы, так как они считались ее богатством. Были времена, когда за хорошую лошадь давали три деревни с населением, поэтому быть конными рыцарями могли только состоятельные люди. Запомнили, что крылатые гусары были не только в польском войске, но и в великокняжеском, выигрывали колоссальные битвы с многократно превосходившей их численностью вражескими войсками. И что конные гусары — это очень красиво и масштабно: когда передвигался отряд в 68 крылатых гусаров, за ними тянулся обоз длинною в 5 километров…
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 27 апреля 2018.
- М. К. Любавский. Территория и племя. Племенной состав населения. Первоначальное его оседание и главные исторические передвижения. Доисторический быт и верования. Первые формы государственного общежития // История русской литературы до XIX в. — М.: Мир, 1916. — Т. I. — С. 20.
- Алесь Кожедуб. Иная Русь. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2009. — С. 124. — 304 с.
- E. Bogusławski. Historia Słowian. — Kraków, 1888. — Т. I. — С. 360. — 532 с.
- Зельва, местечко Гродненской губернии // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 14 февраля 2019.
- . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 14 февраля 2019.
- . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 14 февраля 2019.
- . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 14 февраля 2019.
- Статистический ежегодник Гродненской области. — Гродно, 2013. — С. 43–45.
- Статистический ежегодник Гродненской области. — Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. — С. 44–46.