Монастыри в ростове великом

Содержание:

История

В далеком, примерно1900 году, богатый ростовский купец пожертвовал Екатеринославской епархии земельный участок. Он находился недалеко от города Нахичивани. С самого начала он предназначался для создания женской монашеской обители. Желание сделать такой щедрый подарок было спровоцировано тем, что 16-ти летняя дочь купца захотела покинуть суетный мир и уйти в монашеский.

В этом же году получив все юридические разрешения началось строительство обители. По историческим данным не известно ушла ли 16-ти летняя девушка в монастырь или удачно вышла замуж и подарила своему отцу наследника, но Иверский женский монастырь Ростов-на-Дону был построен и существует по сей день. В народе первоначально монастырь называли Федоровским, в честь фамилии его создателя. Кстати сам создатель в свое время заказал для него список с чудотворной Иверской иконы Божьей Матери, от которой обитель и получила свое название.

В период первой мировой войны сестры обители проявили истинное христианское милосердие. Они взяли на воспитание девочек сирот, которые были привезены с оккупированной Польши. Дети не только были окутаны любовью и заботой, но и имели возможность учиться в школе.

Лучшая статья для Вас, переходите: Соборы и храмы Санкт-Петербурга

В период драматических событий в 1917 году, когда все церкви и монастыри закрывались согласно указанью власти, обитель благодаря мудрости своей настоятельницы просуществовала еще с десяток лет. Ее пере зарегистрировали как сельхозартель. За очень короткий период времени монахини открыли у себя скотный и птичий двор. Также на территории обители была хлебопекарня, пасека и фруктовый сад. Но несмотря на успешное хозяйство в 1929 году монастырь закрыли. Всех монахинь разогнали, а их настоятельниц судили.

Спустя несколько лет полностью все хозяйство, которое было создано собственноручно его жительницами было полностью разорено. И только в конце восьмидесятых годов епархия обратилась в правительственные органы с просьбой вернуть территорию монастыря вместе с постройками церкви. Правительство дало разрешение на реставрацию возвращение святыни. Все ремонтные работы официально были закончены к концу 90-х годов.

Архитектурные памятники на территории Петровского монастыря

Сегодня на северной окраине Ростова среди одноэтажных домов и огородов возвышается наполовину утраченный ансамбль древнего Петровского монастыря. Это три башни, оставшиеся от монастырской ограды, церковь Похвалы Божией Матери, построенная в XVII веке, и двухэтажный настоятельский корпус.

Сохранившийся храм представляет собой просторное здание в два этажа, имеющие широкое квадратное основание. К нему пристроена большая одноэтажная трапезная. Богатый внешний декор этой церкви сейчас почти утрачен. В годы нещадной эксплуатации здания были сбиты резные каменные наличники, обрамляющие окна, легкие кокошники, фризы и карнизы.

Один из старинных покровов, используемых для саркофага преподобного Петра, сейчас находится в музейной коллекции Ростовского кремля. Специалисты определили, что полотно, шитое золотом и серебром по атласной ткани, было создано в конце XVII века.

Северо-восточная башня ограды

Богоявленский Авраамиев монастырь один из древнейших монастырей Ростова

Богоявленский Авраамиев монастырь — один из древнейших монастырей Ростова, который был основан преподобным Авраамием. История этого монастыря это практически история появления самой Руси.

Монастырь был основан тогда, когда недалеко от Ростова поселился преподобный Авраамий. Тогда на чудском конце города был языческий истукан, которого почитали все местные жители. Этому истукану приносили в жертву даже детей. Когда об этом узнал преподобный Авраамий, он стал просить помощи у Господа, чтобы Он дал ему сил и благодати, чтобы разорить этого идола. Существует откровение, по которому Авраамий пришел в дом Иоанна Богослова.


Богоявленский Авраамиев монастырь один из древнейших монастырей Ростова. Фото: rostmuseum.ru

Иоанн вручил ему трость и сказал, чтобы Авраамий не боялся сокрушения идола. Одним ударом этой трости Авраамий сокрушил идола. Когда люди увидели это чудо, они уверовали и крестились во имя Господа. Но многие хотели сжечь и истребить данную обитель, но с Божьей помощью основателя и насельников не тронули. Когда Авраамий скончался, его мощи были обретены и отнесены в Никольский храм.


Авраамий Ростовский. Фото: azbyka.ru

Настоятели, наместники

  • Павел (1623 — 1624)
  • Иоаким (1686)
  • Никодим (март 1703)
  • Иаков (1720 — 1734)
  • Иосиф (1734)
  • Рафаил (1735)
  • Боголеп (1736)
  • Пармен (1737 — 1740)
  • Савватий (1740 — 1750)
  • Серапион (1750 — 1753)
  • Гавриил (1753)
  • Киприан (1754 — 1757)
  • Иларион (Завалевич) (1757 — 1761) 14 мая 1758 — в Спасский Ярославский. Он же управлял и Яковлевским монастырем.
  • Лука (1761 — 30 сентября 1763)
  • Павел (30 сентября 1763 — март 1764)
  • Иероним (1764 — 1765)
  • Павел (26 марта 1765 — 1-17 марта 1769)
  • Ириней (Братановский) (4 августа 1770 — 26 апреля 1775)
  • Феоктист (Мочульский) (16 июля 1775 — 1775)
  • Амфилохий (Леонтович) (1776 — 1787)
  • Авраамий (Флоринский) (9 февраля 1786 — 30 апреля 1797)
  • Мелхиседек (Короткий) (14 июня 1797 — апрель 1806)
  • Аполлинарий (Пуляшкин) (9 апреля 1806 — 1818)
  • Досифей (Немчинов) (1818 — 1819) и/о

Иннокентий (Порецкий) (11 августа 1818 — 27 февраля 1847)
Поликарп (Соснин) (14 марта 1847 — 4 ноября 1867)
Иларион (4 ноября 1867 — ?)

Иаков (1898 — 1906) архим.
Анатолий (Юнгер) (23 июня 1906 — 27 февраля 1909)
Иосиф (Петровых) (27 февраля 1909 — 1923)

С 1923 по 1991 год монастырь был закрыт

  • Евстафий (Евдокимов) (16 мая 1991 — 27 января 2000)
  • Димитрий (Буров) (2000 — 2003)
  • Серафим (Симонов) (7 мая 2003 — (8 октября) 10 октября 2009)
  • Савва (Михеев) (8 — 10 октября 2009) и.о.

Савва (Михеев) (10 октября 2009 — 22 марта 2011)

Августин (Неводничек) (23 марта — 30 мая 2011) и.о.

Августин (Неводничек) (с 30 мая 2011)

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

В 1427 году в 2 км от Ростова был основан Троице-Сергиев монастырь. Его историю трудно назвать простой: монастырь разорялся поляками, а в советское время был почти полностью разрушен. Троицкий собор, его главное сооружение, уже отстроен заново. Издавна по роскоши убранства с ним не мог сравниться ни один ростовский собор. Стены и своды были искусно расписаны, а каждый придел имел позолоченный иконостас. Многие иконы Троицкого собора были пожертвованы и украшены серебряным окладом. Во время реконструкции и внешнее, и внутреннее убранство этой церкви удалось частично восстановить.
Среди других восстановленных сооружений стоит посетить Введенскую церковь, выдержанную в стиле классицизма. Она была построена на средства благотворителей и купцов в XIX веке. Это единственный храм монастыря, которому удалось пережить период богоборчества. Несмотря на потери, церковь снова функционирует. Она сохранила несколько старинных икон, сосуды и престол.

Невероятная история рождения обители

Этот древний монастырь ещё в 14 веке основал епископ Яков (Иаков), который за спасение от казни преступницы был изгнан из города решением князя и горожан. Тогда святитель вышел за границу города, пришёл на берег озера, снял мантию, перекрестил её и положил на воду. А сам встал на неё, и она поплыла под ним как ладья.

Чудо это сотворил святой Яков для того, чтобы показать людям, что и спасение преступницы, и выбор места для святой обители, и все его поступки совершены не по воле человека, но по воле Божьей, при помощи Божественного указания.

На обозначенном месте Яков построил деревянную церковь в честь Зачатия праведной Анны Пресвятой Богородицы и рядом поставил свою келью. Это произошло в конце 14 века.

Так получилось, что рядом с построенным Спасо-Яковлевским монастырём уже стоял, построенный в 13 веке, на 150 лет ранее мужской Спасо-Песоцкий монастырь. Его еще называли «Спаский на Песках».

В 1271 году его основала княгиня Ростова — Мария. После смерти мужа в битве с захватчиками-татарами, она сама управляла Ростовским княжеством. Учёные считают, что она была единственной женщиной, писавшей на Руси летописи.

Так и стояли рядом два монастыря почти 400 лет. Но потом, по указу Екатерины-2, они объединились в один. От названия одного взяли «Спасо», от другого — «Яковлевский» и ещё добавили «Димитриев» — имя святителя, прославившего этот храм. При этом Свято-Песоцкий, хоть и был наиболее богатым и более старым, был приписан к Яковлеву монастырю.

В наши дни от этого древнего монастыря сохранился лишь Свято-Преображенский храм, которые немного обособленно располагается рядом с Яковлевской обителью.

Достоверно известно, что царские особы не обходили своим вниманием Ростовский монастырь. Например, кроме многочисленных грамот на владение землями царь Алексей Михайлович в 1652 году сделал обители ценный подарок: 60-килограммовый колокол, хранившийся в храме до 20 века

Это интересно: Спасо-Вифанский монастырь в Сергиевом Посаде

История обители

Место, где находится в Ростове Спасо-Яковлевская обитель, знает каждый в этом городе — располагается она в одном из живописнейших мест города. Окруженный каменными стенами, монастырь представляет собой богатый архитектурный ансамбль с несколькими церквями, колокольней и святым источником, вода которого, по словам служителей, исцеляет от многих недугов.


Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, Ростов Великий

Спасо-Яковлевский монастырь — первая обитель, которая после трудного периода, связанного с закрытием церквей и преследованием священников советской властью, была отреставрирована и возвращена Ростовской епархии. Издревле на месте, где вот уже шесть столетий устремляется своими куполами в самое небо Спасо-Яковлевская обитель, располагались несколько храмов, принадлежащих женскому монастырю, относящемуся по времени к XIII веку.

Интересно! Считается, что основала монастырь жена ростовского князя — Василька Константиновича, Мария. Случилось так, что в начале XIII столетия супруг Марии был убит в битве с татарами, происходящей на реке Сить. Мария же, переживая кончину мужа, ушла жить в женскую обитель, которая именовалась Спасо-Песоцкой, где прожила до самой смерти, незадолго за которой приняла постриг и стала монахиней.

Известно, что в качестве посвящения Марии эту женскую обитель, зная историю жизни этой княгини, довольно часто именовали Княгининой. В наше время о тех временах напоминает лишь небольшая, чудом сохранившаяся, церковь Спаса на Песках.

Возведение монастыря

Через 150 лет, в 1389 году, неподалеку от Спасо-Песоцкой обители начали возводить мужской монастырь. Изначально было принято решение именовать мужскую обитель Зачатьевской, но после смерти святителя Иакова, погребенного на территории монастыря, монастырю было присвоено имя Спасо-Яковлевской обители. К началу XVIII века многие храмы мужской обители пришли в негодность, равно как и храмы обители женской. По той причине, что содержать и проводить ремонтные работы сразу в двух монастырях стоило больших финансовых вложений, Екатерина Великая издала указ, в соответствии с которым все строения, а также земли женского монастыря были переданы в собственность обители мужской.

Другие православные храмы в Ростове:

  • Иверский женский монастырь в Ростове-на-Дону
  • Храм Казанской иконы Божией Матери в Ростове-на-Дону

Произведенное объединение двух православных святынь ростовской земли позволило в этот же временной период обновить монастырские постройки, провести ряд реставрационных работ, а также построить небольшую кирпичную церковь в том месте, где был погребен святитель Иаков и некогда был выстроен Зачатьевский храм, не сохранившийся до XVIII века.

Интересен тот факт, что в этот временной период Спасо-Яковлевскую обитель прикрепили к Архиерейскому дому, находящемуся в Ростове, спасая тем самым монастырь от гибели. Говоря в целом о том, насколько важным для истории мужской Спасо-Яковлевской обители стал XVIII век, можно заметить, что уже к 1850-м годам территория монастыря разрослась несколькими постройками из камня, заменившими старые деревянные, также появилась новая ограда, с башнями на углах (одна из которых смотровая), храм и колокольня и множество помещений, предназначенных для хозяйственных нужд. Ближе к концу века на территории мужского монастыря появился большой храм, который был освящен в память о Дмитрии Ростовском.


Историческое фото монастыря в начале ХХ века

К середине XIX века монастырь стал таким, каким знают его сегодня многие. Именно в это время был возведен храм Иакова, находящийся и сегодня на территории обители. Все те изменения, которые происходили со Спасо-Яковлевским мужским монастырем на протяжении века, превратили некогда разрушающиеся мужскую и женскую обитель в законченный архитектурный ансамбль, демонстрирующий величие русского православия.

Период разрушений

В годы правления советской власти, Спасо-Яковлевская мужская обитель, как и многие храмы и монастыри России, была закрыта. В некоторых храмах, правда, продолжались еще некоторое время богослужения, однако в 1938 году прозвучал последний для горожан колокольный звон, призывающих к заутрене. Строения, где были размещены кельи монахов, довольно быстро занял детский сад, некоторые из них были отданы под квартиры и даже склады и военную базу. Но самым жутким для наставников теперь уже бывшего монастыря был не этот факт — была разграблена и уничтожена вся церковная утварь.

Лишь к 1991 году Спасо-Яковлевскую Димитриевскую обитель удалось вернуть ростовской епархии. А дальше монастырь ждал длительный период реставрационных и восстановительных работ.

Невероятная история рождения обители

Этот древний монастырь ещё в 14 веке основал епископ Яков (Иаков), который за спасение от казни преступницы был изгнан из города решением князя и горожан. Тогда святитель вышел за границу города, пришёл на берег озера, снял мантию, перекрестил её и положил на воду. А сам встал на неё, и она поплыла под ним как ладья.

Чудо это сотворил святой Яков для того, чтобы показать людям, что и спасение преступницы, и выбор места для святой обители, и все его поступки совершены не по воле человека, но по воле Божьей, при помощи Божественного указания.

На обозначенном месте Яков построил деревянную церковь в честь Зачатия праведной Анны Пресвятой Богородицы и рядом поставил свою келью. Это произошло в конце 14 века.

Так получилось, что рядом с построенным Спасо-Яковлевским монастырём уже стоял, построенный в 13 веке, на 150 лет ранее мужской Спасо-Песоцкий монастырь. Его еще называли «Спаский на Песках».

В 1271 году его основала княгиня Ростова — Мария. После смерти мужа в битве с захватчиками-татарами, она сама управляла Ростовским княжеством. Учёные считают, что она была единственной женщиной, писавшей на Руси летописи.

Так и стояли рядом два монастыря почти 400 лет. Но потом, по указу Екатерины-2, они объединились в один. От названия одного взяли «Спасо», от другого — «Яковлевский» и ещё добавили «Димитриев» — имя святителя, прославившего этот храм. При этом Свято-Песоцкий, хоть и был наиболее богатым и более старым, был приписан к Яковлеву монастырю.

В наши дни от этого древнего монастыря сохранился лишь Свято-Преображенский храм, которые немного обособленно располагается рядом с Яковлевской обителью.

Достоверно известно, что царские особы не обходили своим вниманием Ростовский монастырь. Например, кроме многочисленных грамот на владение землями царь Алексей Михайлович в 1652 году сделал обители ценный подарок: 60-килограммовый колокол, хранившийся в храме до 20 века

Архитектурные памятники на территории Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Самые первые монастырские строения были деревянными и не сохранились. Собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны, возвели за 5 лет с 1685 по 1691 годы. Эта церковь не имеет подклета. В монастырях, в отличие от приходских храмов, нужды в подклете, выполнявшем роль склада, не было. Первоначально собор был перекрыт подзакомарно, но со временем для него сделали более практичную четырехскатную кровлю.

Зачатьевский собор

Храм пятикупольный. Его центральная золотая глава установлена на мощный световой барабан, в остальные синие, украшенные золотыми звездами главы покоятся на глухих барабанах меньшего размера. Такое сочетание цветов в христианских традициях связано с именем Божией Матери. Удивительно, но в соборе сохранились старые, выполненные сразу после его возведения, настенные росписи, сделанные знаменитыми ярославскими изографами.

В 60-е годы XVIII века для храма мастерами из Осташкова был вырезан великолепный деревянный позолоченный иконостас. Спустя почти два десятка лет иконы для него написал художник Венедикт Вендерский, работавший при дворе.

Димитриевский собор

Огромный Дмитриевский собор построен в традициях классицизма в конце XVIII – начале XIX века на средства, выделенные графом Николаем Петровичем Шереметьевым.

Собор увенчан маленькой главкой на большом куполе. Со всех сторон его украшают большие портики с колонами и барельефами. А роспись стен внутри собора принадлежит кисти известного ярославского изографа Порфирия Рябова. Яковлевская церковь много раз перестраивалась. В последний раз это произошло в XIX веке, когда храм был разобран практически до основания и возведен заново. Архитекторы старались придать ее пропорциям и внешнему декору сходство с более крупным Дмитриевским собором.

С востока от монастырских храмов стоит большая трехярусная колокольня, которая появилась здесь в 70-е годы XVIII века. Это самая высокая постройка обители, декорированная весьма строго и органично вписывающаяся в архитектурный монастырский ансамбль. Кирпичные здания настоятельных и братских корпусов, а также хозяйственных построек возведены в традициях классицизма в последней трети XVIII века.

Северные ворота

Жизнь святителя Дмитрия

Дмитрий родился в 1651 году, в 16 лет постригся в монахи и до 23 лет жил в киевском Кирилловом монастыре. Позже он стал священнослужителем и обрел славу духовного проповедника, посвятив несколько десятков лет составлению жизнеописания святых православной церкви – четырех книг Четьи-Минеи, написанию духовного алфавита, множества драм и стихов.

Последние 7 лет своей жизни (до 1709 года) Дмитрий провел в Ростове. Он очень почитаем верующими России за вклад, внесенный в развитие образования, борьбу с невежеством и пьянством, а также за полемику с приверженцами старообрядческой веры и католицизма. Спустя 48 лет после погребения Дмитрий был причислен к лику святых. Сегодня рака с мощами святителя Дмитрия находится в монастырском Зачатьевском храме.

Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро

Современный облик обители

Все три храма, находящиеся на территории монастыря, выстроены в единую линию вдоль восточной стены обители — это придаёт внешнему облику монастыря строгий классический вид.

Зачатьевский собор

Зачатьевский собор (1686)

Современное здание собора (первоначально освящённого в честь Троицы) выстроено в 1686 году в узорочном стиле. Своды поддерживают четыре столпа. Алтарь отделён каменной стеной с иконостасом. Между столпами и стенами переброшены арки.

В XIX веке собор был окружён пристройками. Северный каменный Иаковлевский (первоначально — Зачатьевский) придел выстроен в 1725 году. Паперть собора возведена в 1836 году. На паперти поставлены гробницы в виде саркофагов: слева погребены гробовой иеромонах Амфилохий (ум. 1824) и архимандрит Иннокентий (ум. 1847), справа — Полежаевы Михаил Михайлович (ум. 1876) и Вера Леонидовна (ум. 1885).

Внутри сохранились фрески 1689 года. На алтарной стене (на уровне  — в правой нише) сохранилась надпись в четыре ряда:

Фрески выдержаны в жёлтых, голубых, коричневых тонах. В стенных нишах по сторонам иконостаса изображены: справа — святые праведные Иоаким и Анна, слева — святитель Иаков. В верхнем ярусе настенных росписей изображены ветхозаветные события, связанные с праотцем Авраамом и явлением ему Святой Троицы. Нижний ярус стен расписан фресками на евангельские события. На столпах изображены воины-мученики.

Димитриевский собор

Димитриевский собор Спасо-Яковлевского монастыря

Димитриевский собор нередко именуют Шереметьевским в честь его строителя — графа Н. П. Шереметева, а также его сына Д. Н. Шереметева (устроившего здесь в 1869—1870-х годах новый иконостас) и внука С. Д. Шереметева (также сделавшего несколько крупных вкладов в обитель).

Собор возведён в —1801 годах в классицистическом духе по проекту московского архитектора Е. С. Назарова и крепостных зодчих Шереметева Миронова и Душкина. Храм бесстолпный, огромный купол опирается на сильно выступающие пилоны, украшенные двумя парами пилястр, выполненных из искусственного мрамора. В соборе очень светло благодаря окнам алтаря, высоким боковым окнам и продолговатым окнам барабана.

Интерьер Димитриевского собора

Перед входом в храм — трапезная со сводчатыми перекрытиями, которые опираются на два квадратных столпа. В трапезной два придела, посвящённых св. Дмитрию Солунскому и св. Николаю Чудотворцу.

Димитриевский храм построен как холодный; отапливались лишь приделы, где службы совершались круглогодично.

Первоначально все иконостасы храмы были деревянными, однако в 1860-х годах иконостас главного храма были заменен на новый — в виде триумфальной арки из искусственного мрамора (проект К. А. Докучиевского).

Храм украшен лепниной работы Ивана Фохта и Г. Замараева.
Главное скульптурное изображение храма — «Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского» — находится на фронтоне северной стороны.

Стенные росписи исполнены большей частью ростовским художником Порфирием Рябовым в начале XIX века. В центральном куполе изображена Святая Троица, на двенадцати овалах — апостолы, на парусах евангелисты, на стенах — мученица Александра, преподобный Иларион, св. Александр Невский, св. Сергий Радонежский, на столпах — св. Леонтий Ростовский, св. Николай Чудотворец, в трапезной — орнаменты и сцены из жития св. Димитрия Ростовского.

Вид со стен монастыря на озеро Неро

Часовня Св. Иакова над Святым источником в монастыре

Яковлевская церковь

Храм св. Иакова Ростовского выстроен в 1836 году на месте старого Иаковлевского придела Зачатьевского собора. Строительство собора было осуществлено при активном участии архимандрита Иннокентия на средства графини А. А. Орловой-Чесменской.

Храм пристроен вплотную к Зачатьевскому собору и имеет с ним общую паперть. Яковлевская церковь была тёплой, отапливалась круглый год (в отличие от летнего Димитриевского и нерегулярно отапливаемого в XIX веке Зачатьевского соборов).

Росписи, выполненные Тимофеем Медведевым, не сохранились.

Колокольня

Возведена во второй половине XVIII века. Трёхъярусная, довольно простая по архитектуре, она несколько теряется на фоне храмов монастыря. Отделка колокольни отличается лаконичностью.

Количество колоколов менялось на протяжении времени: в конце XVIII века их было 4, к началу XX века их было 22, причём самый большой весил 12,5 тонн (около 3 тыс. пудов).

Надкладезная часовня Св. Иакова

Построена над источником, который известен местным жителям с давних пор, считается целебным и, по легенде, связан с именем Св. Иакова (хотя достоверных подтверждений этому не имеется).

Деревянная часовня возведена в 1996 году (архитектор — М. Панкратов, Москва).

Епископ Иаков был прославлен в стенах Спасо-Яковлевского монастыря

Считается, что монастырь был основан Иаковом. Когда епископ Иаков скончался, его тело похоронили у северной стены Зачатьевского храма. После чего от его гроба стали происходить чудеса. В 1569 году епископ Иоаков был причислен к лику святых.

Иаков Ростовский. Фото: molitvoslov.today

В 1752 году в монастыре произошло обретение мощей святого Дмитрия Ростовского. При его погребении стали происходить чудотворения, от которых многие люди стали получать исцеления. Первые исцеления стали происходить в первые три недели после открытия мощей Дмитрия Ростовского. Тогда же императрица Екатерина пожертвовала монастырю серебряную раку, а также облачение из золотой порчи.  Но все эти дары императрица не смогла передать, так как умерла.

Канонизация Димитрия Ростовского существенно оказала влияние на монастырь. В 1764 году монастырь спокойно пережил реформу. Ровно через год монастырю присвоили статус ставропигии, благодаря чему он вышел из системы епархиального подчинения.

В конце 18 века был построен новый большой величественный храм в честь святого Димитрия Ростовского. В 19 веке построили также храм в честь Иакова Ростовского. Начиная с середины 19 века, монастырь остался таким, каким видят его люди и сейчас.

Архитектурные памятники на территории Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Самые первые монастырские строения были деревянными и не сохранились. Собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны, возвели за 5 лет с 1685 по 1691 годы. Эта церковь не имеет подклета. В монастырях, в отличие от приходских храмов, нужды в подклете, выполнявшем роль склада, не было. Первоначально собор был перекрыт подзакомарно, но со временем для него сделали более практичную четырехскатную кровлю.

Зачатьевский собор

Храм пятикупольный. Его центральная золотая глава установлена на мощный световой барабан, в остальные синие, украшенные золотыми звездами главы покоятся на глухих барабанах меньшего размера. Такое сочетание цветов в христианских традициях связано с именем Божией Матери. Удивительно, но в соборе сохранились старые, выполненные сразу после его возведения, настенные росписи, сделанные знаменитыми ярославскими изографами.

В 60-е годы XVIII века для храма мастерами из Осташкова был вырезан великолепный деревянный позолоченный иконостас. Спустя почти два десятка лет иконы для него написал художник Венедикт Вендерский, работавший при дворе.

Димитриевский собор

Огромный Дмитриевский собор построен в традициях классицизма в конце XVIII – начале XIX века на средства, выделенные графом Николаем Петровичем Шереметьевым.

Собор увенчан маленькой главкой на большом куполе. Со всех сторон его украшают большие портики с колонами и барельефами. А роспись стен внутри собора принадлежит кисти известного ярославского изографа Порфирия Рябова. Яковлевская церковь много раз перестраивалась. В последний раз это произошло в XIX веке, когда храм был разобран практически до основания и возведен заново. Архитекторы старались придать ее пропорциям и внешнему декору сходство с более крупным Дмитриевским собором.

С востока от монастырских храмов стоит большая трехярусная колокольня, которая появилась здесь в 70-е годы XVIII века. Это самая высокая постройка обители, декорированная весьма строго и органично вписывающаяся в архитектурный монастырский ансамбль. Кирпичные здания настоятельных и братских корпусов, а также хозяйственных построек возведены в традициях классицизма в последней трети XVIII века.

Северные ворота

Ростовский женский монастырь Рождества Богородицы был основан в XIV веке

Ростовский женский монастырь Рождества Богородицы был основан в XIV веке архиепископом Феодором. Это был племянник преподобного Сергия Радонежского.

Ростовский женский монастырь Рождества Богородицы. Фото: temples.ru

Основан был монастырь архиепископом Ростовским Феодором. В обитель часто присылали грамоты о выдаче хлебной руги, об увеличении территории монастыря. В 1687 году Иоанн Алексеевич пожаловал на реке Мозге мельницу и небольшие угодия, недалеко от села Вощажникова.

В 1818 году обитель посетила сама императрица Мария Феодоровна. В 1894 году здесь побыл Иоанн Кронштадтский. В 1926 году Рождественский монастырь был закрыт, после чего в храме был организован музей. В 1997 году храм вернули Русской православной церкви.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь был основан в память Сергия Радонежского

Еще один монастырь в Ростове Великом был основан в память преподобного Сергия Радонежского — это Троице-Сергиев Варницкий монастырь.

О первых веках постройки монастыря ничего не известно. Известно то, что мужской монастырь был основан в 1427 году. Монастырь был основан через пять лет после смерти Сергия Радонежского. Во время нападения польско-литовских войск храм подвергся нападению. Монастырь был сожжен. Он волочил свое несчастное существование, до тех пор, пока Михаил Федорович не пожаловал грамоту. После монастырь было решено переименовать в женский. Сюда стали переселять монахинь.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Здесь монахиням пришлось очень тяжело, так как был недостаток дров, пропитания. Тогда монахини просили вернуть их обратно в Рождественский монастырь. Всю Варницкую обитель перевели в Спасо-Песоцкий монастырь.

В 1770 году стали строить храм в честь Святой Троицы. Недалеко от монастыря построили богадельню для духовенства Ярославской епархии. Все постройки были построены на средства различных благотворителей. Вскоре архимандрит монастыря по просьбе властей выселил всех из келий.

1995
в этом году монастырь Святой Троицы был возращен Русской православной церкви

В том же году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий второй подписал указ о том, чтобы Троице-Сергиева Лавра взяла под свою опеку Варницкую обитель. Тогда и начались реставрационные работы. Первым настоятелем монастыря стал игумен Борис.

В 2000 году стал строиться новый Троицкий собор. Его старались строить более схожим с прежним. В 2002 году была построена православная гимназия в честь преподобного Сергия. В 2005 году даже было открыто отделение, в котором могли проживать ученики 10-11 классов. После чего этот пансион стал очень известен по всей стране.

В 2014 году Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл освятил новый собор в честь Святой Троицы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector