Лавра уходит в небо. памяти насельников троице-сергиевой лавры

Содержание:

Успенский собор

Лавра Сергиева Посада славится еще одним уникальным собором. Его строительство началось в 1559 году и было завершено в 1585-м. Иоанн Грозный, крестившийся в Лавре, задумал создание представительного Успенского собора, который должен был с точностью повторять очертания одноименного храма Московского Кремля. Но новое строение не стало копией уже существующего храма.

Пятиглавая постройка огромных размеров выглядит очень компактно и органично вписывается в архитектуру комплекса. Ее верхнюю часть украшают фрески. Здание состоит из большого верхнего этажа, а также подклета с двумя приделами. Оформлял иконостас собора знаменитый мастер Симон Ушаков, над фресками работали выдающиеся представители иконописной школы Москвы. У стен Успенского собора находится захоронение Бориса Годунова.

Иеродиакон Каллист (Косулин)

Иеродиакон Каллист отошел ко Господу в возрасте 57 лет утром 8 мая. У него была коронавирусная инфекция. 

Иеродиакон Каллист (в миру Косулин Станислав Викторович) родился 22 июня 1962 года в Новосибирске. Таинство Крещения принял в возрасте 30 лет в Кафедральном Вознесенском соборе города Новосибирска.

В 2008 году Станислав Косулин подает прошение о принятии его в число братии Лавры.

Основное послушание отца Каллиста было на Ключарне Лавры. К исполнению этого послушания он подходил с большой ответственностью. Приходилось вставать раньше всех (чтобы выдать ключи всем пономарям храмов), а ложиться — позже всех (пока все храмы не закроются после уборок). Зимой же было необходимо просыпаться еще раньше, чтобы расчистить дорогу для братии к Ключарне.

Отец Каллист был добр и всегда старался поддержать братию в трудную минуту приветливым словом и искренней улыбкой.

Начало ХХ века – судьба во время революции

В 1919 году, после революционных событий, обитель закрывается, ее имущество национализируется. Монахи изгоняются вместе с наместником лавры. Вместе с тем новая власть осознает историко-культурную ценность монастыря.

Для сохранения наследия и спасения его от мародеров создается комиссия, которая призвана оценить имущество лавры с точки зрения его художественной и исторической ценности. В состав комиссии вошли глубоко верующие люди, которые не только описали и оценили, но и сделали все возможное, чтобы сохранить духовное наследие.

Важно знать: после национализации имущества лавры, новыми смотрителями и сторожами стали монахи. Была предпринята огромная работа по сохранению наследия и особенно мощей преподобного Сергия

Многие годы часть мощей были спрятаны, было сделано все, чтобы они не подверглись поруганию и гибели.

В 20-е годы здесь был открыт музей, приобретший позже статус антирелигиозного. Основная борьба развертывалась вокруг мощей Преподобного Сергия, которые на протяжении нескольких десятилетий были выставлены в качестве главного экспоната музея. Загорский историко-краеведческий музей – так теперь называлось место, постепенно ветшал, здания разрушались и теряли свой первоначальный облик, многие здания были перестроены в жилые помещения, школы и склады.

Интересные факты и легенды

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря окружён интереснейшими мифами и легендами.

История, подлинность которой достоверно установить нельзя, по апокрифическим источникам произошла после того, как несколько священнослужителей и членов прихода, под руководством служителя лавры отца Павла Флоренского, а также искусствоведа-мирянина Юрия Олсуфьева, узнав о грядущем надругательстве над святыней и опасаясь страшного исхода, по благословенью патриарха Тихона, решили проникнуть в собор и похитить голову Сергия Радонежского, подменив её черепом из семейного склепа семьи Трубецких, который располагался на территории монастыря…

По другой версии, план по выкрадыванию головы пр. Сергия заговорщики осуществили в 1920-м году, уже после того, как мощи были выставлены на всеобщее обозрение.

Голова основателя монастыря была перевезена в ризницу, после чего, Юрий Олсуфьев, проживавший в Сергиевом Посаде, оставил святыню на сохранение у себя дома, где она находилась до 1928 г, пока не была закопана им в саду.

Преследование властей заставило его бежать, однако то, что знал только сам Олсуфьев — адрес и расположение священной реликвии, он успел передать новгородцу Павлу Огурцову (в будущем — новгородскому епископу Сергию), ставшему членом священной миссии.

Павел Огурцов не отрёкся от своей миссии и приехал в указанное место, в поместье Олсуфьева в Сергиевом Посаде, где отыскал назначенное место в саду и откопал великий клад — дубовый ларец, в котором хранилась голова преподобного Сергия.

Нужно понимать, что всех активных участников сопротивления рано или поздно вылавливали и наказывали. Первым был отец Павел Флоренский, осуждённый в 1933-м году, а в 1938-м году был отправлен в тюрьму и Олсуфьев.

Главным хранителем священного предмета остался П.Огурцов, который накануне своего отправления на фронт перевёз главу под село Виноградово, что в городском округе Мытыщи.

Тем не менее, ещё до начала ВОВ мощи вернулись в раку и были переданы Троицкому собору, однако сам собор на тот момент являлся просто частью экспозиции Загорского исторического музея. Однако по окончанию войны советская власть заметно смягчила отношение к лавре и уже в 1946 году монастырь был вновь открыт, а позже туда были возвращены и мощи преподобного Сергия.

Тогда, в праздник пасхи, тяжёлую раку с мощами, которая весила до шесятидесяти пудов, на одних руках дотащили до Успенского собора и провели первую за долгое время службу. Таким образом Троице-Сергиевская Лавра окончательно вернулась в лоно Русской Православной Церкви.

Святыни

Черниговский скит в Сергиевом Посаде обладает удивительной мощной энергетикой. Место, намоленное несколькими поколениями монахов, имеет ауру святости, здесь возникает чувство умиротворения и спокойствия. Все проблемы вдруг теряют свою остроту, и возникает уверенность в помощи свыше.

Здесь нет суеты и показной набожности, сюда еще не проник дух бизнеса от веры, которым грешат, к сожалению, многие знаменитые Храмы.

В Черниговском скиту хранятся святыни:

  • В соборе хранится главная святыня монастыря – мощи святого преподобного Варнавы, причисленного к сонму радонежских святых. С древнееврейского «Варнава» переводится как «сын утешения». В Черниговском ските он прожил 47 лет, из них 33 в образе святого старца. К нему приезжали, ищущие утешения и укрепления веры, паломники со всей России. В день он мог принять и исповедать до 500 чел. В частности, сам император Николай II приезжал к нему в 1905 г. вместе со всей семьей. Наместник Троице-Сергиевой Лавры назвал Варнаву «народным духовником».
  • В нижней церкви Боголюбской киновии захоронены мощи Блаженного Филиппушки. Когда-то Филипп Хорев, крестьянин, родом из Владимирской губернии, имел семью и детей. Но посетившее его однажды озарение заставило бросить налаженный быт, семью и отправиться странствовать по Руси. До поселения в скиту он много лет юродствовал. Зимой и летом он ходил босым, голодал, носил нищенские обноски, мучил себя ношением вериг. Филиппушка питался подаянием, отличался необыкновенно кротким нравом и даром предсказания, его называли «прозорливым».
  • На территории Скита находится захоронение Александры Григорьевны Филипповой, когда-то передавшей обители икону Черниговской Божьей матери. Свои последние годы она прожила в доме престарелых при ските, много молилась, свято соблюдала все церковные каноны.
  • К двум главным чудотворным иконам Храма постоянно подходят и подолгу стоят люди, истово крестясь и шепча свои молитвы, многие стоят на коленях. Кандило (подсвечники) перед ними всегда полны горящих свечей: список с чудотворной иконы Черниговской Божьей Матери (14 сентября — Престольный праздник). Впервые икона явила чудо в 1869 г., исцелив парализованную женщину еще в Пещерной церкви Черниговской обители. Старинная икона неоднократно являла чудеса исцеления, их было зафиксировано свыше 100; список с Иконы «Нерушимая стена» защищает от сглаза, порчи, проклятия, от потери имущества, спасает во время стихийного бедствия, эпидемии, вражеского нашествия.
  • Важнейшей святыней скита, чтимой и бережно охраняемой, является один из 2 священных камней, с иссеченными на них православными крестами, привезенных в дар скиту из Иерусалима русским историком и писателем А.Н.Муравьевым. Сохранившийся камень взят был Муравьевым в Гефсиманской пещере, от гроба Богородицы. Камень вставлен в киот, под ним поясняющая надпись: «на благословение Новой Гефсимании».
  • В специальной раке в пещерном храме хранятся мощи святых Киево-Печерской Лавры. Приложиться к ним приходят паломники, одолеваемые болезнями и несчастьями.
  • У входа в храм находится икона Божьей Матери «Молящаяся». Перед ней молятся для обретения и укрепления веры.
  • На север от главного Собора на территории обители находятся захоронения монахов, попечителей и благотворителей. Здесь же лежат останки знаменитых русских публицистов и философов:
  • Константина Николаевича Леонтьева (врач, дипломат, писатель и философ, принявший монашество под именем Климент);
  • Василия Васильевича Розанова, русского религиозного философа, мыслителя и писателя.

Что посмотреть?

В Сергиевом Посаде и за его пределами есть несколько мест, которые обязательно должен посетить каждый, кто оказался в этом городе. К основным достопримечательностям, которые не только включает в себя любой путеводитель, но и советуют местные жители, относятся перечисленные ниже.

Красногорская площадь

Считается, что эта площадь – ровесница города. После появления Сергиева именно на этом месте располагались первые торговые ряды, по выходным устраивались ярмарки, проводились церковные праздники.

Во времена СССР площадь называлась Красная и Советская, но в 70-х годах прошлого века вернула своё исторического название.

Гефсиманский Черниговский скит

Расположен в 3 км от центра Сергиева Посада, в посёлке Каляева, на улице Гефсиманские пруды, 1.

Был основан в 1844 году. Сегодня он является действующим мужским монастырём, однако регулярно проводятся экскурсии как в монашеские кельи, так и в небезызвестные пещерные храмы.

Так же проходят открытые богослужения, их расписание можно узнать на сайте монастыря.

Рядом со зданием есть святой источник. Об экскурсии стоит договариваться заранее.

Памятник святым Кириллу и Марии

Установлен на проспекте Красной Армии, 136а в 2014 году.

Скульптурная композиция состоит из членов семьи Сергия Радонежского: его родителей Кирилла и Марии, братьев Петра и Стефана, и самого Варфоломея (настоящее имя Сергия Радонежского). Автором монумента выступил скульптор К. Чернявский.

Рядом расположен городской сквер.

Успенская церковь

Находится на улице Болотная, 39.

Храм появился в 1789 году. В военный период сильно пострадал, частично был разрушен. Восстановлением занялись только в 1990 году, так же к основному зданию были пристроены колокольня и трапезная. Крещение прошло весной 2003 года.

Сегодня внутри находится иконостас, который состоит из 45 редких икон. Регулярно проводятся богослужения.

Памятный крест

Находится в начале улицы Вифанская. Появился на этом месте в декабре 2012 года.

Скульптура посвящена пострадавшим за веру в годы гонений и репрессий ХХ века. Установлен на средства, выделенные фондом имени Павла Флоренского.

Петропавловская церковь

Расположена на улице Первой Ударной Армии, 17. Основана в 1818 году.

Во время войны выполняла функцию склада, была разрушена. Восстановлена в 1990 году. Является подворьем Троице-Сергиевой лавры.

Мемориал Славы и Вечный Огонь

Установлен на братской могиле в мае 1950 года. Является памятником доблести советских воинов во времена Великой Отечественной войны.

Адрес: проспект Красной Армии, 127 Б.

Музей «Сергиевская кухмистерская»

Здесь посетителям расскажут об истории заведений общепита XIX-XX веков, предложат ознакомиться с кухонным оборудованием того времени, вариантами сервировки столов, рецептами национальных блюд. На территории музея действует кафе и леденцовая лавка.

Адрес: улица Карла Маркса, 7.

Заповедник «Абрамцево»

В 14 км от Сергиева Посада находится заповедник «Абрамцево», все достопримечательности которого можно обойти за один день. Это место привлекательно тем, что на территории усадьбы, в разные годы, жили работали знаменитые художники, скульпторы и писатели, которые оставили свой след не только в отечественной истории искусств, но и были известны далеко за пределами страны.

Сегодня здесь действует несколько экспозиций, каждую из которых может посетить любой желающий как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы в сопровождении гида: Усадебный дом, Церковь Спаса Нерукотворного, Парк, Поленовская дача, Кухня, Баня-теремок, Студия-мастерская.

Важно! Фото- и видеосъёмка в музее-заповеднике платная. Стоимость билета на общий обзор – 500 рублей

Стоимость билета на общий обзор – 500 рублей.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Рассказывая о достопримечательностях Сергиева Посада, нельзя не упомянуть о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Этот крупнейший мужской монастырь имеет статус ставропигиального, что означает его независимость от местной епархиальной власти.

Он был основан в 1337 год, и до сих пор является символом Посада, включающим в себя монастырь, паломнический центр, несколько дополнительных сооружений и памятников, издательство, духовную академию. Тут хранятся мощи основателя монастыря.

В настоящий момент Братия Лавры состоит из 190 монахов.

Экскурсии проводятся каждый день с 09:00 до 18:00.

Забвение и возрождение духовной святыни

После революции монастырь разрушили, а в монашеских кельях были оборудованы коммунальные, небольшие квартиры. По территории монастыря проложили автомобильную дорогу, а Троицкий собор вместе с его колокольней взорвали. Даже фундамент вырыли до основания, а на его месте образовалась мусорная свалка.

И только в 1995 году это место рождения святого взяла под свою опеку Троице-Сергиева Лавра. И здесь, на малой родине Сергия Радонежского, началось возрождение Свято-Троицкого Варницкого монастыря. Вы можете посмотреть это видео о возрождении святой обители.

Вновь был выстроен прекрасный Троицкий собор с колокольней. Правда, во время нашего приезда он находился в строительных лесах.

Троицкий собор был восстановлен в 2005 году на прежнем месте, в тех же размерах и в том же стиле, как и первый каменный собор, построенный епископом Афанасием в 1771 году и разрушенный в 1930-е годы. Красный цвет храма — пасхальный цвет Воскресения Христова.

Появился новый, величественный, очень красивый храм в честь преподобного Сергия Радонежского.

Внутренне убранство пока до конца не восстановлено. Возведен красивый иконостас, возможно, со временем будут расписаны и стены.

В северной надвратной церкви проводится священный обряд Крещения. Посередине этого храма установлена большая купель. Церковь эта посвящена родителям святого — преподобным Кириллу и Марии, которые были похоронены в Хотьковом Покровском монастыре в Московской области.

Это был один из первых храмов в России в честь родителей преподобного Сергия Радонежского. В настоящее время их мощи находятся на месте захоронения: Покровском монастыре Хотьково и являются его главной святыней.

На территории мужской обители в 1991 году восстановлен Сергиев колодец.

Вы можете легко сориентироваться в многочисленных монастырских постройках, посмотрев на план Варницкой обители.

Нужно отметить, что восстановленные здания монастыря — собор, стены, башни — не являются точными копиями первоначальных построек.

Возле Сергиевского собора в 1992 году установлена часовня, освященная в честь Сергия Радонежского. Она возведена в память о разрушенном в 20 столетии Троицком храме.

Расписание богослужений

Так как обитель действующая, вход в нее свободный. В монастыре ежедневно совершаются богослужения и молебны, читаются акафисты перед святыми иконами. График чтения утренних и вечерних молитв традиционный. К данному действию всегда могут присоединиться посетители комплекса. Здесь же организуют панихиды, отпевают и практикуют многодневные поминовения и Сорокоусты о тяжелобольных. Гости монастыря также могут воспользоваться свечным ящиком и поставить свечу за желаемого человека.

Официального сайта у Острово-Езерского комплекса нет, интересующую информацию можно уточнить по телефону.

Вячеслав Маслов

Смута

Зачем в боковых воротах Троицкой церкви дыра? Почему её не заделают? Потому что это память. В ворота попало пушечное ядро. Случилось это в Смутное время, в начале семнадцатого века.

Смутное время — это когда одна династия русских князей и царей прервалась, а другая ещё не появилась. Россия осталась без сильной власти. На престоле всё время менялись князья, цари, появлялись разные самозванцы, которые хотели незаконно занять трон…

Вот сел на престол государь Василий Иванович Шуйский. Русская Церковь его признала. И Троице-Сергиев монастырь царя поддерживал. Но рядом с Москвой, в Тушине встал с большой армией самозванец Лжедмитрий II. Он выдавал себя за законного царевича, сына Ивана Грозного, которого на самом деле убили в детстве. В войске Лжедмитрия служили самые разные люди: беглые казаки, изменники-дворяне, поляки, литовцы… Все хотели отличиться и получить от фальшивого царевича награды и почести.

Лжедмитрий решил напасть на Троице-Сергиев монастырь. Зачем? Если бы он захватил обитель, он бы и Москву легко окружил, и быстро разбил бы оборону Шуйского. Но главное — самозванец понимал: если его поддержат в монастыре преподобного Сергия, ему и власть в стране захватить будет легко! А польские паны и казачьи атаманы, которые были рядом с Лжедмитрием, мечтали не столько о власти, сколько о сокровищах: думали, что ограбят монастырь и получат кучу денег.

Войска Лжедмитрия под управлением польско-литовского гетмана Яна Сапеги и пана Александра Лисовского осаждали монастырь Сергия Радонежского больше года — с октября 1608 по январь 1610. Что значит «осаждали»? Это значит — стояли под стенами монастыря, никому ни войти, ни выйти не давали, морили всех, кто был в обители, голодом, обстреливали, пытались сделать подкоп и время от времени штурмовали. И всё ждали, когда же защитники сдадутся.

Внутри монастырских стен оружие могли держать всего две-три тысячи человек: монахи, стрельцы, несколько опытных военачальников из дворян и крестьяне из окрестных сёл. А врагов снаружи было в несколько раз больше! Против каждого защитника обители получалось от четырёх до семи вражеских воинов! Правда, у Лавры имелись отличные пушки. Такие, о которых Сапега с Лисовским могли только мечтать.

Лжедмитрий надеялся, что защитники Лавры не станут рисковать жизнью ради царя Василия, а быстренько признают самозванца законным правителем и выдадут ему казну. Но участники обороны сдаваться не собирались! Ряды защитников таяли. Люди умирали от голода и ран. К лету 1609 года в монастыре из трехсот монахов осталось сорок, а способных воевать ратников — не больше двухсот. Подкрепление не могло прорваться в обитель. Вот в эти-то страшные дни и пробило пушечное ядро двери Троицкого храма — прямо во время богослужения.

Много полегло наших, но врагов — ещё больше! Стрелецкие отряды нападали на них, выбираясь из монастыря. Артиллерия била с монастырских стен, ратники осыпали неприятеля свинцом. Войска Василия Шуйского подпирали с внешней стороны. Каждый день случались стычки и бои. Пытались литовцы и поляки прорыть ход под стенами — не вышло… Измотались бойцы Лжедмитрия, устали.

7 августа 1609 года враги всё же решились на большой штурм. Армия Сапеги была уверена в победе, а двести защитников обители, голодных, израненных, ослабленных готовились к гибели. И вдруг… сами наступавшие стали бить друг друга! Как так? Оказывается, иностранные солдаты услышали в ночной тьме, как их союзники говорят по-русски, решили, что это противник, запутались в сигналах и… напали на своих! А из Троицкой обители их всех осыпали ядрами монастырские пушки! Ура! Штурм захлебнулся! А на помощь монахам уже спешило большое войско князя Скопина-Шуйского, сторонника царя Василия! Неужели осада закончится?

Лавра выстояла! Враг бежал! И наш народ поверил в свои силы. Стойкость, смелость защитников монастыря Сергия Радонежского подарили им надеж­ду, что неприятеля можно одолеть!

Всего через два года вокруг Троице-Сергиевой лавры собрались силы, которые помогли ополчению Минина и Пожарского дойти до Москвы и положить конец Смуте. А участники обороны обители потом признавались, что во время осады ночами видели на стене самого преподобного Сергия, который с молитвой обходил свою обитель.

Водопад Гремячий ключ


Неподалеку от Сергиева Посада расположен знаменитый источник «Гремячий ключ», представляющий собой каскад родников, бьющих из склона горы. Его высота 25 метров. Это место тесно связанно с преподобным Сергием. Согласно легенде, ключ появился после молитвы Сергия Радонежского во время его похода из Троицы в город Киржач. Источник стал центром паломничества огромного количества людей, которых особенно много собирается во времена церковных празднований, в частности, на Крещение. Вода в нем считается целебной, поэтому здесь обустроены купели. Прилегающая территория также облагорожена: повсюду проложены деревянные дорожки, вода подается по деревянным бревнам, напоминающим головы поверженного дракона.

В район водопада лучше проехать на автомобиле, однако, к самому источнику проще пройти пешком (около 3 км), так как для машин существуют два сложно преодолимых препятствия в виде ручьев, через которые нельзя проехать в плохую погоду.

Подробнее о том как доехать, можно прочесть тут. А тут есть схема как доехать до водопада Гремячий Ключ на общественном транспорте

Главные достопримечательности Сергиева Посада

Троице-Сергиева Лавра

Главной достопримечательностью города является, конечно же, Троице-Сергиев монастырь, история которого уходит во времена Золотой Орды — в 1337 год. Его основателями были монахи Покровского Хотькова монастыря Сергий и Стефан. В дальнейшем это церковное заведение стало играть важную роль в политике тогдашней Руси и получило статус Лавры — наиболее почитаемого монастыря.


Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия на битву с Мамаем в Троицком монастыре

Преподобный Сергий, прозванный Радонежским, в 1380 году благословил здесь на битву с татарами московского князя Дмитрия Ивановича и дал ему монахов Пересвета и Осляблю, которые пали в той битве. Такой шаг способствовал объединению тогда еще раздробленной Руси под властью Москвы. В 1408 году во время нашествии хана Едигея все постройки монастыря были сожжены. Но благодаря чудесному видению Сергия своему ученику Никону, братия была предуреждена о грядущем нашествии и успела укрыться, сохранив святыни и книги. В дальнейшем монастырь еще не раз играл ключевую роль в политической жизни страны. В нем крестили Ивана Грозного. В Смутное время монастырь выдержал 16-месячную осаду польского войска, что в немалой степени способствовало подъему русского самосознания у населения.

Царевна Софья и царевичи Иван и Петр (Петр Первый)

В 1682 году здесь от взбунтовавшихся стрельцов скрывались царевна Софья и царевичи Иван и Петр. Спустя несколько лет уже сам будущий Петр Великий укрывался тут от слуг царевны Софьи. Защищали молодого царевича, помимо монастырских стен, его «потешные полки». Именно из Троице-Сергиева монастыря Петр единовластным правителем уехал в Москву. Многие видные политические и духовные деятели покоятся на территории Сергиево-Посадской Лавры. Это сам основатель монастыря Сергий Радонежский, патриархи Московские Алексий I и Пимен, царь Борис Годунов, а также известные люди из древних боярских и дворянских родов.

Святыни Троице-Сергиевой Лавры

В 1422 году при строительстве первого каменного храма были обретены святые мощи преподобного Сергия, ставшие главной святыней Лавры, к которой и по сей день тянутся паломники.

Во время революции мощи святого Сергия были разорены. Монахи, опасаясь за их сохранность, спрятали главу святого. Об этой детективной истории снят документальный фильм «Пятое клеймо»

У северной стены церкви Сошествия Святаго Духа покоятся мощи преподобного Максима Грека, великого художника, мыслителя и соратника Андрея Рублева. Знаменитая Троица Андрея Рублева также является святыней этого монастыря. Сейчас тут хранится список с нее, а оригинал перевезен в храм при Третьяковской галлерее.

В Лавре находятся действующий Троице-Сергиев православный мужской монастырь и Московская Духовная Академия, а так же семинария, где готовят священников для служения. Тут же расположен Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник (Лавра)

  • Адрес: г.Сергиев Посад, пр-т Красной Армии, 144
  • Телефон: 540-63-58

Создание Успенского собора и других храмов

Успенский собор

В 1559–1585 годах в центре монастыря, на востоке Соборной площади, был возведен новый пятиглавый собор. На его закладке присутствовал Иван Грозный со своей семьей. Храм был построен по типу Успенского собора Московского Кремля, но уступал ему по размеру. Вместе с тем, построенный собор был больше других монастырских храмов.

Как и кафедральные соборы Владимира и Москвы, он получил название Успенского. В 1684 году стены, свод и столпы храма были украшены фресками на библейские темы. В северо-западной части собора расположена усыпальница семьи царя Бориса Годунова, над которой в 1780 году была устроена шатровая палатка, не сохранившаяся до наших дней.

Храм строился долго — около 25 лет, не хватало средств и, в основном, он возводился на царские пожертвования. Щедрые взносы на помин души убитого сына дал Иван Грозный. Но освящение Успенского собора произошло в 1585 году, после смерти Ивана IV, при третьем его сыне, царе Феодоре Ивановиче.

  • Напротив Успенского собора, с западной стороны Соборной площади, расположен Казначейский корпус братских келий. К нему примыкают:
    • с севера — Больничные палаты с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, возведенной в 1635–1638 годах
    • с юга — трёхэтажная Лестничная башня.
  • За храмом Зосимы и Савватия располагаются Крепостная и Келарские палаты, построенные на рубеже XVI–XVII веков
  •  В 1686–1692 годах была возведена великолепная, декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского, выполненная в стиле «нарышкинского» барокко
  • В этом же стиле в 1692–1699 годах на месте надвратной церкви в честь Сергия Радонежского у главного входа в монастырь был возведен пятиглавый надвратный храм в честь рождества Святого Иоанна Предтечи. Немалые средства на его возведение были пожертвованы купцом Григорием Строгановым
  • В том же стиле в северной части были построены Царские чертоги для размещения царской семьи
  • Надкладезная часовня была устроена в конце XVII века над открывшимся здесь источником целебной воды рядом с Успенским собором
  • Небольшая церковь во имя Михея Радонежского, ученика преподобного Сергия, свидетеля видения учителю Богоматери с двумя Апостолами. Церковь построена над гробом Михея Радонежского в 1734 году
  • Напротив больничных палат сооружена церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко
  • Митрополичьи покои, ныне это Патриаршие покои, являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Строение расположено в юго-западной части монастыря и относится к XVI–XVII векам
  • За несколько километров от монастыря Вы можете увидеть великолепную пятиярусную колокольню, это один из лучших памятников русского зодчества XVIII века.

Краткая история

История любви Петра и Февронии является одной из самых красивых легенд муромской земли. Живший в XIII веке князь Пётр заболел проказой, от которой его никто не мог излечить. Во сне князю было видение, будто исцелит его крестьянская девушка, дочь бортника, добывающего дикий мёд. Дева Феврония была мудрой, она умела лечить травами и понимала язык животных.

Свято-Троицкий монастырь с высоты птичьего полёта

После исцеления от недуга князь Пётр женился на Февронии, но вскоре супруги удалились в изгнание. Бояре не хотели мириться с простолюдинкой в княжеских хоромах.

Князь и его жена сели на лодки и странствовали по Оке, пока наконец бояре не образумились и не взмолились о возвращении супругов в Муром.

Троицкий собор с колокольней

Долго правила княжеская чета городом, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. В преклонном возрасте супруги приняли монашеский постриг и 25 июня 1228 года умерли в один день и час. Их тела поместили в отдельные гробы, но в утро похорон обнаружилось, что они лежат в одном саркофаге. С 1992 года мощи святых супругов покоятся в соборном храме Троицкого монастыря.

Церковь Сергия Радонежского

Как добраться из Москвы

Сергиев Посад находится в 70 км от Москвы.

На осмотр города хватает одного дня, поэтому на ночлег в Сергиевом Посаде редко остаются. Сообщение с Москвой быстрое и крайне удобное. Попасть из Москвы сюда можно следующими способами:

  • На электричке
  • На автобусе
  • На такси или собственном авто

Теперь более подробно о каждом из способов.

1) Электрички до Сергиева Посада идут с Ярославского вокзала. Время в пути — около 1,5 часов. Поезда ходят часто, интервалы, в среднем, около 20–30 мин. Скоростные поезда «Экспресс» идут и того быстрее — около 1 часа. Цена билета на пригородный поезд — 176 руб. (на момент написания статьи). Цена на скорый поезд — от 250 руб.

Расписание пригородных поездов смотрите на rasp.yandex.ru

2) Автобусы до Сергиева Посада отправляются с автостанции «ВДНХ» (автобус № 338), м. «Ботанический сад» и от ст. м. «ВДНХ» (Пр. Мира, 146). Время в пути сопоставимо с электричкой — около 1,5 часов. Цена зависит от перевозчика — в среднем, это 400-440 руб. Расписание автобусов смотрите здесь.

3) На авто из Москвы до Сергиева Посада надо ехать по Ярославскому шоссе (трасса М8). Поворот на Сергиев Посад — на 46-м км. Дорога занимает от 1 до 1,5 часов (в зависимости от пробок и начальной точки маршрута).

Bonus: Из Москвы есть интересная автомобильная экскурсия. В группе не более трех человек. Ссылка на гида: тут…

Троице Сергиева Лавра, высотный осмотр

Бессмысленно рассказывать, как выглядело раньше место будущей обители, сейчас Троице Сергиева Лавра – парадная витрина РПЦ. Современные технические средства, пока еще не запрещенные, помогают всесторонне ее показать с разной высоты. Крайняя северная точка территории находится в ее единственном остром углу, на первом высотном фото — справа. Прямая восточная стена обители оборудована двумя входами, в небольшом сквере перед ней – памятник Сергию Радонежскому. Выполнил статую скульптор Чухаркин, освятил Алексий II в 2000 году.

Крепостными стенами и сторожевыми башнями Троице Сергиева Лавра оборудована в XVI – XVII веках. Монастыри были настоящими оборонительными опорными пунктами, оснащались самыми передовыми на то время фортификационными сооружениями. Обитель в период Смутного времени выдержала долговременную осаду более года, отстояв казну и территорию. Главный вход на территорию оформлен Святыми воротами, позднее поблизости построены Успенские ворота, на оси одноименного собора.

Снижаемся к северо-западному углу

Заведенный с северо-запада аппарат передал фото со стороны сторожевых башен и шатровой церкви. На первом плане – Плотничья башня, выдающаяся за линию стен для ведения обороны против приблизившегося противника. Рядом отличающаяся от всех прочих Каличья башня из нескольких ярусов, завершенная оригинальной пирамидальной крышей. Протяженное здание с одиночной главой – Царские чертоги с домовой церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Храм отличается граненой формой позолоченного купола.

Сразу за Плотничьей башней – упомянутая шатровая церковь Зосимы и Савватия постройки первой половины XVII века. Одновременно построены Больничные палаты, где была лечебница, а сейчас – резиденция Наместника обители. Это церковное должностное лицо, которым Троице Сергиева Лавра управляется в повседневном режиме, не утруждая патриарха. Между шатровой церковью и главной колокольней – небольшая церковь Смоленской иконы Божией Матери, построенная завершавшим звонницу архитектором Ухтомским.

Продолжением снижение с востока

Находящуюся на первом плане надвратную церковь мы еще увидим, как и находящийся за ней расписной храм Сергия Радонежского с Трапезной. Ракурс демонстрирует главенствующее положение Успенского собора, крупнейшего строения обители, начатого строительством по приказу Ивана Грозного. Строили по аналогии с московским тезкой, кремлевским Успенским собором, но здешний получился крупнее. Иван Васильевич освящения не дождался, стройка заняла более четверти века.

Рассказать о колокольне лучше при более детальной демонстрации, как и о старейшем храме, который имеет Троице Сергиева Лавра. Троицкий собор приметен обильной позолотой главы и кровель, видна длинная очередь к мощам основателя монастыря

На этом фото стоит обратить внимание на использование декоративного озеленения, отличающееся от светских объектов. Здесь не следуют какому-то из крайних стилей дизайна, пейзажному либо регулярному

Деревья, кусты и травяные газоны не отвлекают внимания от главного, для чего существует Троице Сергиева Лавра.

Лавры Русской Православной церкви

В канун Октябрьской революции, а точнее по переписи 1914 года на территории России действовало 1025 православных монастырей. Известно, что монастырь монастырю – рознь. В зависимости от месторасположения, численности насильников, и достатка они делятся на лавры, подворья, скиты, пустыни, ставропигиальные, епархиальные и прочие.

Самыми авторитетными, почитаемыми, как правило ставропигиальными, то есть находящимися в непосредственном подчинении у Патриарха Московского и Всея Руси, являются лавры. На сегодняшний день на территории Российской Федерации существуют две лавры. Свято-Троицкая Александро-Невского в Санкт-Петербурге, созданная по инициативе Петра I. И Свято-Троицкая Сергиева Лавра, сыгравшая особую роль как в истории Российского государства, так и в становлении Русской Православной Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector