Юстиниан ii: кровавый немтырь с отрезанным носом

Реформаторская деятельность Юстиниана

Юстиниан – так звали императора, при котором Византия достигла наивысшего могущества.

Юстиниан

Биография этого человека отличается от большинства других историй правителей того времени. Он родом из небольшой деревушки, сын обычного крестьянина. В подростковом возрасте отправился для проживания в столицу Византии к родному дяде. Дядя Юстин служил при дворе короля придворным, имеющим определенное влияние. Благодаря положению своего родственника, Юстиниан получил достойное образование и освоил мастерство придворного. В весьма зрелом возрасте Юстин занял императорский трон, а племянника он назначил своим помощником.

Юстиниан обладал высокой энергичностью, активностью, светлым умом. Он производил впечатление открытого и любезного человека. С другой стороны, многие современники отмечали деспотичные и тиранические черты его характера. Византийский историк Прокопий утверждал, что он мог тихим и спокойным голосом отдавать приказы о жесточайших расправах. В сложных ситуациях, где требовалась решительность и смелость, он мог проявлять трусость и слабоволие. Юстиниан легко верил любым доносам и отдавал приказы о наказаниях, так как очень опасался покушений и заговоров.

Весьма романтична история любви Юстиниана и Феодоры. Он женился на ней вопреки общественному мнению, несмотря на то, что она была дочерью циркового сторожа и не имела знатного происхождения. Феодора была очень красива, умна, остроумна и талантлива.

Феодора

Свой титул император Юстиниан принял в 527 году, находясь в 45-летнем возрасте. Основной целью для него была идея воссоздания объединенной Римской империи. Его главное политическое правило — единое государство,закон и религия. На основе этих утверждений строилось правление Юстиниана и его реформаторская деятельность.

Главные реформы Юстиниана

  1. Правовая реформа.

Составлен «Свод гражданского права», в который вошли законы императоров с объяснениями лучших юристов и законы самого Юстиниана. В основу этого документа и всей византийской правовой системы легло римское право – наиболее развитая система правосудия в Древнем мире. В «Своде гражданского права» Юстиниана впервые были представлены конкретные определения правовых норм и понятий, которые применяются и в настоящее время, спустя полтора тысячелетия со дня его создания.

  1. Развитие дипломатии.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ!
Дипломатия – искусство построения взаимоотношений с иностранными государствами.

Главный принцип дипломатии Юстиниана — «разделяй и властвуй».Суть этого принципа состояла в том, что он заключал союзы с одними государствами для вражды с другими, а затем менял союзников. Так же, он был уверен, что внося распри среди врагов, легче одержать победу над ними.

  1. Стремление к единству вероисповедания.

Для достижения внутригосударственной стабильности Юстиниан хотел установить единую христианскую религию на всей территории империи. Он закрыл известную Афинскую академию, основанную Платоном — древнегреческим философом, как место собраний философов-язычников.

Для решения важных церковных вопросов был организован Вселенский собор – съезд высшего христианского духовенства.

Для того, чтобы укрепить поддержку церкви Юстиниан преподносил ей драгоценные подарки,жаловал земли, строил храмы и соборы.

  1. Масштабное строительство.

Учитывая обширную территорию и продолжительные границы государства император Юстиниан в большом количестве возводил крепостные сооружения для отражения врага. К крепостям и гарнизонам прокладывались дорожные пути. Пострадавшие от нападений города восстанавливались, строились водопроводы, ипподромы, театры. Был возведен главный храм всего восточнохристианского мира – храм Святой Софии.

Итогом реформ правления Юстиниана стали очевидные успехи, но наряду с ними возникали и недовольства. Жители были возмущены высокими налогами, преследованиями за язычество, высокими ценами, притеснением властей. В 532 году жители Константинополя подняли восстание «Ника!», что означает «Побеждай!» Из-за восстания в городе начались многочисленные пожары, в результате которых погибло много людей и пострадали памятники архитектуры. Юстиниан, испугавшись восстания, хотел броситься в бегство, но мудрая Феодора его остановила. Помог подавить восстание Велисарий – византийский полководец.

ВЫВОД: император Юстиниан укрепил Византийскую империю, ему удалось сохранить традиции античного и восточного мира.

Генеалогия

Лев I фракийский император римлян 457-474 ДИНАСТИЯ ЛЕОНИДА
Ариадна Анастасий I Дикор, император римлян 491-518 гг. (брат или сестра) Евфимия Юстин I, император римлян518-527 гг. Виджилантия Петрус Саббатий (брат или сестра)
(дочь) Comito Теодора Юстиниан I император римлян Vigilantia ∞ Dulcidius Germanus Boraides
Анастасий консул 517 София ∞ Джастин II (нелегально) Теодора Юстин II, император римлян565-574 гг. Марцелл генерал ∞ Юлиана (дочь Мосхина ) Праежекта ∞ 1. Ареобинд магистрант militum 2.Johannes (внук Ипатьевского ) Джастин консул 540 Юстиниан генерал
Ареобиндус Тиберий II, император римлян ∞ Ино Анастасия
Анастасия Ареобинда Питер куропалатес Морис, император римлян Константина
Мария Хосров II царь Персии (сестра) Шахрбараз, царь Персии Ираклий, император римлян 610-641 ГЕРАКЛИАНСКАЯ ДИНАСТИЯ
Nike Феодосий Константин III император римлян 641 г.

Смерть

Смерть Феодоры записана Виктором Тонненским , причина ее смерти неизвестна, но используемые греческие термины часто переводятся как « рак ». Это было 28 июня 548 года в возрасте 48 лет, хотя другие источники сообщают, что она умерла в 51 год. Более поздние отчеты часто связывают смерть конкретно с раком груди , хотя в первоначальном отчете он не был указан как таковой, где использование термин «рак», вероятно, относится к более общему «нагноению язвы или злокачественной опухоли». Ее тело было похоронено в церкви Святых Апостолов в Константинополе. Во время шествия в 559 году Юстиниан посетил ее гробницу и зажег свечи.

И Феодора, и Юстиниан представлены в мозаиках, которые существуют по сей день в базилике Сан-Витале в Равенне , Италия , строительство которой было завершено за год до ее смерти.

Административные реформы

При этом правителе были проведены следующие реформы в административной сфере:

  1. Прекращено получение должностей путём оплаты за них.

  2. Юстиниан стремился ограничить взяточничество и считал одной из его причин — недостаточно высокие оклады чиновников, не позволяющие им кормить семью на надлежащем уровне. Император обеспечил рост заработной платы, что привело к снижению коррупции.

  3. Юстиниан принял меры, которые ограничивали абсолютную власть его чиновников. Тем, кто управлял провинцией, не было разрешено вмешиваться в дела столичных городов. В тех случаях, когда влиятельные горожане считали указания чиновников незаконными, они имели возможность оспаривать такие распоряжения. Епископам была предоставлена возможность выполнять контроль над представителями императорской администрации.

  4. Армия была организована по профессиональному принципу.

Необходимо отметить, что епископы и их аппарат не обладали полномочиями для дублирования работы администрации. У них имелись только возможности осуществлять контроль над ней.

Источники, литература

  • Прокопий Кесарийский, О постройках.
  • Прокопий Кесарийский, Тайная история.

    см. перевод части произведений Прокопия на ;

  • Евагрий Схоластик, Церковная история, СПб., 1853:

    см. перевод на

  • Прп. Феофан Сигрианский, Хронография, в кн. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта, М., 1884.

    см. полный текст на

  • Иоанн Эфесский, Церковная история:

    см. частичный перевод на

  • Дьяконов, А., «Известия Иоанна Эфесского и сирийских хроник о славянах в VI-VII вв.», ВДИ, 1946, № 1.
  • Рыжов, Константин, Все монархи мира: т. 2 — Древняя Греция, Древний Рим, Византия, М.: «Вече,» 1999, 629-637.
  • Allen, Pauline, «The ‘Justinianic’ Plague,» Byzantion, № 49, 1979, 5-20.
  • Athanassiadi, Polymnia, “Persecution and Response in Late Paganism,” JHS, № 113, 1993, 1-29.
  • Barker, John E., Justinian and the Later Roman Empire, Madison, Wisc., 1966.
  • Browning, Robert, Justinian and Theodora, 2nd ed., London, 1987.
  • Bundy, D. D, “Jacob Baradaeus: The State of Research,” Muséon, № 91, 1978, 45-86.
  • Bury, J. B., «The Nika riot,» JHS, № 17, 1897, 92-119.
  • Cameron, Alan, «Heresies and Factions,» Byzantion, № 44, 1974, 92-120.
  • Cameron, Alan, Circus Factions. Blues and Greens at Rome and Byzantium, Oxford, 1976.
  • Cameron, Averil, Agathias, Oxford, 1970.
  • Cameron, Averil, Procopius and the Sixth Century, Berkeley, 1985.
  • Cameron, Averil, The Mediterranean World in Late Antiquity, London and New York, 1993.
  • Capizzi, Giustiniano I tra politica e reliogione, Messina, 1994.
  • Chuvin, Pierre, Archer, B. A., trans., A Chronicle of the Last Pagans, Cambridge, 1990.
  • Diehl, Charles, Justinien et la civilisation byzantine au VIe siècle, I-II, Paris, 1901.
  • Diehl, Charles, Theodora, impératrice de Byzance, Paris, 1904.
  • Downey, Glanville, «Justinian as Builder,» Art Bulletin, № 32, 1950, 262-66.
  • Downey, Glanville, Constantinople in the Age of Justinian, Norman, Okla., 1960.
  • Evans, J. A. S., «Procopius and the Emperor Justinian,» Historical Papers, The Canadian Historical Association, 1968, 126-39.
  • Evans, J. A. S., «The ‘Niká Rebellion and the Empress Theodora,» Byzantion, № 54, 1984, 380-82.
  • Evans, J. A. S., «The dates of Procopius’ works: a Recapitulation of the Evidence,» GRBS, № 37, 1996, 301-13.
  • Evans, J. A. S., Procopius, New York, 1972.
  • Evans, J. A. S., The Age of Justinian. The Circumstances of Imperial Power, London and New York, 1996.
  • Fotiou, A., «Recruitment Shortages in the VIth Century,» Byzantion, № 58, 1988, 65-77.
  • Fowden, Garth, Empire to Commonwealth: Consequences of Monotheism in Late Antiquity, Princeton, 1993.
  • Frend, W. H. C., The Rise of the Monophysite Movement: Chapters on the History of the Church in the Fifth and Sixth Centuries, Cambridge, 1972.
  • Gerostergios, Asterios, Justinian the Great: The Emperor and Saint, Belmont, 1982.

    рус. перевод: Геростергиос, А., Юстиниан Великий — император и святой , М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.

  • Gordon, C. D., «Procopius and Justinian’s Financial Policies,» Phoenix, № 13, 1959, 23-30.
  • Grabar, André, The Golden Age of Justinian, from the Death of Theodosius to the Rise of Islam, New York, 1967.
  • Greatrex, Geoffrey, «The Nika Riot: A Reappraisal,» JHS, 117, 1997, 60-86.
  • Greatrex, Geoffrey, Rome and Persia at War, 502-532, Leeds, 1998.
  • Harrison, R. M., A Temple for Byzantium, London, 1989.
  • Harvey, Susan Ashbrook, «Remembering Pain: Syriac Historiography and the Separation of the Churches,» Byzantion, № 58, 1988, 295-308.
  • Harvey, Susan Ashbrook, Asceticism and Society in Crisis: John of Ephesus and ‘The Lives of the Eastern Saints’, Berkeley, 1990.
  • Herrin, Judith, The Formation of Christendom, Oxford, 1987.
  • Herrin, Judith, «Byzance: le palais et la ville,» Byzantion, № 61, 1991, 213-230.
  • Holmes, William G., The Age of Justinian and Theodora: A History of the Sixth Century AD, 2nd ed., London, 1912.
  • Honoré, Tony, Tribonian, London, 1978.
  • Myendorff, J., “Justinian, the Empire, and the Church,” DOP, № 22, 1968, 43-60.
  • Moorhead, John, Justinian, London and New York, 1994.
  • Shahîd, I., Byzantium and the Arabs in the Sixth Century, Washington, D.C., 1995.
  • Thurman, W. S., “How Justinian I Sought to Handle the Problem of Religious Dissidents,” GOTR, № 13, 1968, 15-40.
  • Ure, P. N., Justinian and his Reign, Harmondsworth, 1951.
  • Vasiliev, A. A., History of the Byzantine Empire, Madison, 1928, repr. 1964:

    см. русский перевод т. 1, гл. 3 «Юстиниан Великий и его ближайшие преемники (518-610 гг.)» на

  • Watson, Alan, trans. The Digest of Justinian, with Latin text edited by T. Mommsen with the aid of Paul Krueger, I-IV, Philadelphia, 1985.
  • Wescke, Kenneth P., On the Person of Christ: The Christology of the Emperor Justinian, Crestwood, 1991.

Империя Юстиниана: Реконкиста

Восточная Римская империя в 6-м веке была обречена на ведение активной внешней политики: проблемные вопросы 5-го столетия оставались решёнными не до конца. Жестокие столкновения на востоке с Сасанидским Ираном, паразитическая деятельность вандалов в Средиземноморье и сам конец Западной империи вынуждал правительство Константинополя переходить к решительным действиям. Идея реконкисты витала в воздухе давно, но постепенное возвращение западных территорий в руки Dominus mundi произошло при Юстиниане I. «Последний римлянин на троне» использовал возможный потенциал и ряд идей, которые появились уже до его времени правления.

Константинополь провёл очень серьёзную дипломатическую подготовку своих будущих завоеваний: в 532 году был заключён «вечный мир» с персами. Установив покой на восточной границе империи, Юстиниан был готов начать борьбу с варварами на Западе, в первую очередь — с королевством вандалов в Северной Африке. После подавления восстания Ника в том же году правительство начинает активно заниматься вандалами: до этого момента дипломаты Юстиниана довольно долго ведут переговоры с лояльным Константинополю королём Гильдерихом, однако в 530 году его свергает Гелимер — агрессивно настроенный к Византии правитель. Переворот послужил поводом для начала византийского вторжения: в 533 году Велисарий высаживается с армией у Карфагена. Местное население, измученное дикими порядками вандалов, с радостью открывает ворота городов перед армией императора. В 534 году королевство вандалов перестаёт существовать, а Северная Африка входит в состав Восточной Римской империи.


Юстиниан Великий и окружение. (pinterest.com)

Похожая ситуация сложилась в королевстве остготов в Италии, когда проримскую регентшу Амаласунту отстраняют от власти и убивают. В 535 году византийская армия начинает наступление по двум направлениям: с юга Италии и со стороны балканских провинций. 31 декабря Сицилия полностью захвачена Велисарием. С востока полководец Мунд занимает север Италии. Казалось бы, после договора остготского короля Теодата с послами Юстиниана 539 года, по которому вся Италия перешла к Византии, войне пришёл конец. Но неожиданное поражение византийцев и смерть в сражении Мунда меняет расстановку сил. Остготы заключают союз с лангобардами, а позднее — и с персами.


Битва византийцев с готами. (pinterest.com)

К 550 годам 6-го столетия военная акция Византии затянулась и вернуть прежнее положение вещей было почти невозможно. Но всё-таки в 552 году полководец Нарсес наносит сокрушительное поражение остготскому королю Татиле у подножья Молочной горы. Остготы разгромлены, победа, казалась, была близко. Но внезапно в 553 году в Италию вторглась огромная армия франков, король которых в своё время заключил союз с остготским королевством. Восточноримская армия не могла противостоять 75-тысячной орде франков: к 554 году Византии пришлось оставить северную и центральную часть Италии. Военные действия на Аппенинском полуострове были окончены.

Ещё во время итальянской кампании Юстиниан посылает армию полководца Петра Либерия в Испанию для разгрома вестготов. Римляне молниеносно захватили провинцию Бетику, но реакция вестготов не заставила себя долго ждать: воевавшие между собой правители Пиренеев объединились в борьбе с захватчиками. К 7-му столетию владения Восточной Римской империи в Испании были заняты вестготами.

Длительное влияние

Миафизиты считали ее влияние на Юстиниана настолько сильным, что после ее смерти, когда он работал над установлением гармонии между монофизитами и халкидонскими христианами в Империи, и сдержал свое обещание защитить ее маленькое сообщество беженцев-монофизитов во дворце Хормисдас, миафизиты подозревали, что память Феодоры является движущим фактором. Феодора оказала большую политическую поддержку служению Иакова Барадея , а также, очевидно, личную дружбу. Диль приписывает современное существование якобитского христианства в равной степени Барадею и Феодоре.

Ольвия в Киренаике переименовала себя в Феодориас в честь Феодоры. (Это было обычным явлением, когда древние города переименовывали себя в честь императора или императрицы.) Город, который сейчас называется Каср Ливия , известен своими великолепными мозаиками VI века.

Теория Симфонии св. Юстиниана

Флавий Петр Савватий Юстиниан — так звали последнего римского императора и первого василевса на византийском престоле.

Фактически Юстиниан управлял Империей еще при жизни своего дяди — Юстина I, начальника дворцовой стражи, оказавшегося на троне в 518 году. Родиной Юстиниана I был небольшой городок недалеко от Скопье.

По происхождению он был славянином, но романизованным, поскольку его родным языком был латинский1.

Дядя будущего императора, Юстин I, хотя сам и не был образованным (подписи на официальных документах он ставил с помощью специальной золотой таблички, где были выбиты буквы его имени), однако дал своему племяннику блестящее для того времени образование.

Обратите внимание

К старым элементам воспитания присоединились знакомство со СвященнымПисанием и творениями богословов. Таким образом, по словам византолога Ю. А.

Кулаковского, Юстиниан был на высоте проблем и задач своего времени и являлся направителем государственной политики еще при своем старом дяде2.

После смерти императора Юстина I началось почти сорокалетнее (527-565 гг.) единоличное правление Юстиниана. При вступлении его на престол один из современников, диакон храма св.

Софии Агапит, поднес ему изложение идеала верховной власти в форме изящно высказанных определений обязанностей императора и его высокого положения. Вот как приводит эти определения Ю. А.

Таков был взгляд на величие царской власти у современников великого императора. Безусловно, что эти взгляды разделял и сам Юстиниан, впитавший римскую имперскую ментальность.

Однако, как было сказано выше, Юстиниан стал первым василевсом на византийском троне, его эпоха — это начало в собственном смысле византийского исторического периода, когда империя мыслила себя государством христианским, а ее христианский император, по словам А. В.

Карташева — уже не епископом только внешних дел церкви (как это было при Константине Великом), но и внутренних4.

Морис

Сообщается, что Морис , пятый и последний император династии Юстиниана, приехал из Армении и начал свою карьеру в Константинополе в качестве нотариуса. В конце концов он дослужился до звания секретаря Имперской телохранительницы, а в 577 году нашей эры был назначен главнокомандующим армией. После упорной кампании на Востоке во время византийско-сасанидской войны 572–591 годов он был произведен в сан патриция . В 582 году он женился на дочери императора и унаследовал его престол в возрасте сорока трех лет.

Правление Мориса было отмечено постоянными денежными проблемами. Морис взошел на трон и получил полностью обанкротившуюся империю, и это финансовое состояние продолжалось до конца его правления. Он унаследовал и военные проблемы: славяне продолжали мигрировать в империю, часто насильственно; имперская власть над Италией окончательно рушилась; ему также все еще приходилось продолжать войну с Персией, в которой он вел всю свою военную карьеру. Эта персидская война также столкнулась с финансовыми трудностями, что привело к крупному мятежу в 588 году; однако денежный спор разрешился весной следующего года. Во время мятежа между враждующими фракциями в Персии началась гражданская война, и Морис увидел возможность. Он поддержал Хосрова II в Персии, и ему удалось занять трон. На этом закончилась византийско-сасанидская война 572–591 годов.

Затем Морис обратил свое внимание на Балканы, которые после десятилетнего невнимания со стороны армии были полностью разорены славянами. При полном внимании армии византийцы отбросили славян, изгнали их из империи, а затем разорили их земли за Дунаем

Византийцы после этой решающей победы теперь легко могли удерживать границу на Дунае, как это было со времен Римской империи, а также получать контроль над некоторыми второстепенными территориями в южной Дакии .

Несмотря на эти обширные военные победы, Морис был крайне непопулярен в пределах империи из-за того, что у него всегда была пустая казна, и ему часто приходилось сокращать выплаты своим солдатам. В результате этой непопулярности он был свергнут зелеными в 602 году и заменен их избранником Фоком .

Юстиниан I

Сила династии был показан под Юстинианом I . После беспорядков в Никах Юстиниан восстановил город и реформировал закон с помощью « Кодекса Юстиниана ».

Юстиниан унаследовал войну с Персией от своего дяди и предыдущего императора, Джастин I. Юстиниан продолжил войну, сменив посылая усилие , весь путь вниз по Евфрату , но рейд в тупике, и он потерял начало новой крепости в сокрушительное поражение. Этот своего рода тупик привел к тому, что Юстиниан договорился о «Вечном мире», в котором он согласился заплатить одиннадцать тысяч фунтов золота в обмен на прекращение боевых действий и защиту нескольких горных перевалов.

Затем он приступил к осуществлению своей мечты по восстановлению Римской империи . По его команде его любимый генерал Велисарий начал отвоевывать бывшую римскую территорию, начиная с вандалов .

Вандалы, сохранившие господство в Северной Африке после падения Западной Римской империи, успокоились и расслабились; Их армия, несмотря на то, что была вдвое больше, чем 15 000 человек под командованием Велисария, была плохо обучена и плохо оснащена, чтобы противостоять имперской угрозе. Король вандалов Гелимер попытался окружить византийцев в битве при Ад-Децимуме ; он победил Велисария, но впал в истерику после того, как нашел тело своего мертвого брата. Велисарий собрал оставшихся людей и разбил дезорганизованную массу вандалов, теперь плохо управляемой. Велизарий захватил Карфаген, и византийцы одержали победу.

Затем Юстиниан вспомнил победившего Велизария. В Италии династические ссоры между правящими остготами дали Юстиниану возможность вторгнуться, и он послал Велизария на Сицилию с 7500 людьми. Велисарий прибыл и встретил лишь символическое сопротивление. Затем он переехал в материковую Италию. После подавления мятежа в недавно завоеванной Северной Африке Велизарий высадился в материковой Италии; находя такое же символическое сопротивление. Готический гарнизон Неаполя сопротивлялся, и после нескольких месяцев осады Велизарий разграбил город. После нескольких последовавших за этим династических ссор, приведших к гибели двух королей, Велизарий был приглашен папой в Рим , пока король находился в Равенне . Услышав об этом, готский король Витигис послал огромную армию, по некоторым сведениям, до 150 000 человек, чтобы осадить Рим. Велизарий укреплял Рим, и последовала осада. Год и девять дней спустя, после изнурительной осады, Витигис продемонстрировал свои крайние неспособности как царь, а Велисарий показал свое великолепие в качестве полководца. Затем армия готов двинулась на осаду Ариминиума , который пострадал из-за нехватки еды. Нарсес , еще один византийский генерал, был вызван на помощь, и он использовал свое влияние, чтобы помочь Велисарию прорвать осаду. После кровавой бойни в Милане были обнаружены разрывы в командной цепочке Нарсеса; после письма Велизария Нарсес был отозван Юстинианом. После этого кампания превратилась в осадную войну, которая закончилась после того, как Велисарий сделал вид, что принимает предложение стать императором Западной Римской империи. Он вошел в город без сопротивления, занял его, а затем расправился с королем Витигисом.

Велизария отозвали из Италии, а затем немедленно отправили на персидский фронт, который снова перерос в войну. В этот период остготы отвоевали большую часть Италии. После того, как персидский фронт утих, а персы поклялись, что никогда больше не будут сражаться с византийцами до его смерти, Велизарий отвоевал Италию и захватил южную Испанию в войне, которая длилась 18 лет.

Завоевательные войны Юстиниана расширили империю, включив в нее бывшие римские провинции Италии, Бетики и Проконсульской Африки. Эти дополнения расширили Византийскую империю до самой большой точки в ее истории.

Наследие

Величайшие дары Божие человеку, дарованные Вышним человеколюбием – священство и царство: одно служит вещам Божественным, другое управляет и заботится о вещах человеческих; и то, и другое происходит от одного и того же начала и благоукрашает человеческую жизнь… Если то (священство) будет во всем безупречно и причастно дерзновения к Богу, а это (царство) будет правильно упорядочивать врученное ему общество, то будет благая некая симфония

Цитаты

  • Об одном умоляем мы святую и славную Деву Марию, чтобы по ходатайству ее удостоил Господь меня, своего последнего раба, воссоединить с Римской империей все, что от нее отторгнуто и довести до конца высочайший долг наш. (по поводу Африканского похода)
  • Справедливо лишать земных благ того, кто неправильно поклоняется Богу.
  • Язычников не должно быть на земле!
  • Если какой-либо вопрос покажется сомнительным, пусть о нем доложат императору, дабы он разрешил таковой своей самодержавной властью, которой одной принадлежит право истолкования Закона.
  • Бог подчинил императору самые законы, посылая его людям как одушевленный Закон.
  • Первая обязанность подданных и лучшее для них средство благодарения императору – уплачивать с безусловным самоотвержением общественные подати полностью.
Явление Богородицы св. царю Юстиниану. Мозаика, Сейднайский Богородице-Рождественский монастырь

Джастин II

После завоевания Юстиниана и обширных программ восстановления казна империи осталась пустой. Финансовый беспорядок ослабил Империю; и заставил своего преемника Юстина II приостановить выплаты аварам . В то время как византийцы были отвлечены персами , орды лангобардов под командованием короля Альбоина вторглись в Италию и вскоре завоевали большую часть полуострова. Более поздние войны с персами в Сирии не шли хорошо, в результате чего возникло психическое заболевание, которое привело Юстина II в могилу.

Империя ближе к концу правления Мориса, после того, как испытала упадок после окончания завоеваний Юстиниана.

Тиберий II

Тиберий II сменил Юстина II. Его четырехлетнее правление было отмечено слабостью Империи из-за чрезмерной растянутости Империи. Он укрепил Равенну , его генералы добились успеха против персов в боях в Армении и против берберов в Северной Африке . В то же время славяне начали мигрировать в Грецию. У измученного императора кончились деньги, он не мог заплатить армии Востока, сражавшейся с персами, и они пригрозили мятежом. Поскольку его силы были развернуты в другом месте, авары воспользовались им и вынудили Тиберия отдать ключевой город Сирмиум. После этой неудачи Тиберий съел плохую пищу, которая, возможно, была намеренно отравлена, заболел и умер.

Численность армии Юстиниана Великого

Исторические источники, к счастью, показывают довольно полную картину сложившейся ситуации: для реконкисты Юстиниана (а Восточная Римская империя хотела вернуть утраченные владения в Северной Африке, Испании и Италии) формировались относительно небольшие армейские части. В 534 году, громя королевство вандалов на территории современного Туниса, полководец Велисарий имел в подчинении 10 тыс. пехоты и 5 тыс. всадников. Для операции против остготов в Италии Византия смогла выставить 10−11 тыс. военных. Армия прославленного византийского командующего в целом никогда не превышала 25 тыс. человек. Также византийцы в Италии использовали вспомогательные войска, набранные из гуннов, гепидов, герулов, беглых персов и лангобардов.

Юстиниан в 528 году формирует новую армию на территории Армении: она не была большой, но её образование прекрасно иллюстрирует командную структуру военного подразделения Византии. Как правило, внутри империи всё руководство воинским соединением отводилось придворному магистру. Магистр в свою очередь делегировал часть полномочий пяти дуксам. Два дукса отвечали за оборону севера провинции и управляли местными крепостными гарнизонами. Три оставшихся защищали южные рубежи. В распоряжении дукса было не более 500 всадников.

Почему происходило сокращение численности армии? Хронист Прокопий Кесарийский считал, что это была умышленная мера для уменьшения расходов на военный сектор. Чиновники даже не обновляли официальные списки военнослужащих: погибших намеренно не вычёркивали. По сути существовали «мёртвые души», которые мешали движению по карьерной лестнице перспективных военных. Увольнение со службы также проходило довольно часто. Историописец Агафий Миринейский упрекал императора Юстиниана в том, что римская армия «уже не та»: ранее её количество достигало 645 тыс., сейчас едва доходит до 150 тыс. бойцов.

Военная стратегия Юстиниана не была принципиально новой: недостаток живой силы в армии император компенсировал мобильностью и дипломатией. Отряды перебрасывались из одного региона в другой, пленных предпочитали вербовать. Центральный военный резерв оставался пустым. В конечном счёте военные кампании Юстиниана Великого привели к огромным дырам в государственном бюджете.

Один эпизод прекрасно иллюстрировал серьёзные проблемы в сфере обороны империи: в конце правления Юстиниана к Константинополю прорвалось без какого-либо сопротивления 7 тыс. гуннов. В городе оставалось лишь 300 ветеранов во главе с Велисарием: к счастью, они смогли напугать кочевников и заставить их уйти. Вооружённые силы Восточной Римской империи нуждались в серьёзных реформах: византийские императоры с такой армией не могли проводить активную внешнюю политику.

Историография

Основными историческими источниками ее жизни являются произведения ее современника Прокопия . Историк предложил три разных образа императрицы. Войны Юстиниана , завершившиеся в основном в 545 году, изображают мужественную и влиятельную императрицу, которая спасла трон Юстиниану.

Позже он написал « Тайную историю» . Работа иногда интерпретировалась как выражающая глубокое разочарование в императоре Юстиниане, императрице и даже в его покровителе Велизарии. Юстиниан изображен жестоким, продажным, расточительным, демоническим и некомпетентным; Что касается Феодоры, то читателю дается подробное изображение пошлости и секса с несовершеннолетними в сочетании с проницательной и расчетливой подлостью. С другой стороны, ученые, разбирающиеся в политической риторике той эпохи, рассматривали эти утверждения из Тайной истории как шаблонные выражения в рамках традиции инвектив.

« Здания Юстиниана» Прокопия , написанные, вероятно, после « Тайной истории» , представляют собой панегирик, изображающий Юстиниана и Феодору как благочестивую пару и представляющий их особенно лестно. Помимо благочестия, ее красота восхваляется традиционным языком риторической формы текста. Хотя Феодора была мертва, когда эта работа была опубликована, Юстиниан был жив и, возможно, заказал эту работу.

Ее современник Иоанн Эфесский пишет о Феодоре в своей книге «Жития восточных святых» и упоминает внебрачную дочь. Феофан Исповедник упоминает о некоторых семейных отношениях Феодоры с фигурами, не упомянутыми Прокопием. Виктор Тонненненсис отмечает ее родственные отношения со следующей императрицей Софией .

Михаил Сириец , Хроники 1234 года и Бар-Гебрей помещают ее происхождение в город Даман, недалеко от Каллиника , Сирия . Они делают альтернативный отчет по сравнению с Прокопием, делая Феодору дочерью священника, с самого рождения обучавшегося благочестивым практикам миафизитства . Это поздние миафизитские источники, в которых упоминается ее изображение среди членов их веры. Миафизиты склонны считать Феодору своей собственной. Их рассказ также является альтернативой тому, что говорит современник Иоанн Эфесский. Многие современные ученые предпочитают рассказ Прокопия.

Религиозная политика

Феодора работала против поддержки мужем халкидонского христианства в непрекращающейся борьбе за господство каждой фракции. В результате ее обвинили в разжигании ереси и, таким образом, подорвали единство христианского мира .

Несмотря на то, что Юстиниан был халкидонцем , Феодора основала миафизитский монастырь в Сикае и предоставила убежище во дворце миафизитским лидерам, которые столкнулись с противодействием большинства халкидонских христиан, таких как Северус и Антимус . Антимус был назначен Патриархом Константинополя под ее влиянием, и после приказа об отлучении он был спрятан в покоях Феодоры в течение двенадцати лет, до ее смерти. Когда халкидонский патриарх Ефрем спровоцировал жестокое восстание в Антиохии, восемь миафизитских епископов были приглашены в Константинополь, и Феодора приветствовала их и разместила их во дворце Ормисдас, примыкающем к Большому дворцу , который был собственным жилищем Юстиниана и Феодоры до того, как они стали императором и императрицей.

В Египте, когда умер Тимофей III , Феодора заручилась поддержкой Диоскора, префекта Августа, и Аристомаха, герцога Египта, чтобы облегчить интронизацию ученика Северуса Феодосия , тем самым перехитрив своего мужа, который намеревался халкидонским преемником в качестве преемника. патриарх. Но папа Феодосий I Александрийский , даже с помощью имперских войск, не смог удержаться в Александрии против халкидонских последователей Юстиниана. Когда он был сослан Юстинианом вместе с 300 миафизитами в крепость Делкус во Фракии , Теодора спасла его и привела во дворец Ормисдас. Он жил под ее защитой, а после ее смерти в 548 году — под покровительством Юстиниана.

Когда Сильверия отказались спрос Феодоры , что снять анафему с Папой Агапит I от патриарха Анфима , она послала Велизарий инструкцию , чтобы найти предлог , чтобы удалить Silverius. Когда это было сделано, на его место был назначен папа Вигилий .

В Нобате , к югу от Египта, жители были обращены в миафизитское христианство около 540 года. Юстиниан был убежден , что они должны быть обращены в халкидонскую веру, и Феодора в равной степени решила, что они должны быть миафизитами. Юстиниан устроил так, чтобы халкидонские миссионеры из Фиваиды отправились с подарками Силко, королю нобатов. Но, услышав это, Феодора подготовила своих миссионеров и написала герцогу Фиваидскому, что он должен задержать посольство ее мужа, чтобы миссионеры миафизитов прибыли первыми. Герцог оказался достаточно хитрым, чтобы помешать спокойному Юстиниану вместо неумолимой Феодоры. Он проследил за тем, чтобы халкидонские миссионеры задержались. Когда они в конце концов достигли Силко, их отправили прочь, потому что нобаты уже приняли миафизитское кредо Феодосия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector