1135-1136. волнения в новгороде. изгнание всеволода мстиславича
Содержание:
В чем помогает святой
За время своего княжества он внес серьезный вклад в развитие Новгорода и Пскова. Согласно летописным источникам он построил не мало христианских храмов. Его особенно почитают в Пскове и считают его покровителем. К нему часто обращаются за:
- помощью в военном деле;
- защитой от нападения врагов;
- подмогой в обороне родной земли и прочим.
Нередко к нему обращались перед угрозой набега.
Днями памяти считают:
- 24 февраля;
- 5 мая;
- 10 декабря.
Лучшая статья для Вас, переходите: Феодосий Кавказский: житие, чудеса, мощи, молитва и акафист
Особенно обращают на них внимания те, кому необходима помощь данного святого. Есть мнение, что если обратится к нему именно в эти дни, то молитвенные тексты будут иметь большую силу.
Житие святого князя
Точной даты его появления на свет нет, но известно то, что местом его рождения считается Новгород. Занял княжеский трон он в 1117 году, после перевода его отца в Белгород. Тут же спустя некоторое время он соединился браком с представительницей черниговских князей.
Второе посажение на трон в Новгороде считают произошло из-за заключения договора с жителями о том, что правление Всеволода Мстиславича будет тут длится конца его дней. Но так не случилось. По всем традициям занять правящий пост в Киеве должен был его старший брат. После смерти отца старший взошел на престол, а младший перешел в Переяславль-Южный. Многие считали, что княжение в этом городе имеет все предпосылки на дальнейшее унаследование трона.
Этим возмутились иные представители рода Мономашичей и прогнали Всеволода из города. Такие действия и стали началом великой войны.
Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Серафима Саровского в чем помогает
Он был вынужден вернуться в родной город, но там его встретили враждебно. Первое заявление было о том, что он покинул свой удел. Изначально они настаивали на изгнание князя Всеволода Мстиславича из Новгорода, но после опомнились. Хоть тогда ситуация решилась и мирным путем, но обиду его подчиненные затаили на него. После им было принято решение о поддержке своего брата и желание посадить его на трон в Суздали.
Но поход не удался из-за разногласий приверженцев и противников князя в Новгороде. Через некоторое время князь вновь настоял на втором походе. Но и он не увенчался успехом. Поражение на Ждане-горе стало толчком для свержения с новгородского престола Всеволода Мстиславича. Весной 1136 года его вместе с семьей схватили и посадили на владычном дворе под стражу.
После он посел трон в Пскове, но правил не долго, так как скоропостижно скончался. Но это оказывается было только началом интересного продолжения его земной жизни. Тело его изначально было погребено в церкви Святого Дмитрия Солунского, а после перенесены в главный псковский храм Святой Троицы, где находятся и по сегодняшний день.
Снова новгородский князь
Впрочем, скоро новгородцы одумались. Они вернули князя в город. Однако теперь его власть была ограничена посадниками. Они превратились из слуг и помощников князя в его соправителей.
Тем временем западные пределы Новгородской земли продолжали беспокоить набеги дикой чуди. Князь Всеволод решил положить этому конец. 9 февраля 1033 года он захватил город Юрьев. Эта крепость была основана еще Ярославом Мудрым. Он назвал ее по своему христианскому имени, данному ему при крещении. В 1061 году местные племена вновь вернули контроль над этим местом, в то время как русские правители продолжали междоусобные войны.
Новость о возвращении Юрьева было принята новгородцами с большой радостью. Однако внутри города по-прежнему не было спокойствия. Народ, продолжая волноваться, боролся в том числе и местными чиновниками. Один из них даже был выброшен с моста в Волхов. Это место было для Новгорода сродни скале в Спарте, где избавлялись от хилых младенцев.
Лик святого
Изображают его в основном как мужчину средних лет в княжеских одеждах с длинной бородой и темными волосами. Есть изображение 15 века, где он представлен в момент вокняжения в Новгороде. Но на большинстве его изображают в руках с Троицким собором. Чтение молитв ему можно проводить как в храме, так и дома.
Желательно использовать при данном процессе икону. Она поможет сконцентрироваться и отвлечься от прочих мыслей
Самое важное в молитве – это не столько слова, сколько вера, с которой они произносятся. Помните, что святой – только посредник между нами и Господом
В большей части все зависит от нас.
Лучшая статья для Вас, переходите: Ахтырская икона значение и в чем помогает
Храни Вас Господи!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом князе:
Причины возникновения народных волнений в Новгороде
Для заглаживания своей вины после позорного поражения в сражении с ростово-суздальцами и упрочения собственного положения в Новгородском княжества Всеволоду Мстиславичу пришла в голову мысль о составлении «Рукописания». Купеческое братство «Ивановское сто» (церковь на Опоках) получило несколько льгот:
- Посадник теперь не имел над ним власти.
- Оно могло по своему разумению вершить торговый суд.
- Сбор таможенных пошлин с воска осуществлялся в его пользу.
Новгородские бояре-вотчинники были недовольны таким решением князя. Они еще больше разозлились после поездки посадника Мирослава Гюритинича для примирения Чернигова и Киева, что не было выгодно Новгороду.
В следующем году князь издал Устав о церковных судах, согласно которому контролируемая им церковь Св. Богородицы на Торгу получила право устанавливать истину в торговых спорах. Такие же права получили епископ и Софийский собор. Всеволод наделил ими и старосту Иваньского из купеческого братства (церковь на Опоках). Новгородские купцы потеряли большую часть своих доходов.
Реформы Новгородской республики
В 1136 году жители суверенной республики обратились к Святославу Ольговичу с приглашением прибыть к ним на княжение. После подписания договора с новым князем началось проведение реформ, связанных с государственным управлением:
- Высшим законодательным органом стало вече.
- Должность посадника была выборной. На нее могли претендовать бояре.
- Помощника посадника, тясяцкого, выбирали из купечества и владельцев небольших земель.
- Только после проведения выборов епископа и архиепископа в Новгороде его кандидатура отправлялась на утверждение киевского митрополита.
- Приглашенный новгородцами князь и его войско нанимались на службу по договору.
Выбери ответ
Битва у Жданой горы
26 января 1135 года противники встретились. Новгородцы остановились на Жданой горе. Суздальцам пришлось выбивать противника с занятой высоты. Для того чтобы сделать это, было решено выделить отряд, который отправился в обход в тыл врага.
Наконец новгородцы устремились вниз, стремясь разбить неприятеля. Поначалу суздальцы оказались в очень тяжелом положении, даже было захвачено княжеское знамя. Однако в самый решающий момент на выручку пришел отряд, отправленный в тыл. Новгородцы оказались меж двух огней. Было убито множество людей, в том числе городской посадник и тысяцкий.
Князь Всеволод Новгородский сбежал с поля боя. В честь погибших он приказал построить церковь Успения. Еще накануне похода в город приехал киевский митрополит Михаил, который убеждал новгородцев не начинать кровопролития. Он был задержан. После поражения новгородцы с почестями отпустили служителя Церкви. В Суздальском княжестве в память о битве у Жданой горы на ее месте был возведен монастырь. Опасаясь западных соседей, Юрий Долгорукий через несколько лет основал Москву.
Примечания
- ↑ 12 [litopys.org.ua/novglet/ Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с //«Ізборник». Історія України IX—XVIII] под 6639 г.
- ↑ 12 Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь — М.: Наука, 1993. ISBN 5-02-009526-5
- [litopys.org.ua/novglet/novg45.htm/ Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с //«Ізборник». Історія України IX—XVIII] — уставная грамота церкви Иоанна на Опоках.
- .Чернов С. З. СФРАГИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИЗ МОГУТОВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДЫСТОРИИ МОСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII ВЕКА. ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. № 2 (12). С. 5-21.
- Фроянов И. Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М.: Русский издательский центр, 2012. С. 285
- [litopys.org.ua/ipatlet/ipat.htm Ипатьевская летопись//Полное собрание русских летописей.т.2.Санкт-Петербург,1908//«Ізборник». Історія України IX—XVIII]
- Е. А. Болховитинов «Исторія княжества псковскаго. Часть IV»- Кіевъ.: «Въ Типографіи Кіево-Печорской Лавры», 1831 — (стр.4)
- [days.pravoslavie.ru/Life/life429.htm Святой благоверный князь Всеволод Псковский]
- [www.saints.ru/n/27okt.prp.Nikola_svyatosha Житие преподобного Николая Святоши]