Клин православный

Закрытие и восстановление храма

После 1937 года власти запретили богослужения в спас-заулковском храме, 20 февраля 1941 года решением Мособлисполкома он был закрыт, а затем разграблен. Но еще долгие годы до конца войны о. Евгений продолжал совершать Таинства крещения и брака в маленькой церкви пророчицы Анны. Умер он после войны и был похоронен на сельском кладбище.

Во время Великой Отечественной войны в селе Спас-Заулок шли ожесточенные бои. Храм сильно пострадал от обстрелов. К внешним разрушениям добавились внутренние: после войны в церкви устроили склад ядохимикатов. За долгие годы его существования убранство храма было полностью уничтожено. Трактором с куполов сорвали главки. А после вывода склада здание церкви было брошено на произвол судьбы: кровля сорвана, окна выломаны, своды выкрошились и заросли деревьями.

Еще трагичнее сложилась судьба Аннинской церкви. После войны ее внутреннее убранство было уничтожено, а в церкви, несмотря на то, что она стояла посреди кладбища, устроили сельский клуб, куда ходила на танцы молодежь. Главку, венчающую храм, сбросили, а церковь перегородили на два этажа. В 1980-х возник план перевозки храма в музей деревянного зодчества под Истрой. Его разобрали, бревна промаркировали и перевезли. Однако на новом месте часть бревен, сложенных на берегу реки, была унесена сильным половодьем, часть — расхищена. Из оставшихся бревен сложить церковь было невозможно.

В 1980 году перед Олимпийскими играми Преображенский храм отреставрировали: побелили, настелили пол, вернули в своды недостающие камни, крышу покрыли железом. Но осенью того же года в церкви случился пожар: были разрушены купол и крыша, от падающих углей сгорел пол. По воспоминаниям одного из старожилов, пожар устроили дети из интерната, которые готовили тут еду на костре.

Лишь в 1990-х годах с началом нового этапа в российской истории, ознаменовавшегося возрождением Церкви, судьба храма изменилась. В 1993 году началось его восстановление.

На Руси говорили: «Есть храмы, построенные князьями, а есть — потом и слезами». Восстановление Преображенского храма шло по второму пути.

Здание храма было в аварийном состоянии. Больше 10 лет крыши над основным пространством храма не было. Зимой вода в сводах замерзала, и лед разрывал каменную кладку. Весной, когда снег таял, вода размывала раствор, связующий своды, и они начинали крошиться. Рабочим приходилось надевать каски, потому что сверху падали кирпичи. Под грузом снега и воды своды могли в любой момент обрушиться. А восстановить огромный свод площадью 460 кв. м на такой высоте было практически невозможно, так как это потребовало бы неподъемных финансовых затрат. Наверху, в главном куполе, зияла дыра в девять квадратных метров — след от попадания танкового снаряда, через которую пролетали галки и было видно небо. Не было ни полов, ни окон, ни дверей… В довершение всего храм трижды пытались обворовать. В первый раз украли принесенные прихожанами иконы, во второй раз воры сломали замок и проникли внутрь, но ушли ни с чем. После второй попытки двери церкви несколько ночей не запирались. К ним была прикреплена записка: «Просьба не беспокоиться и не ломать двери. Взять нечего». Третья попытка была несколько лет спустя. Ее предотвратил сторож храма Юрий Полевов.

Восстановление храма осуществлялось на личные пожертвования. Задача была настолько велика, что люди часто работали на пределе сил. Только для того, чтобы расчистить помещение трапезной, пришлось вынести вручную более тридцати тонн ядовитого мусора, оставшегося от склада ядохимикатов. Это делали сами прихожане, в основном женщины, среди которых было много пожилых.

Деятельность священнослужителей и прихожан храма

После празднования 1000-летия Крещения Руси в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Клина (Скорбященской церкви) стали возникать разные формы духовно-просветительской деятельности.

С 1989 г. при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» работают детская и взрослая Воскресные школы. В настоящее время преподавание ведется в шести детских группах и пяти взрослых.

Занятия в воскресной школе при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Десять лет священнослужители и прихожане храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» преподают теологические дисциплины студентам кафедры «Теология» Клинского филиала Московского государственного социального университета

Двенадцать лет в приходе храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» работает постоянно действующий семинар для педагогов по преподаванию «Основ православной культуры».

Силами священнослужителей и прихожан храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на протяжении восемнадцати лет в гимназии № 1 и пяти лет в школе № 5 г. Клина проводятся факультативы по «Основам православной культуры».

Седьмой год в Клину работает Православная классическая гимназия «София», основанная приходом храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В гимназии есть свой храм-часовня Трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В нем учащиеся гимназии совершают свое ежедневное молитвенное правило, регулярно исповедаются и причащаются на Божественной Литургии, которую служат там клирики Скорбященской церкви. Певчими на богослужениях, проводимых в гимназическом храме, являются сами учащиеся. Помимо общеобразовательных предметов в гимназии преподаются священнослужителями Закон Божий и педагогами «Основы православной культуры».

Учащиеся проводят в гимназии полный день, при этом получают трехразовое горячее питание (по их отзывам — очень вкусное. С детьми занимаются не только учителя, но и воспитатели. Во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия с педагогами, работают кружки: культура сценической речи, театральный кружок, хоровое пение, изостудия, танцевальный кружок, информатика, футбольная секция, шахматный кружок, мастерская «Проба пера», научное общество «Гимназист», клуб «Умники и умницы», кружок технического моделирования.

Летом для детей Воскресной школы и православной гимназии приход храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» организует детский лагерь отдыха.

При храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» действует церковная библиотека, аудио- и видеотека.

Тринадцать лет при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» работает издательство «Христианская жизнь», которое издает ежемесячное 4-х полосное приложение «Клин Православный» к районной газете «Серп и молот» тиражом 18 тыс. экземпляров. Помимо этого издательство регулярно выпускает духовно-просветительскую и педагогическую литературу.

Православная телестудия прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» еженедельно готовит 15-минутные тележурналы «Дорога к храму», дважды в неделю транслируемые местным телеканалом ТV «Поиск».

Радиостудия прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» подготавливает 20-минутные православные радиопрограммы, которые раз в две недели выходят на канале РТВ «Подмосковье».

При храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» действует служба духовной поддержки заключенных.

Ведется работа по социальной поддержке бедных людей. Определенное количество малообеспеченных людей систематически получает горячее питание в приходе. Самым малоимущим оказывается благотворительная помощь продуктами, медикаментами и одеждой.

Вся эта приходская работа требует средств и помещений, в чем, к сожалению, испытывается большой недостаток.

Для расширения направлений нашей деятельности начато строительство здания Православного духовно-просветительского центра. На данный момент возведены стены и перекрытия, подведены коммуникации, вставлены окна, сделана временная кровля.

Приход храма иконы Божией Матери ‘Всех скорбящих Радость’ учится жить более полноценной христианской жизнью и будет рад Вашей помощи и сотрудничеству.

Деревянный храм. Постройка каменной церкви

Первое упоминание о храме в селе Спас-Заулок относится к 1646 году. В «Подлинной переписной книге дворов… в селах и деревнях Клинского уезда» за 1646 год читаем: «Архиепископа Тверского и Кашинского в вотчине село Спасское, 18 дворов, 32 человека». Малочисленность прихода объясняется разрухой после Смутного времени.

В альбоме австрийского путешественника барона Мейерберга, проезжавшего в 1661 году по Тверской дороге через село Спасское, сохранилась зарисовка деревянной церкви, которая представляла собой три соединенных между собой сруба.

К 1737 году церковь пришла в ветхое состояние, ее разобрали и отдали погорельцам. А в Заулке построили новый храм, который был освящен во имя святой пророчицы Анны. Из документов конца века известно, что храм представлял собой три убывающих по высоте четверика (кубических сруба). С востока к четверику примыкал пятигранный алтарь, с запада — трапезная и колокольня.

В середине XIX века храм был обновлен: сделан новый купол с главкой, кровля покрыта железом, стены снаружи обшиты тесом, что защищало конструкции от гниения, и храм, построенный без единого гвоздя, простоял до 80-х годов XX века.

Деревянная церковь была небольшой, поэтому к началу XIX века, когда приход увеличился, необходимость постройки большого каменного храма стала ощущаться особенно остро. Во всех окрестных селах к тому времени уже стояли или строились каменные церкви. Как правило, они возводились на деньги богатых жертвователей. В спас-заулковском приходе таких людей не было, поэтому при дороге соорудили небольшую часовню, в которой была поставлена кружка для сбора пожертвований.

Новый храм решили ставить рядом с существующим. Строительство велось быстро. В 1833 году, при настоятеле священнике Алексии Крюкове, храм был заложен, а в 1837 году в нем уже начались богослужения. К тому времени церковь была почти готова, предстояло провести внутреннюю отделку и выстроить колокольню. Известно, что строительную артель возглавлял Иван Озеров из с. Заозерье Тверского уезда. Имя архитектора, сделавшего проект, не сохранилось. Но, судя по качеству архитектуры, это вполне мог быть столичный зодчий. Его творение — грандиозный храм в стиле позднего классицизма — поражает воображение: высота церкви под главным куполом составляет 33 м (высота 10-этажного дома). Четырехстолпный основной объем увенчан 5 главами — большой центральной и 4 малыми. Фасады храма и четырехъярусной колокольни украшены величественными портиками и колоннадами. Постройка сложена из кирпича, фундаменты и некоторые декоративные детали — из белого камня.

Вскоре после постройки в столбах были замечены трещины, вызванные постепенной усадкой стен. Митрополит Московский Филарет, который лично следил за строительством спас-заулковского храма, был встревожен его состоянием. Однако трещины вскоре заделали, и на прочность здания они не повлияли.

В храме было три престола: в честь Преображения Господня, Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца.

Одновременно с храмом были построены две каменные сторожки и ограда с воротами. До наших дней дошли только северные ворота и сторожки, правда, в сильно перестроенном виде. Они и сегодня представляют историческую ценность, поскольку подобных сооружений сохранилось немного.

В 1844 году при храме открылось приходское училище — одно из первых учебных заведений Клинского уезда, в котором не было сословных ограничений. В училище преподавал священник Петр Лебедев, бывший настоятелем Преображенской церкви с 1834 по 1850 год. Крестьянские дети изучали Закон Божий, русскую грамматику, арифметику и чистописание. В спас-заулковском училище обучалось до 30-ти детей от 8 до 14 лет.

При преемнике о. Петра, протоиерее Михаиле Львове, в 1850 году была перестроена старая деревянная церковь, которая после появления каменного храма пустовала. В 1859 году в Преображенском храме были выполнены росписи, частично сохранившиеся до наших дней, а в 1871 году установлен колокол весом 8360 кг.

Протоиерей Михаил Львов был настоятелем до конца XIX века. Его сменил протоиерей Евгений Афонский из семьи потомственных священнослужителей, духовник благочиния, человек образованный и обладавший музыкальным дарованием: он прекрасно играл на скрипке. Говорят, что во время занятий он иногда выходил на балкон и устраивал концерт для сельских детей. Настоятельство о. Евгения совпало с самым трагическим периодом российской истории — революциями 1905 и 1917 годов, Первой и Второй мировыми войнами. Сын о. Евгения иерей Михаил Афонский, служивший в церкви соседнего Тешиловского погоста, был осужден в 1930 году по политической статье на три года лагерей.

Часовня Александра Невского и покушение

В 1880-е годы Клинскую икону перенесли из зала ожидания вокзала в часовню святого Александра Невского. Там она хранилась полвека, а часовня с тех пор получила в народе второе название Богородицкой. Часовню построили рядом с вокзалом еще в 1866 году в память о другом покушении на Александра II.

В апреле 1866 года в Санкт-Петербурге террорист-народоволец Дмитрий Каракозов стрелял в Александра II. Царя спас костромской крестьянин Осип Комисаров, который случайно оказался рядом с террористом. В день покушения Осип Комисаров отмечал именины и после церковной службы пошел к толпе, ожидавшей царя у Летнего сада. Комисаров рассказывал следующее: «Сам не знаю что, но сердце мое как-то особенно забилось, когда я увидел этого человека… Я невольно следил за ним. Вдруг я вижу, что этот человек вынул и целит пистолет… Я невольно с силой толкнул его руку к верху. За тем ничего не помню, меня как самого отуманило и, очнувшись, я вижу только, что меня целует какой-то генерал».

Пуля пролетела над головой императора. Каракозова арестовали и повесили, а Осипа Комисарова по царской милости наделили потомственным дворянством. Поступок крестьянина сравнивали потом с подвигом легендарного Ивана Сусанина, ведь Комисаров был земляком спасителя первого царя из династии Романовых.

На месте покушения в Летнем саду в Петербурге царь возвел часовню в честь Александра Невского. Этот святой был небесным покровителем  Александра II. Похожие часовни позже стали появляться в разных городах Российской империи. В Клину построили две Александровские часовни: еще одна стояла на площади у Троицкого собора. Александровская-Богородицкая часовня у вокзала долгие годы использовалась под билетную кассу, а в 1970-е годы ее снесли. В 2017 году на месте, где стояла часовня, установили деревянный крест и стенд с краткой информацией о Клинской иконе и часовне. Ее планируют восстановить в 2018 году в прежнем виде.

Крушение царского поезда

Предание гласит, что Клинский образ Божией Матери написал неизвестный монах или странник за одну ночь в зале ожидания железнодорожного вокзала Клина. Это случилось во время крушения царского поезда, в котором ехал Александр III. Клинчане в зале ожидания вокзала молились перед этой иконой о здоровье царской семьи, попавшей в железнодорожную катастрофу.

Крушение произошло в октябре 1888 года у станции Борки под Харьковом, когда царь ехал с семьей из Крыма в Санкт-Петербург. В поезде была также царица Мария Федоровна и дети: Николай – будущий император Николай II, Георгий, Ксения, Ольга и Михаил. Десять из пятнадцати вагонов состава из-за технической неисправности пути обрушились с высокой насыпи. Вагон царской столовой, где находился Александр III, опрокинулся и разбился. По счастливой случайности никто из царской семьи не погиб и не пострадал. Тем не менее, скончалось два десятка слуг и еще около семидесяти получили увечья. В благодарность Богу за чудесное спасение Александр III велел заложить у места крушения Спасо-Святогорский скит и храм Христа Спасителя. Эта церковь вмещала полторы тысячи человек.

Послевоенные годы

Во время Великой Отечественной войны был сильно поврежден купол храма, выбиты стекла. Под куполом был сделан деревянный настил, чтобы снег не сыпался в храм на молящихся. Зимой во время богослужения в храме была минусовая температура. В церковном подвале располагался склад Клинторга — бочки с селедкой.

Около 1943 года старостой церкви стала клинчанка Мария Васильевна Буканова. Ей было откровение Божией Матери, где взять средства на ремонт купола. На ризе Клинской иконы Божией Матери находился очень дорогой камень (сапфир или изумруд). Мария Васильевна поехала к митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю и рассказала ему обо всем. Владыка благословил ее взять драгоценный камень из ризы и продать его, а вместо него вставить страз-подделку. На вырученные средства и был отремонтирован купол храма.

Со временем приходу был возвращен подвал церкви и сторожка. Наконец, исполком разрешил оградить территорию храма и части кладбища деревянным забором.

Скорбященская церковь никогда не закрывалась, хотя попытки ее закрыть были даже в 50-х годах нашего столетия, особенно интенсивные — в 1953 году. Но трудами М.В. Букановой храм удалось отстоять. Закончила свой жизненный путь эта подвижница в 1964 году, похоронена на кладбище в Демьяново.

В 1988 году возле храма был построен большой дом с залом, помещениями для священнослужителей и гостей, трапезной. В дальнейшем здесь разместились библиотека, классные помещения для разных видов религиозного образования.

С увеличением числа желающих получить религиозное образование имеющихся помещений уже не хватало, занятия проводились в неприспособленных помещениях. Поэтому в 2002 году было начато строительство здания духовно-просветительского центра. Большую помощь оказала Администрация Клинского района, ряд клинских организаций. В настоящее время идет внутренняя отделка здания.

Храм за последние два десятилетия неоднократно ремонтировался, поновлялись росписи и иконы

Этапы реставрации

1993 — настилка пола в трапезной части храма, начало регулярных богослужений,
1994 — ремонт церковных пристроек (дом настоятеля), изготовление малого иконостаса для придела святого архиепископа Фаддея,
1995 — установлен крест на центральном куполе, ликвидированы последствия пожара в трапезной части,
1996 — установлены кресты на двух малых куполах, начато ограждение кладбища,
1997 — установлены кресты еще на двух куполах, проведена вода,
1998 — отремонтирована крыша, установлен крест на колокольню,
1999 — оштукатурены фасады, в храм пожертвован ковчег для хранения частиц мощей архиепископа Фаддея, преподобномученицы Елисаветы и др.,
2000-2001 — проведены штукатурные работы и настелен пол в основной части храма,
2002 — изготовлен иконостас, настелен паркет в алтарях, подведен газ, спланирована территория, установлено уличное освещение, начата роспись фасада.

В 2003 году начаты работы по росписи интерьера храма. Владимира Колосова сменили известные клинские художники Валентин Макаров и Евгений Бакланов. Некоторые живописные композии выполнили выпускники Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Резчик Владимир Ковач сделал резные аналои, дверь храма и киоты почти ко всем иконам.

Причет

Первоначально в Скорбященской церкви служили клирики Троицкого собора. В 1924 году в храм были назначены два священника, один диакон и два псаломщика. После октябрьского переворота 1917 года при поддержке советской власти большая часть церквей района и все церкви г. Клина, кроме Скорбященской, перешли к обновленцам, реформировавшим православные традиции и вероучение. Одно время Православие на всей территории современного Клинского района сосредотачивалось только в этом небольшом кладбищенском храме. Здесь же находилась и кафедра викарного епископа Клинского. Православные Патриаршие викарии в Клину — архиепископ Иннокентий и епископ Гавриил — недолго оставались на своих кафедрах и закончили жизнь в ссылках. Однако после смерти Святейшего Патриарха Тихона священники и приходы стали возвращаться к «тихоновцам», то есть к Русской Православной Церкви.

С февраля 1929 года в Скорбященской церкви служил священник Павел Баженов. 18 октября 1929 года он был арестован за то, что систематически выступал в церкви с антисоветской агитацией, призывал верующих не допускать закрытия церкви. О. Павла выслали в Северный край сроком на три года. Дальнейшая его судьба неизвестна.

В 1930 году настоятелем Скорбященской церкви был назначен протоиерей Петр Соколов. До этого он с 1919 года являлся настоятелем храма села Майданово. В 1925 году на него были возложены обязанности благочинного Клинского округа. 2 февраля 1938 года власти арестовали протоиерея Петра по обвинению в том, что он вел среди населения контрреволюционную агитацию. 17 февраля 1938 года он был расстрелян на Бутовском полигоне. 26 декабря 2003 года протоиерей Петр Соколов причислен к лику святых новомучеников Российских.

13 марта 1936 года в Скорбященскую церковь был назначен архидиакон Серафим (Вавилов), ранее служивший в Александро-Невской Лавре С.-Петербурга. 26 января 1938 года архидиакон Серафим был арестован и приговорен к расстрелу. 17 февраля приговор был приведен в исполнение также на Бутовском полигоне. Архидиакон Серафим (Вавилов) причислен к лику святых в 2000 году.

Во время Великой Отечественной войны в храме служил протоиерей Александр Смирнов, оказавшийся единственным священником в городе. До закрытия Троицкой церкви в Новощапово в 1937 году он был ее настоятелем, отличался удивительным смирением и добросовестностью в пастырском служении. Бывало, часа в два ночи подъезжают за ним на телеге и просят поехать — человек умирает. А утром в 8 часов служба. Как-то зимой за батюшкой приехали на санях — роженице плохо (ездили к нему обычно по ночам, опасались властей). О. Александр возвратился под утро и сказал: «Слава Богу, и роженица, и малютка выжили». Батюшка никогда не отказывал. Родные ему говорили: «Кто знает, куда тебя отвезут? А если обманут?» (Было много провокаций против священников, а требы на дому власти не разрешали). А он потом говорил: «На все воля Божия. Не поехать я не могу. А сегодня, слава Богу, успел. Причастил ее перед смертью и пособоровал».

Во время Великой Отечественной войны, когда шли ожесточенные бои за город Клин и наши войска отступали, о. Александр убедил командиров оставить раненых красноармейцев в церковном подвале. Их переодели в гражданское платье. Когда в город вошли немцы, немецкий патруль зашел в храм. Стали проверять каждый уголок. Когда фашисты собирались спуститься в подвал, отец Александр преградил путь немецкому офицеру, но тот его оттолкнул, шагнул вниз, осветил фонарем помещение и спросил: «Кто здесь?» Священник тихим, спокойным голосом ответил, что тут находятся больные тифом, которых оставили при эвакуации городской больницы. На немца сильно подействовало слово «тиф». Фашисты быстро покинули территорию церкви и больше тут не появлялись. Отец Александр и прихожане добросовестно ухаживали за ранеными: стирали бинты, обрабатывали раны, варили скромную трапезу, кормили их. Ни один человек не умер от ран.

Скончался о. Александр в 1971 году.

В настоящее время настоятелем церкви является протоиерей Борис Балашов. Ему сослужат протоиерей Алексий Тюков, протоиерей Александр Союзов, священник Михаил Хайрутдинов, диакон Иоанн Иванов и диакон Сергий Шульжик.

Другой инцидент с царским поездом

Царский генерал и военный министр Сухомлинов считал, что крушение поезда Александра III в 1888 году было не технической катастрофой, а диверсией революционеров. Прецедент уже имелся: в 1879 году народовольцы планировали подорвать поезд его отца Александра II на пути из Крыма в Москву.

Взрыв произошел на Курской дороге в районе Андроновки под Москвой. Преступники тщательно готовились к диверсии. Мужчина и женщина купили по поддельным документам двухэтажный дом крестьянки Тихомировой у железной дороги. Они стали рыть подкоп и класть провод, чтобы дистанционно взорвать динамит, заложенный на пути. В подземный тоннель мог залезть человек на корточках, но живший по соседству полуслепой и глухой старик из числа староверов, не заметил, как новые хозяева проделали такую большую работу. Из окошка своего сарая террорист видел поезда. Ему было достаточно соединить два контакта, чтобы бомба взорвалась на рельсах.

Народовольцы знали, что из Крыма поедут два поезда: в царском был Александр II, а впереди него шел свитский состав. По счастливой случайности в Харькове свитский поезд задержался, и царский состав поехал впереди. В итоге террористы пропустили царский поезд, приняв его за свитский, а подорвали вагон с фруктами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector