Уныние

Подытожим

  • Если у католиков 7 смертных грехов, то у православных их 8, и последний их них — уныние (глубокая, беспробудная печаль).
  • Уныние опасно, потому что подталкивает человека к остальным смертным грехам, делает его ленивым и неспособным духовно расти, отгораживает от веры в силу Господа.
  • Помочь победить этот грех может церковь, а если опасное состояние уже переросло в депрессию, стоит обратиться еще и к психиатру.

Более подробно об остальных смертных грехах, а также демонах, «отвечающих» за каждый из них, расскажет это видео:При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.

Популярное за 7 дней

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Суть явления


Фото: Pixabay.com Уныние также называют депрессией. Состоянием, когда человек находится в подавленном состоянии. И от него не застрахован никто, даже верующий. Ведь лень как таковая не единственная сторона проявления уныния, сюда же можно включить отчаяние. И если у людей, которые в Бога не верят, причиной возникновения выступает безысходность, то у верующих — духовная слабость.

Она проявляется в том, что некоторым начинает казаться, будто их молитвы никогда не будут услышаны. Сначала они перестают их читать, после медленно забывают о других священных книгах и наконец окончательно покидают церковь. Им кажется, что все бесполезно. Их одолевает лень, которая знакома многим, но в более серьезном масштабе.

Факт того, что лень является еще одной стороной уныния, признавал даже преподобный Григорий Синаит. В своих монологах ощущение уныния интерпретировалось им как та же «смерть», но в векторе духовных предметов. Он замечал, что в этом состоянии пропадает желание ходить в храм, читать молитвы и трудиться над чистотой души.

Способы избавиться от уныния


Фото: Pixabay.com Побороть уныние в любых его проявлениях под силу каждому, особенно если человек четко осознает природу проблемы. И лучший способ ему противостоять — начать заниматься делами.

Наглядно эффективность этого метода демонстрирует история об отце и сыне, внесенная в Отечник. Суть заключается в том, что сын должен был возделать поле, однако по пришествию на него попросту заленился. Всю неделю, которую отец отвел ему на это, он пролежал, ничего не делая. Придя в воскресенье и посмотрев, что ни один сантиметр площади не очищен, закономерно задал вопрос о причине не сделанной работы. Ей оказалось уныние, потому что сын впал в тоску, увидев как много работы нужно сделать. Отец на это ответил ему лишь тем, что если бы он ежедневно очищал хотя бы небольшой кусочек земли, то к концу недели около половины работы было сделано. После этого сын принялся за возделывание.

Эта история отлично показывает два аспекта:

  1. Уныние — проблема. Она сродни болезни, которая поглощает человека, и от нее нужно избавляться. Ни в коем случае нельзя отчаиваться и оставлять все на волю судьбы.
  2. Старания — не бесполезны. Да, сын не сможет выполнить всю работу к концу недели, однако те небольшие шаги дадут результат. И вместо не сделанной работы будет завершена половина.

Главное, что рекомендуют делать в попытках избавления, — исключить оправдания и обвинения. Первое только увеличит силу уныния, которая и без того поглощает душу. Второе же ослабит ее, потому что человек будет считать себя виноватым. Нужно принять себя. Осознать, что человек хоть и не всесильное, но не бессильное существо.

Небольшая хитрость

Преподобным Иоанном Лествичником также была предложена маленькая хитрость, благодаря который человек «обманывал» уныние. Он предлагает совсем немного утешать чрево после очередной попытки побороть лень. Действует эта хитрость также и в тех случаях, когда вследствие неудачных попыток разум затмевает гнев.

В заключение отметим, что именно подавленное состояние человека, который ничего не делает, — является грехом. Уныние здесь выступает лишь в качестве причины. Господь может снизойти к человеку, который ленится физически, потому что этот ресурс у всех ограничен. Однако душевная лень, когда человек даже не пытается бороться с негативными помыслами, делает ситуацию безвыходной.

(13 оценок, среднее: 4,38 из 5)

Семь смертных грехов. Несмотря на название, Господь все равно может простить их


Тема семи смертных грехов популярна в искусстве Христианство пропитывает всю современную европейскую культуру. Поэтому даже если человек неверующий, от христианской терминологии ему никуда не деться. В нашу жизнь плотно вошли многие христианские понятия.

Все знают семь смертных грехов, но сначала их было восемь.

Даже далекий от христианства человек знает, что в христианстве существует десять заповедей и семь смертных грехов. Смертными называют грехи, которые лежат в основе всех остальных грехов и после которых наступает духовная смерть человека. Он становится бесчувственным к своим порокам.


Понятие семи смертных грехов закрепил в христианстве папа Григорий Великий (Двоеслов)

Вот эти грехи:

  • Гордыня (лат. SUPERBIA). Кассиан Римлянин писал о гордыне: «Это самый свирепый и самый неукротимый зверь». Гордыню называют грехом Люцифера: когда-то сатана возгордился и посчитал себя равным Богу, за что и был низвергнут. Греху гордыни противостоит добродетель смирения.
  • Зависть (лат. INVIDIA). 10-я заповедь гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Еще в Писании сказано: «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей»(Притч. 14, 30). Зависть порождает другой грех – гнев. Греху зависти противостоит добродетель благожелательности.

«Семь смертных грехов.Чревоугодие» Иероним Босх

  • Чревоугодие (лат. GULA). Может показаться, что в чревоугодии ничего плохого нет. Ведь если человек не будет есть, он умрет. Однако между приемом пищей для насыщения и грехом чревоугодия есть граница. Она проходит в нашей душе между нашей внутренней свободой и несвободой. Апостол Павел писал: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:12-13). Греху чревоугодия противостоит добродетель воздержания.
  • Блуд (лат. LUXURIA). Христианская церковь одобряет и приветствует союз мужчины и женщины, и союз этот называется браком. Супружество соединяет мужчину и женщину, как писал апостол Павел, в одну плоть. Союз вне брака оскверняет тело и душу. Греху блуда противостоит добродетель целомудрия.
  • Гнев (лат. IRA). О гневе Феофан Затворник писал так: «Гнев и обидчивость – от самоцена, по которому мы признаем и чувствуем себя стОящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение». Гнев тесно связан с другими грехами – завистью и гордыней. Он один из самых тяжкий грехов, так как именно в гневе совершается множество глупых, необдуманных поступков, вплоть до преступлений. Греху гнева противостоит добродетель кротости.
  • Корыстолюбие (лат.AVARITIA). Корыстолюбие сильно отличается от богатства. В богатстве нет греха, если человек добыл его честным трудом и не забывал о духовном. Богатство становится грехом корыстолюбия в том случае, когда материальные ценности и их приумножение занимают все мысли человека. Про таких людей сказано в Писании: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24). Греху корыстолюбия противостоит добродетель нелюбостяжания.
  • Уныние (лат. ACEDIA).Про уныние Феофан Завторник писал так: «Пропадает охота и в церкви стоять, и дома Богу молиться, и читать, и обычные добрые дела исправлять». Первопричина уныния – безделье и лень. Лень порождает скуку, скука – уныние. Греху уныния противостоит добродетель упования.

Для православных толкование семи смертных грехов дал Феофан Затворник.

Феофан Затворник пишет о смертных грехах так:

Феофан Затворник

епископ Православной российской церкви

Как бороться с греховностью

Грехи в православии затрагивают не только верующих. Это давно известно даже тем, кто далек от веры и ее догматов. Сложно представить счастливую полноценную жизнь, в которой поселился грех. Не будет жить полной жизнью человек, в чью жизнь ворвались чревоугодие, блуд или гнев. Поэтому вопрос о том, как избавить себя от греховных помыслов и как научиться не преступать черту, является актуальным не только для православных христиан.

Проповедники говорят о том, что в первую очередь стоит возненавидеть свое желание прикоснуться к греху. Необходимо избавляться от них, как от плохой привычки или ненужных вещей, день за днем. Начните с малого: избавитесь от привычки делать культ из еды, перебирать ее в поисках лучшего кусочка, тратить на ее приготовление несколько часов в день. Борьба с некоторыми грехами требует силы воли и выносливости: сложно отказать себе в удовольствии позлорадствовать, когда какой-либо неприятный человек столкнулся с трудностями. Необходимо четко понять, что таким мыслям не место в голове праведного, честного, милосердного человека.

Только труд над самим собой способен избавить от грехов, сделать жизнь лучше, а душу – ближе к Богу.

Приём «всему своё место»

Есть у меня одна приятельница, благополучный бухгалтер, современная целеустремлённая женщина-торпеда. Но и у неё бывают моменты, когда на душе так гадко становится, что ну ничего невозможно ни делать, ни воспринимать. Все дела зависают, все книги бесполезны, все фильмы раздражают, на прогулку выйти нет сил. «В такие дни у меня есть одно спасение. Единственное серьёзное занятие, на которое я способна, — это вышивать бисером оклад иконы. Вон стоит у меня образ Николы Угодника, с окладом, вышитым до середины лика. Каждый приступ унылости — это рядков десять — и проходит. Бисеринка за бисеринкой — и всё становится на свои места. Пять лет уже вышиваю. Так что по количеству рядков можно сосчитать среднее количество нападок ипохондрии в год».

Вот уж точно: самый страшный враг уныния — это наша системная инициатива.

Что общего между унынием и ленью?

В IV в. н. э. христианский богослов Евагрий Понтийский написал учение «О восьми злых помыслах», в котором сказано:

Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия и после него — блуда, третий — сребролюбия (алчность — прим. ред.), четвертый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти или не приводили — это зависит от нас.

Во второй половине VI в. папа Григорий I Великий в сочинении «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» объединил в один грех печаль с унынием, тщеславие с гордыней и добавил зависть. В итоге вместо 8 злых помыслов стало 7: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие, похоть.

В XVIII в. учение о семи смертных грехах проникает в русское православие. В частности, его активно проповедует епископ Русской православной церкви Тихон Задонский. Именно он впервые поставил на одно место уныние и лень. Но что между ними общего?

Святые отцы видели тесную связь между двумя этими понятиями и считали, что лень порождает уныние

Например, богослов Игнатий Брянчанинов раскрывал грех Acedia, или уныния, как «леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние». А преподобный Амвросий Оптинский писал, что «уныние значит ту же лень, только хуже

От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает»

А преподобный Амвросий Оптинский писал, что «уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».

Почему лень или уныние — это смертный грех?

Христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря Иоанн Лествичник считал, что унывающий человек — это «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив». По мнению церкви, к унынию и лени людей подталкивает сам бес. Он искушает жертв, которые в состоянии душевной горечи отказываются выполнять все свои религиозные обязанности.

Очень точно об этом грехе написал автор сочинений философско-моралистического характера Франсуа VI де Ларошфуко:

«Леность — это самая безотчетная из всех наших страстей. Хотя могущество ее неощутимо, а ущерб, наносимый ею, глубоко скрыт от наших глаз, нет страсти более пылкой и зловредной. Если мы внимательно присмотримся к ее влиянию, то убедимся, что она неизменно ухитряется завладеть всеми нашими чувствами, желаниями и наслаждениями… В ленивом покое душа черпает тайную усладу, ради которой мы тут же забываем о самых горячих наших упованиях и самых твердых намерениях. Наконец, чтобы дать истинное представление об этой страсти, добавим, что леность — это такой сладостный мир души, который утешает ее во всех утратах и заменяет все блага».

Отметим, что сегодня лень и уныние больше не ставят на одно место в списке смертных грехов. Западные цивилизации считают пороком лень, в русской православной традиции таковым осталось уныние.

Молитвы от одиночества

  • Единственный выход – постоянные молитвы и избегание одиночества.
  • Ни в коем случае не рекомендуется замыкаться в себе, а, наоборот, начать вести более активный образ жизни.
  • Посещать новые места, отдыхать на природе с друзьями, ходить в кино, театры или на выставки.

Что советуют психологи

  • Психологи сходятся в едином мнении, что избежать начинающейся депрессии можно только при спортивных занятиях и подвижном образе жизни.
  • Физические упражнения способны избавить от накопившейся негативной нагрузки на мозг, помогая стать уверенным в себе человеком.
  • Церковь, со своей стороны, призывает пустить веру в свое сердце, искренне обращаясь к Богу ежедневно со словами молитвы.

В церковных канонах для этого есть специальная молитва:

Риск суицида

Недостаточная уверенность в своих способностях, отказ от попыток улучшить положение вещей или неспособность изменить свою жизнь парализует нас с такой силой, что мы сами отказываемся от борьбы.

Если эти ощущения глубоко проникают в наш мозг, то возникает риск появления суицидальных наклонностей.

Как не унывать в трудной жизненной ситуации и научиться справляться с возникающими невзгодами, которые непонятно откуда возникают и куда уходят? А делать что-то нужно обязательно, так как в конечном итоге в нашем сознании может глубоко засесть мысль, что все предпринимаемые попытки бесполезны, и изменить ничего нельзя.

Найти причину депрессии

Перед тем, как начать избавляться от негативных эмоциональных всплесков, следует выявить причину такого положения дел.

Она может быть довольно серьезной:

  • длительная болезнь,
  • падение по карьерной лестнице,

или самой обычной:

ежедневная рутина на работе или дома, которая больше не радует.

KONSPEKTY.NET

Уныние трактуется в православии как смертный грех. Под воздействием неблагоприятных факторов человек нередко впадает в уныние или скорбное состояние. Уныние порождает отчаяние, скуку, печаль, кручину, меланхолию и хандру. А современная медицина называет такое состояние депрессией.

Почему уныние считается грехом?

С точки зрения православия, уныние относится к 8-му смертному греху, то есть такому греху, который непосредственно разрушает человеческую душу, а соответственно, и тело. «Злое разление» — так называет это состояние священник Олег Моленко. Подвергаясь унынию, человек делается ленивым, ему тяжело принудить себя даже к мало-мальски спасительному делу. Унылый ничему не радуется, ничем не утешается, ни на что не надеется и ни чему не верит. Существует меткая поговорка – «унылый дух сушит кости».

Уныние, как, впрочем, любой грех, берет начало не от Создателя, корни этого негативного чувства в преисподней. Любой человек на время может подвергнуться воздействию уныния, а некоторые просто одержимы этим духом. Такие люди склонны чрезмерно жалеть себя, отличаются повышенной ранимостью, обидчивостью, концентрацией исключительно на своей личности, завышенной самооценкой. Общаться с такими очень тяжело. Они буквально во всем видят подвох, желание других обидеть или унизить их. На лице таких людей зачастую печать греховности уныния, искажается и их духовный мир. Ведь никто не отменял истину: о чем помышляешь в сердце, таков ты и есть.

Вообще, библейские упоминания о сердценадо понимать, как дух человека. Чуткие исследователи Священного Писания отмечают три составляющие, из которых и слагается дух. Это интуиция, совесть, способность восприятия голоса Божьего. Также и у души есть 3 составляющие – воля, чувства, ум. Дух и душа заключены в теле. Поэтому человека с этой точки зрения можно рассматривать как дух, вместивший в себя душу и находящийся в теле.

Православные объясняют, почему уныние считается грехом тем, что это чувство способно проникать в душу, укореняться в ней, а затем, подобно вирусу, поразить и дух человека, разрушая его и духовно и на физическом уровне.

Как противостоять унынию?

Согласно притче 17:22, «сердце веселое подобно благотворному врачеванию, унылый же дух сушит кости». В костях у нас находится костный мозг. Именно в нем происходят процессы созревания клеток крови и имунной системы, чрезвычайно важных для правильной работы всех систем организма. При нехватке этого вещества возникают тяжелые заболевания. Человек, пребывающий в постоянном унынии, отличается и характерной вялой походкой, безразличной манерой общения, апатией.

Святые Отцы советуют не унывать даже в самом отчаянном положении, а во всем полагаться на Спасителя. При этом игнорировать душевную проблему не стоит, а постараться понять причины ее вызвавшие. А еще чаще славить Бога. Его любовь найдет выход и из самой тупиковой ситуации. Контролировать свои мысли, чтобы негативные эмоции не доминировали над нами. Не справляетесь сами, молитвенно просите духовной поддержки.

Впрочем, нелишне будет обратиться и к квалифицированной медицинской помощи. Медики накопили большой опыт лечения депрессивных состояний. А народная медицина в качестве проверенного средства рекомендует трудотерапию, особенно на свежем воздухе.

Скачать данный материал:

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(Пока оценок нету) Loading…

  • Как победить депрессию уныние и тоску?
  • Как победить боязнь сцены?
  • Как победить жалость к самому к себе?
  • Как победить страх и неуверенность в себе?
  • Видео: Как победить депрессию и вернуться к жизни?
  • Видео: Как победить депрессию, уныние и тоску?
  • Как избавиться от тоски и уныния?
  • Как победить депрессию и вернуться к жизни?
  • Как победить страхи и депрессию своими силами?
  • Как победить депрессию самому?
  • Как победить стыд и не краснеть?
  • Конспект книги: Нейл Фьоре — Психология личной…

Уныние что это за грех

Грех уныния оберегается одним из Демонов, который старается не допустить человека к согласию с самим собой и полному примирению с Господом.

Его действия доводят человека до:

  • апатии,
  • снижения жизненных сил,
  • ощущения собственной ненужности,
  • потере интереса к происходящим вокруг нас событиям.

Помогают ему в этом Неведение и Забвение.

Это двое других наиболее сильных демонов-исполинов.

  • Еще состояние уныния называют злым проявление Ленности.
  • Хандра удерживает человека от походов в церковь, молитв и иным спасительным богоугодным делам.
  • Его охватывает безысходные чувства безразличия и равнодушия.
  • Ни в каких поступках и делах он не находит радости и утешения.
  • В такой ситуации часто возникает отторжение окружения, человеку ничего не мило, он никого не хочет видеть.

Десять Божьих заповедей перечисляют действия и помышления, которые отступают от праведной жизни.

Как бороться с унынием

Бороться с унынием помогает воля человека, его способность заставлять себя делать то, чего не хочется. И главное условие в этой борьбе — постоянство. Необходимо постоянно заставлять себя придерживаться привычного распорядка дня, нагружать себя работой. При этом не отдаляться от друзей и родственников, не зацикливаться на предмете уныния. Одним из лучших решений в этой ситуации является изматывающий физический труд. 

Другое оружие, которым нужно бороться с любым грехом и в особенности с унынием, это молитва. Молясь, мы и разумом, и душой устремляемся к Богу, Единственному, кто может помочь нам победить грех.

Действительно, если уныние побеждает тебя, отвлекает от молитвы, мешает сосредоточиться, то бросить молитву — значит поддаться греху. Молитва приводит душу в сосредоточенное состояние и помогает победить страсть.

В состоянии уныния следует читать 26, 36, 39, 53, 101 псалмы. Также полезны молитвы об избавлении от уныния святого Иоанна Кронштадтского или святого Дмитрия Ростовского.

Избавление от страстей через исповедь

Многие знают, что грехи в православии отпускаются с помощью исповеди. Но так ли все просто? Некоторые считают, что эта дорожка проста – нагрешил, исповедался, и снова можно грешить. Однако на деле все обстоит не так.

Креститель Иоанн сказал:

Важно исповедоваться не формально, говоря лишь «грешен», а подробно рассказать священнику о каждом эпизоде, являющемся греховным. Исповедоваться советуют у одного и того же священника, однако, это не всегда возможно

Главной задачей остается действительно раскаяться в грехах, испытать стыд и покаяние, отнестись к исповеди серьезно, тщательно подготовиться и ничего не упустить.

Не бывает безгрешных, абсолютно праведных и чистых помыслами людей. Даже монахи годами отмаливают свои грехи, борются со страстями, искушениями и дурными помыслами. Что говорить об обычном человеке, далеком от религии и веры. Самым непростительным грехом будет не Гордость, Гнев или Зависть, а нежелание признавать греховность, отрицание покаяния, непринятие исповеди. Как только человек признается в том, что он грешен, он становится на шаг ближе к Господу.

Греховное уныние — это сознательное подчинение лени, отказ от желания стать лучше

Но какое уныние тогда — грех? Чтобы это понять, надо дополнить размышления преподобного Иоанна Лествичника цитатой преподобного Амвросия:

Амвросий

Преподобный

То есть уныние — это не просто упадок настроения, но и наплевательское отношение к жизни, сознательно культивируемая слабость.

В ряде ранних христианских источников уныние определяли как отсутствие стремления к радости. Таким образом, мы можем сформулировать, что же такое греховное уныние: это сознательный отказ от радостей в пользу тоски и бездеятельности.

Уныние — это сознательный отказ от радостей в пользу тоски и бездеятельности.

Иначе говоря, человек просто начинает впустую проводить жизнь, ни к чему не стремится и не собирается ничего с этим делать. Состояние растения и намеренное нарушение Божественного замысла: пренебрежение подарком Всевышнего — жизнью, без пользы, без смысла, только из-за потворства эмоциям и лени.

Два вида печали и плача

   Уже сие одно свидетельствует, что уныние, переходящее в отчаяние, — это,в буквальном смысле, смертный грех! Это же подтверждается и Св.Писанием. Как говорит св.ап.Павел

«Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор.7: 10). 

   Это значит, что, когда мы печалимся и плачем, из-за своих грехов потеряв благодать Божию, это вызывает в нас покаяние и способствует нашему спасению. Когда же мы печалимся, впадаем в уныние, потеряв некие мирские, земные и скоропреходящие блага, то такие печаль и уныние, если мы непомерно предаемся им, сначала содевают в нас смерть духовную, а затем, согласно вышесказанному, могут привести нас и к смерти телесной!

   С другой стороны, отступление от Бога нашего народа вызвало и наказание Божие, продолжающееся уже более 100 лет. Не случайно Анна Ахматова назвала XX столетие – «век волкодав».  Многочисленные беды общественные, беды личные естественно вызывают у многих уныние и отчаяние. И то, что наш народ все-таки выжил в «век волкодава», свидетельствует, что он не до конца утратил православную веру!

Как бороться, когда ничего не хочется делать

   Интересная деталь: добродетель противоположная страсти уныния – это мужество. Поскольку же оно скорее приличествует мужчинам, чем женщинам, можно понять, что последние более подвержены этой страсти. Правда, русская женщина по своей природе более мужественна, чем другие представительницы сего пола. Как совершенно правильно сказал поэт: «Она коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». 

   Однако другой поэт сказал о той же русской женщине иное

Так что, заканчивая эту мысль, такое бесконечное, условно говоря, «конескакание и избогорение» может кого угодно ввести в уныние, не только женщин, но и мужчин! Но тем не менее православный христианин не должен поддаваться сему, не должен расслабляться, помня, что с ним Бог! 

   Итак, как же бороться с грехом (страстью) уныния? Обычно у православных оно, так сказать,   естественным образом начинается после более или менее длительного пребывания без Таинств Покаяния и Евхаристии. Дело в том, что после исповеди в Церкви и причащения православный получает благодать, которая может преобразовываться в духовную и даже физическую энергию, дающими христианину силы для совершения им своих подвигов молитвы, поста, бдения и прохождения других добродетелей; да и просто для исполнения им своих житейских обязанностей.

   Когда же оный длительное время пренебрегает этими Таинствами, то под действием бесовских прилогов его душа и тело теряют эти энергии, теряют силу, они слабеет, как бы ветшает. Как говорит о сем пророк и псалмопевец Давид: «Обетшах во всех вразех моих» (Пс.6: 8). Тогда-то и приходит к человеку уныние, которое, согласно только что сказанному, многие святые отцы еще называют ленью.

Это интересно: Как победить коварный грех лени

   Отсюда становится ясным, что первое средство или главное оружие православного христианина в борьбе с унынием – это регулярные исповедь и причащение. Если оный правильно или хотя бы достаточно долго совершает сие, то он сам почувствует, как упомянутые Таинства изгоняют из его души и тела уныние да лень, подавая ему духовно-телесную энергию и силы. 

Интересный фактЕсли  человек пребывает в глубокой, длительной депрессии необходимо, наряду с духовными средствами лечения этого недуга, прибегать и к помощи медицины. 

   Частным средством в борьбе с этим грехом святые отцы еще считали псалмопение и рукоделие. И действительно, систематическое чтение Псалтири возгревает в нас веру в Бога, в то, что Он – Всемогущ, что всегда рядом с нами и всегда готов нам помочь. Чем естественно изгоняется уныние. 

   Что же касается рукоделия, то это, в общем-то, для монахов. Для подавляющего большинства наших семейных православных христиан надо заменить слово «рукоделие» на слово «семья». А как это получается, объясняет святитель Иоанн Златоуст. Процитирую сие по памяти.

   Конечно, для нашего поганого времени картина несколько идиллическая, но согласитесь, что-то в ней есть и сейчас! Как говорил некий известный юморист: «Огонь уже угас, но дым еще идет»!

В заключении всем, кто намерен бороться с унынием, можно предложить совет преподобного Амвросия, старца Оптинского:

Прот. Георгий Городенцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector