Святые отцы о семейных обязанностях христианина
Содержание:
- Почему мы гневаемся
- Святые Петр и Феврония Муромские
- Что такое христианская семья
- Ситуация 3. «Патриархальный» брак.
- Ответы на вопросы
- О таинстве брака
- О колдовстве
- Брак священника — свидетельство в этом мире
- Подготовка к браку
- Популярное за 7 дней
- Отношение к детям
- Святитель Василий Великий
- Развод и повторный брак в христианстве: можно ли еще раз венчаться?
- Как почитать того, кто проявлял насилие и унижал?
Почему мы гневаемся
— Мне кажется, что я не гневаюсь, а просто раздражаюсь.
— Это как? Если разражаешься, то должна посмотреть, нет ли в тебе страсти гнева. Одно дело, если человек в раздражении скажет резкое слово, потому что он устал, у него что-то болит, есть какие-то проблемы и т. д. Иной и на приветствие может ответить: «Да отстань ты!» — хотя ему ничего плохого не сказали, сказали только «здравствуй». Но человек устал, ему больно, поэтому так и реагирует. Ведь даже самый терпеливый ослик, если его перегрузить, будет лягаться.
— Когда у меня нет мира с собой, то меня раздражает любая мелочь.
— Если у тебя нет мира с самой собой — значит, у тебя духовное недомогание и неудивительно, что ты так реагируешь. Если человек болен, он иногда устаёт даже от звуков речи. То же самое, когда он в плохой духовной форме, у него нет трезвения, терпения, снисходительности.
— Геронда, почему я гневаюсь по малейшему поводу?
— Гневаешься, потому что думаешь, что всегда виноваты другие. В тебе гнев происходит от того, что ты принимаешь относительно других помыслы, приходящие слева.
Если будешь принимать помыслы, приходящие справа, то не будешь обращать внимания на то, что тебе сказали и как сказали. Будешь принимать ответственность на себя и не будешь гневаться.
— Но, геронда, я не могу поверить, что всегда виновата именно я.
— Похоже, что в тебе есть скрытая гордость
Смотри, осторожно, ведь гнев несёт в себе самооправдание, гордость, нетерпение, наглость
— Геронда, почему сегодня люди так легко раздражаются?
— Сейчас и мухи раздражаются! У них упрямство, настойчивость! Раньше, если ты муху отгонял, она улетала. Теперь упорно сидит… Но правда и то, что сегодня и некоторые виды деятельности не только не помогают обретению душевного спокойствия, но могут и спокойного от природы человека сделать нервным.
— Почему теперь, когда живу в монастыре, не гнева юсь, а в миру сильно гневалась?
Часто из-за внешних причин человек испытывает недовольство и срывается, потому что не испытывает удовлетворения от того, что делает и хочет чего-то другого. Но такое раздражение, как внешняя пыль, оно исчезает, когда человек находит то, к чему стремится.
Святые Петр и Феврония Муромские
День семьи, любви и верности, который в последние годы становится очень популярным, отмечают в день памяти святых князей Петра и Февронии Муромских. Эта супружеская пара стала примером христианского брака.
Икона Петру и Февронии Муромским
Петр был княжеского рода, и его одолела болезнь — все тело было покрыто язвами и струпьями. Ни один лекарь не мог его исцелить. Прознала о болезни князя простая девушка Феврония, которая имела дар врачевания. Но она поставила условие — исцелит Петра, только если тот женится на ней.
Конечно, знатному князю вовсе не хотелось брать в жены простую девушку без рода. И он обманул девушку, дав обещание, которое не собирался выполнять. Тогда Феврония исцелила князя и он сразу же уехал от нее. Но прошло совсем немного времени, и болезнь воспряла уже с новой силой. Тогда князь понял, что сильно согрешил, нарушив клятву. С повинной головой вернулся он к Февронии, и вскоре они стали мужем и женой. Болезнь отступила, на этот раз уже окончательно.
Петр и Феврония прожили долгую и счастливую жизнь. Их княжеское правление было мудрым и милосердным, поскольку оба искренне верили в Господа и старались своей жизнь исполнять Его заповеди. В старости оба приняли монашеский постриг, однако, заповедали похоронить себя вместе, в едином гробу.
Умерли святые в один день и час, каждый в своей келии. По монашескому обычаю решили, что не пристало хоронить монахов разного пола вместе, поэтому предсмертная воля была нарушена, и тела для погребения была отнесены в отдельных гробах в разные храмы. Каково же было удивление всех, когда наутро перед самым погребением, умершие вновь лежали вместе. Так их и похоронили, а образ Петра и Февронии Муромских стал примером истинной христианской семьи.
Молятся святым Петру и Февронии Муромским о счастии в браке, о скорой встрече со своей второй половинкой, о примирении супругов, о благополучии родных.
Что такое христианская семья
Сегодня серьезной проблемой является вопрос, что такое христианская семья и брак. Сейчас это понятие достаточно трудно осмысляется в приходской жизни. Я вижу очень многих молодых людей, которые дезориентированы в том, что они хотят увидеть в своей семье. В их головах существует масса штампов отношений между юношей и девушкой, на которые они ориентируются.
Современным молодым людям очень сложно найти друг друга и создать семью. Все смотрят друг на друга под искаженным углом: одни — почерпнув свои знания в «Домострое», другие — в телепрограмме «Дом-2». И каждый по-своему пытается соответствовать прочитанному или увиденному, при этом отказываясь от собственного опыта. Молодые люди, составляющие приход, очень часто смотрят вокруг себя, чтобы найти себе пару, которая могла бы соответствовать их представлениям о семье; как бы не ошибиться — ведь православная семья должна быть именно такой-то. Это очень большая психологическая проблема.
Второе, что подбавляет градус к этой психологической проблеме: разделение понятий — что является природой семьи, а что является ее смыслом и целью. Недавно я прочел в одной проповеди, что целью христианской семьи является деторождение. Но это неправильно и стало, к сожалению, необсуждаемым штампом. Ведь такая же цель у мусульманской, буддистской, у любой другой семьи. Деторождение является природой семьи, но отнюдь не целью. Оно заложено Богом в отношения между мужем и женой. Когда Господь создавал Еву, Он сказал, что нехорошо человеку быть одному. И не имел ввиду только деторождение.
Ситуация 3. «Патриархальный» брак.
Бывает, что священники не делают тайны из своей семейной жизни. Жаль только, что во многих случаях вместо иконы супружества прихожане видят лубок. Настоящим церковным браком почему-то считается патриархальный тип семьи с элементами архаики, где женщине уготовано место домохозяйки (еще один церковный стереотип: оказывается, жене клирика нельзя работать), а мужчину беспрекословно должны слушаться все члены семьи. Это напоминает какую-то ролевую игру, в которой каждый из участников следует строго определенному, но давно устаревшему амплуа, даже в одежде подражая моде прежних веков. И нередко у прихожан возникает вопрос: почему в XXI веке брак, основанный на христианских началах, должен подстраиваться под стандарты века XVIII? Такой специально выстроенный «православный брак» вряд ли может служить образцом для всех христиан. Не получается у таких супругов отделить то вечное в христианском союзе, что заложено в него Господом, от исторически привнесенного. Христианское измерение семейной жизни, проявляющееся во взаимном уважении, равенстве и эмоциональной близости супругов, забывается в угоду буквальному соблюдению культурных и бытовых реалий безвозвратно ушедших веков.
Ответы на вопросы
Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждую мысль, каждое слово, за каждый свой поступок, тогда у человека начинается настоящая жизнь
— Что вы делаете в приходе, чтобы восстановить ценность брака?
Брак — ценность самой Церкви. Задача священника помогать человеку эти ценности обретать. Современные молодые люди часто дезориентированы в том, что является сущностью брака.
Когда человек начинает жить церковной жизнью, приобщаться Таинствам, все сразу становится на свои места. Христос и мы рядом с Ним. Тогда все будет правильно, тут нет специальных приемчиков, их не должно быть. Когда люди пытаются изобрести какие-то специальные приемы, становится очень опасно.
— Какие существуют выходы, чтобы решить эту проблему? Что Вы посоветуете молодым людям?
— Во-первых, не торопиться, успокоиться. Довериться Богу. Ведь чаще всего люди не умеют этого делать.
Освободиться от штампов и идей, что все можно сделать какими-то специальными способами, так называемые рецепты счастья. Они существуют в головах многих православных прихожан. Якобы для того, чтобы стать тем-то и тем-то, нужно сделать то-то и то-то — поехать к старцу, например, прочитать сорок акафистов или сорок раз подряд причаститься.
Нужно понять, что нет рецептов счастья. Есть личная ответственность за свою собственную жизнь, и это самое главное. Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждое свое слово, за каждый свой шаг, за свой поступок, тогда, мне кажется, у человека начнется настоящая жизнь.
И отказаться от ненужного: внешнего, надуманного, от того, что подменяет собой внутренний мир человека. Современный христианский церковный мир сейчас сильно тяготеет к застывшим формам благочестия, не осмысляя их полезности, плодоносности. Замыкается только на самой форме, а не на том, насколько это правильно и действенно для духовной жизни человека. И воспринимается только как некая модель отношений.
А Церковь – живой организм. Всякие модели бывают хороши только постольку-поскольку. Есть только некоторые векторы направления, а идти человеку приходится самому. И уповать на внешнюю форму, которая тебя якобы приведет к спасению, не стоит.
О таинстве брака
Брак является Таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним.
Святитель Иоанн Златоуст
(IV–V вв.)
* * *
Приступая к столь важному Таинству, какое (есть) брак, должно приготовить себя, очистившись исповедью и приобщением Святых Тайн, и молитвой, но не балами, музыкой и танцами, ибо этот шаг простирается не только на здешнюю жизнь, но даже и на вечность. Преподобный Макарий Оптинский
Преподобный Макарий Оптинский
(1788–1860 гг.)
* * *
В законоположениях и действиях Церкви новозаветная семья составляет предмет особого попечения: на жениха и невесту при первом изъявлении взаимного их согласия особым молитвословием призывается Божие благословение. Совершение брака составляет Таинство, в котором запечатлевается обет вечной верности и освящается супружеский союз; дети с самой минуты появления на свет на все время воспитания поставляются под покровительство и руководство Церкви.
Амвросий (Ключарев), архиепископ Харьковский
(1820–1901 гг.)
* * *
Добрые дети, отправляясь в неведомый для них путь, приходят к своей матери и просят ее напутственного благословения, и нежная мать благословляет их. Так же поступает Церковь Христова, когда покорные ее чада – нареченные жених и невеста – являются во храм Божий, прося ее материнского благословения на безвестный для них путь супружеской жизни. Чуждые дотоле друг другу, соединяясь в одну чету, жених и невеста вступают в новую для них семейную жизнь и потому не знают, что ожидает их: радость ли, спокойствие или душевные тревоги, скорби. В таком случае им необходимо верное напутствие на предстоящий жизненный путь. И это благожелание Церковь сопровождает торжественными и глубоко знаменательными обрядами.
Священник Александр (Рождественский)
(1872–1905 гг.)
* * *
Союз супружеский, а отсюда и семейная жизнь, установлены и освящены Самим Господом Богом еще в раю. И сотворил Бог человека, – сказано в Священном Писании, – по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1, 27–28). Когда пришел на землю Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, то и Он подтвердил закон супружества, повторив слова, которые сказал Бог в раю, когда создал жену первому человеку и установил закон супружества: оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2, 24). Чтобы дать людям понять, как достоин почтения союз брачный, Он сам благоволил быть с Пречистой Матерью Своей и учениками на браке в Кане Галилейской. Но, будучи установлен Богом еще в раю, подтвержденный Христом Спасителем, брачный союз получил в Христовой Церкви еще особенное, высшее освящение, как то объяснили святые апостолы.
Так, святой Павел, повторив слова Спасителя о брачном союзе, что в нем двое – муж и жена – будут одна плоть, прибавляет: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5, 32). Заметьте, тайна сия велика! – учит Слово Божие. Вот почему брак и почитается Таинством в ряду семи Святых Таинств, установленных в Церкви.
Священник Александр (Рождественский)
* * *
Без благословения Бога, без освящения Им брака, все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена.
Святая страстотерпица царица Александра
(1872–1918 гг.)
* * *
Никакой роман не может заменить брак. В романе люди являются в пышности и расцвете, но все же не самими собой: в романе открывается призрачная, приукрашенная действительность, и жизнь каждого из двух – непременно поза, хотя бы и простительная и невинная. Только в браке возможно полное познание человека – чудо ощущения, осязания, видения чужой личности, и это так же чудесно и единственно, как познание Бога мистиками. Вот почему до брака человек скользит над жизнью, наблюдает ее со стороны, и только в браке погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это наслаждение настоящим познанием и настоящей жизнью дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее.
О колдовстве
Одной женщине они сказали: «На тебя навели порчу. Давай придем к тебе домой и снимем с тебя порчу при помощи креста, который у нас есть». А люди, видя, как колдуны приходят на бдение, разговаривают о духовном думают: «Но раз они ходят по бдениям, то, значит, они люди верующие» — и открывают обманщикам свое сердце. Как же они морочат людям головы своим враньем!
* * *
Один такой лжец, желая обмануть девушку, сказал ей: «Отцу Паисию было видение о том, что мы с тобой поженимся. Так возьми же вот эту штучку и надень себе на шею. Но только не смотри, что там внутри!» И он дал ей какой-то колдовской талисман. К счастью, девушка не надела его на себя. «Ах, так, значит, отец Паисий занимается такими вот «штучками!» — вскипела она Недолго думая, села за стол и написала мне письмо — полное сильных выражений. Четыре страницы убористым почерком! Она отругала меня самыми последними словами! «Поругайся, поругайся, — приговаривал я, читая письмо, — ничего страшного. Для меня твоя ругань все равно что бальзам — ведь ты не дала себя обмануть и не надела на себя бесовскую ладанку!»
* * *
Они ставят на стол стакан с водой, вокруг чертят круг с алфавитом: альфа, вита, гамма и так далее. Потом погружают в воду пальцы рук и вызывают духа, то есть диавола. Стакан начинает ездить по столу, останавливается перед буквами и таким образом образуются слова. Дети, приходившие сегодня, вызвали духа и, когда он пришел, спросили: «Есть ли Бог?» — «Бога нет!» — ответил им диавол. «А ты кто такой?» — спросили дети. «Сатана!» — ответил он им. «А сатана есть?» — спросили дети. «Есть!» — ответил он им. То есть такая дурь, что ни в какие ворота не лезет! Бога нет, а диавол есть! А когда они снова спросили его, есть ли Бог, он ответил им: «Да, есть». То да, то нет. Так что и сами дети не знали, что подумать. Так устроил Бог, чтобы им помочь. А потом одна девушка из их компании взяла и разбила этот стакан. Она разбила его по промыслу Божиему, чтобы остальные ребята тоже пришли в чувство.
* * *
Сегодня многие, желая сделать кому-то зло, прибегают к помощи колдунов, которые используют восковых кукол. Восковые куклы — это все равно что игрушка, хобби колдунов.
* * *
Чтобы колдун исцелил больного? Человека, которого мучает бес, колдун может «исцелить» — посылая этого беса к другому человеку. Ведь колдун и диавол — это друзья-товарищи. Колдун говорит диаволу: «Выйди из этого человека и войди в того». То есть, изгоняя беса из человека, который находится под бесовским воздействием, колдун обычно посылает его в того из его родственников или знакомых, кто дал диаволу права над собой. Потом человек, имевший в себе беса, говорит: «Я страдал, а такой-то целитель меня исцелил». Вот колдуну и создается реклама. Но в конечном итоге вышедший из человека бес кружится по его родственникам и знакомым. Предположим, попав под бесовское воздействие, человек стал горбатым. Колдун может изгнать из этого человека беса и послать его в другого человека. Таким образом, горбатый человек выпрямится. Однако, если он стал горбатым в результате несчастного случая, колдун не может его исцелить.
Брак священника — свидетельство в этом мире
В православном сознании священно-служитель, его образ жизни, вера и внешний вид имеет статус каноничности. Считается, что священнику стоит подражать, поскольку он сам преуспевает в подражании Иисусу Христу и ведет жизнь в соответствии с христианскими идеалами. Черты нормативности приобретает и брак священника или диакона. То, как он вступил в супружество, какие царят отношения в его семье, как он относится к своей жене, которую отныне принято называть «матушкой»,— все это представляется любому прихожанину крайне интересным. И дело тут не в любопытстве или желании посудачить о чужой личной жизни, а в том, что семья занимает в жизни каждого человека одно из важнейших мест. Каждый христианин нуждается в позитивном примере супружеской жизни и в мудром «брачном» назидании гораздо больше, чем в наставлениях об исихазме и прелести, которыми изобилуют амвонные речи протоиереев и иереев. Достойный пример семьи, отношения в которой основаны на взаимной любви, верности Иисусу Христу и Его заповедям, может играть не меньшую миссионерскую и душепопечительскую роль, чем проповеди. Ведь где еще, кроме дома священнослужителя, можно найти брак, для которого до сих пор принципиально важным остаются нравственные ценности, надежно забытые миром.
Современные молодые люди боятся связать свою судьбу с кем-то «до конца», на всю жизнь. Священник же связан с супругой навсегда; измена жене влечет за собой немедленный запрет в служении. Библейское представление о том, что спутником верующего христианина в браке может быть лишь другой верующий христианин, не всегда понятно современникам. Суженого в миру выбирают, учитывая его достаток, внешнюю привлекательность, статус. А в браке священника подобная ситуация чревата скорой трагедией: ритм церковного служения, множество затруднений и испытаний окажутся настоящей трагедией для матушки, чуждой ценностей своего супруга. Современный человек старается уйти от разного рода ответственности и обязательств.
Многие предпочитают приятельство дружбе, а флирт браку. Даже церковная молодежь не спешит создавать семью, дорожа своей свободой, понимаемой как возможность ни с кем себя не связывать и ни за что не отвечать. Но жизнь стремящегося к служению должна быть свободной от описанных недугов современности: клирик вступает в брак исключительно до принятия сана. Православное предание требует от будущего священника преодоления свойственного каждому человеку эгоизма, нерешительности и инфантилизма в статусе мужа, главы семейства. Тем самым утверждается, что к ответственному и серьезному служению Богу способен лишь тот, кто способен к созданию семьи. Успешный брак священнослужителя, основанный на столь высоких ценностях и христианских принципах, может стать источником вдохновения и надежды, примером для людей, не знающих о том, каким чудесным может быть союз двух верующих людей. Однако в действительности брак священнослужителя тоже оказывается в «зоне риска».
Подготовка к браку
Церкви нужно готовить к браку и тех людей, которые приходят не изнутри церковной общины. Тех, которые сейчас могли бы прийти в Церковь через брак. Сейчас огромное количество невоцерковленных людей желают настоящей семьи, настоящего брака. И знают, что ЗАГС ничего не даст, что истина дается в Церкви.
А здесь им говорят: получите свидетельство, заплатите, в воскресенье приходите к 12. Хор за отдельную плату, паникадило за отдельную.
Перед венчанием люди должны пройти серьезный подготовительный период – и готовиться несколько месяцев как минимум. Это должно быть совершенно четко. Хорошо бы принять решение на Синодальном уровне: так как Церковь несет ответственность за нерасторжимость брака, то и допускает его только между теми, кто в течение полугода регулярно приходил в Храм, исповедовался и причащался, слушал беседы священника.
При этом гражданская регистрация в этом смысле отступает на второй план, потому что при современных условиях она дает возможность закрепить какие-то имущественные права. Но Церковь не за это несет ответственность. Она должна соблюсти совершенно четкие условия, на основания которых совершается такое Таинство.
А иначе, конечно, эти проблемы с развенчанными браками будут только расти.
Популярное за 7 дней
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
Отношение к детям
«Рождение детей сделалось величайшим
утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то и
человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание
прародителей и ослабить страх смерти, даровал рождение
детей, являя в нем… образ воскресения».
«Слово Божие признает детей не столько
достоянием родителей, сколько собственностью Божией: «Вот
наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева»
(Пс. 126:3). Какая мать могла когда-либо сказать: буду
иметь плод? Какой отец мог сказать: буду иметь сына?..
Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и
другое есть Божие дело, Божий дар».
Но этот дар налагает серьезную
ответственность на родителей, о чем хорошо говорит святитель
Иоанн Златоуст: «Не одно рождение делает отцом, но хорошее
образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе
воспитание… Если рождаемые тобою дети получат надлежащее
воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели,
это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме
награды за собственные добрые дела, ты получишь великую
награду за их воспитание». Напротив, как свидетельствует
преподобный Симеон Новый Богослов, «если родители не
оказывают должного попечения о детях, не учат их разуму, не
внушают им добрых правил, то души детей будут взысканы от
рук их». «Нерадение о детях – больший из всех грехов, он
приводит к крайнему нечестию. Хотя бы вся наша жизнь была
благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не
радеем о спасении детей».
«Кто хочет хорошо воспитать детей,
воспитывает их в строгости и трудах». «Хорошее воспитание не
в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом
стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать
нашу природу недоступной для пороков».
Более же всего, как советует святитель Тихон
Задонский, нужно учить собственным примером, «ибо дети
особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и
сами делают, доброе будет или дурное, что видят. Поэтому
родителям нужно самим беречься от соблазнов и пример
добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят их
наставить в добродетели. Иначе ни в чем не преуспеют. Ибо
дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих
юных душах, чем слушают их слова».
«Детей вы обязаны учить, а от детей сами
должны учиться, по сказанному от Самого Господа: «аще не
будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное». А святой
апостол Павел протолковал это так: «Не дети бывайте умом, но
злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте»».
«Для вас довольно будет и того, если вы
позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить
им православное понятие и благонамеренными наставлениями
оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви. Что вы
благoe посеете в душах своих детей в их юности, то может
после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое
мужество, после горьких школьных и современных испытаний,
которыми нередко обламываются ветви благого домашнего
христианского воспитания… Как мать чадолюбивая, сами
передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как
умеете. Вас в этом заменить никто не может… слова матери
более могут действовать на них, нежели слово постороннего
человека. Наставления других действуют на ум, а наставления
матери – на сердце».
Стоит ли наказывать детей? Священное Писание
говорит вполне определенно: «Наказывай сына своего, доколе
есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притч. 19:18). А
вот что говорят об этом святые отцы: «Наставляй добродушно;
обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением»;
«надобно вести детей от ограничения свободы к расширению ее.
Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда
направится далее с своим желанием поступления вперед и
возрастающего удовлетворения? Не будет ли он в искушении
поколебать справедливые пределы разумной и законной
свободы?»
Святитель Василий Великий
Кто будет воспитываться в худых нравах, тому гораздо полезнее умереть до зрелого возраста, чем долее заражаться, перенимая порочное поведение родителей.
***
Немалая польза, если души юношей осваиваются и свыкаются с добродетелью, потому что наставления такою рода, по нежности душ, запечатлеваясь глубоко, остаются в них неизгладимыми.
***
Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно запечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образцов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние.
Развод и повторный брак в христианстве: можно ли еще раз венчаться?
Право расторгнуть церковный союз имеют овдовевшие, а также те, у кого есть приемлемые, исходя из христианской веры, причины для этого.
Супруг имеет право разорвать семейные узы за прелюбодеяния другого супруга, а также из-за смены веры последним. Неизлечимое бесплодие также может считаться приемлемой причиной. На это есть определенный срок — от трех до семи лет.
Если было принято решение, несмотря на бесплодие, остаться вместе, то поменять его уже нельзя. Супружеский союз должен быть разорван в принципе, если оказалось, что муж и жена находятся в кровном родстве. Люди, расторгнувшие брак по христианским канонам, имеют право опять воссоединиться в супружеском союзе.
Венчающиеся в третий раз или вместе с человеком, делающим это в третий раз, должны соблюдать посты и длительные молитвы. Нельзя обвенчаться с человеком, разорвавшим свои предыдущие отношения в разрез с христианскими догмами.
В русской православной церкви допускается второй и третий брак. Последний не считается торжественным и проводится в качестве снисхождения.
Как почитать того, кто проявлял насилие и унижал?
Самый трудный вопрос — это как почитать родителей, которые проявляли насилие по отношению к своим детям. Людям, пережившим такое отношение со стороны самых близких, очень тяжело справиться с этой травмой. Одно дело, если ребёнок был сложным и тоже причинял родителям много бед, другое — если родительская тирания ничем не была спровоцирована со стороны ребёнка. Таким помочь сложнее всего. Думаю, что самостоятельно человек не может развязать такой узел обид. Знаю это по себе: уже будучи священником и имея знания в области психологии, я однажды понял, что нахожусь в тупике и не знаю, что делать. Поэтому я пошёл к психологу, с которым прорабатывал свои обиды.
Мне было легче, чем многим, потому что я к тому времени уже был знаком с программой «12 шагов», в которой работал с этими проблемами, и к общению с психологом был готов. Хотя я регулярно исповедовался и причащался, без специалиста решить эти проблемы не получалось. Думаю, нужно решать такого рода вопросы с двух сторон: с духовной и с медицинской. Главное — не заталкивать их вглубь своей души, потому что они там останутся и будут по-прежнему мешать жить. Более того: они могут так или иначе отразиться на ваших детях. Нужно обязательно обозначить для себя, что такая проблема есть, и просить у Бога помощи в её решении. Через книги, людей, какие-то другие источники Он пошлёт вам возможность выхода. Бог всегда протянет руку помощи, если Его об этом просить.