Василий новиков священник

Доброе слово о Надежде Васильевне Новиковой

К слову сказать, овдовев, Надежда Васильевна ещё больше преисполнилась религиозного чувства. Несмотря на крайнюю занятость, вызванную домашними делами и повседневной работой, она много времени проводила в храме Иоанна Предтечи, находившемся в восьми километрах от села, где помимо участия в богослужениях помогала чем могла его настоятелю и своему духовному отцу протоиерею Михаилу (Чудакову).

В последние же два десятка лет Надежда Васильевна добровольно наложила на себя ограничения в пище, принятые у монахов. Она никогда не вкушала мясного, а по понедельникам, средам и пятницам весь её дневной рацион состоял лишь из просфоры, запиваемой святой водой. При каждом удобном случае Надежда Васильевна совершала паломничества в Троице-Сергиеву Лавру, куда брала с собой и детей.

Впоследствии иеромонах Василий (Новиков), фото которого представлены в этой статье, часто вспоминал, как глубоко запало ему в душу пение монахов, не раз слышанное им в таких поездках. Рассказывал он и о том, как благодаря музыкальным способностям, проявившимся ещё в раннем возрасте, он часто во время церковных служб вставал рядом с певчими и подпевал им.

Военная служба и начало самостоятельной жизни (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Окончив среднюю школу, и достигнув призывного возраста, Василий отправился служить в армию. Комиссией Военкомата он был направлен на Северный флот, где в течение трёх лет служил на атомной подводной лодке. Здесь пригодился юноше навык к труду, выработанный в нём с детства. Добросовестно выполняя любую, порученную ему работу, матрос Новиков заслуженно снискал всеобщее уважение.

Демобилизовавшись в 1970 году, будущий иеромонах Василий (Новиков) поступил учиться в Узловское железнодорожное училище и, по его окончании, получил распределение в город Ершов, где стал работать помощником машиниста тепловоза. Там же вскоре Господь послал ему невесту Валентину.

После свадьбы молодая чета поселилась в городе Узловая Тульской области, где у них родилось трое детей – сыновья Александр и Михаил, а также дочь Наталья. Вскоре, как передового работника, Василия выдвинули на руководящую должность.

Эпилог

О дальнейшей судьбе отца Василия известно только то, что он вместе со своим полком участвовал в заграничном походе и там скончался от полученных ран 24 ноября 1813 года в возрасте 35-ти лет.

Подвиг отца Василия станет примером для полковых священников на все последующие годы. Но ради справедливости надо сказать, что подвиг проявленный Васильковским в Отечественной войне 1812 года, был не единственным. Многие полковые священники вели себя подобным образом, например священник Московского гренадерского полка протоиерей Мирон Орлеанский в Бородинском сражении шел под шквальным пушечным огнем впереди гренадерской колонны и был ранен.

Протоиерей лейб-гвардии Конно-Егерского полка Феодор Раевский принимал деятельное участие с полком в 1807, 1809, 1812 и 1813 гг.; в 1814 г. во Франции был всюду с Ахтырским гусарским полком безотлучно во всех битвах, генеральных сражениях и даже атаках. Верхом на лошади, с крестом в руках и дароносицей на груди, о

Раевский «ободрял полк помощью Всевышнего и благословенным оружием Божием, споспешествующим МОНАРХУ нашему, напоминал воинским чинам о важности присяги, данной ими Св. церкви, Престолу и Отечеству»

За самоотверженное исполнение пастырского долга под огнем неприятеля священник Раевский был возведен в сан протоиерея и награжден орденом Св. Анны 3-й степени с мечами, а так же золотым крестом на Георгиевской ленте и камилавкою.

Священник 34-го егерского полка отец Фирс Никифоровский, участник войны с французами в 1812 г. 24 и 16 августа в Бородинском сражении вел себя неустрашимо. Во время Бородинского сражения лошадь под ним была убита, сам он ранен в левую ногу и унесен с поля битвы в госпиталь. В июне 15 числа того же года в сражении при г. Витебске, во время напутствия раненых на поле действий отец Фирс был захвачен в плен, но совершил смелый побег и присоединился к своему полку под г. Смоленском.

Вызывает скорбное недоумение отсутствие имени священника Василия Васильковского на памятных досках Храма Христа Спасителя в Москве и в списках Георгиевских кавалеров 1812–1814 гг. на мраморных досках Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца. Мы знаем, что «память праведного с похвалами» у Бога, но и нам не следует забыть героев отдавших свою жизнь за Веру и Отечество.

Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) был награжден во время Отечественной войны 1812 года пономарь Смирягин, во главе отряда крестьян отбивший в одном из сражений боевое знамя у французов.

После изгнания наполеоновских войск из России золотым крестом на Георгиевской ленте был награжден священник Кавалергардского полка Михаил Гратинский. Участник Бородинского сражения, он не успел покинуть Москву при отступлении русской армии. В захваченной врагом столице он стал бороться с захватчиками доступными ему средствами. Почти каждый день в уцелевших московских церквах отец Михаил проводил богослужения, призывал к войне с захватчиками. Слух о священнике быстро распространился среди оставшихся в столице жителей, и на его проповеди, несмотря на смертельную опасность, всегда собирались люди. Даже в окружении врагов полковой священник продолжал выполнять свой пастырский долг.

Духовный пастырь односельчан (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Оставаясь, как и прежде, настоятелем сельского храма, иеромонах Василий (Новиков) Тульский – так его принято величать, неустанно заботился о благочинии и благолепии церковной жизни. Исключительно благодаря его усердию была отреставрирована, пришедшая в негодность стенная роспись, построена крестильная и здание богадельни, открыта воскресная школа для детей и их родителей, а также организован хор клиросного пения.

Всегда погружённый в приходские дела, иеромонах Василий (Новиков) не забывал и о несении монашеских подвигов, главным из которых в тот период была непрестанная внутренняя молитва, обет об исполнении которой он давал при пострижении, а также регулярные молитвенные ночные бдения. Жители села вспоминали, как часто свет в окне батюшки Василия не угасал в течение всей ночи.

Начав творить такие молитвы келейно, то есть дома, уединённо ото всех, в скором времени батюшка перенёс их во храм, где собирал всех желающих. Богослужебные тексты он сопровождал чтением Псалтири и акафистов. Завершала же ночное бдение всегда глубоко продуманная и блестяще исполненная проповедь иеромонаха Василия (Новикова).

Путь к священству

Василий Васильковский родился в 1778 году. Его юные годы прошли в небольшом провинциальном городке Севске. В те годы Севск, хотя и был всего лишь уездным городом Белгородской губернии, но уже являлся центром епархии со своим епископом. В год рождения Василия в 1778 году при Преосвященном Амвросии (Подобедове) в Севске и была открыта Духовная Семинария, где нашему герою предстояло получить образование.

В Севской семинарии было 7 классов. Ученики низших классов назывались «элементориями», средних — «риторами и пиитами», старших звали «богословами и философами». Одновременно с Васильковским в семинарии обучался будущий Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров) (1779–1857), который закончил семинарию в 1797 году. О высоком уровне обучения в Севской семинарии говорит тот факт, что эту семинарию закончил А. И. Галич (1783 — 1848), будущий учитель словесности юного Пушкина. Лицеисты очень любили Галича за веселье и живые уроки. В своем стихотворении «Пирующие студенты» Пушкин напишет:

«Апостол неги
и прохлад,
Мой добрый Галич,
wale!»

Севскую семинарию закончит поэт и литератор С. Е. Раич (1795 — 1855), будущий наставник Ф. И. Тютчева и с 1827 по 1831 год преподаватель русской словесности в благородном пансионе, где у него учился М. Ю. Лермонтов. Потому неудивительно, что полковник Т.Д. Загорский в «Списке о поведении полкового священника», датированном 5 января 1811 г., отмечает в Васильковском не только такие качества, как порядочность, рассудительность, но и владение искусством красноречия, знанием математики, физики, географии и истории, владение иностранными языками — латынью, греческим, немецким и французским.

По окончании семинарии Васильковский женится, избирав для себя путь скромного приходского священника. В 1804 году, в возрасте 26 лет, его рукополагают в священники и назначают на служение в Ильинскую церковь города Сумы. При церкви была школа и это позволяет нам предпологать, что причиной назначения Васильковского в клир Ильинской церкви было нужда в грамотном священнике для преподавания детям.

В Сумах Васильковский прожил недолго. Умирает его жена и молодой вдовый священник оставляет приходское служение. Он вместе со своим малолетним сыном Симеоном, которому едва исполнилось четыре года, уезжает на жительство в Старохарьковский монастырь, по всей видимости, чтобы залечивать свои душевные раны.

Преображенский Старохарьковский монастырь располагался в живописной местности недалеко от Харькова на пути к Киеву. Это место считалось святым и целебным, потому как возле обители, окруженной садами и дубовыми лесами, били из-под земли стразу три источника. Один источник называли «глазной водой», второй был от внутренних хворей, а третий «женский».

В Старохарьковском монастыре на послушании жил ровесник отца Василия известный малороссийский писатель и драматург Григорий Федорович Квитка (1778-1843). Квитка с младенчества был слеп, но в шесть лет исцелился от «глазного» источника. Это сделало его человеком весьма религиозным и на 23 году жизни он поступил послушником в Старохарьковский монастырь. Здесь он пробыл с 1801-1805 год, но и по оставлении монастыря вел полумонашескую жизнь, по чату навещая обитель. Здесь в обители Квитка, несомненно, встречался с отцом Василием.

15 июля 1810 года тихая жизнь отца Василия при монастыре закончилась и началась другая, наполненная тревогами и волнениями в походах и ратных трудах. Отец Василий был назначен священником 19-го Егерского полка. В кампанию 1812 года 19-й Егерский полк принимал участие практически во всех крупных сражениях с неприятелем, которые вела 1-я Западная, а затем Соединенные армии. И во всех этих крупных сражениях священник Василий Васильковский проявил необыкновенное мужество и поразительную отвагу, за что был удостоен чести стать первым в истории священником награжденным орденом Георгия Победоносца.

Пострижение в монахи

На Страстной неделе Великого поста 1997 года Господь призвал в Свои Небесные Чертоги жену отца Василия Валентину, после чего батюшка окончательно переселился в село Спасское Тульской области, где и провёл всю оставшуюся жизнь. В апреле 2006 года по благословению епархиального владыки он принял тайный монашеский постриг с сохранением прежнего имени.

С этого дня началось его служение в «чине ангельском», как испокон веков говорили о тех, кто, отвергнув преходящие радости суетного мира, всего себя посвятил служению Богу. Известно, что, кроме отца Василия, тогда же в монахи было пострижено ещё 14 человек, положивших начало созданию новой обители.

Внук старицы Пелагеи

14 января 1949 года в благочестивой русской семье Николая Евгеньевича и Надежды Васильевны Новиковых, проживавших в селе Ракитино Тульской области, родился первенец, наречённый во святом крещении Василием. После него Господь послал его родителям ещё троих детей – братьев Сергея и Ивана, а также сестру Лидию.

Семья, в которой появился на свет будущий пастырь, с давних лет была теснейшим образом связана с православием. Их односельчане доныне хранят память его бабушки Пелагеи, заслуженно стяжавшей славу старицы. Ещё в далёкие дореволюционные годы она дважды совершала пешие паломничества в Иерусалим. Старожилы рассказывали, что уже после первого такого путешествия в ней со всей очевидностью стал проявляться дар прозорливости.

Так, она с поразительной точностью предсказывала события, которым ещё только предстояло свершиться. Сподобившись же во второй раз побывать во Святой земле, старица Пелагея (именно так величали её с тех пор все в округе) являла поразительные примеры исцеления недужных и изгнания бесов. Всему этому в ранние свои годы был свидетелем будущий иеромонах Василий (Новиков).

Он сам не раз вспоминал, как с дикими криками рвался из цепей бесноватый, привезённый на исцеление к бабушке Пелагее, и как вдруг затих и заговорил спокойным внятным голосом после того, как она, окропив его святой водой, прочла молитву. Разумеется, подобные сцены, которых было немало, накладывали неизгладимый отпечаток на формировавшееся сознание подростка.

Горячий приверженец монархизма

По своим политическим пристрастиям отец Василий был убеждённым монархистом, полагавшим, что только самодержавие способно обеспечить России мир и процветание. Являясь искренним почитателем безвинно убиенного государя Николая II, он воспринимал его смерть как искупительную жертву, принесённую на алтарь отечества.

Неоднократно побывав в селе Тайнинском, где местным священником совершался в те годы Чин покаяния в преступлениях большевиков, батюшка и у себя в храме много раз повторял этот обряд. Подобная практика во многом способствовала той известности, которую он приобрёл в 2000-е годы.

Важную роль в этом сыграла и пламенная проповедь иеромонаха Василия Новикова (август 2007 года) о значении истинной веры в жизни человека, и недопустимости её подмены поклонением мирским и приходящим ценностям. Видеозапись этого выступления получила широкое распространение в интернете.

Одновременно с ней появился и фильм, в котором такие яркие представители духовной жизни России тех лет, как Иеромонах Василий (Новиков), старец Николай (Гурьянов) и иеродиакон Авель (Семёнов), обращаются к россиянам с пастырским наставлением, сопровождая свои слова пророчествами о будущем страны.

Юные годы будущего ревнителя веры (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Немаловажную роль в религиозном воспитании сына сыграли и сами родители – люди глубоко набожные, строившие свою жизнь по заповедям Божьим и в соответствии с традициями православия. В результате посещая в детстве советскую школу, иеромонах Василий (Новиков) сумел остаться истинным христианином, не запятнавшим себя атеистическим нигилизмом. Следует отметить, что он, как и остальные дети в их семье, никогда не вступал ни в пионерскую, ни в комсомольскую организацию.

Подобно большинству сельских ребятишек, Василий с ранних лет приобщался к труду, помогая родителям на огороде и в поле, на выпасе скота и заготовке дров. Особенно тяжело ему пришлось после того как в результате тяжёлой болезни скончался отец, и мать, работавшая медсестрой в районной больнице, осталась одна с четырьмя детьми.

В их семье навсегда сохранилось воспоминание об одном весьма необычном обстоятельстве, связанном с последними днями жизни Николая Евгеньевича. Впоследствии рассказывали, что незадолго до его кончины неожиданно потускнел, помещённый в красном углу образ Николая Чудотворца, являвшейся их родовой святыней. Перемена в нём была столь значительна, что стали почти неразличимы запечатленные на нём черты. Когда же душа усопшего покинула тело, икона приняла свой прежний вид.

Борец за чистоту веры (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

На следующий год отец Василий подал руководству епархии заявление о выводе его за штат, и предоставлении возможности продолжать пастырскую деятельность по месту жительства, что предусмотрено одной из статей действующего ныне Церковного устава. Его просьба была удовлетворена, и с тех пор проповедь иеромонаха Василия (Новикова) звучала для всех, кто собирался в назначенные дни возле его дома в Спасском.

Следует отметить, что отец Василий всегда отличался высокой принципиальностью и никогда не шёл на компромиссы в вопросах веры и многих иных аспектах современной жизни. В частности, он публично высказывал своё крайне негативное отношение к экуменизму и глобализму. В связи с этим известно, что иеромонах Василий (Новиков), пламенная проповедь которого порой касалась и этих проблем, не раз подвергался нападкам властей, усматривавших в его речах признаки экстремизма.

Россия

  • Все новости
  • Севастополь
  • Крым
  • Россия
  • Новороссия
  • В мире
  • Политика
  • Реклама на ForPost

Привитый доктор умер от коронавируса и стал аргументом россиян против вакцины

Но у властей есть шанс вернуть доверие граждан.

Фото: pixabay.com

Массовая вакцинация от коронавируса встречает сопротивление россиян. Одной из причин становится недостаток информации, в частности о том, могут ли быть из-за прививки осложнения или смерть.

И хотя вирусологи объясняют, что от вакцины «Спутник V» люди не умирают, остаются неразъяснённые истории.

Одной из таких историй стала смерть главврача больницы в подмосковных Котельниках Михаила Анисимова. В декабре 2020 года он сам сообщал, что привился от COVID-19, но в июне нынешнего года погиб от коронавируса, что также подтвердила депутат Мосгордумы Екатерина Енгалычева.

Однако есть и те, кого не смущает данная информация:

Однако создатели вакцины заявляли, что «Спутник» на 100% (94,4-100,0) защищает от среднего и тяжёлого течения болезни.

Сам факт того, что человек может заболеть после прививки, не вызывает вопросов. Об этом говорили и создатели вакцины, а позже подтверждал президент РФ Владимир Путин. В частности, заболевают после вакцины и известные россияне. Так, 5 июля появилось сообщение, что с коронавирусом госпитализирована уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова, которая привилась в конце апреля. Её состояние врачи оценивают как удовлетворительное.

Вместе с тем есть истории и непривитых россиян, которые очень тяжело переносят инфекцию. Например, известный музыкант Пётр Мамонов находится на искусственной вентиляции лёгких, а его жена с сожалением говорит, что супруг не сделал прививку.

Читайте по теме: Читательница ForPost рассказала, как перенесла вакцину от коронавируса

Остановить панику и слухи

Однако почему привитый человек не только заболел коронавирусом спустя полгода, но и умер от этого вируса? С данным вопросом ForPost обратился к профессору кафедры «Вирусология» института имени Белозерского МГУ Алексею Аграновскому.

Он объяснил: чтобы понять, почему Анисимов умер, надо знать его историю болезни и иметь доступ к информации. Также вирусолог подчеркнул, что по таким единичным случаям нельзя судить об эффективности вакцинации, потому что тяжёлых случаев у людей, которые не привились, гораздо больше, чем у вакцинированных.

Аграновский напомнил, что непривитые умирают гораздо чаще, чем привитые, но «это никого не волнует». Пропаганда против прививок, считает учёный, распространяется как параллельная эпидемия. В ней участвуют обыватели, врачи, священники — абсолютно бескорыстно:

Однако профессор считает, что власти должны снять все опасения у россиян, предоставив подробную информацию о ходе вакцинации:

Сейчас, по информации Аграновского, в России нет базы, в которой бы собирались подобные случаи. ForPost попытался взять комментарий у Роспотребнадзора, но специалисты Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии Роспотребнадзора сообщили, что не имеют права общаться с журналистами без разрешения руководства.

Сделать запрос оперативно невозможно: на сайте института не работает кнопка обратной связи. На сайте Роспотребнадзора также не указаны контакты для СМИ.

Читайте по теме: Названа доля россиян, готовых уволиться из-за обязательной вакцинации

Семён Гринберг

Лента новостей

Одесский завод удобрений останавливает производство из-за роста цен на газ

Нужна ли Севастополю и Крыму глобальная приватизация по Кудрину

Немецкий политолог Рар назвал «истерикой» антироссийскую резолюцию Европарламента

Иван Иванычей у нас много, а «Газпром» один»: за что патриарх поблагодарил Миллера?

Народный контроль Севастополя: капремонт сквера Ивана Голубца

США призвали Украину модернизировать энергетику и не скулить

Поющие в терновнике: в Крыму зреет заменитель кофе и спаситель от вирусов

Bloomberg составил рейтинг богатейших семей мира

Фермеры рассказали, кто пострадал от заморозки цен на еду

Пять севастопольцев, на чьих страницах в соцсетях можно отдохнуть душой

Почти треть избирателей проголосовала в Севастополе в первые два дня

Качаем прессу: в Севастополе директор цирка возглавит музей, Лебедев будет отмаливать грехи у отеля

Музыка Моцарта оказалась способна подавлять симптомы эпилепсии у человека

В Общественной палате РФ за первый день выборов выявили порядка 7 тыс. фейков

Иностранцы едут в Крым убивать

Госбюро расследований Украины отчиталось о главных взяточниках страны

Кончина праведника

Последним благочестивым деянием отца Василия является возведение в селе Иваньково купели над святым источником, посвящённым Казанской иконе Божьей Матери. Это сооружение, освящение которого состоялось 4 ноября 2010 года, было построено им при помощи духовных чад, а также добровольных жертвователей. Работа отняла у батюшки много сил, так как ещё в начале того же года он, простудившись заболел, и в течение последующих месяцев старался перенести на ногах недуг, не отпускавший его.

К врачам за помощью отец Василий не обращался, отдавая предпочтение народным средствам и молитве. Однако в ноябре его состояние настолько ухудшилось, что собороваться в очередной раз, и причаститься Святых Христовых Тайн он смог лишь не подымаясь с одра. Наконец, ранним утром 11 ноября 2010 года, во время чтения одного из канонов, он тихо отошёл ко Господу.

Россия

  • Все новости
  • Севастополь
  • Крым
  • Россия
  • Новороссия
  • В мире
  • Политика
  • Реклама на ForPost

Повод сойти с ума: известный священник задал неудобные вопросы о вакцинации

Богослов Андрей Кураев пообщался с ForPost о состоянии общества в период ужесточения ограничений из-за коронавируса.

Фото: youtube-канал «Ещё не Познер»

Принуждение к обязательной вакцинации разделило российское общество на два лагеря. Жёсткие действия властей и работодателей вызвали ответную реакцию: множество критики и готовность многих увольняться или защищать свои права. Хотя вирусологи говорят о том, что прививка реально защищает нас от смертельной угрозы.

Градус напряжения в обществе повышается ещё и фактором кризиса и приближающихся выборов в Госдуму. И складывается ощущение, что из-за этого мы, россияне, — чиновники, работяги, студенты, оппозиция — забыли, что живём в одной стране и можем решать проблемы более мирным путём.

За оценкой морального состояния российского общества ForPost обратился к протодиакону, религиозному и общественному деятелю, богослову Андрею Кураеву.

Говоря о высоком напряжении в обществе, Кураев отметил, что это естественно и не нужно требовать от людей вести себя иначе:

Читайте по теме: Названы последствия нежелания прививаться от коронавируса

Семён Гринберг

Важный поворот в жизни

Казалось бы, что ещё желать молодому человеку? Однако не о такой судьбе мечтал иеромонах Василий (Новиков), биография которого к тому времени вполне укладывалась в советские стереотипы. Своим истинным призванием он считал священство, к которому стремился всей душой, но столь крутой поворот в жизни требовал от него немалой решительности.

Поскольку Василий был человеком обременённым семьёй, то, разумеется, не мог принять столь важное решение без согласия жены. Поведав же Валентине о своих намерениях, он встретил с её стороны категорическое возражение, суть которого сводилась, главным образом к тому, что замуж она выходила «за машиниста, а не за попа»

Не смея навязывать жене своего мнения, и лишь усердно помолившись Богу о вразумлении рабы Его Валентины, Василий отправился в Троице-Сергиеву Лавру, где возле раки с мощами преподобного Сергия Радонежского просил святого о помощи и заступничестве в столь важном деле. Его молитвы были услышаны и, вернувшись домой, паломник обрёл свою жену умягчённую сердцем и полную готовности следовать за ним на новом поприще

Завершилась эта история тем, что в один из дней Великого поста 1993 года раб Божий Василий (Новиков) был рукоположен в сан дьякона, а через неделю – в иерея. Так началось его многолетнее служение Богу, на путь которого он вступил, обретя в том благословение великого святого земли русской – преподобного Сергия Радонежского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector